Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
13.09.2019
Рабочая программа по Окружающему миру, 4 класс, разработанна на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова "Окружающий мир" в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандандарта начального образования. Рабочая программа включает 3 раздела: -планируемые результаты освоения курса;
- основное содержание;
- тематическое планирование.
Раб.программа Окр.мир Фомичева О.А..docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования,
авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» утвержденной МО РФ (Москва, 2008г.) в соответствии с требованиями Федерального
компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: планируемые результаты освоения курса, основное содержание с распределением учебных часов по
разделам курса, тематическое планирование.
Изучение окружающего мира в начальной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать,
обобщать и речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в
обществе;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и
духовнонравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой
созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а
именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
1 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования,
таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами
и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад,
листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:
соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
3 Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и
его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия,
краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб,
птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные
родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические
проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные
представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
4 Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные
экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты
пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува
жительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя
общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек и общество.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и
каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление
уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих
свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба,
игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег
в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие
экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
5 Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовнонравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовнонравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб
Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты
через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные
религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре,
истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности;
музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в
данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение
дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовнонравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами:
название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
6 Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила
противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его
окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой
фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг
каждого человека.
Содержание учебного материала.
Учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса включает четыре раздела:
«Мы граждане единого Отечества» 13 часов;
«По родным просторам» 20 часов;
«Путешествие по реке времени» 27 часов;
«Мы строим будущее России» 8 часов.
Система оценивания.
Оценка достижений планируемых результатов реализуется в соответствии с «Системой оценки планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования
Контрольная работа по предмету Окружающий мир проводится в форме тестирования или проектной работы. На контроль могут быть
вынесены следующие предметные и метапредметные умения и навыки:
Критерии оценки:
Знание пройденного учебного материала;
Умение находить и использовать в работе необходимую информацию из различных источников (справочная литература,
энциклопедия, Интернет и др.)
Умение планировать свои действия;
Навык самопроверки и самоконтроля;
Умение аргументировать свои действия;
Умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
7 В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (23 представителя из изученных); раскрывать особенности их
внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России
(родной город, столицу, еще 12 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
8
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Распределение часов по темам
Тема раздела
Мы – граждане единого Отечества
По родным просторам
Путешествие по Реке времени
Мы строим будущее России
Итого
Колво часов по
программе
13
20
27
8
68
Колво часов по к/тем. планированию
Контрольная работа
12
20
27
7/2 резерв
68
1
1
1
2
5
Перечень обязательных лабораторных, практических, проверочных и других видов работ:
Практические работы:
Тест по теме: «Права гражданина».
Пр. работа: «Изучение полезных ископаемых».
Тест по теме: «Наши реки, озера, моря».
Пр. работа: «Археологические находки».
Тест по теме: «Российская империя».
Тест по теме: «История России».
Контрольные работы:
Контрольная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества».
Контрольная работа по разделу «По родным просторам».
Контрольная работа по разделу «Путешествие по Реке времени».
Контрольная работа по разделу «Мы строим будущее России».
Итоговая контрольная работа.
9 Проекты:
«Мой проект на благо России».
«Если бы меня выбрали президентом России».
«Путешествие в…».
«Красная книга нашего региона».
«Чудесное путешествие по России».
«Календарь памятных дат».
«Моя семья в истории России».
«Я строю будущее России».
Дидактическое и методическое обеспечение:
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 4 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2013.
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях.
М. Просвещение, 2014.
М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Методические рекомендации с поурочными разработками. 4 класс. М.: Просвещение,2012.
И.Ф. Ященко. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Перспектива. М. ВАКО 2014.
10 №
Тема урока
Колво
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УУД
Личностные умения
Метапредметные умения
Предметные умения.
1 раздел – Мы – граждане единого Отечества ( 13 часов )
1
2
3
4
Обществоэто мы
Российский народ
Конституция России
Права ребенка
1
1
1
1
11
Проявлять интерес к
изучению темы;
уважительное отношение к
государственной
символике, к правам и
обязанностям,
установленным
Конституцией РФ; желание
изучать законы РФ,
Декларацию прав ребёнка
ООН и соотносить их с
деятельностью героев
повести сказки; понимание
успешности при изучении
темы.
Раскрывать значение понятий «мы»,
«общество», «объединение», «сообщество»,
«земляк», «землячество», «гражданин»,
«гражданское общество», «соотечественник»,
«отечественная война», «конституция»,
«паспорт», «дубликат», «преамбула», «права»,
«обязанности», «ООН», «декларация»,
«федеральный закон» и использовать их в
активном словаре; определять вид общества и
обосновывать своё мнение; обосновывать
условия принадлежности человека к
определённому обществу/сообществу;
отмечать показатели всенародного единства и
обосновывать своё мнение; определять права и
обязанности гражданина России и
обосновывать своё мнение; устанавливать
соответствие прав ребёнка со статьёй
Конституции РФ и обосновывать своё мнение;
использовать приобретённые знания при
составлении рассказа о действиях героя,
Рассказывать о причинах
вхождения людей в
различные
общества/сообщества и о
своей роли в различных
обществах; о гражданском
обществе; о Конституции
РФ и Декларации прав
ребёнка ООН; о правах и
обязанностях гражданина
России; о правах ребёнка и
законах, их гарантирующих
в РФ.
Составлять и оформлять:
проект («Мой проект на
благо России»);
фоторассказ об общности
народов России; паспорт
ученика.
Составлять и писать: подтверждая их законность определённой
статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и
свобод ребёнка.
Выполнять учебное задание в соответствии с
целью; ориентироваться в разных вариантах
выполнения задания; выполнять
взаимопроверку и корректировку учебного
задания: оценивать результат собственной
деятельности.
Формулировать высказывание в рамках
учебного диалога, используя термины;
учитывать разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного диалога;
использовать соответствующие речевые
средства для представления результата.
Раскрывать значение понятий «государство»,
«федерация», «республика», «выборы»,
«референдум», «президент», «министр»,
«министерство», «советник», «субъект РФ»,
«суд», «граница», «государственная граница»,
«виза», «безвизовый режим», «таможня» и
использовать их в активном словаре;
определять особенности гос.устройства РФ и
обосновывать своё мнение; определять
гос.границу на суше, на море, в воздушном
пространстве, условия её пересечения и
обосновывать своё мнение; определять
объекты всемирного природного наследия
Беларуссии/Монголии и обосновывать своё
мнение.
Выполнять учебное задание, используя план;
рассказ о действиях героя,
подтверждая их законность
определённой статьёй
Конституции РФ.
Рассказывать об особен
ностях гос. устройства
России и о Конституции
РФ; о субъектах РФ
(местоположение на
географической карте,
граница, соседи, столица,
символика и её значение,
природные и культурные
достопримечательности,
современные достижения);
о сопредельных с РФ
странах, об особенностях
культуры этих стран.
Определять на
географической или
5
6
7
8
Государственное
устройство России
Российский союз
равных
Государственная
граница России
Путешествие за границу
России
1
1
1
1
Проявлять интерес к
изучению темы;
уважительное отношение к
государственному
устройству Российской
Федерации; интерес к
соседним государствам;
добрососедское и
уважительное отношение к
много
12 выполнять взаимопроверку, корректировку и
взаимооценку учебного задания;
ориентироваться в разных вариантах
выполнения задания; оценивать результат
собственной деятельности; соотносить
поставленную цель и полученный результат
деятельности.
Формулировать высказывание в рамках
учебного диалога, используя термины;
учитывать разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно использовать речевые средства для
представления результата.
Раскрывать значение понятий «сокровище»,
«духовные сокровища», «культурное достояние
народов РФ», «алфавит», «культура»,
«культурное наследие», «яранга» и
использовать их в активном словаре;
определять значение родного языка для
сохранения культурного достояния народов РФ
и обосновывать своё мнение; определять
происхождение названий природных объектов и
обосновывать своё мнение; определять роль
русского языка и культуры в творчестве
деятелей культуры народов России и
обосновывать своё мнение; использовать
приобретённые знания для определения
названия природного объекта по его значению.
Выполнять учебное действие в соответствии с
планом; выполнять взаимопроверку,
корректировку и взаимооценку учебного
политической карте мира
местоположение страны, её
границы, соседние с ней
государства, многообразие
культур соседних
государств.
Составлять: памятку о
пересечении гос. границы
России. Оформлять и
представлять презентацию
заочного путешествия в
субъект РФ, в соседние с
Россией государства.
Рассказывать о
происхождении названий
природных объектов; о
хранителях языка одного из
народов России; о
деятельности создателя
национальной письмен
ности; о жизни и творчестве
К. Л. Хетагурова, Ю. С.
Рытхэу;
Определять на карте
местоположение различных
природных объектов.
Исследовать название
природного объекта
родного края и
рассказывать о нём,
используя план.
9
10
11
Сокровища России и их
хранители
Творческий союз
За страницами учебника
1
1
1
Проявлять: интерес к
изучению темы;
уважительное отношение к
российской культуре и
многообразию культур
народов России; желание
определять происхождение
названия природного
объекта по его значению;
13 задания; выбирать вариант выполнения
задания; соотносить поставленную цель и
полученный результат деятельности.
Формулировать высказывание в рамках
учебного диалога, используя термины;
учитывать разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно использовать речевые средства для
представления результата.
12
Контрольная работа
1
Выполнять задание в соответствии с целью.
Составлять и оформлять
презентацию о хранителе
языка одного из народов
России.
Оформлять и представлять:
презентацию о выдающихся
деятелях культуры
уроженцах родного края.
Определять и писать
название природного
объекта по его значению.
Определять права и
свободы сказочных героев;
определять и записывать
основные принципы
Декларации прав ребёнка
ООН, определять функции
представителей власти в
РФ; определять значение
слов «граница», «виза»;
соотносить название
республики и её столицы;
определять название
соседнего с Российской
Федерацией государства;
соотносить пословицы
народов РФ по теме;
определять по
происхождению название
14 2 раздел – По родным просторам (20 часов)
1
1
1
1
1
Проявлять: интерес к изу
чению темы; бережное
отношение к природным
ресурсам России; творчес
кое отношение к процессу
решения кроссворда;
понимание успешности при
изучении темы.
Раскрывать значение понятий «карта»,
«географическая карта», «физическая карта»,
«контурная карта», «масштаб», «формы
земной поверхности», «равнина»,
«низменность», «возвышенность», «холм»,
«плоскогорье», «горы», «горный хребет»,
«балка», «овраг», «полезные ископаемые»,
«минералы», «горные породы»,
«месторождение», «железная руда», «каменный
уголь», «гранит», «известняк», «песок»,
«глина», «торф», «нефть», «природный газ»,
«вода», «пресная вода», «солёная вода»,
«река», «исток», «устье», «берег», «русло»,
«приток», «озеро», «океан», «море», «остров»
и использовать их в активном словаре;
Определять: различие физической и контурной
карты и обосновывать своё
мнение; особенности форм земной поверхности
России и обосновывать своё мнение; свойства
полезных ископаемых и обосновывать своё
мнение; водное пространство, его части и
обосновывать своё мнение.
Выполнять учебное задание, используя план,
алгоритм; выбирать вариант выполнения
задания; выполнять взаимопроверку,
корректировку и взаимооценку учебного
задания; соотносить поставленную цель и
природного объекта и
писать его современное
название.
Рассказывать: о природных
богатствах России
используя физическую
карту, условные знаки;
о значении природных
богатств в жизни людей.
Определять и показывать
природные объекты на
физической карте России.
Проводить исследование
полезных ископаемых
России и оформлять
результаты в таблице.
Оформлять и представлять
фоторассказ/презентацию о
различных природных
объектах России, родного
края.
Решать (или составлять) по
теме.
13(1)
14(2)
15(3)
Карта – наш
экскурсовод
По равнинам и горам
В поисках подземных
кладовых
Наши реки
16(4)
17(5) Озера – краса Земли
15 полученный результат деятельности.
Конструктивно взаимодействовать с партнёром
в рамках учебного диалога; учитывать разные
мнения и стремиться к сотрудничеству в
рамках учебного диалога; договариваться и
приходить к общему решению при работе в
паре и группе; адекватно использовать речевые
средства для представления результата
деятельности.
Раскрывать значение понятий «природная
зона», «климат», «погода», «почва»,
«растительный мир», «животный мир»,
«климатический пояс», «высотная поясность»,
«Арктика», «пустыня», «арктическая
пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь»,
«полярный день», «полярное сияние»,
«тундра», «многолетняя мерзлота»,
«миграция», «кочевать», «сообщество»,
«лемминги», «лес», «лиственный лес»,
«хвойный лес», «тайга», «смешанный лес»,
«широколиственный лес», «лесостепи»,
«степь», «суховей», «пыльные бури»,
«чернозём», «полупустыни», «барханы»,
«такыр», «тропики», «субтропики», «дендра
рий» и использовать их в активном словаре;
определять природные зоны России и
обосновывать своё мнение; определять
особенности чередования природных зон
России с севера на юг и обосновывать своё
мнение; определять самую большую по
площади природную зону России и
Рассказывать: о природных
зонах России и определять
их местоположение на
карте природных зон; о
причине чередования
природных зон с севера на
юг; о природных условиях,
растительном и животном
мире природных зон
России; о приспособлен
ности растений и животных
к условиям жизни в приро
дной зоне; об экологи
ческих связях в природном
сообществе. Сравнивать
природные зоны России.
Изображать на контурной
карте природную зону
соответствующим цветом.
Составлять цепи питания,
характерные для обита
телей каждой природной
По морским просторам
С севера на юг
В ледяной пустыне
В холодной тундре
18(6)
19(7)
20(8)
21(9)
22(10) Среди лесов
23(11) В широкой степи
24(12) В жаркой пустыне
25(13) У теплого моря
1
1
1
1
1
1
1
1
Проявлять: интерес к
изучению темы; бережное
отношение к природе;
творческое отношение к
составлению заданий для
викторины; понимание
своей успешности при
изучении темы.
16 обосновывать своё мнение; определять
экологические проблемы природной зоны и
обосновывать своё мнение; использовать
приобретённые знания для составления заданий
для викторины.
Выполнять задание в соответствии с целью;
выполнять учебное задание в соответствии с
планом; выполнять взаимопроверку,
корректировку и взаимооценку учебного
задания; выбирать вариант выполнения
задания; соотносить полученный результат с
поставленной целью.
Адекватно взаимодействовать с партнёром в
рамках учебного диалога; учитывать разные
мнения и стремиться к сотрудничеству в
рамках учебного диалога; конструктивно
взаимодействовать с партнёром при проверке
учебного задания в паре; строить понятные для
партнёра высказывания в рамках учебного
диалога, используя термины; адекватно
использовать речевые средства для
представления результата.
Раскрывать значение понятий «природный
объект», «Сибирь», «кочевать», «эвенки»,
«оседлость», «жить оседло», «экология»,
«экологическая проблема», «опустынивание»,
«Красная книга России», «заказник»,
«промысел», «заповедник», «природный
национальный парк» и использовать их в
активном словаре; определять европейскую и
зоны.
Составлять и оформлять
презентацию о растениях и
животных природной зоны.
Составлять задания для
викторины об обитателях
природной зоны родного
края.
Рассказывать: об экологи
ческих проблемах и охране
природы в разных
природных зонах России,
включая родной край; о
растениях и животных из
Красной книги России,
обитающих в разных
26(14) Мы дети родной земли
27(15) В содружестве с
природой
28(16) Как сберечь природу
29(17) Контрольная работа
30(18) Красная книга,
заповедники и
национальные парки
17
1
1
1
1
1
Проявлять: интерес к
изучению темы; бережное
отношение к природе;
творческое отношение к
составлению правил для
рубрики проекта «Природа
— наш дом»; понимание 31(19)
32(20) Странички умного
За страницами учебника
1
1
своей успешности при
изучении темы.
совенка
азиатскую часть России и обосновывать своё
мнение; определять зависимость хозяйствен
ной деятельности народа от особенностей
природной зоны обитания и обосновывать своё
мнение; определять экологические проблемы
каждой природной зоны России и обосновы
вать своё мнение; определять мероприятия по
охране природы каждой природной зоны и
обосновывать своё мнение; определять отличие
природного национального парка от
заповедника и обосновывать своё мнение;
использовать приобретённые знания для
создания рубрик «Кодекс экологического
поведения» и «Охраняй свой дом».
Выполнять задание в соответствии с целью;
давать самооценку и взаимооценку при
выполнении учебного задания; осуществлять
взаимный контроль и оказывать необходимую
взаимопомощь; выбирать вариант выполнения
задания; соотносить полученный результат с
поставленной целью.
Адекватно взаимодействовать с партнёром в
рамках учебного диалога; учитывать разные
мнения и стремиться к сотрудничеству в
рамках учебного диалога; договариваться и
приходить к общему решению при работе в
паре и группе; строить понятные для партнёра
высказывания в рамках учебного диалога,
используя термины; адекватно использовать
речевые средства для представления
природных зонах, включая
родной край, и о мерах по
их охране; о заповедниках и
природных национальных
парках России.
Определять на карте
территориальные единицы
Российской Федерации.
Выбирать природный
объект, исследовать
происхождение его
названия, оформлять
презентацию и предста
влять её одноклассникам.
Составлять и оформлять:
условные знаки для правил
поведения в природе;
презентацию (о растениях,
животных Красной книги
России и своего края, о
заповедниках и природных
национальных парках Рос
сии и своего региона);
проекты «Красная книга
нашего региона», «Чудесное
путешествие по России».
Составлять правила для
рубрик «Кодекс
экологического поведения»
и «Охраняй свой дом».
18 33(1)
В путь по реке времени
3 раздел – Путешествие по реке времени (27 уроков)
1
результата.
34(2)
Путешествуем с
археологами
1
Рассказывать 12 сюжета легенд, событий,
преданий о событиях из прошлого своего края;
различать в этих сюжетах поэтический
вымысел и реальную историческую основу;
обозначать на схеме «Река времени» даты
жизни людей и события истории.
Соотносить археологические находки с
соответствующим историческим временем или
событием; сравнивать образ оленя в сказках и
преданиях и в изобразительном искусстве
скифов, древних народов Сибири.
Понимать роль и место
Геродота и летописи
Нестора в мировой и
отечественной истори
ческой науке; понимать
значимость устных рас
сказов для сохранения
народной памяти;
осознавать личностную
ответственность за
сохранение памяти о
прошлом нашего Отечества.
Понимать значимость
археологических находок
для сохранения памяти о
прошлом своего края;
проявлять интерес к работе
с вещественными
источниками исторических
знаний о давнем и недавнем
прошлом людей.
35(3)
По страницам летописи
1
Осознавать ценность
мирных отношений между
людьми разного
этнического
Характеризовать связь значений славянских
этнонимов с особенностями мест их обитания;
сравнивать между собой женские височные
украшения.
19
Называть имена отца
истории Геродота и
родоначальника древнерус
ского летописания Нестора;
знать два толкования слова
«история»; знать традицию
счёта исторического
времени и схематичного
представления хронологии
в виде Ленты (реки)
времени.
Описывать внешний вид
археологических находок из
скифских курганов по
изображениям в учебнике,
музеях; знать древние
представления о происхо
ждении и истории
человечества; иметь
представление о работе
археологов.
Показывать на карте места
обитания различных
племён, о которых
рассказывает летопись; происхождения, живущими
на одной территории.
Понимать значимость
торговли и торговых путей
в объединении разных
племён в единое
Древнерусское государство;
понимать значение
Великого Новгорода и
Киева как двух истоков
Древнерусского
государства; осознавать
ценность братских
отношений между людьми,
важность понятия
«братство».
Осознавать значение
славянской письменности в
истории и культуре России;
понимать важность
преемственности в
государственных поступках
для истории государства и
жизни общества.
Рассказывать о роли Великого Новгорода и
Киева в истории Древней Руси; сравнивать
карту Древней Руси с современной картой
России; рассказывать о берестяных грамотах;
отмечать на схеме «Река времени» век первого
упоминания русских городов и летописи.
Выявлять отдельные яркие архитектурные
особенности соборов Святой Софии в
Константинополе, Киеве, Великом Новгороде;
рассказывать о роли княгини Ольги, князей
Владимира Святого и Ярослава Мудрого в
истории и культуре Древней Руси.
определять по карте
взаимное расположение
племенных территорий.
Знать названия городов,
игравших большую роль в
создании и распростра
нении единой древнерус
ской культуры; определять
по карте местоположение
древнерусских городов;
показывать на карте
древние торговые пути,
называть имена
родоначальника правящей
династии.
Познакомиться с фрагмен
тами Повести временных
лет, рассказывающих о
деяниях княгини Ольги,
князей Владимира Святого
и Ярослава Мудрого, их
роли в развитии
древнерусской культуры и
государственности;
обозначать на схеме «Река
времени» век Крещения
36(4)
Истоки древней Руси
1
37(5) Мудрый выбор
1
20 38(6)
Наследница Киевской
Руси
1
Осознавать важность
преемственности в
государственных поступках
людей, обладающих
властью; понимать важность
культурного наследия,
созданного предками.
Формулировать тему урока; рассказывать о
роли княгини Ольги, князей Владимира
Святого и Ярослава Мудрого в расширении
границ Древнерусского государства на северо
восток; оформлять Календарь памятных дат;
рассказывать о роли князей Александра
Невского, Даниила Московского и его сыновей,
князя Дмитрия Донского в борьбе за
независимость и объединение разрозненных
княжеств вокруг Москвы; составлять рассказ о
Куликовской битве с помощью картин
коломенских художников и дополнительной
литературы, рассказывать о победе на
Куликовом поле.
Руси;
Знать, чем отличались
князья Владимир Святой,
Ярослав Мудрый, Владимир
Мономах, Юрий
Долгорукий, Андрей
Боголюбский, в чём
состояла их роль в
расширении границ
Древнерусского
государства на северо
восток, в становлении и
развитии Владимиро
Суздальской Руси; знать
названия городов,
положивших начало
Золотому кольцу, и
показывать их на карте.
Иметь представление о
жизни Древней Руси в эпоху
междоусобиц, монголо
татарского нашествия,
военной угрозы со стороны
запада; знать название
собора в центре
Московского Кремля.
39(7) Москва преемница
1
Владимира
40(8)
Начало Московского
1
21
Осознавать необходимость
взвешенной и гибкой
политики государственного
деятеля во благо страны;
понимать важность
преемственности и
последовательности в
действиях государственных
деятелей.
Осознавать важность
Формулировать тему урока; рассказывать о
Иметь представление о царства
41(9)
Подвижники Руси и
землепроходцы
1
42(10) На пути к единству
1
22
преемственности в
государственных поступках
людей, обладающих
властью.
роли князя Ивана III и царя Ивана Грозного в
укреплении и расширении Московской Руси;
составлять схему родственных отношений
правителей Московской Руси; определять
сходство между печатью великого князя Ивана
III и гербом РФ.
Понимать важность для
развития страны в любую
эпоху самых разных
направлений деятельного
творчества людей;
оценивать лучшие
человеческие качества,
проявляющиеся в
конкретных созидательных
делах и поступках.
Понимать значимость
единства в интересах
граждан для сохранения
независимости страны;
осознавать важность
лучших человеческих
качеств, проявляющихся в
конкретных делах и
поступках людей, живущих
в переломные моменты
Формулировать тему урока; рассказывать о
деятельности митрополита Макария как
создателя Летописного свода, первопечатника
Ивана Фёдорова, землепроходца Семёна
Дежнёва; составлять рассказ об основании
сибирских городов; оформлять Календарь
памятных дат.
Формулировать тему урока; рассказывать о
деятельности патриарха Гермогена как
вдохновителя объединения людей для защиты
Отечества, о позиции монахов ТроицеСергиева
и Смоленского монастырей; рассказывать о
праздновании Дня народного единства в своём
городе; оформлять Календарь памятных дат
Московском княжестве
эпохи его укрепления и
расширения во время
правления князя Ивана III;
характеризовать
деятельность Ивана
Грозного как первого царя
Московской Руси.
Знать важнейшие деяния
соотечественников 1617
вв., иметь представление о
понятиях «праведник»,
«подвижник»,
«землепроходец»; давать
характеристику качествам
человекасозидателя.
Знать отдельные важнейшие
события Смутного времени;
характеризовать обстановку
в стране в период Смуты;
показывать на карте
поволжские города;
называть памятники,
воздвигнутые в честь
К.Минина и Д.Пожарского. 43(11) Начало Российской
империи
44(12)
«Жизнь Отечеству,
честь никому »
1
1
истории страны.
Понимать необходимость
для безопасности и
развития страны и граждан,
для сохранения
независимости государства
отечественных армии и
флота, промышленности,
науки и образования.
Осознавать социальную
значимость понятия «честь
учёного, воина,
гражданина», «достоинство
Отечества», «общее благо».
Формулировать тему урока; объяснять
значение названия города СанктПетербурга;
сопоставлять деятельность князя Александра
Невского и Петра I на западных границах
Отечества.
Формулировать тему урока; характеризовать
преобразования в жизни страны в
послепетровское время; оформлять Календарь
памятных дат.
45(13) Отечественная война
1
1812
Оценивать качества
личности как истинного
гражданина своего
Отечества (на примере М.И.
Кутузова – настоящего
народного полководца).
Формулировать тему урока; приводить
доказательства значительности личности М.И.
Кутузова как истинного сына Отечества,
настоящего народного полководца; искать
сведения о памятниках и памятных местах
Москвы и России, связанных с событиями
Отечественной войны 1812 года в
дополнительных источниках информации.
Знать, какие
преобразования в жизни
страны происходили во
времена первых царей
династии Романовых и в
эпоху Петра I;
характеризовать эти
преобразования.
Иметь представление о
понятиях «честь учёного,
воина, гражданина»,
«достоинство Отечества»,
«общее благо»; знать
некоторые яркие примеры
деятельности великих
соотечественников в
послепетровское время.
Иметь общее представ
ление о ходе Отечественной
войны 1812 года;
рассказывать о важнейших
событиях Отечественной
войны 1812 года
(Бородинская битва, пожар
Москвы, всенародное
сопротивление
захватчикам) и называть
23 46(14) Великий путь
1
Осознавать значение
личного вклада каждого
гражданина и каждой
российской семьи в
промышленное развитие
страны и упрочение её
благосостояния.
Формулировать тему урока; рассказывать об
участии своих родственников в созидательной
работе российской промышленности 19 века;
сопровождать рассказ об участии
родственников в работе российской
промышленности фотографиями, копиями
документов из семейного архива, рисунками.
47(15) Тест по теме
48(16)
«Российская империя»
Золотой век театра и
музыки
1
1
Оценивать своё впечатле
ние от прослушанного
музыкального произведе
ния отечественного компо
зитора 1920 веков.
Регулятивные умения: выполнять задание в
соответствии с целью.
Формулировать тему урока; характеризовать
развитие театрального и музыкального
искусства России в 19 веке; отмечать даты
создания консерваторий на схеме «Река
времени»; рассказывать об отечественном
театре и музыке 19 начала 20 века с
24
признаки её народного
характера; приводить
примеры сохранения
памяти об Отечественной
войне 1812 года в России и
за рубежом.
Представлять в общих
чертах направление
развития промышленности и
торговли России в 19 веке;
называть некоторые
технические, художествен
ные достижения, которые
Россия продемонстри
ровала на Всемирной
выставке в Париже 1900
года; характеризовать
развитие промышленности и
сети железных дорог в 19
веке.
Иметь общее представле
ние о развитии театраль
ного и музыкального
искусства России в 19 веке;
знать полные названия
СанктПетербургской и использованием видео и аудиозаписей
отечественных и зарубежных исполнителей
Оценивать своё впечатление
от восприятия картины
отечественного художника
1920 веков; осознавать
значимость отечественной
литературы для
личностного роста
человека.
Формулировать тему урока; характеризовать
развитие и роль изобразительного искусства и
литературы России в 19 веке; приводить
названия важнейших хранилищ мирового и
отечественного изобразительного искусства в
СанктПетербурге и Москве; рассказывать об
отечественных достижениях мирового уровня в
литературе и изобразительном искусстве.
Оценивать значение
событий начала 20 века в
переустройстве
общественной и частной
жизни людей.
Регулятивные умения: выполнять задание в
соответствии с целью.
Формулировать тему урока; составлять рассказ
о воздействии революционных событий на
жизнь своей семьи в обозначенный период;
высказывать аргументированное суждение о
том, в чём состоит разница между Гражданской
о Отечественной войнами; рассказывать о
событиях начала 20 века, используя
фотографии в учебнике.
Московской консервато
рий; приводить примеры
российских достижений,
признанных во всём мире.
Приводить примеры
произведений великих
русских художников и
писателей 19 века, с
которыми учащийся
познакомился в начальной
школе; называть любимые
произведения отечествен
ных писателей 19 века и
имена их авторов; называть
любимые произведения
отечественных художников
19 века и имена их авторов.
Характеризовать события
начала 20 века; приводить
примеры изменения
названий городов и улиц
своего края в связи с
революционными
переменами в стране;
характеризовать раскол в
российском обществе
1
1
1
49(17)
Рассвет
изобразительного
искусства
50(18) Контрольная работа
51(19) В поисках
справедливости
25 52(20) Век бед и побед
53(21)
«Вставай страна
огромная»
1
1
54 (22) Трудовой фронт России
1
26
Осознавать важность
экономического развития
России для сохранения
независимости страны;
проявлять интерес к
истории своей семьи в
период до начала Великой
Отечественной войны.
Осознавать героизм
представителей всех
народов Советского Союза
в борьбе за свободу
Отечества; проявлять
интерес к истории своей
семьи в военные годы,
уважение к членам своей
семьи – ветеранам Великой
Отечественной войны.
Осознавать важность
сохранения культурного
наследия в годы войны;
оценивать героизм
сограждан – в основном
Формулировать тему урока; рассказывать о
созидательной жизни в СССР после революции
1917 года, используя фотографии учебника;
объяснять символическое значение
скульптурной композиции В. Мухиной
«Рабочий и колхозница» и смысл орудий труда
– серп и молот в руках персонажей; определять
для чего в 2030 годах 20 века в первую
очередь строились заводы, фабрики,
электростанции.
Формулировать тему урока; рассказывать о
главных этапах войны, о памятниках в честь
советских воинов, используя фотографии
учебника; сравнивать символику ордена
Отечественной войны I степени с символикой
герба СССР; составлять рассказ о том, как
сохраняют память о войне в своём городе»
составлять рассказ о членах своей семьи –
ветеранах Великой Отечественной войны»
оценивать свой уровень знаний и правильность
ответа.
Приводить доказательства того, что работа в
тылу по достоинству названа трудовым
фронтом; составлять рассказ о жизни и труде в
тылу членов своей семьи во время Великой
Отечественной войны; сравнивать иллюстрации
начала 20 века как
результат этих событий.
Характеризовать жизнь в
СССР до Великой
Отечественной войны;
приводить примеры
промышленного
строительства и других
достижений страны в
указанный исторический
период.
Характеризовать основные
этапы Великой
Отечественной войны 1941
1945 гг; приводить примеры
героизма фронтовиков в
борьбе с фашизмом, в том
числе своих земляков.
Иметь представление о
понятии «трудовой фронт»
из рассказа об эвакуации
промышленных предприя
тий на восток страны, о женщин, подростков,
стариков, трудившихся для
победы в борьбе за свободу
Отечества; проявлять
интерес к истории своей
семьи, уважение к жизни и
труду её членов,
работавших на нужды
фронта.
итальянского зала Эрмитажа 1942 года и 2008
года, оценивать на этой основе уровень
нанесённого войной ущерба и высокое
мастерство реставраторов, восстановивших
культурное наследие страны; рассказывать о
работе трудового фронта во время Великой
Отечественной войны 19411945 годов,
используя фотографии учебника.
55 (23)
«Нет в России семьи
такой »
1
Понимать важность
бережного отношения к
документам и реликвиям
Великой Отечественной
войны 19411945 гг.,
хранящимся в семье;
оценивать важность
семейных воспоминаний как
основы личной
исторической памяти
младших поколений;
сочувствовать глубине
Составлять рассказ о документах,
фотографиях, реликвиях своей семьи периода
Великой Отечественной войны; подбирать
фотографии, рисунки и другие материалы для
оформления «Страниц памяти»; высказывать
аргументированное суждение о значении
семейных воспоминаний как основы
общенародной исторической памяти;
записывать воспоминания старших
родственников о военном времени.
27
перестройке промышлен
ности на военный лад, о
тяжёлом крестьянском
труде; характеризовать
основные особенности
труда людей в тылу во
время Великой Отечествен
ной войны 19411945 гг.;
характеризовать подвиги
советских людей в тылу во
время Великой Отечест
венной войны 19411945 гг.;
приводить примеры
трудовых подвигов совет
ских людей, в том числе
своих земляков.
Характеризовать
документы, воспоминания и
реликвии Великой
Отечественной войны 1941
1945 гг. в своей семье как
живые свидетельства
человеческой судьбы и
истории народа; приводить
примеры таких
свидетельств, хранящихся в
музеях своего края. человеческих переживаний,
отразившихся во
фронтовых письмах;
проявлять интерес и
стремление к сохранению
раритетов военного времени
в семейных архивах.
Проявлять интерес к
истории своей семьи через
составление рассказа о её
участии в первой
послевоенной пятилетке;
осознавать важное значение
духовного подъёма,
способствовавшего успехам
народапобедителя.
Осознавать важность и
значимость достижений в
науке и технике,
промышленности и
образовании, искусстве и
спорте за этот период, в том
числе в своём крае;
проявлять интерес к
истории своей семьи через
составление рассказа о её
56 (24) После великой войны
1
57(25) Достижения 1950
1
1970х годов
28
Рассказывать о землякахтружениках первой
послевоенной пятилетки, в том числе о членах
своей семьи; сопоставлять масштаб разрушений
и жертв военного времени и эффективность
созидательной деятельности наших
соотечественников в первые послевоенные
годы; высказывать аргументированное
суждение о значениях всеобщего обязательного
семилетнего образования; рассказывать о
жизни страны в первые послевоенные годы,
используя иллюстрации учебника.
Рассказывать о наших соотечественниках,
прославивших страну своими успехами;
рассказывать о людях, изображённых на
фотографиях (В.В. Терешкова, А.А.Леонов,
Ю.А. Гагарин и т.д.), используя
дополнительные источники информации;
рассказывать о землякахтружениках второй
половины 20 века, в том числе о членах своей
семьи.
Характеризовать
созидательную
деятельность наших
соотечественников в первые
пять послевоенных лет;
приводить примеры
разрушений и потерь в
Великой Отечественной
войне и соотносить их с
результатами
восстановительной работы.
Иметь представление о
достижениях СССР в науке
и технике, промышленности
и образовании, искусстве и
спорте за этот период;
характеризовать
созидательную
деятельность наших
соотечественников в 5070
е годы 20 века; приводить За страницами учебника
58 (26)
59 (27) Тест на тему «История
России»
60 (1) Мы строим будущее
России
61 (2) Современная Россия
1
1
1
жизни во второй половине
20 века.
Обобщение. Представление своих работ.
Выполнять задание в соответствии с целью.
4 раздел – Мы строим будущее России (7 уроков)
Осознавать важность предшествующих
этапов в жизни страны для современной
России; оценивать значение
преемственности в истории Отечества;
проявлять интерес к истории своей
семьи в первом десятилетии 20 века.
Составлять маршрут путешествия;
обозначать символическими
знаками исторические события и
эпохи на схеме «Река времени» в
правильной исторической
последовательности; оценивать
правильность выполнения задания;
обсуждать, как связаны прошлое,
настоящее и будущее в жизни
своего города; объяснять
символическое значение образа
моста в этой главе учебника.
примеры достижений в
разных видах созидательной
деятельности за этот
период, в том числе о
членах своей семьи.
Показывать на карте и
называть столицы
независимых государств
ближнего зарубежья,
которые в настоящее время
являются соседями России;
характеризовать
особенности жизни страны в
90е годы 20 века и первое
десятилетие 21 века;
приводить примеры
преобразований в
экономической,
политической, социальной
жизни за этот период, в том
числе в своём крае; иметь
представление о понятиях
«демократизация»,
«гласность», «суверенитет».
29 62 (3) Хороша честь , когда
1
есть, что есть
63 (4) Умная сила России
1
Оценивать нравственную сторону
аграрного, сельскохозяйственного
труда, связанную с бережным
отношением к природе; осознавать
символический образ России –
женщиныматери или богатыря
труженика; проявлять интерес к
проблемам организации экологически
чистого и здорового образа жизни в
селе.
Проявлять интерес к проблемам
организации экологически чистого и
здорового образа жизни в городах и
поселениях городского типа рядом с
крупным промышленным предприятием.
Выявлять связь успехов в
производстве отечественных
продуктов питания с улучшением
качества жизни, здоровья,
долголетия сельских и городских
жителей; составлять связный
рассказ – репортаж, используя
фотографии учебника» сравнивать
достижения белгородцев с
особенностями жизни сёл своего
края.
Устанавливать зависимость
успехов в промышленном
производстве и улучшения
качества жизни, здоровья,
долголетия работников
промышленных предприятий,
городских жителей от результатов
внедрения научных разработок, в
том числе в своём крае; обсуждать
значение понятия «социальная
ответственность»; составлять
репортаж по фотографиям
учебника.
Знать факты из
положительного опыта
Белгородской области в
развитии современного
сельского хозяйства; иметь
представление о понятии
«продовольственная
безопасность страны»;
характеризовать
положительный опыт
Белгородской области в
развитии современного
сельского хозяйства.
Знать факты из положи
тельного опыта сотру
дничества науки и
промышленности; иметь
представление о понятии
«социальная ответствен
ность»; характеризовать
положительный опыт
сотрудничества науки и
промышленности для
улучшения условий жизни
сотрудников промыш
ленных предприятий и
горожан; приводить
примеры такого
30 64 (5) Светлая душа России
1
Проявлять интерес к событиям и
явлениям культурной жизни
современной России.
65 (6) Начни с себя
1
Проявлять интерес к достижению
достойных целей ради собственного
блага, неразрывно связанного с
процветанием России; понимать личную
ответственность каждого человека за
будущее России.
Называть лучшие человеческие
качества; отражать их в
символических образах России;
составлять рассказ о ярком
событии в сопровождении
фотографий и т.д.
Устанавливать связь между
личностным совершенствованием и
успешным строительством
будущего России; аргументировать
необходимость личной
ответственности каждого за
будущее Отечества на примерах
деятельности своих сверстников;
высказывать доказательное
суждение о взаимной зависимости
между собственным благом и
процветанием России; оценивать
уровень своих личных достижений
и ставить достойные цели на
будущее.
сотрудничества.
Знать некоторые ярчайшие
явления в современной
культурной жизни России,
их значение для нашей
страны и для других стран
мира; характеризовать эти
явления как верный путь к
достижению взаимопони
мания и дружеского
единства людей во всё мире;
приводить примеры таких
явлений.
Знать факты из
положительного опыта
развития творческих
способностей и лучших
человеческих качеств своих
сверстников, отличившихся
в самых разных видах
деятельности; приводить
положительные примеры
развития творческих
способностей и лучших
человеческих качеств своих
сверстников, проявивших
себя в самых разных видах
деятельности, в том числе в
31 66 (7) Итоговая контрольная
1
работа
Резервные уроки
6770
Выполнять задание в соответствии с целью.
своём крае.
32
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Перспектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.