Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"
Оценка 4.6

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
01.08.2017
Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс разработан к предметной линии учебно-методического комплекса «Перспектива». В В программе определены цели и задачи обучения предмету в начальной школе, общая характеристика курса, место курса в учебном плане, а также личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса. Предлагаются подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся.Файл содержит рабочую программу по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа. Окружающий мир.; класс.docx
Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК «Перспектива» Планируемые результаты изучения предмета Предметные результаты ученик научится Название раздела Человек и природа –узнавать  изученные объекты  и явления живой и  неживой природы; –описывать на  основе  предложенного  плана изученные  объекты и явления  живой и неживой  природы, выделять  их существенные  признаки; –сравнивать  объекты живой и  неживой природы  на основе внешних  признаков или  известных  характерных  свойств и  проводить  простейшую  классификацию  изученных объектов природы; –проводить  несложные  наблюдения в  окружающей среде  и ставить опыты,  используя  простейшее  лабораторное  оборудование и  измерительные  приборы; следовать инструкциям –и правилам  техники  безопасности при    использовать  ученик получит  возможность  научиться  – при проведении  практических работ  инструменты ИКТ  (фото  и видеокамеру, микрофон и др.) для  записи и обработки  информации, готовить небольшие  презентации по  результатам  наблюдений и опытов; –моделировать  объекты и отдельные  процессы реального  мира с  использованием  виртуальных  лабораторий и  механизмов,  собранных из  конструктора; –осознавать ценность  природы и  необходимость нести  ответственность за её  сохранение,  соблюдать правила  экологичного  поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия  воды и  электроэнергии) и  природной среде; –пользоваться  простыми навыками  самоконтроля  самочувствия для  сохранения здоровья;  осознанно соблюдать  Метапредметные  результаты Личностные  результаты 1. Овладение  способностью  принимать и  сохранять цели и  задачи учебной  деятельности,  поиска средств её  осуществления.  2. Освоение  способов решения проблем  творческого и  поискового  характера.  3. Формирование  умения  планировать,  контролировать и  оценивать  учебные действия  в соответствии с  поставленной  задачей и  условиями её  реализации,  определять  наиболее  эффективные  способы  достижения  результата.  4. Использование  знаково­ символических  средств  представления  информации для  создания моделей  изучаемых  объектов и  процессов, схем  1. Формирование  основ российской  гражданской  идентичности,  чувства гордости  за свою Родину,  российский народ  и историю России, осознание своей  этнической и  национальной  принадлежности;  ценности  многонационально го российского  общества,  становление  гуманистических  и  демократических  ценностных  ориентаций.  2. Формирование  целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в  его органичном  единстве и  разнообразии  природы, народов, культур и  религий.  3. Формирование  уважительного  отношения к  иному мнению,  истории и  культуре других  народов.  4. Овладение начальными  навыками  адаптации в  динамично  изменяющемся и  развивающемся  мире.  5. Принятие и  освоение  социальной роли  обучающегося,  развитие мотивов  учебной  деятельности и  формирование  личностного  смысла учения. режим дня, правила  рационального  питания и личной  гигиены; –выполнять правила  безопасного  поведения в доме, на  улице, природной  среде, оказывать  первую помощь при  несложных  несчастных случаях; –планировать,  контролировать и  оценивать учебные  действия в процессе  познания  окружающего мира в  соответствии с  поставленной задачей  и условиями её  реализации. решения учебных  и практических  задач.  5. Активное  использование  речевых средств и средств  информационных  и  коммуникационны х технологий  (далее — ИКТ)  для решения  коммуникативных и познавательных  задач.  6. Овладение  навыками  смыслового  чтения текстов  различных стилей  и жанров в  соответствии с  целями и  задачами,  осознанного  построения  речевого  высказывания в  соответствии с  задачами  коммуникации и  составления  текстов в устной и письменной  формах.  проведении  наблюдений и  опытов; –использовать  естественно­ научные тексты (на  бумажных и  электронных  носителях, в том  числе в  контролируемом  Интернете) с целью  поиска и  извлечения  информации,  ответов на вопросы, объяснений,  создания  собственных  устных или  письменных  высказываний; –использовать  различные  справочные издания (словарь по  естествознанию,  определитель  растений и  животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и  компьютерные  издания) для  поиска  необходимой  информации; –использовать  готовые модели  (глобус, карту,  план) для  объяснения  явлений или  описания свойств  объектов; обнаруживать  простейшие  взаимосвязи между  живой и неживой  природой, взаимосвязи в  живой природе;  использовать их  для объяснения  необходимости  бережного  отношения к  природе; –определять  характер  взаимоотношений  человека и  природы, находить  примеры влияния  этих отношений на  природные  объекты, здоровье и безопасность  человека; –понимать  необходимость  здорового образа  жизни, соблюдения  правил безопасного поведения;  использовать  знания о строении и функционировании  организма человека для сохранения и  укрепления своего  здоровья. –узнавать  государственную  символику  Российской  Федерации и своего региона; описывать  достопримечательн ости столицы и  родного края;  находить на карте  мира Российскую  Федерацию, на  карте России  Москву, свой  регион и его  главный город; –различать  прошлое,  Человек и общество –осознавать свою  неразрывную связь с  разнообразными  окружающими  социальными  группами; –ориентироваться в  важнейших для  страны и личности  событиях и фактах  прошлого и  настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,  приобретая тем самым чувство исторической  перспективы; –наблюдать и  7. Овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации по родовидовым  признакам,  установления  аналогий и  причинно­ следственных  связей,  построения  рассуждений,  отнесения к  известным  6. Развитие  самостоятельност и и личной  ответственности  за свои поступки,  в том числе в  информационной  деятельности, на  основе  представлений о  нравственных  нормах,  социальной  справедливости и  свободе.  7. Формирование  эстетических  потребностей, проявлять  описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его  созидательной  деятельности на благо семьи, в интересах   образовательной  организации, социума,  этноса, страны; – уважение и готовность выполнять совместно  установленные  договорённости и  правила, в том числе  правила общения со  взрослыми и  сверстниками в  официальной  обстановке;  участвовать в  коллективной  коммуникативной  деятельности в  информационной  образовательной  среде; –определять общую  цель в совместной  деятельности и пути  её достижения;  договариваться о  распределении  функций и ролей;  осуществлять  взаимный контроль в  совместной  деятельности;  адекватно оценивать  собственное  поведение и поведение окружающих. понятиям.  8. Овладение  начальными  сведениями о  сущности и  особенностях  объектов,  процессов и  явлений  действительности  (природных,  социальных,  культурных,  технических и др.) в соответствии с  содержанием  конкретного  учебного  предмета.  9. Овладение  базовыми  предметными и  межпредметными  понятиями,  отражающими  существенные  связи и отношения между объектами  и процессами.  10. Умение  работать в  материальной и  информационной  среде начального  общего  образования (в  том числе с  учебными  моделями) в  соответствии с  содержанием  конкретного  учебного  предмета. ценностей и  чувств.  8. Развитие  этических чувств,  доброжелательнос ти и  эмоционально­ нравственной  отзывчивости,  понимания и  сопереживания  чувствам других  людей.  9. Развитие  навыков  сотрудничества со взрослыми и  сверстниками в  разных  социальных  ситуациях, умения не создавать  конфликтов и  находить выходы  из спорных  ситуаций. 10. Формирование установки на  безопасный,  здоровый образ  жизни, наличие  мотивации к  творческому  труду, работе на  результат,  бережному  отношению к  материальным и  духовным  ценностям. настоящее,  будущее;  соотносить  изученные  исторические  события с датами,  конкретную дату с  веком; находить  место изученных  событий на «ленте  времени»; –используя  дополнительные  источники  информации (на  бумажных и  электронных  носителях, в том  числе в  контролируемом  Интернете),  находить факты,  относящиеся к  образу жизни,  обычаям и  верованиям своих  предков; на основе  имеющихся знаний  отличать реальные  исторические  факты от  вымыслов; –оценивать  характер  взаимоотношений  людей в различных  социальных  группах (семья,  группа  сверстников,  этнос), в том числе  с позиции развития  этических чувств,  доброжелательност и и эмоционально нравственной  отзывчивости,  понимания чувств  других людей и  сопереживания им; –использовать  различные  справочные издания (словари,  энциклопедии) и  детскую  литературу о  человеке и  обществе с целью  поиска  информации,  ответов на вопросы, объяснений, для  создания  собственных  устных или  письменных  высказываний. Название раздела Человек и природа Количест во часов 21час Содержание учебного предмета Краткое содержание Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком.  Неживая и живая природа.  Вещество. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,  газами. Звезды и планеты. Смена дня и ночи на Земле.  Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее  представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.  Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе  наблюдений). Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,  животных, человека. Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное  отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора  грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных  (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.  Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные,  всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).  Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей,  бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их Человек и общество 47 час названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет,  воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.  Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.  Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Правила  поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха,  полезных ископаемых, растительного и животного мира.  Общее представление о строении тела человека. Системы органов  (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,  нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.  Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.  Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура  общения с представителями разных национальностей, социальных групп. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.  Составление схемы родословного древа, истории семьи.  Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к  учителю.  Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,  взаимной помощи.  Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.  Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный,  воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.  Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио­ и  видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое  содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг  России, Государственный гимн России;. Конституция – Основной закон  Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность  главы государства за социальное и духовно­нравственное благополучие  граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной  солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между  соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты  детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и  памятные даты своего региона Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль,  Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы.  Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний  дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через  Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.  Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их  обычаи, характерные особенности быта (по выбору).  Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион  (область, край, республика): название, основные достопримечательности;  музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей  родного края, их профессии.  История Отечества. Охрана памятников истории и культуры. Посильное  участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная  ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного  наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,  народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с  контрастными особенностями): название, расположение на политической  карте, столица, главные достопримечательности. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная  гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие  сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого  человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при  лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в  лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности,  основные правила обращенияс газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей . ИТОГО В  процессе  урока (12 за­ нятий) 68 часов Правила безопасной жизни Календарно­тематическое планирование, 4 класс  А. А. Плешаков, М.Ю.Новицкая.  Окружающий мир: Учебник: 4 класс в двух частях, изд­во М.: «Просвещение», 2014 г. № Изучаемый раздел, тема урока Кол ичес тво часо в Календарные сроки Планир уемые сроки Фактич еские сроки Основные виды учебной деятельности обучающихся 1                                         Раздел «Мы ­ граждане единого Отечества»   (13 ч) 1 Общество – это мы. Систематизировать представления о  необходимости объединения людей в  сообщества. Приводить примеры  распределения обязанностей и разделения  труда в сообществах наших предков и в  современных обществах, выявлять общее и  различное. Характеризовать общие цели и  интересы различных сообществ и  общественных групп; определять  сообщества, в  которые человек входит в  течение жизни. Сопоставлять понятия  «гражданин» и «соотечественник»,  выявлять общее и различное. Систематизировать представления о  российском народе; называть  объединяющие факторы, приводить  примеры этих факторов из реальной жизни  своего  края как  проявление  общенациональной  российской  солидарности; характеризовать  государственную символику России;  оформлять Календарь памятных дат.  Составить  режим дня школьника.  Соблюдать, уметь рассказывать о личной  гигиене. Анализировать, презентовать,  аргументировать Различать права и обязанности  приводить  конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией;  устанавливать соответствие статей  конституции РФ и нравственных правил  отечественной и мировой культуры;  употреблять специальную лексику  Конституции,  Объяснять связь между правами и  обязанностями; обсуждать вопрос о  расширении прав и обязанностей ребенка по  мере его взросления. Знать номера  2 Российский народ. Режим  дня школьника,  чередование труда и  отдыха в режиме дня;  личная гигиена. 3 Конституция России. 4 Права ребёнка.                Номера телефонов  экстренной помощи. 1 1 1 5 Государственное  устройство России. 6 7 8 9 Российский союз равных.  Азбука дорожного  движения. Маршрут  «Школа ­ дом». Государственная граница  России. Путешествие за границу  России.                              Ценность здоровья и  здорового образа жизни. Сокровища России и их  хранители. 1 1 1 1 1 10 Творческий союз. Правила  1 телефонов экстренной помощи.  Анализировать, презентовать,  аргументировать Устанавливать связь особенностей  государственного устройства России и  положений ее Конституции; объяснять, в  чем состоит роль Президента и трех ветвей  власти в России; выдвигать предположение  о том, зачем необходим независимость трех  ветвей власти друг от друга. Называть  фамилию, имя, отчество действующего  Президента. Характеризовать особенности  субъектов РФ в зависимости от их  принадлежности к той или иной группе;  Презентовать заочное путешествие в одну  из республик: показывать ее положение на  карте; называть и показывать столицу;  составлять рассказ о природных и  культурных достопримечательностях;  объяснять символический смысл герба и  флага. Азбука дорожного движения.  Маршрут «Школа ­ дом»­составить  безопасный путь в школу. Анализировать,  презентовать, аргументировать По карте определять, с какими  государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией  страны. По карте определять названия  столиц; рассказывать  о важнейших  природных и культурных объектах.  Моделировать ситуации общения с  зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и  гостеприимства. Анализировать, презентовать,  аргументировать ценность здоровья и  здорового образа жизни. Подбирать в дополнительных источниках  пословицы и поговорки, названия рек и  других водоемов на родном языке;  анализировать их содержание.  Презентовать рассказ о жизни и творчестве  выдающихся деятелей культуры народов  своего края. Оценивать роль русского языка  и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение  о  диалоге культур народов России как способе противопожарной  безопасности, основные  правила обращения с  газом, электричеством,  водой. 11 Обобщение по разделу:  «Мы ­ граждане единого  Отечества» 1 12 Проверочная работа по  1 теме «Мы – граждане  единого Отечества» 13  «За страницами учебника»  Работа над ошибками. 1 взаимного духовного и культурного  обогащения. Знать, применять, соблюдать  правила противопожарной безопасности,  основные правила обращения с газом,  электричеством, водой. Анализировать,  презентовать, аргументировать Контролировать правильность и полноту  выполнения изученных способов  действий;  выявлять  причину ошибки и корректировать её,  оценивать  свою работу. Видеть границы  своего знания и незнания. Применять  изученные знания и способы  действий для решения задач в типовых и  поисковых ситуациях. Оценивать уровень личных достижений и  ставить достойные цели на будущее. Применять  изученные знания и способы  действий для решения задач в типовых и  поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту  выполнения изученных способов  действий;  выявлять  причину ошибки и корректировать её,  оценивать  свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. Использовать источники дополнительной  информации,  в том числе Интернет, для  составления праздника. Анализировать  ошибки.                                           Раздел «По родным просторам»     (21ч) 1 1 14 Карта – наш  экскурсовод.  Практическая работа. 15 По равнинам и горам.  Физическая культура,  закаливание, игры на  воздухе как условие  сохранения и  Сравнивать масштаб физической карты  России и карты мира, объяснять разницу.  Работая в паре, изучать условные знаки  физической карты России, выделять среди  них уже известные. Рассказывать по  физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные  объекты, изображенные на фотографиях в  учебнике. Анализировать текст учебника,  различать информацию, которую можно  получить с помощью карты, и ту, которая  содержится только в тексте Находить на физической карте России  равнины и горы, представленные на  фотографиях в учебнике. Учиться  показывать равнины и горы на карте.  Физическая культура, закаливание, игры на  воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. 16 В поисках подземных  кладовых. 1 17 Наши реки. Экскурсия. 1 18 1 Озёра – краса Земли.  Правила безопасного  поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в  разное время года. укрепления здоровья. Применять  изученные знания и способы действий для решения  задач в типовых и поисковых ситуациях.  Анализировать, презентовать,  аргументировать Работая в парах, изучать полезные  ископаемые разных регионов России (по  физической карте), рассказывать о них,  соотносить условные знаки и фотографии  образцов полезных ископаемых. В ходе  практической работы изучать  образцы  полезных ископаемых, описывать их по  приведенному в учебнике плану, извлекать  информацию из разных источников, в том  числе из атласа – определителя.  Сравнивать нефть и природный газ,  использовать с этой целью информацию из  текста учебника. Высказывать  обоснованные суждения о необходимости  бережного использования полезных  ископаемых Раскрывать значение рек в жизни людей.  Составлять схему «Части реки»,  использовать с этой целью информацию из  текста учебника, осуществлять  самопроверку. Работая в паре, находить на  физической карте России реки,  представленные  на фотографиях в  учебнике. Учиться показывать реки на  карте. Анализировать таблицу  «Протяженность рек России», сравнивать  реки по протяженности, перечислять их в  порядке уменьшения (увеличения)  протяженности. Характеризовать  крупнейшие  и наиболее известные реки  России. Обсуждать особенности и значение  главной реки своего края, выражать свое  отношение к ней. Кратко характеризовать  реку своего края Раскрывать значение озер в жизни людей.  Работая в паре, находить на физической  карте России озера, представленные  на  фотографиях в учебнике. Учиться  показывать озера на карте Знать, уметь рассказывать о правилах   безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Анализировать, презентовать, аргументировать 19 По морским просторам. 1 20  С севера на юг. Тест 1 21 В ледяной пустыне. 1 Различать озера и моря по существенному  признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей.  Работая в  паре, находить на физической карте России  моря, упомянутые в тексте и  представленные  на фотографиях в  учебнике. Учиться показывать моря на  карте. Соотносить моря с океанами,  прослеживать по карте связь Балтийского,  Черного и Азовского морей с  Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в  учебнике).  Обсуждать свои впечатления от  пребывания на море.  Кратко  характеризовать море своего края Работая в паре, сравнивать карту  природных зон России и физическую карту  России, выявлять значение цветовых  обозначений на карте природных зон.  Определять по карте природные зоны  России, рассказывать о них по карте.  Анализировать схему нагревания  поверхности земли солнечными лучами, на  ее основе объяснять причины смены  природных зон с севера на юг. Узнавать  природные зоны по фотографиям  характерных природных объектов,  осуществлять самопроверку. Перечислять  основные природные зоны России в  правильной последовательности Находить на карте природных зон России  арктические пустыни, рассказывать по  карте об этой зоне, учиться показывать ее  на карте. Устанавливать причинно –  следственные связи между положением  солнца и природными условиями зоны  арктических пустынь. Работая  в паре,  знакомиться по рисунку учебника с  животным миром зоны арктических пустынь. Выявлять признаки приспособленности  животных к условиям жизни, осуществлять  самопроверку по тексту учебника. Читать и обсуждать рассказ «Союз гриба и  водоросли» из книги «Зеленые страницы»,  формулировать соответствующие правила  экологической этики. Приводить примеры  экологических связей в зоне арктических  пустынь. Составлять характерные для этой 22 В холодной тундре. 1 23 Среди лесов. 1 24 В широкой степи. 1 зоны цепи питания, моделировать их  освоенными способами Находить на карте природных зон России  зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте.  Устанавливать причинно – следственные  связи между положением солнца и  природными условиями зоны тундры.  Работая  в паре, знакомиться по рисунку  учебника с животным миром тундры.  Выявлять признаки приспособленности  животных к условиям жизни, осуществлять  самопроверку по тексту учебника.  Сравнивать природу тундры и зоны  арктических пустынь. Объяснять сходства  и различия. Читать и обсуждать рассказ   «Ягель» из книги «Зеленые страницы»,  формулировать соответствующие правила  экологической этики. Приводить примеры  экологических связей в тундровом  сообществе. Составлять характерные для  тундры цепи питания, моделировать их  освоенными способами Находить на карте природных зон России  лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте.  Устанавливать зависимость природы  лесных зон от распределения тепла и влаги.   В ходе практической работы в группах  определять в гербарии растения леса (с  помощью атласа ­ определителя), готовить  сообщения о них, презентовать  подготовленные сообщения. Работая  в паре, знакомиться по рисунку  учебника с животным миром тайги.  Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Читать и обсуждать рассказ  «Кто  – то в теремочке живет?» из книги «Зеленые  страницы», формулировать  соответствующие правила экологической  этики. Приводить примеры экологических  связей в лесном сообществе. Составлять  характерные для тайги цепи питания,  моделировать их освоенными способами Находить на карте природных зон России  зоны лесостепей и степей. Рассказывать по  карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость  природы лесостепей и степей от  распределения тепла и влаги.  В ходе  практической работы в группах  знакомиться по гербарным образцам с  растениями степей, выявлять признаки  приспособленности этих растений к  условиям жизни в степи. Работая  в паре,  знакомиться по рисунку учебника с  животным миром степей. Сравнивать  природу зоны степей с природой лесов и  тундры. Читать и обсуждать рассказ   «Пусть живут на свете удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне»,  формулировать соответствующие правила  экологической этики. Приводить примеры  экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи  питания, моделировать их освоенными  способами Находить на карте природных зон России  зоны полупустынь и пустынь, рассказывать  о них по карте, учиться показывать на  карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы  полупустынь и пустынь от  распределения тепла и влаги. В ходе  практической работы в группах  знакомиться по гербарным образцам с  растениями пустынь, выявлять признаки  приспособленности этих растений к  условиям жизни в пустыне. Работая  в паре,  знакомиться по рисунку учебника с  животным миром пустыни. Выявлять  признаки приспособленности животных к  условиям жизни, осуществлять  самопроверку по тексту учебника.  Сравнивать природу зоны пустынь с  природой степей. Приводить примеры  экологических связей в пустынном  сообществе. Составлять характерные для  пустыни цепи питания, моделировать их  освоенными способами Находить на карте природных зон России  субтропики, рассказывать о них по карте,  учиться показывать на карте эту зону.  Устанавливать зависимость природных  условий на Черноморском побережье  Кавказа от моря и гор. В ходе практической  25 В жаркой пустыне. 1 26 У тёплого моря. 1 работы в группах знакомиться по  гербарным образцам с растениями  Черноморском побережье Кавказа, Работая   в паре, использовать рисунок и текст  учебника  для характеристики  растительного и животного мира   Черноморском побережье Кавказа.  Сравнивать природу зоны субтропиков с  природой пустынь. Приводить примеры  экологических связей  на Черноморском  побережье Кавказа. Составлять  характерные для этих мест цепи питания,  моделировать их освоенными способами.  Рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города – курорта Сочи и его  окрестностей По образцу учебника рассказывать о  древних занятиях одного из народов России  с использованием материалов устного  изобразительно – прикладного народного  творчества и дополнительных источников  информации. Различать особенности  бытового уклада, основных занятий и  обычаев кочевого и оседлого образа жизни;  показывать на карте места традиционного  проживания некоторых народов России Осознание необходимости выполнения  правил поведения. Работая в группах, знакомиться по  учебнику с экологическими проблемами и  охраной природы в разных природных зонах. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и  способах их решения, оценивать свое  реальное участие в природоохранительной  деятельности. Готовить сообщение классу, презентовать  его. Коллективно обсуждать сообщения,  подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Работая в группах, знакомиться по  учебнику с растениями и животными из  Красной книги России, обитающими в  разных природных зонах. Работая в группах,  знакомиться по материалам учебника  (карта, текст, таблица) с заповедниками и  национальными парками России,  27 Мы – дети родной земли. 1 28 29 В содружестве с  природой.  Экскурсия на  перекрёсток. Как сберечь природу  России. Правила  безопасного поведения  в природе. 30 По страницам Красной  книги. Практическая  работа. 1 1 1 31 По заповедникам и  национальным паркам.  Первая помощь при  лёгких травмах( ушиб,  порез, ожог),  обмораживании,  перегреве 32 Наши проекты. «За  страницами учебника».  33 Закрепление темы «По  родным просторам».  Личная  ответственность  каждого человека за  сохранение и  укрепление своего  физического и  нравственного  здоровья.  34 Проверочная работа по  теме «По родным  просторам» 1 1 1 1 обитающими в разных природных зонах.  Выполнять задания в рабочей тетради.  Готовить сообщение классу, презентовать  его. Коллективно обсуждать сообщения,  подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока.  Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из  книги «Великан на поляне»,  формулировать соответствующие правила  экологической этики. Рассказывать о  заповедниках и национальных парках своего  края, оценивать их вклад в охрану природы  страны Уметь оказывать первую помощь при лёгких травмах( ушиб, порез, ожог),  обмораживании, перегреве. Анализировать,  презентовать, аргументировать Оценивать уровень личных достижений и  ставить достойные цели на  будущее.Использовать источники  дополнительной информации,  в том числе  Интернет. Контролировать правильность и  полноту выполнения изученных способов   действий; выявлять  причину ошибки и  корректировать  её,  оценивать  свою работу. Видеть границы своего знания и незнания.  Применять  изученные знания и способы  действий для решения задач в типовых и  поисковых ситуациях. Закрепление темы  «По родным просторам». Контролировать правильность и полноту  выполнения изученных способов  действий;  выявлять  причину ошибки и корректировать её,  оценивать  свою работу. Видеть границы  своего знания и незнания. Применять  изученные знания и способы  действий для решения задач в типовых и  поисковых ситуациях. Личная ответственность каждого человека  за сохранение и укрепление своего  физического и нравственного здоровья.  Анализировать, презентовать,  аргументировать Использовать источники дополнительной  информации,  в том числе Интернет, для  составления проектов.                                      Раздел «Путешествие по реке времени» (27ч) 35 Работа над ошибками.      В путь по Реке времени. 1 36 Путешествуем с  археологами. 1 37 По страницам летописи. 1 38 Истоки Древней Руси. 1 На основе устных рассказов о  недавнем прошлом своего края  определять их значимость для  сохранения народной памяти.  Различать в них поэтический  вымысел и реальную историческую  основу. Характеризовать народную  оценку события по сюжету устного  произведения. Различать два  значения понятия истории.  Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события.  Называть имена отца истории и  родоначальника древнерусского  летописания.  Описывать внешний вид  археологических находок по  изображениям в учебнике и в  местном музее; отмечать их возраст  на схеме; узнавать, соотносятся ли  эти находки с письменными  источниками; сравнивать образ  оленя в сказках, преданиях и в  искусстве скифов, древних народов  Сибири. Рассказывать о роли  российских археологов в мировой и  отечественной исторической науке. Показывать на исторической карте  места обитания разных племен;  объяснять значения названий  славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по  изображениям в учебнике и в  местном музее; сравнивать их и  находить общее и различное. Показывать на карте древние  торговые пути; рассказывать о  берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города.  Обозначать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в  летописи; рассказывать о роли  Великого Новгорода и Киева в  истории Древней Руси; называть  имена родоначальника правящей  княжеской династии и его родича,  объединившего северный и южный 39 Мудрый выбор. 1 40 Наследница Киевской  Руси. 41 Москва – преемница  Владимира. 42 Начало Московского  царства. 1 1 1 центры Древнерусского государства. Обосновывать роль  Великого  Новгорода и Киева как двух истоков   Древнерусского государства. Составлять схему родственных  отношений княгини Ольги, князей  Владимира Святого и Ярослава  Мудрого; объяснять значение  преемственности в их  государственных поступках;  обозначать век (дату) крещения Руси на схеме «Река времени»;  характеризовать последствия для  истории и культуры России выбора  князя Владимира. Узнавать  архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве,  великом Новгороде. Обсуждать  проблему выбора и его последствий. Составлять схему родственных  отношений древнерусских князей;   объяснять важность  преемственности в их  государственных поступках;  перечислять и находить на карте  названия городов, положивших  начало Золотому кольцу;  характеризовать преемственность  топонимики и важнейших  архитектурных сооружений  Владимира. Характеризовать роль князя  Александра Невского,  князя Даниила Московского и его потомков;  составлять схему их родственных  отношений; объяснять важность  преемственности в их  государственных поступках;  сравнивать Успенский собор в  Московском Кремле и во Владимире. Составлять схему родственных  отношений правителей Московской  Руси; объяснять важность  преемственности в их  государственных поступках;  обозначать имя итальянского  зодчего и дату строительства  Успенского собора в Московском  Кремле на схеме «Река времени»; 43 Подвижники Руси и  землепроходцы 44 На пути к единству. 45 Начало Российской  империи. 46 «Жизнь – Отечеству,  честь – никому!» 47 Отечественная война  1812 года. 1 1 1 1 1 характеризовать деятельность  великого князя Ивана III и царя  Ивана Грозного. Презентовать рассказы об основании сибирских городов; высказывать  мотивированное суждение о роли  общего летописания и  книгопечатания. Характеризовать  лучшие человеческие качества,  проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников Обсуждать значимость единства в  интересах граждан для сохранения  независимости страны.  Характеризовать лучшие  человеческие качества,  проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные  моменты истории страны.  Показывать на карте поволжские  города; называть памятники,  воздвигнутые в честь Дмитрия  Пожарского и Козьмы Минина Высказывать мотивированное  суждение о необходимости  отечественных армии и флота,  промышленности, науки и  образования для развития страны и  сохранения ее независимости.   Характеризовать архитектурный  облик Санкт – Петербурга;  объяснять значение названия города;  называть имена императрицы и  скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в  Санкт – Петербурге.  Сопоставлять деятельность князя  Александра Невского и Петра I на  западных границах Отечества. Характеризовать преобразования в  жизни страны в послепетровскую  эпоху; обосновывать значительность  деятельности М.В. Ломоносова, А. В.  Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в  России и за рубежом; обсуждать  социальную значимость названных  понятий Обосновывать роль М. И. Кутузова  как народного полководца; характеризовать войну с  Наполеоном как народную,  отечественную войну; находить  сведения и рассказывать о  памятниках и памятных местах  Москвы и России, связанных с  событиями Отечественной войны  1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры  сохранения памяти об   Отечественной войне 1812 г. за  рубежом; сопровождать рассказ  фотографиями, рисунками,  поэтическими произведениями  русских писателей или собственного  сочинения Характеризовать развитие  промышленности и сети железных  дорог в XIX в., в том числе  в своем  крае. Приводить названия и даты  строительства первых железных  дорог в России, Транссибирской  магистрали; отмечать эти даты  на  схеме «Река времени»; приводить  примеры достижения России на  Всемирной выставке в Париже в 1900  г.; рассказывать об участии  родственников и земляков в работе  российской промышленности XIX в.,  сопровождать рассказ  фотографиями, копиями документов  из семейного архива, рисунками Характеризовать развитие  театрального и музыкального  искусства России в  XIX в., в том  числе в своем крае. Приводить  полные названия первых  консерваторий; даты создания  отмечать  на схеме «Река времени»;  приводить примеры всемирного  признания достижений российского  искусства; передавать впечатление  от восприятия музыкального  произведения отечественного  композитора  XIX ­ начала XX в. Обобщать знания о произведениях  великих русских художников и  писателей, полученные  в начальной  школе;  характеризовать  48 Великий путь. Тест 1 49 Золотой век театра и  музыки. 50 Расцвет  изобразительного  искусства и литературы. 1 1 достижения мирового уровня в этих  видах искусства, в том числе в своем  крае; называть имена и названия  любимых произведений  отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать  о важнейших хранилищах  изобразительного искусства;  передавать впечатление от  восприятия картины  отечественного  художника XIX ­ начала XX в.  Приводить доказательства  значимости отечественной  литературы и изобразительного  искусства для понимания социальных проблем российской жизни того  времени Характеризовать переустройство  общественной и частной жизни  людей, в том числе в своем крае;  приводить примеры изменения  названий городов и улиц; по  возможности составлять рассказ о  воздействии этих событий на жизнь  своей семьи в этот период  Характеризовать особенности  развития страны (в том числе в своем  крае);  по возможности составлять  рассказ о воздействии этих событий  на жизнь своей семьи в этот период  Характеризовать основные этапы  Великой Отечественной войны;  приводить примеры героизма  фронтовиков в борьбе с фашизмом, в  том числе своих земляков;  по  возможности составлять рассказ о  членах своей семьи ­ ветеранах  Великой Отечественной войны Характеризовать подвиги советских  людей в тылу во время Великой  Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков;  раскрывать понятие  «трудовой  фронт»;  по возможности составлять  рассказ о жизни и труде в тылу  членов своей семьи во время Великой Отечественной войны   51 В поисках  справедливости. 52 Век бед и побед. 53 «Вставай, страна  огромная!» 1 1 1 54 Трудовой фронт России. 1 55 Итоговая комплексная  работа 1 56 «Нет в России семьи  такой…» 57 58 После великой войны.  Тест Достижения 1950 – 1970­ х годов. 59 Наши проекты. “За  страницами учебника”.  1 1 1 1 Обсуждать значение семейных  воспоминаний как основы  общенародной исторической памяти;  раскрывать глубину человеческих  переживаний, отразившихся во  фронтовых письмах;   характеризовать документы,  воспоминания и реликвии  Великой  Отечественной войны 1941 – 1945 гг.  в своей семье; приводить примеры  таких документов и реликвий из  музеев,  в том числе своего края; по  возможности записывать  воспоминания старших  родственников о военном времени Обсуждать значение семейных  воспоминаний как основы  общенародной исторической памяти;  раскрывать глубину человеческих  переживаний, отразившихся во  фронтовых письмах;   характеризовать документы,  воспоминания и реликвии  Великой  Отечественной войны 1941 – 1945 гг.  в своей семье; приводить примеры  таких документов и реликвий из  музеев,  в том числе своего края; по  возможности записывать  воспоминания старших  родственников о военном времени Знать героев своего  края.Рассказывать о земляках ­  тружениках , о жизни страны в  послевоенное время Характеризовать созидательную  деятельность страны в 50 – 70 – е гг.  XX в.; приводить примеры  достижений  в науке и технике,  промышленности и образовании,  искусстве и спорте за этот период, в  том числе в своем крае;  рассказывать о земляках –  тружениках второй половины  XX в.,  в том числе о членах своей семьи   Использовать источники  дополнительной информации,  в том  числе Интернет, для составления  проектов. 60 Проверочная работа  по теме «Путешествие по  реке времени». 61 “Путешествие по реке  времени” Закрепление  темы. Работа над  ошибками.  1 1 Применять  изученные знания и  способы действий для решения задач  в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и  полноту выполнения изученных  способов  действий; выявлять   причину ошибки и корректировать   её,  оценивать  свою работу. Видеть  границы своего знания и незнания.  Оценивать уровень личных  достижений и ставить достойные цели на будущее. Закрепление темы “Путешествие по  реке времени”.Работа над  ошибками,допущенными  впроверочной работе                                                       Раздел «Мы строим будущее России» ( 7ч) 62 Современная Россия. 63 64 Здоровье России.  Движение транспорта и пешеходов в особых  дорожных условиях.  Пользование  пригородным  транспортом. Умная сила России.  Безопасность на  железной дороге.  Осторожно, поезд! 1 1 1 Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 ­90 – х  гг. XX в. и в первое десятилетие  XXI в.; приводить примеры  преобразований, в том числе в своем  крае Движение транспорта и пешеходов в  особых дорожных условиях.  Пользование пригородным  транспортом. Забота о здоровье и  безопасности окружающих людей –  нравственный долг каждого человека. Обсуждать значение понятия  «социальная ответственность»;  устанавливать зависимость в  промышленном производстве от  результатов внедрения научных  разработок,  в том числе в своем  крае; характеризовать   положительный опыт сотрудничества  промышленности и науки для  улучшения условий жизни  сотрудников промышленных  предприятий и горожан; приводить  примеры такого сотрудничества,  в  том числе в своем крае. Знать  и  соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге. Характеризовать выдающиеся  явления в современной культурной  жизни России; приводить примеры  таких явлений и событий, в том числе в своем крае; составлять рассказ о  таком событии в сопровождении  фотографий, видео – и аудиозаписей,  буклетов, публикаций в прессе. Знать  и соблюдать правила безопасного  поведения на железной дороге. Экскурсия 65 66 67 68 Правила безопасного  поведения на железной  дороге. Как вести себя в  поезде. Школьный музей –  история города и школы. “Библиотеки нашего  города” Известные люди нашего  города.  Музей истории  города. 1 1 1 1

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по Окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2017