Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
ОБЗР +1
6 кл
01.02.2017
Актуальность проблемы: решение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние природной среды. Это значит, что в школах нужно проводить воспитательные мероприятия, направленные на воспитание экологически грамотного человека. Формирование с ранних лет умения и жизненной потребности воспринимать природу и ее творения как великое и ничем не заменимое достояние.
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания, полученные на уроках экологии, биологии.
Якущенко В.В..docx
Внеклассное мероприятие по экологии
ЗНАК ВОПРОСА
для учащихся 6х классов
Автор:
Якущенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 36»
Ангарск
2015г.
1 Содержание
Пояснительная записка
Приложения
Литература
Фотоотчет
Страница
3
7
18
19
2 Пояснительная записка
Актуальность проблемы: решение экологических проблем зависит не только от
уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека
за состояние природной среды. Это значит, что в школах нужно проводить воспитательные
мероприятия, направленные на воспитание экологически грамотного человека.
Формирование с ранних лет умения и жизненной потребности воспринимать природу и ее
творения как великое и ничем не заменимое достояние.
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания, полученные на уроках
экологии, биологии.
Задачи:
Учебно – образовательные: мотивировать школьников к самообразованию,
изучению естественно – научных дисциплин, способствовать формированию знаний
о природе, ее закономерностях.
Учебно – воспитательные: формировать у учащихся чувства ответственности за
состояние окружающей среды; развивать эмоционально – чувственную сферу
личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Учебно – развивающие:
способствовать развитию мышления, внимания,
наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Направленность: разработка данного внеклассного мероприятия направлена на
повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие
творческого потенциала обучающихся.
Форма проведения: экологическая игра – конкурс с элементами инсценировки
Участники игры: в игре – конкурсе принимают участие команды, в состав которых
входит пять человек из числа учащихся 6х классов.
Команды заранее готовят рисунки, стенгазеты, плакаты на экологическую тематику.
Задания для каждого этапа игры готовятся учителями – предметниками (МО естественно –
научного цикла).
Школьников заранее знакомят с Положением игры – конкурса.
Методы:
Поисковый
Проблемный
3 Исследовательский
Оборудование:
ПК
видеофильм о проведении экологических акций
плакаты на экологическую тему
живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи овощей, грибов, карточки
с изображением следов животных, названиями витаминов и продуктов; коллекции
моллюсков, комнатные растения и т.д.
Место проведения игры: актовый зал (украсить плакатами, воздушными шарами).
Перед началом в зале звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.
1. Организационный этап
Создание оргкомитета из состава учителей биологии, экологии, химии, ОБЖ
Организация команд – участниц
Создание судейской комиссии
Подготовка наградного материала и подарков
Подготовка вопросов и заданий для каждого этапа игры
Подготовка театрализованного представления
Оформление зала
Подготовка командиров команд (девиз, плакат на экологическую тематику)
В марте, незадолго до всемирного «Дня Земли» 22 апреля, учащимися 911х классов
разрабатываются этапы предстоящей игры. Школьники на заседаниях ученического
самоуправления, на дополнительных занятиях по ОБЖ продумывают содержание,
оформление, поощрения для младших учеников на каждом этапе предстоящего
мероприятия.
Учитель выступает в роли консультанта, эксперта по заданиям и корректировщика
(чтобы задания на всех этапах предстоящей игры соответствовали возрастным
особенностям учащихся).
Структура мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Театрализованное представление. Игра начинается с открытия: театрализованное
представление (школьный театр «Сверчок») (Приложение I).
Ведущий озвучивает проблему и задачи игры «Знак вопроса» (Приложение II).
3. Проводится игра «Знак вопроса» (Приложение III IX).
4. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса
4 Присутствующие на игре учителяпредметники, наблюдают за работой ребят,
объективностью выставления баллов и корректностью в проведении соответствующего
этапа.
Предварительные задания командам:
1. Побывать на экскурсии в лесу.
2. Узнать все о жителях леса, животных, птицах, насекомых, растениях.
3. Очистить определенный участок леса от хвороста и мусора.
Этапы игры:
Лесная тропа
1.
2. Наш край
3. Конкурс капитанов
4. Водоемы
5. Устами младенца
6. Растения вокруг нас
7. Собери рюкзак
8. Что мы едим?
9. Интерактивная игра «Вопросы от букашек»
Рекомендации:
экологическая игра проводится в течение декады естественно – научных дисциплин
игру необходимо сделать яркой, запоминающейся, познавательной; нельзя
оставлять никого из участников игры без поощрения; необходимо отметить вклад
каждого в ее проведение.
2. Технологический этап
После получения маршрутных листов участники игры расходятся по этапам:
на этапе «Лесная тропинка» учащие по предложенным им карточкам должны
определить, кому принадлежат следы (например, предложить им узнать следы лося,
медведя, зайца), определить растения по предложенным семенам, собрать грибы в
лукошко, определить стороны горизонта по компасу. (Приложение III).
участники решают кроссворд. Вопросы кроссворда
на этапе «Наш край»
составлены с учетом их знаний, полученных при изучении материала об Иркутской
области. (Приложение IV).
на этапе «Конкурс капитанов» командиры отвечают на вопросы о морских
животных, растениях, птицах и т.д. (Приложение V).
5
на этапе «Водоемы» участники отвечают на вопросы о промысловых рыбах,
называют реки Восточной Сибири, определяют моллюсков. (Приложение VI).
на этапе «Устами младенца» члены жюри выступают в роли детей и свои «детские»
высказывания адресуют прибывшей на этап команде.
Учащиеся должны
определить, что имелось в виду. (Приложение VII).
на этапе «Растения вокруг нас» учащиеся отвечают на вопросы о полезных
свойствах растений, овощей и фруктов. (Приложение VIII).
на этапе «Собери рюкзак» участники из предложенных предметов правильно
соберите рюкзак, выбирают из различных предметов все необходимое для
экологической экспедиции (Приложение IX).
на этапе «Вопросы от букашек» обучающиеся
отвечают на вопросы из
образовательной области «Экология», «Биология» используя компьютерную
презентацию – игру. (Приложение X).
3.Рефлексивный этап.
На финише жюри подводит итоги игры конкурса, награждает победителей и
отмечает участие каждой команды, а так же лучшие рисунки, плакаты на экологическую
тему.
Оформляется выставка плакат – отзыв о проведенном мероприятии.
Театрализованное представление
Приложение I.
6 Транслируется видеофильм о природе Восточной Сибири. Звучит музыка
(заставка передачи «В мире животных» или А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена
года»
Ведущий:
Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает!.
Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы,
лазурные воды, неповторимый мир растений и животных! Все создано разумно и удобно
для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает человеку для
жизни все – пищу, воду, одежду, топливо, окружает нас красотой!
(Звучит драматичная музыка) Но так ли все хорошо в этом мире? Давайте спросим об
этом у самой Природы.
Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Под музыку на
сцене появляется Природа. Ее выход сопровождает «Танец бабочек и цветов» в
исполнении хореографического ансамбля.
Природа:
Человек меня огорчает, он стал эгоистичным, расточительным потребителем, а мои
богатства не вечны. Вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются водоемы и
атмосфера. Многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Горы
промышленных отходов губят Землю.
С человеком тоже не все благополучно: его одолевают болезни, процветают
наркомания и преступность, не прекращаются войны, человечеству угрожает голод.
Человек забыл об ответственности за жизнь на Земле. Что он оставит потомкам? Пустую,
безжизненную планету? Со мной пришли мои подданные. Они ходят высказать свое
отношение к деятельности человека.
Воздушная нимфа:
Нашу планету окружает самый большой из океанов. Мы каждый час, каждую
минуту. Сами того не замечая, «купаемся» в нем. Речь идет о голубом воздушном океане.
Воздухом дышат и звери. И птицы, и растения, и человек – все живое на земле не может
обойтись без него! Вот только с каждым годом он становится все грязней и грязней. Из
многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает свежего воздуха, нечем дышать!».
Полчища автомобилей заполнили улицы, проспекты, площади и обрушили на все живое
7 свои выхлопные газы. А еще дымят бесконечные заводы и заводики, фабрики и фабрички.
Все живое задыхается от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти.
Золотая рыбка:
Не хочется мне больше жить в синем море, хочу в аквариум с чистой водою! Ох!
Пропадают моря – океаны. Кораблей на водных путях как автомобилей на шоссе. И с
каждого, даже маленького суденышка, в воды бросают мусор. Вот и превращаются голубые
морские просторы в грязную свалку. А когда море становится грязным от ядовитой для
всего живого нефти – совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Потерпел танкер в
пути аварию – вся нефть выливается в море. Вот беда так беда! От этой отравы гибнут
рыбы, дельфины, болеют и гибнут чайки, другие морские животные. На многие мили
вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, слоно крышка, не дает проникнуть в
глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и не
отравленной рыбе погибнут, но уже от голода.
Реченька:
Ох, ребята, это я сейчас такой стала, раньше я прозрачная была. Вот моя история.
Текла по равнине речка с чистой – пречистой водой – была я речка прозрачная. Построили
на берегу завод. Для работы ему нужно много воды и проложили от завода к речке две
трубы. По одной – вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается
чистая вода, прозрачная, а выливается грязная, отработанная. Неудивительно, что я стала
здесь, словно от стыда за творимое безобразие, алее мака! Ниже по течению построили еще
один завод. И он чистую, прозрачную воду пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную воду.
И стала я здесь, словно от досады, чернее черного. Еще дальше вырос на берегу третий
завод, от чего речка сделалась здесь серо – буро – малиновой – пестрее самого пестрого
ситца. Так вот: была я чистой, прозрачной, да стала грязнулей. Была многоводной, да стала
маловодной.
Фея леса:
Люди не могут обойтись без леса. Лес поставляет в атмосферу кислород, он, как
пылесос, освобождает воздух от пыли. Лес – это наполненные чистой водой речки: корни
деревьев скрепляют почву, предотвращают ее эрозию. Лес смягчает климат, защищает от
холодных ветров зимой и от суховеев летом, он дает пищу, лекарства от болезней. Лес
наполнен жизнью – это родной дом для тысяч животных и растений. За последние 20 лет
планета потеряла почти 200 млн.га леса. Каждый год лесной покров сокращается на
8 площадь, равную территории Австрии. Огромный расход древесины, горы мусора… А ведь
деревья растут медленно, многие десятилетия.
Эколог:
Позвольте вступиться за человека. Он осознал значение чистого воздуха, воды, лесов
и полей нашей прекрасной планеты Земля. Люди начинают понимать, что Земля – наш
общий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические
проблемы, человек должен изменить себя, свое мышление, сознание. Важно помнить, что
Земля одна, и другой планеты у нас не будет!
Ведущий:
В нашей школе ребята понимают всю ответственность, которую несет человек за
состояние окружающей среды и занимаются решением некоторых экологических проблем.
(Вокальный ансамбль «Радуга» исполняет частушки на экологическую тему)
(Приложение II).
Ведущий:
Ежегодно школьники приводят в порядок улицы города и района, высаживают
зеленые насаждения на пришкольном участке, участвуют в различных экологических
акциях.
(Демонстрируются фрагменты видеофильма о проведении природоохранных акций
«Берегам Китоя – заботу детских рук», «Чистый город», «Не жги траву и мусор»)
Ведущий:
Стали люди сильные, как боги, и судьба Земли у них в руках.
Но темнеют старые ожоги у земного шара на боках.
Мы давно освоили планету, широко шагаем в новый век.
На Земле уж белых пятен нету – черные сотрешь ли, человек?
Экологические частушки
Приложение II.
Всюду люди тут и там.
Где они там сор и срам.
Сами от того страдаем,
Что природу засоряем.
9 Ой, ты, реченька река,
Не поймаешь окунька.
Ловится лишь на крючок
То пакет , то башмачок.
Мы с подругою в лес пошли
Собирать грибочки,
Только леса не нашли:
Там одни пенёчки.
Мусор здесь, помойка там,
А Земля вращается
Незаметно, потихоньку
В свалку превращается!
Ой, вы, люди всей Земли,
Вдруг Земля обидится?!
На других планетах жизни
Пока не предвидится!
Шар земной наш дом родной,
Но теперь от века к веку
Он в опасности большой
От деяний человека.
До чего ж природу жалко!
Не губи её красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай!
10 Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Сколько мусора везде,
Нигде нет цветочка,
Даже солнышко сквозь лес
Не пробьет окошко.
По лесочку мы пойдём,
Мусор вместе уберём .
Пусть щебечут соловьи
От зари и до зари!
О воде мы спорим много,
Как её для всех сберечь.
И без слов всем надо помнить,
Без неё и хлеб не спечь.
В воздухе прохлада, свежесть,
Но нам снится страшный сон,
Как от лаков «Локон» , «Прелесть»,
В дырах над землёй озон.
Я прекрасный видел сон,
Не позабудится мне он.
Вот он глобус шар земной,
Такой чистый и родной
Первый этап «Лесная тропа»
Приложение III.
11 1. Чей это след. Учащие по предложенным им карточкам должны определить, кому
принадлежат следы (например, предложить им узнать следы лося, медведя,
зайца)
2. Покажи, из каких частей состоит перо птицы? (Очин, стержень, опахало)
3. Определи растение по предложенным семенам (ясень, клен, акация)
4. Определи стороны горизонта по компасу и азимуту.
5. Собери грибы в лукошко (Представлены муляжи грибов. Нужно из них выбрать
съедобные и определить их названия (мухомор, белая поганка, сыроежка,
боровик, подберезовик, груздь и т.д.)
Приложение IV.
Второй этап «Наш край (для Иркутской области)
Ответы: Баргузин, Ангара, кедр, омуль, Китой, Саяны, Байкал
12 Приложение V.
Третий этап «Конкурс капитанов»
1. Это единственная рыба, плавающая в вертикальном положении (морской конек)
2. Это животное – родственница морского ежа. Питается очень своеобразно:
выкидывает через рот желудок и переваривает добычу вне своего тела? (Морская
звезда)
3. Как называется самый большой осминог? (Спрут)
4. Змеевидная морская рыба, принадлежащая к тому же отряду, что и угорь (Мурена)
5. Скат манта по другому называется… (Морской дьявол)
6. Коралл – это растение или животное? (Животное)
7. Единственный враг кита, кроме человека? (Касатка)
8. В 1943 году Жак Ив Кусто, знаменитый французский океанограф, изобрел аппарат,
помогающий изучать Мировой океан. Он состоит из баллонов со сжатым воздухом.
Как он называется? (Акваланг)
9. Сколько сердец у осминога? (3 сердца)
10. Какая рыба из семейства круглоротых имеет 3 глаза? (Минога)
Четвертый этап «Водоемы»
Приложение VI.
1. Каких промысловый рыб считают одомашненными? (осетр, толстолобик,
зеркальный карп, карась)
2. Определи моллюсков (беззубка, перловица, прудовик, катушка, лужанка)
3. Назови как можно больше рыб водоемов Восточной Сибири (хариус, омуль, карась,
лещь, чир, язь, елец, ерш, линь, налим, нельма, окунь, пескарь, плотва, таймень, щука
и т.д.)
4. Какое насекомое путешествует по воде в воздушном колоколе? (Паук – серебрянка)
5. Какие реки протекают по территории Иркутской области? (Иркут, Ангара, Китой,
Белая и т.д.)
Приложение VII.
13 Пятый этап «Устами младенца»
Задание. Определите, что это.
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
1. Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева
Она легко горит
Из нее получается много мусора
На ней обычно рисуют или пишут
(Ответ: бумага)
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Ответ: стекло)
1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, нервничают, громко кричат, а этого становится еще
больше.
4. Его издают разные приборы и машины.
5. Если этого много, то он вызывает головокружение, если действует постоянно
в течение длительного времени, то вызывает глухоту.
(Ответ: шум)
1. Этого почти не видно.
2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
3. От этого у людей бывает астма, бронхит.
4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
5. В городе, где этого много, не растут лишайники.
(Ответ: газовые отходы)
1. Это получается, когда что – нибудь железное становится старым и ломается.
2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, вдоль дорог.
3. Это собирают и сдают.
4. Из этого можно сделать чтото новое.
5. Это бывает иногда цветным
(Ответ: металлолом)
1. Это всегда черного цвета.
2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
3. Это очень вредное.
4. У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.
Этого много образуется при горении.
14 Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы
(Ответ: сажа)
VII.
VIII.
1. Это то, без чего мы уже не сможем жить.
2. Этим мы пользуемся каждый день.
3. Когда это падает в воду, то образуется много пены.
4. Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.
5.С помощью этого вещи становятся чище.
(Ответ: СМС)
1. Это легче воды.
2. Это образует пленку на воде и не тонет.
3. В речке этого становится много, когда моют машины.
4. Это мешает дышать рыбам.
5. Это надо удалять с поверхности воды
(Ответ: машинное масло)
Шестой этап «Растения вокруг нас»
Приложение VIII.
1. На лугах и лесных опушках часто встречается растение, у которого каждый лист
разрезан на мелкие дольки и каждая долька имеет ажурные края. Этим
лекарственным растением лечат раны, останавливают кровь (Тысячелистник).
2. Название этого растения очень хорошо известно с раннего детства из сказки, но
мало кто его ел. (Репа).
3. Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения. (Яблоня).
4. Какое растение любят кошки? (Валериана).
5. Из чего «делается» мед? ( Из нектара цветов. 100 грамм меда получается, если
пчела возьмет нектар у 1 млн. цветов),
Приложение IX.
Задание.
Седьмой этап «Собери рюкзак»
1. Из предложенных предметов как можно быстрее правильно соберите рюкзак.
15 2.
(Команды выбирают из различных предметов все необходимое для экологической
экспедиции.
Выигрывает та команда, которая выбрала как можно больше необходимых
предметов). Время выполнения задания 3 минуты.
Приложение X.
Седьмой этап «Что мы едим?»
1. Из каких компонентов состоит наша пища? (Белки, жиры, углеводы, витамины,
вода, минеральные вещества).
2. Составьте пословицу о пище.
А) «Не будет хлеба – не будет и обеда!»
Б) «Без капусты щи не густы»
В) «Съешь и морковку, коли яблочка нет»
Г) «Хлеб – батюшка, вода – матушка»)
3. Составьте меню. (Предложите один вариант обеденного меню. Что вы должны
учитывать при его составлении?)
4. Составьте пары – «Продукт – Витамин» из предложенных карточек
Продукты:
А) Шиповник
Б) Печень
В) Яйцо
Г) Рожь
Витамины: А, В, С, Д
16 Литература
1. Батуев А.С. Человек /. – М.: Просвещение, 1995. – 237 с.
2. Брылев В.А. Красная книга. – Волгоград: Волгоградинформпечать, 1992
3. Бурим Н.И. Тропа загадок. – Волгоград: Волгоградинформпечать, 1992
4. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах – М.: Просвещение, 1996
5. Мигунова Е.Я. Большая энциклопедия животных – М: Омега, 2004
6. Прати Э. – М.: Махаон, 2003
7. Рычкова Ю. О. Новейшая энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2003
8. Фомина Ю.Л. Растения и животные в доме – М.: Росмэн, 2003
9.Хауэлл Л. Растения – М.: Росмэн, 2003
10. Черкасова М.В. Они должны жить – М.: Лесная промышленность, 1984
17 Открытие
Фотоотчет
Этап «Лесная тропа»
18 Этап «Водоемы»
Этап «Родной край»
Этап «Растения»
19 Этап «Что мы едим?»
Этап «Вопросы от букашек»
20 21
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Внеклассное мероприятие по экологии "ЗНАК ВОПРОСА" для учащихся 6-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.