Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс
Оценка 5

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
3 кл
12.01.2019
Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями стандарта, включен региональный компонент. В программе прослеживается взаимосвязь изучаемого детьми материала. При составлении программы были включены темы регионального компонента. Темы спланированы с учетом использования различных форм урока (экскурсии, наблюдения, опыты и прочее). В программе прописаны УУД школьника.
ОКРУЖАЮЩИЙ мир рп.docx
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Окружающий мир Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:  осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;  осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающее в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;  осознание   своей   этнической   и   культурной   принадлежности   в  контексте   единого   и   целостного  Отечества   при   всем   многообразии культур, национальностей, религий России;  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;  уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых человеческих ценностей;  расширение   сферы   социально­нравственных   представлений,   включающих   в   себя   освоение   базовой   роли   ученика,   понимание образования как личностной ценности;  способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;  установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:  способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной активности и внутренней жизни человека;  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;   освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.);  способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметными  результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:  усвоение   первоначальных   сведений   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и   явлений,   характерных   для   природной   и социальной 1 действительности (в пределах изученного);  сформированность целостного, социально­ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно­научных и социально­гуманитарных дисциплин;  умение   наблюдать,  фиксировать,  исследовать   (измерять,  сравнивать,   классифицировать,   ставить   опыты,   получать   информацию   из семейных   архивов,   от   окружающих   людей,   в   открытом   информационном   пространстве)   явлений   окружающего   мира;   выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;  владение навыками устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире природы и социума;  владение   основами   экологической   грамотности,   элементарными   правилами   нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  понимание роди и значения родного края в природе и историко­культурном наследии России, в ее современной жизни;  понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;  понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.       Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит   в   процесс   постижения   мира   ценностную   шкалу,   без   которой   невозможно   формирование   позитивных   целевых   установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир»помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо своей родной страны и планеты Земля К концу первого года обучения учащиеся научатся:        воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательностей столицы России; различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице; ориентироваться в основных помещениях школы и их местоположении; различать особенности деятельности людей в различных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий; различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»; определять   последовательность   времен   года   (начиная   с   любого),   находить   ошибки   в   предъявленной   последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения; называть царства природы; 2 устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы; описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира; сравнивать домашних и диких животных;     моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;     различат состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества; сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания; анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;  различать основные нравственно­этические понятия; рассказывать о семье, своих любимых занятиях составлять словесный портрет членов семьи, друзей; участвовать в труде  по уходу за растениями и животными уголка живой природы; составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этих правил и нравственности; различать (соотносить) прошлое­настоящее­будущее.        К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:            составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; оценивать   жизненную   ситуацию,   а   также   представленную   в   художественном   произведении   с   точки   зрения   этики   и   правил нравственности; различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой; характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличие Земли от других планет; называть царства природы; описывать признаки животного и растения как живого существа; моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания; различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; устанавливать основные признаки разных сообществ; описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; 3      сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания; «читать» информацию, представленную в виде схемы; воспроизводить в небольшом (рассказе­описании) изученные сведения из истории Москвы; ориентироваться  в понятиях «Солнечная система», «сообщества», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные   растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»; проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:                     характеризовать условия жизни на Земле; устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха; описывать свойства воды (воздуха); различать растения разных видов, описывать их; объяснять последовательность развития растения, характеризовать значение органов растения; объяснять отличия грибов от растений; характеризовать животное как организм; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; составлять описательный рассказ о животном; приводить примеры (конструировать) цепи питания; характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного); сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох; называть   даты   образования   Древней   Руси;   венчания   на   царство   первого   русского   царя;   отмены   крепостного   права;   свержения последнего русского царя; работать с географической и исторической картами, контурной картой; ориентироваться в понятии «историческое время», различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; анализировать   модели,   изображающие   Землю   (глобус,   карту).   Различать   географическую   и   историческую   карты.   Анализировать масштаб, условные обозначения на карте; приводить примеры опытов, подтверждающие различные свойства воды и воздуха; проводить несложные опыты по размножению растений; поводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации; рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена; 4   ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена, возникновение ремесел, научные открытия и др.); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:                 выявлять признаки живого организма, характерные для человека; моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка; оценивать положительные  и отрицательные качества  человека; приводить примеры (жизненные и  из  художественной  литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.; анализировать модели, изображающие землю (глобус, пан, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане; описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности; составлять рассказ­описание о странах – соседях России; различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»; соотносить события, персоналии в принадлежностью к конкретной исторической эпохе; называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры; различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России; описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного); называть имена выдающихся деятелей писателей, композиторов  разных исторических эпох; применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки; различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ними построить общение; раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, событии я в культурной жизни) в рамках изученного. 2. Содержание учебного предмета 2.1. Содержание учебного предмета 1 класс (66 часов) 5 Введение. «Что такое окружающий мир» (1 ч.) . Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.             Мы – школьники (9 ч.) Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. ОБЖ: безопасная  дорога  от  дома   до  школы.  Улица  (дорога):   тротуар,   обочина,  проезжая   часть,  мостовая.  Правила  пользования транспортом.   Дорожные   знаки:   «пешеходный   переход»,   «подземный   пешеходный   переход»,   «железнодорожный   переезд»,   «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.             Ты и здоровье (6 ч.) Забота   о   своем   здоровье   и   хорошем   настроении.   Гигиена   зубов,   ротовой   полости,   кожи.   Охрана   органов   чувств:   зрения,   слуха, обоняния и др. Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Мы и вещи (6 ч.) Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов. Родная природа (25 ч.) Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини­сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. 6 ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).          Родная страна (19 ч.) Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд   людей   родного   города   (села),   профессии   (например,   строитель,   шахтер,   тракторист,   доярка   и   др.).   Машины,   помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей). Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария. 2.2. Содержание учебного предмета 2 класс (68 часов). Введение. Что тебя окружает. (2 ч.)  Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Природа это то, что нас окружает, что не создано человеком. Предметы, созданные человеком.  Изделия тюменских мастеров. Кто ты такой (10 ч.) Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники – органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь. Кто живет рядом с тобой (11 ч.) 7 Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность,   внимательность,   уважение   к   чужому   мнению   –   правила   взаимоотношений   и   дружбы.   Твои   друзья­одноклассники.   Внешнее проявление   чувств.   Внимание   человека   к   используемым   жестам   и   мимике.   Как   управлять   своими   эмоциями,   как   научиться   «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор. Россия – твоя Родина (20 ч.) Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.  Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей.  Труд, быт людей. Культурные учреждения Тюменской области. Важные сведения из жизни родного края. Знаменитые люди Тюменского края. Народы Тюменской области, их обычаи и традиции. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт­Петербург   –   северная   столица   России.   Достопримечательности   Санкт­Петербурга.  Главный   город   родного   края; достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух­трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы.   Древние   города:   «Золотое   кольцо»   России.   Достопримечательности   древних   городов.   Как   возникло   и   что   обозначает   слово «гражданин». Мы – жители Земли (25 ч.) Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение – живые существа. Природные сообщества. 8 Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др.  Леса Тюменской области. Лесные обитатели тюменских лесов. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.  Водоёмы родного края и их обитатели. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь   луга.   Растения   и   животные   луга.   Характеристика   типичных   представителей   луга   (с   учетом   принципа   краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных. Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий). Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного   «древа».   Работа   с   натуральными   объектами,   гербариями,   муляжами   (съедобные   и   ядовитые   грибы;   редкие   растения   своей местности; растения разных сообществ). 2.3. Содержание учебного предмета 3 класс (68 часов). «Введение» (1 ч.) Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории. Земля – наш общий дом (5 ч.)  Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. 9 Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы,   их   разнообразие.   Растения   и   животные   разных   водоемов.  Водоемы   Тюменской   области   и   их   обитатели.  Охрана   воды   от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.  Как человек изучает Землю (3ч.)   Человек познаёт мир.  Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. План и карта Тюменской области. Знакомство с компасом. Расширение   кругозора   школьников. Представления   людей   древних   цивилизаций   о   происхождении   Земли.   История   возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. Царства природы (24 ч.) Растительный мир Земли  Распространение   растений   на   Земле,   значение   растений   для   жизни.   Растения   и   человек.   Разнообразие   растений:   водоросли,   мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Флора Тюменского края. Растения   –   живые   тела   (организмы).   Жизнь   растений.   Продолжительность   жизни:   однолетние,   двулетние,   многолетние.   Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения Тюменского края. Предупреждение отравлений ими. Грибы Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.          Животный мир Земли  Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных. Человек – часть природы  Красная книга России, ее значение. Красная книга Тюменской области,отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Охрана воды от загрязнения. Охрана воздуха. Охрана животных. Охрана растений. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. 10 Наша Родина от Руси до России ( 7ч.)  Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империи, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Как люди жили в старину (11ч.) Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.          Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (17 ч.) Человек   и   растения.   Культурные   растения.   Что   такое   земледелие.   Хлеб   –   главное   богатство   России.   Крепостные   крестьяне   и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.  Родной край – частица Родины. Ремесленники Тюменского края. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из­под земли. Уроки­обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года). Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры. Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы. Практические работы. Работа с картой. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. 2.4. Содержание учебного предмета 4класс (68 часов). 11 Человек ­ живое существо ( организм) (14 час.) Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной  мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно­двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно­ двигательной системы. простуды и т.п.). Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, о  Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболевания сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи  и правила ухода за ней. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Личная ответственность каждого человека за состояние своего  здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, и их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев.  Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Человек – часть природы (3 час.) Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Память. Человек – член общества (1час.) Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью для общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Развитие человека от рождения и до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о  престарелых и больных. Благотворительность в Тюменском крае. Организации Тюменской области, занимающиеся охраной здоровья. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка  человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир: общее представление о человеческих свойствах и  качествах Ты и твое здоровье (6 час.) Правильное питание как условие здоровья. Движение и физкультура. Закаливание. Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. 12 Здоровый сон. Вредные привычки. Человек среди людей (11 час.) ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными  животными. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Номера телефоном экстренной помощи.  Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорогая от дома о школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила  противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта,  телеграф, телефон, электросвязь. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой  информации в целях сохранения духовно ­ нравственного здоровья. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. Внимание и уважение к людям с  ограниченными возможностями здоровья. Родная страна от края до края (10 час.) Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и  животный мир, труд и быт людей). Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение на карте). Рельеф России.  Восточно­Европейская равнина, Западно­Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Рельеф Тюменской области, особенности  расположения города Тюмени. Полезные ископаемые и их роль в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые  Тюменского края. Страны и народы мира ( 4 часа.) Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3­4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): называние, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов). Станицы истории Отечества (16 час.) Как   развивались   и   строились   города.  Особенности   расположения   древних   городов.   Кремлевские   города.   Улицы,   история   и происхождение названий. Человек – творец культурных ценностей. 13 Что   такое   культура.   Ценности   культуры.   О   чем   рассказывают   летописи.   Первые   школы   на   Руси.   Первые   печатные   книги.   Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России М.В. Ломоносова. Искусство в России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский Театр. Искусство   России   XVIII   века.   Памятники   архитектуры.   Творения   В.И.   Баженова.   Изобразительное   искусство   XVIII   века. Возникновение публичных театров. Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов и художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.) Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.) произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.) детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.) Человек – защитник своего Отечества. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Тюменская область в годы Великой Отечественной войны. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох. Наша Родина Россия – Российская Федерация (3час.) Президент Российской Федерации – глава государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан. Россия на карте; государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Гражданин   и   государство.   Обязанности     и   права   граждан.   Государственная   символика.   Россия   –   наша   Родина.   Русский   язык   – государственный язык России.  14 Практические работы: составление режима дня школьника для будней и выходных; подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок; оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и др.); работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике). 3. Тематическое планирование. Наименование разделов и тем 1 класс Количество  часов 1. Введение. Что такое окружающий мир.  2. Мы ­ школьники  3. Ты и здоровье  4. Мы и вещи  5. Родная природа  6. Родная страна  1. Введение. Что тебя окружает.  2. Кто ты такой 3. Кто живет рядом с тобой 4. Россия твоя Родина 5. Мы жители Земли 1 9  6 6 25 19 66 2 10 11 20 25 68 2 класс Итого: Итого: 3 класс 15 1. Введение. Где и когда ты живешь. 2. Земля наш общий дом 3. Человек изучает Землю 4. Царства природы 5. Наша Родина: от Руси до России 6. Как жили люди в старину 7. Как трудились в старину 1. Человек — живое существо (организм) 4 класс Итого: 2. Человек часть природы 3. Человек – член общества 4. Ты и твое здоровье 5. Человек среди людей 6. Родная страна от края до края 7. Страны и народы мира 1 5 3 24 7 11 17 68 14 3 1 6 11 10 4 16 8.Станицы истории Отечества  9.Наша Родина Россия – Российская Федерация 16 3 68 270 Итого: Всего: 17 18

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1-4 класс