Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
03.03.2018
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс) УМК «Школа России», автор Плешаков А. А., составлена в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми федеральными стандартами. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения курса, место курса в учебном плане, содержание курса по классам, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
РП Окружающий мир.docx
Приложение№1  к Основной образовательной                                                                               программе  начального общего образования                                                                                     МБОУ «Знаменская СОШ»                                                                                   Орловского района Орловской области Рабочая программа по окружающему миру (1­4 класс) УМК «Школа России» Автор  Плешаков А. А. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 1­4 классов разработана на основе следующих нормативных документов: 1 Федеральный   государственный   образовательный   стандарт,   утвержденный Приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 года № 373 с   изменениями от  31.12.2015 № 1576     (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). 2 Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный   стандарт   начального   общего   образования,   утвержденный приказом Министерства образования и   науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). 3 Рабочие   программы   «Окружающий   мир».   Предметная   линия   учебников   учебное   пособие   для системы   «Школа   России»   1­4   классы: общеобразовательных   организаций   /   А.А.   Плешаков.   –   2­е   изд.   –   М.: Просвещение, 2014. – 205с. 4 Учебный план МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской области на 2016­2017 учебный год. 5 Положение  о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, работающего   по     ФГОС   НОО  МБОУ   «Знаменская   СОШ»   Орловского района Орловской области Для   реализации   программного   содержания   используются   УМК   «Школа России».   Данный   УМК   разработан   в   соответствии   с   ФГОС   НОО.   Содержание УМК   направлено   на   достижение   учащимися   личностных,   метапредметных   и предметных   результатов,   обеспечивает   возможность   проблемно   ­   поискового, проектного методов обучения. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на  достижение следующих целей:  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества. Основными задачами реализации содержания курса являются:  формирование   уважительного   отношения   к   семье,   населённому   пункту, региону,   в   котором   проживают   дети,   к   России,   её   природе   и   культуре, истории и современной жизни;  осознание   ребёнком   ценности,  целостности   и   многообразия   окружающего мира, своего места в нём;  формирование   модели   здоровьесберегающего   и   безопасного   поведения   в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;  формирование   компетенций   для   обеспечения   экологически   и   этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме. Место курса «Окружающий мир» в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 часов  (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели). Планируемые результаты освоения курса «Окружающий мир» Освоение   курса   "Окружающий   мир"   вносит   существенный   вклад   в достижение личностных результатов начального образования, а именно:  формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   формирование ценностей   многонационального   российского   общества;   становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;   формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его   органичном   единстве   и   разнообразии   природы,   народов,   культур   и религий;   формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и культуре других народов;   овладение начальными навыками адаптации в динамично   изменяющемся и развивающемся мире;  принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том   числе   в   информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;   формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие мотивации   к   творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 1) Изучение курса "Окружающий мир" играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;   освоение   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера;   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;   определять   наиболее   эффективные   способы   достижения результата;   формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности   и   способности   конструктивно   действовать   даже   в ситуациях неуспеха;   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;   использование   знаково­символических   средств   представления информации   для   создания   моделей   изучаемых   объектов   и   процессов, схем решения учебных и практических задач;   активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом   учебном   информационном   пространстве   сети   Интернет), сбора,   обработки,   анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными задачами и технологиями учебного предмета "Окружающий мир";   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза, обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам,   установления аналогий   и   причинно­следственных   связей,   построения   рассуждений, отнесения к известным понятиям;  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования  различных  точек  зрения  и  права   каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;   определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о   распределении   функций   и   ролей   в   совместной   деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;   овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов   и   явлений   действительности   (природных,   социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета "Окружающий мир";  овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями, отражающими   существенные   связи   и   отношения   между   объектами   и  процессами;   умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета "Окружающий мир".  2) При изучении курса "Окружающий мир" достигаются следующие предметные результаты:  понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;   сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;   осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ экологической   грамотности,   элементарных   правил   нравственного поведения   в   мире   природы   и   людей,   норм   здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;   освоение   доступных   способов   изучения   природы   и   общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);   развитие   навыков   устанавливать   и   выявлять   причинно­следственные связи в окружающем мире.  3) 4) Содержание курса «Окружающий мир» 6) 1 класс (66 часов) 5) 7) 8) Введение. 9) 11) 12) 13) 14) 15) 17) 18) 10) Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома. Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Раздел «Что и кто?»  16) Наша   Родина   ­   Россия.   Природа,   города,   народы   России   (на примерах   по   выбору   учителя).   Знакомство   с   государственными   символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) ­ часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус ­ модель Земли. Суша и вода на 19) Земле. Изображение нашей страны на глобусе. 20) Что   можно   увидеть   на   небе   днем   и   ночью.   Солнце,   его   форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. 22) Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер,   цвет)   и   красота.   Гранит,   кремень,   известняк.   Что   растет   на 21) подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). 23) Что   это   за   дерево.   Распознавание   деревьев   своей   местности   по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. 25) Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. 26) Кто   такие   насекомые,   рыбы,   птицы,   звери.   Знакомство   с разнообразием животных, их внешним строением. 28) Что   окружает   нас   дома.   Разнообразие   и   назначение   предметов домашнего   обихода.   Компьютер,   его   части   и   назначение.   Обучение безопасному   обращению   с   вещами,   компьютером,   домашними   животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. 24) 27) 29) 30) 31) 32) 34) Практические   работы:  знакомство   с   разнообразием   камней; знакомство   с   комнатными   растениями   и   растениями   цветника,   их распознавание   с   помощью   атласа­определителя;   знакомство   с лиственными   деревьями   ближайшего   природного   окружения,   их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему   виду,   хвоинкам,   шишкам);   знакомство   с   компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом. Раздел «Как, откуда и куда?»  Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в 33) наш дом. Канализация и очистные сооружения. 35) Роль   электричества   в   быту.   Откуда   в   наш   дом   приходит 36) электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. 37) Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. 38) Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за   комнатными   растениями,   кошкой,   собакой.   Птицы,   прилетающие   к кормушке. Забота о птицах зимой. 39) Как   путешествует   письмо.   Откуда   берутся   хорошо   известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). 40) Откуда   берутся   бытовой   мусор   и   вещества,   загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. 41) Практические работы:  сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.  42) Раздел «Где и когда?»  43) Представление   о   времени.   Настоящее,   прошлое,   будущее.   Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли.  44) Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.  45) Представление   о   далекие   прошлые   Земли.   Динозавры   — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.  46) Одежда людей в прошлом и теперь.  47) История   велосипеда,   его   устройство.   Велосипед   в   твоей   жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.  48) Профессии   взрослых.   Кем   ты   хочешь   стать.   Каким   может   быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.  49) Раздел «Почему и зачем?»  50) Солнце   ­   ближайшая   к   Земле   звезда.   Форма   и   размеры   звезд. Созвездие Льва. Луна ­ естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.  51) Почему   идет   дождь   и   дует   ветер.   Роль   дождя   и   ветра   в   жизни растений, животных, человека.  Звуки   окружающего   мира.  Почему   бывает 52) эхо.   Как   беречь   уши.   Цвета   радуги.   Почему радуга разноцветная.  53) Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога,   жук­носорог   и   др.   (по   усмотрению   учителя).   Что   эти   названия рассказывают о своих хозяевах.  54) Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. 55) 56) Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. 57) Поезд   и   железная   дорога.   Поезда   метро,   пригородные   поезда, поезда   дальнего   следования.   Назначение   самолетов.   Устройство   самолета. Самолеты в прошлом и теперь. 58) Назначение   судов.   Устройство   судна.   Спасательные   средства   на корабле. 59) Зачем   летают   в   космос.   Искусственные   спутники   Земли,   их назначение. Космические станции. 60) Экология   ­   наука,   которая   учит   нас   бережно   относиться   к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля ­ День Земли. Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, 63) Как   мы   находили   ответы   на   свои   вопросы.   Роль   наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира. мытье рук и др.). Заключение  61) 62) 64) 65) 2 класс (68 часов) 66) 67) 68) Раздел «Где мы живем»  Где   мы   живем.   Наш  «адрес»   в   мире:   планета   ­   Земля,   страна  ­ Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. 69) Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. 70) Раздел «Природа»  71) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце ­ источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. 72)   Созвездия: Представление о зодиакальных созвездиях. Звездное   небо.   Кассиопея,   Орион,   Лебедь. 73) Горные   породы   и   минералы.   Гранит   и   его   состав.   Как   люди используют богатства земных кладовых. 74) Воздух   и   вода,   их   значение   для   растений,   животных,   человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. 75) Какие   бывают   растения:   деревья,   кустарники,   травы;   их существенные   признаки.   Дикорастущие   и   культурные   растения.   Комнатные растения и уход за ними. 76) Какие   бывают   животные:   насекомые,   рыбы,   птицы,   звери;   их существенные   признаки.   Дикие   и   домашние   животные.   Животные   живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. 77) Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи   между   растениями   и   животными:   растения   —   пища   и   укрытие   для животных; животные ­ распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). 78) Отрицательное   влияние   людей   на   растения   и   животных   (сбор букетов,   обламывание   ветвей,   вырубка   лесов,   вылов   красивых   насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. 79) Красная   книга   России:   знакомство   с   отдельными   растениями   и животными и мерами их охраны. 80) 81) Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические   работы:  знакомство   с   устройством   термометра, измерение   температуры   воздуха,   воды,   тела   человека;   знакомство   с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав;   знакомство   с   представителями   дикорастущих   и   культурных растений;   отработка   приемов   ухода   за   комнатными   растениями   и животными живого уголка. 82) 83) Раздел «Жизнь города и села»  Город   (село),   где   мы   живем:   основные   особенности,   доступные сведения из истории. 84) Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. 85) Что   такое   экономика.   Промышленность,   сельское   хозяйство, строительство,   транспорт,   торговля   ­   составные   части   экономики,   их взаимосвязь.   Первоначальные   представления   об   отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).   Деньги. 86) Промышленные   предприятия   своего   города   (изучается   по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). 87) Какой   бывает   транспорт:   наземный,   водный,   воздушный, подземный;   пассажирский,   грузовой,   специальный.   Пассажирский   транспорт города. 88) Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). 89) Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). 90) Профессии   людей,   занятых   на   производстве.   Труд   писателя, ученого,   артиста,   учителя,   других   деятелей   культуры   и   образования   (по усмотрению учителя). 91) Сезонные   изменения   в   природе:   зимние   явления.   Экологические связи   в   зимнем   лесу.  Экскурсии:  наблюдение   зимних   явлений   в   природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села). 92) Раздел «Здоровье и безопасность»  93) Строение   тела   человека.   Здоровье   человека   ­   его   важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения   здравоохранения;   специальности   врачей:   терапевт,   стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). 94) Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. 95) Меры   безопасности   в   домашних   условиях   (при   обращении   с бытовой   техникой,   острыми   предметами   и   т.   д.).   Противопожарная безопасность. 96) Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. 97) Съедобные   и   несъедобные   ягоды   и   грибы.   Жалящие   насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. 98) 99) Практическая работа: отработка правил перехода улицы. Раздел «Общение»  100) Труд   и   отдых   в   семье.   Внимательные   и   заботливые   отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. 101) Школьные   товарищи,   друзья,   совместные   учеба,   игры,   отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. 102) Правила   вежливости   (дома,   в   школе,   на   улице).   Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). 103) 104) Практическая работа: отработка основных правил этикета. Раздел «Путешествия»  105) Горизонт.   Линия   горизонта.   Основные   стороны   горизонта,   их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов:  река,  озеро, море  и  др.  Части реки (исток, устье, русло); притоки. 106) Сезонные   изменения   в   природе:   весенние   и   летние   явления. Бережное отношение к природе весной и летом. 107) Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица   России.   Московский   Кремль   и   другие   достопримечательности столицы. 108) Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии:  ознакомление   с   формами   земной   поверхности   и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. 111) Что мы узнали и чему научились за год. 109) 110) 112) 113) 3 класс (68 часов)  114) Раздел «Как устроен мир»  115) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии ­ царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. 116) Человек   ­   часть   природы,   разумное   существо.   Внутренний   мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение ­ ступеньки познания человеком окружающего мира. 117) Общество. Семья, народ, государство ­ части общества. Человек ­ часть общества. Человечество. 118) Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука   о  связях   между  живыми   существами  и  окружающей   их   средой.  Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. 119) Экскурсия:  ознакомление   с   разнообразием   природы, распознавание   природных   объектов   с   помощью   атласа­определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.  посадка   дерева   или   кустарника, 120) Практические   работы: изготовление кормушек для птиц. 121) Раздел «Эта удивительная природа»  122) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. 123) Вода,   ее   свойства.   Три   состояния   воды.   Круговорот   воды   в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. 124) Разрушение  твердых   пород  в  природе.  Почва,  ее  состав.  Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения,   их   разнообразие.   Группы   растений   (водоросли,   мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни   человека.   Влияние   человека   на   растительный   мир.   Растения   из Красной книги России. Охрана растений. 126) Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, 125) земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). 127) Растительноядные,   насекомоядные,   хищные,   всеядные   животные. Цепи   питания.   Сеть   питания   и   экологическая   пирамида.   Размножение   и развитие   животных.   Роль   животных   в   природе   и   жизни   человека.   Влияние человека   на   животный   мир.   Животные   из   Красной   книги   России.   Охрана животных. 128) Грибы,   их   разнообразие   и   строение   (на   примере   шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.   Влияние   человека   на   мир   грибов.   Грибы   из   Красной   книги   России. Охрана грибов. 129) Представление   о   круговороте   жизни   и   его   звеньях   (организмы­ производители, организмы­потребители, организмы­разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. 130) Практические   работы:  обнаружение   крахмала   в   продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра;   рассматривание   плодов   и   семян   растений,   определение признаков   их   приспособленности   к   распространению   ветром, животными;   распознавание   природных   объектов   с   помощью   атласа­ определителя. 131) Раздел «Мы и наше здоровье»  132) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. 133) Кожа,   ее   значение   и   гигиена.   Первая   помощь   при   небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. 134) Опорно­двигательная   система,   ее   роль   в   организме.   Осанка. Значение   физического   труда   и   физкультуры   для   развития   скелета   и укрепления мышц. 135) Питательные   вещества:   белки,   жиры,   углеводы,   витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. 136) Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. 137) Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы   их   предупреждения.   Здоровый   образ   жизни.   Табак,   алкоголь, наркотики — враги здоровья.  138) Практические работы:  знакомство  с внешним  строением  кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение   содержания   питательных   веществ   в   различных   продуктах   (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса. 139) Раздел «Наша безопасность»  140) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. 141) Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки,   их   роль   в   обеспечении   безопасного   движения.   Основные   группы дорожных   знаков:   предупреждающие,   запрещающие,   предписывающие, информационно­указательные, знаки сервиса. 142) Опасные   места   в   квартире,   доме   и   его   окрестностях:   балкон, подоконник,   лифт,   стройплощадка,   трансформаторная   будка,   пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза ­ опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. 143) Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и   грибами.   Опасные   животные:   змеи   и   др.   Правила   безопасности   при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия:  знакомство   с   дорожными   знаками   в   окрестностях школы. 144) 145) 146) Практическая   работа:  знакомство   с   устройством   и   работой бытового фильтра для воды. Раздел «Чему учит экономика»  147) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. 148) Природные   богатства   ­   основа   экономики.   Капитал   и   труд,   их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. 149) Полезные   ископаемые,   их   разнообразие,   роль   в   экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. 150) Растениеводство и животноводство ­ отрасли сельского хозяйства. Промышленность   и   ее   основные   отрасли:   электроэнергетика,   металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. 151) Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. 152) Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. 153) Семейный   бюджет.   Доходы   и   расходы   семьи.   Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение.   Построение   безопасной   экономики   —   одна   из   важнейших   задач общества в XXI веке. 154) Практические работы:  рассматривание   и   определение   образцов полезных   ископаемых;   знакомство   с   культурными   растениями, составление   устного   описания   рассмотренных   растений;   знакомство   с современными российскими монетами. 155) Раздел «Путешествие по городам и странам»  156) Города Золотого кольца России ­ слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, ­ наши ближайшие соседи. 157) Страны   зарубежной   Европы,   их   многообразие,   расположение   на карте,   столицы,   особенности   природы,   культуры,   экономики,   основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. 158) Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж­Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). 159) Бережное   отношение   к   культурному   наследию   человечества   — долг всего общества и каждого человека. Практическая   работа:  поиск   и   показ   на   карте   изучаемых 160) 161) географических объектов. 162) 4 класс (68 часов) 163) 164) Раздел «Земля и человечество»  165) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля ­ планета Солнечной системы. Луна ­ естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. 166) Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. 167) Миг   глазами   историка.   Что   изучает   история.   Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. 168) Прошлое   и   настоящее   глазами   эколога.   Представление   о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. 169) Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и   показ   изучаемых   объектов   на   глобусе   и   географической   карте; знакомство с историческими картами. 170) Раздел «Природа России» 171) Разнообразие   и   красота   природы   России.   Важнейшие   равнины   и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). 172) Природные   зоны   нашей   страны:   зона   арктических   пустынь,   зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон   России.   Особенности   природы   каждой   из   зон.   Взаимосвязи   в   природе, приспособленность   организмов   к   условиям   обитания   в   разных   природных зонах.   Особенности   хозяйственной   деятельности   людей,   связанные   с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана   природы,   виды   растений   и   животных,   внесенные   в   Красную   книгу России.   Необходимость   бережного   отношения   к   природе   в   местах   отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. 173) Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. 174) Практические   работы:  поиск   и   показ   на   физической   карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений   различных   природных   зон,   выявление   признаков   их приспособленности к условиям жизни. 175) Раздел «Родной край — часть большой страны»  176) Наш край на карте Родины. Карта родного края. 177) Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края   в   результате   деятельности   человека.   Охрана   поверхности   края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение   водоемов   в   результате   деятельности   человека.   Охрана   водоемов нашего края.  178) Полезные   ископаемые   нашего   края,   их   основные   свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. 179) Ознакомление   с   важнейшими   видами   почв   края   (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. 180) Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.  181) Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.   Растениеводство   в   нашем   крае,   его   отрасли   (полеводство, овощеводство,   плодоводство,   цветоводство).   Сорта   культурных   растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.  182) Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого   рогатого   скота,   свиноводство,   птицеводство,   рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.  183) Экскурсии:  знакомство   с   растениями   и   животными   леса,   их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство   с   растениями   и   животными   луга,   их   распознавание   в природных   условиях   с   помощью   атласа­определителя;   знакомство   с растениями   и   животными   пресного   водоема,   их   распознавание   в природных условиях с помощью атласа­определителя.  184) Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов   полезных   ископаемых   своего   края,   определение   их   свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их   распознавание   с   помощью   атласа­определителя;   знакомство   с культурными растениями края.  185) Раздел «Страницы всемирной истории»  186) Представление   о   периодизации   истории.   Начало   истории человечества:  первобытное  общество. Древний  мир;  древние  сооружения  — свидетельства   прошлого.   Средние   века;   о   чем   рассказывают   христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения   науки   и   техники,   объединившие   весь   мир:   пароход,   паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее   время.   Представление   о   скорости   перемен   в  XX  в.   Достижения науки   и   техники.   Осознание   человечеством   ответственности   за   сохранение мира на планете.  187) Раздел «Страницы истории России»  188) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.  189) Века   Древней   Руси.   Территория   и   население   Древней   Руси. Княжеская   власть.   Крещение   Руси.   Русь   ­   страна   городов.   Киев   ­   столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.  190) Наше   Отечество   в  XIII­XV  вв.   Нашествие   хана   Батыя.   Русь   и Золотая   Орда.   Оборона   северо­западных   рубежей   Руси.   Князь   Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. 191) Иван   Третий.   Образование   единого   Русского   государства. Культура, быт и нравы страны в XIII­XV вв. 192) Наше Отечество в XVI ­ XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина   и   Дмитрия   Пожарского.   Утверждение   новой   царской   династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв. 193) Россия   в  XVIII  в.   Петр   Первый   ­   царь­преобразователь.   Новая столица России ­ Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. 194) Россия   в  XIX  ­   начале  XX  в.   Отечественная   война   1812   г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX ­ начале XX в. 195) Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй   —   последний   император   России.   Революции   1917   г.   Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20­30­е гг. Великая Отечественная война   1941   ­   1945   гг.   Героизм   и   патриотизм   народа.   День   Победы   — всенародный праздник. 196) Наша страна в 1945 ­ 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного   спутника   Земли,   полет   в   космос   Ю.А.   Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура России в XX в. 197) Прошлое   родного   края.   История   страны   и   родного   края   в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.   достопримечательностями родного края (города, села). Экскурсия:  знакомство 198)   с историческими Практическая  работа:  найти   и   показать   изучаемые   объекты   на 199) 200) исторических картах. Раздел «Современная Россия»  201) Мы   ­   граждане   России.   Конституция   России   —   наш   основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. 202) Государственное   устройство   России:   Президент,   Федеральное собрание,   Правительство.   Государственная   символика   нашей   страны   (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. 203) Многонациональный состав населения России. 204) Регионы   России:   Дальний   Восток,   Сибирь,   Урал,   Север Европейской   России,   Центр   Европейской   России,   Юг   Европейской   России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. 205) 211) № 212) п/ 206) 207) 208) 209) Тематическое планирование 210) 1 класс 213) Наименование разделов, тем 214) Всег о 215) п 1. 2. 3. 4. 5. 228) 230) № 231) п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 249) 251) № 252) п/ 216) 218) 220) 222) 224) Задавайте вопросы Что и кто? Как, откуда и куда? Где и когда? Почему и зачем? 226) Итого 229) 2 класс 232) Наименование разделов, тем 235) 237) 239) 241) 243) 245) Где мы живем Природа Жизнь города и села Здоровье и безопасность Общение Путешествия 247) Итого 250) 3 класс 253) Наименование разделов, тем часо в 217) 1 219) 20 221) 12 223) 11 225) 22 227) 66 233) Всег о 234) часо в 236) 4 238) 20 240) 10 242) 0 244) 7 246) 18 248) 68 254) Всег о 255) п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 272) № 273) п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 256) 258) 260) 262) 264) 266) 277) 279) 281) 283) 285) 287) Как устроен мир Эта удивительная природа Мы и наше здоровье Наша безопасность Чему учит экономика Путешествие по городам и странам 268) Итого 270) 271) 4 класс 274) Наименование разделов, тем Земля и человечество Природа России Родной край – часть большой страны Страницы Всемирной истории Страницы истории России Современная Россия 289) Итого часо в 257) 6 259) 18 261) 10 263) 7 265) 12 267) 15 269) 68 275) Всег о 276) часо в 278) 6 280) 18 282) 10 284) 7 286) 12 288) 15 290) 68 291) Материально – техническое обеспечение образовательного процесса 292) 1. Плешаков А. А.  Окружающий мир. Учебник . 1­4 классы. В 2 ч.    – М.: Пособия для учителя Просвещение , 2013. 2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1­4 классы. В2 ч.– М.: Просвещение, 2013. 3. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д.  Окружающий  мир: Тесты: 1­4 класс. – М.: Просвещение, 2016. 4. Плешаков   А.А.  От   земли   до   неба:  Атлас­определитель:   Пособие   для учащихся общеобразовательных учреждений.­ М.: Просвещение, 2011. 5. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011. 6. Плешаков   А.А.,   Румянцев   А.А.   Великан   на   поляне,   или   Первые   уроки  пособие   для   учащихся   общеобразовательных экологической   этики: учреждений. – М.: Просвещение, 2011. 7. Плешаков   А.А.,   Александрова   В.П.,   Борисова   С.А.   Окружающий   мир: Поурочные разработки: 1­4 классы. 2015 293) 294)  Плешаков   А.   А.  Окружающий   мир.   Учебник   .   1­4   класс.   В   2   ч.–   М.: Пособия для учащихся Просвещение , 2013.  Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1­4 класс. В2 ч.   – М.: Просвещение, 2016.  Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д.  Окружающий  мир: Тесты: 1­4 класс. – М.: Просвещение, 2016.  Плешаков   А.А.   «От   земли   до   неба»  Атлас­определитель:   Пособие   для учащихся общеобразовательных учреждений.­ М.: Просвещение,2011. 295) 296) Технические средства 1. Экран 2. Компьютер 3. Проектор 297)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России", 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.