Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Оценка 4.6
Документация
docx
ОБЗР
10 кл
17.01.2017
Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание,– М.: Просвещение, 2011.), рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Авторской программе соответствует учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / М.: Просвещение, 2011г.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10-ых классах направлено на достижение следующих целей:
• Воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность. Безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства;
• Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и ЧС природного, техногенного. Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных физических. Психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанностей гражданина России по защите Отечества.
• Освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного, социального характера; о ЗОЖ; о государственной системе защиты населения от опасных и ЧС мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
• Формирование умений: оценки ситуаций. Опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и ЧС; использования СИЗ; оказания ПМП при неотложных состояниях.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
• Формирование у учащихся научных представлений о принципах т путях снижения фактора риска в деятельности человека;
• Вырабоку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
• Формитрование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая
систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе. И способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
file30.doc.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ С.И. Горелова
«___» __________ 2013 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №36»
_________ А.Н. Наваренко
Приказ от
«___»__________2013г. № ____
«____» __________ 2011 «____» __________ 2011 г
«____» __________ 2011 г
Рабочая программа
по основам безопасности
жизнедеятельности
10 класс
Автор: Якущенко Вера Викторовна,
учитель ОБЖ
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №36»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО естественнонаучного цикла
Протокол № _____
«____» ____________ 2013 г.
руководитель ШМО _________М.И. Гудкова г. Ангарск, 20132014 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Т. Смирнова,
Б.О. Хренникова, соответствующей Федеральному компоненту Государственного
стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки
Российской Федерации (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Комплексная программа Основы
безопасности жизнедеятельности для 511 классов общеобразовательных учреждений – 3е
издание,– М.: Просвещение, 2011.), рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Авторской
программе соответствует учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс»
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников рекомендовано Министерством образования и науки РФ /
М.: Просвещение, 2011г.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10ых классах направлено на
достижение следующих целей:
Воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность. Безопасность
общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как
индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению
окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности
личности, общества, государства;
Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное
поведение человека в условиях опасных и ЧС природного, техногенного.
Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых
моральных физических.
Психологических качеств для выполнения
конституционного долга и обязанностей гражданина России по защите Отечества.
Освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного,
техногенного, социального характера; о ЗОЖ; о государственной системе защиты
населения от опасных и ЧС мирного и военного времени; об обязанностях граждан
по защите государства;
Формирование умений: оценки ситуаций. Опасных для жизни и здоровья;
безопасного поведения в опасных и ЧС; использования СИЗ; оказания ПМП при
неотложных состояниях.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих
задач:
Формирование у учащихся научных представлений о принципах т путях
снижения фактора риска в деятельности человека;
Вырабоку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
Формитрование у учащихся модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также
развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и
действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая
систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные
учащимися в основной общеобразовательной школе. И способствует формированию у них
цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества,
государства. Структурно программа состоит из 3 разделов и 13 тем.
Раздел I «безопасность и защита человека в опасных и ЧС» предназначен для
систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной
безопасности человека и организации в РФ защиты населения от опасных и ЧС мирного и
военного времени, полученных при изучении ОБЖ в 59ых классах. Раздел состоит из 2
тем: «Опасные и ЧС. Возникающие в повседневной жизни и правила безопасного
поведения», «ГО – составная часть обороноспособности страны».
Раздел II «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» предназначен для формирования у
обучающихся знаний о здоровом образе жизни. Основных инфекционных и
неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и оказания ПМП. Раздел
состоит из 4 тем.
Раздел III
«Основы военной службы» предусматривает изучение основных
положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной
службе. Раздел состоит из 7 тем, в которых последовательно раскрывается содержание
обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения материала
учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными
положениями Военной доктрины РФ; получат сведения о ВС РФ, их структуре и
предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и
значение военно – патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан
России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (из них 40часов – на учебные сборы)
В рабочую программу внесены изменения: в разделе «Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни» оставлено 9 часов, вместо 10, т.к. учебный план предполагает 34
учебные недели. Изменения возможны за счет сокращения темы «Основные инфекционные
заболевания, их классификация и профилактика» на 1 час
По программе предусмотрено проведение 40 часов практических работ (для
юношей на базе воинской части)
Содержание программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Раздел I: Безопасность и защита человека в ЧС (13 часов)
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни и
правила безопасного поведения. (6 часов)
1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Подготовка к проведению турпохода. Практические занятия. Разбор причин
попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры
профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономии.
Правила ориентации на местности, движение по азимуту, правила обеспечения
водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Практические
занятия. Наиболее возможные ситуации при встрече с насильниками, хулиганами
на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде, в лифте. Поведение в
местах с повышенной криминогенной опасностью: рынок, вокзал, стадион и т.д.
1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Особенности уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств и т.д.
Хулиганство, вандализм. Виды хулиганских действий. Уголовная ответственность
за хулиганские действия и вандализм.
1.4. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Характеристика вероятных для данной местности и района проживания ЧС
техногенного и природного характера. Отработка правил поведения при получении
сигнала о ЧС.
1.5. РСЧС, ее структура, задачи. РСЧС, история ее создания, предназначение,
структура, задачи. Правила и обязанности граждан в области защиты от ЧС.
1.6. Законы и нормативно – правовые акты Российской Федерации по обеспечению
безопасности. Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы
человека. Основные законы РФ, положения которых направлены на обеспечение
безопасности граждан и территорий от ЧС.
2. ГО – составная часть обороноспособности страны (7 часов)
2.1. ГО, основные понятия и определения, задачи ГО. ГО, история ее создания,
предназначение, задачи. Организация управления ГО. Структура управления и
органы управления ГО.
2.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по
защите населения. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного оружия.
Химическое оружие, классификация ОВ по предназначению и воздействию на
организм. Бактериологическое оружие. Современные средства поражения,
поражающие факторы.
2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС
военного и мирного времени. Система оповещения о ЧС. Порядок подачи сигнала
«Внимание всем!», Передача речевой информации о ЧС, ее содержание, действия
населения по сигналам оповещения о ЧС.
2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС
мирного и военного времени. Защитные сооружения ГО. Предназначение защитных
сооружений. Виды сооружений.
2.5. СИЗ. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.
Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Отработка
порядка получения и пользования СИЗ.
2.6. организация проведения аварийно – спасательных работ в зоне ЧС.
Предназначение аварийно – спасательных работ, проводимых в зонах ЧС.
Организация и основное содержание аварийно – спасательных работ, организация
санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
2.7. Организация ГО в МБОУ «СОШ № 36». Предназначение ГО в МОУ. План ГО
МОУ. Обязанности обучаемых.
Раздел II: Основы медицинских знаний и ЗОЖ (10 часов)
3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3
часа)
3.1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши
допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности. Здоровье
человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и физическое,
духовное и общественное. Влияние окружающей среды на здоровье.
Необходимость сохранения и укрепления здоровья – социальная потребность
общества. 3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Инфекционные заболевания, их профилактика, причины возникновения, механизм
передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об
иммунитете,
Характерные
инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика
инфекционных заболеваний.
экстренной и специфической профилактике.
4. Основы ЗОЖ (7 часов)
4.1. ЗОЖ и его составляющие. ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека,
направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме
жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения
высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности
человека, рациональное сочетание элементов жизнедеятельности. Правильный
режим труда и отдыха.
4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Влияние
биоритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при
распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня
работоспособности.
4.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья
человека. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям
физкультурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм
человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов
окружающей среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к
систематическому выполнению закаливающих процедур.
4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Употребление наркотиков, курение, алкоголизм, их последствия.
Раздел III: Основы военной службы (12 часов)
5. Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества (6
часов)
5.1. История создания ВС РФ.
Организация вооруженных сил Московского
государства в 1415 вв. Военная реформа И. Грозного в середине 16 в. Военная
реформа Петра Первого, создание регулярной армии, ее особенности. Военные
реформы в России во 2щй половине 19 в., создание массовой армии. ВС РФ.
5.2. Организационная структура ВС. Виды ВС, рода войск. История их создания и
предназначение.
5.3. Функции и задачи современных ВС России, их роль и место в системе
обеспечения национальной безопасности страны. ВС РФ – государственная
военная организация. Руководство и управление ВС.
5.4. Другие войска, их состав и предназначение. Пограничные органы Федеральной
службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска
ГО, их состав, предназначение.
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России (3 часа)
6.1.Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Патриотизм – духовно – нравственная основа личности военнослужащего, источник
духовных сил воина. Преданность Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – содержание патриотизма. Воинский долг –
обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
6.2. Памяти поколений – дни воинской славы России. Дни воинской славы России –
дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные
формы увековечивания памяти россий1сктх воинов, отличившихся в сражениях.
6.3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и
подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества
в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
7. Символы воинской чести (3 часа)
7.1. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести, славы.
Боевое знамя – особо почетный знак, отличающий особенности боевого
предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого
Знамени воинской части, порядок ег7о хранения и содержания.
7.2. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной
службе. История государственных наград за военные отличия в России. Основные
государственные награды СССР и России, Звания Герой Советского Союза, Герой
Российской Федерации.
7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной
присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения
личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов
военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.
8. Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во
внеурочное время) (40 часов)
8.1. Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка
в войсках. Вводное занятие. Ознакомление с историей части, ее боевым путем.
Подвигами воинов в военное и мирное время, боевыми традициями и задачами
части. Ознакомление с расписанием, распорядком дня, с требованиями к правилам
безопасности во время занятий с оружием и на военной технике. Значение учебных
сборов.
8.2. Размещение и быт военнослужащих. Размещение военнослужащих, содержание
помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды. Распределение
служебного времени и повседневный порядок. Распорядок дня. Подъем, утренний
осмотр, вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед, ужин. Увольнение из
расположения части. Посещение военнослужащих.
8.3. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. Назначение и состав
суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.
8.4. Организация караульной службы, обязанности часового. Общие положения.
Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.
8.5. Строевая подготовка. Отработка строевых приемом и движений без оружия.
Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении.
Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на
месте и в движении.
8.6. Огневая подготовка. Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата,
его чистка, смазка, хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы,
ведения огня из автомата. Меры безопасности. Практическая стрельба.
8.7. тактическая подготовка.
Основные виды боя. Действия солдата в бою,
передвижение солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и
маскировки.
8.8. Физическая подготовка. Разучивание упражнений утренней физической зарядки.
Проведение занятий по физической подготовке в объеме требований,
предъявляемых к новому пополнению воинских частей.
Учебно тематический план
Безопасность и защита человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в
повседневной жизни и правила безопасного
поведения
Правила поведения в условиях вынужденной
автономии в природных условиях. Подготовка к
проведению турпохода.
Правила поведения в ситуациях криминогенного
характера.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Правила поведения в условиях чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее
структура и задачи.
Законы и другие нормативно правовые акты
российской Федерации по обеспечению
безопасности.
Гражданская оборона – составная часть
обороноспособности страны.
ГО, основные понятия и определения, задачи ГО.
Современные средства поражения, их поражающие
факторы, мероприятия по защите населения.
Оповещение и информирование населения об
опасностях, возникающих в ЧС военного и
мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от
I
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Раздел
Тема
13
6
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1 9
12
поражающих факторов ЧС мирного и военного
времени.
СИЗ.
Организация проведения аварийно – спасательных
работ в зоне ЧС.
Организация ГО в общеобразовательном
учреждении.
Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни
Основы медицинских знаний и профилактика
инфекционных заболеваний
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть
подготовки юношей допризывного возраста к
военной и трудовой деятельности.
Основные инфекционные заболевания, их
классификация и профилактика.
Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие
Биологические ритмы и их влияние на
работоспособность человека.
Значение двигательной активности и физической
культуры для здоровья человека.
Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек.
Основы военной службы.
Вооруженные Силы Российской Федерации –
защитники нашего Отечества
История создания Вооруженных Сил Российской
Федерации
Организационная структура Вооруженных Сил.
Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их
создания и предназначение.
Функции и основные задачи современных
Вооруженных Сил России, их роль и место в
системе обеспечения национальной безопасности
страны.
Другие войска, их состав и предназначение.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу –
качества защитника Отечества.
Памяти поколений – дни воинской славы России
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой
готовности частей и подразделений
Символы воинской чести
Боевое Знамя воинской части – символ воинской
чести, доблести и славы.
Ордена – почетные награды за воинское отличие и
заслуги в бою и военной службе.
Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации
1
1
1
2
1
2
7
2
2
1
2
6
2
2
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
2.5.
2.6.
2.7.
II
3.
3.1
3.2.
4
4.1
4.2.
4.3
4.4.
III
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6
6.1.
6.2.
6.3.
7
7.1.
7.2.
7.3. Основы военной службы (практические занятия на
базе воинской части во внеурочное время:
проводятся в соответствии с распорядком дня
воинской части на период проведения учебных
сборов.)
Основы подготовки граждан к военной службе.
Начальная военная подготовка в войсках.
Размещение и быт военнослужащих.
Суточный наряд, обязанности лиц суточного
наряда.
Организация караульной службы, обязанности
часового.
Строевая подготовка.
Огневая подготовка.
Тактическая подготовка.
Физическая подготовка.
Всего часов
40
1
3
4
4
4
14
5
5
34 +40
8
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
8.6.
8.7.
8.8. Календарно тематический план
Тема
Система уроков
Цель
Дидактическая
модель обучения
Педагогические
средства, формы
Планируемый результат и уровень
освоения
Дом. задание
Дата
проведения
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13 часов)
Объяснительно
иллюстративная
Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения (6 часов)
Разобрать причины попадания человека
в условия вынужденного автономного
существования. Дать понятие о мерах
профилактики и подготовки
к
безопасному поведению в условиях
автономии. Познакомить с правилами
ориентации на местности, движения по
азимуту, правилами обеспечения водой
и питанием. Научить строительству
временного жилища, и добывать огонь.
Лекция, работа с
учебником,
демонстрация
§1, вопросы,
сообщения,
памятки
занятия.
Уметь
Практические занятия.
Уметь
разбираться в причинах попадания
человека в условия вынужденного
автономного существования. Знать
меры профилактики и подготовки к
безопасному поведению в условиях
автономии и правила ориентации на
местности, движение по азимуту,
правила обеспечения водой и
питанием.
оборудовать
временное жилище и добывать огонь.
Практические
Знать
наиболее возможные ситуации при
встрече с насильниками, хулиганами
на улице, в транспорте, общественном
месте, подъезде, в лифте. Уметь
вести себя в местах с повышенной
криминогенной опасностью: рынок,
вокзал, стадион и т.д.
Знать об особенностях уголовной
ответственности и
наказания
о видах
несовершеннолетних,
наказаний,
уголовной
ответственности за приведение в
негодность транспортных средств и
т.д. Знать понятия «хулиганство»,
«вандализм» и видах хулиганских
действий,
уголовной
ответственность за хулиганские
действия и вандализм.
об
§ 4, вопросы,
буклеты,
памятки
§ 3, вопросы
№
1
2
3
Правила поведения в
условиях вынужденной
автономии в природных
условиях. Подготовка к
проведению турпохода
Правила поведения в
ситуациях
криминогенного
характера
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Объяснительно
иллюстративная
Лекция, работа с
учебником,
демонстрация
Объяснительно
иллюстративная
Теоретическое
исследование
Дать понятия о наиболее возможных
ситуациях при встрече с насильниками,
хулиганами на улице, в транспорте,
общественном месте, подъезде, в лифте.
Научить поведению в местах с
повышенной
криминогенной
опасностью: рынок, вокзал, стадион и
т.д.
Дать понятие об особенностях
уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних; о видах наказаний;
уголовной
за
приведение в негодность транспортных
средств и т.д.;
понятие о хулиганстве,
Дать
вандализме,
о видах хулиганских
действий; об уголовной ответственности
за хулиганские действия и вандализм.
ответственности Правила поведения в
условиях чрезвычайных
ситуаций природного и
техногенного
характера.
Дать характеристику вероятных для
данной местности и района проживания
ЧС техногенного и природного
характера.
правила
поведения при получении сигнала о ЧС.
Отработать
Объяснительно
иллюстративная
4
5
6
7
8
9
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), ее структура и
задачи.
Законы и другие
нормативно правовые
акты Российской
Федерации по
обеспечению
безопасности.
ГО, основные понятия и
определения, задачи
ГО.
Современные средства
поражения, их
поражающие факторы,
мероприятия по защите
населения.
Оповещение и
информирование
населения об
Дать понятие о РСЧС, истории ее
создания, предназначении, структуре,
задачах.
Закрепить правила и
обязанности граждан в области защиты
от ЧС.
Объяснительно
иллюстративная
Закрепить положения Конституции РФ,
гарантирующие права и свободы
человека,
основные законы РФ,
положения которых направлены на
обеспечение безопасности граждан и
территорий от ЧС.
Поисковая
Беседа, лекция,
демонстрация
фронтальная,
групповая
Проблемные
задания,
индивидуальные
и групповые
задания
Организация
совместной
учебной
деятельности
давать
природного
Уметь
характеристику
вероятных для данной местности и
района проживания ЧС техногенного
и
характера.
Отрабатывать правила поведения при
получении сигнала о ЧС.
Знать о предназначении РСЧС,
историю ее создания, структуру,
задачи. Уметь выполнять правила и
обязанности граждан в области
защиты от ЧС.
§ 58,
вопросы,
презентации,
сообщения
§ 12, вопросы
Знать положения Конституции РФ,
гарантирующие права и свободы
человека,
основные законы РФ,
положения которых направлены на
обеспечение безопасности граждан и
территорий от ЧС.
§ 11, вопросы,
сообщения
Тема 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (7 часов)
управления
Дать понятие о ГО, истории ее создания,
предназначении, задачах. Разобраться с
организацией
ГО,
структурой управления и органами
управления ГО.
Дать понятие о ядерном оружии,
поражающих факторах ядерного
оружия. Дать понятие о химическом
оружии,
классификации ОВ по
предназначению и воздействию на
о
организм.
бактериологическом оружии.
Дать
понятие о современных средствах
поражения и поражающих факторах.
Познакомить с системой оповещения о
ЧС,
порядком подачи сигнала
«Внимание всем!», правилами передачи
понятие
Дать
Объяснительно
иллюстративная
Проблемные
задания
Объяснительно
иллюстративная
Проблемные
задания
Традиционно –
педагогическая
Проблемные
задания
задачах.
об
ГО,
Знать от ГО, истории ее создания,
предназначении,
Уметь
рассказать
организации
управления
структуре
управления и органах управления ГО.
Знать
о ядерном оружии,
поражающих факторах ядерного
оружия. Знать о химическом оружии,
классификации
по
предназначению и воздействию на
организм.
о
бактериологическом оружии. Знать о
современных средствах поражения, и
их поражающих факторах.
Знать о системе оповещения о ЧС, о
порядке подачи сигнала «Внимание
всем!», правилах передачи речевой
Знать
ОВ
§30, вопросы
§ 31,
вопросы,
презентации
§ 32, вопросы,
памятки опасностях,
возникающих в ЧС
военного и мирного
времени.
10 Организация
инженерной защиты
населения от
поражающих факторов
ЧС мирного и военного
времени.
СИЗ.
11
12 Организация
проведения аварийно –
спасательных работ в
зоне ЧС.
13 Организация ГО в
общеобразовательном
учреждении.
14
Сохранение и
укрепление здоровья –
важная часть
подготовки юношей
допризывного возраста
к военной и трудовой
деятельности.
речевой информации о ЧС,
ее
содержании, действиями населения по
сигналам оповещения о ЧС.
информации о ЧС, ее содержании,
действиях населения по сигналам
оповещения о ЧС.
Дать понятие о защитных сооружениях
ГО,
их
предназначении.
сооружений,
видах
Репродуктивная
Лекция, работа с
учебником
Знать защитные сооружения ГО, виды
сооружений, их предназначение.
Познакомить обучающихся с основными
средствами защиты органов дыхания и
правилами их использования. Дать
понятие о средствах защиты кожи,
медицинских средствах защиты и
профилактики. Отработать порядок
получения и пользования СИЗ.
Дать понятие о предназначении
аварийно – спасательных работ,
проводимых в зонах ЧС, организации и
основном содержании аварийно –
спасательных работ, организации
санитарной обработки людей после
пребывания их в зонах заражения.
Дать понятие о предназначении ГО в
ОУ. Познакомить с планированием ГО
ОУ, обязанностями обучаемых.
Развивающее
образование
Беседа,
Демонстрация
Объяснительно
иллюстративная
Лекция,
презентация
Объяснительно
иллюстративная
Мозговой штурм
Знать об основных средствах защиты
органов дыхания и правилах их
использования. Иметь представление
о средствах
защиты кожи,
медицинских средствах защиты и
профилактики. Знать о порядке
получения и пользования СИЗ.
Знать о предназначениеи аварийно –
спасательных работ, проводимых в
зонах ЧС, организации и основном
содержании аварийно – спасательных
работ, организации санитарной
обработки людей после пребывания
их в зонах заражения
Знать о предназначение ГО в ОУ, о
плане ГО в ОУ. Знать обязанности
обучаемых.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (19 часов)
Тема 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 часа)
человека,
Дать общие понятия и определения
здоровья
здоровье
индивидуальном и физическом,
духовном и общественном.
Дать
понятие о влиянии окружающей среды
на здоровье человека, о необходимости
сохранения и укрепления здоровья как
социальнаой потребности общества.
Объяснительно
иллюстративная
Лекция, работа с
учебником,
презентация
Знать общие понятия и определения
здоровья человека. Знать о здоровье
индивидуальном и физическом,
духовном и общественном. Знать о
влиянии окружающей среды на
здоровье,
необходимости
сохранения и укрепления здоровья
потребности
как
социальной
о
§ 33,
вопросы,
буклеты,
сообщения
§34, вопросы
§35, вопросы,
рефераты
§36, вопросы
§ 24 вопросы,
памятки,
сообщения 15 Основные
инфекционные
заболевания, их
классификация и
профилактика.
16
Здоровый образ жизни и
его составляющие
17
Здоровый образ жизни и
его составляющие
18
Биологические ритмы и
их влияние на
работоспособность
Познакомить
экстренной
Дать понятие об инфекционных
заболеваниях,
их профилактике,
причинах возникновения, механизме
передачи инфекций. Познакомить с
классификацией
инфекционных
Дать понятие об
заболеваний.
иммунитете,
и
профилактике.
специфической
Охарактеризовать
инфекционные
механизм передачи
заболевания,
инфекции.
с
инфекционных
профилактикой
заболеваний.
Дать
понятие о ЗОЖ как
индивидуальной системе поведения
человека, направленной на сохранение и
укрепление здоровья. Познакомить с
общими понятиями о режиме
жизнедеятельности и его значении для
здоровья человека, путями обеспечения
высокого уровня работоспособности.
Дать понятие об основных элементах
жизнедеятельности
человека,
рациональном сочетании элементов
жизнедеятельности, правильном режиме
труда и отдыха.
на
Дать представление о влиянии
биоритмов
уровень
жизнедеятельности человека. Научить
учитывать влияние биоритмов при
распределении нагрузок в процессе
жизнедеятельности для повышения
уровня работоспособности.
Дать понятие о необходимости
выработки привычек к систематическим
занятиям физкультурой для
Исследовательска
я
Теоретическое
исследование
Исследовательска
я
Самостоятельно
е планирование и
проведение
исследования.
Индивидуальная
Объяснительно
иллюстративная
Лекция,
презентация
Объяснительно
иллюстративная
Лекция,
презентация
об
инфекций.
поведения
экстренной
общества.
инфекционных
Знать
заболеваниях,
их профилактике,
причинах возникновения, механизме
передачи
Знать
классификацию
инфекционных
Знать понятие об
заболеваний.
иммунитете,
и
профилактике.
специфической
характеристику
Давать
инфекционным
заболеваниям,
механизму передачи инфекции. Знать
о профилактике инфекционных
заболеваний.
Знать о ЗОЖ как индивидуальной
системе
человека,
направленной на сохранение и
укрепление здоровья. Знать общие
понятия о режиме жизнедеятельности
и его значении для здоровья человека.
Уметь находить пути обеспечения
высокого уровня работоспособности.
Знать и применять основные
элементы
жизнедеятельности
человека, рациональное сочетание
элементов
жизнедеятельности.
Соблюдать правильный режим труда
и отдыха.
Знать о влиянии биоритмов на
уровень жизнедеятельности человека.
Уметь учитывать влияние биоритмов
при распределении нагрузок в
процессе жизнедеятельности для
повышения
уровня
работоспособности.
Знать о необходимость выработки
привычек к систематическим
занятиям физкультурой для
§ 25, вопросы,
памятки
§26, вопросы,
сообщения
§26,
вопросы,
сообщения,
памятки
§27, вопросы,
рисунки 19
человека.
Биологические ритмы и
их влияние на
работоспособность
человека.
20
Значение двигательной
активности и
физической культуры
для здоровья человека.
21
22
Вредные привычки, их
влияние на здоровье.
Профилактика вредных
привычек.
Вредные привычки, их
влияние на здоровье.
Профилактика вредных
привычек.
23 История создания
Вооруженных Сил
физкультурой
обеспечения высокого уровня
работоспособности и долголетия;
Физиологических особенностях влияния
закаливающих процедур на организм
человека и укрепление его здоровья.
Научить правилм использования
факторов окружающей среды для
закаливания. Дать понятие о
необходимости выработки привычки к
систематическому выполнению
закаливающих процедур
Дать представление о необходимости
выработки привычек к систематическим
занятиям
для
обеспечения
уровня
работоспособности и долголетия.
Познакомить с
физиологическими
особенностями влияния закаливающих
процедур на организм человека и
укрепление его здоровья; Познакомить с
правилами использования факторов
окружающей среды для закаливания,
необходимостю выработки привычки к
систематическому
выполнению
закаливающих процедур.
Научить
вредных
привычек: употреблению наркотиков,
курению, алкоголизму. Дать понятие о
их последствиях.
профилактике
высокого
Объяснительно
иллюстративная
Лекция, работа с
учебником,
демонстрация
Объяснительно
иллюстративная
Беседа, лекция,
демонстрация
фронтальная,
групповая
Поисковая
Объяснительно
иллюстративная
Проблемные
задания,
индивидуальные
и групповые
задания
Лекция,
демонстрация
обеспечения высокого уровня
работоспособности и долголетия.
Знать физиологические особенности
влияния закаливающих процедур на
организм человека и укрепление его
здоровья. Выполнять правила
использования факторов окружающей
среды для закаливания. Знать о
необходимости выработки привычки
к систематическому выполнению
закаливающих процедур
Знать о необходимости выработки
привычек к
систематическим
занятиям физкультурой
для
обеспечения высокого уровня
работоспособности и долголетия.
Знать
физиологических
особенностях влияния закаливающих
процедур на организм человека и
укрепление его здоровья. Выполнять
правила использования факторов
окружающей среды для закаливания и
необходимости выработки привычки
к систематическому выполнению
закаливающих процедур.
Знать о профилактических мерах по
предупреждению вредных привычек:
употребления наркотиков, курении,
алкоголизме и их последствиях.
о
§27, вопросы,
презентация
§28, вопросы
§29, вопросы,
памятки,
сообщения
§29, вопросы,
рефераты
Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества (6 часов)
Раздел III. Основы военной службы (12 часов)
Дать понятие об организации
Московского
вооруженных
сил
Объяснительно
иллюстративная
Беседа,
составление
Знать об организации вооруженных
сил Московского государства в 1415
37,вопросы Российской Федерации
24 История создания
Вооруженных Сил
Российской Федерации
25 Организационная
структура
Вооруженных Сил.
Виды Вооруженных
Сил, рода войск.
История их создания и
предназначение.
26 Организационная
структура
Вооруженных Сил.
Виды Вооруженных
Сил, рода войск.
История их создания и
предназначение.
27 Функции и основные
задачи современных
Вооруженных Сил
России, их роль и место
в системе обеспечения
национальной
безопасности страны.
Другие войска, их
состав и
предназначение.
28
29 Патриотизм и верность
воинскому долгу –
качества защитника
государства в 1415 вв., военной
реформе И. Грозного в середине 16 в.,
военной реформе Петра Первого,
создании регулярной армии,
ее
особенностях.
Познакомить
обучающихся с военными реформами в
России во 2ой половине 19 в.,
созданием массовой армии. ВС РФ.
Дать понятие о видах Вооруженных Сил
Российской Федерации, родах войск.
Познакомить с историей их создания и
предназначением.
Дать понятие о Вооруженных Силах
Российской Федерации как
государственной военной организации.
Познакомить обучающихся с
руководством и управлением
Вооруженными Силами РФ.
Дать характеристику пограничным
органам Федеральной
службы
безопасности,
внутренним войскам
Министерства внутренних дел, войскам
ГО, их составу, предназначении.
Объяснительно
иллюстративная
конспект схемы вв., военной реформе И. Грозного в
середине 16 в.. военной реформе
Лекция,
Петра Первого, создании регулярной
демонстрация
армии, ее особенностях. Знать о
военных реформах в России во 2ой
половине 19 в., создании массовой
армии. ВС РФ.
Знать виды Вооруженных Сил
Российской Федерации, рода войск,
историю
их
и
предназначение.
создания
Объяснительно
иллюстративная
Лекция,
демонстрация
Объяснительно
иллюстративная
Лекция,
демонстрация
Объяснительно
иллюстративная
Лекция,
демонстрация
Знать о Вооруженных Силах
Российской Федерации как о
государственной военнаой
организации. Иметь представление о
руководстве и управлении
Вооруженными Силами РФ.
§37, вопросы,
рефераты
§40,41
вопросы,
сообщения
§4244,
вопросы,
презентация
§39, вопросы
Объяснительно
иллюстративная
Лекция,
демонстрация
Знать о пограничных органах
Федеральной службы безопасности,
внутренних войсках Министерства
внутренних дел, войсках ГО, их
составе, предназначении.
§ 45,46,
вопросы,
сообщения,
презентации
Тема 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России (3 часа)
Дать понятие о патриотизме – духовно –
нравственной
личности
военнослужащего, источнике духовных
основе
Поисковая
Проблемные
задания,
индивидуальная
давать
характеристику
Уметь
как духовно –
патриотизму
нравственной основе личности
§ 47,,
вопросы Отечества.
сил воина; Преданности Отечеству,
любови к Родине, стремлении служить
ее интересам, защищать от врагов.
Раскрыть содержание патриотизма. Дать
понятие о воинском долге – обязанности
Отечеству по его вооруженной защите.
и групповая
работа
30 Памяти поколений –
дни воинской славы
России
Дать понятие о Днях воинской славы
России как о днях славных побед,
сыгравших решающую роль в истории
государства;
Основных формах
увековечивания памяти российских
воинов, отличившихся в сражениях.
Исследовательска
я
Проведение
исследования
источнику
военнослужащего,
Знать
духовных сил воина.
содержание
патриотизма:
преданность Отечеству, любовь к
Родине, стремление служить ее
интересам, защищать от врагов. Знать
о том, что воинский долг –это
обязанность Отечеству по его
вооруженной защите.
Знать о Днях воинской славы России
как о днях славных побед, сыгравших
решающую роль
в истории
государства. Иметь представление об
основныех формах увековечивания
памяти
воинов,
отличившихся в сражениях.
Знать об особенностях воинского
коллектива,
значении войскового
товарищества в боевых условиях и
повседневной жизни частей и
подразделений.
российских
§38, вопросы,
рисунки,
фотографии,
сообщения
§ 48,
вопросы,
рисунки,
фотографии,
сообщения
вопросы,
сообщения
Вопросы
31
32
Дружба, войсковое
товарищество – основа
боевой готовности
частей и подразделений
Боевое Знамя воинской
части – символ
воинской чести,
доблести и славы.
33 Ордена – почетные
награды за воинское
отличие и заслуги в бою
и военной службе.
Ритуалы Вооруженных
сил Российской
Федерации
обучающихся
Познакомить
с
особенностями воинского коллектива,
значением войскового товарищества в
боевых условиях и повседневной жизни
частей и подразделений.
Объяснительно –
иллюстративная.
Проблемное
изложение
Лекция, беседа,
работа с
учебником,
демонстрация
фронтальная,
групповая
Дать характеристику Боевому знамени
– особо почетному знаку, отличающему
особенности боевого предназначения,
историю и заслуги воинской части.
Позхнакомит обучающихся с ритуалом
вручения Боевого Знамени воинской
части, порядоке его хранения и
содержания.
Познакомить
историей
государственных наград за военные
отличия в России,
основными
государственными награды СССР и
России, званиями Герой Советского
Союза, Герой Российской Федерации.
с
Тема 7. Символы воинской части (3 часа)
Объяснительно
иллюстративная
Лекция, беседа
Объяснительно
иллюстративная
Лекция, беседа
Иметь представление о боевом
знамени как об особо почетном знаке,
отличающем особенности боевого
предназначения, историю и заслуги
воинской части. Знать о ритуале
вручения Боевого Знамени воинской
части, порядоке его хранения и
содержания.
Знать историю государственных
наград за военные отличия в России;
основные государственные награды
СССР и России; звания Герой
Советского Союза, Герой Российской
Федерации. 34
Ритуалы Вооруженных
Сил Российской
Федерации
Познакомить обучающихся с ритуалами
Вооруженных
Российской
Федерации
Сил
Объяснительно
иллюстративная
Лекция, беседа
Знать ритуалы Вооруженных Сил
Российской Федерации
Вопросы,
рисунки,
фотографии, Требования к уровню подготовки
В результате изучения ОБЖ ученик должен знать:
Основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
Потенциальные опасности природного, техногенного, социального происхождения,
характерные для района проживания;
Основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности
жизнедеятельности населения;
Основы российского законодательства об обороне государства, о воинской
обязанности и военной службе граждан;
Состав и предназначение ВС РФ;
Основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время
прохождения военной службы и пребывания в запасе;
Особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы;
Предназначение, структуру и задачи РСЧС;
Предназначение, структуру и задачи ГО;
В результате изучения ОБЖ ученик должен уметь:
Перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище
и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
Перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и
назвать максимально необходимый набор предметов, который следует взять с
собой в случае эвакуации;
Объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной
ситуации криминогенного характера;
Назвать способы ориентирования на местности, подачи сигнала бедствия и
другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в
природных условиях;
Показать порядок использования СИЗ;
Рассказать о предназначении и задачах организации ГО;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Ведения здорового образа жизни;
Действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Пользования бытовыми приборами;
Использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой
химии;
Пользования бытовыми приборами экологического контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
Соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
Соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
Соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
Соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний;
Оказания ПМП пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
Вызова соответствующих служб экстренной помощи;
Подготовки к профессиональной деятельности, к военной службе.
Исследовательская составляющая образованности:
умения и навыки нахождения информации в различных источниках;
умение фиксировать информацию;
умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать информацию;
умение планировать и проводить теоретическое и практическое исследование,
оформлять результаты исследования.
Ценностноориентационная составляющая образованности:
понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
Средства контроля. Контрольные и практические работы
Перечень практических работ (40)
Проводятся на базе воинской части (для юношей)
1
№п/п Тема: Основы военной службы (практические занятия на базе воинской
части во внеурочное время: проводятся в соответствии с распорядком
дня воинской части на период проведения учебных сборов.)
Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная
подготовка в войсках.
Размещение и быт военнослужащих.
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.
Организация караульной службы, обязанности часового.
Строевая подготовка.
Огневая подготовка.
Тактическая подготовка.
Физическая подготовка.
2
3
4
5
6
7
8
40 часов
1
3
4
4
4
14
5
5
Перечень литературы и учебнометодические средства обучения
Конституция Российской Федерации (последняя редакция)
1.
2. Конституция противодействия терроризму в Российской Федерации
3. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9
классе/А. Т. Смирнов, М.В. Маслов, Б.И. Мишин; науч. рук. Г. С. Ковалева; под
общей редакцией А.Т. Смирнова). – М.:Просвещение, 2006 – 2009.
4. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/(А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов; под общей редакцией А.Т. Смирнова). – М.:
Просвещение, 2007.
5. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учебно – наглядное пособие для
учащихся 59х классов в 2х частях (24 плаката)/ А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В.
Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. 6. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей:
пособие для учащихся59х классов/ Рыбин А.Л, Б.О. Хренников, М.в. Маслов; под
общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.:Просвещение 2008.
7. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция)
8. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. Для
общеобразоват. Учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т.
Смирнова. – 8е изд. – М.: Просвещение, 2011.
9. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. Для
общеобразоват. Учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т.
Смирнова. – 8е изд. – М.: Просвещение, 2011.
10. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. Для
общеобразоват. Учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т.
Смирнова. – 8е изд. – М.: Просвещение, 2011.
11. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. Для
общеобразоват. Учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т.
Смирнова. – 8е изд. – М.: Просвещение, 2011.
12. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. Для
общеобразоват. Учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т.
Смирнова. – 8е изд. – М.: Просвещение, 2011.
13. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: учеб. Для
общеобразоват. Учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т.
Смирнова. – 8е изд. – М.: Просвещение, 2011.
14. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: учеб. Для
общеобразоват. Учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т.
Смирнова. – 8е изд. – М.: Просвещение, 2011.
15. 100 вопросов – 100 ответов о происхождении военной службы по призыву и
контракту: сб. – М.: Красная звезда, 2006.
16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.
17. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
18. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и
военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О противодействии
терроризму», «О дняз воинской славы и памятных датах России» // Собрание
законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1998; 2003 –
2007.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 10-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.