Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
13.02.2017
Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Представлена рабочая программа и календарно - тематическое планирование по предмету "Окружающий мир"в 4 классе по учебно - методическому комплексу "Школа России". Рабочая программа состоит из разделов:1.Планируемые результаты изучения предмета. 2.Содержание учебного предмета. Календарно - тематическое планирование: номер урока, раздел, тема урока, количество часов и дата.Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру 4 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Соузгинская средняя общеобразовательная школа» Рекомендовано к утверждению на заседании методического  объединения МБОУ «Соузгинская СОШ» учителей начальных классов протокол №__ от «___»_________2016  г руководитель методического  объединения учителей начальных  классов  _____________Каратаева Н.В. Согласовано заместитель директора по учебно­воспитательной  работе МБОУ «Соузгинская СОШ» _____________М.М. Кузнецова «___»_______________2016 г Утверждаю Директор  МБОУ «Соузгинская СОШ» ___________  С.А. Новикова «___»_____________2016г. Приказ №_____________ от«___»___________2016 г. Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс Составитель  программы:  Каратаева Наталья Викторовна 1 Соузга, 2016 г. Планируемые результаты изучения  предмета В   процессе   изучения   окружающего   мира   учащиеся   получат   возможность   развить   свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и историче­ ские знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В резуль­ тате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 4 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные уме­ ния, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Личностные универсальные учебные действия У четвероклассника будут сформированы: •  положительное   отношение   к   процессу   учения,   к   приобретению   знаний   и   умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; •   готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; •  осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; •  понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;   осознание   себя   как   гражданина   своего   Отечества,   обретение   чувства   любви   к  родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; •  умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально­этическими принципами; •   навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; •   осознание   ценности   природы   не   только   как   источника   удовлетворения   потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; •  понимание важности здорового образа жизни. У четвероклассника могут быть сформированы: •  стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность   преодолевать   учебные   затруднения   и   адекватно   оценивать   свои   успехи   и неудачи, умение сотрудничать; • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; •   стремление   к   соблюдению   морально­этических   норм   общения   с   людьми   другой   на­ циональности, с нарушениями здоровья; в эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; •  осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. 2 Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Четвероклассник научится: •  организовывать  свою   деятельность,   готовить   рабочее   место   для   выполнения   разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.); •  принимать  (ставить) учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с  решаемыми учебно­познавательными,  учебно­практическими, экспериментальными задачами; •  действовать  согласно   составленному   плану,   а   также   по   инструкциям   учителя   или данным в учебнике, рабочей тетради; «  контролировать  выполнение   действий,   вносить   необходимые   коррективы   (свои   и учителя); •  оценивать  результаты   решения   поставленных   задач,   находить   ошибки   и   способы   их устранения. Четвероклассник получит возможность научиться: •оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; •  ставить  учебно­познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных   заданий   (перед   выполнением   наблюдения   и   опыта,   практической   работы   с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.) •  проявлять   инициативу  в   постановке   новых   задач,   предлагать   собственные   способы решения; •  адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные универсальные учебные действия Четвероклассник научится: •   осознавать учебно­познавательную, учебно­практическую, экспериментальную задачи; •  осуществлять  поиск   информации,   необходимой   для   решения   учебных   задач, изматериалов   учебника   (текстов   и   иллюстраций),   рабочей   тетради,   собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; •  понимать  информацию,   представленную   в   вербальной   форме,   изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения,   обобщения,   классификации,   установления   причинно­следственных   связей, построения рассуждений и выводов; •  подводить   под   понятие  (в   сотрудничестве   с   учителем,   одноклассниками)   на   основе выделения существенных признаков природных объектов; • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; •  осуществлять  кодирование   и   декодирование   информации   в   знаково­символической форме. Четвероклассник получит возможность научиться: 3 •  осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную); •  дополнять  готовые   информационные   объекты   (тексты,   таблицы,   схемы,   диаграммы), создавать собственные; •  осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Коммуникативные универсальные учебные действия Четвероклассник научится: •осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; •аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; •вступать   в   учебное   сотрудничество  с   учителем   и   одноклассниками,   осуществлять совместную   деятельность   в   малых   и   больших   группах,   осваивая   различные   способы взаимной помощи партнёрам по общению; •допускать  возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   проявлять терпимость   по   отношению   к   высказываниям   других,   проявлять   доброжелательное   от­ ношение к партнёрам. Четвероклассник получит возможность научиться: •оперировать  в   речи   предметным   языком   ­   правильно   (адекватно)   использовать   ес­ тественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; •планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; •проявлять   инициативу  в   поиске   и   сборе   информации   для   выполнения   коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; •уважать позицию партнёра; •участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы  на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Предметные результаты Четвероклассник  в   результате   изучения   курса   «Окружающий   мир»   (блок   «Человек   и природа») научится: • различать на основе наблюдений с помощью иллюстраций, учебного текста формы суши и   виды   водоёмов,   космические   тела   (звезда,   планета,   спутник,   созвездия   на   примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы); •  приводить примеры представителей разных групп растений и животных; •  описывать,   характеризовать  изученные   природные   объекты   и   явления,   называя   их существенные   признаки,   характеризуя   особенности   внешнего   вида   (на   примере   своей местности); •  сравнивать и классифицировать  объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия,   выделять   существенные   и   несущественные   признаки,   распределять   растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям; •различать  на   физической   карте   с   помощью   окраски   и   условных   знаков   формы   суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых; • определять с помощью наблюдений и опытов свойства полезных ископаемых, почвы; 4 •  использовать  условные   знаки   для   обозначения   природных   объектов   и   явлений,   для характеристики   погодных   условий   (температуры   воздуха,   степени   облачности,   силы   и направления ветра); • находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России; •  объяснять  связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года; •  выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах; •  находить  факты   экологического   неблагополучия   в   окружающей   среде,   оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участво­ вать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); • выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых,   соблюдая   технику   безопасности,   пользуясь   простейшим   оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме; •использовать  готовые  модели  (глобусы,   карты,   рисунки,   схемы,   муляжи,   рельефные макеты   холма,   оврага   и   др.)   для   изучения   строения   изучаемых   объектов,   объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.; •  исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений). Четвероклассник получит возможность научиться: • рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях,   растительном   и   животном   мире   природных   зон,   о   труде   и   быте   людей   в природных зонах; • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам; •объяснять  отличия   человека   от   животных;   круговорот   веществ   и   воды   в   природе; причины   разных   климатических   условий   на   Земле,   приспособляемость   растений   и животных к разным природным условиям; •  готовить сообщения о  небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.; • пользоваться масштабом при чтении карт; •  обобщать  и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об   изучаемых   объектах   и   природных   процессах,   результаты   наблюдений   за   объектами природы, результаты эксперимента); •ставить  познавательную   задачу   перед   проведением   наблюдения   и   опыта,   подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод); •моделировать  природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.); • участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы. В   результате   изучения   историко­обществоведческого   материала   (блок   «Человек   и   об­ щество») курса «Окружающий мир» четвероклассник научится: •  воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; • использовать  элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно­познавательных задач; 5 •  узнавать  государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; •  находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; • показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий; • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; •  анализировать  иллюстрации,   сопоставлять   их   со   словесным   описанием   в   тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описы­ вать (пересказывать) изученные события из истории России; • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт­Петербурга, демонстрируя   фотографии   (репродукции   картин,   открытки)   государственных   зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры; •  рассказывать  об   исторических   деятелях;   приводить   примеры   открытий,   фактов   и событий   культуры,   истории   общества,   оценивая   их   значимость   в   жизни   людей   и   госу­ дарства; •  объяснять,  что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; •  различать  прошлое   и   настоящее;   соотносить   исторические   события   с   датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России; •   рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра). Четвероклассник получит возможность научиться: •  оценивать  характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство; • соблюдать морально­этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; •  заботливо относиться  к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья; • различать  нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам; •  объяснять  символический   смысл   цветных   полос   российского   флага,   изображений   на гербе России, Москвы, своего региона; •  рассказывать  по   рисункам,   схематическому   плану   о   военных   действиях   известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале); •  рассуждать  о   пошлом,   настоящем   и   будущем   Родины   и   родного   края;   отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»; •  находить   и   показывать  на   глобусе,   карте   полушарий,   политической   карте   мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рас­ сказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживаю­ щих в них; •  находить  дополнительную   информацию   об   исторических   деятелях,   князьях,   царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; •  оценивать  их   вклад   в   сохранение   независимости   нашего   государства,   в   развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её. В результате изучения правил безопасной жизни четвероклассник научится: 6 •   осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; •   оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми; •   соблюдать  правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; •  соблюдать  нормы   безопасного   и   культурного   поведения   в   транспорте   и   на   улицах города; •  объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой; •  составлять и выполнять режим дня. Четвероклассник получит возможность научиться: •   следовать правилам здорового образа жизни; •  оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Земля и человечество (9 ч) Мир   глазами   астронома.   Планеты   Солнечной   системы.   Звездное   небо   –   Великая   книга Природы.   Мир   глазами   географа.   Мир   глазами   историка.   Когда   и   где?   Мир   глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Природа России (10 ч) Равнины   и   горы   России.   Моря,   озёра   и   реки   России.   Природные   зоны   России.   Зона арктических   пустынь.   Тундра.   Леса   России.   Лес   и   человек.   Зона   степей.   Пустыни.   У Черного моря. Родной край – часть большой страны (15 ч) Наш край.  Поверхность  нашего  края.  Водные  богатства  нашего  края.  Наши  подземные богатства.   Земля   –   кормилица.   Жизнь   леса.   Жизнь   луга.   Жизнь   в   пресных   водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Страницы всемирной истории (5 ч) Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из   книжной   сокровищницы   Древней   Руси.   Трудные   времена   на   Русской   земле.   Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930­х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт,   нравы,   верования.   Века   Древней   Руси.   Территория   и   население   Древней   Руси. Страницы истории Отечества (20 ч) 7 Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин   Великий   Новгород.   Первое   свидетельство   о   Москве.   Культура,   быт   и   нравы Древней Руси. Наше Отечество в  XIII  —XV  вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв. Наше Отечество в  XVI  —XVII  вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­ лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVIIв Россия   в  XVIII  в.   Петр   Первый   —   царь­преобразователь.   Новая   столица   России   — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в  XIX  ­ начале XX в. Россия в  XX  в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император   России.   Революции   1917   г.   Гражданская   война.   Образование   СССР.   Жизнь страны в 20—30­е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник. Наша   страна   в   1945—1991   гг.   Достижения   ученых:   запуск   первого   искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура  1'ш сии в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. Современная Россия (9 ч) Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы   России:   Дальний   Восток,   Сибирь,   Урал,   Север   Европейской   России,   Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­ рические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.   8 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Соузгинская средняя общеобразовательная школа» Рекомендовано к утверждению на заседании методического  объединения МБОУ «Соузгинская СОШ» учителей начальных классов протокол №__ от «___»_________2016  г руководитель методического  объединения учителей начальных  классов  _____________Каратаева Н.В. Согласовано заместитель директора по учебно­воспитательной  работе МБОУ «Соузгинская СОШ» _____________М.М. Кузнецова «___»_______________2016 г Утверждаю Директор  МБОУ «Соузгинская СОШ» ___________  С.А. Новикова «___»_____________2016г Приказ №________________ «___»____________2016 г. Календарно­тематическое планирование по окружающему миру 9 по плану 68 часов, в неделю: 2часа учебник:Окружающий мир авторы:  ПлешаковА.А. № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Раздел, тема урока Количество часов Дата Земля и человечество Мир глазами астронома  Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.  Проверочная работа по теме: «Земля и человечество» Природа России Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Проверочная работа. Лес и человек  Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря.  9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Родной край – часть большой страны Наш край. Экскурсия.   Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица.  20. 21. 22. 23. 24. 25. Жизнь леса. 26. Жизнь луга. 27. Жизнь в пресных водах. 28- 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 59. 57-58. Природные сообщества родного края (экскурсии). Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения.  Проверочная работа.   Презентация проектов. Страницы Всемирной истории Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.  Проверочная работа. Страницы истории Отечества Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов.  Из книжной сокровищницы Древней Руси.  Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Проверочная работа. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в ХХ век. Страницы истории 1920–1930­х годов. Великая Отечественная война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа. 60. 61. 62. 63. Современная Россия Комплексная контрольная работа. Основной закон России и права человека.  Мы – граждане России. Славные символы России. 15 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 9 1 1 1 1 11 64. Такие разные праздники. 65-67. Путешествие по России. 68. Проверим себя и оценим свои достижения.   Проверочная работа. 3 1 1 12

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017