Рабочая программа ОП.07 Основы деталей машин предназначена для освоения профессиональных компетенций
по профессии 23.01.07 Машинист крана( крановщик).В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды передач: их устройство, назначение, преимущества и недостатки,
- основные сборочные единицы и детали;
- типы соединений деталей и машин;
Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ « Чусовской индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.07. ОСНОВЫ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
23.01.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)
Чусовой 2017
1Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании цикловой комиссии Заместитель директора
Транспортные средства по учебной работе
Протокол №___от__________ ___________Е.Ю.Ашихмина
_____________О.Д.Арюхина «__»___________ 2017г
Рабочая программа ОП.07. Основы деталей машин введена из вариативной части ОПОП по
профессии 23.01.07.Машинист крана (крановщик) (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации №847 от 02.08.2013). Срок обучения на базе основного общего
образования – 2 года 10 месяцев.
Организация разработчик: ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»
Разработчик:
Арюхина Ольга Дмитриевна, мастер производственного обучения, высшая квалификационная
категория
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 94
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ТЕХНОЛОГИЯ
СБОРОЧНЫХ МАШИН
1.1Область применения рабочей программы
В связи с переходом на Федеральные государственные стандарты третьего поколения
возникла необходимость в реализации педагогами новых нормативных требований к освоению общих
и профессиональных компетенций, которые обязывают каждого педагога и мастера
производственного обучения разрабатывать соответствующий учебнометодический комплекс по
профессиональному модулю, который бы учитывал новые изменения в системе профессионального
образования. Основным нововведением в стандартах третьего поколения является реализация
комплексного подхода обучающихся. Современный профессионал должен владеть общими и
профессиональными компетенциями,
формирующимися через изучение соответствующих
профессиональных модулей, междисциплинарных курсов и учебных общепрофессиональных и
общеобразовательных дисциплин.
Данное требование реализуется на занятиях по ПМ.07. Основы деталей машин из
вариативной части основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по СПО профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик) в части освоения основного вида
профессиональной деятельности: одного из блоков ПМ 02. Эксплуатация крана при производстве
работ.
Учебная дисциплина ОП.07. Основы деталей машин включает в себя следующие темы:
Введение (рассмотрена актуальность изучаемой дисциплины и мотивация при ее изучении);
Тема №1 Передачи (изучаются достоинства и недостатки передач, область применения, критерии
работоспособности и причины выхода из строя)
Тема №2 Валы и оси. Подшипники. Общие сведения о редукторах (изучаются названия и назначения
элементов конструкции валов и осей; марки применяемых материалов; причины выхода из строя и
критерии работоспособности валов и осей.) Тема «Общие сведения о редукторах» помещена после
тем «Валы и оси» и « Подшипники», что позволяет лучше оценить конструкцию редуктора.
Тема №3 Соединения (изучаются типы резьбовых соединений; стандартные крепежные детали, их
сравнительная оценка и область применения)
Внедрение в учебный процесс ОП.07. Основы деталей машин вариативной части позволит нам
предположить, что по завершению обучения наши выпускники смогут в полной мере реализовать на
практике полученные в стенах нашего образовательного учреждения знания и умения.
Так как ФГОС предусматривает возможность ежегодной корректировки основной
профессиональной образовательной программы образовательного учреждения с учетом запросов
работодателей, особенностей развития региона, науки, экономики, техники, технологий, то
необходимые коррективы в вариативную часть ОПОП могут вноситься ежегодно после выявления
работодателем дополнительных несформированных профессиональных компетенций.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
45
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
различать передачи;
проводить сборочноразборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и
сборочных единиц;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
виды передач: их устройство, назначение, преимущества и недостатки,
основные сборочные единицы и детали;
типы соединений деталей и машин;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 15 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме зачета
16
1
15
51
34
52.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.0 7 Основы деталей машин
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень
усвоения
Раздел 1
Тема 1. Передачи
Раздел 2
Тема 2
Содержание
Общие сведения о передачах.
Фрикционные передачи и вариаторы. Зубчатые передачи. Геометрия и
кинематика цилиндрических прямозубых передач.
Зубатые передачи. Основы расчета на контактную прочность и изгиб.
Зубчатые передачи. Основы расчета на контактную прочность и изгиб.
Зубчатые передачи. Косозубые и шевронные колеса.
Конические зубчатые передачи. Передача винт гайка.
Червячная передача. Ременная передача. Цепная передача.
Самостоятельная работа
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам преподавателя).
Изучить материалы по учебнику, написать реферат или составить м/м
презентацию по вопросу: Червячная передача. Ременная передача.
Цепная передача.
Практическая работа
Разбор моделей зубчатых передач с целью их изучения.
Определить различия прямозубых и косозубых передач с целью
определения их достоинств и недостатков
Изучение моделей ременных передач и области их применения.
Выбор типа цепной передачи для конкретных практических условий
Содержание
6
6
5
6
2
2Валы и оси. Подшипники. Общие
сведения о редукторах.
Раздел 3
Валы и оси.
Подшипники скольжения. Классификация подшипников Оценка
подшипников, материалы, виды смазки, смазывание подшипников. Виды
разрушений и критерии работоспособности подшипников
Подшипники качения. Классификация подшипников. Оценка подшипников.
Шариковые подшипники. Роликовые подшипники, серии подшипников.
Условные обозначения подшипников. Смазывание подшипников
Общие сведения о редукторах. Схемы редукторов. Основные параметры
редукторов. Обозначение редукторов. Смазывание редукторов.
Уплотняющие устройства.
Муфты. Классификация муфт. Типы муфт подбор муфт и проверка на
прочность основных элементов
Самостоятельная работа
Изучить материал по учебнику составить устное сообщение (тезисы ответов)
по вопросам:
Правила установки подшипников качения.
Устройство и принцип действия предохранительной и обгонной муфт.
Устройство и принцип действия компенсирующей и фрикционной муфт.
применяемый заклепочный материал. Технологию клепки.
Выяснить, из какого материала выполнены вкладыши подшипников
скольжения; как происходит смазка подшипников
Начертить типы резьбовых соединений: гайка, шайба, шпилька, болт.
Осуществить поиск информации в Интернетресурсах или в СМИ
составить тезисы ответов (сообщение)
Принцип работы
простейшего редуктора
Практическая работа
Разборка и сборка редуктора с целью изучения устройства и принципа
работы.
Осмотр подшипниковых узлов и определение их предназначения в
механизмах и машинах.
Выбор типа муфт для конкретных технических условий.
Определить вид и назначение валов и осей по образцам.
по теме:
6
5
7
7Тема 3.
Соединения
Содержание
Разъемные соединения. Резьбовые соединения. Профили резьбы.
Крепежные резьбовые соединения и их детали.
Шпоночные соединения
Зубчатые соединения.
Неразъемные соединения. Заклепочные соединения. Оценка заклепочных
соединений. Материалы и конструкции заклепок. Классификация
заклепочных соединений.
Сварные соединения. Оценка сварных соединений. Виды сварных
соединений и сварных швов.
Практическая работа
Определить типы сварных соединений по их обозначению на чертежах.
Дать сравнительную оценку сварных и клепаных соединений по образцам и
чертежам.
Определение типа резьбы по имеющимся образцам.
Определить способ стопорения резьбовых соединений
Самостоятельная работа
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам преподавателя).
Изучить материалы по учебнику, написать реферат или составить м/м
презентацию по вопросу шлицевые и шпоночные соединения.
Контрольная работа
Итого
6
6
5
1
51
8
2
89
910
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечении
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета « Устройство,
управление и техническое обслуживание крана»
Оборудование учебного кабинета
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект кодограмм деталей и узлов машин и механизмов (валы, оси, шпоночные и шлицевые
соединения, подшипники, муфты, заклепочные соединения, резьбовые соединения, зубчатые и
червячные передачи, ременные и цепные передачи);
натуральные образцы деталей маши (вал, ось, подшипники, шестерня, шкив и т.д.)
контрольноизмерительный инструмент (нутромер, штангенциркуль, кронциркуль, микрометр);
комплект дидактического материала (карточкизадания, тесты, инструкционно технологические
карты и раздаточный материал для выполнения лабораторных, практических и контрольных работ).
Технические средства обучения:
Компьютер, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.И.И. Мархель Детали машин Программированное учебное пособие для машиностроительных
техникумов. М. Машиностроение, 2004.446
2.Материаловедение. / Под ред. Соломенцева Ю.Н. – М.: Высш. шк., 2005
3.Моряков О.С. Материаловедение. – М.: Академия, 2008
4.В.П.Олофинская Детали машин. Краткий курс и тестовые задания: учеб. Пособие,2е
издательство Детали машин, М. «Машиностроение»,1987
5.С.А.Чернавский и др. Курсовое проектирование деталей машин, М. «Машиностроение»,1975
Дополнительные источники:
1.Сорокин В.Г., Вяткин С.А. и др. Марочник сталей и сплавов. М.: Машиностроение, 1989.
2.Косилова А.Г. Справочник технолога машиностроителя в 2х М.: Машиностроение, 2008
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
различать передачи;
проводить сборочноразборочные
работы механизмов
Знания:
основы деталей машин;
виды соединений
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
практические работы, самостоятельная
работа, тестовый контроль
практические работы, самостоятельная
работа
устный опрос, тестовый контроль,
практические работы, устный опрос,
тестовый контроль
10