Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
3 кл
31.03.2019
Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, знакомством с культурой коренных народов родного края, развитие интереса у детей к культуре ко-ренных народов, их традициям и обычаям.
Окружающий мир 3 А.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24»
Петропавловск – Камчатского городского округа
Согласовано
Руководитель МО учителей начальных классов
____________ Е.Т. Белова
«___» _____________ 2018 г
Утверждаю
Зам. директора МАОУ «Средняя школа № 24»
____________ А.Д. Коротких
«___» ____________ 2018 г
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
по УМК «Школа России»
3 класс
Составитель: В. В. Антонова
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2018 2019 учебный год Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
нормативноправовых документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержден приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья
11, 12, 13).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821 10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа №
24», утверждена приказом директора от 31.08.2015г. № 1.
5. Учебный план МАОУ «Средняя школа № 24» на 2018 2019 учебный год.
6. Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и
порядке перевода учащихся 14 классов МАОУ «Средняя школа № 24» от 29.08.2014г.
7. Примерная и авторская программа начального общего образования по УМК «Школа России» под
редакцией Плешакова А.А..
При составлении рабочей программы осуществлена корректировка примерной программы в
плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального
компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на
формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию
экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных
ресурсов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта
общения с людьми и природой;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Задачи внедрения этнокультурного и регионального компонента в уроки окружающего мира: формирование целостных знаний о родном крае,
обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора,
развитие творческих и исследовательских умений,
воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины,
положительного эмоциональноценностного отношения к себе, жителям своего края и
окружающей среде региона.
Работая над материалом этнокультурного и регионального компонента и используя его на уроках,
важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и
разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и
общего исторического, географического материала.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические
знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для
целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами
практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно
следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры
родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников
фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей —
умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы
и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо
и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс
играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовнонравственном
развитии и воспитании личности, формирует вектор культурноценностных ориентации младшего
школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для
широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий
мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и
математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с
ними приучая детей к рациональнонаучному и эмоциональноценностному постижению окружающего
мира.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы
имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной
школы атласаопределителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) экологоэтическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы
и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа № 24» на 2018 2019 учебный год,
рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34
учебные недели).
При составлении программы введена корректировка примерной программы в плане изменения
числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
РАЗДЕЛ II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской
идентичности);
чувство любви к своей стране, сопричастности к её истории и культуре;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.
Ученик получит возможность для формирования:
умений знать и принимать на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие;
осознания своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, знать алгоритм планирования
учебных действий;
знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при
введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку;
знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять,
приобрести опыт самооценки учебной деятельности;
знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат
учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной
цели?».
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД
Ученик научится:
пользоваться алгоритмом выявления места и причины затруднения в результате выполнения
пробного действия, уметь его применять;
основным приёмам эффективного запоминания и приобрести опыт их применения; пользоваться
алгоритмом сравнения, наблюдения и обобщения объектов, приобрести опыт их применения;
понимать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования новогознания.
Ученик получит возможность научиться:
знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний;
знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения
практикоориентированных проектов;
знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения
задач;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний; составлять
простой план учебнонаучного текста
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
применять правила успешного выступления;
применять правила понимания информации;
применять правила построения диалога, уметь строить диалог со сверстниками;
понимать основные правила сотрудничества в командной работе, приобретёт опыт работы в
команде.
Ученик получит возможность научиться:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
приводя аргументы;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ученик научится:
ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА
Раздел «Человек и природа»
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим
изученным группам;
пользоваться атласомопределителем для распознавания природных объектов;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов
на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
вырабатывать правильную осанку;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и
избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость
бережного отношения к природным богатствам.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения
к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления
внутреннего мира человека;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот
воды в природе;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью
схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и
укрепления своего здоровья;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; понимать
необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической
безопасности в повседневной жизни.
Ученик научится:
Раздел «Человек и общество»
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей
этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов
гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других
источников (таблица, текст и иллюстрации учебника).
Ученик получит возможность научиться:
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические
прогнозы;
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные,
добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о
человеке и обществе;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп,
следовать их указаниям.
РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3й класс. «Окружающий мир» (68 ч)
Автор: Плешаков А.А.
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи
в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни
людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.
Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения
воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых
организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление
об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов.
Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые),
виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе
и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана
растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и
экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни
человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и
жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной
книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмыпроизводители, организмы
потребители, организмыразрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав
почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека.
Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,
обмораживании.
Опорнодвигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в
организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке
газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров
транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на
велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без
опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка,
трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник
опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во
время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные:
змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.
Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов
питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров
и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных
ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее
основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая
промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной
деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические
прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач
общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с различными монетами
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее,
основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности
природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных
стран (например, ТаджМахал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого
человека.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
Содержание программного материала
Как устроен мир
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествия по городам и странам
Количество
часов
7 ч
18 ч
10 ч
8 ч
12 ч
13 ч
68 ч
Итого:
График проведения проверочных работ
Мониторинг результатов усвоения программы
№
урока
Вид работы
7
25
35
43
54
64
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Раздел
Как устроен мир
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествия по городам и странам №
урока
Дата
по
плану
по
факту
Календарнотематическое планирование
3 КЛАСС, УМК «Школа России»
Тема урока
Интеграция регионального
и этнокультурного
компонента
Часов
по плану
Примечание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
7 ч
Экскурсия Природа. Ценность природы для людей
Глава 1. «Как устроен мир»
ЧАСТЬ 1.
Человек
Общество
Что такое экология
Природа в опасности! Охрана природы
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».
Проверочная работа
Презентация проекта: «Богатства, отданные людям»
Особо охраняемые природные
территории Камчатского края
Знаменитые люди, которые
вошли в историю Камчатского
края
Глава 2. «Эта удивительная природа»
18 ч
Тела, вещества, частицы
Разнообразие веществ
Воздух и его охрана
Практическая работа
Вода.
Превращения и круговорот воды
Практическая работа
Проблема загрязнения воздуха в
нашем городе и крае
Проблемы охраны водных
ресурсов нашего края
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Берегите воду!
Что такое почва?
Практическая работа
Разнообразие растений
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений
Практическая работа
Охрана растений
Разнообразие животных
Кто что ест?
Размножение и развитие животных
Охрана животных
В царстве грибов
Великий круговорот жизни
Своеобразие почвенного покрова
Камчатки
Лекарственные растения нашего
края
Редкие виды растений
Камчатского края
Редкие виды животных
Камчатского края
Заповедная Земля – Кроноцкий
заповедник
Съедобные и ядовитые грибы
Камчатки
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».
Проверочная работа
Глава 3. «Мы и наше здоровье»
10 ч.
Организм человека
Органы чувств
Надёжная защита организма
Практическая работа
Опора тела и движение
Наше питание
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Презентация проекта: «Школа кулинаров»
Традиционные блюда коренных
народов Камчатки
Дыхание и кровообращение
Умей предупреждать болезни
Здоровый образ жизни
Практическая работа
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».
Проверочная работа
Звёзды Камчатского спорта
ЧАСТЬ 2.
Глава 4. «Наша безопасность»
8 ч
Огонь, вода и газ
Чтобы путь был счастливым
Экскурсия Дорожные знаки
Презентация проекта: «Кто нас защищает»
Опасные места
Природа и наша безопасность
Экологическая безопасность
Опасные места в окрестностях
нашей школы
Природные опасности Камчатки
Проблемы экологии нашего края
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».
Проверочная работа
Глава 5. «Чему учит экономика»
12 ч
Для чего нужна экономика
Природные богатства и труд людей – основа экономики
Полезные ископаемые.
Практическая работа.
Богатства земли камчатской
(месторождения полезных
ископаемых)
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
Сельское хозяйство Камчатского
края отрасли растениеводства
Сельское хозяйство Камчатского
края отрасли животноводства
Промышленность Камчатского
края
Растениеводство
Животноводство
Какая бывает промышленность
Что такое деньги
Практическая работа
Государственный бюджет.
Семейный бюджет
Экономика и экология
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономике».
Проверочная работа
Презентация проекта: «Экономика родного края»
Экономика родного края
(промышленные,
сельскохозяйственные
предприятия края, чем
интересны, история)
Глава 6. «Путешествие по материкам и странам»
13 ч
Золотое кольцо России
Наши ближайшие соседи
На севере Европы
Что такое Бенилюкс
В центре Европы
По Франции и Великобритании
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 62.
63.
64.
65.
66.
На юге Европы
По знаменитым местам мира
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и
странам». Проверочная работа
Презентация проекта: «Музей путешествий»
Урок – игра «Путешествие по городам и странам»
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
2 ч.резерв
Программа обеспечена следующим учебнометодическим комплектом:
Основная литература
Для реализации цели и задач обучения курсу «Окружающий мир» по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»: 1. Плешаков А.А.
Мир вокруг нас. Учебник. 3 класс, с приложением на электронном носителе, в 2х частях. М.: Просвещение, 2016.
2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс, в 2х частях. М.: Просвещение, 2017.
3. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д.
Тесты к учебнику для 3 класса «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2017.
4. Плешаков А.А.
От земли до неба. Атласопределитель. М.: Просвещение, 2015.
5. Плешаков А.А.
Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2015.
6. Плешаков А.А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература (интеграция регионального и этнокультурного компонента)
1. Камчатский край. Краеведческий сайт http
:// www
. kamchatsky
krai
. ru / geography
/ oopt
/
2. Зыков В. Насекомые Камчатки: Экскурсия в мир дикой природы: научнопопулярное издание / В. Зыков, Л. Лобкова; природный парк
"Налычево". — Елизово, 2009. — 64 с.: ил.
3. Зыков В. Бабочки Камчатки: Миниопределитель / Владимир Зыков, Людмила Лобкова ; авт. текста Людмила Лобкова ; авт. фото: Владимир
Зыков, М. Жуков, В. Кириченко, Е. Лобков; Камч. лига независимых экспертов. — Елизово, 2004. — [24] с.: ил.
4. Справочникопределитель редких и охраняемых видов животных и растений Камчатского края / отв. редактор О. А. Чернягина. –
ПетропавловскКамчатский : Камчатпресс, 2013. – 124 с.
5. Озёра Камчатки http
:// www
. topkam
. ru / attractions
/ lakes
6. Земноводные и пресмыкающиеся Камчатки http
:// www
. kamchatsky
krai
. ru / photografii
/ fauna
/ zemnovodnyje
/ zemnovodnyje
. htm
7. Сорта культурных растений Камчатки http
:// domorost
. ru / maps
/ country
/ rossiya
/ region
/ kamchatskij
kraj
/ type
/ variety
8.
Грибы Камчатки http://gribnikoff.ru/gribmesto/gribykamchatki/
9. Традиционная кухня Камчатки https://sgastronomy.ru/tradicionnayakukhnyakamchatki/ 10. Промышленность Камчатского края https://www.sites.google.com/site/rybnyjkraj/
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.