Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл
18.11.2018
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы УМК «Школа России» научный руководитель А. А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2011г. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
1. Окружающий мир.doc
Программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы УМК «Школа России» научный руководитель А. А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2011г. Пояснительная записка Специфика   курса   «Окружающий   мир»   состоит   в   том,   что   он,   имея   ярко   выраженный интегративный   характер,   соединяет   в   равной   мере   природоведческие,   обществоведческие, исторические  знания и  даёт  учащимся  материал   естественных  и  социально­гуманитарных  наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Изучение  курса  «Окружающий  мир»  в  начальной  школе  направлено  на достижение  следующих целей:  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления   ребёнком   личного опыта общения с людьми и природой; духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.  Основными задачами реализации содержания курса являются:  формирование   уважительного   отношения   к   семье,   населённому   пункту,   региону,   в   котором  проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения   эффективного   и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика   курса   «Окружающий   мир»   состоит   в   том,   что   он,   имея   ярко   выраженный интегративный   характер,   соединяет   в   равной   мере   природоведческие,   обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира   понятными,   знакомыми   и   предсказуемыми,   найти   своё   место   в   ближайшем   окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.  Курс   «Окружающий   мир»   представляет   детям   широкую   панораму   природных   и   общественных явлений   как   компонентов   единого   мира.   В   основной   школе   этот   материал   будет   изучаться дифференцированно   на   уроках   различных   предметных   областей:   физики,   химии,   биологии, географии,   обществознания,   истории,   литературы   и   других   дисциплин.   В   рамках   же   данного предмета благодаря интеграции естественно­научных и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно,   в   полном   соответствии   с   возрастными   особенностями   младшего   школьника   решены задачи   экологического   образования   и   воспитания,   формирования   системы   позитивных национальных   ценностей,   идеалов   взаимного   уважения,   патриотизма,   опирающегося   на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. 2 Используя   для   осмысления   личного   опыта   ребёнка   знания,   накопленные   естественными   и социально­гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс   «Окружающий   мир»   помогает   ученику   в   формировании   личностного   восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­ следственные  связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале  природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента   экологической   и   культурологической   грамотности   и   соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения  в мире  природы  и людей,  правила  здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности,   формирует вектор культурно­ценностных   ориентации   младшего   школьника   в   соответствии   с   отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой   реализации   межпредметных   связей   всех   дисциплин   начальной   школы.   Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки, и изобразительного искусства, технологии и физической культуры,   совместно   с   ними   приучая   детей   к   рациональному   и   эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Планируемые результаты освоения предмета Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального   российского   общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;  формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его   органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки,   в   том   числе   в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 3   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие   мотивации   к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение   курса   «Окружающий   мир»   играет   значительную   роль   в   достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с  поставленной  задачей  и  условиями  её  реализации;   определять  наиболее   эф­ фективные способы достижения результата;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности           конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для   создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и   коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование   различных   способов   поиска   (в   справочных   источниках   и   открытом   учебном информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа,   организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о   распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том   числе   с   учебными   моделями)   в   соответствии   с   содержанием   учебного   предмета «Окружающий мир». При   изучении   курса   «Окружающий   мир»   достигаются   следующие  предметные результаты:  понимание   особой   роли   России   в   мировой   истории,   воспитание   чувства   гордости   за национальные свершения, открытия, победы; 4    сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической   грамотности, элементарных   правил   нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей,   норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт,   сравнение,   классификация   и   др.   с   получением   информации   из   семейных   архивов,   от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. положительное отношение к школе; учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу; знание основ моральных норм и ориентация на их выполнение; установка на здоровый образ жизни; сопереживание чувствам других людей.  Универсальные учебные действия Личностные  Будут сформированы:      Ученик получит возможность для формирования: внутренней   позиции   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе,   понимания необходимости учиться; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; установки на здоровый образ жизни. Регулятивные  Ученик научится:  учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале   в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить коррективы в работу после учёта характера сделанных ошибок.   Ученик получит возможность научиться: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные  Ученик научится:  осуществлять   простейший   анализ   объекта   с   выделением   существенных   и   несущественных признаков; устанавливать несложные причинно­следственные связи.  Ученик получит возможность научиться: произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные Ученик научится:    Ученик получит возможность научиться:  проявлять познавательную инициативу;  учитывать разные мнения;  на основе прочитанного принимать несложные практические решения. допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для решения различных коммуникативных задач. 5 Место учебного предмета Согласно   учебному   плану   муниципального   казенного   общеобразоватьельного   учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Садовое» на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю; 33 учебных недель).  Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной Учебно – методический комплект картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально­ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные живые пособия – комнатные растения; 2) гербарии; коллекции насекомых;  3) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи ; 4) географические карты;  5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи.  Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)  Телевизор.   Видеоплейер (видеомагнитофон).  Персональный компьютер.   Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский.   Лупа. Компас.  Лабораторное оборудование для проведения опытов  и демонстраций  в соответствии  с содержанием обучения:  Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.   Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения  Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир»   Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).  Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. Учебно – тематический план Название темы Кол­во часов Основные изучаемые вопросы темы Введение Раздел «Что и кто?» 6 2 18 Раздел «Как, откуда и куда?» 12 Мир   вокруг   нас,   его   многообразие.   Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность   дорожного   движения   (в частности,   касающейся   пешеходов   и пассажиров транспортных средств). Что   можно   увидеть   на   небе   днем   и   ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и   причудливость   облаков.   Луна   и   звезды. Созвездие большая медведица.  Что   можно   увидеть   под   ногами.   Камни,   их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что   растет   на   подоконнике   и   клумбе. Знакомство   с   отдельными   представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).  Что   это   за   дерево.   Распознавание   деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто   такие   насекомые,   рыбы,   птицы,   звери. Знакомство   с   разнообразием   животных,   их внешним строением. Что   окружает   нас   дома.   Разнообразие   и назначение   предметов   домашнего   обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение   безопасному   обращению   с   вещами, компьютером,   домашними   животными. Важнейшие   дорожные     сигналы знаки, светофора, правила перехода улицы. Наша   родина   –   Россия.   Природа,   города, народы   России   (на   примерах   по   выбору учителя).   Знакомство   с   государственными символами   России.   Флагом,   гербом,   гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета   земля,   ее   форма.   Глобус   –   модель земли.   Суша   и   вода   на   земле.   Изображение нашей страны на глобусе. Река   и   море.   Куда   текут   реки.   Пресная   и соленая   вода.   Путь   воды   в   наш   дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного   Сборка обращения   с   электроприборами. простейшей   электрической   цепи   (по 7 Раздел «Где и когда?» 10 Раздел «Почему и зачем?» 24   и     живого   кошкой,   собакой. усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками условиями, необходимыми   для   жизни   организмов. Простейшие   правила   ухода   за   комнатными растениями,   Птицы, прилетающие   к   кормушке.   Забота   о   птицах зимой. Как   путешествует   письмо.   Откуда   берутся хорошо   известные   детям   продукты   питания, например,   шоколад,   изюм,   мед   и   др.   (по усмотрению учителя). Откуда   берутся   бытовой   мусор   и   вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать землю чище.   Настоящее, Представление   о   времени. прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы земли. Перелетные   птицы.   Где   они   зимуют   и   как ученые узнали об этом. Представление   о   далеком   прошлом   земли. Динозавры   –   удивительные   животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История   велосипеда,   его   устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии   взрослых.   Кем   ты   хочешь   стать. Каким   может   быть   окружающий   мир   в будущем. Зависит ли это от тебя. Солнце – ближайшая к земле звезда. Форма и размеры   звезд.   Созвездие   льва.   Луна   – естественный спутник земли. Почему на луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение   названий   растений   и   животных, например, медуница, недотрога, жук­носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему   в   лесу   нужно   соблюдать   тишину. Почему   не   нужно   рвать   цветы   и   ловить бабочек. Разнообразие   овощей   и   фруктов.   Витамины. 8 Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем   нужны   автомобили.   Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд   и   железная   дорога.   Поезда   метро, пригородные   поезда,   поезда   дальнего следования. Назначение   самолетов.   Устройство   самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение   судов. Спасательные средства на корабле. Зачем   летают   в   космос.   Искусственные спутники   земли,   их   назначение.   Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться   к   окружающему   миру,   к   своей планете. 22 апреля – день земли.   Устройство   судна. Итого  66 9 Календарно­тематическое планирование по окружающему миру. 1 класс. № Тема урока К­во часов Планируемые результаты Форма занятий Форма контроля Дата проведен ия Кор ­ рек ция Введение ( 2 часа) 1. Вводный урок.  Задавайте  вопросы! 2. Наши  помощники.  Пр/работа. 1 1 Теоретичес­ кая Работа с  учебником Практическая Работа с  учебником Знания:  познакомятся с  основными  задачами курса. Умения: научатся  задавать вопросы  об окружающем  мире.  Навыки: правила  пользования  книгой Знания: узнают о  государственных  символах России  (флаге, гимне,  гербе); о разных  национальностях;  как выглядят  русские националь­ ные костюмы,  расскажут о  родном городе.  Умения: научатся  отличать  российские го­ сударственные  символы от  символов других  стран,  национальную  одежду от другой.  Навыки:  составлять текст  по картинке. 3. Что такое  Родина? 1 Что и кто ? ( 18 часов) Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Знания: узнают о  народах,  проживающих на  территории России о разных  национальностях;  как выглядят 10 русские националь­ ные костюмы,  расскажут о  родном городе.  Умения: научатся  отличать  российские го­ сударственные  символы от  символов других  стран,  национальную  одежду от другой.  Навыки:  составлять текст  по картинке. Знания: узнают о  столице нашей  родины Москве.  Умения: научатся  отличать  достопримечательн ости города  Москвы от  других стран. Навыки:  составлять текст  по картинке. Знания: узнают о  малой Родине.  Умения: научатся  составлять проект  на тему,  фотографировать  достопримечательн ости  Навыки:  составлять устный  рассказ. Знания:  познакомятся с  наиболее узнавае­ мыми созвездиями. Умения: научатся  узнавать ковш  Большой  Медведицы.  Навыки: разделять  объекты живой и  Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Теоретичес­ кая Викторина  Проверочная  работа Проектная  работа 4. 1 Что мы знаем о  народах  России?  Что мы знаем о  народах КЧР? 5. Что мы знаем о  Москве? 1 6. Проект: «Моя малая  родина» 1 7. Что у нас над  головой? 1 8. Что у нас под  ногами? 1 1 9. Что общего у  разных  растений?  Пр/работа. Теоретичес­ кая Практичес­ кая Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Проверочная  работа Самостоятель ная работа 11 неживой природы  и изделия Знания:  познакомятся с  часто  встречающимися  камнями  (гранитом,  кремнем,  известняком).  Умения: научатся  сортировать  камешки по  форме, размеру,  цвету; различать  виды камней. Навыки: различать  объекты неживой и живой природы,  работать с лупой Знания:  познакомятся с  ролью растений в  природе и жизни  людей, поймут,  почему нужно  бережное  отношение  человека к  растениям, усвоят, что у разных  растений есть  общие части. Умения: научатся  их находить. Навыки: различать  объекты неживой и живой природы Знания:  познакомятся с  наиболее  распростра­ нёнными  комнатными  растениями.  Умения: научатся  различать  изученные на уроке комнатные 10. Что у нас на  1 подоконнике?  Пр/работа. 11. Что растет на  1 клумбе?  Пр/работа. 12. Что это за  1 листья?  Пр/работа. 12 растения. Навыки: повторят  основные правила  ухода за  комнатными  растениями Знания:  познакомятся с  некоторыми  декоративными  растениями  клумбы, цветника.  Умения: научатся  различать  изученные рас­ тения клумбы,  цветника.  Навыки:  использовать  приобретённые  знания для ухода  за растениями Знания:  познакомятся со  строением листьев. Умения: научатся  узнавать листья  нескольких пород  деревьев,  используя  сравнения.  Навыки: правила  поведения на  природе Знания:  познакомятся с  группой хвойных  деревьев, узнают  их характерное  отличие от  лиственных  деревьев.  Умения: научатся  наблюдать объекты окружающего  мира, давать  Проверочная  работа Работа  в  рабочей  тетради Практическая Работа  в  рабочей  тетради Проверочная работа Работа  в  рабочей  тетради 13. Что такое  хвоинки?  Пр/работа. 1 14. Кто такие  насекомые? 1 15. Кто такие  рыбы? 1 13 устное их  описание. Навыки:  различать объекты  неживой и живой  природы Знания: усвоят,  что насекомые ­  это животные, у  которых шесть пар  ног, узнают о  разнообразии  животного мира.  Умения: научатся  приводить  примеры  насекомых.  Навыки: повторят  правила бережного отношения к  природным  объектам Знания: усвоят,  что рыбы ­ водные  животные, которые двигаются при  помощи плавников  и хвоста, тела  большинства  которых покрыты  чешуёй; узнают о  разнообразии  подводного мира.  Умения: научатся  приводить  примеры видов  речных и морских  рыб.  Навыки: отличать  рыб от других  видов животных Знания: усвоят,  что птицы ­ это  животные, тело  которых покрыто  перьями; узнают о  разнообразии  видов птиц.  Умения: научатся  приводить  Проверочная  работа Работа  в  рабочей  тетради Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради 16. Кто такие  птицы?  Пр/работа. 17. Кто такие  звери?  Пр/работа. 1 1 Практическая Работа  в  рабочей  тетради Практическая Работа  в  рабочей  тетради 14 примеры видов  перелётных и  зимующих птиц.  Навыки: отличать  птиц от других  животных Знания: усвоят,  что звери ­ это  животные, тело  которых покрыто  шерстью;  познакомятся со  зверьми, которые  не подходят под  обычное описание,  со зверьми,  которые обитают в наших лесах;  узнают о  многообразии  видов зверей. Умения: научатся  приводить  примеры видов  зверей. Навыки: отличать  зверей от других  животных Знания:  познакомятся с  группами  предметов  домашнего  обихода. Умения: научатся  группировать  предметы до­ машнего обихода  по их назначению;  познакомятся с  правилами про­ тивопожарной  безопасности, с  основными  правилами  обращения с газом, электричеством,  водой. Навыки: повторят 15 известные правила  безопасного  поведения дома и в школе Знания:  познакомятся с  основными  устройствами  компьютера и их  назначением,  основными  свойствами и  функциями. Умения: научатся  правилам  безопасной работы  на компьютере.  Навыки: повторят  известные правила  безопасного  поведения дома и в школе Знание: узнают о  существовании  экстренных служб  и номера их  телефонов.  Умение: научатся  соблюдать  осторожность при  обращении с бы­ товыми  приборами.  Навыки: закрепят  правила  безопасного  перехода улицы Знания: узнают о  форме Земли,  познакомятся с  глобусом. Умения: научатся различать на карте (глобусе)  материки и моря,  океаны. Навыки: правильно формулировать  свои высказывания Знания: обобщат  Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Проверочная  Работа  в  18. Что окружает  нас дома? 1 19. Что вокруг нас  может быть  опасным? 1 20. На что похожа  наша планета? 1 21. Проверим  1 себя по  разделу «Что  и кто?» работа рабочей  тетради 16 полученные   знания.  Умения: научатся  перечислять  основные способы  получения инфор­ мации об  окружающем мире  (наблюдали и  делали опыты,  слушали учителя и  других взрослых,  работали с  учебником и  другими книгами и т. д.).  Навыки: уметь  использовать  приобретённые  знания для  удовлетворения  познавательных  интересов 22. Как живет  семья? Проект  «Моя семья» 1 1 23. Откуда в наш  дом приходит  вода и куда она  уходит?  Пр/работа. Как, откуда и куда ? ( 12 часов) Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Практическая Работа  в  рабочей  тетради Знания:  познакомятся с  понятием  «семья». Умения: научатся уважать друг  друга и  приходить на  помощь. Навыки:  использовать  основные правила поведения в  школе Знания:  проследят путь  воды из источни­ ка до крана в  квартире, из  канализации до  водоёма. Умения: научатся очищать воду с  помощью  фильтра. 24. Откуда в наш  дом приходит  электричество? 1 25. Как  путешествует  письмо? 26. Куда текут  реки?  Пр/работа. 1 1 17 Навыки:  пользоваться  водопроводным  краном с целью  экономного и  бережного  отношения к воде Знания: узнают,  где  вырабатывается  электричество,  как оно попадает  в дома. Умения:  научатся собирать простейшую  электрическую  цепь.  Навыки:  безопасное  пользование  электро­ приборами Знания: усвоят  этапы  путешествия  письма.  Умения: научатся правильно  подписывать  конверт. Навыки: строить  из разрезных дета­ лей схему  доставки  почтовых  отправлений Знания: узнают,  что реки  начинаются с  родника,  соединяются с  другими реками и впадают в моря,  названия больших рек, познакомятся с речным и  морским транс­ портом,  гидроэлектро­ Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Практическая Работа  в  рабочей  тетради 18 станцией. Умения: научатся отличать реку от  моря, речную  воду от морской.  Навыки: повторят правила  безопасного  поведения на  водоёмах Знания: узнают,  что снег и лёд ­  это состояния  воды, изучат  свойства снега и  льда.  Умения: научатся отличать снег ото  льда по их  свойствам.  Навыки:  оформлять  творческие  работы (рисунки) Знания: узнают  общие условия,  необходимые для  жизни растений.  Умения: научатся грамотно строить  свои  высказывания.  Навыки:  соблюдать  правила ухода за  комнатными  растениями Знания:  познакомятся с  условиями жизни  животных. Умения: научатся правильно  называть детё­ нышей животных.  Навыки:  определять среду  обитания жи­ вотного по его  Практическая Работа  в  рабочей  тетради Практическая Работа  в  рабочей  тетради Практическая Работа  в  рабочей  тетради 27. Откуда берутся снег и лед?  Пр/работа. 1 28. Как живут  растения?  Пр/работа. 29. Как живут  1 животные? Как  зимой помочь  птицам?  Пр/работа. 1 30. Откуда берется и куда девается мусор? Откуда  в снежках  грязь?  Пр/работа. 31. Проверим  1 себя по  разделу «Как,  откуда и  куда?»  Презентация  проекта «Моя  семья» Практическая Работа  в  рабочей  тетради Практическая Работа  в  рабочей  тетради 19 внешнему виду Знания: научатся  различать  наиболее рас­ пространенных  зимующих птиц. Умения: научатся делать кормушку  из бумажного  пакета, подбирать корм для птиц.  Навыки: повторят правила  бережного  отношения к  окружающей  среде Знания: усвоят,  что за обычным  мусором  скрывается  большая  проблема,  которую  приходится  решать всем  людям.  Умения: научатся сортировать  мусор из разного  материала.  Навыки:  соблюдать  чистоту в доме,  городе, на  природе, в школе Где и когда? ( 10 часов) Практическая Самостоятель ная работа 32. Когда учиться  1 интересно?  Проект «Мой  класс и моя  школа» Знания: усвоить,  что заводы,  фабрики, ав­ томобили  загрязняют  Землю, что людям необходимо  защищать ее от  загрязнений.  Умения: научатся использовать  различные 33. Когда придет  суббота? 1 34. Когда наступит  1 лето? Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради Теоретичес­ кая Работа  в  рабочей  тетради 20 фильтры. Навыки:  соблюдать  чистоту в доме,  городе, на  природе, в школе Знания: обобщат  полученные   знания.  Умения: научатся перечислять  основные способы получения инфор­ мации об  окружающем  мире (наблюдали  и делали опыты,  слушали учителя  и других  взрослых,  работали с  учебником и  другими книгами  и т. д.).  Навыки: уметь  использовать  приобретённые  знания для  удовлетворения  познавательных  интересов Знания:  познакомятся с  различными  школьными  помещениями, а  также с  работниками  школы. Умения: научатся ориентироваться  в школьном  здании, знать рас­ положение  необходимых  помещений.  Навыки:  использовать  основные правила 35. Где живут  белые медведи? Пр/работа. 1 36. Где живут  1 слоны?  Пр/работа. 37. Где зимуют  1 птицы? 38. Когда  появилась  одежда? 1 21 поведения в  школе Знания: о школе и своем классе Умения:  фотографировать  наиболее  интересные со­ бытия в классе,  здание школы,  классную комнату и т. д.  Навыки:  составлять  устный рассказ. Знания: усвоят,  что такое  настоящее, про­ шлое и будущее.  Умения: научатся определять, какой день недели был  вчера и какой  будет завтра.  Навыки: знать по  порядку все дни  недели Знания: усвоят, в  какой  последовательнос ти сменяются  времена года.  Умения: научатся узнавать время  года по ха­ рактерным  признакам.  Навыки:  творческое  оформление  ответа (рисунок,  стишок и т. п.) Знания: усвоят,  что на Земле есть  очень холодные  районы ­Северный Ледовитый океан  и Антарктида.  Умения: научатся Практическая Работа  в  рабочей  тетради Практическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради 22 находить их на  глобусе и  приводить  примеры  животных этих  районов.  Навыки: находить отличия двух  похожих  объектов Знания: усвоят,  что на Земле есть  районы, где  круглый год  жарко.  Умения: научатся находить их на  глобусе и  приводить  примеры  животных этих  районов. Навыки:  элементарные  приемы работы с  глобусом Знания: усвоят,  что одни птицы  зимуют в наших  краях, а другие  улетают в теплые  края. Умения: научатся приводить  примеры птиц  каждой группы.  Теоретический  Навыки: бережное отношение к  животному миру Знания: усвоят,  что одежда  появилась в  глубокой  древности и  менялась с  течением  времени; что для  каждого случая  нужна  Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Урок­ путешествие 39. Когда изобрели  велосипед? 1 40. Когда мы  1 станем  взрослыми? 41. Проверим  1 себя по  разделу «Мой  класс и моя  школа» 42. Почему Солнце  светит днем, а  звезды ­ ночью? 1 43. Почему Луна  бывает разной? 1 23 подходящая  одежда.  Умения: научатся подбирать одежду по размеру. Навыки:  внимательно  относиться к  своей одежде Почему и зачем? ( 24 часа) Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Знания: усвоят,  что детям до 14  лет нельзя  кататься на  велосипедах по  улицам и доро­ гам; запомнить  дорожные знаки  «Велосипедная  дорожка»,  «Движение на ве­ лосипедах  запрещено».  Умения: научатся называть и  показывать части  велосипеда.  Навыки:  повторить  правила  безопасной езды  на велосипеде Знания: усвоят,  что человек и  окружающий мир  со временем  меняются; что,  вырастая, человек выбирает для  себя дело в  жизни, профес­ сию; что для  счастливой жизни  нужно беречь  чистоту и красоту окружающего  мира. Умения:  определять  профессию 44. Почему идет  дождь и дует  ветер? 1 45. Почему звенит  звонок?  Пр/работа. 1 24 человека по  внешним  признакам  (одежда, головной убор и т. п.). Навыки: бережное отношение к  окружающему  миру Знания: обобщат  полученные   знания.  Умения: научатся перечислять  основные способы получения инфор­ мации об  окружающем  мире (наблюдали  и делали опыты,  слушали учителя  и других  взрослых,  работали с  учебником и  другими книгами  и т. д.).  Навыки: уметь  использовать  приобретённые  знания для  удовлетворения  познавательных  интересов Знания: усвоят,  что звезды ­  огромные пы­ лающие шары,  находящиеся  очень далеко от  Земли, что  Солнце ­  ближайшая к  Земле звезда. Умения: научатся узнавать  созвездие Льва.  Навыки:  правильная,  Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Проверочная  работа  Работа  в  рабочей  тетради 46. Почему радуга  разноцветная? 1 47. Почему мы  1 любим кошек и  собак?  Пр/работа. 48. Проект «Мои  1 домашние  питомцы» Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Практическая Работа  в  рабочей  тетради Проверочная  работа Проектная   работа 25 аккуратная  работа с  пластилином Знания: усвоят,  что Луна ­  естественный  спутник Земли;  что она имеет  форму шара, но  не всегда видна на небе полностью;  что на ней нет  воздуха и  поэтому не могут  жить люди.  Умения: научатся объяснять  изменения формы Луны. Навыки:  правильная,  аккуратная  работа с  пластилином Знания: научатся  объяснять  причины воз­ никновения  дождя и ветра. Умения: научатся различать виды  дождя и ветра. Навыки: выбирать одежду по погоде Знания: усвоят,  что звук  возникает из­за  дрожания,  колебания  предметов и  невидимой волной доходит до наших ушей. Умения:  использовать  приобретенные  знания для  удовлетворения  познавательных  интересов. 49. Почему мы не  1 будем рвать  цветы  и ловить  бабочек? 1 50. Почему в лесу  мы будем  соблюдать  тишину? 51. Правила  1 поведения в  природе.  Экскурсия. 26 Навыки:  соблюдать  правила гигиены Знания: усвоят,  что радуга  возникает, когда  солнечные лучи,  попадая на  капельки дождя. Умения:  использовать  приобретенные  знания для  удовлетворения  познавательных  интересов. Навыки: знать  последовательнос ть цветов радуги с помощью  мнемонического  приёма Знания:  познакомятся с  условиями жизни  кошки и собаки, с основными  правилами  содержания этих  животных.  Умения: научатся правильно  обустраивать  уголок для кошки и собаки. Навыки: правила  безопасности при  общении с  чужими  домашними  животными Знания:  познакомятся с  условиями жизни  кошки и собаки, с основными  правилами  содержания этих  животных.  Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Экскурсия Работа в  рабочей  тетради 27 Умения: научатся составлять проект по теме Навыки: правила  безопасности при  общении с  чужими  домашними  животными Знания:  познакомятся с  представителями  сообщества «луг». Умения: узнают  изученные  природные объ­ екты; сумеют  объяснять,  почему не нужно  рвать цветы и  ловить бабочек  (от этого  страдают  беззащитные  живые существа и исчезает красота  природы).  Навыки: правила  поведения на  природе Знания:  познакомятся с  голосами лесных  жителей. Умения: научатся объяснять,  почему в лесу  нужно соблюдать  тишину (шумом  мы пугаем  животных,  мешаем им, а  сами можем уви­ деть и услышать  гораздо меньше).  Навыки: правила  поведения на  природе Знания: усвоят,  Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Проверочная  Работа  в  52. Зачем мы спим  1 ночью? 1 53. Почему нужно  есть много  овощей и  фруктов? 54. Почему нужно  1 чистить зубы и  мыть руки?  Пр/работа. 55. Зачем нам  телефон и  телевизор? 1 56. Зачем нужны  автомобили? 1 работа рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради 28 что мы спим для  того, чтобы  отдохнуть и на­ браться сил Умения: научатся правильно вести  себя перед сном. Навыки: закрепят  правила  сохранения и  укрепления  здоровья Знания: усвоят,  что овощей и  фруктов надо  есть как можно  больше, потому  что в них много  витаминов. Умения: научатся приводить  примеры овощей  и фруктов. Навыки: правила  мытья фруктов и  овощей перед  едой Знания: усвоят,  что чистить зубы  и мыть руки  необходимо для  здоровья, что  чистить зубы  нужно два раза в  день ­ утром и  вечером, а мыть  руки ­ перед едой, после посещения  туалета, после  игры с  животными и в  других случаях,  когда руки  пачкаются.  Умения: научатся правильно  чистить зубы и  мыть руки.  Навыки: закрепят 57. Зачем нужны  поезда?  1 58. Зачем строят  1 корабли? 59. Зачем строят  самолёты? 1 29 правила  сохранения и ук­ репления  здоровья Знания: научатся  объяснять  назначение  телефона и  телевизора.  Умения: научатся различать по  внешнего виду  основные группы  телефонов и  телевизоров  Навыки:  запомнить, что  детям запрещено  разбирать и  самостоятельно  ремонтировать  телефон и  телевизор Знания: научатся  объяснять  назначение авто­ мобилей; узнают о назначении ремня  безопасности.  Умения: научатся различать по  внешнего виду  основные группы  автомобилей.  Навыки:  запомнить, что  детям запрещено  ездить на  переднем сиденье  автомобиля Знания: усвоят  различия (по  назначению)  между товарным  поездом,  электричкой, пас­ сажирским  поездом дальнего  следования и  Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради 30 поездом метро.  Умения: научатся соблюдать  правила пове­ дения вблизи  железной дороги. Навыки: уметь  использовать  приобретённые  знания для  удовлетворения  познавательных  интересов Знания:  познакомятся с  основными  группами судов. Умения: научатся различать по  внешнему виду  основные группы  судов; приводить  примеры  спасательных  средств на  корабле; научатся объяснять, зачем  строят корабли.  Навыки: уметь  использовать  приобретённые  знания для  удовлетворения  познавательных  интересов Знания:  познакомятся с  устройством  самолёта.  Умения: научатся клас­ сифицировать  самолеты по их  назначению.  Навыки: уметь  использовать  приобретённые знания для  удовлетворения  Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради 60. Почему в  1 автомобиле и  поезде нужно  соблюдать  правила  безопасности? 1 61. Почему на  корабле и в  самолете  нужно  соблюдать  правила  безопасности? 62. Зачем люди  осваивают  космос? 1 1 63. Почему мы  часто слышим  слово  «экология»? 64. Проверим  1 себя по  разделу  «Почему и  зачем?»  31 познавательных  интересов Знания: усвоят  почему нужно  соблюдать  правила  поведения в  автомобиле и  поезде. Умения: научатся соблюдать  правила пове­ дения в  автомобиле и  поезде. Навыки: уметь  использовать  приобретённые  знания для  удовлетворения  познавательных  интересов Знания: усвоят  почему нужно  соблюдать  правила  поведения в  самолете и на  корабле. Умения: научатся соблюдать  правила пове­ дения в самолете  и на корабле Навыки: уметь  использовать  приобретённые  знания для  удовлетворения  познавательных  интересов Знания: запомнят, что первым  космонавтом был  Юрий Алексеевич Гагарин; усвоят,  что космонавты  летают в космос  для проведения  Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Теоретическая Работа  в  рабочей  тетради Практическая Урок­  путешествие 1 65. Проверим  себя и оценим  свои  достижения 66. Презентация  1 проекта «Мои  домашние  питомцы» Практическая Викторина Проверочная  работа Защита  проекта 32 научных  исследований.  Умения: научатся различать  естественный и  искусственные  спутники Земли.  Навыки: уметь  работать в  группах Знания: усвоят,  что экология ­ это наука, которая  учит нас бережно  относиться к  окружающему  миру, к Земле;  запомнить, что 22  апреля отмечает­ ся День Земли.  Умения: повторят правила  поведения на при­ роде. Навыки: уметь  работать в  группах Знания: обобщат  полученные за год знания.  Умения: научатся перечислять  основные способы получения инфор­ мации об  окружающем  мире (наблюдали  и делали опыты,  слушали учителя  и других  взрослых,  работали с  учебником и  другими книгами  и т. д.).  Навыки: уметь  использовать  приобретённые  знания для 33 удовлетворения  познавательных  интересов Для учащихся: Учебники: Список литературы 1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс в 2­х частях, М. Просвещение. 2014 2. Плешаков   А.А.От   земли   до   неба:   Атлас­определитель   для   начальной   школы,   М. Просвещение. 2012 Рабочие тетради и пособия: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс , М. Просвещение. 2015 2. Плешаков А.А.Окружающий мир Тесты: 1 класс, М. Просвещение. 2015 Методические пособия для учителя: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочие программы: 1­4 классы, М. Просвещение. 2011 2. Плешаков А.А. Окружающий мир Методическое пособие: 1 класс, М. Просвещение. 2011 3. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М. Просвещение. 2012 4. Комплект   демонстрационных   таблиц   к   «Окружающему   миру»   А.А.Плешакова   с методическим рекомендациями, М. Просвещение. 2014

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» А. А.Плешаков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018