Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
4 кл
17.10.2017
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса «Окружающий мир» –формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основные задачи курса:
• дальнейшее общее развитие личности ребѐнка на основе его жизненного опыта;
• последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребѐнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работать с научно - популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
• изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребѐнка мира и методах его познания;
• воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательному отношению к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
окружающий мир.doc
Муниципальное образовательное учреждение
Горекинская общеобразовательная школа
Обсуждено на заседании МО протокол №___
Согласовано с заместителем директора
Утверждено решением педсовета
От______
__________________2017г.
Протокол №___________ от___________
Руководитель МО____________________
Подпись___________________
Председатель педсовета_______________
Подпись_________________________
Рабочая программа
по предмету окружающий мир
для 4 класса
Горека
2017
Учитель начальных классов:
Дектярева О.И. 1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и
социальных наук.
Цель курса «Окружающий мир» –формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентов единого мира; практикоориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий
(личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основные задачи курса:
• дальнейшее общее развитие личности ребѐнка на основе его жизненного опыта;
• последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребѐнка наблюдать и
анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работать с научно популярной,
справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
• изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний
об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребѐнка мира и методах его познания;
• воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательному отношению к
здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
2. Общая характеристика учебного предмета
«Окружающий мир 4класс»
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к
миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан,
ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса
«Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке,
природе и обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента
экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить
опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы
2 адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с
другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных
связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и
математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально
научному и эмоциональноценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к
осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в
ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем
самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму
природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на
уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В
рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социальногуманитарных знаний могут быть успешно, в полном
соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования
системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и
обще культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый
курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебновоспитательные задачи курса:
дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и
анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работать с научнопопулярной,
справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний
об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе
естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к
здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в
равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даѐт возможность ознакомить учащихся с некоторыми
доступными для их понимания положениями естественных и социальногуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также
3 реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная
школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение
своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными
способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинноследственных
связей в мире, окружающем ребѐнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование
универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной
школе. Предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и
взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебнике достигается посредством:
демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
системой наблюдений и исследований явлений окружающего мира;
специальным местоположением вопросовзаданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователейоткрывателей
закономерностей и правил;
иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.)
Содержание учебника, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в
Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный
материал в разделе «Готовимся к школьной олимпиаде)
участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир»
социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика и др.)
Учебные тексты построены с учѐтом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:
задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах)
задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членовнаучного клуба
младшего школьника
В 4м классе полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете
Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного
края, своей родины — России на планете Земля.
Программа 4го класса предусматривает также начальное знакомство школьников с устройством организма человека и с условиями
обеспечения его физического здоровья.
4 3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется
270 ч., из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной
и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и
воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными
традициями духовности и нравственности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы
для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и
неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также
переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения
здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей
человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия,
мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей
преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами,
правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
5 Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в
осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 34 классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к
тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе являются следующие умения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
6 • читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);
• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня
и ночи, смены времен года;
• находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);
• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы
и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его
заповедные места;
• понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система
кровообращения, мочевая система);
• характеризовать основные функции систем органов человека;
• измерять температуру тела, вес и рост человека;
• понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления
своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
• извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские
энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила
экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для
соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.
В релультате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о
Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба
России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);
• самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
7 • обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является
глава государства – президент Российской Федерации;
• готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране
природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
• находить на политикоадминистративной карте России местоположение своего края;
• работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с
Россией;
• пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;
• называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
• определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;
• находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание СанктПетербурга;
• рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с
историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музейпанорама «Бородинская битва»; памятник маршалу
Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей
планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героевкосмонавтов; фонтан «Дружба
народов»);
• обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
• рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• составить представление о единстве духовнонравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;
• определять часовой пояс своего края;
• находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;
• собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного
края).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся: • понимать необходимость соблюдения
правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в
воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
• понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание
при необходимости носить очки и др.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
8 • соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных
случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);
• соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
• соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
• заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.
6.Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 4класс
Человек и природа (40ч)
Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических
предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу).
Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона,
зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный
мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы
и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками
стекла).
Родной крайчасть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и
животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорнодвигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество (24ч)
Наша родина Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город
федерального значения Москва, Санкт Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как
представитель интересов региона.
Россия многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык государственный язык Российской Федерации. Родной
край часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико
9 административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых,
растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские
границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых,
первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте,
столицы государств, главные достопримечательности. Терроризм международная опасность (США, г.НьюЙорк, 11 сентября 2001г.; Россия,
г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в
разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IXXI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда»
(памятник законодательства XI XII вв.),основание города Ярославля (9881010 гг.). объединение территорий древнерусского государства.
Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович Красное Солнышко (9601015 гг.), Ярослав Владимирович Ярослав
Мудрый (около 9801054 гг.), Владимир Мономах (10531125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (12211263 гг.).
московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090е 11257 гг.). Первые московские князья (период правления):
Иван Калита (13251340 гг.), Дмитрий Донской (13591389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние временавремена
многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в
единого бога: христиане (БогБогочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах духовная власть и сила), буддисты (Будда духовная связь
всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник
Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября День народного единства: борьба Российского государства с иноземными
захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.);
памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов,
проспектов (9 мая День Победы память страны о героях Великой Отечественной войны 19411945 гг.); памятник Юрию Гагарину первому
космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12
апреля День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения (4ч)
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи,
несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного
10 здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
7.Описание материально технического обеспечения образовательного процесса
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного
образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/
Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 4класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Учебнометодические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
8.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1четверть – 18ч.
2 четверть – 14ч.
3 четверть – 20ч.
4 четверть – 16ч.
11 Календарнотематическое планирование
№
п/п
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Древние славяне.
Древняя Русь.
Крещение Руси.
Борьба Руси с западными завоевателями.
Первые
Москвы.
Возникновение
московские князья.
Вера в единого бога и сохранение
традиционной обрядовости.
(Первое
заседание клуба.)
Обобщение по теме «Древние славяне».
Солнечная система.
9.
10.
Вращение Земли вокруг своей оси и ее
движение вокруг Солнца.
Природные зоны нашей страны.
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тип
урока
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок применения предметных
ЗУН и УУД.
Урок
систематизации
ЗУН, универсальных действий.
Контрольный урок.
и
предметных
обобщения
формирования
Урок
первоначальных
предметных
навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
Урок применения предметных
ЗУН и УУД.
Урок
первоначальных
12
формирования
предметных
Дата
провед
ения
ФОПД
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Групповая.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Формы
контроля
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Взаимоконтроль.
Взаимоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Групповая.
Взаимоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль. 11.
Обобщение
по теме «Земля – планета Солнечной
системы». (Готовимся к олимпиаде.)
Ледяная зона. Особенности неживой
природы ледяной зоны.
Растения
ледяной зоны. (Второе заседание клуба.)
13. Животные ледяной зоны. Арктика и
12.
человек.
Тундра.
Тундра и человек.
14.
15.
16.
Зона лесов. Растения зоны лесов.
17. Животные зоны лесов. Роль леса в
природе и жизни людей.
18.
19.
Зона степей.
Степь и человек.
20.
Зона пустынь.
21. Жизнь человека в пустыне.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
Урок применения предметных
ЗУН.
Групповая.
Взаимоконтроль.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
формирования
Урок
предметных
первоначальных
навыков и УУД,
овладение
новыми предметными умениями.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
формирования
Урок
первоначальных
предметных
навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
формирования
Урок
предметных
первоначальных
навыков и УУД,
овладение
новыми предметными умениями.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок
13
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
формирования Индивидуальная. 22.
зона.
субтропиков.
Природные
Субтропическая
условия
Растения
Черноморского побережья Кавказа.
(Третье заседание клуба.)
23. Животный
мир
24.
25.
26.
Черноморского
Отдых на
побережья Кавказа.
Черноморском побережье.
Обобщение
по теме «Путешествие по природным
зонам России».
(Готовимся к
олимпиаде.)
Твой родной край.
Московское время.
27.
Карта твоего края.
28.
Поверхность и водоемы твоего края.
29.
А что можешь сделать ты?
1
1
1
1
1
1
1
1
предметных
первоначальных
овладение
навыков и УУД,
новыми предметными умениями.
формирования
Урок
первоначальных
предметных
навыков и УУД,
овладение
новыми предметными умениями.
Урок применения
предметных ЗУН.
Урок
систематизации
ЗУН.
обобщения
и
предметных
Урок применения
предметных ЗУН.
формирования
Урок
первоначальных
предметных
навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
формирования
Урок
первоначальных
предметных
навыков и УУД,
овладение
новыми предметными умениями.
формирования
Урок
первоначальных
предметных
навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
Урок
систематизации
ЗУН.
и
предметных
обобщения
14
Фронтальная.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Групповая.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Взаимоконтроль.
Групповая.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Взаимоконтроль. 30.
Полезные ископаемые твоего края.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Растения твоего края.
Отрасли животноводства твоего края и
домашние животные.
Народные промыслы твоего края.
Заповедные места твоего края.
Обобщение по теме «Родной край – часть
великой России».
(Готовимся
к олимпиаде.)
Как устроен организм человека. (Письмо
руководителей клуба школьникам.)
Путешествие в мир клеток.
Самый большой орган чувств.
Как человек двигается.
Пищеварительная система.
Система кровообращения.
Познакомимся с дыхательной системой.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
формирования
предметных
формирования
Урок
предметных
первоначальных
навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
Урок применения предметных
ЗУН и УУД.
Урок
первоначальных
навыков и УУД.
Урок применения предметных
ЗУН.
Урок
первоначальных
навыков и УУД.
Урок
систематизации
ЗУН.
формирования
предметных
обобщения
и
предметных
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Групповая.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Групповая.
Взаимоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Взаимоконтроль.
Групповая.
Фронтальный.
Урок применения предметных
ЗУН и УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления Индивидуальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
15 43.
44.
45.
46.
47.
Все о вдохе и выдохе. Береги свои
легкие.
Как почки удаляют из организма
вредные вещества.
Нервная система человека.
Обобщение по теме «Человеческий
организм».
Готовимся
к школьной олимпиаде.
«Как мы воспринимаем окружающий
мир». Спроси у носа, что такое запах.
(Четвертое заседание клуба.)
48.
Высуни язык и скажи: «А».
49.
50.
51.
52.
53.
«Взгляд» на глаз.
Ухо не только орган слуха.
Ухо – орган равновесия.
предметов
Распознавание
соприкосновения с ними.
Советы врача.
путем
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок применения предметных
ЗУН и УУД.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Групповая.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
формирования
Урок
первоначальных
предметных
навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
Урок
формирования
первоначальных
предметных
навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок
первоначальных
навыков и УУД.
Урок применения предметных
ЗУН и УУД.
Урок
систематизации
ЗУН, универсальных действий.
формирования
предметных
обобщения
и
предметных
16
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Групповая.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль. 54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
Обобщение по теме «Изучаем органы
чувств».
Готовимся к школьной олимпиаде.
Границы России.
Границы России.
Соединенные штаты Америки (США).
Великобритания.
Франция.
Обобщение по теме «Путешествие по
странам мира».
(Готовимся к олимпиаде.)
День народного единства.
62.
Москва: память о войне 1812 года.
63.
64.
65.
Память Москвы о героях Великой
Отечественной войны 1941–1945 годов.
Памятники Москвы покорителям
космоса.
Обобщение по теме «Москва как
летопись истории России». (Готовимся к
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольный урок.
Индивидуальная.
Взаимоконтроль.
формирования
предметных
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок
первоначальных
навыков и УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок обобщения предметных
ЗУН.
формирования
предметных
формирования
предметных
Урок
первоначальных
навыков и УУД.
Урок
первоначальных
навыков и УУД.
Урок
первоначальных
навыков и УУД.
Урок
первоначальных
навыков и УУД.
Урок обобщения предметных
ЗУН.
формирования
предметных
формирования
предметных
17
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Текущий.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Взаимоконтроль. 66.
67.
68.
школьной олимпиаде.)
Имя нашей страны – Россия или
Российская Федерация.
Основной закон страны – Конституция
России. Президент России.
Обобщение по теме: «Мы – граждане
России» или
экскурсия в краеведческий музей.
1
1
1
формирования
предметных
Урок
первоначальных
навыков и УУД.
Урок первичного предъявления
новых знаний или УУД.
Урок обобщения предметных
ЗУН.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Текущий.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
18
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.