Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
21.10.2018
Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с пояснительной запиской, календарно-тематическим планированием, внутрипредметным модулем "Краеведение", с указанием планируемых результатов, количества контрольных и проверочных, практических работ, экскурсий, проектов по разделам и домашним заданием, учебника. УМК "Школа России".
ОКР.doc
1) Пояснительная записка  Данная программа составлена на основе: Закона  «Об образовании в Российской Федерации».  1. 2. Приказа     Минобразования   РФ   от   05.03.2004   N   1089   (ред.   от   19.10.2009)   "Об   утверждении   Федерального   компонента   государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»  3. Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» г. Москва, «Просвещение» 2015г.  4. Учебник: А. А. Плешаков, 4 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2015 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. 5. Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков, 4 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2018 г.  Целями изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе являются: ­ формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; ­ духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях   культурного   и   конфессионального   многообразия российского общества.           Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, письменные домашние задания, компьютерный контроль.  2) Планируемые результаты освоения  учебного предмета Личностные, метапредметные и общие предметные результаты. Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:  ­основы гражданской идентичности  личности в форме осознания «Я» как  гражданина России, ответственного за  сохранение её природного и культурного  наследия;  ­ умение осознанно использовать  обществоведческую лексику для  выражения своих представлений о правах  и обязанностях гражданина России, о  правах ребёнка, о государственном  устройстве Российской Федерации;  ­ чувства сопричастности к  отечественной истории через историю  своей семьи и гордости за свою Родину,  российский народ, историю России  Метапредметные результаты Регулятивные УУД. Большинство обучающихся научится: ­ понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;  ­ сохранять учебную задачу в течение всего урока;  ­ ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с  изучаемым материалом урока;  ­ выделять из темы урока известные знания и умения, определять  круг неизвестного по изучаемой теме;  ­ планировать своё высказывание (выстраивать  последовательность предложений для раскрытия темы,  приводить примеры, делать обобщение);  ­ планировать свои действия;  ­ фиксировать по ходу урока и в конце его  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;  ­ самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и Предметные результаты Большинство обучающихся научатся: ­ понимать особую роль России в мировой истории;  рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах,  вызывающих чувство гордости за свою страну;  ­ находить и показывать на карте России государственную  границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его  главный город, другие города современной России, узнавать по  фотографиям и описывать достопримечательности регионов и  городов России;  ­ называть элементы государственного устройства России,  объяснять их роль в жизни страны;  ­ называть имя действующего Президента Российской  Федерации и его полномочия как главы государства; ­  понимать, в чём различия между государственным устройством  современной России и государственным устройством нашей  страны в другие периоды её истории; посредством знакомства с достижениями  страны, вкладом соотечественников в её  развитие;  ­ осознание своей этнической  принадлежности в контексте принципа  российской гражданственности «Единство в многообразии»;  ­ понимание себя наследником ценностей  многонационального российского  общества и всего человечества, в том  числе на основе формирования понятий  «Всемирное природное наследие» и  «Всемирное культурное наследие»;  ­ целостный, социально ориентированный  взгляд на мир в его органичном единстве  и разнообразии природы, народов,  культур и религий, в том числе на основе  построения и сопоставления картины  мира с точки зрения астронома, географа,  историка, эколога;  ­ уважительное отношение к истории и  культуре народов России и мира через  понимание их взаимной связи и  представление о необходимости  исторической преемственности в жизни  общества;  ­ начальные навыки адаптации в  динамично изменяющемся и  развивающемся мире, в том числе на  основе представлений об историческом  развитии родной страны, изменениях в её  современной жизни и возможностях  собственного участия в построении её  будущего;  ­ осознанная готовность к выполнению  социальной роли ученика (действовать в  соответствии с нормами и правилами  школьной жизни), мотивационная основа  учебной деятельности и личностный  смысл учения;  ­ самостоятельность и личностная  ответственность за свои поступки,  сохранность объектов природы, будущее  России;  ­ эстетические потребности, ценности и  чувства через восприятие природы России вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце  действия, так и по ходу его реализации;  ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  ­ контролировать и корректировать свои действия в учебном  сотрудничестве;  ­ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  ­ использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,  планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД  Большинство обучающихся научится: ­понимать, толковать и организовывать свою деятельность в  соответствии с условными знаками и символами, используемыми  в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи  информации;  ­ осуществлять поиск необходимой информации из различных  источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения  учебных заданий;  ­ выделять существенную информацию из текстов и литературы  разных типов и видов (художественных и познавательных);  ­ использовать знаково­символические средства, в том числе  модели и схемы для решения учебных задач;  ­ понимать содержание текста, интерпретировать смысл,  фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем,  рисунков, моделей и пр.;  ­ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и  несущественных признаков;  ­ осуществлять сравнение и классификацию по заданным  критериям;  ­ устанавливать причинно­следственные связи;  ­ строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и  связях;  ­ строить доказательство своей точки зрения по теме урока в  соответствии с возрастными нормами;  ­ проявлять творческие способности при выполнении рисунков,  схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных  работ и пр.;  ­ ориентироваться на разнообразие способов решения  познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;  ­ моделировать экологические связи в природных сообществах.  Коммуникативные УУД.  Большинство обучающихся научится: ­ включаться в диалог с учителем и сверстниками, в  коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать  вопросы; ­ объяснять, что такое права человека, как законы страны и  самый главный из них — Конституция Российской Федерации  — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав  ребёнка;  ­ раскрывать значение государственных символов России,  находить их среди государственных символов других стран;  ­ называть главные праздники России, объяснять их значение в  жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов  России;  ­ рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа,  историка, эколога; ­ проводить несложные астрономические  наблюдения;  ­ изготавливать модели планет и созвездий;  ­ использовать глобус и карту мира для получения информации  о Земле;  ­ анализировать экологические проблемы планеты и предлагать  способы их решения;  ­ приводить примеры объектов Всемирного наследия и  животных из международной Красной книги;  ­ находить и показывать на физической карте России различные  географические объекты, на карте природных зон России —  основные природные зоны;  ­ объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей  стране, давать характеристику природной зоны по плану,  сравнивать различные природные зоны;  ­ приводить примеры растений и животных разных природных  зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;  ­ выявлять экологические связи в разных природных зонах,  изображать эти связи с помощью моделей;  ­ оценивать деятельность людей в разных природных зонах,  раскрывать возникающие экологические проблемы и способы  их решения, приводить примеры заповедников и национальных  парков России;  ­ давать краткую характеристику своего края;  ­ различать и описывать изученные природные объекты своего  края, пользоваться атласом­определителем для распознавания  (определения) объектов неживой и живой природы;  ­ давать краткую характеристику природных сообществ своего  края;  ­ выявлять экологические связи в природных сообществах,  изображать эти связи с помощью моделей;  ­ оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в  разных природных сообществах;  ­ рассказывать об охране природы в своём крае;  ­ различать отрасли растениеводства и животноводства,  представленные в экономике своего края; и родного края, знакомство с культурой  регионов России, развитием культуры  страны и родного края в различные  периоды истории;  ­ этические чувства, доброжелательность  и эмоционально­ нравственная  отзывчивость, понимание и  сопереживание чувствам других людей в  ходе знакомства с историей Отечества,  образами великих соотечественников,  картинами жизни людей в разные  исторические периоды;  ­ навыки сотрудничества со взрослыми и  сверстниками в разных социальных  ситуациях, умение не создавать  конфликтов и находить выходы из  спорных ситуаций, в том числе при  выполнении учебных проектов и в других  видах внеурочной деятельности;  ­ установка на безопасный, здоровый  образ жизни на основе знаний о  природном разнообразии России и  зависимости труда и быта людей от  природных условий;  ­ мотивация к творческому труду, работе  на результат, бережное отношение к  материальным и духовным ценностям на  основе знакомства с природным и  культурным достоянием России, вкладом  людей многих поколений в создание  материальных и духовых ценностей  родной страны и родного края.  ­ формулировать ответы на вопросы;  ­слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит  собеседник;  ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  ­ формулировать собственное мнение и позицию в устной и  письменной форме;  ­ аргументировать свою позицию;  ­ понимать различные позиции других людей, отличные от  собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;  ­ признавать свои ошибки, озвучивать их;  ­ употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,  пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за  замечание, я его обязательно учту» и др.;  ­ понимать и принимать задачу совместной работы, распределять  роли при выполнении заданий;  ­ строить монологическое высказывание, владеть диалогической  формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  ­ готовить сообщения, выполнять проекты по теме;  ­ составлять рассказ на заданную тему;  ­ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь;  ­ продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;  ­ строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие,  что он знает и видит, а что нет;  ­ использовать речь для регуляции своего действия;  ­ адекватно использовать речевые средства для решения  различных коммуникативных задач;  ­ достаточно точно, последовательно и полно передавать  информацию, необходимую партнёру. ­ приводить примеры исторических источников, различать и  сравнивать источники информации о прошлом;  ­ соотносить дату исторического события с веком, находить  место события на «ленте времени»;  ­ читать историческую карту;  ­ перечислять эпохи истории человечества в правильной  последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху,  узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям  прошлого, сохранившимся до наших дней;  ­с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал  планету Земля;  ­ описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения  людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;  ­ показывать на карте границы, территорию, столицу, другие  города России в разные периоды истории, места некоторых  важных исторических событий;  ­ рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника  об изученных событиях истории России;  ­ соотносить даты и события, определять последовательность и  значение некоторых важных событий в истории России;  ­ составлять исторические портреты выдающихся людей  прошлого, высказывать суждения о них;  ­ описывать облик Москвы и Санкт­Петербурга в разные века,  узнавать их достопримечательности;  ­ называть и описывать некоторые выдающиеся памятники  истории и культуры России;  ­ находить в домашнем архиве исторические свидетельства;  ­ раскрывать связь современной России с её историей;  ­ использовать дополнительную литературу, Интернет для  получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в  прошлом и настоящем. 3) Содержание учебного предмета № 1 Наименование раздела Земля и человечество. Основные виды деятельности обучающихся Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Объяснять (характеризовать) движение Земли  относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Показывать изучаемые звёзды и созвездия на  картах звёздного неба. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой). Показывать на глобусе и карте  материки и океаны. Находить и определять географические объекты на физической карте России. Объяснять влияние Солнца на распределение солнечного тепла на земле. Планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений. Ставить и формулировать проблему. Строить рассуждения в форме простых суждений.  Формулировать собственное мнение и позицию. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями  партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 2 Природа России. 3 Родной край ­ часть большой страны. 4 Страницы всемирной истории. 5 Страницы истории Отечества. 6 Современная Россия. Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы, разные водоёмы и определять их названия. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта  людей разных природных зон. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон. Принимать и  сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Оценивать  правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов  требованиям данной задачи. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно­следственные связи. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в  устной форме. Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью. Определять  цели, функции участников, способы взаимодействия. Вести диалог, слушать и слышать собеседника. Проявлять  активность во взаимодействии для решения коммуникативно­познавательных задач. Осмысление значения понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион.  Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) водоёмы нашей местности. Характеризовать свойства изученных  полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края). Характеризовать природное сообщество лес, луг. Оценивать правильность выполнения  действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Вносить необходимые коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для  создания нового, более совершенного результата. Владеть основами смыслового восприятия познавательного  материала, сообщаемого в устной форме, выделять существенную информацию. Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Учитывать разные мнения и  интересы и обосновывать собственную позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. Аргументировать свою позицию и координировать её  с позициями партнёров. Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических  событий с помощью «ленты времени». Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая  важнейшие изученные события из истории Отечества. Планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Осуществлять поиск  необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Формулировать  собственное мнение и позицию, Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических  событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком. Подготавливать небольшие  рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Выделять и  формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Вносить необходимые дополнения и изменения в план и  способ действия. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в  исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Самостоятельно находить в учебнике и  дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага).  Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других  гербов. Знать текст Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его. Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой  информации. Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой,  событием, фактом. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Владеть основами смыслового восприятия  познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных  источников. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия  партнёра. № п/п Наименование разделов (или тем) Общее количество часов на изучение раздела (тем) 1 2 3 4 5 6 Земля и  человечество. Природа России. Родной край ­ часть  большой страны. Страницы всемирной истории. Страницы истории  Отечества. Современная Россия. Итого 9 9 13 7 19 11 68 Контрольные работы Проверочных 1 – вводная  контрольная работа  №1 работ №1 ­ 1 – промежуточная  контрольная работа  №2 ­ ­ 1 – итоговая  контрольная работа  №1 1 – ВПР 3 – контрольные  работы 1 – ВПР №2 №3 №4 №5 №6 6 Из них Практических работ Проектов Экскурсий ВПМ  «Краеведение» 4 9 6 ­ 5 ­ 24 1 1 1 1 2 ­ 6 ­ ­ 3 ­ 1 ­ 4 ­ ­ 10 ­ ­ ­ 10 4) Календарно­тематическое планирование № п/п №  п/т Тема урока Мир глазами астронома. 1 2 1 2 Планеты солнечной системы. Смена на Земле дня и  Дата/план Дата/факт Количество часов Дом. зад. Земля и человечество – 9 часов 1. Выбрать тему проекта. 2. Учебник: прочитать текст на с.  4­8, ответить на вопросы. 3. Выполнить задания на 4­8 на с.  7 рабочей тетради. 1.Учебник: прочитать текст на с.  1 1 ночи, времён года. Практическая работа №1.  «Смена на Земле дня и ночи, времен года». 3 4 5 6 7 8 3 4 5 6 7 8 Звездное небо ­ Великая книга Природы.  Практическая работа №2. «Знакомство с картой  звёздного мира». Мир глазами географа. Глобус и географическая  карта. Практическая работа №3. «Работа с  географической картой, глобусом». Мир глазами историка. Практическая работа №4.  «Работа с исторической картой». Когда и где? Мир глазами эколога. Проверочная  работа №1. Проект «Всемирное наследие в России».  Сокровища земли под охраной человечества. Вводная контрольная работа № 1. 9­15. 2.Выполнить задания на с. 8­11  рабочей тетради. 3.Совершить виртуальное  путешествие на одну из планет,  для этого обратиться к  дополнительной литературе. 1.Учебник: прочитать текст на с.  22­28. 2.Выполнить задания на с. 14­15  рабочей тетради. 1.Учебник: прочитать текст на с.  9­15. 2.Выполнить задания на с. 8­11  рабочей тетради. 3.Написать сочинение на тему  «Какой я представляю Землю  глядя на глобус (географическую  карту)». 1.Учебник: прочитать текст на с.  29­35. 2.Выполнить задание 5 на с. 18  рабочей тетради. 1.Учебник: прочитать текст на с.  36­40, 41­47, ответить на  вопросы. 2.Выполнить задания на с. 19­20,  задания 4­6 на с. 22  рабочей  тетради. 1.Учебник: прочитать текст на с.  48­53. 2.Выполнить задания 5, 6 на с. 25  рабочей тетради. 1.Учебник: прочитать текст на с.  54­56. 2.Выполнить задание 4 на с. 27  рабочей тетради. 3.Написать сочинение на тему  1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 9 1 2 3 4 5 Проект «Всемирное наследие в России».  Презентация проекта. Равнины и горы России. Практическая работа №5. «Поиск и показ на карте изучаемых объектов». Природа России – 9 часов  Моря, озёра и реки России. Практическая работа  №6. «Показ географических объектов на карте:  моря, озера, реки». Природные зоны. Практическая работа №7.  «Поиск и показ на карте природных зон России». Зона арктических пустынь. Практическая работа  №8. «Рассматривание гербарных растений,  выявление признаков их приспособленности к  условиям жизни в Арктике». Тундра. Практическая работа №9.  «Рассматривание гербарных экземпляров  растений, выявление признаков их  приспособленности к условиям жизни в тундре». 1 1 1 1 1 1 «Каким бы я хотел видеть  окружающий нас мир». Повторить всё изученное в  разделе «Земля и человечество». 1.Учебник: прочитать текст на с.  60­65, выполнить задания. 2.Выполнить задания 3­5 на с. 32­ 33  рабочей тетради. 1.Учебник: прочитать текст на с.  66­70, выполнить задания для  домашней работы. 2.Выполнить задание 5 на с. 35  рабочей тетради. 3.Дополнительно: подготовить  сообщения о путешественниках,  чьим именем названы моря. 1.Учебник: прочитать текст на с.  71­75. 2.Выполнить задания 3­5 на с. 38  рабочей тетради. 3.Индивидуальное задание:  подготовить рассказ о животных  Арктики (морж, белый медведь и  др.). 1.Учебник: прочитать текст на с.  76­83. 2.Выполнить задания на с. 39­41  рабочей тетради. 3.Подобрать материал о труде  людей в Арктике. Подумать,  какими качествами должен  обладать человек, чтобы работать здесь. 1.Учебник: прочитать текст на с.  84­93. 2.Выполнить задания 2, 3, 7, 8 на  с. 43, 45, 46 рабочей тетради. Проект «Леса России. Заповедники и  национальные парки России». Организация  проекта. Лес и человек. Практическая работа  №10. «Рассматривание гербарных экземпляров  растений, выявление признаков их  приспособленности к условиям жизни в зоне  лесов». Зона степей. Практическая работа №11.  «Рассматривание гербарных экземпляров  растений, выявление признаков их  приспособленности к условиям жизни в зоне  степей». Пустыни. Практическая работа №12.  «Рассматривание гербарных экземпляров  растений, выявление признаков их  приспособленности к условиям жизни в зоне  пустынь». У Чёрного моря. Практическая работа №13.  Рассматривание гербарных экземпляров  растений, выявление признаков их  приспособленности к условиям жизни в зоне  субтропиков». Проверочная работа №2. Родной край – часть большой страны – 13 часов  ВПМ «Краеведение». Наш край. Практическая  работа№14. «Работа с географической картой  Калининградской области». ВПМ «Краеведение». Поверхность нашего края.  Экскурсия №1. «Формы поверхности нашего  края». 15 16 17 18 19 20 6 7 8 9 1 2 1.Учебник: прочитать текст на с.  95­102, 103­109. 2.Выполнить задания на с. 48­50,  задание 2 на с. 50 рабочей  тетради. 3.Закончить проект. 1.Учебник: прочитать текст на с.  110­117, выполнить задания. 2.Выполнить задания 3, 4, 8, 9 на  с. 54, 56 рабочей тетради. 1.Учебник: прочитать текст на с.  118­125. 2.Выполнить задания 7, 8 на с. 59­ 60  рабочей тетради. 1.Учебник: прочитать текст на с.  126­134. 2.Выполнить задания 2, 8, 9 на с.  60, 63 рабочей тетради. 3.Повторить все природные зоны,  составить кроссворд по  природным зонам. 1.Учебник: прочитать текст на с.  138. 2.Выполнить задания 4­6 на с. 66  рабочей тетради. 3.Найти (выучить) стихи и песни  о родном крае. 1.Учебник: прочитать текст на с.  139­144. 2.Выполнить рисунок или модель  поверхности своего края. 1 1 1 1 1 1 ВПМ «Краеведение». Водные богатства нашего  края. Практическая работа №15.  «Рассматривание гербарных экземпляров  растений пресных вод и их распознавание». ВПМ «Краеведение». Наши подземные богатства.  Практическая работа №17. «Рассматривание  образцов полезных ископаемых края,  определение их свойств». 3 4 21 22 ВПМ «Краеведение». Земля ­ кормилица. Проект  «Лес и человек. Заповедники и национальные парки России». Презентация проекта 23 5 24 25 6 7 ВПМ «Краеведение». Жизнь леса. Лес ­ природное сообщество. Экскурсия №2. «Знакомство с  растениями и животными леса, их  распознавание в природных условиях с  помощью атласа­определителя». Практическая  работа №16. «Рассматривание гербарных  экземпляров растений леса и их распознавание». ВПМ «Краеведение». Жизнь луга. Луг –  природное сообщество. Практическая работа  №18. «Рассматривание гербарных экземпляров  растений луга и их распознавание». 1 1 1 1 1 1.Учебник: прочитать текст на с.  145­148. 2.Выполнить задание 4 на с. 70   рабочей тетради. 1.Учебник: прочитать текст на с.  149­159. 2.Выполнить задания 2, 4 на с. 71, 73 рабочей тетради. 3.Изготовить карточки с  условными обозначениями  полезных ископаемых. 1.Учебник: прочитать текст на с.  160­163. 2.Выполнить задание 1 на с. 74  рабочей тетради. 3.Вылепить из пластилина макет  разреза почвы, характерной для  своего края. 4.Дополнительные задания: а) составить памятку для  работников сельского хозяйства  «Как защитить почву на полях»; б) подобрать стихи, пословицы,  загадки о почве, земле­ кормилице. 1.Учебник: прочитать текст на с.  164­169. 2.Выполнить задания 2, 3 на с. 76­ 77  рабочей тетради. 3. Подготовить два сообщения на  темы «Растение леса»,  «Животное леса». 1.Учебник: прочитать текст на с.  170­177. 2.Выполнить задания 2, 3, 7 на с.  78, 79, 81  рабочей тетради.  3. Подготовить два сообщения на ВПМ «Краеведение». Жизнь пресного водоема.  Экскурсия №3. «Знакомство с обитателями  пресного водоёма». ВПМ «Краеведение». Растениеводство в нашем  крае. Практическая работа №19.  «Рассматривание гербарных экземпляров  растений, их распознавание с помощью атласа­ определителя, знакомство с культурными  растениями края». ВПМ «Краеведение». Животноводство в нашем  крае. Проверочная работа №3. Промежуточная контрольная работа № 2. 26 27 8 9 28 10 29 11 30 31 12 13 Проект «Национальные парки мира».  Организация проекта. Презентация проектов «Национальные парки  мира». Страницы всемирной истории – 7 часов  темы «Растение луга»,  «Животное луга». 1.Учебник: прочитать текст на с.  178­186. 2.Выполнить задания 2, 3, 5, 8 на  с. 82­85  рабочей тетради.  3. Подготовить два сообщения на  темы «Растение пресного  водоема», «Животное пресного  водоема». 1.Учебник: прочитать текст на с.  187­194. 2.Выполнить задание 4 на с. 88   рабочей тетради.  3.Подготовить сообщение на тему «Культурные растения моего  края». 1.Учебник: прочитать текст на с.  195­203. 2.Выполнить задание 3 на с. 91   рабочей тетради.  3.Подготовить сообщение на тему «Домашние животные моего  края». 1.Изобразите дома пруд,  сочините стихотворение или  песенку, передав все краски и  своё настроение. 2.Составить или подобрать  загадки, скороговорки о  сказочных героях водоёма,  нарисовать их.  Закончить проект. Повторить всё изученное в  разделе «Родной край – часть  большой страны». 1 1 1 1 1 1 Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.  Проверочная работа №4. Проект «Как защищают природу». Организация  проекта. Проект «Как защищают природу». Презентация  проекта. Жизнь древних славян. Страницы истории Отечества – 19 часов  Проект «Во времена Древней Руси. Правители  Древней Руси». Организация проекта. 32 33 34 35 36 37 38 39 40 1 2 3 4 5 6 7 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1.Учебник: прочитать текст на с.  4­7. 2.Выполнить задания 3, 4 на с. 4   рабочей тетради.  1.Учебник: прочитать текст на с.  8­14. 2.Выполнить задания 3, 4 на с. 6   рабочей тетради.  1.Учебник: прочитать текст на с.  15­21. 2.Выполнить задание 1 на с. 7   рабочей тетради.  1.Учебник: прочитать текст на с.  22­27. 2.Выполнить задания 1, 3, 6 на с.  9­10  рабочей тетради.  1.Учебник: прочитать текст на с.  28­32. 2.Написать сочинение на тему  «Что я могу сделать для своей  эпохи?».  Закончить проект. Повторить всё изученное в  разделе «Страницы всемирной  истории». 1.Учебник: прочитать текст на с.  34­39. 2.Выполнить задание 3 на с. 14   рабочей тетради.  1.Учебник: прочитать текст на с.  40­45. 2.Выполнить задания 2, 3 на с. 16  рабочей тетради.  3.Найти   и   прочитать   былину   об Илье Муромце. 4.Закончить проект. Страна городов. Экскурсия № 4. «Знакомство с  историческими достопримечательностями  родного края (города, села). Проект « Правители Древней Руси». Презентация  проекта. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Практическая  работа №20. «Найти и показать изучаемые  объекты на исторических картах». Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Практическая работа №21.  «Работа с исторической картой. Куликовская  битва». Иван Третий. 3 4 5 6 7 8 9 10 Мастера печатных дел. Патриоты России. 41 42 43 44 45 46 47 48 1 1 1 1 1 1 1 1   1.Учебник: прочитать текст на с.  46­54. 2.Выполнить задания 1, 2 на с. 17 рабочей тетради. Подготовить сообщение о любом городе Древней Руси. 1.Учебник: прочитать текст на с.  55­58. 2.Выполнить задание 3 на с. 19   рабочей тетради.  любознательных: 3.Для подготовить   сообщение   на   тему «Как   рождается   книга   в   наши дни». 1.Учебник: прочитать текст на с.  59­64. 2.Выполнить задания 2, 5 на с. 21­ 22  рабочей тетради.  3.Написать мини­сочинение «Ледовое   побоище   глазами очевидцев». 4.Найти дополнительный материал об Александре Невском и сделать сообщение в классе. 1.Учебник: прочитать текст на с.  65­69. 2. Подготовить сообщение о  возникновении Москвы, Кремля. 1.Учебник: прочитать текст на с.  70­74. 2.Выполнить   задание   4   на   с.   26 рабочей тетради. 1.Учебник: прочитать текст на с.  75­71. 2.Выполнить задания 1, 5 на с. 26, 28  рабочей тетради.  1.Учебник: прочитать текст на с.  82­86, 87­91 выполнить задания. 49 50 51 11 12 13 52 14 53 54 55 56 15 16  17   18 Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Проверочная  работа №5. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Практическая  работа №22. «Работа с исторической картой». Страницы истории XIX века. Практическая  работа №23. «Работа с исторической картой». Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920­1930­х годов. Великая война и Великая Победа. Практическая  работа №24. «Сталинградская и Курская  1 1 1 1 1 1 1 1   2.Выполнить   задание   2   на   с.   30 рабочей тетради.  3.Привести примеры патриотизма в наше время. 4.Написать сочинение­ рассуждение:   «Могу   ли   я   себя назвать патриотом России?». 1.Учебник: прочитать текст на с.  94­100. 2.Выполнить задание 6 на с. 34­35 рабочей тетради.  Учебник: прочитать текст на с.  101­104.   дополнительный 1.Учебник: прочитать текст на с.  105­111. 2. Подготовить сообщения об А. В. Суворове, Ф. Ф. Ушакове. 1.Учебник: прочитать текст на с.  112­119. 2.Выполнить   задание   3   на   с.   40 рабочей тетради.  3.Найти материал по данной теме. 1.Учебник: прочитать текст на с.  122­126. 2.Выполнить задания 2, 4 на с. 42­ 43  рабочей тетради.  1.Учебник: прочитать текст на с.  127­133. 2.Выполнить задания 3,5 на с. 46­ 47  рабочей тетради.  1.Учебник: прочитать текст на с.  136­139. 2.Выполнить   задание   3   на   с.   49 рабочей тетради.  1.Учебник: прочитать текст на с.  140­146. битвы». Проект «Наш край в годы Великой  отечественной войны». Организация проекта.  Страна, открывшая путь с космос. 57 19  58 59 60 61 62 63 1 2 3 4 5 6 Основной закон России и права человека. Современная Россия – 11 часов  Проект «Наш край в годы Великой отечественной  войны». Презентация проекта. Всероссийская проверочная работа. Мы ­ граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Проверочная работа №6. 1 1 1 1 1 1 1 2.Выполнить   задание   1   на   с.   50 рабочей тетради.  3.   Подготовить   сообщения   о защитниках   Москвы,   Брестской крепости, Сталинграда. 4. Подготовить сообщение о  любом герое Великой  Отечественной войны. 1.Учебник: прочитать текст на с.  147­152. 2.Выполнить   задание   4   на   с.   53 рабочей тетради.  3.   Выполнить   работу   с «Героической летописью России» на   с.   53   рабочей   тетради.   4. Закончить  проект. Повторить всё изученное   в   разделе   «Страницы истории Отечества». Подготовить 1.Учебник: прочитать текст на с.  156­163. 2.Выполнить задания 1, 4, 5, 8 на с. 55, 58­59  рабочей тетради.  Подготовить сообщения о  космонавтах (Ю. Гагарин, Г.  Титов, В. Терешкова, Е. Леонов и  др.)   поговорки, загадки о Родине. 1.Учебник: прочитать текст на с.  164­167. 2.Выполнить задание 5 на с. 62   рабочей тетради. Учебник: прочитать текст на с.  168­174. 1.Учебник: прочитать текст на с.  175­179. 2.Выполнить задания 2, 3 на с. 65    пословицы, 64 – 65  7 – 8  Путешествие по России.  Урок – викторина « Окружающий мир в нашей  жизни: зачем?». Итоговая контрольная работа №3. Что мы узнали и чему научились за год. 9 10 11 66 67  68   2 1 1 1 рабочей тетради. Подготовить сообщение по своей  теме. Повторить всё изученное в  разделе «Современная Россия». Подготовить по три вопроса для  одноклассников по изученным  разделам. Повторить всё что узнали, чему  научились в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.