Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе:
· Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ.
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373 с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
· Планируемых результатов начального общего образования.
· Основной образовательной программы НОО МКОУ СОШ № 2 Левокумского муниципального района Ставропольского края.
· Положения о рабочей программе МКОУ СОШ № 2 Левокумского муниципального района Ставропольского края.
· Авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2014 г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же
данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Раздел 2. Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе, что осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой и живой природой,
внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разно образные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание (определение) объектов окружающего мира с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) выявление и моделирование связей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, выработку соответствующих норм и правил, которое осуществляется с помощью специально разработанного пособия по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится — 66 ч (2 часа в неделю, 33 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Раздел 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При освоении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-
сберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Окружающий мир» к концу 1-го года обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
• различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы;
• различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
• правильно переходить улицу;
• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
• различать виды транспорта;
• соблюдать правила безопасности в транспорте.
Раздел 4. Распределение учебного материала курса «Окружающий мир»
В 1 классе ещё не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребёнок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует всё. Целостный образ окружающего формируется через мозаику его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы (Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др.). Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной для них форме ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в разделе «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдаётся самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей.
Вторая группа вопросов (раздел «Как, откуда и куда?») — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.
Третий круг вопросов (раздел «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени.
Четвёртый (раздел «Почему и зачем?») — обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждом разделе охватывает основные области действительности, в том числе: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в процессе освоения курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Раздел 5. Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Задавайте вопросы! |
1 |
2 |
Что и кто? |
20 |
3 |
Как, откуда и куда? |
12 |
4 |
Где и когда? |
11 |
5 |
Почему и зачем? |
22 |
Итого: |
66 |
Раздел 6. Содержание программы учебного курса
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 7. Перечень учебно-методического обеспечения
Литература:
1. Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2014.- 205 с. (Предметная линия учебников системы «Школа России»).
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. + СD, М.: Просвещение, 2013.
3. Плешаков
А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.
1 класс. В 2-х частях.
М.: Просвещение, 2016.
4. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: «ВАКО», 2015.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и темы урока |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) |
Дата проведения |
|||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) |
Универсальные учебные действия |
план |
факт |
|||
Метапредметные |
Личностные |
|||||
1 |
Задавайте вопросы! Часть 1 У.с.3-8 Т.с.3 |
Научиться задавать вопросы об окружающем мире. Научиться работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом-определителем. |
Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о новом изучаемом предмете; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, используя слова: кто?, что?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; - обращаться за помощью к учителю. |
Принятие внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. Мотивация учебной деятельности.
|
|
|
Раздел «Что и кто?» 20 часов |
|
|
||||
2 |
Что такое Родина? У.с.9-11 Т.с.4 |
Научиться различать государственную символику. Научиться разделять объекты живой и неживой природы и изделия. |
Регулятивные УУД: - уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природные объекты и изделия. Познавательные УУД: - распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Коммуникативные УУД: - уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству. |
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
3 |
Что мы знаем о народах России? У.с.12-13 Т.с.5-6 |
Научиться определять, какие народы населяют нашу страну, рассказывать об их национальных праздниках. Научиться сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. |
Регулятивные УУД: - удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения: составление и выполнение режима дня школьника, перечень правил безопасного поведения. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о Родине; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
Мотивация учебной деятельности. |
|
|
4 |
Что мы знаем о Москве? У.с.14-15 Т.с.7
|
Научиться узнавать достопримечательности столицы. |
Регулятивные УУД: - составлять план и последовательность действий при разборе конкретных правил дорожного движения; - адекватно использовать свою речь для регуляции своих действий. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о столице нашей Родины – Москве; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику. |
Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
5 |
Проект «Моя малая Родина». У.с.16-17 Т.с.8-9 |
Научиться составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности. Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты. |
Регулятивные УУД: - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД: - ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные УУД: - ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения. |
Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе. |
|
|
6 |
Что у нас над головой? У.с.18-19 Т.с.10
|
Научиться наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём. Научиться находить на ночном небе ковш Большой Медведицы. |
Регулятивные УУД: - быть ответственным за свои поступки. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам. |
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика». |
|
|
7 |
Что у нас под ногами? У.с.20-21 Т.с.10-11 |
Научиться группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк. |
Регулятивные УУД: - быть ответственным за свои поступки; - адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные УУД: - узнавать и называть объекты неживой природы, выделять существенные признаки. Коммуникативные УУД: - ставить вопросы, использовать речь для регуляции своего действия. |
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. |
|
|
8 |
Что общего у разных растений? У.с.22-23 Т.с.12-13 |
Научиться находить у растений их части, показывать и называть их. |
Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о том, из каких частей состоит растение; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. |
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. |
|
|
9 |
Что растет на подоконнике? У.с.24-25 Т.с.13-14 |
Научиться наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам. Научиться определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. |
Регулятивные УУД: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о комнатных растениях; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
|
|
10 |
Что растет на клумбе? У.с.26-27 Т.с.15-16 |
Научиться наблюдать за растениями клумбы и узнавать их по рисункам, определять растения с помощью атласа-определителя. |
Регулятивные УУД: - соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о том, какие цветы растут на клумбе около школы; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - работать в группах, ставить вопросы участникам группы. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
|
11 |
Что это за листья? У.с.28-29 Т.с.16-18 |
Научиться наблюдать изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам, определять названия деревьев по листьям. |
Регулятивные УУД: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года. Коммуникативные УУД: - формулировать свои затруднения, свою собственную позицию. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
|
12 |
Что такое хвоинки? У.с.30-31 Т.с.19-21 |
Научиться различать лиственные и хвойные деревья. Научиться сравнивать ель и сосну. |
Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме об отличии лиственных деревьев от хвойных; - осуществление поиска существенной информации. Коммуникативные УУД: - ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию. |
Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
|
13 |
Кто такие насекомые? У.с.32-33 Т.с.22-23 |
Научиться сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых. |
Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о различных насекомых. Коммуникативные УУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
|
14 |
Кто такие рыбы? У.с.34-35 Т.с.24 |
Научиться моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя. |
Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о морских и речных рыбах. Коммуникативные УУД: - использовать речь для регуляции своего действия; - ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
|
15 |
Кто такие птицы? У.с.36-37 Т.с.25-26 |
Научиться узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя; описывать птицу по плану. |
Регулятивные УУД: - применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о птицах и их отличительных признаках. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
|
16 |
Кто такие звери? У.с.38-41 Т.с.27-28 |
Научиться исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя. |
Регулятивные УУД: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о различных видах зверей; - осуществление поиска существенной информации. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения. |
Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
|
|
17 |
Что окружает нас дома? У.с.42-43 Т.с.29-30 |
Научиться характеризовать назначение бытовых приборов, находить на рисунке предметы определённых групп. |
Регулятивные УУД: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о предметах быта; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
|
18 |
Что умеет компьютер? У.с.44-45 Т.с.31 |
Научиться характеризовать назначение частей компьютера. |
Регулятивные УУД: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о компьютере; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Мотивация учебной деятельности. |
|
|
19 |
Что вокруг нас может быть опасным? У.с.46-47 Т.с.32-33 |
Научиться правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу. |
Регулятивные УУД: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в повседневной жизни. Коммуникативные УУД: - определять общую цель и пути её достижения, вести диалог, слушать собеседника. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
|
20 |
На что похожа наша планета? У.с.48-49 Т.с.33-34
|
Научиться использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли. |
Регулятивные УУД: - применять усвоенные правила в планировании способа решения. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о форме земного шара. Коммуникативные УУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
|
21 |
Презентация проекта «Моя малая Родина». У.с.50-54 Т. «Научный дневник» |
Научиться публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. |
Регулятивные УУД: - предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - ставить и задавать вопросы; - обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
|
Раздел «Как, откуда и куда?» 12 часов |
|
|
||||
22 |
Как живёт семья? Проект «Моя семья». У.с.55-59 Т.с.35-37
|
Научиться рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи. |
Регулятивные УУД: - предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль. |
Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
|
|
23 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? У.с.60-61 Т.с.38-40 |
Научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды. |
Регулятивные УУД: - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать результат своих действий. Познавательные УУД: - извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; - дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире. Коммуникативные УУД: - при работе в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - определять общую цель и пути её достижения. |
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
24 |
Откуда в наш дом приходит электричество? У.с.62-63 Т.с.40-41 |
Научиться отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. |
Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о значении электроприборов в жизни человека; - осуществление поиска существенной информации. Коммуникативные УУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль. |
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
25 |
Как путешествует письмо? У.с.64-65 Т.с.42-43 |
Научиться наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений. |
Регулятивные УУД: - предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о работе почты; - осуществление поиска существенной информации. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. |
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, эстетических потребностях, ценностях и чувствах. |
|
|
26 |
Куда текут реки? У.с.66-67 Т.с.43-45 |
Научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду. |
Регулятивные УУД: - ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать результат своих действий; - прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - устанавливать взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных умений. Коммуникативные УУД: - обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя; - согласовывать свои действия с партнёром; - вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; - строить понятные речевые высказывания. |
Осознание ответственности человека за общее благополучие: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. |
|
|
27 |
Откуда берутся снег и лед? У.с.68-69 Т.с.45-47 |
Научиться наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. Научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями. |
Регулятивные УУД: - составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о свойствах льда и снега; - формулировать ответы на вопросы учителя; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание, слушать собеседника; - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика». |
|
|
28 |
Как живут растения? У.с.70-71 Т.с.48-49 |
Научиться наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях. |
Регулятивные УУД: - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о растениях как живом организме. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; - определять общую цель и пути её достижения. |
Осознание ответственности человека за общее благополучие; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. |
|
|
29 |
Как живут животные? У.с.72-73 Т.с.50-51 |
Научиться наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях. Научиться ухаживать за животными. |
Регулятивные УУД: - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о живых организмах; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - формулировать свои затруднения; - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. |
Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
30 |
Как зимой помочь птицам? У.с.74-75 Т.с.52-54 |
Научиться различать зимующих птиц по рисункам и в природе; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц. |
Регулятивные УУД: - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о птицах, зимующих в наших краях. Коммуникативные УУД: - формулировать свои затруднения; - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. |
Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
31 |
Откуда берётся и куда девается мусор? У.с. 76-77, 78-79 Т.с.54-55 |
Научиться сортировать мусор по характеру материала; определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации. |
Регулятивные УУД: - преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути её достижения. |
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
32 |
Откуда в снежках грязь? У.с.80-81 Т.с.56-57 |
Научиться исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений, определять источники загрязнений в снеге. |
Регулятивные УУД: - преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути её достижения. |
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
33 |
Закрепление и обобщение знаний по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». У.с.82-93 Т.с.58 |
Научиться публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. |
Регулятивные УУД: - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; - дополнение и расширение имеющихся знаний. представлений об окружающем мире. Коммуникативные УУД: - предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Формирование этических чувств, доброжелательности, и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей, целостного, социально-ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению. |
|
|
Раздел «Где и когда?» 11 часов |
|
|
||||
34 |
Когда учиться интересно? Часть 2 У.с.3-5 Т.с.3 |
Научиться обсуждать условия интересной и успешной учёбы, определять наиболее значимые события в классе. |
Регулятивные УУД: - различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учёбы. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия. |
Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности. |
|
|
35 |
Проект «Мой класс и моя школа». У.с.6-7 Т.с.4-5 |
Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. |
Регулятивные УУД: - различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учёбы. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание. |
Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности. |
|
|
36 |
Когда придет суббота? У.с.8-9 Т.с.6-8 |
Научиться различать прошлое, настоящее, будущее; называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый. |
Регулятивные УУД: - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о времени и его течении; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы. |
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
|
|
37 |
Когда наступит лето? У.с.10-11 Т.с.9-10 |
Научиться соотносить время года и месяцы, характеризовать природные явления в разные времена года. |
Регулятивные УУД: - преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о зависимости природных явлений от смены времён года. Коммуникативные УУД: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
|
|
38 |
Где живут белые медведи? У.с.12-13 Т.с.11-12 |
Научиться находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; приводить примеры животных холодных районов. |
Регулятивные УУД : - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика». |
|
|
39 |
Где живут слоны? У.с.14-15 Т.с.12-13 |
Научиться находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов. |
Регулятивные УУД: - составлять план и последовательность действий, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о жарких районах Земли; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. |
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности; эстетические потребности, ценности, чувства. |
|
|
40 |
Где зимуют птицы? У.с.16-17 Т.с.14-15 |
Научиться различать зимующих и перелётных птиц; группировать птиц по определённым признакам; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. |
Регулятивные УУД: - преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о зимующих видах птиц. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. |
Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
41 |
Когда появилась одежда? У.с.18-19, 20-21 Т.с.15-16 |
Научиться отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения. |
Регулятивные УУД: - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме об истории появления одежды и типах одежды в зависимости от природных условий и её назначения; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
42 |
Когда изобрели велосипед? У.с.22-23 Т.с.17-18 |
Научиться сравнивать старинные и современные велосипеды; правилам безопасной езды на велосипеде |
Регулятивные УУД: - формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме об истории появления и усовершенствования велосипеда. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, формировать собственное мнение. |
Принятие образа «хорошего ученика». Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
43 |
Когда мы станем взрослыми? У.с.24-25 Т.с.18-19 |
Научиться определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка; думать о последствиях своих поступков. |
Регулятивные УУД: - формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнера высказывания. |
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
|
44 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». У.с.26-30 Т.с.20 |
Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. |
Регулятивные УУД: - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание. |
Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие «образа хорошего ученика». |
|
|
Раздел «Почему и зачем?» 22 часа |
|
|
||||
45 |
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? У.с.31-33 Т.с.21-22 |
Научиться работать с атласом-определителем; наблюдать картину звёздного неба; выстраивать рассуждения на заданную тему. |
Регулятивные УУД: - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, формировать собственное мнение и позицию. |
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, мотивация учебной деятельности. |
|
|
46 |
Почему Луна бывает разной? У.с.34-35 Т.с.22-23 |
Научиться наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений. |
Регулятивные УУД: - использовать установленные правила при контроле способа решения. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; - осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания. |
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир. |
|
|
47 |
Почему идёт дождь и дует ветер? У.с.36-37 Т.с.23-24 |
Научиться объяснять причины возникновения дождя и ветра. |
Регулятивные УУД: - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных. Коммуникативные УУД: - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. |
Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
48 |
Почему звенит звонок? У.с.38-39 Т.с.25-26 |
Научиться исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине возникновения эха. |
Регулятивные УУД: - использовать установленные правила при контроле способа решения, составлять план и последовательность действий. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию. |
Мотивация учебной деятельности. |
|
|
49 |
Почему радуга разноцветная? У.с.40-41 Т.с.26-27
|
Научиться называть цвета радуги в правильной последовательности. |
Регулятивные УУД: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: - осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество. |
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
50 |
Почему мы любим кошек и собак? У.с.42-43 Т.с.27 |
Научиться рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой. |
Регулятивные УУД: - предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания. |
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. |
|
|
51 |
Проект «Мои домашние питомцы». У.с.44-45 Т.с.28-29
|
Научиться описывать своего домашнего питомца по плану; наблюдать за домашними животными и фиксировать результаты наблюдений. |
Регулятивные УУД: - предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания. |
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. |
|
|
52 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? У.с.46-47 Т.с.30-33
|
Научиться узнавать изученные природные объекты; некоторым важным правилам поведения в природе. |
Регулятивные УУД: - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения. Коммуникативные УУД: - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника. |
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. |
|
|
53 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? У.с.48-49, 50-51 Т.с.34
|
Научиться определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину. |
Регулятивные УУД: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о разнообразии лесных звуков. Коммуникативные УУД: - осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. |
|
|
54 |
Зачем мы спим ночью? У.с.52-53 Т.с.35
|
Научиться оценивать правильность своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека. |
Регулятивные УУД: - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные УУД: - извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; - дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире. Коммуникативные УУД: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни. |
|
|
55 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? У.с.54-55 Т.с.36-38 |
Научиться различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. |
Регулятивные УУД: - предвосхищать результат; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания; - осуществлять взаимный контроль. |
Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
56 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? У.с.56-57 Т.с.38-39 |
Научиться формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук. |
Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД: - извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; - дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире. Коммуникативные УУД: - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
|
57 |
Зачем нам телефон и телевизор? У.с.58-59 Т.с.39-40
|
Научиться различать средства связи и средства массовой информации. |
Регулятивные УУД: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД: - извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о современных средствах связи. Коммуникативные УУД: - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы. |
Мотивация учебной деятельности. |
|
|
58 |
Зачем нужны автомобили? У.с.60-61 Т.с.41 |
Научиться классифицировать автомобили и объяснять их назначение. |
Регулятивные УУД: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о видах наземного транспорта, об автомобиле и его назначении. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнера высказывания. |
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.
|
|
|
59 |
Зачем нужны поезда? У.с.62-63 Т.с.42-43 |
Научиться классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассказывать об устройстве железной дороги. |
Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать результат своих действий. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Коммуникативные УУД: - обмениваться мнениями, слушать другого ученика. |
Осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
|
60 |
Зачем строят корабли? У.с.64-65 Т.с.44-45 |
Научиться классифицировать корабли в зависимости от их назначения. |
Регулятивные УУД: - прогнозировать результат уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о водном транспорте. Коммуникативные УУД: Обмениваться мнениями, слушать другого ученика. |
Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
61 |
Зачем строят самолёты? У.с.66-67 Т.с.46 |
Научиться классифицировать самолёты в зависимости от их назначения. |
Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать результат своих действий. Познавательные УУД: - извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы. Коммуникативные УУД: - обмениваться мнениями, слушать друг друга. |
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. |
|
|
62 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? У.с.68-69 Т.с.47
|
Научиться правильно вести себя в автомобиле, поезде и на железной дороге. |
Регулятивные УУД: - прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; - принимать учебную задачу; - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о соблюдении правил безопасности на различных видах транспорта. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, формулировать собственное мнение. |
Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни. |
|
|
63 |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? У.с.70-71 Т.с.48-49 |
Научиться правильно вести себя на корабле и в самолёте. |
Регулятивные УУД: - прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; - принимать учебную задачу; - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Познавательные УУД: - осознанно и произвольно высказываться в устной форме о правилах безопасности на водном и воздушном транспорте. Коммуникативные УУД: - уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя; - согласовывать свои действия с партнёром. |
Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни. |
|
|
64 |
Зачем люди осваивают космос? У.с.72-73 Т.с.50-51 |
Научиться рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта. |
Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать результат своих действий. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика; - строить понятные речевые высказывания. |
Целостный социально- ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
65 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? У.с.74-75 Т.с.52-53 |
Научиться приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой. |
Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать результат своих действий. Познавательные УУД: - извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; - дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире. Коммуникативные УУД: - строить понятные речевые высказывания; - допускать существование различных точек зрения. |
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. |
|
|
66 |
Закрепление и обобщение знаний по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». У.с.76-93 Т.с.54 |
Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. Научиться обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать результат своих действий. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: - строить понятные речевые высказывания; - допускать существование различных точек зрения. |
Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.