Рабочая программа по окружающему миру соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова. В ней описаны цели и задачи предмета, место его в учебном плане. Календарно-тематическое планирование включает разделы: тема, планируемые результаты, деятельность обучающихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения об учебной программе
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту НОО и составлена на основе авторской программы А.А.
Плешакова «Окружающий мир» и ориентирована на работу по учебнометодическому
комплекту «Школа России»:
Плешаков А. А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 частях
– М.: Просвещение, 2018
Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 3 класса в 2 частях М.:
Просвещение,2017
Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 3 класса М.: Просвещение, 2017
Общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного
предмета
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления
ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Место курса в учебном плане
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе, в соответствии с
ООП НОО МБОУ «СОШ № 37» г. Белгорода, отводится 68 часа (2 часа в неделю)всего
34 учебные недели.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 2017 г. № 1250
"О переносе выходных дней в 2018 году", с проектом постановления Правительства РФ «О
переносе выходных дней в 2019 году, письмом управления образования администрации г.
Белгорода №30970 от 10.06.2018 г. «О сроках каникул в 2018/2019 учебном году»,
приказом по школе № 6___ от 31.08.2018 г. «Об утверждении учебных планов, планов
внеурочной деятельности, планов дополнительного образования МБОУ СОШ № 37 на
20182019 учебный год». годового календарного графика работы рабочая программа,
рассчитанная на 68 учебных часов, в том числе на проведение проверочных и
административных контрольных работ, скорректирована за счёт уплотнения учебного
материала.
Формы и средства контроля
Вид контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть итого
Контрольная
работа
ВПР
Комплексная работа
Тестовая работа
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
5Итого
2
1
1
5
9Тематическое планирование
по окружающему миру 4 класс 68 ч.
№
п\п
Тема
Планируемые результаты
Деятельность учащихся
Личностные
Метапредметные
Предметные
По
плану
Факт
1
Мир глазами
астронома
2
Планеты
формирование
основ российской
гражданской иден
тичности, чувства
гордости за свою
Родину, российский
народ и историю
России, осознание
своей этнической и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонациональног
о российского
общества;
становление
гуманистических и
демократических
ценностных ориен
тации;
Воспитание
бережного
отношения к
природе, к малой
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему.
Составлять план решения
проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и
группировать факты и
явления; определять
причины явлений,
событий.
Перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
Будут
знакомиться с
наукой,
изучающей
Вселенную,
астрономией;
будут учиться
рассказывать о
мире с точки
зрения астронома,
изготавливать
модель Солнечной
системы
Земля и человечество (9ч)
4.09
Знакомиться с учебником и
учебными пособиями по
«Окружающему миру» для 4 класса;
Понимать учебные задачи урока и
стремиться их выполнить;
Рассказывать о мире с точки зрения
астронома, географа, историка,
эколога;
Работать в паре: изучать по схеме
строение Солнечной системы,
перечислять планеты в правильной
последовательности, моделировать
строение Солнечной системы;
Извлекать из текста цифровые
данные, выписывать их в рабочую
тетрадь;
Работать со взрослыми: находить в
дополнительной литературе,
Интернете научные сведения;
Формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на
вопросы и оценивать достижения на
уроке.
Будут
понимать учебную задачу урока и 6.09Солнечной
системы
Родине, уважения к
человеку, умения
оценивать
богатство
внутреннего мира
человека
изменить свою точку
зрения.
знакомиться с
планетами
Солнечной
системы, будут
учиться объяснять
причины смены
дня и ночи,
времён года
3
Звездное небо
– Великая
книга
Природы
Будут
знакомиться с
новыми
созвездиями и
звёздами. Будут
учиться
наблюдать
звёздное небо
устанавливать
характеризовать
стремиться ее выполнить;
анализировать готовые схемы
вращения Земли вокруг своей оси и
вокруг Солнца;11.09
особенности
самой маленькой и самой большой
планет Солнечной системы;
отличать планеты и их спутники;
моделировать движение Земли
вокруг Солнца и вокруг своей оси;
связи между
движением Земли вокруг своей оси и
сменой дня и ночи и движением
вокруг Солнца и сменой времен года;
наблюдать Луну невооруженным
глазом и с помощью бинокля
(телескопа);
извлекать из дополнительной
литературы и Интернета информацию
об исследованиях астрономов и
готовить сообщения;
формулировать выводы по
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
находить в небе и на карте
звездного неба атласаопределителя
изучаемые объекты;
созвездия;
определять направление на север
по Полярной звезде;
выполнять задания электронного
моделировать
изучаемые
11.094
Входная
контрольная
работа.
Мир глазами
географа
5
Мир глазами
историка
Будут
знакомиться с
новой с наукой
географией Будут
учиться
рассказывать о
мире с точки
зрения географа
Будут знакомится
с наукой история.
Будут учиться
рассказывать о
мире с точки
зрения историка,
выводы по
сравнивать
глобус и карту
работать с терминологическим
приложения к учебнику, пользуясь
персональным компьютером;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
полушарий;
находить условные значки на карте
полушарий;
обсуждать значение глобуса и карт
в жизни человечества;
о
географических объектах с помощью
глобуса и карты полушарий;
о
географических
из
дополнительных источников и
Интернета и готовить сообщения о
них;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
достижения товарищей на уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
составлятьрассказы о мире с точки
зрения историка;
характеризовать роль исторических
извлекать информацию
оценивать свои достижения и
работать с терминологическим
составлять
рассказ
объектах
выводы по
13.09
18.09приводить
примеры
исторических
источников
Будут
знакомиться с
исторической
картой, и узнают
как ведётся счёт
лет в истории.
Будут учиться
соотносить дату
исторического
события с веком,
находить место
события на «ленте
времени», читать
историческую
карту
Будут
знакомиться с
действиями
человечества по
защите своей
планеты. Будут
учиться
6
Когда и где?
7
Мир глазами
эколога
выводы по
формулировать
работать с терминологическим
оценивать свои достижения и
источников для понимания событий
прошлого;
обсуждать роль бытовых предметов
для понимания событий прошлого;
посещать краеведческий музей и
готовить рассказ на основании его
экспонатов о прошлом своего
региона, города (села);
словариком;
изученному материалу;
достижения товарищей на уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
определять по «ленте времени» век,
в
происходили
упоминавшиеся ранее исторические
события;
обсуждать сроки начала года в
разных летосчислениях;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
котором
выводы по
характеризовать
понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
экологические проблемы;
предлагать свои меры по решению
экологических проблем;
извлекать из Интернета сведения о
современные
20.09
25.098
Сокровища
Земли под
охраной
человечества
рассказывать о
мире с точки
зрения эколога,
анализировать
экологические
проблемы и
предлагать
способы их
решения
Будут
знакомиться со
Всемирным
наследием и
международной
Красной книгой.
Будут учиться
приводить
примеры объектов
Всемирного
наследия и
животных из
международной
Красной книги
27.09
и
рассказывать
формулировать выводы
по
оценивать свои достижения и
способах решения экологических
экологических
проблем
готовить
организациях в России,
сообщения;
рассказывать о мире с точки
зрения эколога;
изученному материалу;
достижения товарищей на уроке.
понимать учебную задачу урока и
стараться ее выполнить;
о причинах
появления списка Всемирного
наследия;
различать объекты природного и
культурного Всемирного наследия;
определять
по карте мира
расположение наиболее значимых
объектов Всемирного наследия;
определять объекты природного и
культурного Всемирного наследия по
фотографиям;
извлекать из дополнительной
литературы и Интернета информацию
об объектах Всемирного наследия и
животных из
Международной
Красной Книги и готовить сообщения
о них;
словариком;
изученному материалу;
оценивать свои достижения и
достижения товарищей на уроке.
работать с терминологическим
формулировать выводы
по9
Сокровища
Земли под
охраной
человечества
Проверим
себя и оценим
свои
достижения
по разделу
«Земля и
человечество»
(тестовая
работа)
10
Равнины и
горы России
Проверят знания
по разделу «Земля
и человечество
Будут повторять
и закреплять
пройденный
материал
2.10
выполнять работы с выбором ответа
оценивать
правильность/неправильность
предложенных ответов
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами
Природа России (10 ч)
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии
природы; развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки;
воспитывать
бережное
отношение к
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему.
Составлять план решения
проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Преобразовывать
информацию из одной
формы в
другую: составлять просто
й план учебнонаучного
текста.
Преобразовывать
Будут
знакомиться с
основными
формами земной
поверхности.
Будут учиться
находить и
показывать на
карте главнейшие
равнины и горы
нашей страны
4.10
различать холмистые, плоские
понимать учебные задачи раздела и
данного урока и стараться их
выполнить;
находить на физической карте
России изучаемые географические
объекты;
равнины и плоскогорья;
характеризовать формы рельефа
России;
извлекать из дополнительной
литературы и Интернета сведения об
изучаемых географических объектах,
готовить сообщения;
на персональном
компьютере задания из электронного
выполнятьприроде
сформированность
уважительного
отношения к
России, родному
краю, своей семье,
истории, культуре,
природе нашей
страны, её
современной жизни;
.
информацию из одной
формы в
другую: представлять
информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: высказывать свою
точку зрения и пытаться
её обосновать, приводя
аргументы.
11 Моря, озера и
реки России
12
Природные
зоны России
Будут
знакомиться с
морями, которые
омывают берега
России, какие
озёра и реки
нашей страны
самые крупные.
Будут учиться
находить и
показывать их на
карте
Будут
знакомиться с
природными
зонами России,
картой природных
зон. Будут
учиться
объяснять, почему
происходит смена
природных зон
выводы по
характеризовать
особенности
работать с терминологическим
приложения к учебнику;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке и достижения товарищей.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
работать в паре: находить и
показывать на физической карте
России изучаемые моря, озера, реки,
рассказывать о них по карте;;
различать моря и озера;
изучаемых водных объектов;
извлекать из Интернета сведения о
загрязнении воды в морях, реках и
озерах и о мерах борьбы с
загрязнениями;
готовить сочинения на тему урока;
формулировать
выводы по
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
России и карту природных зон;
находить на карте природные зоны
России и характеризовать их;
устанавливать взаимосвязь между
освещенностью Солнцем поверхности
Земли и широтным расположением
природных зон;
различать физическую карту
9.10
11.1013
Зона
арктических
пустынь
Будут
знакомиться с
природой
Арктической
пустыни. Будут
учиться давать
характеристику
этой зоны по
плану
16.10
выводы по
устанавливать взаимосвязь
зоны
и ее
работать со схемой освещенности
Земли солнечными лучами;
различать широтную и высотную
поясность;
находить на карте природных зон
зоны высотной поясности;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
находить на карте природных зон
зону арктических пустынь;
природных особенностей
арктических пустынь
освещенностью солнечными лучами;
характеризовать природные
особенности
и
приспособление флоры и фауны к
этим условиям;
выявлять экологические связи в
зоне арктических пустынь;
извлекать из дополнительной
литературы и Интернета сведения о
животном мире Арктики, готовить
сообщения;
Арктике;
рассказывать о влиянии освоения
природных богатств в зоне тундры и
этого
возникших
экологических
о
природоохранных мероприятиях и
прослеживать цепи питания в
вследствие
проблемах,
Арктики14
Тундра
Будут
знакомиться с
природой и
экологическими
проблемами зоны
тундры. Будут
учиться давать
характеристику
этой зоны по
плану
18.10
выводы по
заповедниках;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
находить на карте природных зон
зону тундры;
работать со схемой освещенности
поверхности Земли солнечными
лучами;
выявлять взаимосвязь природных
особенностей зоны тундры с
освещенностью ее поверхности
солнечными лучами;
характеризовать природные
особенности зоны тундры, её флору и
фауну, занятия местного населения;
выявлять экологические связи в
зоне тундры;
извлекать из дополнительной
«Зелёные
литературы
и
страницы»,
Интернета информацию о растениях и
готовить
животных
сообщения;
характеризовать зону тундры по
плану;
моделировать
особенности тундры;
рассказывать о влиянии освоения
природных богатств в зоне тундры и
возникших
этого
экологических
о
природоохранных мероприятиях и
(книги
энциклопедий)
вследствие
проблемах,
тундры,
природные15
Леса России
Будут
знакомиться с
природой лесных
зон, с тем, какие
бывают леса,
будут учиться
сравнивать
природу
различных лесных
зон
16
Лес и человек
Будут
знакомиться с
ролью леса в
тайги,
выводы по
заповедниках;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
находить на карте природных зон
зону
смешанных и
широколиственных лесов;
устанавливать взаимосвязь
особенностей лесных
зон с
освещенностью, количеством осадков
и строением почвы;
опознавать с помощью гербария и
атласаопределителя «От земли до
неба» растения зоны лесов;
по тексту учебника и иллюстрации
характеризовать животный мир зоны
выявлять экологические
лесов,
связи;
моделировать цепи питания в зоне
тайги;
сопоставлять природу тундры и
лесных зон;
Интернета
информацию о растениях и животных
лесной зоны, готовить сообщения;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
с помощью схемы и текста учебника
выводы по
извлекать
из
23.10
25.10природе и жизни
людей, с
экологическими
проблемами и
охраной природы
в лесной зоне.
Будут учиться
правильно вести
себя в лесу
Будут
знакомиться с
природой и
экологическими
проблемами зоны
степей. Будут
учиться давать
характеристику
зоны по плану.
17
Зона степей
обсуждать
помощью Интернета
раскрывать роль леса в природе и
жизни людей;
экологические
проблемы леса, предлагать меры по
его охране;
обсуждать правила поведения в
лесу по материалам книги «Великан
на поляне»;
извлекать из дополнительной
литературы и Интернета сообщения о
животных из Красной книги России,
готовить сообщения;
совершать виртуальную экскурсию
с
в
национальный парк «Лосиный
обсуждать экологические
остров»,
проекты этого парка;
характеризовать лесные природные
зоны по плану;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
находить на карте природных зон
зону степей;
устанавливать взаимосвязь
особенностей степной зоны с
освещенностью, количеством осадков
и характером почвы;
опознавать с помощью гербария,
иллюстраций учебника и атласа
определителя «От земли до неба»
растения зоны степей;
выводы по
6.11 характеризовать животный мир
выявлять
зоны
экологические связи;
сравнивать природу зоны степей с
природой лесов и тундры;
извлекать из дополнительной
литературы и Интернета информацию
о растениях и животных степей,
готовить сообщения;
совершать виртуальные экскурсии
с помощью Интернета в степные
обсуждать
заповедники,
экологические проекты ученых в этих
заповедниках;
характеризовать зону степей по
плану;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке и достижения товарищей.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
находить на карте природных зон
зону полупустынь;
устанавливать взаимосвязь
освещенности, количества осадков и
состава почв с образованием
полупустынь и пустынь;
опознавать с помощью гербария,
иллюстраций учебника и атласа
определителя «От земли до неба»
растения зоны степей;
характеризовать животный мир
выявлять
зоны
экологические связи;
выводы по
степей,
степей,
8.11
18
Пустыни
Будут
знакомиться с
природой и
экологическими
проблемами зоны
пустынь. Будут
учиться давать
характеристику
зоны по плану.19
У Черного
моря
Будут
знакомиться с
природой и
экологическими
проблемами
Черноморского
побережья
Кавказа. Будут
учиться правильно
вести себя у моря
выводы по
13.11
сравнивать природу зоны степей с
природой лесов и тундры;
извлекать из дополнительной
литературы и Интернета информацию
о растениях и животных степей,
готовить сообщения;
совершать виртуальные экскурсии
с помощью Интернета в степные
обсуждать
заповедники,
экологические проекты ученых в этих
заповедниках;
характеризовать зону степей по
плану;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке и достижения товарищей.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
находить на карте природных зон
зону субтропиков;
устанавливать взаимосвязь
субтропической флоры и фауны с
освещенностью, количеством осадков
и плодородием почвы;
по гербарию,
иллюстрациям
учебника и атласуопределителю «От
земли до неба» опознавать растения
субтропиков;
знакомиться с животным миром
зоны Черноморского побережья
Кавказа и морскими животными,
устанавливать экологические связи;
моделировать цепи питания;
анализировать
экологическиеработать с терминологическим
проблемы зоны;
совершать виртуальные экскурсии
на
курорты Черноморского
побережья Кавказа, в сочинский
Дендрарий и Национальный парк
«Сочинский» с помощью Интернета;
обсуждать рассказ «В пещере» из
книги «Великан на поляне»;
словариком;
характеризовать зону субтропиков
по плану;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
выполнять работы с выбором ответа
оценивать
правильность/неправильность
предложенных ответов
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами
выводы по
15.11
Проверят знания
по разделу
Родной край – часть большой страны (14ч)
принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности и
формирование лич
ностного смысла
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять
свои действия с целью и,
при необходимости,
исправлять ошибки с
помощью учителя.
Познавательные УУД:
Перерабатывать
полученную
Будут
знакомиться с
политико
административной
картой России.
Будут учиться
находить и
показывать свой
край на карте,
Понимать учебные задачи урока и
стремиться их выполнить;
Работать в паре: знакомиться с
политико административной картой
России, находить на политико–
административной карте России свой
регион, знакомиться с картой своего
региона, рассказывать о ней о родном
крае;
20.11
20 Проверим
себя и оценим
свои
достижения
по разделу
«Природа
России»
(тестовая
работа)
21
Наш край22
23
Поверхность
нашего края
Поверхность
нашего края
(Экскурсия)
учения;
развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки, в
том числе в
информационной
деятельности, на
основе
представлений о
нравственных
нормах, социальной
справедливости и
свободе;
информацию: сравнивать и
группировать факты и
явления; определять
причины явлений,
событий.
Перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с учётом
своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций.
давать краткую
характеристику
своего края по
плану
Будут
знакомиться с
формами земной
поверхности
родного края, с
влиянием
деятельности
людей на земную
поверхность.
Будут учиться
ответственному
отношению к
природе
24
Водные
богатства
нашего края
Будут
знакомиться с
водными
богатствами
родного края, с их
значением в жизни
человека, их
охраной, Будут
Характеризовать родной край по
предложенному в учебнике плану;
Оценивать свои достижения на
уроке.
Понимать учебные задачи урока и
стремиться их выполнить;
Описывать по своим наблюдениям
формы земной поверхности родного
края,
находить на карте региона основные
формы земной поверхности, крупные
овраги и балки, извлекать из
краеведческой литературы
необходимую информацию о
поверхности родного края
обсуждать меры по охране
поверхности своего края
изготавливать макет знакомого
участка поверхности родного края
работать со взрослыми:
(интервьюировать) взрослых о
формах поверхности рядом с
городом (селом), о наличии оврагов и
истории их возникновения;
формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
рассказывать о значении водных
богатств в жизни людей;
составлять список водных объектов
(рек, озер, морей, прудов) своего
региона;
22.11
27.11
29.11учиться
описывать водные
объекты своего
края по плану
Будут
знакомиться с
важнейшими
полезными
ископаемыми
своего края, с их
охраной, будут
учиться различать
и описывать
полезные
ископаемые
своего края
25
Наши
подземные
богатства
выводы по
описывать одну из рек по данному
в учебнике плану;
составлять план описания озера
(пруда);
моделировать наиболее знакомый
водный объект;
выявлять источники загрязнения
близлежащих водоемов;
обсуждать материалы рассказа
«Бутылочная почта» из книги
«Великан на поляне»;
интервьюировать взрослых о
водоохранных мероприятиях в городе
(селе);
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
находить на карте природных
значки тех полезных ископаемых,
которыми он обладает;
работая в группах определять
название полезного ископаемого,
образец которого выдан учителем;
работая в группах, извлекать из
учебника сведения о выданном
образце полезного ископаемого,
составлять его описание по данному
готовить
в учебнике плану,
сообщения и
их
классу;
выяснять в краеведческом музее,
какие полезные ископаемые имеются
представлять
4.1226
Земля
кормилица
Будут
знакомиться с
разнообразием
почв, почвами
родного края,
охраной почв.
Будут учиться
ответственному
отношению к
природе
извлекать
выводы по
в регионе;
из краеведческой
литературы сведения о предприятиях
региона по переработке полезных
ископаемых;
обсуждать материалы рассказа «И
камень достоин уважения» из книги
«Великан на поляне»;
интервьюировать взрослых членов
семьи о том, используются ли в
домашнем хозяйстве какиелибо
полезные ископаемые или продукты
их переработки;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке и достижения товарищей
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
иллюстрациях учебника и образцах;
из краеведческой
литературы информацию о типах
почв своего региона;
моделировать тип почв своего
региона;
готовить доклад о значении почвы
для жизни на земле;
выполнять задания из электронного
приложения к учебнику;
обсуждать материалы рассказа
«Дороже жемчуга и злата – под
ногами» из книги «Великан на
поляне»;
извлекать
литературы
из краеведческой
информацию
о
различать
виды почв на
извлекать
6.1227
Экскурсия в
лес и на луг
28 Жизнь леса
Будут
знакомиться с
понятием лес и
организмами ,
составляющими
природное
сообщество леса,
будут учиться
давать
характеристику
лесного
сообщества по
плану
выводы по
11.12
13.12
характеризовать
почвоохранных мероприятиях в
регионе;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
определять с помощью атласа
определителя растения смешанного
леса в гербарии;
рассказывать, какие растения,
животные, грибы встречаются в лесах
региона;
цепи питания,
характерные для лесного сообщества
региона;
лесное
сообщество региона по данному в
учебнике плану;
опознавать по иллюстрациям в
учебнике представителей лесного
сообщества;
обсуждать материалы рассказов о
лесе из книги «Великан на поляне»;
выполнять задания из электронного
приложения к учебнику;
нарушения
экологического равновесия в лесном
сообществе по вине человека,
предлагать
решения
пути
экологических проблем;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
работать с терминологическим
выводы по
моделировать
выявлять29 Жизнь луга
Будут
знакомиться с
природным
сообществом луга,
сравнить луг и
лес, будут учиться
правильно вести
себя на лугу
Формирование
чувства гордости за
свою Родину, за
свой край
.осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности,
элементарных
правил
нравственного
поведения в мире
природы и людей,
норм
здоровьесберегающ
его поведения в
природной и
социальной среде;
Регулятивные УУД:
Формулировать и
удерживать учебную
задачу; составлять план и
последовательность
действий, вносить
необходимые дополнения
и изменения в план и
способ действия
Самостоятельно выделять
и формулировать
познавательную цель,
осознанно и произвольно
строить сообщения в
устной и письменной
форме, в том числе
творческого и
исследовательского
характераПознавательны
е УУД:
Отбирать необходимые
для решения учебной
задачи источники
информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных и
18.12
рассказывать
по
определять животных луга на
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
определять с помощью атласа
определителя «От земли до неба»
растения луга из гербария;
иллюстрации учебника;
выявлять экологические связи на
лугу;
своим
наблюдениям о растениях, животных
и грибах на лугах своего региона;
моделировать цепи питания на
лугу;
сравнивать природные особенности
леса и луга;
луговое
сообщество по данному в учебнике
плану;
приводить примеры правильного и
неправильного поведения человека на
лугу,
нарушения
экологического равновесия по вине
человека, предлагать пути решения
экологических проблем;
обсуждать материалы рассказа
«Горит трава» из книги «Великан на
поляне»;
составлять памятку «Как вести
себя на лугу»;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
характеризовать
выявлять
выводы по30 Жизнь
пресного
водоема
Экскурсия к
водоему
31
познавательных задач,
определять общую цель и
пути её достижения
Будут
знакомиться с
природным
сообществом
пресных вод,
будут учиться
бережно
относиться к
водным растениям
20.12
25.12
об обитателях
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
опознавать с помощью атласа
определителя «От земли до неба»
растения пресного водоема;
опознавать по иллюстрациям
учебника живые организмы пресных
вод;
выявлять экологические связи в
пресном водоеме;
рассказывать
пресных вод своего региона;
моделировать цепи питания в
пресноводном сообществе своего
региона;
характеризовать пресноводное
сообщество своего региона по
данному в учебнике плану;
способы
приспособления растений и животных
к жизни в воде;
извлекать из книг «Зелёные
страницы», «Великан на поляне»
информацию
обитателях
пресноводных водоемов и обсуждать
её;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
выводы по
обсуждать
об
наблюдать объекты и явления
природы;
определять природные объекты с
помощью атласаопределителя;32
Растениеводст
во в нашем
крае
Будут
знакомиться с
работой
растениеводов
нашего края,
будут учиться
различать отрасли
растениеводства,
соотносить с ними
сорта культурных
растений
33 Животноводст
во в нашем
крае
Будут
знакомиться с
работой
результаты
определять
с
извлекать
фиксировать
наблюдений;
сравнивать результаты
наблюдений, сделанных в различных
природных сообществах.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
помощью
иллюстраций учебника полевые
культуры из гербария;
различать зерна зерновых культур;
выявлять взаимосвязь развития
растениеводства в регионе с
природными условиями;
собирать информацию в ходе
экскурсий в поле, в теплицы,
готовить доклады о развитии этих
отраслей в регионе и презентовать их
в классе;
информацию о
растениеводстве в своем регионе из
краеведческой литературы;
характеризовать развитие отраслей
растениеводства в своем регионе;
выполнять задания из электронного
приложения к учебнику;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
выявлять взаимосвязь развития
работать с терминологическим
выводы по
27.12
10.01животноводов
нашего края,
будут учиться
различать отрасли
животноводства,
соотносить с ними
породы домашних
животных
Вспомнят, как
работать над
проектом, будут
учиться выбирать
тему проект
Проверят знания
по разделу
34 Наши
проекты
Проверим
себя и оценим
свои
достижения
по разделу
«Родной край
– часть
большой
страны»
(тестовая
работа)
о
извлекать
о работе
материале
рассказывать
на
работать с терминологическим
отраслей животноводства в регионе с
природными условиями;
из краеведческой
СМИ и Интернета
литературы,
информацию
развитии
животноводства в своем регионе,
готовить доклады и презентовать их
в классе;
характеризовать развитие отраслей
животноводства в своем регионе;
животноводов
экскурсий;
выполнять задания из электронного
приложения к учебнику;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
выбирать тему проекта;
намечать план работы;
отбирать информацию в избранных
для проекта книгах;
(слайды);
готовить доклад;
презентовать доклад в классе;
оценивать свои достижения и
достижения своих товарищей.
выполнять работы с выбором ответа
оценивать
правильность/неправильность
предложенных ответов
готовить оформление доклада
выводы по
15.0135
Начало
истории
человечества
36 Мир
древности:
далекий и
близкий
формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
развитие этических
чувств,
доброжелательност
и и эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей;
Формирование
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других
народов.
37
Средние века:
время рыцарей
и замков
Регулятивные УУД:
Составлять план решения
проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Работая по плану, сверять
свои действия с целью и,
при необходимости,
исправлять ошибки с
помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые
знания: извлекать информ
ацию, представленную в
разных формах (текст,
таблица, схема,
иллюстрация и др.).
Перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и
группировать факты и
явления; определять
причины явлений,
событий.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: высказывать свою
точку зрения и пытаться
её обосновать, приводя
аргументы.
Будут
знакомиться с
эпохами истории
человечества,
выяснять, какие
свидетельства о
первобытных
людях
сохранились,
проследят как
менялась жизнь
первобытных
людей
Будут
знакомиться с
некоторыми
древними
государствами,
городами,
сооружениями,
осознают значение
письменности,
сравнят
источники по
истории
первобытности и
по истории
Древнего мира
Будут
знакомиться с
миром
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами
Страницы всемирной истории (5 ч)
17.01
Понимать учебные задачи урока и
стремиться их выполнить;
Анализировать карту расселения
племён древних славян;
Выявлять взаимосвязь жизни
древних славян и их занятий с
природными условиями того времени;
Моделировать древнеславянское
жилище
22.01
Прослеживать по карте Древней
Руси путь «из варяг в греки» и
расширение территории государства в
IXXIвеках Древней Руси; нашествие
Батыя на Русь;
Работать с терминологическим
словариком;
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
сопоставлять
длительность
24.01Средневековья:
государствах,
городах, рыцарях,
замках,
изобретениях.
Осознают
важность начала
книгопечатания.
Будут сравнивать
источники по
истории Древнего
мира и по истории
Средневековья
38
Новое время:
встреча
Европы и
Америки
Будут
знакомиться с
географическими
открытиями,
изобретениями,
сопоставлять
по фотографиям
исторических периодов Древнего
мира и Средневековья, определять
по «ленте времени» длительность
средневековья;
находить на карте местоположение
крупных городов,
возникших в
Средневековье;
описывать
средневековые
достопримечательности современных
городов;
исторические
источники по изучению Древнего
мира и Средневековья;
развивать
воображение,реконструируя быт и
рыцарские турниры Средневековья;
сопоставлять мировые религии,
выявлять их общность и различия:
место и время их возникновения,
особенности храмов;
понимать важность изобретения
книгопечатания для человечества;
выполнять задания из электронного
приложения к учебнику;
работать с терминологическим
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
определять по «ленте времени»
Нового
длительность
выводы по
29.01
периодагородами нового
времени. Будут
учиться
сравнивать
источники по
истории Древнего
мира,
Средневековья,
Нового времени.
Покажут на
глобусе части
света и материки,
открытые
знаменитыми
путешественника
ми
39
Новейшее
время:
история
продолжается
Будут
знакомиться с
путешественника
ми., городами,
сопоставлять
сопоставлять
времени,
её с
длительностью Древнего мира и
Средневековья;
жизненную
философию людей в Средневековье и
в Новое время;
прослеживать по карте маршруты
Великих географических открытий;
обсуждать методы изучения
истории Древнего мира и Нового
времени;
по фотографиям
различия в архитектуре городов
Древнего мира, Средневековья и
Нового времени;
обсуждать
роль великих
географических открытий в истории
человечества;
характеризовать научные открытия
и технические изобретения Нового
времени;
воображение,
реконструируя историю технических
изобретений в Новое время;
выполнять задания электронного
приложения к учебнику;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
начало Новейшего времени;
работать с терминологическим
находить на «ленте времени»
выявлять
развивать
выводы по
31.01сегодня
открытиями, с
некоторыми
событиями
Новейшего
времени
40
Проверим себя
и оценим свои
достижения по
разделу
«Страницы
всемирной
истории».
Жизнь
древних
славян
Формирование
основ российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости за
свою Родину,
российский народ и
историю России,
осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонациональног
о российского
общества;
Регулятивные УУД:
Самостоятельно
формулировать цели
урока после
предварительного
обсуждения.
Совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно предполаг
ать, какая информация
нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
Проверят знания
по разделу
«Страницы
Всемирной
истории»
Будут
знакомиться
знакомить с
занятиями,
верованиями
восточных славян,
будут учиться
описывать по
иллюстрации
внутренний вид
дома, предметы
быта славян
характеризовать
значение
исследования Арктики и Антарктики
для развития науки;
характеризовать изменения в
политическом устройстве стран мира;
рассказывать о научных открытиях
и технических изобретениях XXXXI
веков;
выполнять задания из электронного
приложения к учебнику;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
работать с терминологическим
выводы по
Страницы истории Отечества (20 ч)
5.02
выявлять
понимать учебную задачи раздела и
данного урока и стремиться их
выполнить;
анализировать карту расселения
племен древних славян;
взаимосвязь жизни
древних славян и их занятий с
природными условиями того времени;
верования
древних славян;
жилище;
материале учебника;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
моделировать древнеславянское
составлять план рассказа на
характеризовать
выводы по41
Во времена
Древней Руси
42
Страна
городов
становление
гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и свер
стниками в разных
социальных
ситуациях, умения
не создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций;
формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни, наличие
мотивации к
творческому труду,
работе на
результат,
бережному
отношению к
материальным и
духовным
ценностям.
Отбирать необходимые
для решения учебной
задачи источники
информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с учётом
своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций.
Формулировать и
удерживать учебную
задачу; составлять план и
последовательность
действий; использовать
речь для регуляции своего
действия
Самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности
при решении проблем
различного характера;
передача информации
(устным, письменным
способами);
классификация по
заданным критериям
Проявлять активность во
взаимодействии для
Будут
сформированы
представления о
Древней Руси,
будут учиться
находить на карте
её территорию,
границы, города,
столицу, осознают
важность
принятия Русью
христианства
Будут
сформированы
представление о
городах Древней
Руси ХХ1в.
Киеве и
Новгороде, будут
учиться находить
их на карте, по
иллюстрациям и
схемам описывать
облик этих
характеризовать
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
прослеживать по карте Древней
Руси путь «из варяг в греки» и
расширение территории государства в
IXXI веках;
систему
государственной власти вIXXI веках
в Древней Руси;
отмечать на «ленте времени» дату
Крещения Руси;
обсуждать причину введения на
Руси христианства и значение
Крещения;
анализировать былину об Илье
Муромце как отражение борьбы
Древней Руси с кочевниками;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
в ходе самостоятельной работы (в
группах)
карты
Древнего Киева и Древнего
Новгорода,
их
оборонительные
местоположение,
горожан,
сооружения,
систему
находки
берестяных грамот в Новгороде,
готовить сообщения, презентовать
их на уроке;
работать с терминологическим
характеризовать
выводы по
анализировать
правления,
занятия
7.02
7.02решения
коммуникативных и
познавательных задач;
договариваться о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности
городов, осознают
важность находок
берестяных
грамот
Будут
сформированы
представления о
возникновении
славянской
азбуки, появлении
письменности на
Руси, осознают,
что Древняя Русь
была страной
высокой культуры
и поймут, какое
значение имеют
древнерусские
летописи для
учёных
43
Из
книжкинойсок
ровищницы
Древней Руси
обсуждать
важность находок
развивать
воображение,
древних
работать с терминологическим
сопоставлять на основе сделанных
сообщений жизнь двух главных
городов Древней Руси;
археологами берестяных грамот;
реконструируя жизнь
новгородцев;
обсуждать, почему былина о Садко
могла появиться только в Новгороде;
характеризовать значение летописи
об основании Москвы как
исторического источника;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
роль создания
славянской письменности для
распространения культуры в Древней
Руси;
состояние
грамотности на Руси после создания
славянской азбуки;
изучения истории России;
оформление
рукописных книг как памятников
древнерусского искусства;
сопоставлятьоформление
древнерусских книг с современными;
выявлять роль летописей для
характеризовать
выводы по
12.02
обсуждать
характеризовать44
Трудные
времена на
Русской земле
Будет
сформировано
представление о
военном деле на
Руси, будут
учиться
сравнивать по
карте и
иллюстрации
вооружение
воинов, осознают,
какую роль
сыграли эти
события в истории
России
работать с терминологическим
выводы по
14.02
описывать
обсуждать роль рукописной книги в
развитии русской культуры;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
прослеживать по карте нашествие
Батыя на Русь;
обсуждать причины поражения
Древней Руси в ходе монгольского
нашествия;
по иллюстрациям
учебника вооружение древнерусских
и монгольских воинов;
нашествии по плану учебника;
находить на карте места сражений
Александра Невского со шведскими и
немецкими захватчиками;
по иллюстрациям в учебнике
сравнивать
вооружение русских
воинов и немецких рыцарей;
высказывать своё отношение к
личности Александра Невского;
словариком;
заполнять «Героическую летопись
России» (вкладка в рабочей тетради);
формулировать
выводы по
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
работать с терминологическим
рассказывать о монгольском45
Русь
расправляет
крылья
46
Куликовская
битва
Будут
сформированы
представления о
возрождении
Руси, начале
объединения
русских земель
вокруг Москвы,
будут учиться
описывать
древнюю Москву
по иллюстрации
Будут
сформированы
представления о
том, как Русь
боролась за
независимость,
будут учиться
определять по
карте место
Куликовской
битвы, осознают
какую роль
сыграла
Куликовская
битва в истории
19.02
21.02
прослеживать
приводить факты возрождения
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
северовосточных земель Руси;
рассказывать по иллюстрациям в
учебнике о Москве Ивана Калиты;
по карте
объединение русских земель вокруг
Москвы;
обсуждать, какие личные качества
Ивана Калиты сыграли роль в успехе
его правления;
выполнять задания из электронного
приложения к учебнику;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
по карте
передвижения русских и ордынских
войск;
Куликовской битве;
рассказывать о Куликовской битве
по составленному плану;
моделировать ход Куликовской
битвы;
отмечать на «ленте времени» дату
Куликовской битвы;
обсуждать, почему была так важна
составлять план рассказа о
работать с терминологическим
выводы по
прослеживать47
Иван III
России
Будут
сформированы
представления о
создании
независимого
единого
Российского
государства,
будут учиться
находить на карте
его территорию и
границы,
описывать
изменения в
облике с помощью
иллюстрации
рассказывать
о поединках
рассказывать
осознавать роль Куликовской
для Дмитрия Донского поддержка
Сергия Радонежского;
богатырей;
заполнять вкладыш к рабочей
тетради «Героическая летопись
России»;
битвы в истории России;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
об изменении
политики в отношении Золотой Орды;
описывать по иллюстрациям в
учебнике изменения в облике
Москвы;
обсуждать значение освобождения
от монгольского ига;
выполнять задания из электронного
приложения к учебнику;
заполнять вкладыш к рабочей
тетради «Героическая летопись
России»;
отмечать на «ленте времени» даты
освобождения от монгольского ига,
венчания Ивана Грозного на царство;
работать с терминологическим
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
выводы по
26.02
выводы по48 Мастера
печатных дел
49
Патриоты
России
Будут
сформированы
представления о
начале
книгопечатания в
России, о русских
учебниках 17 в.,
будут учиться
сравнивать
современные и
старопечатные
книги, осознают,
какую роль в
развитии
культуры России
сыграло
книгопечатание
Будут
сформированы
представления о
борьбе народа за
независимость в
начале 17 в.,
патриотическом
движении,
освобождении
Москвы от
захватчиков,
осознают роль
этого события в
истории России
28.02
5.03
на
рассказывать
сопоставлять
современные и
учебники
по
работать с терминологическим
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
обсуждать, как повлияло начало
книгопечатания
развитие
просвещения и культуры в России;
на основе самостоятельного
изучения материала учебника (по
группам)
о
первопечатнике Иване Федорове и
издании первых русских учебников;
первопечатные
иллюстрациям;
словариком;
развивать воображение, «обучая
грамоте» учеников XVII века;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
обсуждать значение организации
народного ополчения и освобождения
Москвы от польской интервенции;
отмечать на «ленте времени» год
освобождение Москвы;
заполнять приложение к рабочей
тетради «Героическая летопись
России»;
выполнять задания из электронного
приложения к учебнику;
работать с терминологическим
выводы по50
Петр Великий
Будут
сформированы
представление о
преобразованиях
Петра 1, будут
учиться находить
на карте и
описывать облик
новой столицы
России – Санкт
Петербурга, будут
учиться
составлять
рассказ о
выдающемся
человеке
51 Михаил
Будут
выводы по
7.03
осознавать
словариком;
рассказывать об этом событии от
имени участника ополчения;
роль борьбы за
независимость в начале XVI века в
истории России;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
рассказывать о реформах Петра I
на основе материала учебника;
извлекать из дополнительной
литературы и Интернета информацию
о Петре I, которой нет в учебнике;
описывать достопримечательности
СанктПетербурга;
обсуждать, заслуженно ли Петр I
получил прозвание «Великий»;
отмечать на «ленте времени» год
основания СанктПетербурга, год,
когда Россия стала империей;
прослеживать
приобретения Петра I;
высказывать свое отношение к
личности Петра Великого;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и 12.03
работать с терминологическим
по карте
выводы поВасильевич
Ломоносов
52
Екатерина
Великая
сформированы
представления о
великом русском
учёном
М.В.Ломоносове,
познакомятся с
кабинетом
учёного по
фотографии
Будут
сформированы
представления об
императрице
Екатерине
Второй,
познакомятся с
выдающимися
людьми России –
А.В.Суворовым и
Ф.Ф.Ушаковым
МГУ
составлять план рассказа о
стремиться ее выполнить;
М.В.Ломоносове;
составлять план сценария о жизни
М.В.Ломоносова;
прослеживать по карте путь
М.В.Ломоносова из Холмогор в
Москву;
обсуждать, каковы были заслуги
М.В.Ломоносова в развитии науки и
культуры;
отмечать на «ленте времени» дату
основания
Московского
университета;
извлекать из Интернета сведения о
современном
им.
М.В.Ломоносова;
высказывать свое отношение к
личности М.В. Ломоносова;
формулировать
изученному материалу;
Екатерина
Вторая
прозвание «Великой»;
описывать достопримечательности
Петербурга;
слоев российского общества;
крестьянской войне Е.И. Пугачева;
территории государства;
рассказывать по учебнику о Ф.Ф.
Ушакове и А.В. Суворове;
извлекать из Интернета сведения о
Петербурге, Москве, других городах
заслуженно ли
получила
прослеживать по карте рост
сравнивать положение разных
рассказывать по учебнику о
выводы по
обсуждать,
14.0353
Отечественная
война 1812
года
Будут
сформированы
представления о
борьбе с
иностранными
захватчиками в
1812 году,
осознают почему
война 1812 года
называется
Отечественной и
её значение в
истории России
обсуждать,
выводы по
19.03
рассказывать
отмечать на «ленте времени»
работать с терминологическим
России в XVIII веке;
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
выполнять задания из электронного
приложения к учебнику;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
на основе самостоятельной работы
по учебнику
о
Бородинском сражении;
Отечественную войну 1812 года;
заполнять приложение к рабочей
тетради «Героическая летопись
России»;
обсуждать, почему война 1812 года
называется Отечественной;
почему после
Отечественной войны 1812 года был
воздвигнут на Красной площади
памятник Кузьме Минину и Дмитрию
Пожарскому;
извлекать из Интернета сведения о
биографиях героев Отечественной
войны 1812 года, готовитьдоклады,
презентовать их в классе;
словариком;
работать с терминологическим
формулировать
выводы по54
Страницы
истории XIX
века
55
Россия
вступает в XX
век
Будут
сформированы
представления об
освобождении
крестьян,
познакомятся с
обликом Москвы
и Санкт
Петербурга
второй половины
19 века, Будут
учиться находить
территорию
страны, границу,
столицу, сведения
о развитии
экономики.
Будут
сформированы
представления о
последнем
российском
императоре,
участии России в
Первой мировой
войне,
выводы по
выполнять
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
в ходе самостоятельной работы (по
группам) над темами «Декабристы»,
«Освобождение
крестьян»,
«Петербург и Москва» изучать текст
учебника,
задания из
рабочей тетради и электронного
готовить
приложения к учебнику,
сообщения и презентовать их на
уроке;
работать с историческими картами;
находить на карте Трассибирскую
магистраль;
источники;
извлекать из дополнительной
краеведческой литературы сведения о
технических
новшествах,
появившихся в XIX веке в регионе;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
отмечать на «ленте времени»
начало Первой мировой войны,
февральской
октябрьской
революции;
составлять план рассказа о
событиях начала ХХ века и
сопоставлять
исторические
и
21.03
2.0456
Страницы
истории 20–
30х годов
Февральской и
Октябрьской
революциях 1917
г., гражданской
войне
Будут
сформированы
представления о
жизни нашей
страны в 1920
1930 гг., будут
учиться находить
на карте
территорию,
столицу СССР, а
также союзных
республик
4.04
выводы по
рассказывать о них по плану;
интервьюировать взрослых членов
семьи о том, какую роль сыграли
революция и Гражданская война в
судьбе семьи;
развивать воображение, составляя
интервью от лица журналиста начала
ХХ века у ученого, каким он видит
ХХ век;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
знакомиться по карте СССР с
административнотерриториальным
строением страны;
сравнивать герб России и СССР по
иллюстрациям в рабочей тетради и в
электронном пособии, знакомиться с
символикой герба СССР;
тексты гимнов
дореволюционной России, СССР и
Российской Федерации;
в ходе экскурсии по городу
выяснять, какие названия возникли
при Советской власти и какие реалии
они отражают;
знакомиться по фотографиям в
Интернете с обликом довоенных
станций метро (для москвичей – в
ходе экскурсии);
в
(Интернет) песни 30х годов;
прослушивать
сравнивать
записях
формулировать
выводы по57
Великая война
и Великая
Победа
Будут
сформированы
представление о
ВОВ и Великой
Победе, будут
учиться собирать
исторические
свидетельства
рассказы
ветеранов
9.04
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
составлять план рассказа о ходе
Великой Отечественной войны,
рассказывать о ней по плану;
обсуждать, в чем значение Победы
в Великой Отечественной войне для
нашей страны и всего мира;
встречаться с ветеранами войны,
интервьюировать их;
прослушивать в записи песню
«Вставай, страна огромная» и другие
песни времен войны;
впечатлениями от
фотографий военных лет и от картин
на тему войны и Парада Победы;
выяснять в краеведческом музее,
какой вклад внес город (село) в
Победу;
о
мероприятиях празднования 65летия
Победы в родном городе (селе), в
регионе;
интервьюировать старших членов
семьи об участии их в войне, как они
встретили День Победы в 1945 году;
готовить праздник ко Дню Победы;
работать с терминологическим
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
материал
выводы по
делиться
собирать58
Страна,
открывшая
путь в космос
Комплексная
контрольная
работа.
Будут
сформированы
представления о
послевоенной
истории страны,
успехах науки и
техники, освоении
космоса
59 Проверим
себя и оценим
свои
достижения
Проверят знания
по разделу
уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
извлекать из дополнительной
литературы, Интернета информацию
об освоении космоса (для учащихся
Москвы – из экскурсии в музей
космонавтики);
интервьюировать старших членов
семьи о том, как они запомнили день
12 апреля 1961 года;
прослушивать в записи песни,
посвященные полету Юрия Гагарина;
знакомиться с репродукциями
картин космонавта А.Леонова на
космическую тему;
интервьюировать старших членов
своей семьи о послевоенной истории
страны и их участии в развитии
страны, о проблемах страны и семьи,
отбирать
в семейном архиве
необходимые фотографии, готовить
сообщение и презентовать его в
классе;
работать с электронным пособием;
работать с терминологическим
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
выполнять работы с выбором ответа
оценивать
правильность/неправильность
предложенных ответов
выводы по
11.04
16.04по разделу
«Страницы
истории
Отечества»
(тестовая
работа)
60
Основной
закон России и
права человека
61 Мы– граждане
России
Славные
символы
России
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами
Граждансткаяидент
ичность в форме
сознания «Я» как
гражданин
России,чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, народ и
историю;
гуманистическое
сознание
формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии при
роды, народов,
культур и религий;
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему.
Составлять план решения
проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и
группировать факты и
явления; определять
причины явлений,
событий. Использовать
знаковосимволические
средства при работе с
картой; поиск и выделение
необходимой информации
из различных источников;
Современная Россия(9 ч)
18.04
23.04
Будут
сформированы
представления о
Конституции РФ,
правах человека и
правах ребёнка,
продолжат работу
с картой России
Понимать учебные задачи урока и
стремиться их выполнить;
Находить на политико
административной карте РФ края,
области, республики, автономные
области, города федерального
значения;
Анализировать закреплённые в
Конвенции права ребёнка;
Будут
сформированы
представления о
правах и
обязанностях
гражданина, о
главе нашего
государства, о
Федеральном
собрании и
правительстве
России
Будут
сформированы
представления об
истории
государственных
символов России,
Понимать учебные задачи урока и
стремиться их выполнить;
Различать права и обязанности
гражданина, устанавливать их
взаимосвязь;
Президента, Федерального Собрания
и Правительства;
Работать с терминологическим
словариком;
Следить за государственными делами
по программам новостей ТВ и
печатным средствам массовой
информации;
Формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;формирование
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других
народов;
осознают
важность
уважительного
отношения к
символам
государства
Перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку
зрения.
62
63
ВПР
Такие разные
праздники
Будут
сформированы
представления о
главных
праздниках
России, их
истории, об
отличии друг от
друга
его
знакомиться с особенностями герба
Российской Федерации, его историей,
символикой, отличать герб РФ от
гербов других государств;
знакомиться с флагом Победы,
знать его историю;
выучить текст гимна РФ, знать, в
каких случаях он исполняется и
правила
исполнения,
знакомиться с историей гимнов
России, отличать гимн РФ от гимнов
других государств;
обсуждать,
нужны символы;
класса, семьи;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
моделировать символы своего
зачем государству
выводы по
25.04
30.04
различать
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
праздники
государственные, профессиональные,
церковные,
национальные,
территориальные, семейные;
календарь
профессиональных праздников в
соответствии
профессиями
родителей;
прослушивать в записи песни,
посвященные полету Юрия Гагарина;
составлять
сработать с терминологическим
знакомиться с репродукциями
картин космонавта А.Леонова на
космическую тему;
интервьюировать старших членов
своей семьи о послевоенной истории
страны и их участии в развитии
страны, о проблемах страны и семьи,
отбирать
в семейном архиве
необходимые фотографии, готовить
сообщение и презентовать его в
классе;
словариком;
формулировать
изученному материалу;
оценивать свои достижения на
уроке.
составлять группу по интересам,
распределять обязанности;
подбирать материал из различных
источников в соответствии с
инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада;
иллюстративный материал (слайды);
презентовать проект;
достижения товарищей.
оценивать свои достижения и
изготавливать
выводы по
подбирать
и
составлять группу по интересам,
распределять обязанности;
подбирать материал из различных
источников в соответствии с
инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада;
7.05
14.05
16.05
21.05
Будет
сформировано
представление о
том, насколько
велика наша
стран,
познакомятся с
народами,
населяющими
Россию и их
обычаями
Вспомнят, как
работать над
проектом, будут
учиться выбирать
тему проекта
65
64
Путешествие
по России
Путешествие
по России
66 Итоговая
контрольная
работа.
Путешествие
по России
67
Наши проектыи
изготавливать
подбирать
иллюстративный материал (слайды);
презентовать проект;
достижения товарищей.
оценивать свои достижения и
68 Проверим
себя и оценим
свои
достижения
по разделу
«Современна
я Россия»
(тестовая
работа)
Проверят знания
по разделу
23.05
выполнять работы с выбором ответа
оценивать
правильность/неправильность
предложенных ответов
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами