Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
01.04.2017
Программа составлена на основе Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования, программы курса "Окружающий мир" под редакцией авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. Данную программу рекомендую использовать для работы в первом классе по УМК "Перспектива". В рабочую программу входит пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету окружающий мир, 1 класс.Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс.docx
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования.
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 1 класса на 2016 – 2017 учебный год
составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и
программы общеобразовательных учреждений авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая
«Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2011г.).
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия,
категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных
наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и
мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно
культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е.
тоже природнокультурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что
позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно
нормативного, культурнозначимого, культурнодолжного в жизни человека. Таким
образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе
первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные
ценностносмысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно
консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в
обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной
сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими
школьниками окружающего мира: природа и культура, целое и часть, общее и различное,
внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры
бытия; природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и
психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со
всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в
системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы
могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и
музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
В курсе «Окружающий мир» красной нитью проходит воспитание гражданственности.
А самое главное учебный материал представляется сезонно. Много разнообразного
материала прямо в учебнике. В конце каждого урока сформулирован вывод, который учит
учащихся грамотно подводить итог урока.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет
год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках,
которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с
позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностносмыслового потенциала, заложенного в
содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в
их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии
её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры,
отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя,
природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно и социальнонравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность
культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Одной из наиболее важных составляющих духовнонравственного развития детей в
блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в
определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время,
когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный
институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к
жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной особое место
уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к
родному дому, городу, краю.
Цели:
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты
окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального;
о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к окружающему миру,
экологической и духовнонравственной культуры, патриотических чувств; потребности
участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять
здоровье.
Основные задачи программы:
Систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
Формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в
взаимодействии;
их Знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент,
моделирование, измерение и др.); социализация ребенка;
Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание,
обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
Формирование самостоятельной познавательной деятельности; воспитание бережного
отношения к природе и продуктам труда.
Основные принципы обучения
При конструировании содержания программы курса использовался принцип
спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием
многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе
целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе
рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной
действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах
устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе
преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных
примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное
рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем групп таких объектов.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспе
чивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через
выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на
культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для
построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир»,
гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с
точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира
культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как
природнокультурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как
ее продукт, т. е. тоже природнокультурное целое.
Формы организации образовательного процесса:
Основной формой организации учебновоспитательного процесса курса является урок. В
процессе изучения используются: комбинированный урок, урок – игра (дидактические,
ролевые), урок – беседа, урок – путешествие, урок экскурсия, урок практические
занятия, урок с демонстрацией объектов или изображений.
Используемые технологии обучения:
Технологии развивающего обучения.
Технологии проблемного обучения.
Игровые технологии.
Технологии сотрудничества.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных
заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию,
установление причинноследственных связей и зависимостей. В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного
метода выступает наблюдение.
На первом этапе используются в основном
общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся
более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят
групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды
наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром
используются опыты, проводимые в течение одного урока. Главным при этом является не
запоминание какихто отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся
методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать
свойства различных объектов окружающего мира.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в
коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с
этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и
сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения,
решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в
дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе
изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и
ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных
компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.
Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего
используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и
систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.
Виды и формы контроля:
Текущий, итоговый (самостоятельная работа), выставка поделок.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений:
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать
новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует
практической реализации познавательной деятельности ребёнка и развивает его
индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Планируемый уровень подготовки
По окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть
достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной
принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты. 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинноследственных связей в
окружающем мире.
Для достижения указанных личностных результатов в учебнике «Окружающий мир. 1
класс» введен соответствующий раздел и тема, разнообразные по форме и содержанию
тексты, задания. Так, например, в курсе «Окружающий мир» с этой целью предусмотрен
раздел «Родная страна» (1 класс), в котором дети знакомятся с государственными
символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его
изменением в ходе исторического времени. Тема «Мы семья народов России» в этом же
разделе знакомит детей с культурой разных народов России в сопоставлении и взаимных
связях.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена
по государственной программе авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета 2
часа в неделю, 66 часов в год.
Используемый УМК «Перспектива».
Учебнометодический комплект «Перспектива» был разработан в соответствии с
Государственным образовательным стандартом начального общего образования I
поколения и доработан с учётом Стандартов II поколения. УМК «Перспектива», учитывая
инновационные тенденции, обозначенные в рамках Государственных образовательных
стандартов II поколения, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса
учащихся, их готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к
сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками,
способствует формированию основ нравственного поведения.
№
Тема
(раздел учебника)
1 Мы и наш мир
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание учебного
материала
Что такое окружающий мир
Природа.
Неживая и живая природа.
Культура.
Природа в творчестве человека.
Мы — люди.
Как мы общаемся с миром.
Люди — творцы культуры.
Всего часов
11 2 Наш класс
3
Наш дом и семья
4
Город и село
5
Родная страна
6
Человек и
окружающий мир
Мир и безопасность.
За страницами учебника «Мы и наш мир».
Наш класс в школе.
Безопасное поведение в школе.
Мы — дружный класс.
Учитель — наставник и друг.
Природа в классе.
Как ухаживать за комнатными растениями.
Что растёт у школы.
Мир за стеклянным берегом.
Кто ещё у нас живёт?
Какие бывают животные.
Делу — время.
Книга — наставник и друг.
Потехе — час.
Мы в семье.
Моя семья — часть моего народа.
Природа в доме.
Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество.
Красивые камни в нашем доме.
Комнатные растения у нас дома.
Выйдем в сад.
Овощи и фрукты на нашем столе.
Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
Дикорастущие и культурные растения.
Собака в нашем доме.
Кошка в нашем доме.
Дикие и домашние животные.
С утра до вечера.
Опасность у тебя дома.
Мы в городе, селе.
Красота любимого города и родного села.
Природа в городе.
Что растёт в городе.
Чудесные цветники.
В ботаническом саду.
Кто живёт в парке.
В зоопарке.
Войдём в музей!
В театре.
Мы помним наших земляков.
Все профессии важны.
Хлеб – всему голова.
Правила дорожного движения
Россия — наша Родина.
Москва — столица России.
Мы — семья народов России.
Природа России.
Охрана природы.
Красная книга России.
Заповедные тропинки.
Правила безопасного поведения в лесу.
Взгляни на человека!
Всему свой черёд.
13
15
14
8
5 У каждого времени — свой плод.
Я — часть мира.
Будь здоров!
Итого:
66
Содержание образовательной программы
Мы и наш мир – 11 ч.
Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира.
Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут
от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня. Природа — это всё,
что нас окружает, но не создано руками человека. Солнце, звёзды, воздух, вода, камни —
неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место человека в
мире живой природы. Связи между неживой и живой природой. Объекты культуры.
Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры,
которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных
инструментов.
Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные
способы фиксации произведений культуры на различных носителях.
Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов
своего края. Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.
Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том
числе народов своего края.
Рукотворная игрушка из природных материалов. Многообразие и красота внешнего
облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности
традиционного костюма, музыкальнопоэтического творчества народов России, в том числе
— своего края. Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с
помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты
окружающего мира.
Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память,
мышление).
Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты
окружающего мира. Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков
детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной
работы. Красота человеческого труда.
Радость творчества и общения друг с другом.
Наш класс – 13 ч.
Объекты природы и предметы культуры в классной комнате.
Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов
своего края. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе
между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и
взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в
ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Оценка великой миссии учителя в
культуре народов России и мира.
Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений.
Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за
комнатными растениями. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее
распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей
аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума
(растения, рыбы, улитки).
Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые
для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и
благополучие обитателей живого уголка. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы,
звери, их существенные признаки. Важность организации труда в классе. Необходимость
порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков.
Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных
книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества.
Роль игры в сохранении здоровья. Правила игрового поведения.
Наш дом и семья – 15 ч.
Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец,
дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного
счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.) Схема родословного древа.
Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего
края. Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные
сказки, былины, предания в семье. Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и
значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным. Значение
воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных
источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на
электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой,
газом, электричеством в быту. Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота
камней и изделий из них. Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем
доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными
растениями.
Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты
и ягоды нашего сада. Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и
фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине. Важнейшие
продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения
к хлебу.
Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные
растения. История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак.
Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками. История
появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода
за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками. Что такое дикие животные, домашние
животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни. Устойчивый
распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за
соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная
гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми
электроприборами, безопасное поведение на улице.
Город и село – 14 ч.
Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл
— хранители непосредственной связи человека с природой, землёйкормилицей.
Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь
названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Деревья и
кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья. Роль цветников
в жизни города. Разнообразие растений цветника. Ботанический сад — живой музей для
всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду. Разнообразие животных парка. Роль животных парка в
нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка. Зоопарк — живой музей для всех,
кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила
поведения для посетителей зоопарка. Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные
экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях
и библиотеках. Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей
— наша общая память о прошлом. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность.
синий,
Родная страна – 8 ч.
Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб,
гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при
подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья,
земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой
родины. Карта своего края. Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая,
краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлебсоль в отечественной
культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета
— белый,
Заочное путешествие в центр города:
достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем. Своеобразие культур разных
народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о
чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и
особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера.
Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к
детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.)
Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни,
великое богатство, которое нужно бережно хранить. Отрицательное воздействие человека
на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе.
красный,
золотой.
Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной
книги России, причины сокращения их численности и меры охраны. Заповедники — особо
охраняемые природные территории. ПриокскоТеррасный заповедник — один из
знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила
охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в
заповеднике.
Человек и окружающий мир – 5 ч.
Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека.
Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир. Ритм
человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего
облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих
изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с
ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день —
вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира. Каждый из нас —
целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в
жизни природы и человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать:
название своего города, номер своего дома, адрес школы;
названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы
(Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
государственную символику России;
первый куплет и припев гимна России;
виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
правила поведения во время экскурсии;
что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
название органов чувств и их функции;
названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных;
название каждого времени года и их последовательность; основные признаки времён года.
Уметь:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроковэкскурсий;
проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и
уметь рассказывать о своих наблюдениях;
различать объекты природы и изделия человека;
различать объекты живой и неживой природы;
различать части растений, отображать их в рисунке;
приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать
особенности их внешнего вида;
приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
приводить примеры съедобных грибов своего края;
приводить примеры ядовитых ягод и грибов своего края;
ориентироваться в основных достопримечательностях своего края.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на
улице, в быту;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Учебно – методическое обеспечение
I. Учебнометодический комплект
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 частях – М.:
Просвещение, 2016.
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 частях –
М.: Просвещение, 2016.
Электронное приложение к учебнику Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир.
Учебник. 1 класс. – М.: Просвещение, 2016 (CD)
II. Литература для учителя.
Программа курса «Окружающий мир» (авторы – Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.)
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Т.Н. Максимова.– М.:
ВАКО, 2016. III. Технические средства обучения.
Компьютер, проектор.
VI. Программные средства.
Microsoft Office
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.