Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Лицей № 25, приказа МБОУ Лицей № 25 № 53 от 08.02.2016 «О внесении изменений в Основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования МБОУ Лицей №25 на 2015-2020 г.г.» и на основе авторской программы Н,И,Ворожейкиной « Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 4-5 классы – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.
ОРКСЭ (1).doc
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Лицей №25 города Димитровграда
Ульяновской области»
от «01» сентября 2016 г. №_____
___________________ О.Г.Зотова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДЛЯ 4 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
АНТОНОВОЙ МАРИНЫ ИВАНОВНЫ
НА 20162017 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА
на заседании методического объединения (МО) Заместитель директор по НМР
учителей начальных классов МБОУ Лицей № 25 МБОУ Лицей № 25
руководитель МО_____________ С.М.Агафонова. ___________ Э.Ш.Кортункова
Протокол от «25» августа 2016г. № 10 « 31 » августа 2016г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373, Основной образовательной
программой начального общего образования МБОУ Лицей № 25, приказа МБОУ Лицей № 25 № 53
от 08.02.2016 «О внесении изменений в Основные общеобразовательные программы начального общего и
основного общего образования МБОУ Лицей №25 на 20152020 г.г.» и на основе авторской программы
Н,И,Ворожейкиной « Основы духовнонравственной культуры народов России»: 45 классы –
Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебнометодического комплекта:
• Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы религиозных культур и светской этики: Учебник для 4
класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014
На основании учебного плана МБОУ Лицей № 25 на изучение предмета ОРКСЭ в 4 классе
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год .
В рабочую программу внесены изменения в соответствии с учебным планом МБОУ Лицей № 25.
Расширено количество часов с 17 до 34 часов. В соответствии с распоряжением правительства
Российской Федерации от 28.01.2012 № 84р, начиная с 01.09 2012 установлено обязательное изучение
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4х классах
общеобразовательных организаций в объёме 34 часов, (рекомендательное письмо Министерства
образования и науки Ульяновской области 0т 26.05. 2015 №73ИОГВ01/3942исх.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций
рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о
Обучающийся научится:
• находить на карте национальнотерриториальные образования Российской Федерации;
учебника;
традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
России, защитниках Отечества, национальных героях;
традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
позиций;
взаимоотношений;
оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных
готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов
характеризовать духовнонравственные черты народов России, основываясь на
различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных
2
использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях
граждан России, государственной символике, государственных институтах для формирования
представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их
сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к
находить на карте столицы национально территориальных образований России;
соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах;
Обучающийся получит возможность научиться:
нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
литературным героям, реальным событиям и людям;
заботливо относиться к младшим, уважать старших;
стараться избавиться от недостатков;
использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную
литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни,
обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных
сообщений, презентаций.
различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изменения, внесённые в рабочую программу
Темы разделов
Раздел «Народы России»
Раздел «Религии народов России»
Раздел «Духовнонравственные нормы и
ценности народов России»
Раздел «Наш дом – Россия»
Количество часов по
авторской программе
Количество часов по
рабочей программе
6ч.
5ч.
4ч.
2ч.
8ч.
11ч.
12ч.
3ч.
ИТОГО:
17 часов
34 часа
Раздел «Народы России»
3 Россия – многонациональная страна. Каждый народ России – неотъемлемая её часть. Коренные
народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Край него Севера,
Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные
праздники,
Национально
территориальные образования Российской Федерации на карте страны. Уважительное отношение к
своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.
вхождение в состав России.
художественные промыслы,
Раздел «Религии народов России»
Многообразие религий – обогащение духовнонравственной культуры народов нашей страны.
Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом,
иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги,
символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди. Уважение
религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.
Раздел «Духовнонравственные нормы и ценности народов России»
Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с
другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовнонравственные черты народов России:
любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие,
щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие. Оценка своего поведения, поступков
людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных
ценностей. Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные
традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь
родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах
семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье. Художественная литература,
фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одно
классников) – источники знаний о нравственных ценностях.
Раздел «Наш дом – Россия»
Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин». Русский
язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая
русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и
символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).
4 №
п/п
Колво
уроков
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Тема урока
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планируемые результаты обучения
Предметные
«Народы России» (8 часов)
Метапредметные
Личностные
Контроль
результатов
обучения
Примеч
ние
Введение в
новый предмет.
Россия –
многонациональ
ная страна
1
1
01.09.16
2
3
4
5
6
08.09.16
15.09.16
22.09.16
29.09.16
06.10.16
2
2
1
Русские
Народы
Поволжья и
Урала
Народы
Северного
Коренные народы
России: русские,
народы Поволжья и
Урала, Северного
Кавказа, Крайнего
Севера, Сибири и
Дальнего Востока их
историческая Родина,
язык, традиции и
обычаи, народные
праздники,
художественные
промыслы, вхождение
в состав России.
Понимание значения
русского народа в
историческом
прошлом страны
Знакомство с
народами данных
территорий, обрядами,
бытом
Изучение основ
духовных традиций,
Характеризовать,
на основе
актуализации
знаний из курса
«Окружающий
мир», Россию как
многонациональну
ю страну
объяснять, какие
народы
называются
коренными
народами России
приводить
примеры, чем один
народ отличается
от другого
показывать на
карте территорию
Самоопределение
личности
Развитие
доброжелательност
и и эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей; развитие
начальных форм
регуляции своих
эмоциональных
состояний
Развитие мотивов и
смыслов учебно
образовательной
деятельности
Самоопределение
личности
Развитие мотивов и
смыслов учебно России, её
столицу, ареал
расселения
русских по
территории
страны,
национально
территориальные
образования
народов России.
обсуждать
ситуации,
касающиеся
отношений между
людьми разных
национальностей.
расширять свои
знания о
вхождении
отдельных
народов России в
её состав
образовательной
деятельности
Развитие системы
ценностных
ориентаций
Развитие мотивов и
смыслов учебно
образовательной
деятельности
Кавказа
определение основных
понятий культуры
народов Северного
Кавказа
Народы
Крайнего
Севера, Сибири
и Дальнего
Востока
«Дети дома
одного».
Обобщение по
разделу
Взаимосвязь
природных
особенностей и быта,
поведения людей
Национально
территориальные
образования
Российской Федерации
на карте страны.
Уважительное
отношение к своему
народу, традициям и
обычаям других
народов
многонациональной
России.
7
1
20.10.16
8
1
27.10.16
9
10
4
03.11.16
10.11.16
Православие
Знакомство с
традиционными для
рассказывать на
основе учебника и
самоопределение
сформированность
«Традиционные религии народов России» (11 часов)
6 11
12
13
14
15
16
17
17.11.16
01.12.16
3
2
08.12.16
15.12.16
22.12.16
29.12.16
12.01.17
Ислам
Буддизм
народов России
религиями:
православием,
исламом, буддизмом,
иудаизмом: когда
появились, какие
народы исповедуют,
основатели религий,
священные книги,
символы веры и
святыни, культовые
сооружения и
искусство,
нравственные
заповеди.
Знакомство с историей
возникновения и
распространения
ислама
Знакомство с историей
возникновения и
распространения
буддизма, основы
духовных традиций
других источников
о традиционных
религиях народов
России
внутренней позиции
школьника —
принятие и
освоение новой
социальной роли
ученика
обсуждать
ситуации,
касающиеся
взаимоотношений
между людьми,
исповедующими
разные религии.
объяснять, что
такое
веротерпимость.
развитие системы
ценностных
ориентаций,
стремление
участвовать в
коллективной
работе
развитие
самоуважения и
способности
адекватно
оценивать себя и
свои достижения,
видеть сильные и
слабые стороны
7 18
1
19.01.17
Иудаизм
Формирование
первоначальных
представлений об
иудаизме, основы
духовных традиций
Обобщение по
разделу
Уважение религиозных
чувств россиян,
терпимость к иным
верованиям.
19
20
21
1
2
26.01.17
02.02.17
09.02.17
показывать роль
религии,
отдельных
религиозных
деятелей в
истории и
культуре России.
участвовать в
обсуждении
сообщений
одноклассников
раскрывать их
нравственные
ценности.
своей личности;
развитие
самоуважения и
способности
адекватно
оценивать себя и
свои достижения,
видеть сильные и
слабые стороны
своей личности;
развитие
самоуважения и
способности
адекватно
оценивать себя и
свои достижения
самоопределение
личности,
знания основных
нравственных норм,
ориентация на их
выполнение,
способность
эмоционально
(неравнодушно)
реагировать
негативные
поступки
одноклассников,
на
«Духовнонравственные нормы и ценности народов России» (12 часов)
Духовно
нравственные
черты народов
России
Человек – член
общества. Главное
богатство страны –
люди.
Взаимоотношение
человека с другими
людьми.
Общечеловеческие
ценности. Духовно
нравственные черты
народов России:
любовь к Родине,
терпимость,
характеризовать
духовно
нравственные
черты народов
России,
основываясь на
материале
учебника,
фольклоре и
других
источниках.
8 «Самое дорогое
у человека –
это жизнь»
Семейные
ценности
22
23
24
25
26
2
3
16.02.17
02.03.17
09.03.17
16.03.17
23.03.17
отзывчивость,
великодушие,
гостеприимство,
дружелюбие,
щедрость, трудолюбие,
доброта, сострадание,
милосердие и др.
Анализ жизненных
ситуаций, выбор
нравственных форм
поведения,
сопоставляя их с
нормами светской и
религиозной культуры
Расширение
представлений о семье
– самом близком
окружении ребёнка.
Семейные традиции в
истории народов
России. Забота о чести
семьи. Семейные
взаимоотношения:
любовь родителей к
детям, уважение
родителей детьми,
почитание старших и
забота о младших
людей,
с
других
соотносить
поступки
общероссийскими
духовно
нравственными
ценностями
объяснять
ценность
человеческой
жизни; приводить
примеры спасения
людей в военное
время и в мирной
жизни.
рассказывать о
своей семье;
оценивать
характер
семейных
отношений.
Составлять
перечень своих
обязанностей в
семье.
развитие
самоуважения и
способности
адекватно
оценивать себя и
свои достижения,
видеть сильные и
слабые стороны
своей личности;
развитие этических
чувств — стыда,
вины, совести, как
регуляторов
морального
поведения,
понимание
ценности семьи в
жизни человека и
важности
заботливого,
внимательного
отношения между
её членами
9 30.03.17
06.04.17
20.04.17
27.04.17
04.05.17
27
28
29
30
31
2
3
Нравственные
ценности
человеческого
общества
Любовь к
Родине,
верность
Родине
членах семьи.
Уважение мнения
других. Обязанности
ребёнка в семье.
Оценка своего
поведения, поступков
людей
(одноклассников,
друзей) с позиций
общечеловеческих,
общероссийских
нравственных
ценностей
Понимание значения
нравственности, веры
и религии в жизни
человека и общества;
знакомство с
основными нормами
светской и
религиозной морали,
понимание их значения
в выстраивании
конструктивных
отношений в семье и
обществе
участвовать в
обсуждении
поступков людей.
Приводить
примеры добрых
дел
приводить
примеры любви и
преданности
Отчизне, подвигов
людей в Великую
Отечественную
войну.
Умение
осуществлять
информационный
поиск для
выполнения
учебных заданий
развитие
самоуважения и
способности
адекватно
оценивать себя и
свои достижения,
видеть сильные и
слабые стороны
своей личности;
становление основ
российской
гражданской
идентичности
личности как
чувства гордости за
свою Родину,
народ, историю и
осознание своей
этнической
принадлежности
32
1
11.05.17
«Наш дом – Россия» (3 часа)
Россия –
Родина моя.
Русский язык –
Наша Родина –
Российская Федерация
(Россия). Понятие
объяснять смысл
понятий «малая
родина»,
развитие основ
гражданской
идентичности
10 язык
межнациональн
ого общения
Роль русской
культуры,
общероссийски
х законов в
объединении
народов
«россиянин». Любовь
к Родине. Русский
язык –
государственный язык
нашей страны,
средство
межнационального
общения.
Великая русская
культура – один из
источников
объединения народов
России.
Общероссийские
законы и символы.
Обобщение
материала
курса
Обязательное
исполнение законов,
уважение символов
страны (гимна, герба,
флага).
«Родина»,
«россиянин».
Раскрывать роль
русского в
межнациональном
общении
объяснять, что
объединяет
народы России,
основываясь на
материале
учебника и
знаниях,
полученных в
других курсах
начальной школы
составлять
перечень духовно
нравственных
норм, которые
необходимы нам
сегодня
личности и
формирование
внутренней позиции
школьника
самоопределение
личности
формирование
образа мира как
единого и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий,
воспитание доверия
и уважения к
истории и культуре
всех народов;
33
1
18.05.17
34
1
25.05.17
11 12
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.