ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы по предмету «Окружающий мир» являются:
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373, редакция от 22.09.2011 г. №2357, от 26.11.2010 №1241, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507).
• Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию, протокол от 8апреля 2015г. №1/15).
рабочая программа по окружающему миру ПНШ.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативноправовой и документальной основой рабочей программы по предмету «Окружающий мир» являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373,
редакция от 22.09.2011 г. №2357, от 26.11.2010 №1241, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно–методического
объединения по общему образованию, протокол от 8апреля 2015г. №1/15).
Цель изучения предмета «Окружающий мир» — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства
научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно
нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского
общества.
Задачи:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их
основе проводить обобщение;
развитие умений работы с научнопопулярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов,
простейших измерений;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу
жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
создание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Класс: 1. Всего часов на изучение программы: 66. Количество часов в неделю: 2.
Классы: 2 – 4. Всего часов на изучение программы: 68. Количество часов в неделю: 2.
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены
развивающие модули и разделы социальногуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.
1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
–
–
–
–
–
–
–
–
сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
2 –
–
–
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
–
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров
в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–
–
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
3 –
–
–
–
–
–
–
–
разных видов (в первую очередь текстов);
–
–
–
–
–
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе
выделения сущностной связи;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для
решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
4 – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
5 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях
как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный
взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в
контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и
социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать
восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления
личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить
опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием
человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие
презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической
грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные
приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
6 использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас
карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и
безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в
школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных
случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете),
находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические
факты от вымыслов;
7 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции
развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние
на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в
интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.Природа. Природные
объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Примеры
явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.Общее
представление о строении тела человека. Системы органов (органы чувств). Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов
чувств.
Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Животные, их разнообразие.Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия.Дикие и домашние животные.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода).. Деревья, кустарники, травы.Способы распространения растений.
8 Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Осенние изменения в неживой природе.
Зимние изменения в неживой природе.
Весенние изменения в неживой природе.
Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.Безопасное поведение в природе. Красная книга России,
ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого
человека за сохранность природы.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.Москва – столица
России.Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
2 КЛАСС
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Книга как основной источник информации об окружающем нас мире.
9 Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли.Глобус как модель Земли. Ось вращения. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены
дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень, стебель,
лист растения. Дыхание и питание растений.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного
края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных
грибов. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Особенности внешнего вида, питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери). Дикие и домашние животные.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные
размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер,
дождь, гроза.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии
членов семьи.
10 Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Я —
гражданин России. Государственная символика России: флаг, герб, гимн.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовнонравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты
детей, День народного единства, День Конституции.Москва — столица России. Достопримечательность Москвы: Кремль.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
3 КЛАСС
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и
океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
11 Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи
в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на
природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и
др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, города Золотого кольца
России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с ним.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
4 КЛАСС
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
12 Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о
форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и
карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.Важные сведения из истории родного края. Святыни родного
края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам,
иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на
основе традиционных детских игр народов своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение
человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий
сезонный труд людей.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его
члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения
прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Младший школьник.
13 Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный,
школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственные
и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность
каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и
др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и
характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
14 Тематическое планирование
1 класс
Тема урока
Кол – во
часов
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика) название, основные
достопримечательности.
Общее представление о строении тела человека.
Системы органов, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.
Системы органов, органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма.
Системы органов, органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры
явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет,
закат, ветер, дождь, гроза.
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным.
Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным.
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Насекомые, их отличия. Размножение насекомых.
Растения, их разнообразие.части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Деревья, кустарники и травы. Дикорастущие и культурные растения.
Растения, их разнообразие.части растения (корень, стебель, лист)
Растения, их разнообразие.части растения цветок, плод, семя).
Расселение растений на новые места.
Расселение растений на новые места.
Растения, их разнообразие.части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Наблюдение за погодой своего края. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Правила поведения
в природе.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в
культуре народов России и мира.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного
края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад
Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, смена времени суток, рассвет, закат, ветер,
дождь, гроза.
Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, смена времени суток, рассвет, закат, ветер,
дождь, гроза.
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Животные, их разнообразие.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Птицы, звери, их отличия, бережное отношение человека к животным. Посильное участие в охране
природы.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность
природы.
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на
основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения,
животные).
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения,
животные).
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.Правила поведения в природе.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного
края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного
края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы
Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты
птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина»,
«Отечество», «Отчизна».
Государственные символы России. Государственный герб России, Государственный флаг России,
Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18 60
61
62
63
64
65
66
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время
года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика):
название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и
развивается культура общества и каждого его члена.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности
быта.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Посильное участие в охране природы.
1
1
1
1
1
1
1
19 Тематическое планирование по окружающему миру
2 класс
№
Наименование темы
1. Природа. Неживая и живая природа.Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад,
перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
2. Природа. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
3. Природа. Неживая и живая природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком
4. Природа. Неживая и живая природа.Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
5. Природа. Неживая и живая природа.Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
6. Земля. Модель Земли. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как
модель Земли
7. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе
наблюдений).
Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
20 8. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Контрольная работа № 1 по теме: «Земля. Модель Земли».
9. Звезды и планеты Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на
Земле.
10. Звезды и планеты
11. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Времена года, их особенности (на
основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
12. Природа. Неживая и живая природа. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
13. Условия жизни на планете Земля.
14. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека
15. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и
хозяйственной жизни человека.
16. Круговорот воды в природе
17. Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды».
Контрольная работа № 2 по теме: «Свойства воздуха и воды».
18. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)
19. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
20. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
21. Обобщение по теме «Условия, необходимые для жизни растения».
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 22. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
23. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Контрольная работа № 3 по теме: «Части растения»
24. Красная книга России. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям.
25. Обобщение по теме «Разнообразие растений».
Контрольная работа № 4по теме:«Разнообразие растений».
26. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям
27. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
28. Дикорастущие и культурные растения.
29. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений
30. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений
31. Растения, их разнообразие
32. Обобщение по теме «Растения, их разнообразие.Дикорастущие и культурные растения».
Контрольная работа № 5 по теме: «Культурные растения».
33. Грибы: съедобные и ядовитые
34. Грибы: съедобные и ядовитые
35. Правила сбора грибов.
Контрольная работа № 6 по теме:«Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов».
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 36. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).
37. Насекомые, их отличия.
38. Рыбы, их отличия
39. Земноводные, их отличия
40. Пресмыкающиеся, их отличия
41. Птицы, их отличие
42. Звери, их отличие.
43. Животные, их разнообразие.
44. Животные, их разнообразие
45. Дикие и домашние животные.
46. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным
47. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
48. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
49. Обобщение по теме «Животные, их разнообразие».
Контрольная работа № 7 по теме: «Многообразие животных».
50. Общее представление о строении тела человека
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 51. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми.
52. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в
режиме дня; личная гигиена.
53. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Питание и здоровье.
54. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника.
55. Ценность здоровья и здорового образа жизни.Гигиена систем органов.
56. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья.
57. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время
года. Правила безопасного поведения в природе.
58. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
59. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правила безопасной жизни.
60. Обобщение по теме: «Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правила безопасного поведения».
Контрольная работа № 8 по теме: «Правила безопасного поведения».
61. Родной край — частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с
занятиями людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
62. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов
семьи.
63. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Кремль
64. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 65. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Забота о детях, престарелых, больных –
долг каждого человека.
66. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно
нравственных связей между соотечественниками. День Победы.
67. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно
нравственных связей между соотечественниками. День Конституции.
68. Обобщение по теме «Родной край — частица России».
Итоговая контрольная работа.
1
1
1
1
№
п/п
Тематическое планирование
3 класс
Темаурока
25 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности). Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек и природа. Глобус как модель Земли.
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте).
Географическая карта.
Географическая карта.
План местности.
Контрольная работа №1 по теме:«Изображение Земли на глобусеи карте».
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте).
Ориентирование на местности.
Ориентирование на местности. Компас.
Географическая карта и план.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Твердые тела, жидкости, газы. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Вода. Свойства воды.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Свойства воды.
Свойства воды.
Свойства воды.
26
Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру , ПНШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.