Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта. Данная программа оказывает посильную помощь в проведении уроков, в ней чётко расписано содержание тем, календарно-тематическое планирование уроков. Является хорошим материалом для работы в школе.Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта. Данная программа оказывает посильную помощь в проведении уроков, в ней чётко расписано содержание тем, календарно-тематическое планирование уроков. Является хорошим материалом для работы в школе.
Окружающий мир.docx
Окружающий мир
I.Пояснительная записка
Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования с учетом примерной программы по учебным предметам и основной
идеи УМК «Перспективная начальная школа» оптимальное развитие каждого
ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей в условиях специально
организованной аудиторной и внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 66ч (2ч/н). В связи с календарным графиком (08.03,
01.05 – праздничные дни) – 64ч.
УМК для проведения уроков окружающего мира
Учебник. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова «Окружающий мир». Москва.
Академкнига/Учебник. 2011 год.
Хрестоматия. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова «Окружающий мир». Москва.
Академкнига/Учебник. 2011 год.
Поурочные планы по учебнику О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой «Окружающий
мир». Волгоград.
Тетрадь для самостоятельных работ. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова
«Окружающий мир». Москва. Академкнига/Учебник. 2011 год.
Проверочные работы в тестовой форме. Р.Г.Чуракова, Л.Г.Кудрова. Москва.
Академкнига/Учебник. 2015 год.
II. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Окружающий мир» к концу 1го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
• различать предметы и выделять их признаки;
• проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с
помощью органов чувств;
• объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
• сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные
отличительные признаки, используя полученную информацию в результате
наблюдений и работы с иллюстрациями;
• называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
• проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями,
такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
• называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
1 • описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
• наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой
времен года;
• приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
• приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем
крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные
отличительные признаки;
• называть органы чувств человека и их основные функции;
• называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и
животных;
• проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление
признаков предметов;
• оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое
место в классе;
• различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в
школе: до урока, на уроке, на переменах;
• оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
• знать название своего города (села, поселка) и своей улицы;
• называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
• узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
• выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке,
на переменах) и в других присутственных местах;
• подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
• знать название своего края, города (села, поселка), своей школы, адрес школы;
• называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
• узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
• рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу,
поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры
родного края.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
обучающиеся научатся:
• называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть
имя своего учителя и номер школы;
2 • использовать мобильный телефон для связи с родителями;
• выполнять правила перехода проезжей части улицы;
• называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
• называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул
(тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
• приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего
края;
• рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой
помощи при укусе пчелы и осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
• использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями
или учителем;
• соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице;
• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед,
игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
• приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего
края;
• соблюдать правила сбора лекарственных растений;
• оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.
III. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в
программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и
общество», «Правила безопасной жизни».
Человек и природа. Природа это то, что нас окружает, но не создано
человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая
и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы
чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и
предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов
чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение
теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы
(например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство,
умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и
твердое лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья,
кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло,
воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель,
корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и
3 семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения
растений. Лекарственные растения. Распознавания растений своего края (по
листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело,
споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые,
рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени
(созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц,
подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка
зверей к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы
(низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь
деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных
подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в
зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце,
тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение
природы, прилет птиц) жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые
раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем
потомстве).
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце,
продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний
отдых.
Человек и общество. Ознакомление с условными обозначениями учебника и их
использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю,
подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на
уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила
подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга
России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных их
Красной книги на юбилейных монетах России) . разработка экологических
(предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия
многонациональная страна. Москва столица России. Достопримечательности
столицы Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной
символикой России: Государственный герб, Государственный флаг России,
Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
4 Правила безопасного поведения
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе.
Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на
улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в
снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных
несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай
несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы).
Формы организации учебных занятий: коллективная, индивидуальная и
групповая, работа в парах.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Содержательный блок «Человек и природа»:
— различение предметов и выделение их признаков, опытное определение
признаков предметов;
— сравнение и различение объектов живой и неживой природы;
— группировка (классификация) объектов живой и неживой природы по
отличительным признакам;
— выделение из объектов неживой природы изделий человека;
— выявление существенных признаков, знакомство с признаками живых
организмов, с отличительными признаками животных;
— выяснение признаков, общих для всех растений, особенностей распространения
плодов и семян в природе;
— сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам;
— группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений,
диких и домашних животных (на примере своей местности);
— классификация объектов природы по признакам: домашние–дикие животные;
культурные–дикорастущие растения;
— знакомство с сезонными изменениями в природе осенью, зимой, весной, летом;
— обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей их природе с
приходом зимы, весны, лета;
— расширение знаний учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний,
весенний и летний период;
— уточнение и дополнение знаний учащихся о зимовке животных;
5 — знакомство с особенностями появления потомства у животных;
— систематизация жизненных наблюдений о труде;
— классификация предметов в группы по существенным признакам (на примере
отличительных признаков плодов);
— уточнение представлений о грибах;
— знакомство с представителями растений, произрастающих в родном краю, с
лекарственными растениями;
— использование термина «экология» в ситуациях взаимодействия и
практического применения знаний.
Содержательный блок «Человек и общество»:
— знакомство с учителем, одноклассниками, главными героями учебника;
— использование правил поведения в школе с особенностями взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками;
— описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных
существенных признаков;
— применение условных обозначений в учебном пособии, знакомство с каждым из
них;
— моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других
общественных местах;
— обсуждение форм поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и
других общественных местах;
— работа в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем
мире;
— знакомство с правилами игры;
— формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному
краю, чувства гордости за свое государство, уважения к государственным
символам России (герб, флаг, гимн);
— воспроизведение следующих знаний: столица — главный город государства,
столица России — Москва, сердце Москвы —Кремль, главная площадь столицы —
Красная площадь.
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:
— нахождение класса, своего места в классе;
— ознакомление с местом расположения школы, ее адресом, безопасным
маршрутом передвижения от дома к школе;
— изучение и применение особенностей использования одежды в соответствии с
погодными изменениями и обстоятельствами;
— знакомство с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на
свежем воздухе и с правилами безопасного поведения во время иг
IV. Календарнотематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Образовательные ресурсы
Вид
6 п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов)
Текущий
Текущий
Текущий
05.09
07.09
12.09 Мы познаём мир
Где живёт семья Ивановых
Где живёт семья Ивановых
диагностики/мето
д
14.09 Мы познаём мир
19.09 Мы познаём окружающий мир с
помощью органов чувств
21.09 Мы познаём окружающий мир с
26.09
помощью органов чувств
Что нас окружает
28.09
Что нас окружает
Учебник – с.35
Учебник – с.35
Учебник – с.67,
http://interneturok.ru/
Учебник – с.67,
http://interneturok.ru/
Учебник – с.89, тетрадь –
с.69
Учебник – с.89, тетрадь –
с.69
Учебник – с.1011, тетрадь –
с.35, интерактивное пособие
Учебник – с.1011, тетрадь –
с.35, http://interneturok.ru/
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Живая природа (10 часов)
03.10 Животные часть природы
05.10
Дикие и домашние животные
10.10
Дикие и домашние животные
12.10
Насекомые – часть живой природы
17.10
Насекомые – часть живой природы
19.10
Растения – часть живой природы
24.10
Растения – часть живой природы
26.10
Что общего у деревьев, кустарников
и трав
31.10
02.11
Как растения расселяются на новые
места
Как растения расселяются на новые
места
Учебник – с.1213, тетрадь –
с.1017, хрестоматия – с.310
Учебник – с.1415, тетрадь –
с. 1017, хрестоматия – с. 3
10, интерактивное пособие
Учебник – с.1415, тетрадь –
с. 1017, хрестоматия – с. 3
10, интерактивное пособие
Учебник – с.1617, тетрадь –
с. 1017, хрестоматия – с. 3
10, интерактивное пособие
Учебник – с.1617, тетрадь –
с. 1017, хрестоматия – с. 3
10, http://interneturok.ru/
Учебник – с.1819, тетрадь –
с. 1017, хрестоматия – с. 3
10, http://interneturok.ru/
Учебник – с.1819, тетрадь –
с. 1017, хрестоматия – с. 3
10, http://interneturok.ru/
Учебник – с.2021, тетрадь –
с. 1017, хрестоматия – с. 3
10, интерактивное пособие,
http://interneturok.ru/
Учебник – с.2223, тетрадь –
с. 1017, хрестоматия – с. 3
10
Учебник – с.2223, тетрадь –
с. 1017, хрестоматия – с. 3
10
7 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Природа и её сезонные изменения (37 часов)
14.11
Природа и её сезонные изменения
16.11 Жизнь растений осенью
21.11 Жизнь растений осенью. Экскурсия
23.11
Труд людей осенью
28.11
Как животные готовятся к зиме
30.11
Как животные готовятся к зиме
05.12
Пришла зима
07.12
Пришла зима
12.12
Снежные загадки
14.12 Жизнь лесных зверей зимой
19.12 Жизнь лесных зверей зимой
21.12
Как помочь птицам зимой
26.12
Как помочь птицам зимой
28.12
Есть ли жизнь в воде подо льдом?
16.01
18.01
Как зимуют травы, кустарники и
деревья
Учимся различать деревья и
кустарники зимой
23.01
Учимся различать деревья и
8
Учебник – с.2425,
интерактивное пособие
Учебник – с.2627, тетрадь –
с.1823, хрестоматия – с.12
22, http://interneturok.ru/
Учебник – с.2627, тетрадь –
с. 1823, хрестоматия – с. 12
22
Учебник – с.2829, тетрадь –
с. 1823, хрестоматия – с. 12
22, http://interneturok.ru/
Учебник – с.3031, тетрадь –
с. 1823, хрестоматия – с. 12
22
Учебник – с.3031, тетрадь –
с. 1823, хрестоматия – с. 12
22
Учебник – с.3233, тетрадь –
с.2431, хрестоматия – с. 23
44
Учебник – с.3233, тетрадь –
с. 2431, хрестоматия – с. 23
44, http://interneturok.ru/
Учебник – с.3435, тетрадь –
с. 2431, хрестоматия – с. 23
44, http://interneturok.ru/
Учебник – с.3637, тетрадь –
с. 2431, хрестоматия – с. 23
44, http://interneturok.ru/
Учебник – с.3637, тетрадь –
с. 2431, хрестоматия – с. 23
44, http://interneturok.ru/
Учебник – с.3839, тетрадь –
с. 2431, хрестоматия – с. 23
44
Учебник – с.3839, тетрадь –
с. 2431, хрестоматия – с. 23
44, http://interneturok.ru/
Учебник – с.4041, тетрадь –
с. 2431, хрестоматия – с. 23
44
Учебник – с.4243, тетрадь –
с. 2431, хрестоматия – с. 23
44
Учебник – с.4445, тетрадь –
с. 2431, хрестоматия – с. 23
44
Учебник – с.4445, тетрадь –
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий кустарники зимой. Экскурсия
25.01
Пришла весна
30.01
Пришла весна
01.02
06.02
Какие растения весной цвести
торопятся
Какие растения весной цвести
торопятся
08.02
Как животные весну встречают
20.02
Как животные весну встречают
22.02
Про больших и маленьких
27.02
Лето пришло
01.03
Лето пришло
06.03
В лес по ягоды пойдём
13.03
В лес по ягоды пойдём
15.03
С лукошком за грибами
20.03
С лукошком за грибами
22.03
Зелёная аптека
03.04
Зелёная аптека
05.04
Природа и мы
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
с. 2431, хрестоматия – с. 23
44
Учебник – с.4647, тетрадь –
с.3235, хрестоматия – с.46
64
Учебник – с.4647, тетрадь –
с. 3235, хрестоматия – с. 46
64
Учебник – с.4849, тетрадь –
с. 3235, хрестоматия – с. 46
64
Учебник – с.4849, тетрадь –
с. 3235, хрестоматия – с. 46
64
Учебник – с.5051, тетрадь –
с. 3235, хрестоматия – с. 46
64
Учебник – с.5051, тетрадь –
с. 3235, хрестоматия – с. 46
64
Учебник – с.5253, тетрадь –
с. 3235, хрестоматия – с. 46
64
Учебник – с.5455, тетрадь –
с.3645, хрестоматия – с.65
74
Учебник – с.5455, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74
Учебник – с.5657, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74, http://interneturok.ru/
Учебник – с.5657, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74, http://interneturok.ru/
Учебник – с.5859, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74, http://interneturok.ru/
Учебник – с.5859, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74, http://interneturok.ru/
Учебник – с.6061, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74
Учебник – с.6061, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74
Учебник – с.6263, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
9
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий 52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
10.04
Природа и мы
12.04
Природа и мы
17.04
Природа и мы
19.04
Природа и мы
74, http://interneturok.ru/
Учебник – с.6263, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74, http://interneturok.ru/
Учебник – с.6263, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74, http://interneturok.ru/
Учебник – с.6263, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74, http://interneturok.ru/
Учебник – с.6263, тетрадь –
с. 3645, хрестоматия – с. 65
74, http://interneturok.ru/
Наша Родина – Россия (9 часов)
24.04
Наша Родина – Россия
26.04
Наша Родина – Россия
03.05 Москва – столица нашего
государства
Учебник – с.6467,
интерактивное пособие
Учебник – с.6467,
http://interneturok.ru/
Учебник – с.6871
08.05 Москва – столица нашего
Учебник – с.6871
государства
10.05 Москва – столица нашего
государства. Предварительная
итоговая комплексная работа
15.05
Итоговая контрольная работа
17.05
Экскурсия в город
22.05
Экскурсия в город
24.05
Обобщение «Мы и окружающий
мир»
Учебник – с.6871, задания
для предварительной
итоговой комплексной
работы
Задания для контрольной
работы
Учебник – с.7273,
интерактивное пособие
Учебник – с.7273,
интерактивное пособие
Учебник – с.7477
Используемая технология технология здоровьесбережения.
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Итоговый
Текущий
Текущий
Текущий
10
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.