В проекте «Стратегия формирования и развития организационной культуры образовательной организации» преследуется цель: изучить организационную культуру образовательного учреждения и выработать систему по формированию организационной культуры образовательного учреждения для построения инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающую доступность и новое качество образования. Разработанная технология может быть использована при построении организационной культуры в образовательных учреждениях.«Стратегия формирования и развития организационной культуры образовательной организации»
проект по дисциплине
«Организационная культура современных
организаций»
«Стратегия формирования и развития организационной культуры
образовательной организации».
Выполнила:
Клестова Наталья Леонидовна
2018 г.Введение
В современном менеджменте предметом управления являются не только
человек и группы людей, но и культура организации. В последнее время к
исследованию организационной (корпоративной) культуры направлено
растущее внимание представителей различных наук, в том числе и педагогики.
Актуальным признается исследование организационной культуры
образовательного учреждения, изучение проблемы формирования культуры
организации образования, практическое использование ее потенциала.
Уже давно известные в педагогической науке исследователи обращали
внимание на то, что на результат деятельности образовательного учреждения
по большей части влияет уровень взаимодействия всех педагогов. Шацкий,
Макаренко, Сухомлинский поднимали в педагогической науке проблему
исследования формирования единых убеждений как основы сплоченного
коллектива: в ней они видели успешное решение многих, если не всех
управленческих проблем.
Как известно, значение и роль организационной культуры были осознаны
практиками и теоретиками не сразу. Тема организационной культуры начала
активно обсуждаться с шестидесятыхсемидесятых годов XX века. Однако
существенный шаг вперед был сделан уже в восьмидесятых годах XX века
Эдгаром Шейном.
Цель исследования: изучить организационную культуру образовательного
учреждения.
Объект исследования: организационная культура образовательного
учреждения.
Предмет исследования: управление развитием организационной культурой
образовательного учреждения.Задачи исследования:
1. изучить понятие и типы организационной культуры образовательного
учреждения;
2. рассмотреть основные составляющие организационной культуры
образовательного учреждения;
3. проанализировать эффективное управление организационной культурой
образовательного учреждения через скрытые компоненты;
4. исследовать повышение воспитательного потенциала школы через
корректировку организационной культуры (на примере школы №1).
Методы исследования:
метод наблюдения;
метод беседы;
метод работы с документами.
База исследования: образовательная организация
Одним из приоритетных направлений развития Российского общества
является образование. Политика государства направлена, прежде всего, на
обновление и повышение качества образования, на повышение статуса
педагогических работников, а также на максимальное улучшение качества
предоставляемых образовательных услуг. О чем свидетельствуют вступившие
в силу новые нормативноправовые документы в области образования.
В связи с чем, перед руководителями каждого образовательного
учреждения встает задача повышение конкурентоспособности на рынке
образовательных услуг, формирование положительного отношения к
образовательному учреждению, которое невозможно без определения своих
целей и ценностей, стратегии организации педагогического процесса и
оказываемых услуг, правил поведения и нравственных принципов педагогов,
поддержания высокой репутации ОУ в системе образования. Все этосоставляет единую систему организационной культуры.
Целью работы образовательной организации по формированию
организационной культуры является:
Создание системы по формированию организационной культуры
образовательного учреждения для построения инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающую доступность и новое
качество образования.
В процессе работы решаются следующие задачи:
1. Создать условия для формирования организационной культуры школы.
2. Создать систему привязки марочной индивидуальности образовательного
учреждения, через разработку марочных атрибутов (логотип, эмблему и т.д.,
имидж МКОУ).
3. Формировать сплоченный коллектив единомышленников, способный
эффективно осуществлять цели, стоящие перед образовательной
организацией.
Участниками являются директор ОУ, завуч, специалисты, сотрудники
образовательного учреждения, потребители услуг (дети, посещающие школу и
их родители).
Механизм работы по формированию организационной культуры,
осуществляются с помощью организации работы творческих групп
педагогов: «Имидж МКОУ»; «Наш коллектив»; «Инновационная школа »;
«Создание информационного пространства МКОУ».
В рамках работы творческой группы «Имидж МКОУ» создали систему
фирменного стиля, через разработку марочных атрибутов;
Определили фирменные цвета школы; разработаны следующие марочные
атрибуты: бейдж сотрудника, фирменный шарф, фирменные футболки с
эмблемой учреждения, эмблема школы, флаг, фирменное оформлениеметодических разработок.
Для повышения профессионального мастерства педагогов были
организованы семинарыпрактикумы: «Коммуникативная культура педагога»;
«Профессиональное мастерство педагога»; «Деловой этикет»; «Воспитание
внутренней культуры».
Большое внимание в данном направлении педагоги уделяют организации
совместных мероприятий детей и родителей, что позволяет не только
повысить качество образовательной деятельности, но и формировать
привлекательный имидж школьного учреждения: дни открытых дверей,
семейные конкурсы, праздники, творческие мастерские: Конкурс на лучшую
рекламную визитную карточку МКОУ; конкурс творческих работ «Школа
глазами детей и родителей»; открытый конкурс на лучшую рекламную акцию–
девиз, слоган, логотип (все желающие на районном уровне); конкурс среди
родителей – изготовление коллажей «Наша школа».
С целью формирования традиций в учреждении,
улучшения
психологического микроклимата в коллективе проводятся праздники,
корпоративные мероприятия. Сплоченный, заинтересованный коллектив–
необходимый элемент в профессиональном и психологическом благополучии
развития ОУ. В рамках работы творческой группы «Наш коллектив»
действует система наставничества, школа молодого педагога, организуются
открытые занятия, происходит обмен опытом, реализуются творческие
проекты, конкурсы. ОУ обязательно поддерживает творчески работающих
педагогов через
грамоты,
«Профессиональные достижения» по итогам года.
благодарности,
поощрения,
рейтинг
Педагогпсихолог ОУ организует тренинги, деловые игры, упражнения
целью которых является сплочение коллектива, развитие коммуникативных
навыков, умения разрешать конфликты, создание в педагогическом
коллективе ситуации успеха: «Раскрытие индивидуальности педагогов исплочение педагогического коллектива»; «Профилактика конфликтов в
педагогическом коллективе».
Работа проблемной группы «Инновационная школа» строится в
режиме постоянного поиска актуальных и эффективных форм и методов
повышения профессионального мастерства педагогов, помогает им обрести
индивидуальный стиль профессиональной деятельности:
Организация выставок, презентаций, смотров и конкурсов;
разработка и внедрение в практику коллективных и индивидуальных
педагогических проектов;
курсы повышения квалификации, трансляция опыта с курсов повышения
квалификации;
составление информационных карт: «У нас идея!»; «Идея в деле!»;
консультациитренинги, консультациимультимедиа для педагогов.
Важным элементом создания организационной культуры образовательного
учреждения является создание условий для максимально открытого
информационного пространства.
творческой
группы «Создание информационного пространства ОУ» направлена в первую
Поэтому работа
очередь на создание официального сайта школы. Творческая группа педагогов
работает над созданием стиля сайта, подбирает информацию для ее
размещения.
Параллельно создают средства визуальной информации в школе:
Издание газеты для родителей.
Фотостенд «Странички счастливого детства», где педагоги представляют
свой класс.
Выпуск брошюр, буклетов, сборников, рекламных проспектов.
Также в образовательном учреждении проводятся РRмероприятия: Фестиваль открытых дверей.
Конференции для родителей.
Выстроена система сотрудничества с социальными партнерами: заключены
договора, составлены планы работы.
На заключительном этапе работы – планируется провести анализ
результатов реализации проекта в ОУ, итоговый мониторинг организационной
культуры , корректировку содержания, подведение итогов, обобщение опыта
работы педагогов, разработку технологии формирования организационной
культуры в ОУ , методические рекомендации.
Практическая значимость:
разработанная технология может быть использована при построении
организационной культуры в образовательных учреждениях.