Рабочая программа по окружающему миру ЗПР
Оценка 4.7

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
2 кл—4 кл
10.03.2018
Рабочая программа по окружающему миру ЗПР
Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" начального общего образования адаптирована для детей с задержкой психического развития 2-4 классы. Структура программы: планируемые результаты освоения учебного предмета (адаптированные для категории ЗПР), содержание программы, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности ученика, название темы.рабочая программа зпр
рп по окружающему зпр.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 112 Рассмотрена                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ: на заседании методического совета                                                                                   _____________И.Н. Удинцев протокол № 1 от «29»августа 2016 г.                                                                                директор МБОУ СОШ № 112                                                                                                                                                приказ № 56­о                                                                                                                                                           от «30» августа 2016 года                                                                                         Рабочая программа учебного курса Окружающий мир начального общего образования для детей с задержкой психического развития 2­4 классы на 2016­2017 учебный год 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА г. Екатеринбург, 2016 1.1 Личностные результаты    осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы; осознание   себя   членом   общества   и   государства   (самоопределение   своей   гражданской   идентичности);   чувство   любви   к   своей   стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; осознание  своей  этнической  и  культурной  принадлежности  в  контексте  единого  и  целостного  Отечества  при  всем  разнообразии  культур, национальностей, религий России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятых базовых общечеловеческих ценностей; расширение сферы социально­нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; способность к адекватной самооценки с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;  установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду. 1.2 Метапредметные результаты   способность   регулировать  собственную   деятельность,   в   том   числе   учебную  деятельность,  направленную  на  познание   (в  сотрудничестве   и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и т.д.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. осваивать   доступные   способы   изучения   природы   и   общества   (наблюдение,   запись,   измерение,   опыт,   сравнение,   классификация   и   др.,   с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;   развивать навыки устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире;  Выпускник получит возможность:         1.3 Предметные результаты Выпускник научится:  понять особую роль России в мировой истории, воспитывать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;   сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и природа  Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.  Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.  Звёзды   и   планеты.   Солнце   —   ближайшая   к   нам   звезда,   источник   света   и   тепла   для   всего   живого   на   Земле.   Земля   —   планета,   общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.  Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.  Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.  Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.  Предсказание погоды и его значение в жизни людей.  Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).  Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).  Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха. Вода. Свойства воды.  Состояния  воды,  её распространение в природе, значение  для живых  организмов  и хозяйственной жизни  человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).  Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Бережное использование почв. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.  Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.  Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.  Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).  Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).  Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком   законов   жизни   природы   посредством   практической   деятельности.   Народный   календарь   (приметы,   поговорки,   пословицы), определяющий сезонный труд людей.  Положительное   и   отрицательное   влияние   деятельности   человека   на   природу   (в   том   числе   на   примере   окружающей   местности).   Правила поведения   в   природе.   Охрана   природных   богатств:   воды,   воздуха,   полезных   ископаемых,   растительного   и   животного   мира.   Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.  Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.   Гигиена:   уход   за   кожей,   ногтями,   волосами,   зубами.   Здоровый   образ   жизни,   соблюдение   режима,   профилактика   нарушений деятельности органов чувств, опорно­двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Человек и общество  Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.  Человек — член общества, носитель и создатель культуры.  Могонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья   —   самое   близкое   окружение   человека.   Семейные   традиции.   Взаимоотношения   в   семье   и   взаимопомощь   членов   семьи.   Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи и верности. Составление схемы родословного древа. Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.  Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.  Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио и видеочаты, форум.  Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья.  Наша   Родина   —   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностно­смысловое   содержание   понятий   «Родина»,   «Отечество»,   «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.  Президент Российской Федерации — глава государства.  Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.  Праздник   в   жизни   общества   как   средство   укрепления   общественной   солидарности   и   упрочения   духовно­нравственных   связей   между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.  Россия на карте, государственная граница России.  Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.  Города России. Санкт_Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца  России (по выбору). Святыни городов России.  Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.  Родной   край   —   частица   России.   Родной   город   (населённый   пункт),   регион   (область,   край,   республика):   название,   основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, и профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.  История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды:   Древняя   Русь,   Московское   государство,   Российская   империя,   СССР,   Российская   Федерация.   Картины   быта,   труда,   духовно­ нравственные   и   культурные   традиции   людей   в   разные   исторические   времена.   Выдающиеся   люди   разных   эпох   как   носители   базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры.  Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­ культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.  Правила безопасной жизни  Ценность здоровья и здорового образа жизни.  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.  Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.  Правила безопасного поведения в природе.  Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Тематическое планирование на 2015­2016 учебный год по окружающему миру. 2 класс.  3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема Основное содержание по темам № п/п Кол­во часов Характеристика основных видов деятельности ученика 1. Где мы  живем?  (3 часа) 2 Природ а (21  час)   жидкости, Природа – это то, что нас окружает, но не создано   человеком.Природные   объекты   и предметы, созданные человеком. Вещество –   это   то,   из   чего   состоят   все   природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в   окружающем   мире.   Примеры   веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела,   Простейшие практические   работы   с   веществами, жидкостями, газами Неживая   и   живая   природа.   Признаки предметов   (цвет,   форма,   сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена   времён   года,   снегопад,   листопад, перелёты   птиц,   смена   времени   суток, рассвет,   закат,   ветер,   дождь,   гроза. Полезные   ископаемые,   их   значение   в   газы. теор ия 3 пр ак ти ка 0 Описывать сезонные изменения в природе.  Характеризовать признаки времен года.   Исследовать  (на   основе   непосредственных   наблюдений)   связи жизнедеятельности     растений,   животных   и   времени   года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии  «Времена года в нашем крае» 14 7 Оценивать  с   опорой   на   личный   опыт   воздействие   природы   в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. Анализировать  народные приметы, связанные с погодой,  проверять их достоверность Ко нт ро ль 3. Жизнь  города  и села  (10  часов) 4. Здоровь е и  безопас ность (9 часов) 5. Обобще ние (6  часов) хозяйстве   человека,   бережное   отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые   родного   края.   Почва,   её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные  достопримечательности; музеи, театры,  спортивные комплексы и пр.  Особенности  труда людей родного края, профессии   Дорога   от   дома   до   школы,   правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной   безопасности,   основные правила газом, обращения электричеством, водой.   природе.     Забота   о   здоровье   и   безопасности окружающих людей   ­ нравственный долг каждого человека.    Правила   безопасного   поведения   в с       . Общее   представление   о   вкладе   в куль   туру   человечества   традиций   й религиозных   воззрений   разных   народов. Взаимоотношения   человека   с   другими людьми. с представителями разных национальностей, социальных   групп:   проявление   уважения, взаимопомощи,   умения   прислушиваться   к   Культура общения     9 1 составлять  вместе   со   старшими   родственниками   родословного древа семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода). Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. 8 основные   функции   систем   органов 1 Характеризовать  человеческого тела. Моделировать  входе   практической   работы   ситуации   по применению   правил   сохранения   и   укрепления   здоровья,   по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать  правила   оказания   первой   помощи   при несчастных случаях. Измерять температуру тела, рост и вес человека. Оценивать  личное   отношение   к   своему   здоровью   и   здоровью окружающих,   своё   отношение   к   людям   с   ограниченными возможностями здоровья.  5 1 Оценивать  лучшие   черты   характера,   представленные   в   образе идеального человека в культуре народов своего края.  Моделировать  ситуации   общения   с   людьми   разного   возраст национальности, религиозной принадлежности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. чужому мнению. Внутренний мир человека: общее   представление   о   человеческих свойствах и качествах. Москва   –   столица   России.   Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности   Москвы:   Кремль, красная   площадь,   Большой   театр   и   др. Характеристика   отдельных   исторических событий связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).  6. Путеше ствия  (18  часов) 7. Резерв  15 3 Осмысливать  значения   понятий:   малая   родина,   Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в  краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым  настоящим родного края( при наличии условий), к местам  исторических событий и памятникам истории и культуры, к  святыням родного региона. 1 Использование электронных ресурсов на уроках: 6 ч.10мин.: I ч. – 40 мин., IIч. – 2 ч. 10 мин, III ч. – 1 ч. 30 мин, IVч. – 1 ч. 50 мин.. Материально – техническое обеспечение 1.Учебно­методическое обеспечение: для учащихся: 1.  Плешаков   А.   А.   Новицкая   М.   Ю.   Окружающий   мир.   Учебник.   2   класс.   В   2х   частях.   Рос.акад.   наук,   Рос.   акад.   образования,   Изд­во «Просвещение». М.: Просвещение, 2011. – (Академический школьный учебник). 2. Плешаков А. А Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.  2 класс. В 2х частях. М.: Просвещение, 2014.  для учителя: 1.Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы, авторы: А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Образовательная система   «Перспектива»,   руководители   проекта   –   вице­президент   В.В.Козлов,   президент   РАО,   академик   Н.Д.   Никандров,   член­ корреспондент   РАО   доктор   педагогических   наук     А.   М.   Кондаков.     Руководитель   линии   УМК   канд.   педагогических   наук     Л.Ф. Климанова. Сборник программ. (Москва: «Просвещение»,  2011г.). 2. Пособие для учителя. Уроки окружающего мира.  2 класс, автор: Т.Н. Максимова; Москва, ВАКО, 2012г. 2.Технические средства обучения: 1.Ноутбук 2. Проектор 3. Экран 3. Учебно – практическое оборудование: 1.Термометры для измерения температуры воды и воздуха. 2.Термометр медицинский 3.Лупа.  4.Компас. 5.Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. 4.Наглядные пособия. 1. Репродукции картин русских художников.  2.Таблицы  5. ИКТ 1.Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир. 2 класс» (СД) 2.Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. 2 класс (СД) 6. Натуральные объекты: 1. Коллекция плодов и семян растений 2. Гербарии культурных и дикорастущих растений. 3. Живые объекты (комнатные растения). Тематическое планирование по курсу окружающий мир. 3 класс. № п/п 1. Тема «Как  устрое н мир»  (6  часов) Основное содержание по темам Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение  природных объектов. Измерительные  приборы и инструмен­ ты, увеличительные  приборы, лабораторное оборудование Кол­во часов прак теори тика я 5 1 Характеристика основных видов деятельности ученика Кон трол ь Характеризовать способы изучения окружающего мира . Различать этапы  исследования (от постановки цели до вывода). Различать виды оборудования  для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы  оборудования, объяснять их назначение. Работая в группах, осваивать в ходе  практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования оборудования. Оценивать свои успехи при выполнении  прак­ тических работ. Обсуждать рассказ «Изучили» из книги «Великан на  поляне», делать вывод об ответственности человека за свои действия при  исследовании окружающего мира Знакомиться по тексту учебника с группами растений; классифицировать  растения, пред­ ставленные на иллюстрациях учебника. Узнавать группы  растений по описаниям. Различать виды растений; анализировать та­ блицу  «Число видов растений разных групп». Сравнивать схемы дыхания и питания  растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни  людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям.  Моделировать дыхание и питание растений с помощью схем­аппликаций. В  ходе групповой работы определять предложенные растения с помощью атласа­ определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам.  Использовать книгу «Зелёные страницы» для подготовки собственных  сообщений о расте­ ниях. Проектное задание (проект): готовить фоторассказ  о мире растений (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений Сравнивать устройство медицинских термометров (ртутного и электронного).  В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с  помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты  измерений, оценивать свои успехи. Работая в паре, записывать номера  телефонов экстренной помощи, запоминать их, осуществлять взаимопроверку. Высказывать обоснованные суждения о том, как избежать обмораживания  зимой и перегревания летом. Используя информацию учебника, заполнять  таблицу «Как оказывать первую помощь», практически осваивать приёмы  первой помощи. Проектное задание (проект): вместе со взрослыми  подготовить фоторассказ о том, что делается для охраны и укрепления  здоровья членов семьи Личная ответственность каждого человека  за состояние своего здоровья и здоровья  окружающих его людей. Измерении  температуры тела человека. Номера  телефонов экстренной помощи. Первая  помощь при лёгких травмах,  обмораживании, перегревании 5 2 Обсуждать  коллективно   необходимость   соблюдения   правил здорового образа жизни. Выявлять потенциально­опасные ситуации для сохранения жизни и   здоровья   человека,   сохранения   личного   и   общественного имущества. Практическая   работа   по   освоению   правил   поведения   в   разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе. 9 3 «Эта  удивит ельная  природ а» (18  часов) Разнообразие растений. Группы и виды  растений. Особен­ности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к  растениям. Растения родного края,  названия и краткая характеристика на  основе наблюдений 11 7 8 2 Личная   гигиена   школьника.   Физическая   культура, закаливание,   Игры   на   воздухе   как   условие сохранения и укрепления здоровья.  Дорога   от   дома   до   школы,   правила   безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время     противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.   Правила года. 2 3. 4. 5.  «Мы и  наше  здоров ье» (10  часов) «Наша  безопас ность»  (7  часов) «Чему  учит  эконом ика» 15 0 Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для опре­ деления  маршрута, оформлять дневник путешествия, оценивать результаты  путешествия (достигнута ли поставленная цель). Формулировать правила  ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и  традициям 6. (12  часов)  «Путеш ествия  по  города м и  страна м» (15  часов) Путешествие как способ познания  окружающего мира и самого себя.  Подготовка к пу­ тешествию. Роль  источников информации в подготовке к  путешествию (справочная литература,  беседы с опытными людьми, карты, схемы,  планы городов, сёл и др.). Правила  ответственного туризма. Уважительное  отношение к местным обычаям и  традициям      Материально – техническое обеспечение       1.Учебно­методическое обеспечение:        для учащихся: 1. Плешаков   А.   А.   Новицкая   М.   Ю.   Окружающий   мир.   Учебник.   3   класс.   В   2х   частях.   Рос.акад.   наук,   Рос.   акад.   образования,   Изд­во «Просвещение». М.: Просвещение, 2013 г. – (Академический школьный учебник). 2. Плешаков А. А Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.  3класс. В 2х частях. М.: Просвещение, 2014 г.  3. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас­определитель: Пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г. 4. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2014 г.       для учителя:  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей  общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. — М.: Просвещение, 2014.               2. Ситникова Т.Н.. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. Москва: ВАКО, 2013 г.        3. Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс. Яценко И.Ф. – М.: ВАКО, 2010 г.       2.  Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания  1. Новицкая М. Ю., Казанцева М. В. Мир культуры и природа. Комплект цветных таблиц к курсу «Окружающий мир» и сопроводительный текст к ним. – М.: «Росучприбор», 2003 г. 3. Компьютерные и информационно­коммуникативные средства 1. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир. 3 класс» (СД) 2. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. 3 класс (СД) 4. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование 1. Термометры для измерения температуры воды и воздуха. 2. Термометр медицинский 3. Лупа.  4. Компас. 5. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.  Натуральные объекты: 5. 4. Коллекция полезных ископаемых 5. Коллекция плодов и семян растений 6. Гербарии культурных и дикорастущих растений. 7. Живые объекты (комнатные растения)  Игры и игрушки. 6. 1. Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» 2. Наборы кукол в традиционных костюмах народов России. 3. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования Тематическое планирование на 2015­2016 учебный год по окружающему миру. 4 класс.  Тема Основное содержание по темам № п/п Кол­во часов теор ия пр ак ти Характеристика основных видов деятельности ученика Ко нт ро ль 1. «Земля челове чество» и (9 часов) 2 «Приро да  России » (10  часов) ка 4 Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей  5 людей от природы, включая потребности эмоционально­ эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу,  оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от  состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в  природе. Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных  ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. 1 9 Группировать (классифицировать) объекты природы по  признакам: домашние – дикие животные; культурные –  дикорастущие растения.  Анализировать примеры использования человеком богатств  природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в  различных ситуациях  ( в парке, в лесу, на реке и озере) Оценивать конкретные примеры поведения  в природе.        Человек – часть природы. Зависимость жизни   человека   от   природы.   Этическое эстетическое   значение   природы   в   жизни человека.    Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила   поведения   в   природе.   Охрана природных   богатств:   воды,   воздуха, полезных   ископаемых,   растительного   и животного Заповедники. Национальные   парки,   их   роль   в   охране природы. мира.       жизни   животных.Дикие Растения   –   живые   организмы.   Роль растений   в   очищении   воздуха   и обеспечении пищей животных.     Животные – живые организмы. Отличие животных   от   растений   –   подвижность   и чувствительность. Вода и пища – условия для   и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и важные для человека   Использование человеком   богатств   природы   (солнце, ветер, вода, почва, лес, дикие растения и животные).   Значение   природы   для существования всего живого на Земле.   свойства.   3. «Родно й край  – часть Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.  Родной регион (область, край, республика) и его место нахождения на карте. Название 8 7 Работать с готовыми моделями (глобусом, физической  картой): показывать на глобусе и карте материки и  океаны; находить и определять географические большо й  страны » (15  часов) «Стран ицы  Всемир ной  истори и» (5  часов) «Стран ицы  истори и  России » (20  часов) 4. 5. административного   центра   региона. Народы,   населяющие   регион(по   выбору). Некоторые   обычаи   и   характерные особенности быта народов (два­ три). Некоторые   яркие   и   важные   события   из истории   родного   региона.   Жизнь   и   быт населения региона в разные исторические времена.   Памятники   истории   и   культуры региона, их охрана.  Государственная граница России. Россия – многонациональная   страна.   Народы, населяющие   Россию.   Название   разных народов   по   выбору.   Уважительное отношение   к   своему   и   другим   народам, языкам, традициям, религии. Русский язык – государственный язык нашей страны. Расположение Москвы на карте России.  Основание Москвы, происхождение  названия, герб столицы. Москва – столица  России и центр управления страной. Что   такое   история.   Исторические источники. Счёт лет в истории. Наиболее важные   и  яркие   события   общественной   и культурной   жизни   страны   в   разные исторические   периоды.   Древняя   Русь, Московское   государство,   Российская империя,   СССР,   Российская   Федерация. Картины   быта,   труда,   традиций   людей   в разные исторические времена. Выдающиеся люди   разных   эпох   как   носители   базовых национальных ценностей. Понятие «честь страны». объекты на физической карте России с помощью  условных знаков. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью  компаса и карты, по местным признакам во время  экскурсии. 5 0 Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Осмысливать  Отечество, Отчизна. значения   понятий:   малая   родина,   Родина, 20 0 Знакомиться  с особенностями Государственного флага России, последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран. Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов  России 6. «Совре Наша   Родина­   Россия,   Российская 8 1 узнавать государственную символику Российской Федерации менная Россия » (9  часов)   Государственный Федерация.   Ценностно   –   смысловое содержание   понятий:   Родина,   Отечество,   Государственная   символика Отчизна. России:   герб, Государственный   флаг   России,;   правила поведения   при   прослушивании   гимна. Конституция _ основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.  Президент Российской Федерации – глава государства.   Ответственность   главы государства   за   социальное   и   духовно   – нравственное благополучие граждан. и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; ­различать   прошлое,   настоящее,   будущее;   соотносить изученные   исторические   события   с   датами,   конкретную   дату   с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; Использование электронных ресурсов на уроках:4ч. 50мин.: Iч. – 1 ч. 10 мин., IIч. – 1 ч.50 мин., IIIч. –  1 ч. 10 мин., IVч. – 40 мин.. Материально – техническое обеспечение: 1.Учебно­методическое обеспечение: для учащихся: 1.Плешаков А. А. Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2­х частях. Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2011 г. – (Академический школьный учебник). 2. Плешаков А. А Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.  4 класс. В 2­х частях. М.: Просвещение, 2014 г.  для учителя: 1.Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы, авторы: А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Образовательная система «Перспектива», руководители проекта – вице­президент В.В.Козлов, президент РАО, академик Н.Д. Никандров, член­корреспондент РАО доктор педагогических   наук     А.   М.   Кондаков.     Руководитель   линии   УМК   канд.   педагогических   наук     Л.Ф.   Климанова.   Сборник   программ. (Москва:«Просвещение»,  2011г.). 2. И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. Москва: ВАКО, 2013 г. 3. Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. Яценко И.Ф. – М.: ВАКО, 2011 г. 2.Технические средства обучения: 1.Ноутбук 2. Проектор 3. Экран 3. Учебно – практическое оборудование: 1. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). 4. Печатные пособия. 1. Репродукции картин русских художников. 2.Таблицы 3. Портреты выдающихся людей России. 4. Географические и исторические настенные карты. 5. Атлас географических и исторических карт. 5. ИКТ 1.Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир. 4 класс» (СД) 2.Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. 4 класс (СД) 6. Натуральные объекты: 8. Коллекция полезных ископаемых 9. Коллекция плодов и семян растений 10. Гербарии культурных и дикорастущих растений. 11. Живые объекты (комнатные растения) 12. Модель горы, реки, холма 7. Игры и игрушки. 4. Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» 5. Наборы кукол в традиционных костюмах народов России. 6. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования                                                                                                                                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ Календарно­тематическое планирование 4 класс Всего часов № п/ п Наименование темы (раздела программы) Сроки проведения Форма урока / педагогическая технология, приемы Материально­ техническое обеспечение Домашне е задание Форма Корректировка  использован ия ИКТ/ + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*) 1 четверть (18 часов) Раздел «Земля и человечество» (9 часов) урока затраты по времени Мир глазами астронома. Стартовая диагностика  1 неделя сентября Урок   введения   в   новую тему Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1  «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»  Звёздное небо – Великая книга  Природы. Практическая   №2 «Знакомство   с   картой   звёздного мира»  Мир глазами географа. Практическая   работа   №3   «Поиск   и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»  работа   2 неделя сентября 2 неделя сентября 3 неделя сентября Урок­исследование Урок­исследование Мир глазами историка. 3 неделя сентября Комбинированный урок Комбинированный урок Карты   звездного неба,   проектор, доска Плакаты,   макет солнечной системы, земли и Луны Проектор, доска; карты   звездного неба Физическая карта России, комплект контурных   карт для   работы   в группах Проектор, доска Видеорлики 7 мин Тетрадб, часть 1 т.с. 6­8 т.с. 8­10 т.с. 11­13 Презентации 10 мин т.с. 14­16 т.с. 16­18 т.с. 19­20 Видеоролики, презентации 7 мин. Проектор, доска т.с. 21­22 Проектор, доска презентаци я т.с. 23­25 Презентации 10 мин Видеоролики 15 мин Видеоролики 15 мин Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»  Мир глазами эколога  Природное сообщество «Водоем».  Экскурсия №1 Сокровища Земли под охраной  человечества. Всемирное наследие. Сокровища Земли под охраной  человечества. Международная Красная книга. 4 неделя сентября Урок развития умений и  навыков 4 неделя сентября Комбинированный урок 5/1 неделя  октября 1 неделя октября Урок­экскурсия Комбинированный урок 1 неделя октября Урок­исследование Проектор, доска т.с. 26­27 1 2 3 4 5 6 7 8* 9 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тест № 1  + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*) Раздел «Природа России» (10 часов) 11 12 13 14 1 1 1 1 15 1 16 1 Равнины и горы России. Практическая   работа   №5   «Поиск   и показ   на   физической   карте   равнин   и гор России»  Моря, озёра и реки России. 2 неделя октября 2 неделя октября Практическая работа № 6 «Поиск и  показ на физической карте морей,  озёр и рек России»  Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и  показ на карте природные зоны  России»  Зона арктических пустынь. Практическая работа №8  «Рассматривание гербарных  экземпляров растений, выявление  признаков их приспособленности к  условиям жизни в Арктике»  Тундра. Практическая работа №9  «Рассматривание гербарных  экземпляров растений, выявление  признаков их приспособленности к  условиям жизни в тундре»  Леса России. Практическая работа №10  «Рассматривание гербарных  экземпляров растений, выявление  признаков их приспособленности к  условиям жизни в зоне лесов»  3 неделя октября 3 неделя октября 4 неделя октября 4 неделя октября Комбинированный урок Урок развития умений и  навыков Физическая карта России т.с. 29­32 Физическая карта Роосии т.с. 33­35 Урок­исследование Физическая   и климатическая карта России т.с. 36­38 Урок­исследование Урок­исследование Урок­исследование т.с. 39­42 Видеоролики 10 мин т.с. 42­45 Видеоролики 10 мин т.с. 46­49 Видеоролики 10 мин Плакаты природные сообщества «Арктика» проектор, доска Плакаты природные сообщества «Тундра» проектор, доска   « Плакаты природные сообщества Леса России»  проектор, доска, атлас­ определитель, книга   «Зеленые страницы» 17 * 1 Растения и животные леса.  Экскурсия № 2   5 неделя октября Урок­экскурсия т.с. 50­52 18 19 1 1 20 1 21 1 22 23 24 25 26 1 1 1 1 1 Лес и человек. Проверочная работа №1  Зона степей. Практическая работа №11  «Рассматривание гербарных  экземпляров растений, выявление  признаков их приспособленности к  условиям жизни в зоне степей» Пустыни. Практическая работа №12  «Рассматривание гербарных  экземпляров растений, выявление  признаков их приспособленности к  условиям жизни в зоне пустынь»  У Чёрного моря. Практическая работа №13  «Рассматривание гербарных  экземпляров растений, выявление  признаков их приспособленности к  условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2   5 неделя октября Контрольно­обобщающий урок 2 четверть (14 часов) 2 неделя ноября 2 неделя ноября 3 неделя ноября Урок­исследование Урок­исследование Урок­исследование т.с. 53­56 Видеоролики 10 мин т.с. 57­59 Видеоролики 10 мин т.с. 60­62 Видеоролики 10 мин Плакаты природные сообщества «Зона степей» проектор,   доска, красная   книга России  Плакаты природные сообщества «Зона пустыни» проектор, доска Плакаты припродные сообщества «Зона субтропиков» проектор, доска, красная   книга России  ( ­ 2 часа) две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона* Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) Урок­экскурсия проектор, доска т.с. 64 Комбинированный урок Физическая карта Урала т.с. 65­66 Видеоролики 10 мин Комбинированный урок Урок­исследование Физическая карта Урала,   проектор, доска Физическая карта Урала,   проектор, доска Физическая карта Урала, коллекция т.с. 67 Видеоролик 5 мин   68­ т.с. 6=70 Видеоролик 5 мин т.с. 71­73 Родной край – часть большой страны.   Экскурсия №3 Наш край. Практическая работа №14  «Знакомство с картой родного края»  Поверхность нашего края  3 неделя ноября  4 неделя ноября 4 неделя ноября Водные богатства нашего края. 1 неделя декабря Наши подземные богатства. Практическая работа №15  1 неделя декабря Урок­практика 27 28 1 1 29 1  «Рассматривание образцов полезных  ископаемых, определение их свойств»  Земля ­ кормилица  Жизнь леса. Практическая работа №16  «Рассматривание гербарных  экземпляров растений леса и их  распознавание»  Жизнь луга. Практическая работа №17  «Рассматривание гербарных  экземпляров растений луга и их  распознавание»  2 неделя декабря Урок изучения нового материала 2 неделя декабря Урок­исследование 3 неделя декабря Комбинированный урок 30 1 Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18  «Рассматривание гербарных  экземпляров растений пресных вод и  их распознавание»  3 неделя декабря Урок­исследование т.с. 74­75 т.с. 76­77 Видеоролик 7 мин т.с. 78­81 Видеоролик 7 мин т.с. 82­85 Видеоролик 7 мин камней минералов   и Плакат «Природное сообщество «Лес»,   проектор, доска,   Атлас­ определитель Плакат «Природное сообщество «Луг»,   проектор, доска, атлас­ определитель Плакат «Природное сообщество «Пресный водоем», проектор,   доска, книга   «Зеленые страницы» 4 неделя декабря т.с. 86­88 4 неделя декабря Урок­исследование Урок контроля 3 четверть (20 часов) Урок­исследование Плакаты домашних животных т.с.  89­91 Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19  «Рассматривание гербарных  экземпляров полевых культур и их  распознавание»  Проверим себя и оценим свои  достижения. Промежуточная диагностическая  работа  31 32 33 1 1 1 Животноводство в нашем крае  3 неделя января 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Презентация проектов. Тест № 3  3 неделя января Урок­проект Начало истории человечества 4 неделя января Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) Мир древности: далёкий и близкий  4 неделя января Средние века: время рыцарей и замков  5 неделя января Новое время: встреча Европы и Америки  5 неделя января Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4  1 неделя февраля Урок изучения нового  материала Урок изучения нового  материала Урок изучения нового  материала Урок изучения нового  материала Урок изучения нового  материала Тетр. Вторая часть т.с. 3­5 т.с. 5­7 Проектор, доска т.с. 7­9 Проектор, доска т.с. 9­11 Проектор, доска т.с. 11­12 Жизнь древних славян  Раздел «Страницы истории России» (20 часов) 1 неделя февраля Урок изучения нового  материала Проектор, доска т.с. 13­15 Во времена Древней Руси 2 неделя февраля Урок изучения нового  Проектор, доска т.с. 16­17 Страна городов  Из книжной сокровищницы Древней  Руси Трудные времена на Русской земле  Русь расправляет крылья Куликовская битва  материала 2 неделя февраля Урок формирования  умения и навыков Проектор, доска т.с. 18­19 3 неделя февраля Урок изучения нового  Проектор, доска т.с. 19­20 материала 3 неделя февраля Урок изучения нового  материала 4  неделя февраля Урок формирования  умения и навыков 4 неделя февраля Урок изучения нового  материала Проектор, доска т.с. 20­22 Проектор, доска т.с. 22­24 Проектор, доска т.с. 24­25 Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Иван Третий Мастера печатных дел Патриоты России  Пётр Великий 1 неделя марта 1 неделя марта 2 неделя марта 2 неделя марта Урок изучения нового  материала Урок­исследование Урок изучения нового  материала Урок­исследование Проектор, доска т.с. 26­28 Проектор, доска т.с. 29­30 Проектор, доска т.с. 30 Проектор, доска т.с. 31­35 Михаил Васильевич Ломоносов  3 неделя марта Проектор, доска т.с. 36­37 Екатерина Великая. Проверочная работа №2  3 неделя марта Комбинированный урок Комбинированный урок 4 четверть (16 часов) Проектор, доска Отечественная война 1812 года  1 неделя апреля Комбинированный урок Проектор,   доска, портреты героев т.с. 40­ 42 Страницы истории XIX века 1 неделя апреля Россия вступает в XX век 2 неделя апреля Страницы истории 1920 – 1930­х годов  2 неделя апреля Великая война и великая Победа  3 неделя апреля Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Урок изучения нового  материала Великая война и великая Победа  3 неделя апреля Урок­исследование т.с. 42­45 т.с. 45­47 т.с. 47­49 т.с. 50­51 т.с. 51­52 Проектор,   доска, портреты, фотографии Проектор,   доска, портреты, фотографии, письма Проектор,   доска, портреты, фотографии, письма, портреты Проектор,   доска, фотографии, предметы   быта, письма Проектор,   доска, фотографии, письма, предметы   быта, Проектор, доска Проектор, доска Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. 59 1 Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5  4 неделя апреля Урок   изучения   нового материала медали Проектор,   доска, фотографии, письма, предметы   быта, медали т.с. 52­54 Видеоролики, презентации 15 мин. Раздел «Современная Россия» (9 часов) 60 61 62 63 64 65 66 67 68 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Основной закон России и права  человека  4 неделя апреля Мы – граждане России  1  неделя мая Славные символы России  1 неделя мая Такие разные праздники 2 неделя мая Проверим себя и оценим свои  достижения за второе полугодие.  Итоговая диагностическая работа  Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на  просторах Сибири)  Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской  России)  Путешествие по России (по Волге, по югу России)  2 неделя мая 3 неделя мая 3 неделя мая 4 неделя мая Урок изучения нового  материала  Урок изучения нового  материала  Урок   развития   умения   и навыков Урок­исследование  Контрольно­обобщающий урок  Урок­путешествие Урок­путешествие Урок­путешествие Презентация проектов  4 неделя мая Урок­конференция     текст   портрет Конституция, издание конвенции о правах человека  Портреты знаменитых людей, фотографии Флаг, гимна, президента Проектор,   доска, предметы быта/одежды Проектор,   доска, портреты, фотографии Проектор,   доска, портреты, фотографии Проектор,   доска, портреты, фотографии Проектор,   доска, портреты, фотографии т.с.  55­59 т.с. 60­62 т.с. 62­64 т.с. 64­66 т.с. 68 т.с. 70­74 презентаци я Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. Видеоролики, презентации 15 мин. презентаця Видеоролики, презентации 15 мин.

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР

Рабочая программа по окружающему миру ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018