Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл
31.03.2019
Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, знакомством с культурой коренных народов родного края, развитие интереса у детей к культуре ко-ренных народов, их традициям и обычаям.
Окружающий мир 1 А.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24»
Петропавловск – Камчатского городского округа
Согласовано
Руководитель МО учителей начальных классов
____________ Е.Т. Белова
«___» _____________
Утверждаю
Зам. директора МАОУ «Средняя школа № 24»
____________ А.Д. Коротких
«___» ____________
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
по УМК «Школа России»
для 1 4 класса
с учётом регионального компонента
Составитель: В.В. Антонова
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории 2015 учебный год
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании
нормативноправовых документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержден приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья
11, 12, 13).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821 10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа
№ 24», утверждена приказом директора от 31.08.2015 г. № 1.
5. Учебный план МАОУ «Средняя школа № 24» на учебный год.
6. Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и
порядке перевода учащихся 14 классов МАОУ «Средняя школа № 24» от 29.08.2014г.
7. Примерная и авторская программа начального общего образования по УМК «Школа России»
под редакцией Плешакова А.А. (1 – 4 класс)
При составлении рабочей программы осуществлена корректировка примерной программы в
плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального
компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на
формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию
экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных
ресурсов, знакомством с культурой коренных народов родного края, развитие интереса у детей к
культуре коренных народов, их традициям и обычаям.
Рабочая программа прошла успешную апробацию с 2015 года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного
опыта общения с людьми и природой;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места
в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Задачи внедрения этнокультурного и регионального компонента в уроки окружающего
мира:
формирование целостных знаний о родном крае,
обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора,
развитие творческих и исследовательских умений,
воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой
родины, положительного эмоциональноценностного отношения к себе, жителям своего
края и окружающей среде региона.
Работая над материалом этнокультурного и регионального компонента и используя его на
уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности
и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного
и общего исторического, географического материала.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих
идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук,
необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами
практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно
следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших
школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить
основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и
социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы
значительную роль в духовнонравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор
культурноценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными
традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа
для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет
«Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения,
русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рациональнонаучному и эмоциональноценностному
постижению окружающего мира.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы
имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной
школы атласаопределителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем
(моделей);
3) экологоэтическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру
природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и
правил. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа № 24» на 20162017 учебный год,
рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов в год при 2 часах в неделю
(33 учебные недели). При составлении программы введена корректировка примерной программы в
плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
РАЗДЕЛ II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
представления о здоровье и семье, как главных ценностях жизни, знания о простейших
правилах и приемах сохранения и поддержки своего здоровья;
умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие.
опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры.
Ученик получит возможность для формирования:
умения самостоятельно определять и объяснять самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
умения в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
узнавать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
приобретать опыт осознанного прохождения 6 шагов учебной деятельности
(повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование
своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения);
основным функциям ученика и учителя на уроке;
правилам поведения на уроке, умению их применять;
грамотно обращаться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего
задания;
самостоятельно проверять свою работу по образцу
Ученик получит возможность научиться:
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия;
формулировать причину затруднения, как свою конкретную проблему (отсутствие у
меня определенных знаний, умений);
основным приемам развития внимания, приобретёт опыт их применения;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
простейшим правилам работы в паре и в группе, умению их применять;
слушать и понимать речь других;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне
предложения или небольшого текста.
Учащийся получит возможность:
выполнять различные роли при работе в группе;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
соотносить времена года и месяцы;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, между живой и неживой
природой;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения.
Ученик получит возможность научиться:
проводить несложные наблюдения в окружающей среде;
определять с помощью атласаопределителя растения и животных;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Раздел «Человек и общество»
Ученик научится:
правильно называть родную страну, родной город (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
различать прошлое, настоящее и будущее;
объяснять, как люди помогают друг другу жить.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать правильность поведения людей в природе и в быту (правила общения, правила
ОБЖ, уличного движения);
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами.
РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1й класс. «Окружающий мир» (66 ч)
Автор: Плешаков А.А.
Введение (4 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа.
Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся
пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами
безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и
причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит,
кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных
растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и
семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним
строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его
части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие
дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя).
Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) –
часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны
на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными
деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного
обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для
жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы,
прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например
шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю
чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Изготовление простейшей кормушки для
птиц.
Где и когда? (10 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как
ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с
велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит
ли это от тебя.
Почему и зачем? (20 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный
спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жукносорог и др. (по
усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему
нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут
быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22
апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
Содержание программного материала
Введение
Что и кто?
Количество
часов
4 ч
20 ч 3
4
5
Как, откуда и куда?
Где и когда?
Почему и зачем?
12 ч
10 ч
20 ч
66 ч
Итого:
Мониторинг результатов усвоения программы
График проведения проверочных работ
№
урока
24
36
46
65
Вид работы
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Раздел
Что и кто?
Как, откуда и куда?
Где и когда?
Почему и зачем? Календарнотематическое планирование
1 КЛАСС, УМК «Школа России»
Тема урока
Введение 4 ч.
Задавайте вопросы!
Урокигра.
Экскурсия
«Что такое наша школа»
Экскурсия
«Что у нас на школьном дворе»
«Что мы знаем о правилах дорожного
Экскурсия
движения»
ЧАСТЬ 1.
Глава 1. «Что и кто?»
20 ч
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Презентация проекта «Моя малая Родина».
Экскурсия
«Что у нас над головой?»
Экскурсия Что у нас под ногами?
Что общего у растений?
Интеграция регионального
и этнокультурного
компонента
Часов
по плану
Примечания
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
Моя малая Родина – мой
город Петропавловск
Камчатский
Коренные народы Камчатского
края
Фоторассказ о своей малой
Родине
Полезные ископаемые
Камчатского края
№
урока
Дата
по
по
плану
факту
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Распознавание комнатных
Что растёт на подоконнике?
Практическая работа:
растений
Экскурсия
Что это за листья?
Практическая работа: работа с гербарием
«Что растёт на клумбе?»
Что такое хвоинки?
Практическая работа: работа с гербарием
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Практическая работа: знакомство с глобусом
Обобщение по разделу «Что и кто?»
Проверочная работа по разделу «Что и кто?»
Лиственные деревья
Камчатского края
Хвойные деревья
Камчатского края
Насекомые Камчатского
края
Рыбы Камчатского края
Птицы Камчатского края
Звери Камчатского края
Представление коренных
народов Камчатки о
происхождении Земли
Глава 2. «Кто, откуда и куда?»
12ч
Как живёт семья?
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Практическая работа:
кормушек
изготовление простейших
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Практическая работа: свойства снега и льда
Проверочная работа по разделу «Кто, откуда и куда?»
Презентация проекта «Моя семья»
ЧАСТЬ 2
Глава 3. «Где и когда?»
10ч
Электростанции нашего края
(ТЭЦ, ГЭС,ГеоЭС)
Крупные реки Камчатки –
реки Камчатка и Пенжина
Главное дерево полуострова
– каменная берёза (берёза
Эрмана)
Обзор жизни камчатского
бурого медведя
Всероссийская акция от
Кроноцкого заповедника:
«Покормите птиц!»
Проблемы мусора в нашем
крае
Когда учиться интересно?
История нашей школы
Когда придёт суббота?
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Камчатка в разные времена
года (сезонные изменения)
Сибирский белый медведь на
Камчатке (Красная книга
Камчатки)
Перелётные птицы нашего
края
Когда мы станем взрослыми?
Обобщение по разделу «Где и когда?»
Проверочная работа по разделу «Где и когда?»
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Глава 4. «Почему и зачем?»
20 ч
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66
Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?
Бабочки Камчатского края
Техника безопасности и
правила поведения в лесах
Камчатки
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Практическая работа: правила гигиены
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили? Зачем нужны
поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле, поезде, самолёте, на корабле нужно
соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Обобщение по разделу «Почему и зачем?»
Экологические проблемы
Камчатского края
Проверочная работа по разделу «Почему и зачем?»
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Урок – игра «Экологическое путешествие в лес»
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч Программа обеспечена следующим учебнометодическим комплектом:
Основная литература
Для реализации цели и задач обучения курсу «Окружающий мир» по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:
1. Плешаков А.А.
Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, с приложением на электронном носителе, в 2х частях. М.: Просвещение, 2014.
2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, в 2х частях. М.: Просвещение, 2016.
3. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д.
Тесты к учебнику для 1 класса «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2016.
4. Плешаков А.А.
От земли до неба. Атласопределитель. М.: Просвещение, 2015.
5. Плешаков А.А.
Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2015.
6. Плешаков А.А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература (интеграция регионального и этнокультурного компонента)
1. Камчатский край. Краеведческий сайт
http://www.kamchatskykrai.ru/geography/oopt/
2. Мифы и сказания народов Камчатки
http://www.topkam.ru/kamchatka/tales/
3. Зыков В. Насекомые Камчатки: Экскурсия в мир дикой природы: научнопопулярное издание / В. Зыков, Л. Лобкова; природный парк
"Налычево". — Елизово, 2009. — 64 с.: ил.
4. Зыков В. Бабочки Камчатки: Миниопределитель / Владимир Зыков, Людмила Лобкова ; авт. текста Людмила Лобкова ; авт. фото: Владимир
Зыков, М. Жуков, В. Кириченко, Е. Лобков; Камч. лига независимых экспертов. — Елизово, 2004. — [24] с.: ил.
5. Справочникопределитель редких и охраняемых видов животных и растений Камчатского края / отв. редактор О. А. Чернягина. –
ПетропавловскКамчатский : Камчатпресс, 2013. – 124 с. 6. Сказки земли Камчатки http://kamchatkaland.ru/note/skazkikamchatki
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.