Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.
Оценка 4.7

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
16.11.2018
Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на 2018-2019 учебный год. Автор учебника по окружающему миру А.А. Плешаков. Рабочая программа имеет : 1. Пояснительную записку. 2. Планируемые результаты. 3. Содержание курса. 4. Тематическое планирование . 5.Календарно- тематическое планирование. Программа соответствует ФГОС.
4 класс окружающий мир.docx
Муниципальное   казенное  общеобразовательное  учреждение «Средняя   общеобразовательная  школа» с.п.Белокаменское Зольского муниципального района   «РАССМОТРЕНО»     на заседании ШМО      Руководитель ШМО      _______КалажоковаР.А..      Пр. № ___ от«__»_____2018г «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по  УВР ________Шебзухова Н.М. «____»____________2018г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ________Шухостанов А.Б. Приказ № _____ от «____»_____2018г. Рабочая учебная программа по окружающему миру для  4 класса на 2018­2019 учебный год учителя  начальных классов МКОУ «СОШ» с.п.Белокаменское                                          Шогеновой Наташи Хусеновны 2018г 1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» в 4 классе составлена на основе следующих нормативных документов: ­Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373) с изменениями; ­ООП НОО МКОУ «СОШ» с.п.Белокаменское на 2018­2019 учебный год.       Согласно   учебному   плану   МКОУ   «СОШ»   с.п.Белокаменское   на   2018­2019   учебный   год   на изучение   учебного   предмета   «Окружающий   мир»   в   4   классе   отводится   2   часа   в   неделю,   что составляет  68  часов в год из расчёта 34 учебные недели. Рабочая программа реализуется на основе УМК:  (Плешаков А.А Окружающий мир учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы.­ М.:  Просвещение, 2016.) Учебный план начальной школы не содержит отдельного часа для изучения курса «Основы безопасности   жизнедеятельности», курс интегрированного курса «Окружающий   мир». На   уроках   окружающего   мира   используются:   фронтальная   беседа, устная дискуссия, практические работы, ИКТ. изучается в   Каждый учитель 1­4 классов фиксирует изучение курса ­   на   страницах   классного   журнала,   отведенных   для   предмета   «Окружающий   мир» (после   рамках   записи основной темы урока по окружающему миру делается пометка   ОБЖ); 2. Планируемые результаты освоения учебного  предмета «Окружающий мир». Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета­предметных результатов начального образования. У учеников четвёртых классов продолжают формироваться регулятивные, познавательные и ком­ муникативные универсальные учебные действия. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая  по  плану,   сверять  свои  действия  с  целью   и,   при  необходимости,   исправлять  ошибки   с помощью учителя. ­ В   диалоге   с   учителем   учиться   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять   степень успешности   выполнения   своей   работы   и   работы   остальных   учеников,   исходя   из   имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения   и   использование   информации;   достаточно   полно   и   доказательно   строить   устное высказывание;   описывать   объекты   наблюдения,   выделять   в   них   существенные   признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание;   формулировать   выводы,   основываясь   на   тексте;   находить   аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации,   сопоставление   её   с   информацией   из   других   источников   и   имеющимся   жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других:  оформлять  свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять  себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. Договариваться   с   людьми:   выполняя   различные   роли   в   группе,   сотрудничать   совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения: понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы; уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,   природе нашей страны, её современной жизни; осознавать   целостность   окружающего   мира,   осваивать   основы   экологической   грамотности, элементарных   правил   нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей  здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; осваивать   доступные   способы   изучения   природы   и   общества   (наблюдение,   за   измерение,   опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. У четвероклассника продолжится формирование ИКТ­компетентности: оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:готовить и проводить презентацию перед небольшой   аудиторией:   создавать   презентации,   выбирать   аудиовизуальную   поддержку,   писать пояснения и тезисы для презентации. Планируемые результаты изучения всего курса ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У выпускника будут сформированы: основы   гражданской   идентичности   личности   в   форме   осознания   «Я»   как   гражданина   России, ответственного   за   сохранение   её   природного   и   культурного   наследия;умение   осознанно использовать   обществоведческую   лексику   для   выражения   своих   представлений   о   правах   и обязанностях   гражданина   России,   о   правах   ребёнка,   о   государственном   устройстве   Российской Федерации;чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за   свою   Родину,   российский   народ,   историю   России   посредством   знакомства   с   достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»; понимание   себя   наследником   ценностей   многонационального   российского   общества   и   всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения   и   сопоставления   картины   мира   с   точки   зрения   астронома,   географа,   историка, эколога;уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной   связи   и   представление   о   необходимости   исторической   преемственности   в   жизни общества;начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе   на   основе   представлений   об   историческом   развитии   родной   страны,   изменениях   в   её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;осознанная готовность   к   выполнению   социальной   роли   ученика   (действовать   в   соответствии   с   нормами   и правилами  школьной  жизни),  мотивационная   основа  учебной  деятельности  и  личностный  смысл учения;самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы,   будущее   России*;эстетические   потребности,   ценности   и   чувства   через   восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;этические чувства, доброжелательность и эмоционально­нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе   знакомства   с   историей   Отечества,   образами   великих   соотечественников,   картинами   жизни людей   в   разные   исторические   периоды;навыки   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,   в   том   числе   при   выполнении   учебных   проектов   и   в   других   видах   внеурочной деятельности*;установка   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни   на   основе   знаний   о   природном разнообразии   России   и   зависимости   труда   и   быта   людей   от   природных   условий;мотивация   к творческому   труду,   работе   на   результат,   бережное   отношение   к   материальным   и   духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные Выпускник научится: понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; планировать   своё   высказывание   (выстраивать   последовательность   предложений   для   раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); планировать свои действия; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования  и регуляции своей деятельности. Познавательные Выпускник научится:понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий; выделять   существенную   информацию   из   текстов   и   литературы   разных   типов   и   видов (художественных и познавательных); использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять   творческие   способности   при   выполнении   рисунков,   схем,   составлении   рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.; ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач; моделировать экологические связи в природных сообществах. Коммуникативные Выпускник научится: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить сообщения, выполнять проекты по теме; составлять рассказ на заданную тему; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Выпускник научится: понимать   особую   роль   России   в   мировой   истории;   рассказывать   о   национальных   свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России; называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны; называть   имя   действующего   Президента   Российской   Федерации   и   его   полномочия   как   главы государства; понимать,   в   чём   различия   между   государственным   устройством   современной   России   и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории; объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка; раскрывать   значение   государственных   символов   России,   находить   их   среди   государственных символов других стран; называть   главные   праздники   России,   объяснять   их   значение   в   жизни   страны,   рассказывать   о традициях и праздниках народов России; рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; проводить несложные астрономические наблюдения; изготавливать модели планет и созвездий; использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле; анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения; приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги; находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны; объяснять,   почему   происходит   смена   природных   зон   в   нашей   стране,   давать   характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны; приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России; выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей; оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России; давать краткую характеристику своего края; различать   и   описывать   изученные   природные   объекты   своего   края,   пользоваться   атласом­ определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы; давать краткую характеристику природных сообществ своего края; выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей; оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах; рассказывать об охране природы в своём крае; различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края; приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; читать историческую карту; перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую   эпоху,   узнавать   историческую   эпоху   по   знаменитым   сооружениям   прошлого, сохранившимся до наших дней; с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля; описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; показывать   на   карте   границы,   территорию,   столицу,   другие   города   России   в   разные   периоды истории, места некоторых важных исторических событий; рассказывать   по   исторической   карте,   иллюстрациям   учебника   об   изученных   событиях   истории России; соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России; составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; описывать облик Москвы и Санкт­Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности; называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России; находить в домашнем архиве исторические свидетельства; раскрывать связь современной России с её историей; использовать   дополнительную   литературу,   Интернет   для   получения   информации   и   подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем. 3.Содержание курса учебного предмета «Окружающий мир» Земля и человечество (10 ч) Мир   глазами   астронома.   Что   изучает   астрономия.   Небесные   тела:   звезды,   планеты   и   спутники планет.   Земля —   планета   Солнечной   системы.   Луна —   естественный   спутник   Земли.   Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. Мир   глазами   географа.   Что   изучает   география.   Изображение   Земли   с   помощью   глобуса   и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир   глазами   историка.   Что   изучает   история.   Исторические   источники.   Счет   лет   в   истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы:  знакомство с картой звездного неба;  поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;  знакомство с историческими картами. Природа России (11 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона   пустынь,  субтропики.   Карта  природных   зон  России.   Особенности   природы   каждой   из   зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.   Особенности   хозяйственной   деятельности   людей,   связанные   с   природными   условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные   в   Красную   книгу   России.   Необходимость   бережного   отношения   к   природе   в   местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;  поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;  рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Родной край — часть большой страны (12 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека.   Охрана   поверхности   края   (восстановление   земель   на   месте   карьеров,   предупреждение появления  свалок,  борьба с оврагами). Водоемы края, их  значение  в природе  и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные   сообщества   (на   примере   леса,   луга,   пресного   водоема).   Разнообразие   растений   и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности   сельского   хозяйства   края,   связанные   с   природными   условиями.   Растениеводство   в нашем   крае,   его   отрасли   (полеводство,   овощеводство,   плодоводство,   цветоводство).   Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство   в   нашем   крае,   его   отрасли   (разведение   крупного   и   мелкого   рогатого   скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии:  Формы поверхности нашей местности; Экскурсия на озеро и в лес. Практические работы:  знакомство с картой края;  рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;  рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа­определителя;  знакомство с культурными растениями края. Страницы всемирной истории (6ч) Представление   о   периодизации   истории.   Начало   истории   человечества:   первобытное   общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.  Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Практические работы:  Определение по «ленте времени» длительность Средневековья.    Нахождение на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.  Прослеживание по карте маршрутов Великих географических открытий Страницы истории России (20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века   Древней   Руси.   Территория   и   население   Древней   Руси.   Княжеская   власть.   Крещение   Руси. Русь —   страна   городов.   Киев —   столица   Древней   Руси.   Господин   Великий   Новгород.   Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше   Отечество   в   ХIII—ХV вв.   Нашествие   хана   Батыя.   Русь   и   Золотая   Орда.   Оборона   северо­ западных   рубежей   Руси.   Князь   Александр   Невский.   Московская   Русь.   Московские   князья     — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII— ХV вв. Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв. Россия   в   ХVIII в.   Петр   Первый —   царь­преобразователь.   Новая   столица   России —   Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в. Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в. Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России.   Революции   1917 г.   Гражданская   война.   Образование   СССР.   Жизнь   страны   в   20—30­е гг. Великая   Отечественная   война   1941—1945 гг.   Героизм   и   патриотизм   народа.   День   Победы — всенародный праздник. Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в. Прошлое родного края. История страны  и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Современная Россия (6 ч) Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России,   Юг   Европейской   России.   Природа,   хозяйство,   крупные   города,   исторические   места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на  карте России Итоговое повторение (3ч) 4. Тематическое планирование № Наименование разделов 1 2 3 4 5 6 7 Земля и человечество Природа  России Родной край­часть большой страны 12 Страницы всемирной истории Страницы истории России Современная Россия Итоговое повторение 6 20 6 3 Кол.час . 10 11 Провер.раб. Экскур Тесты сии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5. Календарно­тематическое планирование по учебному предмету  «Окружающий мир» для 4 класса на 2018­2019 учебный год № 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 2 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Тема Земля и человечество Мир глазами астронома Основа здорового образа жизни. ОБЖ Планеты Солнечной системы.  Звездное небо – великая книга Природы Мир глазами географа.  Глобус  и географическая карта Пояса Земли Мир глазами историка Когда и где? История – путешествие в глубь времен Прошлое и настоящее глазами эколога Правила поведения при сигнале «Внимание всем!» ОБЖ Сокровища Земли под охраной человечества Обобщение по теме «Земля и человечество».  Проверочная работа №1. Природа России Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона арктических пустынь. Тундра. Природа тундры. Страх и паника. Правила поведения в толпе. ОБЖ Леса России. Итоговый тест №1  за I четверть Лес и человек.  Экскурсия. Зона степей Пустыни  Кол­во  часов 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата план факт 05.09 08.09 12.09 15.09 19.09 22.09 26.09 29.09 03.10 06.10 10.10 13.10 17.10 20.10 24.10 27.10 07.11 10.11 19. 20. 21. 3 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 4 34. 35. 36. 37. 38. 39. У Черного моря. Экологическое равновесие Обобщение по разделу «Природа  России». Проверочная работа №2. Родной край – часть большой страны Наш край. Поверхность нашего края. Водоемы нашего края. Наши подземные богатства. Земля­кормилица. Природные катастрофы. ОБЖ Жизнь леса.  Луг – природное сообщество. Жизнь пресного водоема.  Растениеводство в нашем крае Итоговый тест №2  за 2 четверть Незаметные защитники урожая Экскурсия Животноводство в нашем крае Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Проверочная работа №3. Страницы всемирной истории Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по разделу «Страницы всемирной  1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 14.11 17.11 21.11 24.11 28.11 01.12 05.12 08.12 12.12 15.12 19.12 22.12 26.12. 29.12 16.01 19.01 23.01 26.01 30.01 02.02 06.02 истории». Проверочная работа№4. Страницы истории России 20 Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Чрезвычайные ситуации. ОБЖ Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Итоговый тест №3  за 3 четверть Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Основные мероприятия по  гражданской обороне. ОБЖ Россия вступает в XX век. Страницы истории 20–30­х годов. Великая война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 09.02 13.02 16.02 20.02 27.02 02.03 06.03 09.03 13.03 16.03 20.03 03.04 06.04 10.04 13.04 17.04 20.04 24.04 27.04 5 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. История вокруг нас. Обобщающий урок по разделу  «Страницы истории Отечества.  Проверочная работа №5 6       60 61 62 63 64 65 7 66 67 68 Современная Россия Основной закон России и права человека «Дети имеют  право на особую заботу и помощь» . Мы – граждане России Славные символы России. Такие разные праздники. Экскурсия Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на  просторах Сибири). Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской  России). Путешествие по России (по Волге, по югу России). Итоговое повторение Итоговая проверочная работа №6 Что узнали. Чему научились. Итоговый урок 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 04.05 08.05 11.05 15.05 18.05 22.05 25.05 27.05 29.05 31.05 Ученика(цы) 4 класса_______________________________ Дата проведения___________________________________ Вариант 1 Итоговый тест  за I четверть А1.  Какая  планета самая большая?      3) Марс 4) Сатурн 1) Сириус 2) Солнце 1) экология 2) география 1) астрономы 2) химики 1) в X веке 2) в XI веке 3) Полярная  4) Альдебаран 3) биология 4) астрономия 1) Юпитер 2) Плутон А2.  В чём  причина смены времён  года? 1) во вращении Солнца вокруг Вселенной 2) во вращении Земли вокруг Солнца 3) во вращении Земли вокруг своей оси 4)в охлаждении  и  нагреве Земли      АЗ.   Какая   звезда  показывает  точное  направление на север?    А4.   Какая   наука  изучает  природу  земной   поверхности?    А5.  Какие учёные занимаются  изучением  прошлого людей?    А6.  В  каком  веке  Москва была  впервые упомянута в летописи (1147 год)?    А7.  Что не относится  к экологическим  проблемам?       А8.  Где находится самая  высокая  в  России  гора — Эльбрус?  3) на Кавказе  4) на Алтае  В1.   В   какой   природной   зоне  живут  тюлени и гагарки?  3) тундры  4) степей  В2. Какая эмблема у Всемирного фонда дикой природы?       ВЗ. Какая экологическая проблема существует в тундре? 1) загрязнение воздуха 2) добыча полезных ископаемых 3)загрязнение воды 4) исчезновение растений  и животных 1) изображение оленя 2) изображение панды 3) изображение леопарда 4) изображение белого медведя 1) смешанных лесов 2) арктических  пустынь 1)  на Урале 2) на Камчатке 3) в   X I I   в еке 4) в XIII  веке 3) историки 4) географы             1) разрушение почвы 2) загрязнение воды 3) вырубка лесов 4) исчезновение моржей      С1Какие животные обитают в тундре? 1) морж  2)  северный олень     С2.  Какие объекты относятся к космическим телам? 3) лемминг  4)  песец      1) Земля 2) комета   3)  туча  4)  Венера  Итоговый тест за I четверть  Ученика(цы) 4 класса_______________________________  Дата проведения___________________________________   Вариант 2  1) Земля 2) Марс 3) Юпитер 4) Плутон 3) к Атлантическому 4) к Индийскому 1)  историки 2) астрономы 1) история 2) география  3 )   э к о л о г и я 4) астрономия 3) в XV  веке  4) в XVI  веке 3) Сириус 4) Альтаир 3) географы 4) биологи 1) в XIII  веке 2) в XIV веке 1) Полярная  2) Альдебаран 1) Земля  вращается  вокруг Солнца 2) Солнце вращается  вокруг Земли 3)Земля  вращается  вокруг оси  4) Солнце и Луна сменяют друг друга  А1.  Какая  планета самая  маленькая?    А2.  Почему сменяются день  и  ночь?       АЗ.  Какая звезда на небе считается самой яркой?    А4. Какие учёные занимаются изучением земной поверхности?    А5.  Как называется  наука о прошлом людей?    А6.   В   каком   веке   произошла   Куликовская   битва (1380  год)?    А7.  Какая  проблема является экологической?      А8. Какое озеро находится не в России?    В1  Где живут северные олени  и  песцы?      В2.   К   какому  океану  относятся   Балтийское  и   Чёрное  моря?    ВЗ.  Какой  заповедник создан  для  охраны  природ тундры?  3) Ильменский  4) Дальневосточный  С1 Укажи  обитателей арктической  пустыни.    С2.  Укажи  названия  планет Солнечной системы.    1) в арктических пустынях 2) в тундре 3) в широколиственных лесах 4) в степях 1) безработица 2) разрушение почвы 3) суровый климат 4) плохие дороги 1) к Тихому 2) к Северному Ледовитому 1) «Остров  Врангеля» 2) Таймырский 1) северный олень 2) морж 3) белый  медведь 4) тюлень                   1) Онтарио 2) Байкал 3) Ладожское 4) Онежское 1) Плеяда 2) Сатурн 3) Уран 4) Нептун     Итоговый тест  за II четверть  Ученика(цы) 4 класса_______________________________  Дата проведения___________________________________   Вариант 1 1) сайгак 2) суслик 1) холмы 2) балки 3) сосна, пихта 4) ясень, вяз 1) берёза, осина 2) дуб, клён 1) в лесной зоне 2) в пустыне  А1.  Какие деревья растут в тайге?    А2.  Где бывают пыльные бури?  3) в степи  4) в тундре  АЗ. Какое животное не является жителем пустыни?  3) верблюд  4) тушканчик  А4. Как называются углубления с поросшими растениями склонами?    А5.  Каким свойством обладает глина?    А6.  В каком ярусе растёт орешник?    А7.  Какая  птица живёт не на лугу?    А8. Какое слово лишнее?  1) коневодство  2) свиноводство  В1Как правильно скашивать траву на лугу?  3) птицеводство  4) плодоводство 1) пластичностью 2) твёрдостью 1) деревьев 2) кустарников 3 )   о в р а г и   4) терриконы 3) горючестью 4) текучестью 3) трясогузка 4) коростель               1) дрозд 2) перепел 3) трав  4)  мхов   1) сначала скашивать там,  где трава выше  2) сначала скашивать там, где трава ниже  3) начинать от центра и двигаться по кругу к краям  4) начинать от края и по кругу двигаться к центру  В2. Из какой полевой культуры  получают крахмал?  1) из кукурузы  2) из ячменя 3) из картофеля 4) из гороха  ВЗ. Какое насекомое здесь лишнее?  1) колорадский жук  2) божья  коровка      С1. Какие животные находятся под охраной в Приокско­Террасном  3) жужелица 4) златоглазка заповеднике?  1) ушастый ёж  2) амурский тигр  3) зубр  С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?  4) утка­мандаринка  1) нефть  2) известняк  3) каменный уголь  4) природный газ   Итоговый тест  за II четверть  Ученика(цы) 4 класса_______________________________  Дата проведения___________________________________   Вариант 2 1) ель, лиственница  2) пихта, сосна   А1. Какие деревья растут в зоне широколиственных  лесов?  3) дуб,  клён    4) берёза, осина  А2.  В  какой  природной  зоне  наблюдается  явление подвижных песков?    АЗ. Как называются углубления с крутыми осыпающимися склонами,  на   3) в  пустыне 4) в степи 1) в тайге 2) в тундре     1) исток 2) устье которых  почти  нет растений? 1) овраги 2) балки  3) холмы  4) терриконы  А4.  Как называется  место,  где река берёт своё начало?    А5.  Каким свойством обладает железная  руда?    А6. Укажи,  какие  почвы  распространены  в степях.     А7.   Какое  растение относится  к ярусу трав и маленьких кустарничков? 1) пластичностью 2) текучестью 1) серые лесные 2) луговые 3) подзолистые 4) чернозёмы 3) горючестью 4)  плавкостью 3) берег 4) приток           1) орешник 2) брусника  А8.  Какое животное обитает не у водоёма?    3) берёза 4)  м ох   3) полёвка 4) выдра  В1.  Какого жука древние египтяне считали  священным? 1) бобр 2) ондатра 1) жука­красотела 2) скарабея 3) жука­чернотелку 4) жука­оленя           В2 Выбери  верное утверждение. 1) Ящерицы приносят вред сообществу луга, поедая  насекомых. 2) Прошлогоднюю траву на лугу нужно сжигать. 3) Неумеренный  выпас скота опасен для луга. 4) Гусеницы  приносят вред человеку,  и  их надо уничтожать.  В3 Какое насекомое здесь лишнее?  1) колорадский жук  2) жужелица  3) тля  4) яблонная  плодожорка  С1.   Какие   животные   степи   занесены   в   Красную книгу?      1) степной орёл 2) дрофа 1) томат 2) капусту  С2Какие культуры  выращивают овощеводы?     3) хомяк 4) степная дыбка 3) клубнику 4) кукурузу  Итоговый тест за III четверть  Ученика(цы) 4 класса_______________________________  Дата проведения___________________________________   Вариант 1  А1. Укажи неверное утверждение.   1) Самой длительной эпохой в истории развития человечества является  первобытная история. 2) К концу первобытной истории люди научились строить дома, изготавливать  посуду и одежду. 3) Первобытные люди умели разговаривать и писали иероглифами. 4) В первобытную  эпоху уже существовало  искусство. 1) Ф. Магеллан 2) М.П. Лазарев 3) Средние века 4) Новое время 1) первобытную эпоху 2) эпоху Древнего мира    А2. Какую эпоху называют временем рыцарей?      АЗ. Какой мореплаватель открыл Америку?      А4. Какое событие не относится к Новейшему времени?    А5. Назови столицу Древней Руси.    А6. Кто вошёл в историю как креститель Руси?    А7.  Какой князь в  1242 году разбил немецких рыцарей­крестоносцев? 1) покорение Южного полюса 2) изобретение телеграфа 3) X. Колумб 4) Ф.Ф. Беллинсгаузен 1) князь Владимир  2) Ярослав Мудрый 3) Москва  4) Константинополь 3) Александр Невский  4) Пётр Великий 1) Киев 2) Новгород       3) начало освоения космоса 4) Вторая мировая война 1) Олег 2) Владимир    А8. Кто в начале XVII века встал во главе народного ополчения, созданного  3) Ярослав 4) Александр     3) Александр  Невский 4) Дмитрий Пожарский для борьбы с польскими захватчиками? 1) Кузьма Минин 2) Иван Фёдоров    В1. Какой город возник в эпоху Средневековья?    В2. Что такое Золотая Орда?    ВЗ.  При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской  1) город в Древней  Руси 2) государство монголо­татар 3) Санкт­Петербург 4) Рим 1) Москва  2) Афины      3) войско в Древней  Руси 4) одно из племён древних славян зависимости? 1) при Дмитрии Донском 2) при  Иване Третьем    С1. Какие сооружения  появились в эпоху Древнего мира?    1) Луксор 2) Парфенон 3) египетские пирами  4) Софийский собор 3) при  Иване  Калите 4) при Ярославе Мудром       С2. Что было изобретено в эпоху Нового времени?  1) книгопечатание 2) паровоз     3) пароход  4) телеграф  Итоговый тест за III четверть  Ученика(цы) 4 класса_______________________________  Дата проведения___________________________________   Вариант 2   1) Париж 2) Афины 3) Москва  4) Берлин 1) Древний  мир 2) Средневековье  А1.  Какой  город появился  в эпоху Древнего мира?    А2. Как называется эпоха, которая длилась с конца V до конца XV века?    АЗ.  Какое  достижение  принадлежит  Руалу Амундсену?      А4. Что было изобретено в эпоху Средневековья?    А5. Почему в Москве поставили памятник византийским  монахам Кирилу и   1) открыл Америку 2) открыл Антарктиду 3) совершил  первую кругосветную экспедицию 4) покорил Южный  полюс 3) Новое время 4) Новейшее время 1) книгопечатание 2) радио 3) паровоз 4) аспирин     1) Москвой 2) Киевом Мефодию? 1) они  создали славянскую азбуку 2) они  первыми  на Руси  приняли  крещение 3) они  написали  «Повесть временных лет» 4) они  построили  первый храм  на Руси      А6.  Каким  русским  городом управляли  посадники?  3) Рязанью  4) Великим  Новгородом  А7.   Кому  принадлежит  заслуга создания   русского флота?  3) Александру Второму   4) Николаю Второму  А8.   Московское   княжество   стало   самым   сильным  на Руси  при:  3) Ярославе Мудром   4) Дмитрии Донском  В1.    В2. Как называлось государство, которому Русь до 1480 года выплачивала  3) к Новому времени 4) к Новейшему времени К какой эпохе относится возникновение Москвы? 1) к Древнему миру 2) к Средневековью 1) Петру Первому 2) Екатерине Второй 1) Иване Третьем 2) Иване Калите         дань? 1) Рыцарский Орде 2) Монголия   3) Золотая Орда 4)  Византия 1) Ярослава Мудрого    2) Ивана Калиты    В3.На  печати   какого   русского   правителя   впервые появился двуглавый орёл?    С1.  Какие сооружения  возникли  в эпоху Средневековья?  3) египетские пирамиды  4) христианские соборы  С2.  Назови главные задачи, стоящие перед современным обществом. 1) рыцарские замки 2) мусульманские мечети 3) Ивана Третьего 4) Ивана Грозного     1) изобретение оружия 2) охрана природы       3) преодоление бедности 4) борьба с терроризмом  Итоговый тест за учебный год  Ученика(цы) 4 класса_______________________________  Дата проведения___________________________________    А1.Выбери  верное утверждение. Вариант 1 1) Вокруг Земли вращаются восемь планет. 2) Вокруг Солнца вращаются девять планет. 3) Вокруг Солнца вращаются восемь планет. 4) Солнце вращается вокруг Земли.   А2.   Где  самый  богатый  растительный  и  животный мир?     1) в полярных поясах 2) на Северном полюсе 3) в умеренных поясах 4) в тропиках   АЗ. Что мы называем историческим источником? 1) учебник по истории 2) статьи  в  газетах,   посвящённые  историческим событиям 3) всё то, что может рассказать нам о прошлом  4) исторические книги   А4. Какая природная зона описана в тексте? Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как  они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен. 1)тундра 2) тайга 3) пустыня 4)арктическая пустыня   А5. Укажи самую низкую равнину России. 1) Западно­Сибирская  2) Приволжская  3) Среднесибирское плоскогорье 4) Восточно­Европейская   А6. Какое озеро России включено в Список объектов Всемирного природного  наследия? 1) Ладожское 2) Байкал 3) Каспийское 4) Онежское      А7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?     1) не купаться в реках 2) поливать огороды водой из рек и озёр 3) уничтожать обитателей водоёмов 4) расчищать берега водоёмов от мусора   А8. Укажи основное свойство торфа. (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) (cid:240) 1) прочность 2) твёрдость 3) пластичность 4) горючесть 1) цветоводство 2) металлургия 3) свиноводство 4) полеводство 1) эпоха Древнего мира 2) эпоха Средних веков 3) эпоха Нового времени 4) эпоха Новейшего времени       А9. Что является названием отрасли животноводства?      А10. Какая эпоха длилась с 1500 по 1900 год?      В1. Какое растение не является луговым?      В2. Какое насекомое поедает листья  картофеля?      ВЗ.  Кто организовал  первую  в  России  химическую лабораторию?      В4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812  1) Пётр Первый 2) М.В. Ломоносов 3) Екатерина Вторая 4) Иван Третий 1) колорадский жук 2) жужелица 3) божья  коровка 4) тля 1) тысячелистник 2) мятлик 3) тимофеевка 4) тростник года? 1) Куликовская битва 2) Бородинская битва 3) Ледовое побоище 4) Ордынское сражение 1) водопад Виктория  2)  Большой барьерный риф  3) Алтай  4) озеро Байкал      С1.  Укажи объекты Всемирного  природного  наследия  России.      С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?      СЗ. Назови государственные праздники  России.   1)нефть 2)известняк 3) каменный уголь 4)природный  газ 1) День России    2) День Государственного флага Российской Федерации 3) День Конституции  4) День милиции  Ученика(цы) 4 класса_______________________________  Дата проведения___________________________________  Итоговый тест за учебный год   Вариант 2  А1. Какое утверждение верно?     1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце.  2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна. 3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела. 4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.  1) в южном тропическом поясе 2) в северном тропическом поясе 3) в полярных поясах 4) в умеренных поясах  А2.  Где  самый  бедный  растительный  и животный мир?       АЗ. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы,  сооружения?  1) археология    2) история 3) астрономия 4) география   А4. Какая природная зона описана в тексте? Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой.     1) арктическая пустыня 2) тундра 3) степь 4) тайга   А5.  Что   называют   Каменным   поясом   земли   Русской?     1) Уральские горы  2) Кавказские горы 3) Алтай 4)  Русскую равнину   А6.   Какое  озеро   России   из­за  огромных  размеров часто называют морем?   3) Каспийское 4) Байкал   1) Ладожское 2) Онежское   А7.  Какое утверждение неверно?      1) Лес — защитник почвы. 2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно. 3) Лес очищает воздух. 4) Лес защищает почву от разрушения.   1) глину 2) торф 1) чернозёмы  2) луговые  3) болотные  4) подзолистые  А8. Какие почвы  распространены  в нашей стране?      А9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления  посуды?     А10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?       В1.  Какая  птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной   1) в первобытную эпоху 2) в эпоху Древнего мира 3) в эпоху Средних веков 4) в эпоху Нового времени 3) известняк 4) гранит   плодожорки? 1) сова 2) скворец 3) канюк 4) пустельга       В2. Из чего получают перловую крупу?     ВЗ. Кого называют продолжателем дел Петра Первого?     В4.  Укажи  порядок  расположения полос  на Государственном флаге  3) Александра Второго 4) Николая Второго 1) Ивана Грозного 2) Екатерину Вторую 1) из ячменя 2) из кукурузы 3) из ржи 4) из гречихи       Российской Федерации. 1) красная, белая, синяя 2) синяя, красная, белая 3) белая, синяя, красная 4) белая, красная, синяя 1) Акрополь 2) Московский Кремль 3) исторический центр Санкт­Петербурга 4) Кижи     С1. Назови объекты Всемирного культурного наследия России.       С2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?       СЗ. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени? 1) на образование 2) на труд 3) на отдых 4) на разрушение памятников культуры   1) фотография 2) телевидение   3) электричество 4) холодильник 

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Рабочая программа по  окружающему миру  в 4 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018