Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
29.04.2017
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса к учебно - методическому комплексу "Школа России", автор учебников А. А. Плешаков. Эта программа содержит требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты начального общего образования по окружающему миру. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
4 окружающий мир 4 класс.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 класс ( 2   часа в неделю )  базовый уровень 2016 – 2017 учебный год Составила: Мартынова Ольга Васильевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, планируемых результатах начального общего образования, примерной программы по  окружающему миру, авторской программы А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1­4 класс. (из сборника рабочих  программ  «Школа России» М.: «Просвещение», 2014г.)  К учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.. М.: «Просвещение»,  2016г Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;  —  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия  российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре,  истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере  природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук,  необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению  личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении,  прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё  личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как  компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции  естественно­научных и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего  школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного  уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее  национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для  дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит в  процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс  «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры  в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и  участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке,  природе и обществе, учатся осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и  культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и  культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать  правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо­ и  культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной  школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно­ценностных ориентации младшего  школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей  всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского  языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально­ научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды  деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей,  выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. • Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании  служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России  от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Место курса в учебном плане: На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели). Результаты изучения курса: Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание  своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление  гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и  религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о  нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному  отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях  неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения  учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и  познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,  обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и  технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и  причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого  иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,  культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с  содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной  действительности 2. сформированность целостного, социально­ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии  природы, народов, культуры, религии 3. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего  образования в области естественно­научных и социально­гуманитарных дисциплин 4. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 5. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной  жизни; 6.  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире  природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 7. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с  получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 8. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. Основная цель контроля по окружающему миру ­ проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы,  высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов  обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно­познавательные и учебно­ практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется  достижение опорного уровня v его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики,  промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность де­ монстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ ­ системы заданий различного уровня сложности по чтению,  русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых),  направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по  окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая: •    является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на  обновление и совершенствование качества образования; •    реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения ­ формирование универсальных учебных действий; •    позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; •    предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и  оптимистического прогнозирования. Критериями оценивания являются: •    соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения  образовательной программы начального общего образования ФГОС; •   динамика результатов предметной обученное™, формирования универсальных учебных действий. Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля  проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких  однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы  программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного  опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: ­   неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; ­   нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; ­   неправильное раскрытие (в рассказе­рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; ­   ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; ­   незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; ­   отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком,  иллюстративным материалом; ­   ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; ­   неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: ­   преобладание при описании объекта несущественных его признаков; ­   неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель­: на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; ­   отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к неправильному результату; ­   неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема» после наводящих вопросов; ­   неточности при нахождении объекта на карте. Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») ­ уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по  предыдущему учебному материалу: не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») ­ уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и  логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2­3 ошибок или 4­ 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения  логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») ­ достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4­6  ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3­5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному  материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполно­; раскрытия вопроса. «2» («плохо») ­ уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, не раскрытость обсуждаемого вопроса,  отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Тема урока №  п/п Кол­ во  часов Элементы содержания Требования к уровню подготовки Дата Ученик научится /  получит возможность  научиться Сформированность УУД план факт 1 Мир глазами астронома 1 Раздел 1. ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (11 ЧАСОВ) Солнце. Земля – планета,  общее представление о  форме и размерах Земли Что изучает астрономия Выпускник                научится: •   узнавать   изученные объекты   и   явления Знать название нашей планеты,  планет Солнечной системы. Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения  познавательного интереса о нашей  планете Л­1, Л­4, Р­7, П­1, П­16, К­ 1, К­5, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Т­4, Э­1 –  Э­7. 2 Планеты Солнечной  системы 3 Звёздное небо – Великая  книга  Природы. 1 1 Солнце. Земля – планета, общее  представление о форме  и размерах Земли. Луна  –естественный спутник  Земли, причины сены  дня и ночи и времён  года. Солнце. Земля –  планета, общее  представление о форме  и размерах Земли 4 Мир глазами географа. 1 Глобус как модель  Земли.  Элементарные  приемы чтения плана,  карты (без масштаба). Материки и океаны, их  названия, расположение  на глобусе  и карте Что изучает география живой   и   неживой природы;     •   описывать на основе предложенного плана изученные объекты   и   явления живой   и   неживой природы, выделять их существенные признаки;   •   сравнивать объекты живой   и   неживой природы   на   основе внешних   признаков или известных характерных   свойств и проводить простейшую классификацию изученных   объектов природы.   Знать название нашей планеты,  название планет Солнечной  системы. Уметь работать  с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать  несложные модели. Л­3, Л­4, Л­6,  Р­1,  Р­16, П­1,  П­6, К­1, К­5, К­11, Ч2­4, Ч2­8, Г­1, Г­3, Э­1 – Э­7. Знать название нашей планеты,  название планет Солнечной  системы. Уметь работать  с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать  несложные модели. Л­12, Л­21, Р­7, Р­11, П­7, П­12, П­16, К­18, Ч1­2,  Ч1­8, Г­5, Т­4, П­1 – П­5 Уметь показывать на карте,  глобусе материки и океаны, горы,  равнины, моря. Л­1, Л­4, Л­21, Р­1, П­6, П­12, П­ 16, К­18, Ч1­2, Ч1­8, Т­4, П­1 – П­5 5 Мир глазами историка. 1 6 Когда и где? 1 Способы познания  окружающего мира. История Отечества:  отдельные, наиболее  важные и яркие   исторические картины  быта, труда, традиций  людей в разные  исторические  времена Что изучает история,  исторические  источники, Способы познания  окружающего мира. История Отечества:  отдельные, наиболее  важные и яркие   исторические картины  быта, труда, традиций  людей в разные  исторические  времена. Счёт лет в истории,  исторические карты Выпускник      получит            возможность                         научитьс я: Уметь описывать отдельные  (изученные) события из истории  Отечества. Л­6, Л­7, Л­12, Р­7, П­1, П­23, К­1,  К­5, К­11, Ч2­4, Ч2­8, Г­1, Г­3, Г­5, Э­1 – Э­7.   •   использовать естественнонаучные тексты   (на   бумажных электронных и носителях,   в   том числе в   контролируемом Интернете)   с   целью поиска   информации, ответов   на   вопросы, объяснений,   создания собственных   устных или письменных высказываний;   Уметь описывать отдельные  (изученные) события из истории  Отечества, использовать ленту  времени. Л­4, Л­6, Л­12, П­1, П­6, К­1, К­5,  Ч1­8, Ч2­4, Г­5, Т­4, Э­1 – Э­7. 7 Мир глазами эколога  1 8 9 Сокровища Земли под  охраной человечества Всемирное наследие.  Сокровища Земли под  охраной человечества. Международная Красная  книга. 1 1 Человек – часть  природы. Зависимость  жизни и природы  человека от природы и  ее состояния Представление о  современных  экологических  проблемах планеты,  охрана окружающей  среды ­задача всего  человечества,  международное  сотрудничество в  области охраны  окружающей среды Охрана памятников  истории и культуры.  Правила поведения  в природе Охрана растительного и  животного мира •   готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;     •   моделировать объекты   и   отдельные процессы   реального мира с использованием виртуальных лабораторий механизмов, собранных конструктора; из   и   Уметь использовать  приобретенные знания  для оценки  воздействия человека на природу,  выполнение  правил поведения  в  природе и участие  в ее охране. Л­1, Л­21, Р­7, П­12, П­16, К­11, К­ 18, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Г­3, П­1 – П­5. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Л­ 6, Л­12, Л­21, Р­7, П­23, К­1, К­5,  К­11, Ч1­8, Ч2­4, Ч2­8, Г­5, Т­4, Э­ 1 – Э­7. Уметь использовать знания для  оценки воздействия человека на  природу. Л­3, Л­4, П­1, П­6, П­12,  К­18, Ч1­2, Г­1, Г­3, П­1 – П­5 Раздел 2.  ПРИРОДА  РОССИИ  (11 часов) 10 Обобщающий  урок по  разделу «Земля и  человечество»   Равнины и горы России 1 11 Моря, озёра и реки России  1 12 Природные зоны России 1 13 Зона арктических пустынь  1 Россия на карте.  Неживая и живая  природа.  Формы земной поверхности.   Моделирование форм  поверхности из песка,  глины или пластилина Водоемы, их  разнообразие,  использование  человеком Россия на карте.  Неживая и живая  природа.  Формы земной поверхности.   Моделирование форм  поверхности из песка,  глины или пластилина Растения и животные, их разнообразие.  Понимание связи  неживой и живой  природы.  Условия,  необходимые для жизни  Экологические  проблемы Выпускник                научится:         •   проводить несложные наблюдения в окружающей   среде   и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование измерительные приборы; инструкциям правилам   безопасности проведении наблюдений и опытов;   следовать и техники при   и •   использовать различные справочные издания   (словарь   по естествознанию, определитель растений   и   животных на основе   Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте,  глобусе материки и океаны, горы,  равнины, моря, реки (без указания  названий). Л­2, Л­3, Л­21, Р­7, П­ 16, К­1, К­5, Ч2­8, Г­1, Г­3, Э­1 –  Э­7. Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте,  глобусе материки и океаны, горы,  равнины, моря, реки (без указания  названий). Л­1, Л­4, Л­6, Л­12, П­1, П­6, П­12, К­11, К­18, Ч1­2, Ч1­8,  Ч2­4, Г­5, Т­4, П­1 – П­5. Природные зоны России,  растительный и животный мир,  особенности труда и быта людей 2– 3 природных зон. Л­3, Л­4, Л­6, П­ 6, П­12, К­11, К­12, К­18, Ч1­2, Ч1­ 8, П­1 – П­5. Знать общие условия,  необходимые  для жизни живых  организмов.  Уметь приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных арктических  пустынь. Л­1, Л­21, Р­7, П­1, П­6,  К­11, К­18, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Г­3, Г­ 5, Т­4, Э­1 – Э­7. 14 Тундра    15 Леса России  16 Лес и человек 1 1 1 Растения и животные, их разнообразие.  Понимание связи  неживой и живой  природы.  Условия,  необходимые для жизни  Экологические  проблемы Роль растений  в природе и жизни  людей. Понимание связи неживой и живой  природы Роль растений  в природе и жизни  людей, бережное  отношение человека к  растениям и животным иллюстраций,   атлас карт,   в   том   числе   и компьютерные издания)   для   поиска необходимой информации;   •   использовать готовые модели (глобус,   карта,   план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;   Выпускник         получит                 возможность                      научитьс я: •   готовить небольшие по презентации   Знать общие условия,  необходимые для жизни живых  организмов.  Уметь приводить примеры  представителей разных групп  растений  и животных тундры. Л­12, Л­21, Р­ 7, П­1, П­16, К­1, К­5, Ч2­4, Ч2­8,  Ч3­3,Г­1, Г­3, Г­5, Т­4, Э­1 – Э­7. Знать общие усло­ вия, необходимые  для жизни живых организмов,  правила поведения в природе.  Уметь приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных леса. Л­4, Л­ 6, Л­12, , П­12, П­16, К­1, К­5, Ч1­ 8, Ч2­4, Т­4, П­1 – П­5,  Уметь приводить примеры  представителей разных групп   растений и животных (2–3  представителя из изученных),  раскрывать особенности их  внешнего вида и жизни. Л­1Л­21, Р­ 7, П­1, П­6К­11, К­18, Ч1­2, Ч2­8,  Г­1, Г­3, Г­5, Э­1 – Э­7. 17 Зона степей.  18 Пустыни  19 У Чёрного моря  1 1 1 Растительный и  животный мир,  особенности труда и  быта людей, влияние  человека на природу  зоны, охрана природы Растительный и  животный мир,  особенности труда и  быта людей, влияние  человека на природу  зоны, охрана природы Растительный и  животный мир,  особенности труда и  быта людей, влияние  человека на природу  зоны результатам наблюдений и опытов;   •   моделировать объекты   и   отдельные процессы   реального мира с использованием виртуальных лабораторий механизмов, собранных конструктора; из и       •   осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность  за ее сохранение, соблюдать   правила экологичного поведения в школе и в (раздельный быту   Знать общие условия,  необходимые для жизни живых  организмов. Уметь приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных степей. Л­2,  Л­4, Л­6, П­12, П­16, К­1, К­5, Ч1­ 8, Ч2­4, Ч3­3, , Г­3, Г­5, Т­4, П­1 –  П­5.  Знать общие условия,  необходимые для жизни живых  организмов. Уметь приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных пустыни. Л­ 12, Л­21, Р­7, П­1, П­6, К­11, К­18,  Ч1­2, Ч2­8, Ч4­0,  Г­1, Э­1 – Э­7. Знать общие условия,  необходимые для жизни живых  организмов. Уметь приводить  примеры представителей разных  групп растений и животных  Черноморского побережья. Л­1, Л­ 3, Л­4, П­1, П­6, П­12, , К­7,  К­11,  Ч2­8, Г­1, Г­3. 20 Обобщающий  урок по  разделу «Природа России» 21 Наш край Экскурсия «Формы  поверхности нашей  местности» 1 1 22 Поверхность нашего края 1 Положительное и  отрицательное влияние  деятельности человека  на природу. Правила  поведения  в природе   сбор мусора, экономия   воды   и электроэнергии)   и природной среде. Знать общие условия,  необходимые для жизни живых  организмов, знать и выполнять  правила поведения  в природе. Л­6, Л­12, Л­21, Р­7, П­ 16, К­1, К­5К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4,  Г­5, Т­4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7. Раздел 3.  РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ  БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (12 часов) Наблюдение в природе,  сравнение свойств  наблюдаемых объектов.  Родной город: название,  основные  достопримечательности Особенности  поверхности (на основе  наблюдений).  Формы поверхности:  равнина, горы, холмы,  овраги (узнавание в  природе, на рисунке,  карте) изменение  поверхности края в  результате деятельности человека Выпускник научится: •   обнаруживать простейшие взаимосвязи   между живой   и   неживой природой, взаимосвязи   в   живой природе; использовать их   для   объяснения необходимости бережного   отношения к природе; Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной  край, выполнять основные правила  поведения в окружающей среде. Л­ 4, Л­6, П­12, П­16, К­1, К­5, Ч2­8,  Г­1, Г­3, Э­1 – Э­7.  Уметь показывать на карте,  глобусе горы, равнины, реки,  различать объекты природы и  изделия; объекты неживой и живой  природы. Л­1, Л­21, Р­7, П­1, П­12, К­5, К­11, Ч1­8, Ч2­4, Ч2­8, Г­1, Т­ 4, П­1 – П­5. 23 Поверхность нашего края ( экскурсия) 1 24 Водоёмы нашего края 1 25 Наши подземные богатства  1 Особенности  поверхности (на основе  наблюдений).  Формы поверхности:  равнина, горы, холмы,  овраги (узнавание в  природе, на рисунке,  карте) изменение  поверхности края в  результате деятельности человека Водоемы родного края  (названия, краткая  характеристика),охрана  ,изменение водоёмов в  результате деятельности человека Практическое  знакомство с полезными  ископаемыми своего  края.  Опыты с природными  объектами, простейшие  измерения Свойства полезных  ископаемых,, способы  добычи, охрана недр •   определять характер взаимоотношений человека   и   природы,   примеры находить этих влияния отношений на природные   объекты, здоровье и безопасность человека;         •   понимать необходимость образа здорового жизни,   соблюдения правил   безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма   человека для   сохранения   и укрепления   своего здоровья.   Уметь показывать на карте,  глобусе материки и океаны, моря,   реки. Л­2, Л­3Л­12, Л­21, Р­7, П­1,  П­6, К­11, К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4,  Г­5, Т­4, П­1 – П­5. Уметь использовать полученные  знания для  удовлетворения  познавательных интересов, поиска  дополнительной информации о  подземных богатствах. . Л­1, Л­4,  Л­6, , П­1, П­6, П­12, К­11, К­18,  Ч1­2, Ч2­8, Г­5, Т­4, П­1 – П­5 Знать понятие «почва», состав  воды и почв. Уметь определять признаки  различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные  размеры); различать объекты  природы и изделия; объекты  неживой и живой природы. Л­12,  Л­21, Р­7П­16, К­1, К­5, Ч1­8, Ч2­ 4, Г­1, Г­3, Э­1 – Э­7 26 Земля­кормилица 1 Почва, ее  состав. виды  почв, охрана почв в  нашем крае Выпускник   получит возможность научиться:   •   осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность  за ее сохранение, соблюдать   правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия   воды   и электроэнергии)   и природной среде;     27 Экскурсия в лес и на луг 1 Растения и животные, их разнообразие. Условия,  необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их  использование  человеком, охрана (на примере наиболее  распространенных  водоемов местности,  края) экологические связи в  сообществах •   пользоваться простыми   навыками самоконтроля самочувствия   для сохранения   здоровья, осознанно   соблюдать режим   дня,   правила рационального питания   и   личной гигиены; •   выполнять   правила безопасного Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные  знания для  удовлетворения  познавательных интересов, поиска  дополнительной информации о  родном крае, о жизни леса, луга и  пресного водоема, приводить  примеры представителей разных  групп растений и животных (2–3  представителя из изученных), леса,  луга и пресного водоема,  раскрывать особенности их  внешнего вида и жизни, различать  части растения, отображать их в  рисунке (схеме).    Л­12, Л­21, П­6,  П­12, К­5, К­11, К­18, Ч2­4, Г­5, Э­ 1 – Э­7. Уметь использовать полученные  знания для  удовлетворения  познавательных интересов, поиска  дополнительной информации о  подземных богатствах. Л­1, Л­4, Л­ 6, Р­7, П­1, П­16, К­1, Ч1­2, Ч1­8,  Ч2­8, Г­1, Г­3, Т­4, П­1 – П­5. 28 Жизнь леса  29 Жизнь луга 1 1 Растения и животные, их разнообразие. Условия,  необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их  использование  человеком, охрана (на примере наиболее  распространенных  водоемов местности,  края) экологические связи в  сообществах Растения и жи­ вотные Красной книги:  сообщества Лес, Грибы.  Съедобные  и  несъедобные (узнавание)     поведения   в  доме,  на природной улице, среде, оказывать первую   помощь   при несложных несчастных случаях;   •   планировать, контролировать и оценивать   учебные действия   в   процессе познания окружающего   мира   в соответствии с поставленной   задачей и   условиями   ее реализации.   Выпускник научится: •   обнаруживать простейшие взаимосвязи   между живой   и   неживой природой, взаимосвязи   в   живой природе; использовать их   для   объяснения необходимости Знать понятие «почва», состав  воды и почв. Уметь определять признаки  различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные  размеры); различать объекты  природы и изделия; объекты  неживой и живой природы. Л­1, Л­ 4, П­1, П­6, П­12, К­11, К­18, Ч2­4, Г­5, Т­4, П­1 – П­5.  Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные  знания для  удовлетворения  познавательных интересов, поиска  дополнительной информации о  родном крае, о жизни леса, луга и  пресного водоема, приводить  примеры представителей разных  групп растений и животных (2–3  представителя из изученных), леса,  луга и пресного водоема,  раскрывать особенности их  внешнего вида и жизни, различать  части растения, отображать их в  рисунке (схеме).  Л­6, Л­12, Л­21,  Р­7, П­16, К­1, К­5, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­ 8, Г­1, Г­3, Э­1 – Э­7. 30 Жизнь пресного водоёма  1 Растения и животные  Красной книги:  сообщества Водоем 31 Экскурсия в природные  сообщества родного края. Природные сообщества  родного края (2–3).  32 Растениеводство в нашем  крае  1 Роль растений в природе и жизни людей,  бережное отношение  человека к растениям,  отрасли  растениеводства, сорта  культурных растений бережного   отношения к природе; •   определять характер взаимоотношений человека   и   природы,   примеры находить этих влияния отношений на природные   объекты, здоровье и безопасность человека;         •   понимать необходимость образа здорового жизни,   соблюдения правил   безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма   человека   Уметь использовать полученные  знания для  удовлетворения  познавательных интересов, поиска  дополнительной информации о  подземных богатствах. Л­4, Л­6, Л­ 12, П­1, П­6, К­5, К­11, Ч1­2, Ч1­8,  Г­1, Г­3, Г­5, Э­1 – Э­7.  Знать понятие «почва», состав  воды и почв. Уметь определять признаки  различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные  размеры); различать объекты  природы и изделия; объекты  неживой и живой природы. Л­3, Л­ 21, Р­7, П­12, П­16, К­1, К­12, К­ 18, Ч2­4, Ч2­8, Ч3­3, Т­4, П­1 – П­ 5. Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные  знания для  удовлетворения  познавательных интересов, поиска 33 Животноводство в нашем  крае 1 Роль животных в жизни  людей, бережное  отношение  к животным. Биологическая защита  урожая, её защита для  сохранения окружающей среды и производства  экологически чистых  продуктов питания для   сохранения   и укрепления   своего здоровья. Выпускник   получит возможность научиться: дополнительной информации о  родном крае, о жизни леса, луга и  пресного водоема, приводить  примеры представителей разных  групп растений и животных (2–3  представителя из изученных), леса,  луга и пресного водоема,  раскрывать особенности их  внешнего вида и жизни, различать 34 Проверим себя и оценим  свои достижения за первое  полугодие. Презентация  проектов. 1 Роль животных в жизни  людей, бережное  отношение к животным. Породы домашних  животных животных,  отрасли животноводства части растения, отображать их в  рисунке (схеме). Л­6, Л­12, П­6, К­ 1, К­5, Ч2­4, Ч2­8, Ч3­3, Г­3, П­1 –  П­5, Э­1 – Э­7.    •   осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность  за ее сохранение, соблюдать   правила экологичного поведения в школе и в (раздельный быту сбор мусора, экономия   воды   и электроэнергии)   и природной среде;     •   пользоваться простыми   навыками самоконтроля самочувствия   для сохранения   здоровья, осознанно   соблюдать режим   дня,   правила рационального питания   и   личной гигиены; •   выполнять   правила безопасного поведения   в  доме,  на природной улице, среде, оказывать первую   помощь   при несложных несчастных случаях; Раздел 4.   СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ  (6 часов) 35 Начало истории  человечества 36 Мир древности: далёкий и  близкий 37 Средние века: время  рыцарей и замков 38 Новое время: встреча  Европы и Америки 1 1 1 1 Человек – часть  природы и член  общества. Охрана памятников  истории и культуры.  Способы познания  окружающего мира,  периодизация истории Древний мир ,  древнейшие сооружения, О чём рассказывают  христианский храм,  мусульманская мечеть,  замок феодала, дом  крестьянина. Выдающиеся люди  разных эпох Достижения науки и  техники: пароход,  паровоз, железные  дороги, электричество,  телеграф с     Выпускник научится: •   различать   прошлое, настоящее,   будущее; соотносить   изученные исторические события с датами, конкретную дату   веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; Выпускник   получит возможность научиться: •   ориентироваться   в важнейших для страны   и   личности событиях   и   фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,   приобретая       Знать, что изучает наука  «история». Использовать ленту  времени. Л­12, Л­21, Р­7, П­12, К­ 5, К­18, Ч1­8, Ч2­8, Г­3П­1 – П­5,  Э­1 – Э­7. Знать историю древнего мира.  Использовать ленту времени. ­1, Л­ 4, П­1, П­6, К­11, Ч1­2, Г­1. Знать историю Средних веков. Л­ 6, , П­16, К­1, Ч2­4,  Г­5, Т­4. Знать выдающихся людей Нового  времени. Уметь работать с географической  картой. Л­6, Л­12, П­6, К­1, К­5,  Ч2­4, Ч2­8, Ч3­3, Г­3, П­1 – П­5, Э­ 1 – Э­7. 39 Новейшее время: история  продолжается сегодня 1 40 Обобщающий  урок по  разделу «Страницы  всемирной истории»   Жизнь древних славян 1 41 Во времена Древней Руси (столица Древний Киев)  1 тем   самым   чувство исторической перспективы. Выдающиеся люди  разных эпох Достижения науки и  техники. осознание  человечеством  ответственности за  сохранение мира на  планете РАЗДЕЛ 5. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА  (20 часов) Знать выдающихся людей  новейшего времени. Л­2, Л­4, П­1, , К­18, Ч1­2, Г­1, История Отечества.  Отдельные  яркие и  наиболее важные  события общественной и культурной жизни  России: картины быта,  труда, традиций людей в разные исторические  времена. Москва –  столица России История Отечества.  Отдельные  яркие и  наиболее важные  события общественной и культурной жизни  России: картины быта,  труда, традиций людей в разные исторические  времена. Москва –  столица России. Выпускник научится: с     •   различать   прошлое, настоящее,   будущее; соотносить   изученные исторические события с датами, конкретную дату   веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; •   используя дополнительные источники информации бумажных электронных (на и     Знать название нашей родной  страны и ее столицы, историю  Древней Руси. Уметь показывать на карте  границы России, некоторые города  России, описывать отдельные  (изученные) события из истории  Отечества. Л­21, Р­7, П­12, П­16,  К­11, Ч1­8, Г­5, Т­4, Знать музеи России. Уметь описывать отдельные  (изученные) события из истории  Отечества. Л­1, Л­21, Р­7, П­1 К­ 11, К­18, Ч1­2, Ч1­8, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7. 42 Страна городов  1 43 Из книжной сокровищницы  1 Древней Руси 44 Трудные времена на  Русской земле  1 45 Русь расправляет крылья  1 Выдающиеся люди  разных эпох. Охрана  памятников истории и  культуры Выдающиеся люди  разных эпох. Охрана  памятников истории и  культуры Россия на карте  (границы, города, места   изученных сражений,  исторических событий).  Выдающиеся люди  разных эпох.  Охрана памятников  истории и культуры Московская Русь.  Московские князья –  собиратели русских  земель.   в   том   в носителях, числе контролируемом Интернете),   находить факты, относящиеся к жизни, образу обычаям и верованиям   своих предков;   на   основе имеющихся   знаний отличать   реальные исторические   факты от вымыслов.     Выпускник   получит возможность научиться: •   осознавать   свою неразрывную   связь   с разнообразными окружающими социальными группами; •   ориентироваться   в важнейших для страны   и   личности событиях   и   фактах   Знать историю Древней Руси,  выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте  границы России, некоторые города  России. Л­4, Л­6, Л­12, , П­6, П­12,  П­16, К­1, К­5, Ч2­4, Ч2­8, Г­1, Г­3, Г­5, Т­4. Знать музеи России. Уметь описывать отдельные  (изученные) события из истории  Отечества. Л­2, Л­4, Л­6, Р­7, П­12, П­16, К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4, Ч2­8,  Ч3­3, Г­1, Г­3, Г­5, Знать историю Древней Руси,  выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте  границы России, некоторые города  России. Л­12, Л­21, П­1, П­6, К­1,  К­5, К­11, Т­4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­ 7. Знать музеи России. Уметь описывать отдельные  (изученные) события из истории  Отечества. Л­6, Л­12, Л­21 П­1, П­ 6, П­12, К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­8, Г­ 5, Т­4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7. 46 Куликовская битва 47 Иван Третий 48 Мастера печатных дел 49 Патриоты России 50 Пётр Великий  1 1 1 1 1 Дмитрий Донской.  Куликовская битва. Иван Третий.  Образование единого  Русского государства.  Культура, быт и нравы  страны в XIII – XV  веках.  Выдающиеся люди  разных эпох Культура,  быт и нравы страны  XIII­ XV веке Выдающиеся люди  разных эпох Выдающиеся люди  разных эпох. Города  России. Санкт­ Петербург       и прошлого настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,   приобретая тем   самым   чувство исторической перспективы; •   наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира   человека   в   его созидательной деятельности на благо семьи,   в   интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, нации, страны.   этноса, Выпускник научится: •   различать   прошлое, настоящее,   будущее; соотносить   изученные исторические события с датами, конкретную веком; дату   с   Знать историю Древней Руси,  выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте  границы России, некоторые города  России, описывать события  Куликовской  битвы. Л­1, Л­4, , Р­7, П­16, К­1, К­ 5, К­11, Г­1, Г­3, Ч2­4. Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные  (изученные) события из истории  Отечества. Л­4, Л­6, Л­12, П­1, П­ 6, К­1, К­5, К­11, Ч1­8, Ч2­4, П­1 –  П­5, Знать историю книгопечатания на  Руси, патриотов России, реформы  Петра Великого. Уметь использовать полученные   знания для удовлетворения  познавательных интересов, поиска  дополнительной информации о  родной стране. Л­2, Л­21, Р­7, П­ 12, П­16, , К­18, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Г­ 3, Г­5, Т­4, Э­1 – Э­7. 51 Михаил Васильевич  Ломоносов 52 Екатерина Великая 53 Отечественная война 1812  года  54 Страницы истории ХIХ  века   1 1 1 1 55 Россия вступает в ХХ век 1 Выдающиеся люди  разных эпох Культура,  быт и нравы России в  XVIII в. Выдающиеся люди  разных эпох Выдающиеся люди  разных эпох Бородинское сражение Россия на карте  (границы, города, места   изученных исторических событий) Отдельные  яркие и  наиболее важные  события общественной и культурной жизни  России     (на и     в   том   в находить место изученных событий на «ленте времени»; •   используя дополнительные источники информации бумажных электронных носителях, числе контролируемом Интернете),   находить факты, относящиеся к жизни, образу обычаям и своих верованиям   предков;   на   основе знаний имеющихся   отличать   реальные исторические   факты от вымыслов; Выпускник   получит возможность научиться: •   осознавать   свою неразрывную   связь   с разнообразными     Знать историю развития  образования на Руси. Л­6, Л­12, Л­ 21, П­1, П­6, К­1, К­5, , Г­5, Т­4, Э­ 1 – Э­7. Знать реформы Екатерины  Великой. Л­1, Л­4, Р­7, П­12, П­16,  К­11, К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4, Ч2­8,  Г­1, Г­3П­1 – П­5, Знать значение и полководцев  Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической  картой. Л­12, Л­21, П­6, П­12, К­ 11, К­18, Ч1­8, Ч2­4, П­1 – П­5, Г­ 3.  Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте  границы России, некоторые города  России. Л­1, Л­4, Л­6, Р­7, П­1, П­ 16, К­1, К­5, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Г­5,  Т­4, Э­1 – Э­7. Уметь использовать полученные   знания для удовлетворения  познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные)  события из истории Отечества. Л­ 2, Л­4, П­1, П­6, , К­11, К­18, Ч3­3. 56 Страницы истории 20 ­ 30­ х годов  57 Великая война и Великая  Победа  58 Великая война и Великая  Победа  1 1 1 59 Страна, открывшая путь в  1 космос Россия на карте  (границы, города).  Отдельные  яркие и  наиболее важные  события общественной и культурной жизни  России: картины быта,  труда, традиций людей в разные исторические  времена Государственные  праздники (День  Победы) Героизм и патриотизм  народа Выдающиеся люди  разных эпох.  Государственные  праздники Охрана памятников  истории и культуры   окружающими социальными группами; •   ориентироваться   в важнейших для страны   и   личности событиях   и   фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,   приобретая тем   самым   чувство исторической перспективы;     Знать страницы истории России в  1920–1930­х годах. Уметь описывать исторические  события в начале  XX века в  России. Л­6, Л­12, Л­21, Р­7, П­12,  П­16, К­1, К­5Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4,  Ч2­8, Г­3, Г­5, Т­4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7.   героев   ВОВ; Знать  значение победы в Великой Отечественной   войне   1941–1945 гг.,   первого космонавта, выдающихся людей. Л­ 1, Л­4, Л­6, Р­7, П­1, П­16, К­1, К­ 5, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Г­5, Т­4, Э­1 – Э­ 7. Уметь описывать исторические  события, пользуясь исторической  картой. Л­1, Л­6, , Р­7, П­6, П­12,  К­5, К­11Ч1­2, Ч1­8, Ч2­8, Г­1, Г­3, Г­5, Т­4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7. Раздел 6.  СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ  (8 часов) 60 Обобщающий  урок по  разделу «Страницы  истории России»   Основной закон России и  права человека . 1 61 Мы – граждане России 1 62 Славные символы России 1 63 Такие разные праздники 1 Мы – граждане России.  Конституция России –  наш основной закон.  Права человека в  современной России.  Права и обязанности  гражданина. Конвенция   о правах ребёнка, её  главная идея. Права  ребёнка. Государственное  устройство России:  Президент, Федеральное собрание,  Правительство. Государственная  символика нашей страны (флаг, герб, гимн).  Государственные  праздники. Представление о  праздниках в России, их  различиях и  особенностях.     (на и     в   том   в Выпускник  научится: •   используя дополнительные источники информации бумажных электронных носителях, числе контролируемом Интернете),   находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям   своих предков;   на   основе знаний имеющихся   отличать   реальные исторические   факты от вымыслов; •   оценивать   характер взаимоотношений людей   в   различных социальных   группах (семья, группа сверстников, этнос), в том   числе   с   позиции развития   этических чувств,     Знать государственные праздники,  Основной закон России. Уметь использовать знания для  удовлетворения познавательных  интересов, поиска дополнительной  информации Знать Основной закон России и  права человека, название нашей  родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции,  обычаи, народов, населяющих  Россию. Л­1, Л­2, Л­21, , П­6, П­12  К­11, К­18, Ч2­8, Г­1, Г­3, Р­7. Знать государственную символику  России. Уметь описывать историю  создания гимна, герба, флага. Л­3,  Л­4, Л­6, Л­12, Р­7, П­1, П­16, К­1,  К­5, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4, Г­5, Т­4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7. Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные  праздники, традиции народов  России. Л­4, Л­6, , Р­7, П­1, П­12,   К­11, К­18, Ч1­2, , Г­3, Г­5 Путешествие по России 64 65 66 67 Проверим себя и оценим  свои достижения за первое  полугодие. 68 Презентация проектов Многонациональный  состав населения  России. Регионы России: Дальний Восток,  Сибирь, Урал, Север  Европейской части  России, Цент  Европейской части  России, Юг Европейской части России. Природа,  хозяйство, крупные  города, исторические  места, знаменитые люди, памятники культуры в  регионах. Обобщить и  систематизировать  знания учащихся по  изученному разделу. 1 1 1 1 1 доброжелательности и эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания   чувств других   людей   и сопереживания им; Выпускник получит  возможность  научиться: •   проявлять уважение и готовность  выполнять совместно  установленные  договоренности и  правила, в том числе  правила общения с  взрослыми и  сверстниками в  официальной  обстановке,  участвовать в  коллективной  коммуникативной  деятельности в  информационной  образовательной  среде. Знать города России, правила  работы с географической картой.  Уметь показывать на карте  границы России, некоторые города  России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для  удовлетворения познавательных  интересов, поиска дополнительной  информации о родном крае, родной стране. Л­1, Л­12, Л­21 Р­7, П­6, П­ 16, К­1, К­5, Ч1­8, Ч2­4, Ч2­8, Г­ 1Т­4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7. Правила поведения  по дороге в  школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле,  общественном транспорте. Л­1, Л­ 4, Л­6, Р­7, П­1, П­6, , К­1, К­5. Выполнение проекта: знакомство с  материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов работы. Л­6,  Л­12, Л­21, Р­7, П­1, П­6, К­11, К­ 18, Ч1­2, Ч1­8, , Г­5, Т­4,

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017