Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью
Оценка 5

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл—4 кл
12.06.2018
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью
Данная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2013. (Раздел «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира») к предметной линии учебников С.В.Кудриной
Рабочая программа окр. мир 2-4 класс.doc
Адаптированная рабочая программа  курса   «Окружающий мир» для обучающихся 2­4 специальных (коррекционных) классов для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 ступень обучения – начальное общее образование на 2016­2020 учебный год количество часов: : 1 учебный час в неделю в течении учебного года  во  2, классах, 2 учебных часа в неделю в течении учебного года  в 3,4 классах, всего 240 уроков  базовый уровень Данная   программа   составлена   на   основе   программы   специальных   (коррекционных) образовательных учреждений  VIII  вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой   –   М.:   Просвещение,   2013.   (Раздел  «Развитие   устной   речи   на   основе ознакомления   с   предметами   и   явлениями   окружающего   мира»)   к   предметной   линии учебников  С.В.Кудриной. Составитель: Сидоровская Наталья Сергеевна,  учитель начальных классов Грязовец 2016 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа по окружающему миру  разработана  в соответствии со  следующими  нормативно­правовыми и инструктивно­методическими документами: ­ Закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 N 273­ФЗ.;  ­Учебный план МБОУ ««Средняя школа №2 г.Грязовца» на 2015­2016 . Учебно –методический комплект Рабочая   программа   по  развитию   устной   речи   на   основе   ознакомления   с   предметами   и явлениями окружающей действительности  составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 2 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2013. (Раздел «Развитие устной речи на   основе   ознакомления   с   предметами   и   явлениями   окружающего   мира»автор: В.В.Воронкова) Кудрина С.В. Окружающим мир 2 класс. Учебник специальных  (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вид,   М: « Владос» 2014. Кудрина С.В. Окружающим мир 3 класс. Учебник специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вид,   М: « Владос» 2014. Кудрина С.В. Окружающим мир 4 класс. Учебник специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вид,   М: « Владос» 2014. 2.Общая характеристика учебного предмета    , курса   соединяющий   в   равной   мере   природоведческие, Специфика предмета   состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер,   исторические, обществоведческие   и   другие   знания,   что   дает   возможность   ознакомить   учащихся   с некоторыми   доступными   для   их   понимания   положениями   естественных   и   социально­ гуманитарных наук.        Изучение  данного предмета  обусловлено значительным отставанием умственно  отсталых  учащихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным  интеллектом.     Занятия по данному учебному предмету рассматриваются как коррекционные, тесно  связаны с жизнью и профессионально­ трудовой подготовкой учащихся, с другими  учебными предметами. Основные  типы учебных занятий: урок изучения нового учебного материала; урок закрепления и  применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и умений. нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок­игра, урок­экскурсия,  практическое занятие, урок­презентация,  турнир знатоков, урок­викторина, заочная  экскурсия, уроки –путешествия; работа с учебным и научно­популярным текстом, с дидактическим рисунком или  иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными  моделями; проведение фенологических наблюдений; выполнение практических работ и мини­исследований; уроки с элементами исследования урок ­зачет Основным типом урока является комбинированный. Виды и формы организации учебного процесса коллективная; фронтальная; групповая; индивидуальная работа; работа в парах. Основные направления коррекционной работы: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие фонетико­фонематических представлений;     формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;    развитие высших психических функций; развитие речи, владение техникой речи; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 3 Описание места учебного предмета, курса  в учебном плане Рабочая программа рассчитана: на 34 часов, 1 час в неделю, 34 учебных недель во 2 классе; на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недель в 3 классе; на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недель в 4 классе. 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета   соединяющий   в   равной   мере   природоведческие, Специфика предмета   состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер,   исторические, обществоведческие   и   другие   знания,   что   дает   возможность   ознакомить   учащихся   с некоторыми   доступными   для   их   понимания   положениями   естественных   и   социально­ гуманитарных наук. Цели и задачи преподавания предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и   явлениями окружающей действительности» Цели :  направленное исправление  дефектов общего и речевого развития детей, их  познавательной деятельности. Задачи:  формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении  другим учебным предметам, расширять и обогащать представление о непосредственно  окружающем мире , который находится вне поля их чувствительного опыта;   корригировать и развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие,   аналитико­синтетическую деятельность учащихся, мышление на основе обучения  способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные  выводы, устанавливать причинно­следственные связи и закономерности, обогащать  словарный запас учащихся и активизировать его; способствовать освоению элементарных социальных навыков и формированию духовно  – нравственных ценностей. 5. Результаты освоения учебного предмета Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь:         ­ называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать  элементарные обобщения;         ­ участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;         ­ составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы  знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия. Учащиеся должны знать:         ­ названия и свойства изученных предметов и их частей;         ­ обобщающие названия изученных групп предметов. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь:         ­ называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,  устанавливать общие и отличительные свойства;          ­участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;          ­связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные  предложения, правильно используя формы знакомых слов;          ­ухаживать за одеждой и обувью;          ­ поддерживать порядок в классе, интернате, дома;         ­ соблюдать правила личной гигиены;         ­ соблюдать правила уличного движения. Учащиеся должны знать:         ­ названия и свойства изученных предметов;         ­выученные правила дорожного движения. Обучающиеся должны уметь: ­ называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,  устанавливать элементарные зависимости;  ­ активно участвовать в беседе; ­ связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений; ­ выполнять практические работы по уходу за жилищем; ­ соблюдать правила личной гигиены; ­ соблюдать правила дорожного движения. 1. 2. 3. 4. 5. Обучающиеся должны знать: ­ названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;  ­ правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса Проявляет   интерес   к   содержанию     занятий.   Интересуется   книгами,   журналами, открытками   и   т.д.   Рассказывает   о   своих   наблюдениях.   Приносит   в   класс   находки, зарисовки, книги. Старается применить сформированные знания и умения на материале других учебных дисциплин.  Узнает изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях, в натуральном виде в естественных условиях. Рассказывает об изученных объектах по плану (3­5 предложений). Объединяет изученные объекты в группы. Дифференцирует объекты, объясняя свой выбор. Знает   правила   поведения   в   отношении   изученных   объектов.   Может   применить   их   в отношении сходных объектов. Умеет   описывать   сезонные   изменения   в   каждом   месяце   в   и   сезоне.   Соотносит одежду с сезоном и конкретной погодой (дождь, ветер, оттепель, сухая погода и т.д.). Знает о соблюдении правил личной гигиены. Умеет совершать гигиенические  действия. Умеет чистить и хранить свою одежды, ухаживать  за тряпичной, резиновой и кожаной обувью, мыть и ставить в сушилку посуду на кухне. Умеет организовывать ситуативную беседу с друзьями на материале совместных досуговых занятий. На уроке сам проявляет желание работать самостоятельно. Обращается за помощью к   учителю,   товарищам,   пользуется   справочными     пособиями   (учебником,   тетрадью, карточкам, стендам  и т.д.). Предлагает помощь одноклассникам.   В   нестандартной   ситуации,     с   новыми   видами   работ   сам   проявляет   желание выполнять задание. Стремится сам использовать вспомогательный материал, обращается за помощью к учителю, товарищам.                6. Содержание учебного предмета, курса: 2 класс ВРЕМЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Расширение представлений о временах года, формируемых в первом классе, через ознакомление с названиями и основными признаками осенних, зимних, весенних месяцев (на примере личных наблюдений и опытов), углубление представлений о лете как времени года: Сентябрь. Основные приметы месяца: похолодание, прохладный осенний ветер, смена окраски листьев, начало листопада, последняя гроза, отлет птиц,   наступление спячки у змей, ящериц, лягушек, исчезновение насекомых, созревание урожая, сбор грибов и ягод, осенняя одежда людей. Октябрь. Основные приметы месяца: пасмурная дождливая погода, влажный ветер, листопад,   отмирание   трав,   отлет   птиц,   заготовка   зверями   и   птицами   запасов   на   зиму, осенние   работы   в   городе   или   в   деревне   (подготовка   помещений   в   зиме   (постоянное протапливание), уборка листьев, работы в саду и в огороде и т.п.) Ноябрь.     Основные   приметы   месяца:   пасмурная   погода,   холодные   дожди,   резкое похолодание,   холодный  пронизывающий   ветер,  наступление  первых  заморозков,  первый лед на лужах, первый снег, окончание сокодвижения ( «засыпание») у лиственных деревьев и кустарников, смена осенней одежды на зимнюю, утепление жилых помещений. Декабрь.  Основные   приметы  месяца:      установление   снежного покрова  и  льда   на водоемах, мороз, низкое, холодное солнце, самый темный месяц года (самый короткий день и   длинная   ночь   в   году),     откачевывание   птиц   ближе   к   жилью   человека,   уборка   снега, организация катков, горок). Январь. Основные приметы месяца:   ярче светит солнце, увеличивается день, больше солнечных   дней,   крепчает   мороз,   морозный   ветер,   «рисунки»   на   стеклах,   иней,   следы зверей и птиц на снегу, появление наста; уборка снега, зимние забавы детей (катание на лыжах, санях, коньках, постройки из снега, игра в снежки Февраль.  Основные приметы месяца: самый холодный месяц года, метели, снегопады, морозы, иней, гололед, самый голодный период года для птиц и зверей, подкормка птиц в  городе, животных за городом.  Март.     Основные   приметы   месяца:     дневное   потепление,   ночные   морозы,   яркое солнце, голубое небо, появление  проталин вокруг стволов деревьев,  начало сокодвижения («просыпание») у деревьев и кустарников, почернение снега, появление закраин по берегам рек, набухание почек на раннецветущих кустах, появление сосулек, метели, откачевывание птиц от жилья человека. Апрель. Основные приметы месяца: потепление, яркое теплое солнце, мокрый ветер, сход   снежного   покрова,   вскрытие   рек,   ледоход,   сосульки,   капель,   ручьи,   зацветание первоцветов   (верба,   ракита,   орешник,   ольха,   мать­и­мачеха,   ветреница)   прилет   птиц (грачей), гнездование птиц, переход на весеннюю одежду, весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов, игры с ручейками. Май.     Основные приметы месяца: установление теплой весенней погоды, теплый сильный  ветер, первая гроза, распускание  листьев,  прилет, гнездование, выкармливание птенцов у разных птиц, весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов. Лето. Название и порядок следование летних месяцев. Основные признаки времени года: установившаяся   теплая погода,   горячее большое высокое солнце, теплые дожди, радуга,   грозы,   цветение   и   плодоношение   растений,   гнездование   птиц,   активность насекомых, выращивание потомства у зверей (ежи, зайца, лоси и т.д.), смена одежды на летнюю,   летние   развлечения   (загорание,   купание,   игры     с   мячом,   с   воздушным   змеев, катание на велосипедах и т.п.). МИР ПРИРОДЫ Неживая природа Вода ­ жидкость. Вода не пахнет, не имеет вкуса, прозрачна. Значение воды для  жизни растений. Песок, глина, камни. Узнавание объектов по  внешнему виду. Свойства (сыпучесть,   камней,   глины,   песка   в   продуктивной пластичность,   твердость).   Использование   деятельности. Почва в природе (ознакомление с внешним видом, элементарное определение   механического состава  почвы, значение почвы для роста растений). Вода, почва, песок, глина, камни в природе. Первичное ознакомление с местом воды,  почвы, изученных полезных ископаемых  в природе.  Живая природа Человек  Тело человека, внешнее строение. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. гигиена кожи, ногтей,  волос   (мытье,  расчесывание,  обстригание).   Зубы. Гигиена     полости  рта  (чистка зубов, полоскание).   Здоровье   человека   –  в  здоровом  образе  жизни  (первичное   ознакомление):   гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, ряба),   личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом  Животные  Звери. Корова, коза. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела.  Пища (чем кормятся сами животные, чем кормят их люди). Взаимодействие с человеком:  значение для человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.  Корова и коза ­ домашние животные: живут только с человеком, самостоятельно жить не могут,  нуждаются в заботе человека,  полезны для человека.   Лиса, белка. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела.  Место  обитания, основная пища. Лиса и белка – дикие животные: живут в природе,  самостоятельно добывают пищу, роль в природе (лиса питается мышами, белка делает  запасы, участвует в  распространении растений), нуждаются в охране. Птицы. Курица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища  (чем кормится сама, чем кормят люди). Взаимодействие с человеком: значение для  человека (для чего содержат птицу), забота и уход.  Курица – домашняя птица: живет  только с человеком, самостоятельно жить не может, нуждается в заботе человека,  полезна  для человека.   Снегирь, дятел. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе: снегирь – перелетная птица, питается семенами, дятел – оседлая птица, «лесной доктор». Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек). Дифференциация   диких   и   домашних   животных  на   основании   следующих признаков:  место обитания, возможность самостоятельной жизни без помощи человека, уход за домашними и охрана диких животных. Насекомые. Шмель. Бабочка. Название. Внешнее строение: называние и показ частей  тела. Место обитания. Роль в природе: опыление растений. Первичное ознакомление с  другими насекомыми. Растения  Помидор, огурец. Внешний вид, место произрастания, использование.  Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, почистить, подать на  тарелке). Значение овощей для жизни человека (здоровое питание).  Апельсин, лимон. Внешний вид, жизненная форма растения (дерево), место  произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу  (вымыть, подать в вазе или на тарелочке). Значение фруктов в жизни людей (профилактика  авитаминозов, здоровое питание, лечение простудных заболеваний).   Дифференциация   овощей   и   фруктов  на   основании   следующих   признаков:   место произрастания (сад, огород), жизненная форма растений (дерево, травянистое растение), особенности использования в пищу (для сладких блюд, для первых и вторых блюд). Смородина красная, черная, белая; малина садовая, лесная. Внешний вид,  жизненная форма растения (куст), место произрастания, использование. Гигиенические  процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазочке). Значение ягод в жизни людей (здоровое питание, лечение простудных заболеваний). Герань, монстера. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход  (полив,  протирание листочков, опрыскивание, рыхление почвы).  Мать – и ­ мачеха. Название. Жизненная форма (травянистое растение, первоцвет). Внешнее строение (корень, стебель, лист, цветок, плод).  Значение в природе (пища первых насекомых). Береза.  Узнавание.   Называние.   Внешнее   строение   (корень,   стебель   (ствол),   лист, цветок, плод). Жизненная форма (дерево). Черемуха. Узнавание. Называние. Внешнее строение (корень, стебель (стволы), лист). Жизненная форма (куст). Мероприятия оп охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы,   уход   за   комнатными   растениями,   посадка   и   уход   за   растением,     бережное отношение к дикорастущим растениям, подкормка птиц, ознакомление с видами помощи диким животным и т.п.). МИР ЛЮДЕЙ Человек – член общества. Я ­ ученик. Деятельность на различных уроках (учебных или игровых занятиях,  уроках и во внеурочное время). Правила поведения ученика в школе. Подготовка  портфеля, своего внешнего вида к школе.   Профессии людей работающих в школе. Названия профессий. Основные  выполняемые обязанности. Правила общения  с  учителями­предметниками, работниками  столовой, медпункта, нянечками и работниками гардероба. Участие в совместном труде. Ближайшее окружение  Семья. Бабушки и дедушки. Родители. Место работы родителей. Дети. Дружеские  отношения братьев и сестер. Дни рождения членов семьи. Фамилии, имена членов семьи.  Соседи. Друзья.  Квартира своя, соседей. Дом, внешний вид, количество этажей, свой этаж.  Домашний адрес.  Школа. Адрес школы, ее внешний вид, пришкольная территория. Нахождение  своего класса, туалетной комнаты, столовой, музыкального и спортивного залов,  медкабинета.  Дальнее окружение  Учреждения.   Книжный магазин. Обувной магазин. Аптека. Назначение учреждения. Устройство (здание, отделы, вывески, витрины, ценники, пропускные системы). Основные профессии людей, работающих  в учреждении. Особенности организации взаимодействия посетителей с сотрудниками учреждения ( покупатель – продавец­консультант, кассир ­ покупатель).  Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые,  метро, маршрутные такси,  трамваи,  троллейбусы.  автобусы)     Общественный транспорт   на   примере   автобуса   и     троллейбуса.   Правила   поведения   в   общественном транспорте   (покупка   билета   или   предъявление   карточки,   культура   поведения   на остановках и в транспорте). Торжественные даты. День учителя, Новый год, Рождество, День защитника  Отечества, 8 марта, День Победы. Неделя детской книги. Элементарные представления о  современном значении праздника. Традиции празднования (в школе, в семье).  Населенные пункты, страна.  Наша страна. Название. Флаг, Герб, Гимн России.  Вещи (рукотворные предметы) Личные вещи ребенка. Мыло, полотенце, зубная щетка, паста, расческа, носовой  платок – личные гигиенические принадлежности. Учебные вещи. Инструменты для труда и рисования. Хранение, правила  пользования на уроке. Уход и хранение учебных принадлежностей. Подготовка к учебному дню (сбор портфеля).  Ориентировка на парте. Одежда. Школьная форма или одежда ее заменяющая для мальчика и девочки (по  выбору школы): платье, юбка, брюки, пиджак, блузка, рубашка. Назначение, соответствие  стиля одежды ее назначению. Обеспечение чистоты одежды и аккуратности внешнего вида  (переодевание в домашнюю одежду.  Чистка одежды щеткой, аккуратное ношение одежды,  контроль за своим внешним видом у зеркала.  Обувь для мальчика и девочки.  Покупка обуви. Уход за обувью (мытье, просушка,  сухая чистка, чистка с кремом).  Посуда. Приборы для первого и второго блюда, чая. Сервировка стола к обеду, к  чаю.  Бытовые приборы. Телефон, стиральная машина, плита, утюг, пылесос. Называние.  Назначение. Первичное ознакомление с  энергопитанием приборов. Основное правило  пользования: бытовыми приборами пользуются только взрослые.  БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Предупреждение заболеваний и травм. Действия в случае раны, занозы. Обращение за помощью к учителю. Описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит), поведение при оказании медицинской помощи.  Безопасное   поведение   в   природе.  Правила   поведения   человека   при   контакте   с домашним   животным   (не   дразнить,   чужих   животных   не   трогать,   не   бежать,   не   махать руками). Правила поведения человека с   диким животным   в зоопарке (не дразнить, не кормить и не гладить, не подходить близко к клеткам в природе (кормить птиц, белочек из кормушки).  Правила поведение в лесу (без взрослых не ходить в лес, не шуметь, не трогать  и не пробовать незнакомые растения и грибы, не рвать цветы и не ломать ветки, а наблюдать, слушать, вдыхать аромат цветов, зарисовывать). Правила поведения на воде (купаться в сопровождении взрослых, далеко в воду не заходить, долго не купаться, в воду заходить спокойно,  не прыгать).  Безопасное   поведение   в   обществе.   Правила   поведения   с   незнакомыми   людьми (никуда с незнакомыми людьми не ходить, вежливо отказываться от угощения и игрушек, стараться скорее вернуться к сопровождающему взрослому). Правила безопасного поведения в общественном транспорте (спокойно ждать  транспорт на остановке, сходить и заходить в транспорт, внимательно смотря под ноги, не  бежать, не шуметь и не возиться в салоне транспортного средства, по возможности сидеть  при движении или держаться за поручни). Повторение. 3 класс ВРЕМЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Части суток. Называние. Порядок следования. Соотнесение с положением стрелок на циферблате часов. Дни недели.  Называние. Порядок следования. Рабочие и выходные дни.   Месяца, времена года.  Углубление представлений, формируемых во 2 классе через обобщение   представлений,   полученных   в   ходе     наблюдений   и   опытов,   и   сведений   из рассказов и печатных источников о каждом времени года, изучение   последовательности месяцев в каждом сезоне, в году. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января.  Лето.  Июнь:  конец полетья – установление теплой летней погоды, самые длинные дни года. Зреет земляника, цветут сирень, жасмин, калина, малина. Колосится рожь. У синички и иволги появляются птенцы. Начинается сенокос.  Июль: заканчивает сенокос, отцветают липа, рассеиваются семена трав. Начинается грибная пора. Появились паучата, ежата, лосята, размножаются ящерицы и змеи.  Август:     начинается похолодание, усиливаются дожди. Остывает вода в водоемах. Ночные холода и утренние росы. Растут грибы, зреют лесные ягоды, начали желтеть листья березы, покраснела рябина.  Улетают стрижи. Начинают созревать яблоки, садовые ягоды, овощи. Начинается сбор урожая.   МИР ПРИРОДЫ Неживая природа Закрепление   элементарных   представлений   о   воздухе,   воде,   почве,   грунте   (песок, камни,   глина),   как   компонентах   неживой   природы;   о   взаимосвязях   с   растениями, животными, человеком, формируемых в 1­2 классах.  Земля ­ планета. Солнце – звезда, вокруг которой в космосе двигается Земля. Живая природа Человек   Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).   Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых  впечатлений). Гигиена   органов чувств. Бережное   отношение   к   себе,   соблюдение   правил   охраны   органов     чувств,   соблюдение режима  работы и отдыха. Животные.  Звери. Лошадь – домашнее животное (выведено человеком специально, с особыми  свойствами). Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем  кормятся сами животные, чем кормят их люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Медведь и рысь – дикие животные (существуют в природе независимо от человека). Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела.   Место обитания, основная пища.   Птицы. Голубь и клест. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Повадки, образ жизни. Пища.   Утка   и   гусь   –   домашние   птицы.   Название.   Внешнее   строение:   называние   и   показ частей тела. Пища (чем кормится сама, чем кормят люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат птицу), забота и уход.   Птичий двор (ферма).   Дифференциация   диких   и   домашних   животных   (зверей   и   птиц)  на   основании следующих признаков: место обитания, возможность самостоятельной жизнедеятельности без   помощи   человека,       деятельность   человека   по   обеспечения   жизнедеятельности животных: уход за домашними или охрана диких животных. Дикие животные, содержащиеся дома. Хомяк. Узнавание. Называние.  Описание  внешнего вида. Образ жизни. Пища. Правила содержания дома. Рыбы. Карась и щука. Узнавание, называние. Места обитания ( различные водоемы: реки, озера), образ жизни. Внешнее строение: называние и показ частей тела.  Обобщение представлений о классе рыб на основании представлений о форме, строении и  покровах тела, среде обитания. Насекомые.  Муха или комар. Муравей или божья коровка. Узнавание. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Разнообразная роль в природе. Обобщение представлений о насекомых на основании представлений о строении. Растения  Картошка, капуста, свекла. Жизненная форма – травянистые растения. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в   пищу.   Значение   овощей   для   жизни   человека   (профилактика   авитаминозов,   здоровое питание).  Персик,   абрикос.  Внешний   вид,   жизненная   форма   растения   (дерево),   место произрастания,   использование.   Гигиенические   процедуры   перед   употреблением   в   пищу. Значение фруктов в жизни людей (профилактика авитаминозов, здоровое питание).   Дифференциация   овощей   и   фруктов  на   основании   следующих   признаков:   место произрастания (сад, огород), особенностей роста растения (по результатам сравнения роста фруктового дерева и овощного растения), жизненная форма растений (дерево, травянистое растение), особенности использования в пищу (для сладких блюд, для первых и вторых блюд). Арбуз   и   дыня   –   бахчевые   культуры.  Жизненная   форма   –   травянистые   растения. Внешний   вид,   место   произрастания,   использование.   Гигиенические   процедуры   перед употреблением в пищу.  Клюква, черника. Внешний вид, жизненная форма растения (кустарничек), место  произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу  (вымыть, подать в вазочке). Значение ягод в жизни людей (профилактика авитаминозов,  здоровое питание, лечение различных заболеваний). Бережное отношение к растениям.  Лиственные   деревья   леса.   Осина,   ольха,   береза,   рябина.  Узнавание.   Называние. Внешнее строение (корень, стебель, лист, цветок, плод). Жизненная форма (дерево). Место произрастания.        Шиповник, сирень. Внешний вид, жизненная форма растения (куст). Использование  людьми как декоративных и лекарственных растений. Уход.  Гусиный лук, ветреница ­ раннецветущие растения.  Название. Жизненная форма (травянистое   растение,   первоцвет).     Внешнее   строение   (корень,   стебель,   лист,   цветок, плод).  Значение в природе (пища первых насекомых). Традесканция,   фиалка.  Название.   Внешнее   строение   (корень,   стебель,   лист). Дифференцированный уход (нижний и верхний  полив, частота полива и рыхления почвы). Другие формы жизни. Грибы. Съедобные и не съедобные. Узнавание. Называние. Место произрастания. Мероприятия оп охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы, ознакомление с правилами ухода за домашними животными,   подкормка птиц и подготовка к прилету перелетных птиц, ознакомление с работой егеря и лесничего, уход за комнатными растениями, бережное отношение к дикорастущим растениям). МИР ЛЮДЕЙ Человек. Профессии   людей   на   производстве,   в   сфере   обслуживания.   Удивительное   о профессиях. Любовь к своему делу. Уважение к труду своему и других людей.   Ближайшее окружение  Семья. Я – член семьи: сын (дочь), внук (внучка). Понимание родственных  отношений. Бережное отношение ко всем членам семьи. Торжественные события  в семье.  Семейный алтбом. Совместные занятия трудом, развлечения.  Квартира.  Помещения в квартире (комнаты, кухня, прихожая, с\у), называние,  функциональное назначение, описание. Школа. Адрес школы. Путь от школы до дома. Пользование транспортом.  Дальнее окружение  Учреждения.   Почта. Больница. Назначение учреждения. Устройство(здание, отделы, вывески,  витрины, пропускные системы). Основные профессии людей, работающих  в учреждении.  Особенности организации взаимодействия посетителей с сотрудниками учреждения  (почтальон ­ работник почты – отправитель почты).  Метро,   трамвай   –   городской   пассажирский   транспорт.   Назначение.   Называние. Устройство (наземный – подземный, рельсовый, электрический, вагон (трамвай) ­ поезд (электричка)).   Правила   поведения   в   общественном   транспорте   (покупка   билета   или предъявление карточки, культура поведения). Торжественные даты. Рождество, Масленица. День спасателя. День космонавтики. День матери. День пожарной охраны.   День работников леса.   1 мая – Праздник весны и труда.     День   Победы.   Представления   о   современном   значении   праздника.     Праздники государственные,   народные,   религиозные,   профессиональные.   Традиции   празднования различных праздников.   Населенные пункты, страна. Населенный пункт, в котором живет ребенок или где находится   школа.   Название.   Улица,   площадь,   набережная,   сквер   или   другие   зеленые насаждения. Здания и учреждения. Городской транспорт: трамвай, метро.  Улица. Указатели названия улицы, четные и нечетные номера домов, вывески,  рекламные щиты. Определение направления увеличения нумерации домов. Указатели  остановок транспорта, пешеходных переходов, другие дорожные знаки.  Вещи (рукотворные объекты) Одежда. Нижнее белье. Колготки, носки, гольфы.  Уход за одеждой: стирка, сушка, складывание, хранение. Контроль за своим внешним видом у зеркала. Обувь  для   мальчика   и   девочки    разного   назначения   (праздничная,   повседневная, спортивная  и   т.п.).  Уход  за  обувью  из  различных   материалов  (мытье,  просушка,   сухая чистка, чистка с кремом).  Мебель разного назначения (для комнаты, для кухни, для прихожей, для ванной).  Уход за мебелью. Посуда для приготовления пищи. Кастрюли, сковородки, плошки, ковши, половник.  Мытье и хранение посуды на кухне.  Бытовые приборы. Музыкальный центр, миксер, кухонный комбайн, микроволновая печь,   тостер.   Называние.   Назначение.   Первичное   ознакомление   с     энергопитанием приборов. Основное правило пользования: бытовыми приборами пользуются только под наблюдением взрослого.  Светильники.   Люстра,   торшер,   настольная   лампа,   бра.   Называние.   Назначение (освещение и украшение помещение). Размещение в помещение. Значение освещения для здоровья человека. Экономия электроэнергии (выключение света, когда он не нужен и т.п.). БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Закрепление представления о безопасном поведении, формируемых в 1­2 классах. Предупреждение   заболеваний   и   травм.  Ознакомление   и   запоминание   телефонов первой   помощи.   Обращение   по   телефону   в   экстренной   ситуации.   Вызов   врача   из поликлиники.  Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).  Безопасное   поведение   в   природе.  Правила   поведения   в   грозу,   находясь   в   доме (отключить электричество (вынуть из розеток все электроприборы), закрыть форточки и печь), у воды (не купаться, уйти от воды), в лесу (не прятаться под высокими деревьями), на открытом месте (уйти из­под линии электропередач, спуститься в низину,  не прятаться под одиноко стоящим деревом).  Безопасное   поведение   в   обществе.   Правила   поведения   в   незнакомом   месте (предупреждение   паники,   обращение   за   помощью   к   сотрудникам   правоохранительных органов,  справочных  служб  (администратор  магазина,   дежурный   по  вокзалу,  контролер станции метро и т.д.), ожидание их помощи или возвращения своего сопровождающего, вежливый отказ от помощи незнакомых людей).  Ознакомление и запоминание телефонов первой помощи. Обращение по телефону в экстренной ситуации. Повторение  4 класс  ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Закрепление и обобщение временных представлений, формируемых в 1­3 классах.  Год, времена года.  Осень ­ начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ­ начало,   середина,   конец   зимы.   Весна   –   ранняя,   середина   весны,   поздняя   весна.   Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей. Лето.     Обобщение   летних   наблюдений   за   состоянием   неживой   и   живой   природы, жизнью и трудом взрослых, занятиями детей. Неживая природа МИР ПРИРОДЫ Закрепление элементарных представлений о Солнце, Луне, Закрепление и обобщение представлений   о   воздухе,   воде,   почве,   грунте   (песок,   камни,   глина),   как   компонентах неживой природы; о взаимосвязях с растениями, животными, человеком, формируемых в 1­ 3 классах. Живая природа Человек   Внешнее   строение     тела   человека   (голова,   туловище   (грудная   клетка,   брюшная полость), конечности верхние и нижние). Первичное ознакомление с внутренним строением тела   человека   (внутренние   органы).   Бережное   отношение   к   себе,   соблюдение   правил гигиены и охраны своего здоровья.   Здоровый образ жизни: режим питания, сна, работы. Прогулки и занятия спортом. Животные.  Звери.  Кролик,  свинья  – домашние   животные  (выведены   человеком  специально,   с особыми свойствами). Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем   кормятся   сами   животные,   чем   кормят   их   люди).   Взаимодействие   с   человеком: значение   для   человека   (для   чего   содержат   животное),   забота   и   уход   за   животным. Соотнесение с другими изученными домашними животными.  Лось,   бобер   –   дикие   животные   (существуют   в   природе   независимо   от   человека). Узнавание. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела.  Место обитания, основная пища.  Соотнесение с другими изученными дикими животными.  Обобщение представлений о зверях на основании  особенностей внешнего строения, покровов тела и среды обитания. Птицы.  Индюк – домашняя птица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормится сама, чем кормят люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат птицу), забота и уход.   Соотнесение с другими домашними птицами. Птичий двор (ферма).   Лебедь. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Повадки, образ жизни. Пища.  Соотнесение с другими изученными дикими птицами.  Обобщение представлений о птицах на основании  особенностей внешнего строения, покровов тела и среды обитания. Дикие и домашние животные. Дифференциация.  Дикие животные, содержащиеся дома.  Попугай. Узнавание. Называние.  Описание внешнего вида. Образ жизни. Пища. Правила содержания дома.   Пресмыкающиеся.  Гадюка.  Узнавание,   называние.   Места   обитания,   образ   жизни. Внешнее строение: называние и показ частей тела.   Земноводные.   Лягушка.  Узнавание,   называние.   Места   обитания,   образ   жизни. Внешнее строение: называние и показ частей тела.   Рыбы.  Окунь.   Узнавание,   называние.   Места   обитания,   образ   жизни.  Внешнее строение:   называние   и   показ   частей   тела.     Обобщение   представлений   о   классе   рыб   на основании представлений о форме, внешнем строении и  покровах тела, среде обитания. Насекомые.  Осы ­ насекомые. Узнавание. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Особенности поведения (агрессивность). Обобщение представлений о насекомых на основании представлений о внешнем строении. Растения  Фрукты.  Слива.   Жизненная   форма   –   дерево.   Внешний   вид,   называние,   место произрастание, использование.   Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу. Значение фруктов для жизни человека (профилактика авитаминозов, здоровое питание).   Овощи. Петрушка, укроп. Жизненная форма – травянистые растения. Внешний вид, место   произрастания,   использование.   Гигиенические   процедуры   перед   употреблением   в пищу.   Значение   овощей   для   жизни   человека   (профилактика   авитаминозов,   здоровое питание).  Бахчевые   культуры.  Тыква.   Жизненная   форма   –   травянистые   растения.   Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу.  Рожь. Пшеница.  Жизненная форма – травянистые растения. Внешний вид, место произрастания, использование.   Брусника. Внешний вид, жизненная форма растения (кустарничек), место  произрастания, использование. Значение ягод в жизни людей (профилактика авитаминозов,  здоровое питание, лечение различных заболеваний). Бережное отношение к растениям.  Хвойные   деревья   леса.  Ель,   сосна.  Узнавание.   Называние.   Внешнее   строение. Жизненная форма (дерево). Место произрастания.       Кустарники.  Орешник. Внешний вид, жизненная форма растения (куст). Место  произрастания. Бережное отношение человека к растению. Использование.   Раннецветущие растения. Подснежник, нарцисс. Внешнее строение (корень, стебель (ствол),   лист,   цветок,   плод).     Значение   в   природе   (пища   первых   насекомых).   Охрана, использование человеком.   Осенние   цветы.  Луговые   (пижма,   цикорий   и   др.)   и   садовые   (астры,   бархатцы). Название. Жизненная форма (травянистое растение).  Внешнее строение (корень, стебель, лист, цветок, плод).   Использование человеком как декоративных растений. Оформление клумб города. Плоды и семена. Разнообразие плодов и семян. Первичные представление о способах распространения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Другие формы жизни  Грибы. Шляпочные грибы. Внешний вид. Узнавание. Называние. Значение в природе.  Использование человеком. Другие грибы. Мероприятия оп охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой  природы,   ознакомление  с   уходом за домашними животными,  подкормка птиц, подготовка   к   прилету   перелетных   птиц,   бережное   отношение   к   диким   животным   и дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, проращивание и уход за культурным растением,  содержание комнатных растений).  МИР ЛЮДЕЙ Человек.   Россия   –   многонациональная   страна.   Наша   национальность.   Некоторые   другие национальности.   Национальные костюмы. Ближайшее окружение  Семья. Анкетные данные ребенка (фамилия, имя, отчество, возраст, дата и место  рождения).  Другие члены семьи, их возраст. Младшие, взрослые, старшие члены семьи.  Уточнение представлений о занятиях всех членов семьи, профессиях родителей.  Обобщение представлений о семье, формируемых в 1­4 классах.  Друзья. Совместный досуг. Общие увлечения: музыка, книги, компьютерные игры и  занятия на компьютере, занятия в кружках. Школа. Прощание с начальной школой. Представление успехов детей.  Дальнее окружение  Учреждения.   Магазин техники. Поликлиника. Магазин техники.  Назначение учреждения.  Устройство (здание, отделы, вывески, витрины, ценники, пропускные системы). Основные  профессии людей, работающих  в учреждении. Особенности организации взаимодействия  посетителей с сотрудниками учреждения.  Транспорт междугородний: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный. Называние отдельных видов транспорта: автобусы, поезда, самолеты, вертолеты, корабли, теплоходы. Вокзалы и аэропорты.  Обобщение представлений о транспорте, формируемых в 1­4 классах. Торжественные   даты.  4   ноября   –   День   народного   единства.  Праздники   нашей страны.   День Российской науки.  Календарь торжественных дат. Украшение населенного пункта к праздникам, праздничная программа теле­ и радиопередач.  Населенные пункты, страна. Наша родина – Россия. Карта России. Столица нашей страны – Москва. Президент России. Населенные пункты  нашей страны: город, поселок, деревня.   Работа   жителей,   различных   населенных   пунктов.     Город,   в   котором   живет ребенок. Называние. Нахождение на карте России.   Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края.  Деньги нашей страны. Узнавание. Называние. Ознакомление с номиналом монет и  купюр. Получение и расходование денег. Вещи (рукотворные объекты)           Одежда. Сезонная одежда. Головные уборы. Профессиональная одежда. Соблюдение мер безопасности на производстве (на примере школьных мастерских). Обувь.  Сезонная   уличная   обувь.   Сочетание   элементов   костюма:   обуви,   головного убора, одежды по сезону, стилю, цвету.  Оргтехника. Мобильный телефон, компьютер, принтер. Узнавание. Называние.  Функциональное назначение. Игры и занятия на компьютере.  БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Закрепление представлений о безопасном поведении, формируемых в 1­3 классах. Предупреждение   заболеваний   и   травм.  Профилактика   простуд:   закаливание, одевание по погоде, проветривание  помещений, предупреждение  появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта,   предупреждение   контактов   с   больными   людьми.   Поведение   во   время   простудной (постельный   режим,   соблюдение   назначений   врача)   и   инфекционной   болезни   (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из  поликлиники. Случаи обращения в больницу. Безопасное поведение в природе. Отравление ядовитыми грибами, ягодами. Признаки отравления (головная боль, головокружение, тошнота, рвота). Предупреждение отравления (не собирать незнакомые грибы и ягоды, мыть руки после прогулки в лес, не готовить грибы   с   горчинкой   (попробовать   собранные   грибы   «на   язык»),   придерживаться рекомендаций врачей, передаваемых по средствам массовой информации. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Безопасное поведение в обществе. Соблюдение правил безопасного поведения на  производстве (на примере школьных мастерских): использование спецодежды,   предупреждение отвлечений во время работы,  баловства, внимательное изучение правил  работы.   Запоминание   телефонов   первой   помощи.   Обращение   по   телефону   в   экстренной ситуации. Повторение 8.Формы промежуточной аттестации по предмету «   ознакомления с предметами и   явлениями окружающей действительности    »  Развитие устной речи на основе класс 1 четверть 2 3 4 2 четверть Проверочная работа 3 четверть Проверочная работа 4 четверть Тестирование Проверочная Проверочная Проверочная Тестирование работа работа работа Проверочная Проверочная Проверочная Тестирование работа работа работа    обеспечение образовательного процесса) 10.Материально­техническое    Рабочая   программа   по  развитию   устной   речи   на   основе   ознакомления   с   предметами   и явлениями окружающей действительности  составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2013. ( Раздел «Русский язык»  автор: В.В.Воронкова) Кудрина С.В. Окружающим мир 2 класс. Учебник специальных  (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вид,   М: « Владос» 2014. Кудрина С.В. Окружающим мир 3 класс. Учебник специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вид,   М: « Владос» 2014. Кудрина С.В. Окружающим мир 4 класс. Учебник специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вид,   М: « Владос» 2014. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Научно­популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным  содержанием обучения. Детская справочная литература: Энциклопедия в 3­х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика ­ Пресс», 2008. Печатные пособия Таблицы в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам  Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) Компьютерные и информационно­коммуникативные средства Обучающие программы по предмету Технические средства обучения      Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Мультимедийный проектор. Экранно­звуковые пособия Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Развитие устной   речи   на   основе   ознакомления   с   предметами   и     явлениями   окружающей действительности». Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения. Видеофильмы соответствующего содержания. Слайды соответствующего содержания. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.  Оборудование класса Ученические столы одноместные и двухместные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски   Информационное  обеспечение образовательного процесса Федеральный портал "Российское образование"  http://www.edu.ru Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru Учительский портал  http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september     window   Электронная библиотека учебников и методических материалов   http:// Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://  moi   Сеть творческих учителей http://www.it­n.ru  /  Детские  электронные презентации  http://viki.rdf.ru/cat/musika/  Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия  www.nachalka.info/ru           .  ru  .  edu   .  ru  ­  sat   11.Планируемые результаты Выпускник научится Называть   и   характеризовать   предметы   и явления природы с помощью учителя Сравнивать и классифицировать объекты Участвовать в беседе, отвечая на  вопросы учителя. Выпускник получит возможность научиться Называть   и   характеризовать   предметы   и явления природы самостоятельно, находить самостоятельно  информацию об изучаемых предметах. Устанавливать элементарные зависимости; Активно участвовать в беседе, высказывать собственную точку зрения. Высказываться   на   предложенную   тему   на основе проведённых наблюдений с помощью учителя. Выполнять практические работы по уходу  за жилищем с помощью взрослого. Связно высказываться на предложенную  тему на основе проведённых наблюдении. Выполнять практические работы по уходу за жилищем самостоятельно. Знать правила личной гигиены. Соблюдать правила личной гигиены. Знать правила дорожного движения. Знать и соблюдать правила дорожного  движения, все случаи правильного  перехода улицы. Критерии и нормы оценки знаний           Знания и умения учащейся  оцениваются по результатам    индивидуального  опроса. Оценка «5» ­ ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с  опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает  возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. Оценка «4» ­ ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям,  установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении  фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в  применении знаний на практике. Оценка «3» ­ ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов  учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире,  ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может  применять самостоятельно знания на практике.  Оценка «2» ­ ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей    части  программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с  помощью учителя.                                                                                                                                                                        Календарно­тематическое планирование 2 класс № № 1. Тема Кол­во часов Формы контроля Д/з Собираемся в школу. Школа.  Адрес школы. 1 четверть 1 Итоговая беседа С.4­5 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Я в классе. Экскурсия по классам,  кабинетам других помещениям  школы. Огурец. Помидор. Предметный  урок. Сентябрь. Ознакомительная  экскурсия. Апельсин. Лимон . Овощи и фрукты. Смородина. Малина. Предметный  урок. Почва. Камни, песок и глина.  Урок­практикум. Октябрь.   Ознакомительная  экскурсия. Охрана здоровья и  безопасное поведение. Переход  улицы по пешеходному переходу. 2 четверть Семья.  Дом. Квартира. Домашний адрес.  Ноябрь. Ознакомительная  экскурсия.  Бытовые приборы. Посуда.  Помощь по уходу за посудой.  Урок­практикум. Тело человека. Кожа, ногти,  волосы. Уход. Зубы. Уход за  зубами. Урок­практикум.  Здоровье человека. Охрана  здоровья и безопасное поведение.  (Что делать, если встречаешь   незнакомого человека). Одежда и обувь мальчика и  девочки. Уход за одеждой и  обувью. Урок­практикум . Декабрь. Ознакомительная  экскурсия. 3 четверть Рождество. Январь.  Ознакомительная экскурсия. Транспорт. Общественный  транспорт Автобус,  троллейбус. Лиса. Белка. Дятел. Снегирь. Изготовление  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итоговая беседа Итоговая беседа Практическое задание Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Практическое задние С.6­9 С.12­15 С.10­11 С.16­19 С.20­21 С.22­25 С.26­29 С.30­33 Итоговая беседа С.34­37 Итоговая беседа Итоговая беседа Практическое задание С.40­41 С.38­39 С.42­44 Итоговая беседа С.45, 54 Тест Практическое задание С.46­49 Итоговая беседа С.50­52 Практическое задание Практическое задание Итоговая беседа Итоговая беседа С.56­59 С.60­61 С.62­65 С.66­69 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. кормушки. Урок­практикум. Февраль. Ознакомительная  экскурсия. Коза. Корова. Курица. Дикие и домашние животные. Герань. Монстера. Уход за  комнатными растениями. Урок­ практикум. Март. Ознакомительная  экскурсия. Охрана здоровья и безопасное  поведение (Что делать если  получил травму: рана, заноза) Аптека.  Вода. Урок­практикум. 4 четверть Распускание листьев . Береза.  Черемуха. Предметный урок Апрель. Ознакомительная  экскурсия. Мать­и­мачеха. Шмель. Бабочка. Предметный  урок. Май. Ознакомительная экскурсия День Победы. Лето. Охрана здоровья и безопасное  поведение (Поведение   на воде, в  лесу). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическое задание Итоговая беседа С.72­73 С.74­79 Итоговая беседа С.80­81 Итоговая беседа Итоговая беседа С.82­83 С.84­85 С.86­87 Практическое задание С.90 Итоговая беседа С.91, 94­95 Практическое задание Итоговая беседа Практическое задание Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа С.92­93, 96­ 97 С.98­99 С.100­101 С.102 С.106                                   Календарно­тематическое планирование 3 класс №№ Тема Кол­во часов Формы контроля 1. 2. 3. 4. 5. Школа. Адрес школы. Дорога  между школой и домом.  Рабочие и выходные дни.  День школьника. Режим. Все работы хороши … (профессии). Одежда.  Нижнее белье. Колготки,  носки, гольфы. 1 четверть 1 1 1 1 1 Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Д/з С.4­5 С.6 С.7 Итоговая беседа карточка Итоговая беседа С.10 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Уход за одеждой: стирка, сушка,  складывание, хранение. Обувь из различных материалов.  Уход за обувью. Урок­практикум. Сентябрь. Учебная экскурсия.  Лиственные деревья леса. День  работников леса.   Кусты: шиповник, сирень. Овощи: картофель.  Овощи: капуста, свекла, горох.  Фрукты: персик, абрикос.   Кустарнички. Ягоды:  клюква,  брусника, черника. Грибы. Съедобные и ядовитые. Бахчевые культуры: арбуз и дыня.  Октябрь. Учебная экскурсия. Населенный пункт, в котором ты  живешь. (Улицы, площади, скверы.) Ориентировка на улице.  Практическое занятие. Ноябрь. Учебная экскурсия. Осень. Обобщающий урок. Городской транспорт. Автобус. Метро ­ городской транспорт.  Охрана здоровья и безопасное  поведение Что делать если ты  потерялся или не знаешь, как  пройти). Семья. День матери. Квартира, комнаты, кухня,  прихожая, с\у  Светильники и бытовые приборы.      Мебель разного назначения. Уход за мебелью. Урок­практикум. Посуда для приготовления пищи.  Мытье и хранение. Урок­практикум. Декабрь . Учебная экскурсия.  2 четверть 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итоговая беседа Итоговая беседа Практическое задание Практическое задание Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Тест  С.11 С.12 С.13 С.14­15 С.16-17 С.18­19 С.20 С.21 С.22­23 С.24 С.25 С.26­27 С.28­29 Итоговая беседа С.30­31 Практическое задание Практическое задание Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа С.36­37 С.32 С.33 Итоговая беседа С.34­35 Итоговая беседа С.38­39 Итоговая беседа С.40 Итоговая беседа Практическое задание Практическое задание Практическое задание С.41 С.42­43 С.44­45 С.48­49 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. Охрана здоровья и безопасное  поведение (Обращение с горячей  водой, электричеством, газом). День спасателя. Рождество. Лошадь.   Медведь.  Рысь.  Январь. Учебная экскурсия.  Голубь. Грач Утка.  Гусь. Рыбы. Щука. Дикие и домашние животные (птицы и звери). Дикие животные, содержащиеся  дома. Хомяк. Февраль. Учебная экскурсия  Зима. Обобщающий урок. Масленица. Традесканция. Уход. Урок­ практикум. Фиалка. Уход. Урок­практикум. Март. Учебная экскурсия. Человек. Органы чувств человека. Уход и охрана здоровья органов  чувств. Насекомые. Муравей. Божья  коровка. Насекомые..Муха и комар. 12 апреля – День космонавтики Наша Земля. Апрель. Учебная экскурсия. Охрана здоровья и безопасное  поведение. День пожарной охраны.   Раннецветущие растения:  ветреница, гусиный лук.  1 мая – Праздник весны и труда.   9 мая. Поздравление с праздником.  3 четверть 4 четверть 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тест  С.46­47 Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Практическое задание Практическое задание Практическое задание Итоговая беседа Тест  Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Практическое задание С.50­51 С.54 С.56­57 С.58­59 С.52­53 С.60­61 С.62­63 С.64­65 С.66­67 С.68­69 С.70 С.71 С.72­73 С.74­75 С.78 С.79 С.76­77 С.80 С.81 С.82­83 С.84­85 С.86 С.87 С.90­91 Итоговая беседа С.88 Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа Итоговая беседа С.89 С.92­93 С.94­95 С.96­97 63. 64. 65. 66. 67. 68. Май. Учебная экскурсия. Весна. Обобщающий урок. Повторение  Повторение Лето. Охрана здоровья и безопасное  поведение .(Поведение в грозу) 1 1 1 1 1 Практическое задание Итоговая беседа Итоговая беседа Тест Итоговая беседа Итоговая беседа С.98 С.99 С.100                                              Календарно­тематическое планирование 4 класс Дата I четверть ­ 18 часов. Тема урока Лето. Обобщение летних впечатлений.  Фрукты. Слива. Овощи.   Петрушка,   укроп.   Значение   овощей   для   жизни человека. Овощи,   фрукты,   ягоды.   Значение   ягод   в   жизни   людей (брусника, смородина).  Бережное отношение человека к растению. Зерновые культуры. Рожь. Пшеница. Овес. Осенние цветы на лугу и клумбе. Сентябрь ­ начало осени. Экскурсия. Плоды и семена.  Кустарники. Орешник. Многообразие плодов ­ орехов. Хвойные деревья: ель, сосна.  Грибы. Разнообразие грибов.  Охрана здоровья и безопасное поведение (Что делать если отравился.)  Октябрь – середина осени. Экскурсия.  Твоя семья.  Комнатные растения. Уход, Урок­практикум  4 ноября – День народного единства. Народы России.  Обобщающий урок. Итоги I четверти. II четверть ­ 14 часов. Ноябрь ­ поздняя осень. Экскурсия.  Город,   поселок,   деревня   –   населенные   пункты   нашей страны. Наша родина – Россия.  Флаг. Герб. Гимн России. Праздники нашей страны.  Столица нашей Родины – Москва.  Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.  Магазины. Универмаг, киоск, универсам, торговый центр. Работники магазина. Транспорт городской. Правила поведения в транспорте.  Транспорт междугородний:     автомобильный, Д/з С.4­5 С.6­7 С.8­9 С.10­11 С.12­13 С.14­15 С.16­17 С.18­19 С.20­21 С.22­23 С.24­25 С.26­27 С.28­29 С.30­31 С.32­33 С.34­35 С.36­37 С.38­39 С.40­41 С.42­43 С.44­45 С.46­47 С.48­49 С.50­51 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11,12 13 14,15 16 17 18 19 20,21 22 23 24 25 26 27 28 водный.   Правила ,воздушный, железнодорожный   поведения в транспорте, на вокзалах. Декабрь ­ начало зимы. Экскурсия.  Охрана   здоровья   и   безопасное   поведение   (простуда, гриппе).  Одежда и обувь к каждому сезону. Головные уборы.  Обобщающий урок. Итоги II четверти. III четверть ­ 20 часов. Одежда и обувь к каждому сезону. Головные уборы. Экскурсия   в   школьные   мастерские.   Соблюдение   правил безопасного   поведения   на   производстве   (на   примере школьных   мастерских):   использование   спецодежды, предупреждение отвлечений во время работы, баловства, внимательное изучение правил работы. Январь ­ середина зимы. Экскурсия. Домашние животные. Кролик.  Домашние животные. Свинья. Дикие животные. Лось. Дикие животные. Бобер. Домашние птицы. Индюк. Дикие водоплавающие птицы. Лебедь. Утка. Гусь. Февраль ­ конец зимы. Экскурсия.  Март­ наступление весны.  Перелетные и зимующие птицы. Дикие и домашние животные. Пресмыкающиеся. Гадюка. Земноводные. Лягушка. Рыбы. Окунь. Плотва. Щука. Насекомые. Оса. Особенности поведения (агрессивность). Насекомые. Многообразие. Обобщающий урок. Итоги III четверти. IV четверть ­ 16 часов. Совместные занятия с друзьями. Музыка и книги.  Экскурсия   в   компьютерный   класс   или   к   компьютеру. Игры и занятия на компьютере.  Труд людей. Многообразие профессий. Апрель ­ середина весны. Экскурсия.  Как «устроен человек». Охрана   здоровья   и   безопасное   поведение. здоровым. Поликлиника. Раннецветущие растения. Подснежник. Нарцисс.  Май ­ конец весны. Экскурсия.  Повторение. Повторение. Игра «Обо всем на свете знают только дети». Обобщающий урок. Итоги IV четверти.  Как   быть С.52­53 С.54­55 С.56­57 С.56­57 С.58­59 С.60­61 С.62­63 С.64­65 С.66­67 С.68­69 С.70­71 С.72­73 С.74­75 С.76 С.77 С.78­79 С.80 С.81 С.82 С.83 С.84 С.85 С.86­87 С.88­89 С.90­91 С.92­93 С.94­95 С.96­97 98­99 100­101 102­103 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42,43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59,60 61,62 63,64 65 66 67 68 Обобщающий урок. Итоги года.

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 2-4 коррекционных классов с умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2018