Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
06.11.2017
Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»). На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68ч (34 учебные недели).
Окружающий мир 4 класс.doc
Пояснительная записка.  Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России   и   на   основе   авторской   программы   А.А.   Плешакова   (УМК «Школа России»).    Рабочая программа разработана на основе следующих  нормативно­ правовых и инструктивно­методических документов: 1.   Федеральный   компонент   Государственного   образовательного стандарта   общего   образования,   утвержденным   приказом Минобразования   России   от   05.03   2004   г.   №1089   «Об   утверждении федерального   компонента   государственных   стандартов   начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2.   Приказ   Минобразования   России   от   09.03.2004   г.   №1312   «Об утверждении   федерального   базисного   учебного   плана   и   примерных учебных   планов   для   общеобразовательных   учреждений   Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 3. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)   к   использованию   в   образовательном   процессе   в образовательных   учреждениях,   реализующих   образовательные программы   общего   образования   и   имеющих   государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». 4.   Примерные   программы   основного   общего   и   среднего   (полного) общего   образования   по   окружающему   миру   программа     А.   А. Плешакова  «Окружающий мир. Рабочие программы 1 – 4  классы» ­ М.: «Просвещение», 2011).  Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:   — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека   на   основе   единства   рационально­научного   познания   и эмоционально­ценностного   осмысления   ребёнком   личного   опыта общения с людьми и природой; — духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России   в   условиях   культурного   и   конфессионального   многообразия российского общества.  Основными задачами реализации содержания курса являются:   1)   формирование   уважительного   отношения   к   семье,   населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;   2)   осознание   ребёнком   ценности,   целостности   и   многообразия окружающего мира, своего места в нём;   3)   формирование   модели   безопасного   поведения   в   условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;   4)   формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.                        Общая характеристика учебного предмета. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:  1) идея многообразия мира;  2) идея целостности мира;  3) идея уважения к миру.   географических,  Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно­   исторических   сведений   в   курсе научных, выстраивается   яркая   картина   действительности,   отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран   и   народов.   Особое   внимание   уделяется   знакомству   младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.   Фундаментальная   идея   целостности   мира   также   последовательно реализуется   в   курсе;   её   реализация   осуществляется   через   раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение   каждого   природного   компонента   в   жизни   людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы   и   общества,   целостности   самого   общества,   теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.   Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,   основанного   на   признании   самоценности   сущего,   на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но   и   к   природе,   к   рукотворному   миру,   к   культурному   достоянию народов России и всего человечества.   В   основе   методики   преподавания   курса   «Окружающий   мир»   лежит проблемно­поисковый   подход,   обеспечивающий   «открытие»   детьми нового   знания   и   активное   освоение   различных   способов   познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения   с   применением   системы   средств,   составляющих   единую информационно­образовательную   среду.   Учащиеся   ведут   наблюдения явлений   природы   и   общественной   жизни,   выполняют   практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие   задания.   Проводятся   дидактические   и   ролевые   игры, учебные   диалоги,   моделирование   объектов   и   явлений   окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,   встречи   с   людьми   различных   профессий,   организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы,  обеспечивающие   непосредственное   взаимодействие  ребёнка   с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения   планируемых   результатов   имеет   организация   проектной деятельности   учащихся,   которая   предусмотрена   в   каждом   разделе программы.   В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации   программы   имеют   новые   для   практики   начальной   школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных   объектов   с   помощью   специально   разработанного   для начальной   школы   атласа­определителя;   моделирование экологических   связей   с   помощью   графических   и   динамических   схем (моделей);   3)   эколого­этическая   деятельность,   включающая   анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая   осуществляется   с  помощью   специально   разработанной  книги для чтения по экологической этике.   2) Учебный   курс   «Окружающий   мир»   занимает   особое   место   среди учебных   предметов   начальной   школы.   Образно   говоря,   это   то,   что «всегда   с  тобой»,  поскольку   познание   детьми   окружающего   мира   не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за   её   стенами.   Сам   учебный   курс   является   своего   рода системообразующим   стержнем   этого   процесса.   Вот   почему   важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме   и  после   их   окончания,  во   внеурочной  деятельности.  Учителю следует   также   стремиться   к   тому,   чтобы   родители   учащихся   в повседневном   общении   со   своими   детьми,   поддерживали   их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Описание места учебного предмета в учебном плане. На   изучение   курса   «Окружающий   мир»   в   каждом   классе   начальной школы   отводится   2ч   в   неделю.   Программа   рассчитана   на   68ч   (34 учебные недели). Название авторской учебной программы Рабочая   программа   по   окружающему   миру   составлена   в соответствии   с   требованиями   ФГОС,   ориентирована   на   планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего   образования   и   ООП   НОО   МБОУ   СОШ   №163   г.о.   Самара. Программа составлена автором А. А. Плешаков «Окружающий мир». Сборник   рабочих   программ   «Школа   России»   1­4   классы.   Москва, «Просвещение», 2011. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Освоение   курса   «Окружающий   мир»   вносит   существенный   вклад   в достижение  личностных   результатов  начального   образования,   а именно:  1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России, осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности; формирование   ценностей   многонационального   российского   общества; становление   гуманистических   и   демократических   ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир   в   его   органичном   единстве   и   разнообразии   природы,   народов, культур и религий;  3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;   4)   овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично изменяющемся и развивающемся мире;   5)   принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие мотивов   учебной   деятельности   и   формирование   личностного   смысла учения;   6)   развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои поступки,   в   том   числе   в   информационной   деятельности,   на   основе представлений   о  нравственных   нормах,  социальной   справедливости   и свободе;  7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам других людей; 9)  развитие   навыков   сотрудничества   со  взрослыми   и  сверстниками  в разных   социальных   ситуациях,   умения   не   создавать   конфликтов   и находить выходы из спорных ситуаций;   10)  формирование  установки  на  безопасный,  здоровый  образ  жизни, наличие   мотивации   к   творческому   труду,   работе   на   результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.   Изучение   курса   «Окружающий   мир»   играет   значительную   роль   в достижении  метапредметных  результатов   начального   образования, таких как:    1)   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;   2)   освоение   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера; 3)   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;   4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности   и   способности   конструктивно   действовать   даже   в ситуациях неуспеха;  5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;    6)   использование   знаково­символических   средств   представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;  7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;  8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и   открытом   учебном   информационном   пространстве   сети   Интернет), сбора,   обработки,   анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;   9)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий   и   причинно­следственных   связей,   построения   рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10)   готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого   иметь   свою;   излагать   своё   мнение   и   аргументировать   свою точку зрения и оценку событий; 11)   определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение договариваться   о   распределении   функций   и   ролей   в   совместной деятельности;   осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12)   овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях объектов,   процессов   и   явлений   действительности   (природных, социальных,   культурных,   технических   и   др.)   в   соответствии   с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими   существенные   связи   и   отношения   между   объектами   и процессами;   14)   умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».   При   изучении   курса   «Окружающий   мир»   достигаются   следующие предметные результаты:    1)   понимание   особой   роли   России   в   мировой   истории,   воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;   2)   сформированность   уважительного   отношения   к   России,   родному краю,   своей   семье,   истории,   культуре,   природе   нашей   страны,   её современной жизни;   3)   осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ экологической   грамотности,   элементарных   правил   нравственного поведения   в   мире   природы   и   людей,   норм   здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4)   освоение   доступных   способов   изучения   природы   и   общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. Планируемые результаты универсальных учебных действий по Требования ФГОС окружающему миру. Разделпрограммы Программное содержание Характеристика   УУД   Земля   и 1. человечество Мир глазами астронома. Мир глазами географа. Миг глазами историка. Прошлое   и   настоящее глазами эколога. Знакомство   с   картой звездного   неба.   Глобус   и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с     учащихся 1.Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки   зрения   общепринятых   в норм   и   ценностей: предложенных   ситуациях отмечать конкретные поступки,   которые   можно оценить   как   хорошие   или историческими картами. 2. Природа России Разнообразие   и   красота природы России. Природные   зоны   нашей страны. Экологические   проблемы каждой   из   природных   зон, охрана   природы,   виды растений   и   животных, внесенные в Красную книгу России. Экскурсия. Лес и человек.   плохие. 2.Регулятивные УУД Совместно   с   учителем   обнаруживать и   формулировать учебную проблему.  Определять степень успешности выполнения   своей   работы   и работы   всех,   исходя   из имеющихся критериев. 3.Познавательные УУД  Преобразовывать информацию из одной формы в   другую:   представлять информацию   в   виде   текста, таблицы, схемы. Добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах   (текст,   таблица, схема, иллюстрация и др.). 4.Коммуникативные УУД Доносить   свою   позицию   до других:   высказывать   свою точку   зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы. Слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку зрения, готовым изменить свою точку зрения..   быть         1.Личностные УУД жизненные Оценивать ситуации (поступки людей) с точки   зрения   общепринятых норм   и   ценностей:   учиться отделять поступки от самого человека. 2.Регулятивные УУД     учебную Формулировать учебную проблему   совместно   с учителем. Планировать деятельность на уроке. 3.Познавательные УУД предварительный Делать отбор источников информации   для   решения учебной задачи. Добывать   новые   знания: находить необходимую быть информацию как в учебнике, так   и   в   предложенных учителем   словарях   и энциклопедиях. 4.Коммуникативные УУД Слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку зрения, готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение   работы   в группе.  Формировать умение слушать и вступать в диалог. 1.Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации (поступки   людей)   с   точки зрения   общепринятых   норм   и ценностей:   в   предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,   которые   можно оценить   как   хорошие   или плохие. В   предложенных   ситуациях, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать   выбор,   какой   поступок совершить. 2.Регулятивные УУД Работая по плану, сверять свои действия   с   целью   и,   при необходимости,   исправлять ошибки с помощью учителя. 3.Познавательные УУД Преобразовывать   информацию из   одной   формы   в   другую: составлять   простой   план учебно­научного текста. 4.Коммуникативные УУД Совместно  договариваться  о правилах и поведения   в   школе   и следовать им. Учиться выполнять   различные   роли   в   группе (лидера, исполнителя, критика). 1.Личностные УУД Самостоятельно   определять и высказывать самые простые общие   для   всех   людей правила   поведения   (основы общечеловеческих нравственных ценностей). 2.Регулятивные УУД общения       3.  Родной   край   – часть большой страны     Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Водоемы края, их значение в   природе   и   жизни человека. Полезные ископаемые нашего   края,   их   основные свойства,   практическое значение,   места   и   способы добычи.   Охрана   недр   в нашем крае. Знакомство  с  картой  края. Рассматривание   образцов полезных ископаемых своего   края.   Жизнь   леса.   Жизнь Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.   луга.     4.Страницы всемирной истории   Представление   о периодизации истории. Начало   истории человечества:   первобытное общество.   Древний   мир; древние   сооружения   – свидетельства   прошлого. Средние   века;   о   чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.   Новое   время; достижения   науки   и техники,   объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги,   электричество,   телеграф. Великие   географические открытия. Новейшее время. Представление   о   скорости перемен   в   XX   в. Достижения   науки   и техники. Осознание   человечеством ответственности сохранение планете. за   на   мира       Работая   по   предложенному использовать плану, необходимые   средства (учебник, простейшие приборы   и   инструменты). Работая   по   плану,   сверять свои действия с целью и, при необходимости,   исправлять ошибки с помощью учителя. 3.Познавательные УУД Отбирать   необходимые   для решения   учебной   задачи информации источники среди   предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах   (текст,   таблица, схема, иллюстрация и др.). 4.Коммуникативные УУД Доносить   свою   позицию   до других:   оформлять   свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и   жизненных   речевых ситуаций.       5.Страницы истории Отечества III. Кто такие славяне. Века Древней Руси. Наше   Отечество   в   XIII   – XV вв. Куликовская битва.   Образование Иван   единого   Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше   Отечество   в   XVI   – XVII   вв.   Патриотический подвиг   Кузьмы   Минина   и Дмитрия Пожарского. Россия в XIX – начале XX в.   Отечественная   война 1812     Бородинское г. сражение. Россия   в   XX   в.   Участие России   в   Первой   мировой   Николай   II   – войне. последний император России.   Революции  1917  г. Гражданская война. Образование   СССР.   Жизнь           с   позиции 1.Личностные УУД Объяснять общечеловеческих нравственных ценностей, почему   конкретные   простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. 2.Регулятивные УУД Совместно   с   учителем   обнаруживать и формулировать учебную проблему. 3.Познавательные УУД Перерабатывать   полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­научного текста. 4.Коммуникативные УУД Доносить   свою   позицию   до других:   высказывать   свою точку   зрения   и   пытаться   её обосновать, аргументы.   приводя страны   в   20   –   30­е   гг. Великая   Отечественная война   1941   –   1945   гг. Героизм   и   патриотизм народа.   День   Победы   – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг.   Достижения   ученых: запуск первого искусственного   спутника Земли,   полет   в   космос   Ю. А.   Гагарина,   космическая станция «Мир».   Преобразования в России в 90­е   гг.   XX   в.   Культура России в XX в. Прошлое   родного   края. История страны  и родного края   в   названиях   городов, поселков,   улиц,   в   памяти народа, семьи. Экскурсия. Древней Руси.   Во   времена 6.Современная Россия..     Права Мы   –   граждане   России. Конституция России – наш основной   закон.   Права человека   в   современной России. и обязанности   гражданина. Права ребенка. Государственное устройство   Президент, собрание, Правительство. Государственная символика нашей   страны   (флаг,   герб, гимн).   Государственные праздники. Многонациональный   состав населения России. России.   Федеральное   1.Личностные УУД Объяснять   различия   между современного людьми человечества:   отличать граждан   разных   государств; национальность   человека   от его   расы;   верующих   разных религий и атеистов. Объяснять,   какие   интересы объединяют   тебя   с   твоими родственниками,   друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. 2.Регулятивные УУД В   диалоге   с   учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя   из   имеющихся критериев. 3.Познавательные УУД        приводить   примеры патриотизма, доблести, на благородства материале отечественной истории;  приводить   примеры народов России; 4.Коммуникативные УУД Слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку зрения, готовым изменить свою точку зрения. Отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать   свои достижения на уроке.   быть К концу 4 класса учащиеся должны знать:  Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;  способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;  что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;  некоторые современные экологические проблемы;  природные зоны России;  особенности   природы   своего   края:   формы   земной   поверхности,   полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;  исторические   периоды:   первобытное   общество,   Древний   мир,   Средние   века, Новое время, Новейшее время;  важнейшие события и великих людей отечественной истории;  государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка. Учащиеся должны уметь:  распознавать   природные   объекты   с   помощью   атласа­определителя;   различать важнейшие   полезные   ископаемые   своего   края,   растения   и   животных, характерных для леса, луга,   пресного   водоема,   основные   сельскохозяйственные   растения,   а   также сельскохозяйственных животных своего края;  проводить наблюдения природных тел и явлений;  в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных   последствий   воздействия   человека   на   природу;   определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;  приводить примеры животных Красной книги России и  международной Красной книги;  соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;  приводить   примеры   патриотизма,   доблести,   благородства   на   материале отечественной истории;  приводить примеры народов России;  самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной   теме   природоведческого   и   обществоведческого   характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;  применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;  владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты. 6. Содержание курса. 4 класс (68 ч) Земля и человечество (10 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир   глазами   географа.   Что   изучает   география.   Изображение   Земли   с   помощью глобуса   и   географической   карты.   Распределение   солнечного   тепла   на   земле   и   его влияние на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах   планеты.   Охрана   окружающей   среды   –   задача   всего   человечества. Международное   сотрудничество   в   области   охраны   окружающей   среды.   Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические   работы.   Отчего   на   земле   сменяется   день,   ночь,   времена   года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами. Природа России (11 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона   степей,   зона   пустынь,   субтропики.   Карта   природных   зон   России.   Особенности природы   каждой   из   зон.   Взаимосвязи   в   природе,   приспособленность   организмов   к условиям   обитания   в   разных   природных   зонах.   Особенности   хозяйственной деятельности   людей,  связанные   с  природными   условиями.  Экологические   проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную   книгу   России.   Необходимость   бережного   отношения   к   природе   в   местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.  Экскурсия. Лес и человек. Практические   работы. Равнины  и  горы  России. Моря,  озера  и  реки  России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Родной край – часть большой страны (15 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности   человека.   Охрана   поверхности   края   (восстановление   земель   на   месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные   сообщества   (на   примере   леса,   луга,   пресного   водоема).   Разнообразие растений   и   животных   различных   сообществ.   Экологические   связи   в   сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности   сельского   хозяйства   края,   связанные   с   природными   условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).  Сорта   культурных   растений.  Представление   о   биологической   защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота,   свиноводство,   птицеводство,   рыбоводство,   пчеловодство   и   др.).   Породы домашних животных. Экскурсия. Поверхность нашего края. Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых   своего   края.   Жизнь   леса.   Жизнь   луга.   Жизнь   пресного   водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края. Страницы всемирной истории (5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.   Новое   время;   достижения   науки   и   техники,   объединившие   весь   мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки   и   техники.   Осознание   человечеством   ответственности   за   сохранение   мира   на планете. Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей. Страницы истории Отечества (20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века   Древней   Руси.   Территория   и   население   Древней   Руси.   Княжеская   власть. Крещение   Руси.   Русь   –   страна   городов.   Киев   –   столица   Древней   Руси.   Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше   Отечество   в   XIII   –   XV   вв.   Нашествие   хана   Батыя.   Русь   и   Золотая   Орда. Оборона северо­западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше   Отечество   в   XVI   –   XVII   вв.   Патриотический   подвиг   Кузьмы   Минина   и Дмитрия   Пожарского.   Утверждение   новой   царской   династии   Романовых.   Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII   в.   Петр   I   –   царь­преобразователь.   Новая   столица   России   –   Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь­освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны   в   20   –   30­е   гг.   Великая   Отечественная   война   1941   –   1945   гг.   Героизм   и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое   родного   края.   История   страны   и   родного   края   в   названиях   городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей). Современная Россия (7 ч) Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное   устройство   России.   Президент,   Федеральное   собрание, Правительство. Государственная   символика   нашей   страны   (флаг,   герб,   гимн).   Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс (индивидуальное обучение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017