Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ С.И. Горелова «___» __________ 2013 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №36» _________ А.Н. Наваренко Приказ от «___»__________2013г. № ____
|
«____» __________ 2011 «____» __________ 2011 г «____» __________ 2011
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
6 класс
Автор: Якущенко Вера Викторовна,
учитель ОБЖ
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №36»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО естественнонаучного цикла
«____» ____________ 2013 г.
Протокол № _____
руководитель ШМО _________М.И. Гудкова
г. Ангарск, 2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание,– М.: Просвещение, 2011.), рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Авторской программе соответствует учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / М.: Просвещение, 2010г.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
· Формирование у учащихся научных представлений о принципах т путях снижения фактора риска в деятельности человека;
· Вырабоку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· Формитрование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
· Развитие исследовательских компетенций: умений и навыков нахождения информации в различных источниках; умений фиксировать информацию; умений сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать информацию; умений планировать и проводить теоретическое и практическое исследование, оформлять результаты исследования.
По программе в 6 классе предусмотрено 35 часов, а по учебному плану 34 часа, поэтому сокращен раздел «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» на 1 час за счет слияния тем «Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека» и «Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ».
По программе предусмотрено проведение 3-х практических работ.
Содержание учебной программы ОБЖ
Раздел I: Безопасность человека в природных условиях (25 часов)
1.1. Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
1.2. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
1.3. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение мета для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.
1.4. Определение необходимого снаряжения для похода.
2.1. Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
2.2. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и порядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий.
2.3. Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста – лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.
2.4. Водные походы. Подготовка к водному путешествию Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
2.5. Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
3.1. Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездом туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.
3.2. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.
3.3. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта.
человека в природной среде
4.1. Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
4.2. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигнала бедствия.
5.1. Опасные погодные условия и способы защиты от них.
5.2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел II: Основы медицинских знаний и ЗОЖ (9 часов)
6.1. Вопросы личной гигиены и оказание ПМП в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
6.2. Оказание ПМП при ссадинах и потертостях. ПМП при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
6.3. Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударах и отморожении. ПМП при ожогах.
6.4. Оказание ПМП при укусе змеи и насекомых.
7.1. ЗОЖ и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
7.2. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
7.3. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.
Учебно - тематический план
№ раздела и темы |
Наименование раздела и темы |
Количество часов |
||
Раздел |
Тема |
|||
I |
Безопасность человека в природных условиях |
25 |
|
|
1 |
Подготовка к активному отдыху на природе |
|
6 |
|
2 |
Активный отдых и природе и безопасность |
|
5 |
|
3 |
Дальний и выездной туризм, меры безопасности |
|
6 |
|
4 |
Обеспечение безопасности при автономном существовании человек в природной среде |
|
4 |
|
5 |
Опасные ситуации в природных условиях |
|
4 |
|
II |
Основы медицинских знаний и ЗОЖ |
9 |
|
|
6 |
Основы медицинских знаний и оказание ПМП |
|
4 |
|
7 |
Здоровье человека и факторы, на него влияющие |
|
5 |
|
ИТОГО: |
34 |
|
||
Календарно - тематический план
№ |
Система уроков |
Дидактическая модель обучения |
Педагогические средства, формы |
Планируемый результат и уровень освоения |
Дом. задание |
Дата проведения |
|
Тема |
Цель |
||||||
|
Раздел I. Основы комплексной безопасности (25 часов) |
||||||
|
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов) |
||||||
1 |
Природа и человек. |
Формирование представлений о взаимодействии природы и человека, особенностях общения с живой природой: естественной потребности человека для развития своих духовных и физических качеств. Закрепить правила активного отдыха на природе. |
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, работа с учебником, демонстрация |
Знать о взаимодействии природы и человека, особенностях общения с живой природой: естественной потребности человека для развития своих духовных и физических качеств. Знать об активном отдыхе на природе и необходимости подготовки к нему. |
§1 (1), ,вопросы Рассказ «Общение с живой природой» |
|
2 |
Ориентирование на местности. |
Создание условий для наработки навыков ориентирования на местности. |
Объяснительно - иллюстративная |
Беседа, лекция, демонстрация фронтальная, групповая |
Уметь ориентирование на местности. Знать способы определения сторон горизонта. |
§ 1 (2), вопросы
|
|
3 |
Определение своего местонахождения и направления движения по местности. |
Отработка навыков определения своего местонахождения и направления движения на местности.
|
Объяснительно - иллюстративная |
Проблемные задания, индивидуальные и групповые задания |
Уметь определять свое местонахождение и направления движения на местности.
|
§ 1 (3), вопросы Памятки |
|
4 |
Подготовка к выходу на природу. |
Отработка навыков подготовки к выходу на природу, порядка движения по маршруту. |
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, демонстрация |
Уметь подготавливаться к выходу на природу. Знать порядок движения по маршруту. |
§ 1 (4), вопросы
|
|
5 |
Определение места для бивака и организации бивачных работ. |
Отработка навыка определения места для бивака и организации бивачных работ, умений разводить костер, заготавливать топливо, приготавливать пищу на костре. |
Объяснительно - иллюстративная |
Беседа, составление конспект - схемы |
Уметь определять места для бивака и организовывать бивачные работы. Уметь разводить костер, заготавливать топливо, приготавливать пищу на костре. |
§ 1(5), вопросы буклеты
|
|
6 |
Определение необходимого снаряжения для похода.
|
Выявить степень усвоения материала, умения определять необходимое снаряжение для похода.
|
Поисковая |
Проблемные задания, индивидуальная и групповая работа |
Уметь определять необходимое снаряжение для похода.
|
§ 1 (6), вопросы, рисунки |
|
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность (5 часов) |
|||||||
7 |
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. |
Дать понятие об общих правилах безопасности при активном отдыхе на природе.
|
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция |
Знать общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
|
§2(1), вопросы
|
|
8 |
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. |
Сформировать навыки обеспечения безопасность в пеших и горных походах. Закрепить знания о порядке движения походной группы. Отработать действия по выбору линии движения в пешем путешествии, режима и порядка для похода, преодолении лесных зарослей, завалов. |
Объяснительно - иллюстративная |
Беседа, составление конспект - схемы |
Уметь обеспечивать безопасность в пеших и горных походах. Знать порядок движения походной группы. Уметь выбирать линии движения в пешем путешествии, режим и порядок для похода, преодолевать лесные заросли и завалы, двигаться по склонам, преодолевать водные препятствия. |
§ 2 (2),, вопросы
|
|
9 |
Подготовка и проведение лыжных походов. |
Выявить степень усвоения знаний по подготовке и проведению лыжных походов. Определить цельность организации движения, организации ночлегов, мерах безопасности в лыжном походе. |
Поисковая |
Проблемные задания, индивидуальная и групповая работа |
Уметь подготавливаться и проводить лыжные походы. Знать об одежде и обуви туриста – лыжника. Уметь подбирать и подготавливать лыжи. Знать об организации движения, организации ночлегов, мерах безопасности в лыжном походе. |
§ 2 (3), вопросы Памятки |
|
10 |
Водные походы и обеспечение безопасности на воде. |
Выявить степень усвоения знаний о водных походах. Научить подготавливаться к водному путешествию. Дать понятие о возможных аварийных ситуациях в водном походе, обеспечении безопасности на воде.
|
Исследовательская |
Самостоятельное планирование и проведение исследования. Индивидуальная |
Знать о водных походах. Уметь подготавливаться к водному путешествию Знать о возможных аварийных ситуациях в водном походе, обеспечении безопасности на воде.
|
§ 2 (4), вопросы
|
|
11 |
Велосипедные походы и безопасность туристов. |
Дать понятие о велосипедных походах, особенностях организации велосипедных походов. Закрепить правила обеспечения безопасности туристов в велосипедных походах. |
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, презентация |
Знать о велосипедных походах, особенностях организации велосипедных походов. Уметь обеспечивать безопасность туристов в велосипедных походах. |
§ 2 (5), вопросы буклеты
|
|
|
Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности (6 часов) |
||||||
12 |
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.
|
Дать понятие о факторах, оказывающих влияние на безопасность человека в дальнем и выездом туризме. |
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, презентация |
Знать факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездом туризме. |
§ 3 (1), вопросы
|
|
13 |
Акклиматизация человека в различных климатических условиях. |
Дать понятие об акклиматизация человека в различных климатических условиях. |
Объяснительно – иллюстративная, проблемное изложение |
Фронтальный опрос. Работа с демонстративным материалом |
Знать об акклиматизация человека в различных климатических условиях. |
§ 3 (2) , вопросы Памятки |
|
14 |
Акклиматизация человека в горной местности. |
Дать понятие об акклиматизация человека в горной местности. Выявить степень усвоения материала. |
Исследовательская |
Теоретическое исследование |
Знать об акклиматизация человека в горной местности. |
§ 3 (3), вопросы, памятки |
|
15 |
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. |
Полно раскрыть правильность обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Выявить степень усвоения материала |
Исследовательская |
Теоретическое исследование |
Уметь обеспечивать личную безопасность при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. |
§ 3 (4), вопросы, памятки
|
|
16 |
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом |
Показать необходимость правильности обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом. |
Поисковая |
Проблемные задания, индивидуальная и групповая работа |
Уметь обеспечивать личную безопасность при следовании к местам отдыха водным транспортом |
§ 3 (5), вопросы
|
|
17 |
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом. |
Раскрыть правильность обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом. |
Исследовательская |
Самостоятельное планирование и проведение исследования. Индивидуальная |
Уметь обеспечивать личную безопасность при следовании к местам отдыха воздушным транспортом. |
§ 3 (6), вопросы
|
|
|
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 часа) |
||||||
18 |
Автономное пребывание человека в природной среде. |
Дать понятие об автономном пребывании человека в природе.
|
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, презентация |
Знать об автономном пребывании человека в природе.
|
§ 4 (1), вопросы, памятки
|
|
19 |
Добровольная автономия человека в природной среде.
|
Дать понятие о добровольной и вынужденной автономии. |
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, презентация |
Знать о добровольной и вынужденной автономии. |
§ 4 (2), вопросы, памятки |
|
20 |
Вынужденная автономия человека в природной среде. |
Дать понятие о вынужденной автономии. |
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, работа с учебником, демонстрация |
Знать о вынужденной автономии. |
§ 4 (3), вопросы
|
|
21 |
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. |
Дать понятие об обеспечении жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Научить сооружать временное укрытие из подручных средств, добывать огонь, обеспечивать водой и пищей. Уметь подавать сигналы бедствия. |
Объяснительно - иллюстративная |
Беседа, лекция, демонстрация фронтальная, групповая |
Уметь обеспечивать жизнедеятельность человека в природной среде при автономном существовании. Уметь сооружать временное укрытие из подручных средств, добывать огонь, обеспечивать водой и пищей. Уметь подавать сигналы бедствия. |
§ 4 (4), вопросы, презентации
|
|
22 |
Опасные погодные явления. |
Отработать навыки защиты от опасных природных условий. Закрепить теоретический материал об опасных погодных условиях |
Поисковая |
Проблемные задания, индивидуальные и групповые задания |
Знать об опасных погодных условиях и способах защиты от них.
|
§ 5 (1), вопросы, памятки
|
|
|
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях (4 часа) |
||||||
23 |
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. |
Дать понятие об обеспечении безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
|
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, демонстрация |
Знать об обеспечении безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
|
§ 5 (2), вопросы, памятки
|
|
24 |
Укусы насекомых и защита от них. |
Дать понятие об укусах насекомых и защите от них. |
Объяснительно - иллюстративная |
Беседа, составление конспект - схемы |
Знать об укусах насекомых и защите от них. |
§ 5 (3), вопросы
|
|
25 |
Клещевой энцефалит и его профилактика. |
Дать понятие о клещевом энцефалите и его профилактике. |
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, демонстрация |
Знать о клещевом энцефалите и его профилактике. |
§ 5 (4), вопросы, презентации
|
|
26 |
Вопросы личной гигиены и оказание ПМП в природных условиях. |
Дать понятие «Личная гигиена». Показать способы оказания ПМП в природных условиях. Закрепить знания о содержании походной аптечки, умения пользоваться лекарственными растениями. |
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, демонстрация |
Решать вопросы личной гигиены. Уметь оказывать ПМП в природных условиях. Знать о содержании походной аптечки. Уметь пользоваться лекарственными растениями. |
§ 6 (1), вопросы, памятки
|
|
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа) |
|||||||
Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 часа) |
|||||||
27 |
Оказание ПМП при травмах. |
Показать способы оказания ПМП при ссадинах и потертостях, при ушибах, вывихах, растяжениях связок. |
Объяснительно - иллюстративная |
Практикум |
Уметь оказывать ПМП при ссадинах и потертостях, при ушибах, вывихах, растяжениях связок. |
§ 6 (2), вопросы, памятки
|
|
28 |
Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. |
Показать способы оказания ПМП при тепловом и солнечном ударах и отморожении, при ожогах.
|
Объяснительно - иллюстративная |
Практикум |
Уметь оказывать ПМП при тепловом и солнечном ударах и отморожении, при ожогах.
|
§ 6 (3), вопросы
|
|
29 |
Оказание ПМП при укусах змей и насекомых. |
Показать способы оказания ПМП при укусе змеи и насекомых.
|
Объяснительно - иллюстративная |
Практикум |
Уметь оказывать ПМП при укусе змеи и насекомых.
|
§6 (4), вопросы, презентации |
|
|
Раздел III. Основы здорового образа жизни (6 часов) |
||||||
|
Тема 7. Здоровье человека и факторы. На него влияющие (6 часов) |
||||||
30 |
ЗОЖ и профилактика утомления. |
Дать понятие о ЗОЖ и профилактике утомления. Показать эффективность ЗОЖ, |
Поисковая |
Проблемные задания, индивидуальная и групповая работа |
Знать о ЗОЖ и профилактике утомления. |
§ 7 (1), вопросы, памятки |
|
31 |
Компьютер и его влияние на здоровье. |
Выявить степень усвоения материала, умения осмыслить тему о влиянии ПК на здоровье человека. |
Исследовательская |
Проведение исследования |
Знать о влиянии ПК на здоровье человека. |
§ 7 (2), вопросы, памятки
|
|
32 |
Влияние неблагоприятной природной среды на здоровье человека. |
Дать понятие, раскрыть проблемы влияния неблагоприятной природной среды на здоровье человека. |
Объяснительно – иллюстративная. Проблемное изложение |
Лекция, беседа, работа с учебником, демонстрация фронтальная, групповая |
Знать о влиянии неблагоприятной природной среды на здоровье человека. |
§ 7 (3), вопросы
|
|
33 |
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. |
Дать понятие о влиянии социальной среды на развитие и здоровье человека. |
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, беседа |
Знать о влиянии социальной среды на развитие и здоровье человека. |
§ 7 (4), вопросы, презентации |
|
34 |
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ |
Дать понятие о влиянии наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека Дать понятие о профилактических мероприятиях против употребления наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека |
Объяснительно - иллюстративная |
Лекция, беседа |
Знать о влиянии наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека Знать о профилактике употребления наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека |
§ 7 (5,6), вопросы
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения ОБЖ ученик должен знать:
· Основные составляющие ЗОЖ;
· Потенциальные опасности природного, техногенного, социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
· Меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
· Основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
· Наиболее часто возникающие ЧС природного, техногенного, социального характера, их последствия, классификацию;
· Организацию защиты населения от ЧС;
· Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· Рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности;
· Приемы и правила оказания ПМП.
Уметь:
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Исследовательская составляющая образованности:
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
Средства контроля. Контрольные и практические работы
Перечень практических работ (3)
№п/п |
Тема |
1 |
Оказание ПМП при травмах. |
2 |
Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. |
3 |
Оказание ПМП при укусах змей и насекомых. |
Литература и учебно-методические средства обучения
1. Конституция Российской Федерации (последняя редакция)
2. Конституция противодействия терроризму в Российской Федерации
3. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 классе/А. Т. Смирнов, М.В. Маслов, Б.И. Мишин; науч. рук. Г. С. Ковалева; под общей редакцией А.Т. Смирнова). – М.:Просвещение, 2006 – 2009.
4. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/(А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов; под общей редакцией А.Т. Смирнова). – М.: Просвещение, 2007.
5. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учебно – наглядное пособие для учащихся 5-9-х классов в 2-х частях (24 плаката)/ А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
6. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся5-9-х классов/ Рыбин А.Л, Б.О. Хренников, М.в. Маслов; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.:Просвещение 2008.
7. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция)
8. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
9. . Хренников; под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
10. 100 вопросов – 100 ответов о происхождении военной службы по призыву и контракту: сб. – М.: Красная звезда, 2006.
11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
13. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О противодействии терроризму», «О дняз воинской славы и памятных датах России» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1998; 2003 – 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.