Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
22.01.2018
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по окружающему миру 1 - 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века". Содержание: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир». 2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир». 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
рабочая программа.docx
Содержание Планируемые   результаты   освоения   учебного   предмета   «Окружающий мир»……………………………………..………………………………………..………..3 Содержание учебного предмета «Окружающий мир»……………………......8 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ………………………………………………………….29 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»       Учебный предмет «Окружающий мир» относится к предметной области «Обществознание   и   естествознание   (Окружающий   мир),   которая обеспечивает: ­   формирование   уважительного   отношения   к   семье,   населенному   пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; ­   осознание   ценности,   целостности   и   многообразия   окружающего   мира, своего места в нем; ­   формирование   модели   безопасного   поведения   в   условиях   повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;   ­   формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Предметные результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»:   1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;    2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей   семье,   истории,   культуре,   природе   нашей   страны,   её   современной жизни;   экологической   грамотности,   3)   осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   элементарных   правил   нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 3 4)   освоение   доступных   способов   изучения   природы   и   общества   (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации  из семейных  архивов, от окружающих  людей, в открытом информационном пространстве);    5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире.         Личностные   результаты   освоения   учебного   предмета «Окружающий мир»:      1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   формирование ценностей   многонационального   российского   общества;   становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;   2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в  его  органичном   единстве  и  разнообразии   природы,   народов,   культур  и религий;    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;   4)овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся и развивающемся мире;   5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;     6)развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои поступки,   в   том   числе   в   информационной   деятельности,   на   основе представлений   о   нравственных   нормах,   социальной   справедливости   и свободе;   7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 4 8)развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­   нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;     9)   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;   10)формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»:   1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;     2)   освоение   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера;     3)   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;   определять   наиболее   эффективные   способы   достижения результата;     4)   формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;   5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;     6)   использование   знаково­символических   средств   представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 5 7) активное использование речевых средств и средств информационных и   для   решения коммуникационных   технологий   (далее   ­   ИКТ) коммуникативных и познавательных задач;   8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом  учебном информационном  пространстве  сети  Интернет),  сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в   соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными   задачами   и технологиями   учебного   предмета;   в   том   числе   умение   вводить   текст   с помощью   клавиатуры,   фиксировать   (записывать)   в   цифровой   форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;    9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров  в соответствии  с  целями  и  задачами;  осознанно  строить  речевое высказывание   в   соответствии   с   задачами   коммуникации   и   составлять тексты в устной и письменной формах;     10)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза, обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам,   установления аналогий   и   причинно­следственных   связей,   построения   рассуждений, отнесения к известным понятиям;     11)   готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;     12)   определение   общей   цели   и   путей   ее   достижения;   умение договариваться   о   распределении   функций   и   ролей   в   совместной деятельности;   осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной деятельности,   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих; 6 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;   14)   овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;     15)   овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями, отражающими   существенные   связи   и   отношения   между   объектами   и процессами;   16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием   конкретного   учебного   предмета;   формирование   начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.   7 Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс Раздел 1. Введение           Тема 1. Нас окружает удивительный мир Раздел 2. Мы – школьники           Тема 2. Давай познакомимся. Мы – школьники          Тема 3. Правила поведения в школе Раздел 3. Родная природа. Сентябрь            Тема 4. Сентябрь  – первый  месяц осени          Тема 5. Что нам осень подарила          Тема 6. Грибная пора Раздел 4. Семья           Тема 7. Семья          Тема 8. Любимые занятия Раздел 5. Труд людей           Тема 9. Как из зерна получилась булка          Тема 10. Человек и домашние животные Раздел 6. Родная природа. Середина осени            Тема 11. Октябрь уж наступил          Тема 12. Птицы осенью          Тема 13. Явления природы Раздел 7. Наша страна ­ Россия. Родной край            Тема 14. Где ты живешь?          Тема 15. Правила дорожного движения Раздел 8. Труд людей           Тема 16. Ты и вещи         Тема 17. Кто работает ночью Раздел 9. Твоё здоровье           Тема 18. Твои помощники – органы чувств          Тема 19. Правила гигиены         Тема 20. О режиме дня         Тема 21. Урок в спортивном зале Раздел 10. Родная природа. Ноябрь           Тема 22. Ноябрь – зиме родной брат         Тема 23. Дикие животные         Тема 24. Звери­млекопитающие         Тема 25. Что мы знаем о птицах Раздел 11. Родной край          Тема 26. Город, село         Тема 27. Дом, в котором ты живешь         Тема 28. Зачем люди трудятся 8 Раздел 12. Родная природа. Декабрь          Тема 29.  «В декабре, в декабре, все деревья в серебре»         Тема 30. Какая бывает вода? Раздел 13. Я и другие люди          Тема 31. О дружбе         Тема 32. С Новым годом!         Тема 33.  Идем в гости Раздел 14. Родная природа. Январь          Тема 34. Январь  – году начало, а зиме – середина         Тема 35. Хвойные деревья         Тема 36. Жизнь птиц зимой Раздел 15. Наша страна – Россия           Тема 37. Наша страна – Россия         Тема 38. Богата природа России         Тема 39. Мы  – россияне         Тема 40. Народная сказка и народные игрушки Раздел 16. Родная природа. Февраль          Тема 41. Февраль – месяц метелей и вьюг         Тема 42. Звери­млекопитающие         Тема 43. Наш уголок природы. Животные уголка природы         Тема 44. Растения уголка природы Раздел 17. Наша страна – Россия           Тема 45. Мы – граждане России         Тема 46. Правила поведения         Тема 47. 8 Марта – праздник всех женщин Раздел 18. Родная природа. Март           Тема 48. Март­капельник         Тема 49. Птичьи разговоры Раздел 19. Твоё здоровье           Тема 50. Здоровая пища          Тема 51. Если хочешь быть здоров, закаляйся         Тема 52. Какое бывает настроение Раздел 20. Родная природа. Апрель          Тема 53. Апрель­водолей         Тема 54. Жизнь насекомых весной Раздел 21. Труд людей           Тема 55. Весенние работы         Тема 56. Кто работает на транспорте         Тема 57. День космонавтики Раздел 22. Родная природа          Тема 58. Май весну завершает         Тема 59. Жизнь земноводных весной         Тема 60. Животное – живое существо         Тема 61.Проверочная работа         Тема 62. Природе нужны  все!         Тема 63. Скоро лето! 9 Раздел 1. Введение. Что тебя окружает   2 класс Тема 1. Что тебя окружает. Я, ты, он, она... Все мы люди… Раздел 2. Кто ты такой  Тема 2. Наши помощники – органы чувств. Тема   3.   Входная проверочная работа выходных» Тема 4. Что такое здоровье? Тема 5. Режим дня. Пр.р. «Составление режима дня для будней и Тема 6. Физическая культура Тема 7. Почему нужно правильно питаться Тема 8. Здоровье и питание Тема 9. Умеешь ли ты есть? Тема 10. Почему нужно быть осторожным.  Практическая   работа   с   натуральными   объектами,   гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы) Тема 11. Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Пр.р.  «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах». Тема 12. Можно ли изменить себя Раздел 3. Кто живет рядом с тобой  Тема 13. Что такое семья? Пр. р.  «Составление семейного «древа». Тема 14. Труд в семье. Как семья отдыхает? Тема 15. Тест «Кто ты такой» Тема 16. Твои друзья – взрослые и дети Тема 17. Твои друзья – взрослые и дети Тема 18. О правилах поведения Тема 19. О дружбе.  Настроение Раздел 4. Россия — твоя Родина  Тема 20. Родина – что это значит? Тема 21. Родной край – частица Родины Тема   22.   Из   истории   нашей   Родины.   Экскурсия   в   исторический музей Тема   23.   Из   истории   нашей   Родины.   Виртуальная   экскурсия     в художественный музей Тема 24. Зачем человек трудится?  Тема 25. Хлеб – главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда Тема  26.  Как  работают  в пекарне  (на  хлебозаводе).  Экскурсия  на предприятие  Тема   27.   Все   профессии   важны.   Виртуальная   экскурсия   в учреждение быта Тема 28. О  труде фермера и экономиста, программиста Тема 29. Города России. Москва. Экскурсия в краеведческий музей Тема 30. Древние города России Тема   31.   Мы   –   граждане   России.   Народы   России.   Виртуальная экскурсия в музей народов России      Тема 32. Тест «Россия твоя родина»      Тема 33. Россия – моя Родина 10 Раздел 5. Мы — жители Земли   Тема 34. Солнечная система      Тема 35. Земля – планета Солнечной системы      Тема 36. Глобус – модель Земли Тема 37. Царства живой природы. Бактерии      Тема 38. Грибы Тема 39. Жизнь животных. Какие животные живут на Земле Тема 40. Как животные воспринимают мир Тема 41. Как животные защищаются, питаются, строят жилища Тема 42. Как животные воспитывают потомство Тема 43. Жизнь растений. Какие бывают растения. Практическая работа   с   натуральными   объектами,   гербариями,   муляжами   (редкие растения нашей местности) Тема   44.   Органы   растения   и   их   значение   для   его   жизни. Практическая работа с  гербариями (части растений) Тема 45. Что такое лес? Экскурсия Тема 46. Как развиваются растения Тема 47. Деревья леса Тема 48. Кустарники леса Тема   49.   Травянистые   растения.   Практическая   работа   с натуральными объектами, гербариями, муляжами Тема 50. Тест «Мы жители земли» Тема   51.   Лесная   аптека.   Практическая   работа   с   натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса) Тема 52. Звери леса      Тема 53. Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса Тема 54. Насекомые леса Тема 55. Мы пришли в лес. Экскурсия. Тема 56. Путешествие капельки Тема 57. Свойства воды Тема 58. Рыбы – обитатели водоёмов Тема 59. Пресный водоём.  Обитатели пресных водоёмов. Экскурсия на водоем Тема   60.   Болото   –   естественный   водоём.   Практическая   работа   с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения водоема) Тема 61. Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг. Практическая   работа   с   натуральными   объектами,   гербариями, муляжами (растения  луга) Тема 62. Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле. Практическая   работа   с   натуральными   объектами,   гербариями, муляжами (растения поля) Тема 63. Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад. Практическая   работа   с   натуральными   объектами,   гербариями, муляжами (растения сада) Тема 64. Будем беречь природу Тема 65. Проверочная работа  Тема 66. Будем беречь нашу Землю      Тема 67. Многообразие растений      Тема 68. Многообразие животных 11 3 класс Раздел 1. Введение        Тема 1. Введение Раздел 2. Земля – наш общий дом             Тема   2.   Природные   тела   и   природные   явления.   Солнце   –   тело неживой природы      Тема 3. Входная проверочная работа      Тема 4. Земля – планета Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи      Тема 5. Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника      Тема 6. Вода – условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений      Тема 7. Воздух – условие жизни на Земле. Опыт. Горение      Тема 8. Изображение Земли          Тема 9. План и карта. Практическая работа. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради)  Раздел 3. Царства природы       Тема 10. Бактерии     Тема 11. Грибы     Тема 12. Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений.   Экскурсия   в   природные   сообщества   (с   учетом   местных условий)     Тема 13. Разнообразие растений на Земле     Тема 14. Растение – живой организм. Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Опыт «Содержание воды в листе»     Тема 15. Тест «Царство природы»     Тема 16. Размножение растений     Тема 17. Распространение плодов и семян     Тема 18. Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные     Тема 19. Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова     Тема 20. Красная книга России     Тема 21. Животные – часть природы. Роль животных в природе     Тема 22. Разнообразие животных     Тема 23. Животное – живой организм     Тема 24. Животное – живой организм     Тема 25. Животное – живой организм     Тема 26. Поведение животных    Тема 27. Беспозвоночные животные    Тема 28. Позвоночные животные    Тема 29. Позвоночные животные    Тема 30. Позвоночные животные    Тема 31. Природное сообщество       Тема   32.   Человек   и   животное.   Почему   люди   приручали   диких животных 12 Тема 33. Тест «Животные – часть природы»    Тема 34. Заповедники Раздел 4. Наша Родина: от Руси до России      Тема 35. Древняя Русь. Восточнославянские племена    Тема 36. Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси      Тема 37. Как Москва стала столицей. Иван Грозный IV Грозный – первый русский царь    Тема 38. Пётр I Великий – император России    Тема 39. Екатерина II Великая    Тема 40. Последний российский император Николай II    Тема 41. СССР. Советская Россия.  Российская Федерация Раздел 5. Как люди жили в старину       Тема 42. Из истории имён     Тема 43. Как выглядели наши предки     Тема 44. Как в старину трудились наши предки        Тема 45. Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки     Тема 46. Какие предметы окружали русских людей     Тема 47. Какие предметы окружали русских людей     Тема 48. Русская трапеза     Тема 49. Во что верили наши предки     Тема 50. Принятие христианства на Руси     Тема 51. Тест «Как люди жили в старину» Раздел 6. Как трудились в старину       Тема 52. Что создавалось трудом крестьянина     Тема 53. Труд крепостных крестьян     Тема 54. Что такое ремесло     Тема 55. Игрушечных дел мастера     Тема 56. Маленькие мастера      Тема 57. О гончарном ремесле     Тема 58. О труде ткачей     Тема 59. Русские оружейники     Тема 60. Первые российские мануфактуры         Тема   61.   Что   создавалось   трудом   рабочего.   Первые   российские мануфактуры     Тема 62. Железные дороги в России     Тема 63. Первые пароходы и пароходство в России     Тема 64. Автомобилестроение в России     Тема 65. Самолётостроение в России     Тема 66. Время космических полётов     Тема 67. Проверочная работа  4 класс Раздел 1. Человек – живое существо (организм)  Тема 1. Общее строение организма человека Тема 2. Нервная система. Головной и спинной мозг Тема 3. Входная проверочная работа Тема 4. Двигательная система организма человека 13 Тема 5. Пищеварительная система Тема 6. Дыхательная система Тема   7.   Кровеносная   система.   Кровь   и   ее   значение.   Сердце   – главный   орган   кровеносной   системы.   Практическая   работа   с микроскопом. Опыт «Измерение пульса» Тема 8. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества Тема 9. Кожа Тема 10. Как человек воспринимает окружающий мир Тема 11. Зрение. Гигиена зрения.  Опыт «Рассмотрим предметы» Тема 12. Слух. Гигиена слуха Тема   13.   Обоняние,   вкус,   осязание,   их   роль   в   жизни   человека. Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус» Тема   14.   Мир   чувств.   Опыт   «Измерение   пульса   при   спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос» Тема 15. Внимание Тема 16. Тест « Человек живое существо (организм)» Раздел 2. Ты и твое здоровье  Тема 17. Режим дня Тема 18. Правила закаливания Тема 19. Можно ли снять усталость? Тема 20. Поговорим о вредных привычках Тема 21. Когда дом становится опасным Тема 22.  полна неожиданностей Тема   23.   Если   случится   беда.   Практическая   работа   «Правила оказания первой медицинской помощи» Тема 24. Если случится беда Раздел 3. Человек — часть природы   Тема 25. Чем человек отличается от животных Тема 26. Тест «Ты и твоё здоровье» Раздел 4. Человек среди людей   Тема 27. Поговорим о доброте Тема 28. Что такое справедливость Тема 29. О смелости Тема 30. Умеешь ли ты общаться Раздел 5. Родная страна: от края до края   Тема   31.   Природные   зоны   России.   Зона   арктических   пустынь   и тундра Тема 32. Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов Тема 33. Природные зоны России. Степи и пустыни Тема 34. Почвы России. Опыт «Состав почвы» Тема 35. Рельеф России Тема 36. Как возникали и строились города Тема 37. Россия и ее соседи. Япония Тема 38. Россия и ее соседи. Китай Тема 39. Россия и ее соседи. Королевство Дания Раздел 6. Человек – творец культурных ценностей  Тема 40. Что такое культура Тема 41. Из истории письменности 14 Тема 42. О первых школах и книгах Тема 43. Тест  «Родная страна: от края до края» Тема 44. Чему и как учились в России при Петре I Тема 45. Русское искусство до XVIII века Тема 46. Искусство России XVIII века Тема 47. Искусство России XVIII века. Проверь себя Тема 48. «Золотой век» русской культуры (XIX  век) Тема 49. Искусство России  ХХ века Раздел 7. Человек – защитник своего Отечества   Тема 50. Как Русь боролась с половцами Тема 51. Битва на Чудском озере. Куликовская битва Тема 52. Отечественная война 1812 года Тема 53. Великая Отечественная война 1941– 1945 гг Раздел 8. Гражданин и государство   Тема 54. Гражданин и государство Тема 55. Права и обязанности граждан Тема 56. Проверочная работа  Тема 57. Символика России Тема 58. Гражданин и государство 1 класс     Раздел 1. Введение.     Этот удивительный мир ­1 ч Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.   Раздел 2. Мы — школьники – 2 ч Ты   —   первоклассник.   Режим   дня   первоклассника.   Определение 15 времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и   др.   Уважение   к   труду   работников   школы:   учителя,   воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила  поведения на  уроке: подготовка   рабочего   места,   правильная   осанка,   гигиена   письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.   Раздел 3. Родная природа – 32 ч Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка).   Природа   и   фантазия   (поделки   из   природного   материала,   мини­ сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные   изменения   в   природе   (характеристика   времени   года, сравнение   разных   сезонов;   зависимость   изменений   в   живой   природе   от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид   (4­5   растений).   Растения   сада   и   огорода:   название,   окраска,   форма, размер,   употребление   в   пищу   (4­5   растений).   Комнатные   растения: название, внешний вид (3­4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные   вокруг   нас:   звери,   насекомые,   птицы   и   др.   Домашние   и дикие   животные.   Сезонная   жизнь   животных.   Бережное   отношение   к растениям и животным. ОБЖ:   правила   безопасного   поведения   на   природе   (опасные   растения   и животные).   Раздел 4. Семья – 2 ч Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.   Раздел 5. Труд людей – 7 ч Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов. 16 Раздел 6. Твоё здоровье – 7 ч Забота   о   своём   здоровье   и   хорошем   настроении.   Гигиена   ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя   гимнастика.   Прогулки,   игры   на   воздухе.   Режим   питания. Культура поведения за столом. Режим дня.    Раздел 7. Наша страна — Россия. Родной край – 12 ч Название   города   (села),   в   котором   мы   живём.   Главная   улица (площадь).   Памятные   места   нашего   города   (села).   Труд   людей   родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье,   библиотеки,   музея   и   профессии   людей,   работающих   в   них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. ОБЖ:   безопасная   дорога   от   дома   до   школы.   Улица   (дорога):   тротуар, обочина,   проезжая   часть,   мостовая.   Правила   пользования   общественным транспортом.   Дорожные   знаки:   «пешеходный   переход»,   «подземный пешеходный   переход»,   «велосипедная   «железнодорожный   переезд», дорожка»,   «велосипедное   движение   запрещено»   и   др.   Светофор.   Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Раздел 8. Я и другие люди – 3 ч Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.      Экскурсии: сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство   по   выращиванию   цветов   и   т.   п.   (по   выбору   учителя   с   учётом местных   возможностей).   Экскурсии,   знакомящие   учащихся   с   различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).      Пр. р. уход за комнатными растениями и животными уголка природы, 17 работа с аквариумом, террариумом, инсектарием.  Проверочная работа. 2 класс    Раздел 1. Введение. Что окружает человека – 1 ч Окружающий   мир:   неживая   природа   (солнце,   воздух,   вода   и   др.); живая   природа   (животные,   растения,   люди);   предметы   и   изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.   Раздел 2. Кто ты такой – 11 ч Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Твое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники— органы чувств. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая   культура.   Закаливание.   Твоё   здоровье   и   питание.   Культура   Воспитание   у   себя   организованности, поведения   за   столом. любознательности, желания изменить себя. ОБЖ:   здоровье   и   осторожность.   Правила   поведения   на   дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём,   электричеством).   Помощь   чело   веку,   попавшему   в   беду.   Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.   Раздел 3. Кто живёт рядом с тобой – 7 ч Что такое семья. Что  объединяет  членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила   поведения.   Значение   их   выполнения   для   благополучия человека.   Правила   культурного   поведения   в   общественных   местах:   в транспорте,   на   природе,   в   учреждениях   культуры.   Проявление 18 внимательного   и   заботливого   отношения   к   пожилым,   старым,   больным   честность, людям,   маленьким   детям.   Доброта,   справедливость, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы.  Твои друзья­одноклассники. Внешнее   проявление   чувств.   Внимание   человека   к   используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.       Тест «Кто ты такой?»   Раздел 4. Россия — твоя Родина – 14 ч Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом. Москва — столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр.   Достопримечательности   Москвы,   труд   и   отдых   москвичей.   Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской.   Их   роль   в   возникновении   и   процветании   Москвы.   Санкт­ Петербург   —   северная   столица   России.   Достопримечательности   Санкт­ Петербурга.   «Золотое   кольцо   России».   Достопримечательности   древних городов.   Путешествие   в   прошлое   (исторические   сведения).   Наши   предки. Первое   упоминание   о   славянах.   Славянское   поселение   в   V­IX   веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Родной   край   —   частица   Родины.   Особенности   родного   края, отличающие   его   от   других   мест   родной   страны.   Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как   сегодня   трудятся   россияне.   Зачем   человек   трудится.   Ценности, которые   человек   создаёт   в   процессе   труда.   Хлеб—   главное   богатство России.   Труд   хлебороба,   фермера.   Профессии   людей,   занятых   в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист. программист). Мы       ­     граждане   России.   Как   возникло   и   что   обозначает   слово 19 «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна.   Жизнь   разных   народов   России   (труд,   быт,   культура,   язык)   на примере двух­трёх народов. Тест «Россия – моя Родина».   Раздел 5. Мы — жители Земли – 35 ч Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства   природы.   Бактерии.   Грибы.   Животное   и   растение   —   живые существа.   Какие   животные   обитают   на   Земле.   Разнообразие   животных  и растений.    Среда   обитания.   Природные   сообщества.   Жизнь   леса.   Этажи   леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного   края.   Травянистые   растения   леса,   лекарственные,   ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса,   их   жизнь   в   разные   времена   года.   Использование   леса   человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды.   Три   состояния   воды:   пар,   твёрдая   и   жидкая   вода.   Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных  водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование   водоёмов   и   рек   человеком.   Правила   поведения   на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек. Жизнь   луга.   Растения   и   животные   луга.   Характеристика   типичных представителей   луга   (с   учётом   принципа   краеведе­мня).   Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь   поля.   Какие   бывают   поля,   разнообразие   культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.    20 Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей.   Красота   природы.   Отражение   явлений   природы   в   искусстве   и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.    Экскурсии: в лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места   сельскохозяйственного   труда   (с   учётом   местного   окружения). Экскурсии   в   исторический   (краеведческий),   художественный   музеи,   на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учётом местных условий).    Пр. р. Составление режима дня для будней и выходных.     Пр. р. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.    Пр. р.  Составление семейного древа.       Пр.   р.     Работа   с   натуральными   объектами,   гербариями,   муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).    Тест «Мы жители земли»    Проверочная работа. 3 класс    Раздел 1. Введение. Как работать с учебником – 1 ч   Раздел 2. Земля — наш общий дом – 8 ч Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории. Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета  Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды   для   жизни   на   Земле.   Источники   воды   на   Земле.   Водоёмы,   их разнообразие.   Растения   и   животные   разных   водоёмов.   Охрана   воды   от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь 21 газов. Охрана воздуха.   Человек   познаёт   мир.   Наблюдения,   опыты,   эксперименты   ­   методы познания   человеком   окружающего   мира.   Изображение   Земли.   Глобус   ­ модель   Земли.   План.   Карта   (географическая   и   историческая).   Масштаб, условные обозначения Карты. Карта России. Знакомство с компасом. Расширение   кругозора   школьников.   Представления   людей   древних цивилизаций   о   происхождении   Земли.   История   возникновения   жизни   на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.    Опыты: Распространение тепла от его источника.           Смена сезонов, дня и ночи.            Роль света и воды в жизни растений.           Состав почвы.   Пр.р. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей  тетради).      Раздел 3. Царства природы – 25 ч Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение   кругозора   учащихся.   Правила   сбора   грибов. Предупреждение отравлений грибами. Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и   человек.   Разнообразие   животных:   одноклеточные,   беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные   ­     живые   тела   (организмы).   Поведение   животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение   кругозора   школьников.   Животные   родного   края.   Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных. Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли,   мхи,   папоротники,   хвойные   (голосеменные),   цветковые,   их общая характеристика. Растения   —   живые   тела   (организмы).   Жизнь   растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание 22 растений.   Роль   корня   и   побега   в   питании.   Размножение   растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение   кругозора   учащихся.   Разнообразие   растений   родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. Тест «Царства природы». Тест «Животные часть природы» Пр. р. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.   Раздел 4. Наша Родина: от Руси до России – 8 ч Названия   русского   государства   в   разные   исторические   времена (эпохи):   Древняя   Русь,   Древнерусское   государство,   Московская   Русь, Российская   империя,   Советская   Россия,   СССР,   Российская   Федерация. Государственные   деятели.   Руководитель   (глава)   княжества,   страны, государства. Расширение кругозора школьников. Символы царской масти.    Раздел 5. Как люди жили в старину – 10 ч Портрет   славянина   в   Древней,   Московской   Руси,   в   России. Патриотизм,   смелость,   трудолюбие,   добросердечность,   гостеприимство   — основные качества славянина.  Kрестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда.  Костюм богатых и бедных,   горожан   и   крестьян,   представителей   разных   сословий   (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.  Расширение   кругозора   учащихся.   Происхождение   имен   и   фамилий. Имена в далёкой древности. Тест «Как люди жили в старину».   Раздел 6. Как трудились в старину – 16 ч Человек   и   растения.   Культурные   растения.   Что   такое   земледелие. Хлеб   —   главное   богатство   России.   Крепостные   крестьяне   и   помещики. Отмена крепостного права. Ремёсла.   Возникновение   и   развитие   ремёсел   на   Руси,   в   России 23 (кузнечное,   ювелирное,   гончарное,   оружейное   ремесло   (дело)   и   др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов.   Рабочие   и   капиталисты.   Строительство.   Первые   славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Торговля. Возникновение денег. Развитие   техники   в   России   (на   примере   авиации,   автостроения). Освоение космоса. Расширение   кругозора   учащихся.   Орудия   труда   в   разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из­под земли. Проверочная работа. 4 класс    Раздел 1. Человек — живое существо (организм) – 16 ч Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы   органов   человека.   Нервная   система.   Головной   и   спинной   мозг. Кора   больших   полушарий   (общие   сведения).   Роль   нервной   системы   в организме. Опорно­двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно­двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная   система.   Её   органы   (общие   сведения).   Значение пищеварительной   системы.   Зубы,   правила   ухода   за   ними.   Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная   система.   Её   органы   (общие   сведения).   Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный 24 орган   выделения   —   почки.   Кожа,   её   роль   в   организме.   Защита   кожи   и правила ухода за ней. Закаливание. Как   человек   воспринимает   окружающий   мир.   Органы   чувств,   их значение   в   жизни   человека.   Эмоции:   радость,   смех,   боль,   плач,   гнев. Зависимость   благополучия   и   хорошего   настроения   людей   от   умения управлять   своими   эмоциями.   Охрана   органов   чувств.   Внимание,   память, речь, мышление. Условия их развития. Тест «Человек живое существо (организм).   Раздел 2. Твоё здоровье – 12 ч Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и   эмоционального   благополучия.   Режим   дня   школьника.   Здоровый   сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ:   когда   дом   становится   опасным.   Улица   и   дорог   Опасности   на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.    Пр. р. Составление режима дня учащегося для будней и выходных.        Пр.   р.   Подсчёт   пульса   в   спокойном   состоянии   и   после   физических нагрузок.      Пр. р. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и др).    Тест «Ты и твоё здоровье».   Раздел 3. Человек — часть природы – 2 ч Чем   человек   отличается   от   животных.   Мышление   и   речь.   Развитие человека   от   рождения   до   старости.   Детство.   Отрочество.   Взрослость. Старость.   Условия   роста   и   развития   ребёнка:   значение   чистого   воздуха, питания,   общения   с   другими   людьми   и   игровой   деятельности   ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.   Раздел 4. Человек среди людей – 5 ч Доброта,  справедливость, забота  о  больных   и  стариках  —  качества культурного человека. Правила культурного общения. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.   Раздел 5. Родная страна: от края до края – 10 ч Природные   зоны   России:   арктические   пустыни,   тундра,   тайга, 25 смешанные   леса,   степь,   пустыни,   влажные   субтропики   (растительный   и животный мир, труд и быт людей). Почвы   России.   Почва   —   среда   обитания   растений   и   животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф   России.   Восточно­Европейская   равнина,   Западно­Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Как   развивались   и   строились   города.   Особенности   расположение древних   городов.   Кремлёвские   города.   Улицы,   история   и   происхождение названий. Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).   Раздел 6. Человек — творец культурных ценностей – 13 ч Что   такое   культура.   Ценности   культуры.   О   чём   рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры   (зодчества)   Древней   Руси.   Древнерусская   икона.   Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова.   Изобразительное   искусство   XVIII   века.   Возникновение публичных театров. Искусство   России   XIX   века.   «Золотой   век»   русской   культуры.   А.С. Пушкин   —   «солнце   русской   поэзии»   (страницы   жизни   и   творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.). Искусство   России   XX   века.   Творчество   архитекторов,   художников, поэтов,   писателей.   Известные   сооружения   советского   периода   (Мавзолей, МГУ,   Останкинская   телебашня   и   др.).   Произведения   художников   России (А.А.   Пластов,   К.Ф.   Юон,   Ф.А.   Малявин,   К.С.   Малевич   и   др.).   Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). 26 Тест «Родная страна: от края до края».   Раздел 7. Человек — защитник своего Отечества – 5 ч Борьба   славян   с   половцами.   Александр   Невский   и   победа   над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.  Великая   Отечественная   война.   Главные   сражения   советской   армии   с фашистами. Помощь тыла фронту. Расширение   кругозора   школьников.   Литературные   памятники Древней   Руси.   Новгородские   берестяные   грамоты.   «Поучение»   Владимира Мономаха.   Первые   книги   по   истории   России.   Борьба   русского   народа   с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская   война   1812   года.   Василиса   Кожина.   Отражение   борьбы русского   народа   за   свободу   Родины   в   произведениях   изобразительного   и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.      Экскурсии:   в   биологический   (краеведческий),   художественный   музей, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).      Пр.   р.   Работа   с   исторической   картой   (в   соответствии   с   заданиями   в учебнике и рабочей тетради).   Раздел 8. Гражданин и государство – 5 ч Россия   —   наша   Родина.   Русский   язык   —   государственный   язык России. Права и обязанности граждан России. Символ государства. ­   раскрывать   причины   отдельных   событий   в   жизни   страны   (войны, изменения   государственного   устройства,   события   в   культурной   жизни)   в рамках изученного.       Проверочная работа. 27 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 КЛАСС Тема   Нас окружает удивительный мир Семья  Любимые занятия Давай познакомимся. Мы – школьники Правила поведения в школе № п\ п  Раздел 1. Введение (1ч) 1. Раздел 2. Мы – школьники (2 ч) 2. 3. Раздел 3. Родная природа. Сентябрь (3 ч) Сентябрь  – первый  месяц осени 4.  Что нам осень подарила 5. 6.  Грибная пора Раздел 4. Семья (2 ч) 7. 8. Раздел 5. Труд людей (2 ч) 9. Как из зерна получилась булка 10. Человек и домашние животные Раздел 6. Родная природа. Середина осени  (3 ч) 11. Октябрь уж наступил 12. Птицы осенью 13. Явления природы Раздел 7. Наша страна ­ Россия. Родной край  (2 ч) 14. Где ты живешь? 15. Правила дорожного движения Раздел 8. Труд людей  (2 ч) 16. Ты и вещи 17. Кто работает ночью Раздел 9. Твоё здоровье  (4 ч) 18. Твои помощники – органы чувств  19. Правила гигиены 20. О режиме дня 21. Урок в спортивном зале Раздел 10. Родная природа. Ноябрь  (4 ч) 22. Ноябрь – зиме родной брат 23. Дикие животные 24. Звери­млекопитающие 25. Что мы знаем о птицах 28 Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «В декабре, в декабре, все деревья в серебре» Раздел 11. Родной край (3 ч) 26. Город, село 27. Дом, в котором ты живешь 28. Зачем люди трудятся Раздел 12. Родная природа. Декабрь (3 ч) 29. 30 Какая бывает вода? Раздел 13. Я и другие люди (3 ч) 31. О дружбе 32. С Новым годом! 33. Идем в гости Раздел 14. Родная природа. Январь (3 ч) 34 Январь  – году начало, а зиме – середина 35. Хвойные деревья 36. Жизнь птиц зимой Раздел 15. Наша страна – Россия  (4 ч) 37. Наша страна – Россия 38. Богата природа России 39. Мы  – россияне 40. Народная сказка и народные игрушки Раздел 16. Родная природа. Февраль (4 ч) 41. Февраль – месяц метелей и вьюг 42. Звери­млекопитающие 43. Наш уголок природы. Животные уголка природы 44. Растения уголка природы Раздел 17. Наша страна – Россия  (3 ч) 45. Мы – граждане России 46. Правила поведения 47. 8 Марта – праздник всех женщин Раздел 18. Родная природа. Март  (2 ч) 48. Март­капельник 49. Птичьи разговоры Раздел 19. Твоё здоровье  (3 ч) 50. Здоровая пища  51. Если хочешь быть здоров, закаляйся 52. Какое бывает настроение Раздел 20. Родная природа. Апрель (3 ч) 53. Апрель­водолей 54 Жизнь насекомых весной Раздел 21. Труд людей  (3 ч) 55. Весенние работы 56. Кто работает на транспорте 57. День космонавтики Раздел 22. Родная природа (7 ч) 58. Май весну завершает 59 Жизнь земноводных весной 29 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 60. Животное – живое существо 61. Проверочная работа 62. Природе нужны  все! 63. Скоро лето! Всего:  2 КЛАСС № Тема урока Раздел 1. Введение. Что тебя окружает  (1 ч) 1. Что тебя окружает. Я, ты, он, она... Все мы люди… Раздел 2. Кто ты такой (11 ч) 2. Наши помощники – органы чувств. 3. Входная проверочная работа 4. Что такое здоровье? 5. Режим дня. Пр.р.«Составление режима дня для будней и выходных» 6. Физическая культура 7. Почему нужно правильно питаться 8. 9. 10 . Здоровье и питание Умеешь ли ты есть? Почему нужно быть осторожным.  Практическая   работа   с   натуральными   объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы) Здоровье   и   осторожность.   Солнечный   удар.   Пр.р. «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах». Можно ли изменить себя Что   такое   семья?   Пр.   р.     «Составление  семейного «древа». Труд в семье. Как семья отдыхает? Тест «Кто ты такой» 11 . 12 . Раздел 3. Кто живет рядом с тобой (7 ч) 13 . 14 . 15 . 16 . 17 . 18 О правилах поведения Твои друзья – взрослые и дети Твои друзья – взрослые и дети 30 1 1 1 1 66 Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Из истории нашей Родины. Экскурсия в исторический музей Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия   в художественный музей Зачем человек трудится?  Хлеб   –   главное   богатство   России.   Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда Как   работают   в   пекарне   (на   хлебозаводе).   Экскурсия на предприятие  Все   профессии   важны.   Виртуальная   экскурсия  в учреждение быта О  труде фермера и экономиста, программиста Города   России.   Москва.   Экскурсия   в   краеведческий музей Древние города России Мы – граждане России. Народы России. Виртуальная экскурсия в музей народов России Тест «Россия твоя родина» Родина – что это значит? Родной край – частица Родины О дружбе.  Настроение . 19 . Раздел 4. Россия — твоя Родина (14 ч) 20 . 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 . 27 . 28 . 29 . 30 . 31 . 32 . 33 Россия – моя Родина Раздел 5. Мы — жители Земли  (35 ч) 34 . 35 . 36 Глобус – модель Земли 37 Царства живой природы. Бактерии 38 Грибы 39 . 40 . 41 . 42 . Как животные воспринимают мир Солнечная система Земля – планета Солнечной системы 31 Жизнь животных. Какие животные живут на Земле Как животные защищаются, питаются, строят жилища Как животные воспитывают потомство 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 43 . Жизнь   растений.   Какие   бывают   растения. Практическая   работа   с   натуральными   объектами, гербариями,   муляжами   (редкие   растения   нашей местности) Органы   растения   и   их   значение   для   его   жизни. Практическая работа с  гербариями (части растений) Что такое лес? Экскурсия.. Травянистые   растения.   Практическая   работа   с натуральными объектами, гербариями, муляжами Лесная аптека. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса) Звери леса Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса Как развиваются растения Деревья леса Кустарники леса 44 . 45 . 46 . 47 . 48 . 49 . 50 Тест «Мы жители земли» 51 . 52 . 53 . 54 . 55 . 56 . 57 . 58 . 59 . 60 . Путешествие капельки Насекомые леса Свойства воды Рыбы – обитатели водоёмов Мы пришли в лес. Экскурсия.   Обитатели   пресных   водоёмов. Пресный   водоём.   Экскурсия на водоем Болото – естественный водоём. Практическая работа с натуральными   объектами,   гербариями,   муляжами (растения водоема) Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения  луга) Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле.   Практическая   работа   с   натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля) Растения и животные сада.  Виртуальная экскурсия в сад. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения сада) 61 . 62 . 63 . 64 Будем беречь природу 32 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Проверочная работа  . 65 . 66 . 67 Многообразие растений 68 Многообразие животных  Будем беречь нашу Землю Всего № п\п Раздел 1. Введение  (1 ч) 3 КЛАСС Тема  1 Введение. Как работать с учебником. Раздел 2. Земля – наш общий дом  (8 ч) 2 Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы 3 Входная проверочная работа 4 Земля   –   планета   Солнечной   системы.  Опыт.  Смена сезонов, дня и ночи 5 Земля   –   планета   жизни.   Солнце   –   источник   тепла   и света. Опыт. Распространение тепла от его источника 6 Вода   –   условие   жизни   на   Земле.  Опыт.  Роль   света   и воды в жизни растений 7 Воздух – условие жизни на Земле. Опыт. Горение 8  Изображение Земли. Глобус. 9 План и карта. Практическая работа. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради)  Раздел 3. Царства природы  (25ч) 10 11 12 Бактерии Грибы Растения  встречаются   повсюду.   Если   бы   на  Земле   не было растений.  Экскурсия  в природные сообщества (с учетом местных условий) Разнообразие растений на Земле Растение   –   живой   организм.  Практическая   работа. Работа   с   живыми   растениями   и   гербарными экземплярами. Опыт «Содержание воды в листе» Тест «Царство природы» Размножение растений 13 14 15 16 1 1 1 1 68 Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 17 18 Разнообразие животных Распространение плодов и семян Человек   и   растения.   Растения   дикорастущие   и культурные Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова Красная книга России 19 20 21 Животные – часть природы. Роль животных в природе 22 23 Животное – живой организм 24 Животное – живой организм 25 Животное – живой организм 26 27 28 29 30 31 32 Поведение животных Беспозвоночные животные Позвоночные животные Позвоночные животные Позвоночные животные Природное сообщество Человек   и   животное.   Почему   люди   приручали   диких животных Тест «Животные – часть природы» Заповедники 33 34 Раздел 4. Наша Родина: от Руси до России  (8 ч) 35 36 Древняя Русь. Восточнославянские племена Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси Как Москва стала столицей. Иван Грозный IV Грозный – первый русский царь Пётр I Великий – император России Екатерина II Великая Последний российский император Николай II СССР. Советская Россия.  Российская Федерация 38 39 40 41 Раздел 5. Как люди жили в старину  (10 ч) 37 Из истории имён 4 2 43 44 45 Как выглядели наши предки Как в старину трудились наши предки Как   защищали   Родину   наши   предки.   Какими   были наши предки Какие предметы окружали русских людей Какие предметы окружали русских людей Русская трапеза Во что верили наши предки Принятие христианства на Руси Тест «Как люди жили в старину» 46 47 48 49 50 51 Раздел 6. Как трудились в старину  (16 ч) 52 Что создавалось трудом крестьянина Труд крепостных крестьян 53 54 Что такое ремесло 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Игрушечных дел мастера 55 56 Маленькие мастера  О гончарном ремесле 57 О труде ткачей 58 59 Русские оружейники Первые российские мануфактуры 60 Что   создавалось   трудом   рабочего.   Первые   российские 61 мануфактуры 62 Железные дороги в России 63 64 65 66 67 Первые пароходы и пароходство в России Автомобилестроение в России Самолётостроение в России Время космических полётов Проверочная работа  Всего  4 КЛАСС Тема  № п\ п  Раздел 1. Человек – живое существо (организм) (16ч) 1 2 3 4 5 6 7 Общее строение организма человека Нервная система. Головной и спинной мозг  Входная проверочная работа Двигательная система организма человека Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная   система.   Кровь   и   ее   значение.   Сердце   – главный   орган   кровеносной   системы.   Практическая работа с микроскопом. Опыт «Измерение пульса» Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества Кожа 8 9 10 Как человек воспринимает окружающий мир 11 Зрение. Гигиена зрения.  Опыт «Рассмотрим предметы» 12 Слух. Гигиена слуха 13 Обоняние,   вкус,   осязание,   их   роль   в   жизни   человека. Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус» 14 Мир   чувств.  Опыт  «Измерение   пульса   при   спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос» 15 Внимание 16 Тест «Человек живое существо (организм)» Раздел 2. Ты и твое здоровье (12 ч) 17 Режим дня 18 Правила закаливания 35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 19 Можно ли снять усталость? 20 Поговорим о вредных привычках 21 Когда дом становится опасным 22 полна неожиданностей 23 Если   случится   беда.   Практическая   работа   «Правила оказания первой медицинской помощи» 24 Если случится беда Раздел 3. Человек — часть природы  (2 ч) 25 Чем человек отличается от животных 26 Тест «Ты и твоё здоровье» Раздел 4. Человек среди людей  (5 ч) 27 Поговорим о доброте 28 Что такое справедливость 29 О смелости 30 Умеешь ли ты общаться Раздел 5. Родная страна: от края до края  (10ч) 31 Природные   зоны   России.   Зона   арктических   пустынь   и тундра 32 Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов 33 Природные зоны России. Степи и пустыни 34 Почвы России. Опыт «Состав почвы» 35 Рельеф России 36 Как возникали и строились города 37 Россия и ее соседи. Япония 38 Россия и ее соседи. Китай 39 Россия и ее соседи. Королевство Дания Раздел 6. Человек – творец культурных ценностей (13 ч) 40 Что такое культура 41 Из истории письменности 42 О первых школах и книгах 43 Тест  «Родная страна: от края до края» 44 Чему и как учились в России при Петре I 45 Русское искусство до XVIII века 46 Искусство России XVIII века 47 Искусство России XVIII века.  48  «Золотой век» русской культуры (XIX  век) 49 Искусство России  ХХ века Раздел 7. Человек – защитник своего Отечества  (5ч) 50 Как Русь боролась с половцами 51 Битва на Чудском озере. Куликовская битва 52 Отечественная война 1812 года 53 Великая Отечественная война 1941– 1945 гг Раздел 8. Гражданин и государство  (5ч) 54 Гражданин и государство 55 Права и обязанности граждан 56 Проверочная работа  57 Символика России 36 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 58 Гражданин и государство Всего  1 68   37

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018