Рабочая программа по основам экономики
Оценка 4.9

Рабочая программа по основам экономики

Оценка 4.9
Документация
DOCX
обществознание
10 кл—11 кл
15.01.2019
Рабочая программа по основам экономики
Публикация является частью публикации:
ПЗ основы экономики 2018 СВ-16.DOCX
Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное профессиональное образовательное учреждение  «Прокопьевский строительный техникум» УТВЕРЖДАЮ заместитель директора по УР  ГПОУ «Прокопьевский  строительный техникум» _________  Л. Л. Зайкова  «____» _________ 2018г. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ учебной дисциплины  ОП.06 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ   Уровень образования  среднее  общее образование Код и наименование   укрупненной группы  профессий Код и наименование профессии 15.00.00  Машиностроение 15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки  (наплавки) Срок обучения   2 года 10 месяцев Учебная группа СВ­16 Ф.И.О.  составителя Цикорина Екатерина Николаевна Прокопьевск, 2018г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Перечень практических занятий Общие требования к выполнению практических занятий Критерии оценки практических занятий I II III IV Методические указания по выполнению практических занятий V VI Задания Система контроля качества выполнения практических занятий 3 4 5 5 6 24 31 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические   указания   разработаны   в   соответствии   с   рабочей   программой   учебной дисциплины  «ОП.06 Основы экономики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и является частью обязательных требований к профессиональной подготовке обучающихся  по профессии 15.01.05   Сварщик   (ручной   и   частично   механизированной   сварки   (наплавки)  для   ГПОУ «Прокопьевский   строительный   техникум»,   реализующего   программу   подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС). Методические указания предназначены для организации учебного процесса по данной дисциплине, а также подготовки и проведению практических занятий и их проверки. Практические   задания   предназначены   для   закрепления   теоретического   материала   по учебной   дисциплины   ОП.06   "Основы   экономики"   и   выработки   навыков   его   применения   в практических расчетах. Практические   занятия   являются   важными   видами   учебной   работы   обучающихся   по учебной   дисциплине   и   выполняются   в   пределах   часов,   предусмотренных   учебным   планом профессии. Цель   данных   методических   указаний   состоит   в   оказании   помощи   студентам   при проведении практических занятий по изучению данной дисциплины, в формировании готовности к  овладению   основными  умениями,  знаниями  по  профессии,   к  выполнению   соответствующего вида   деятельности   и   обеспечивающих   его   профессиональных   компетенций,   а   также   развитие общих компетенций по профессии. 3 4 I. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Раздел, № темы, наименование  практических занятий (в тема соответствии  с  рабочей  программой  учебной дисциплины) Кол­во часов по программе Страница Тема 1.1. Организационно­правовые формы предприятий. Факторы производства. ПЗ №1"Производственные возможности в экономике". 6 2 Тема 1.3. Собственность и ее виды. Типы экономических систем. Конкуренция и монополия. ПЗ №2"Теория спроса и предложения: спрос." ПЗ №3"Теория спроса и предложения: предложение." ПЗ №4"Теория  спроса  и  предложения:  равновесная  цена". ПЗ №5"Эластичность спроса и предложения" 2 2 2 2 9 11 13 16 Тема 1.4. Распределение доходов в обществе. Государственное регулирование экономики. 20 ПЗ №6 "Общественно­необходимые затраты труда". 2 Тема 1.6. Инфляция. Сущность и виды. ПЗ №7"Взаимосвязь безработицы и инфляции". 2 22 5 II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Ход работы: ­ ­ ­ ­ изучить теоретический материал; выполнить задания; описать ход выполнения заданий; ответить на контрольные вопросы. 2. Форма отчетности: Отчеты о выполненных практических занятиях должны оформляться в отдельной тетради и содержать: ­ ­ номер и тему занятия; условия заданий; ­ решение или описание алгоритма выполнения практического занятия, соответствующие  пояснения и выводы (при необходимости); ­ ответы на контрольные вопросы. III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Решение практических задач оценивается по пятибалльной системе: ­ оценка «отлично» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся глубоко и прочно   освоил   программный   материал,   умеет   связывать   теорию   с   практикой,   владеет разносторонними навыками и приемами выполнения предложенных заданий, а содержание работы изложено   исчерпывающе   полно,   последовательно,   четко   и   логически   стройно,   без   каких­либо неточностей; ­ оценка «хорошо» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся твердо знает программный материал, правильно применяет теоретические положения при рассмотрении предложенных   заданий,   владеет   необходимыми   навыками   и   приемами   их   выполнения,   а содержание работы изложено грамотно, без существенных неточностей; ­ оценка   «удовлетворительно»   выставляется   тогда,   когда   из   работы   ясно,   что обучающийся   имеет   знания   основного   программного   материала,   но   не   усвоил   его   деталей, испытывает затруднения при выполнении предложенных заданий, в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении; ­ оценка   «неудовлетворительно»   выставляется   тогда,   когда   из   работы   ясно,   что обучающийся не знает значительной части программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены существенные ошибки. 6 IV.   МЕТОДИЧЕСКИЕ   УКАЗАНИЯ   ПО   ВЫПОЛНЕНИЮ   ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 " Производственные возможности в экономике ". Цель   практической   работы  ­  закрепление   теоретического   материала   по   учебной дисциплине,   выработки   навыков   поиска,   обработки,   анализа   информации   и   еѐ   применения   в решении практических заданий. Количество часов на выполнение практического задания по теме ­ 2 часа. Материально­технические средства ­данные методические указания (12 комплектов). Теоретический материал В условиях рыночной экономики важнейшим направлением развития общества является экономический   рост   в   стране,   осуществляемый   за   счѐт   развития   производства,   расширенного воспроизводства преимущественно интенсивным путѐм. Так   как   ресурсы   в   обществе   ограничены,   а   потребности   всѐ   время   растут   и совершенствуются, предприятиям необходимо делать выбор, что предпочтительнее производить. Делая   свой   выбор,   они   опираются   на   экономическую   выгоду   –   желаемую   прибыль   при наименьших затратах. При   этом   определяются   производственные   возможности   предприятия,   альтернативные затраты и делается выбор какое количество каких товаров эффективнее производить. То есть предприятие выбирает наиболее эффективную производственную программу. Основные понятия Производство в экономическом смысле – процесс создания разных видов экономического  продукта. Товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую­либо человеческую  потребность и предназначенный для обмена. Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства. Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся  для жизнедеятельности и развития. Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства  товаров и услуг. Факторы производства – ресурсы, вовлеченные в производство. Альтернативная стоимость (затраты) – это цена, измеряемая через другую вещь, которую мы должны отдать взамен. Право именоваться ценой имеет лишь то благо, которое по желанности стояло на втором месте после выбранного варианта действий. Кривая производственных возможностей (КПВ) демонстрирует различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании ресурсов; каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства двух продуктов из данного количества ресурсов. Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять несколько  допущений: 1. Экономика функционирует в условиях полной занятости и полного объема  производства. 2. Количество ресурсов постоянно. 3. Технология производства остается постоянной. 4. Экономика производит два продукта – средства производства (например, станки) и  потребительские товары (например, хлеб). Пример Задача. Построить кривую производственных возможностей на основании исходных  данных (табл. 1.1). Таблица данных для построения КПВ Таблица 1.1 Товар Средства производства (СП) Предметы потребления (ПП) Вариант производственной программы 1 0 15 3 2 12 2 1 14 4 3 9 5 4 5 6 5 0 Решение: По данным таблицы строим график Кривая производственных возможност ей 16 15 14 12 14 12 ) 10 б е л х ( П П 6 8 9 4 2 0 0 1 2 3 СП (станки) 5 4 0 5 6 Рис. 1.1. График кривой производственных возможностей Расчет альтернативных затрат (приведен в табл.1.2). Таблица 1.2 Методологическое значение КПВ Кривая (граница) производственных возможностей помогает определить любую  комбинацию производства двух товаров: 1. При полной загруженности ресурсов (все точки на кривой). 2. При неполном использовании ресурсов (левее кривой). 3. Невозможное производство (правее кривой) из­за недостаточности ресурсов (рис.1.1). А также помогает определить объѐмы производства товаров при увеличении ресурсов (смещение кривой вправо) и уменьшении ресурсов (смещение кривой влево). Закономерность изменения величин альтернативной стоимости Альтернативная   стоимость   товара   или   издержки   на   увеличение   производство   одного товара   за   счѐт   уменьшения   другого   возрастают.   Эти   издержки   связаны   с   необходимостью дополнительных   затрат,   например,   на   переобучение   рабочих,   закупку   сырья,   переналадку оборудования   для   производства   большего   количества   одного   из   товаров.   Альтернативная стоимость выражается в количестве товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого. Дополнительная литература http://vse­temu.org/new­krivaya­proizvodstvennyx­vozmozhnostej­primer­grafik.html ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 "Теория спроса и предложения: спрос". Цель   практической   работы  ­  закрепление   теоретического   материала   по   учебной дисциплине,   выработки   навыков   поиска,   обработки,   анализа   информации   и   еѐ   применения   в решении практических заданий. Количество часов на выполнение практического задания по теме ­ 2 часа. Материально­технические средства ­ данные методические указания (12 комплектов). Теоретический материал Спрос   и   предложение   являются   центральными   элементами   рыночной   экономики. Предприниматель, производящий продукцию, опирается на собранные им в ходе маркетинговых исследований данные о спросе на продукцию и еѐ предложении всеми поставщиками на данный рынок. На основе графика рыночного равновесия делается выбор об объѐмах производства и установлении (изменении) цены. Цена является регулятором рыночных отношений: с одной стороны она должна устраивать покупателя, с другой ­ продавца. У покупателя ограничены деньги, поэтому он хочет приобрести товар по меньшей цене. У продавца при определении цены на первый план выходит желание получить   максимальную   прибыль.   При   этом   он   хочет   реализовать   весь   объѐм   продукции. Предприниматель ориентируется на возможности покупателя, учитывает конкурентную ценовую политику и свои представления о прибыли. Основные понятия Спрос   (D)  –  желание  и  возможность  потребителя   купить   определенное   количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени. Объем  (величина)  спроса  (QD)  на товар  или  услугу  –  это то  количество  товара  или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени. Цена спроса – максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги. Закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сократится, если цена на товар повышается. Исключения составляют: 1. Товары   Гиффена:  рост   цен   на   товары   первой   необходимости   может   вызвать   не сокращение   величины   спроса   на   них,   а   увеличение,   т.к.   люди   скорее   откажутся   от   других покупок, а все сэкономленные деньги потратят на приобретение жизненно важных товаров. 2. Товары Веблена – это предметы роскоши, спрос на которые возрастает с ростом цен, т.к.   покупаются   эти   товары,   чтобы   подчеркнуть   высокое   общественное   положение   и   успех   в делах. Эффект дохода – при более низкой цене человек может позволить себе купить больше  данного продукта не отказывая себе в приобретении каких­либо других товаров. Следовательно, его доход увеличивается. Эффект замещения – при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый   товар   вместо   аналогичных   товаров,   которые   теперь   становятся   относительно   более дорогими. Потребители склонны замещать дорогие продукты более дешевыми. Спрос можно задать: 1. Шкалой. 2. Графиком. 3. Функцией. Функцию величины спроса можно задать следующим образом: Q(D) = a – bP (1) где, Q(D) ­ объем спроса; P ­ цена; a и b ­ условные постоянные. Шкала спроса – таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по  различным ценам в определенный период времени. Объѐм спроса можно найти подставляя цены по очереди в функцию спроса (например,  Q(D) = 65 – 2Р). Р – цена 5 10 15 20                                25 (Q(D) = 65 – 2*5 = 55 и т.д.) Таблица 1 Шкала спроса Q(D) – объѐм спроса 55 45 35 25                                 15 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 "Теория спроса и предложения: предложение". Цель   практической   работы  ­  закрепление   теоретического   материала   по   учебной дисциплине,   выработки   навыков   поиска,   обработки,   анализа   информации   и   еѐ   применения   в решении практических заданий. Количество часов на выполнение практического задания по теме ­ 2 часа. Материально­технические средства ­данные методические указания (12 комплектов). Теоретический материал Основные понятия Предложение – это готовность производителей продать определенное количество этого товара по определенной цене за определенный период времени. Объем   предложения  –  то  количество   товара,  которое   готовы   продать   продавцы   по определенной цене в течение определенного периода времени. Цена   предложения  –  минимальная   цена,  по   которой   продавцы   согласны   продать определенное количество товара. Закон   предложения:   при   прочих   равных   условиях,   объем   предложения   товара увеличивается, если цена на товар возрастает (и наоборот). Предложение можно задать: 1. Шкалой. 2. Графиком. 3. Функцией. Функция предложения: Q(S) = a + bP (1) где, Q(S) ­ объем предложения; P ­ цена; a и b ­ условные постоянные. Шкала предложения – таблица, которая показывает, какое количество товара будет  продано по различным ценам в определенный период времени. Объѐм предложения находим подставляя цены по очереди в функцию предложения  (например, Q(S) = 5 + 3P). Шкала предложения Таблица 1 Р – цена 5 10 15 20 25 (Q(S) = 5 + 3*5 = 20 и т.д.) Q(S) – объѐм предложения 20 35 50 65 80 График предложения строится по точкам из шкалы предложения (рис. 1). 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 , P а н е ц 0 5 15 Q(S), объем предложения 10 Предложение 20 25 30                                                                   Рис 1. График предложения Изменение величины предложения – товара продается больше или меньше, в зависимости от уровня рыночной цены; графически – перемещение точки объема продаж вдоль (по) одной и той же кривой предложения. Изменение неценовых факторов графически отображается смещением кривой предложения: вправо при увеличении предложения, влево при уменьшении предложения. Дополнительная литература http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya­teoriya/spros­i­predlozhenie.html ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 "Теория спроса и предложения: равновесная цена."  Цель практической работы ­ закрепление теоретического материала по учебной дисциплине, выработки навыков поиска, обработки, анализа информации и еѐ применения в  решении практических заданий. Количество часов на выполнение практического задания по теме ­ 3 часа. Материально­технические средства ­данные методические указания (12 комплектов). Теоретический материал Равновесная цена – цена, складывающаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным  объему продаж товаров, который устраивает поставщиков. Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему  предложения. Q(D) = Q(S) = Q(E) – равновесный объѐм P(D) = P(S) = P(E) – равновесная цена (1) (2) Пример. Объединим ранее построенные графики спроса и предложения (рис. 5.1). Функции: спроса Q(D) = 65 – 2Р и предложения Q(S) = 5 + 3P. Р – цена 5 10 15 20 25 Шкала спроса и предложения Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения Таблица 1 55 45 35 25 15 20 35 50 65 80 3. При цене 15 предложение превышает спрос – избыток товаров. Посчитаем: из объѐма  предложения 50 вычтем объѐм спроса 35. По цене 15 избыток товаров равен 15. Полученные данные проверим на графике по этим же ценам. Пример Задача. Построить график рыночного равновесия, определите равновесную цену и объѐм  продаж. Определите и посчитайте дефицит и избыток товаров при ценах: 5, 15, 20. Функция спроса: Q(D) = 50 – 2P. Функция предложения: Q(S) = 5 + P. Решение: 1. Определим с помощью функций равновесную цену и равновесный объѐм продаж.  Для этого приравняем функции. 50 – 2Р = 5 + Р, 50 – 5 = 2Р + Р, 45 = 3Р, Р(Е) = 15 – равновесная цена. Подставим полученную равновесную цену в любую из функций: Q(D) = 50 – 30 = 20  или Q(S) = 5 + 15 = 20. Равновесный объѐм продаж Q(Е) = 20. 2. Построим шкалу. Р – цена 5 15 20 Шкала спроса и предложения Q(D) – объѐм спроса 40 20 10 Q(S) – объѐм предложения 10 20 25 Определим с помощью шкалы избыток и дефицит товаров при ценах 20 и 5. Цена 5 ниже равновесной (Р(Е) = 15) – дефицит товаров. Вычтем из объѐма спроса по этой цене 40 объѐм предложения 10. Дефицит составляет 30. Производители будут повышать цену, чтобы не было дефицита. Цена 40 выше равновесной – избыток товаров. Вычтем из объѐма предложения 25 объѐм спроса 10. Избыток товаров составляет 15. Производители будут снижать цену до равновесной, что бы распродать всю продукцию. 3. Построим график рыночного равновесия по точкам из шкалы спроса и предложения. 25 20 а 15 н е ц , P 10 5 0 0 Q(D) объем спроса Q(S) объем предложения 40 20 Q, количество товара 60 Рис. 1. График рыночного равновесия Ответ. Равновесная цена , Р(Е) = 15, равновесный объем продаж Q(Е) = 20. При цене 5 дефицит составляет 30. При цене 15 ­ рыночное равновесие.  При цене 20 ­ избыток товаров 15. Дополнительная литература http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya­teoriya/rynochnoe­ravnovesie.html ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 "Эластичность спроса и предложения". Цель   практической   работы  ­  закрепление   теоретического   материала   по   учебной дисциплине,   выработки   навыков   поиска,   обработки,   анализа   информации   и   еѐ   применения   в решении практических заданий. Количество часов на выполнение практического задания по теме ­ 3 часа. Материально­технические средства ­данные методические указания (12 комплектов). Теоретический материал Предпринимателю   недостаточно   уметь   определять   равновесную   цену   для   достижения рыночного равновесия. Рыночная ситуация нестабильна, на предпринимательскую деятельность влияют факторы внешней среды: поставщики, покупатели, конкуренты, налоговая и кредитно­ денежная политика государства и др. Множество факторов приводят к изменениям цен – понижению или повышению. Поэтому  предпринимателю необходимо знать как будут изменяться спрос и предложение при изменении цен на его продукцию. Еще до открытия фирмы предприниматель определяет какие манипуляции с ценой он сможет осуществлять для увеличения объѐмов продаж, а какие приведут к падению спроса и предложения. Эластичность спроса Основные понятия Эластичность спроса – показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение таких факторов как цена, доход потребителей, цена на другой товар. Эластичность   спроса   по   цене  –  показывает,  насколько   изменится   объѐм   спроса   при изменении цены на товар. Товар может быть эластичного спроса, неэластичного или спроса единичной эластичности. Для определения типа эластичности используется два показателя: 1. Коэффициент эластичности. 2. Общая выручка продавца. 1. Коэффициент эластичности спроса по цене (Ed) – показывает относительное  изменение объѐма спроса при относительном изменении цены: (1) где Р1 – первоначальная цена на товар, Р2 – новая цена, Q1 – первоначальный объѐм спроса Q2 – новый объѐм спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится  объѐм спроса при изменении цены на 1%. Существует три типа эластичности спроса: 1. Если коэффициент эластичности |Ed| < 1%, товары неэластичного спроса: объѐм спроса  изменяется в меньшей степени чем цена. 2. Если |Ed| > 1%, то товары эластичного спроса: объѐм спроса изменяется в большей  степени чем цена. 3. Если |Ed| = 1%, то товары спроса единичной эластичности: объѐм спроса изменяется так  же на 1% как и цена. 2. Общую выручку продавца TR рассчитывается по формуле: TR = P x Q, (2) где P – цена на товар, Q – количество товара по этой цене. Эластичность предложения Основные понятия Эластичность предложения – способность предложения или его величины изменяться в результате изменения рыночных цен. В зависимости от уровня коэффициента эластичности предложения различают следующие  типы эластичности: 1. Если Еs >1, то предложение эластичное, оно чутко реагирует на изменение ценовой ситуации, даже незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно уменьшается, а при увеличении цены объем продаж увеличивается. 2. Если Еs < 1, то предложение неэластично, оно слабо реагирует на изменение ценовой ситуации, даже значительное изменение цены не приводит к существенным изменениям объемов продаж. Производитель не может извлекать выгоду из благоприятной рыночной ситуации, а в случае снижения цены несет убытки. 3. Если Еs = 1, то предложение единичной эластичности, изменения предложения и цены  происходят в одинаковой пропорции, доход и прибыль производителя остаются прежними. Коэффициент эластичности предложения по цене (Es) показывает относительное  изменение объѐма предложения при относительном изменении цены. Формула расчѐта аналогична формуле расчѐта (Ed). Примеры Задача 1. При повышении цены на хлеб с 23 до 30 руб. за 1 батон в магазине объѐм спроса на него сократился с 110 до 108 шт. Определите тип эластичности спроса на хлеб и изменение общей выручки продавца. Решение 1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене. Р1 = 23 руб., Р2 = 30 руб. Q1 = 110 шт., Q2 = 108 шт. |Ed| = 0,13% < 1% – объѐм спроса сократился в меньшей степени (на 0,13%), чем выросла  цена (на 1%), поэтому хлеб – товар неэластичного спроса. 2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на хлеб с 23 до 30  руб. за 1 батон. Рассчитаем выручку при первоначальной цене 23 руб. TR1 = P1 * Q1 = 23 * 110 = 2530 руб. Рассчитаем выручку продавца по новой цене 30 руб. TR2 = P2 * Q2 = 30 * 108 = 3240 руб. Рассчитаем изменение выручки. ∆TR = TR2 – TR1 = 3240 ­ 2530 = 710 руб. Ответ.  Так как коэффициент эластичности спроса по цене на хлеб  |ED| < 1%,  то спрос неэластичен, то есть он слабо реагирует на изменение цены. Вывод:  при повышении цены на хлеб объѐм спроса сократился незначительно.  Поэтому выручка продавца, несмотря на повышение цены, выросла на 710 руб. Задача 2. При понижении цены на футболки с 600 до 580 руб. за 1 шт. в магазине объѐм предложения на них сократился с 170 до 150 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца. Решение: 1. Рассчитаем коэффициент эластичности предложения по цене. Р1 = 600 руб., Р2 = 580 руб. Q1 = 170 шт., Q2 = 150 шт. Es = 3,69% > 1% – объѐм предложения сократился в большей степени (на 3,69%) чем  снизилась цена (на 1%), поэтому футболки – товар эластичного предложения. 2. Определим, как изменится выручка продавца при уменьшении цены на футболки с 600  до 580 руб. за 1 шт. Рассчитаем выручку при первоначальной цене 600 руб. TR1 = P1 * Q1 = 600 * 170 = 102 000руб. Рассчитаем выручку продавца по новой цене 580 руб. TR2 = P2 * Q2 = 580 * 150 = 87 000руб. Рассчитаем изменение выручки: ∆TR = TR2 – TR1 = 87 000 ­ 102 000 = ­15 000 руб. Ответ. Так как коэффициент эластичности предложения по цене на футболки ED > 1%, то предложение эластично, то есть оно чутко реагирует на изменение цены. Вывод:  выручка продавца сократилась значительно  –  на  15  000  руб.  Производителю не выгодно снижать цены на товары эластичного спроса из­за сокращения выручки. Дополнительная литература http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya­teoriya/elastichnost­sprosa­i­ predlozheniya.html ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6 "Общественно­необходимые затраты труда". Цель   практической   работы  ­  закрепление   теоретического   материала   по   учебной дисциплине,   выработки   навыков   поиска,   обработки,   анализа   информации   и   еѐ   применения   в решении практических заданий. Количество часов на выполнение практического задания по теме ­ 4 часа. Материально­технические средства ­данные методические указания (12 комплектов). Теоретический материал Основой возникновения рыночной экономики является товарное производство. Товар ­ это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли­продажи. Товар имеет два свойства: Потребительская стоимость ­ способность товара удовлетворять потребность человека. Полезность товара дает ему свойство потребительской стоимости. Меновая стоимость ­ это свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях. Потребительская   стоимость   производится   конкретным   трудом,   а   меновая   стоимость   ­ абстрактным трудом. Это объясняет двойственный характер труда и наличие двух свойств товара. Стоимость – затраты на изготовление и сбыт товара (расходы на сырье, электроэнергию, заработную плату, транспортные расходы, рекламу, и т.д.). По мнению сторонников  трудовой теории стоимости  ­ стоимость товара возникает в процессе производства. В интересах каждого производителя максимально снизить себестоимость товаров и услуг. По   мнению   сторонников  теории   предельной   полезности,   в   основе   обмена   лежит полезность.  Полезность  (utility)   –   это   удовлетворение   или   удовольствие,   которое   индивид получает   от   потребления   товара   или   услуги.   Оценка   полезности   зависит   от   субъективных   и объективных   обстоятельств.   Субъективная   ценность   товара   зависит   от   двух   факторов:   от имеющегося   запаса   данного   блага   (редкости)   и   от   степени   насыщения   потребности   в   нем. Например, если вас мучает жажда, а вы находитесь в пустыне, где вода – редкость, то первый сосуд   воды   для   вас   бесценен.   По   мере   утоления   жажды   полезность   каждого   последующего, дополнительного сосуда будет для вас уменьшаться. Последний потребляемый сосуд с водой имеет наименьшую полезность. Предельная   полезность  –  это   дополнительная   полезность,  которую   извлекает потребитель из одной единицы товара или услуги. Первый закон Госсена, более известный  как закон убывающей предельной полезности, гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага. В нашем примере это полезность для потребителя последнего стакана воды, которая и определит его оценку полезности пресной воды. Цена  ­  это   денежное   выражение   стоимости.  Цена   товара   создается   в   сфере   обмена   и зависит от затрат на его производство, качества товара, спроса и предложения данного товара на рынке, имиджа и известности фирмы­производителя. Цена (ценность) каждого отдельного товара а не   обязательно   совпадает   с   его   стоимостью:   она   может   быть   выше   или   ниже   стоимости   в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В основе определения стоимости лежат общественно­необходимые затраты труда ­ это средние затраты труда при среднем уровне развития производства, при средней обеспеченности факторами производства. Пример Пусть первое предприятие производит 100 единиц продукции стоимостью 2у.е., второе ­ 40 единиц продукции стоимостью 3у.е., третье ­ 20 единиц продукции стоимостью 8у.е. Рассчитать общественно­необходимые   затраты   труда   на   производство   единицы   продукции.   Определить величину прибыли/убытков каждого предприятия. Решение: Всего произведено предприятиями (100 + 40 + 20) = 160 единиц товаров;  Стоимость производства составила (100*2+40*3+20*8) = 480 у.е. Следовательно:   общественно   необходимые   затраты   труда   на   производство   единицы продукции составят = 480/160 = 3 у.е. Для   определения   величины   прибыли/убытков   каждого   предприятия   составим   таблицу следующего вида: Расчѐт величины прибыли/убытков каждого предприятия Таблица 1 производства Цена   продажи Выручка каждого единицы товара Цена для товара предприятия 100 *2 40 *3 20 *8 I II III =200 =120 =160 3 3 3 реализации товара 3*100=300 3*40=120 3*20=60 от Прибыль/убыток (+/­) +100 (300­200) 0 (120­120) ­100 (60­160) Таким образом, при стоимости единицы товара (для предприятия) в 2 у.е предприятие получит прибыль в размере 100 у.е; при стоимости в 3 у.е ­ нулевая прибыльность; при стоимости 8 у.е предприятие понесет убыток в 100 у.е Дополнительная литература http://uchebnik.biz/book/535­yekonomicheskaya­teoriya/14­glava9­poleznost­cennost­cena­ teoriya­potrebitelskogo­vybora.html ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 "Взаимосвязь безработицы и инфляции" Цель   практической   работы  ­  закрепление   теоретического   материала   по   учебной дисциплине,   выработки   навыков   поиска,   обработки,   анализа   информации   и   еѐ   применения   в решении практических заданий. Количество часов на выполнение практического задания по теме ­ 2 часа. Материально­технические средства ­ данные методические указания (12 комплектов). Теоретический материал Основные понятия Инфляция – чрезмерное переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, приводящее к обесцениванию денег, росту цен, ухудшению качества выпускаемых товаров. Кривая Филлипса Связь инфляции с безработицей можно проиллюстрировать с помощью кривой Олбана Филлипса (1914–1975), профессора лондонской школы экономики, предложившего ее в 1958 г. Проанализировав экономику Великобритании за сто лет (1861–1956), Филлипс построил кривую, показывающую обратную зависимость между изменением ставки зарплат и уровнем безработицы. Так как за ростом зарплаты стоят рыночные цены товаров, на которые она расходуется, американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу впоследствии преобразовали теоретическую кривую Филлипса, заменив ставки зарплаты темпом роста товарных цен, т.е. инфляцией (рис.1) Если правительство считает уровень безработицы U1 слишком высоким, то для его снижения до величины U2 проводит бюджетные и денежно­кредитные мероприятия для стимулирования спроса (увеличение зарплат бюджетникам, пособий, уменьшение ссудного процента). Однако одновременно темп инфляции возрастает до Р2. Что может привести к кризису, поэтому государство принимает меры по снижению инфляции до Р3 и безработица увеличивается до U3. Пример Задача. Начертите график, характеризующий кривую Филлипса, прокомментируйте его. Ниже приведены данные динамики безработицы и индекса цен. 3­ий год 1­ый год 2­ой год 4­ый год 5­ый год 6­ой год (уровень) Норма безработицы, % Индекс цен, % 4 1 3 1,1 2,2 1,5 1,4 2,7 0,7 5 0,5 6,5 Рис. 9.2. Кривая Филлипса Кривая Филлипса показывает обратную зависимость между инфляцией и безработицей при низком индексе цен на товары и услуги. При   норме   безработицы   4%   (в   1­ый   год)   и   индексе   цен   1%   –   большой   уровень безработицы, экономика находится на фазе кризиса (рис. 9.2). Государство   для   снижения   безработицы   принимает   меры   по   увеличению   спроса (увеличение   заработной   платы,   государственных   расходов),   и   темп   инфляции   снижается   до уровня безработицы 0,7 (к 5­у году) и индекса цен 5%. Чтобы избежать обострения кризиса государство   снижает   индекс   цен  до   уровня  1,5%   и   при   этом  безработица   увеличивается   до уровня 2,2% (к 3­у году). Дополнительная литература http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya­teoriya/inflyaciya.html V. ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 "Производственные возможности в  экономике".  АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Изучить предложенный теоретический материал и материал из дополнительных  источников. 2. Построить кривую производственных возможностей по исходным данным. 3. Решить задачу, используя методические указания и приведенный пример решения. 4. Ответить на контрольные вопросы. 5. Оформить отчет: а.выписать основные понятия и определения; б.записать решение задачи; в.записать ответы на контрольные вопросы; г.построить КПВ; д.дать необходимые пояснения ответам. 6. Полученные результаты расчетов оформить в таблице вида: Расчѐт альтернативных затрат Товар А Б Альтернативные затраты А в Б Альтернативные затраты Б в А Вариант производственной программы 1 2 3 4 5 6 Контрольные вопросы 1. Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей. 2. Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости. Задания Построить кривую производственных возможностей по исходным данным; рассчитать  альтернативные затраты производства единицы товара А и Б. Вариант задания 1 2 3 4 5 6 Товар А Б А Б А Б А Б А Б А Б Вариант производственной программы 1 0 22 0 18 0 23 0 21 0 19 0 20 2 1 19 1 16 1 20 1 19 1 18 1 19 3 2 15 2 12 2 16 2 16 2 15 2 16 4 3 10 3 6 3 11 3 11 3 10 3 11 5 4 7 4 1 4 5 4 5 4 4 4 4 6 5 0 5 0 5 0 5 0 5 0 5 0 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 " Теория спроса и предложения: спрос". АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Изучить предложенный теоретический материал и материал из дополнительных  источников. 2. Построить график спроса по исходным данным, рассчитав величину спроса Q(D). 3. Ответить на контрольные вопросы. 4. Оформить отчет: а. б. в. г. выписать основные понятия и определения; записать ответы на контрольные вопросы; построить график спроса; дать необходимые пояснения ответам. Задания Построить график спроса по исходным данным. 1 2 3 4 5 6 Р – цена Q(D) – объѐм спроса Q(D) – объѐм спроса Q(D) – объѐм спроса Р – цена Р – цена Р – цена Р – цена Р – цена Q(D) – объѐм спроса Q(D) – объѐм спроса Q(D) – объѐм спроса 3 4 5 1 2 6 6 8 10 4 6 12 9 Q(D) = 55 – 3Р 12 Q(D)= 70 – 2,5Р 15 Q(D)= 80 – 3Р 7 Q(D)= 40 – 3Р 10 Q(D)= 40 – 2Р 18 Q(D)= 95 – 3Р 12 16 20 10 14 24 15 20 25 13 18 30 Контрольные вопросы 1. Объяснить различие между спросом и величиной спроса. 2*. Объясните почему в странах с низким уровнем дохода на душу населения жители намного чаще страдают от ожирения, чем в странах, где жители имеют более высокий уровень дохода (для объяснения используйте понятие "товары Гиффена"). 3*. Объясните поведение потребителей, предпочитающих приобретать товары по более высокой цене даже если на рынке присутствуют товары с аналогичными потребительскими свойствами (одинаковые  по  характеристикам  и  качеству). Как  такие  товары  именуются  в  экономической теории? 4*.   Объясните   разницу   между   товарами   "заменители"   и   товарами   "дополняющие".   Приведите примеры таких групп товаров. 5*.   Изобразите   (в   координатах   P,Q)   график   спроса   (можно   использовать   данные   из   своего варианта задания). Покажите на нем изменение величины спроса и изменение самого спроса. Под воздействием каких факторов происходят изменения спроса и его величины. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 " Теория спроса и предложения:  предложение". АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Изучить предложенный теоретический материал и материал из дополнительных  источников. 2. Построить график предложения по исходным данным, рассчитав величину предложения Q(S). 3. Ответить на контрольные вопросы. 4. Оформить отчет: а. б. в. г. выписать основные понятия и определения; записать ответы на контрольные вопросы; построить график предложения; дать необходимые пояснения ответам. Задания Построить график предложения по исходным данным. 1 2 3 4 5 6 Q(S) – объѐм предложения Q(S) – объѐм предложения Q(S) – объѐм предложения Q(S) – объѐм предложения Р – цена Р – цена Р – цена Р – цена Р – цена Р – цена Q(S) – объѐм предложения Q(S) – объѐм предложения 3 4 5 1 2 6 6 8 10 4 6 12 9 Q(S) = 5 + 3Р 12 Q(S)= 4 + 2Р 15 Q(S)= 3 + 3Р 7 Q(S)= 4 + 3Р 10 Q(S)= 5 + 2,5Р 18 Q(S)= 6 + 3Р 12 16 20 10 14 24 15 20 25 13 18 30 Контрольные вопросы 1. Объяснить различие между предложением и величиной предложения. 2. Назовите неценовые факторы, влияющие на предложение. 3*. Изобразите (в координатах P,Q) график предложения (можно использовать данные из своего варианта   задания).   Покажите   на   нем   изменение   величины   предложения   и   изменение   самого предложения.   Под   воздействием   каких   факторов   происходят   изменения   предложения   и   его величины. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 " Теория спроса и предложения: равновесная  цена". АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Изучить предложенный теоретический материал и материал из дополнительных  источников. 2. Решить задачу. 3. Построить график рыночного равновесия по исходным данным, рассчитав величину спроса Q(D) и предложения Q(S). 4. Оформить отчет: а. б. в. г. выписать основные понятия и определения; записать решение задачи; построить график рыночного равновесия; дать необходимые пояснения к заданию. Задания Построить график рыночного равновесия, определить равновесную цену и равновесный  объѐм продаж. Определить дефицит и избыток товаров при ценах меньше и больше равновесной. 1 Р – цена Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения 2 Р – цена 3 Р – цена Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения 4 Р – цена 5 Р – цена Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения 6 Р – цена Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения 3 4 5 1 2 6 6 8 10 4 6 12 9 Q(D) = 50 – 3Р Q(S)= 5 + 3Р 12 Q(D)= 70 – 3Р Q(S)= 4 + 2Р 15 Q(D)= 85 – 3Р Q(S)= 3 + 3Р 7 Q(D)= 45 – 3Р Q(S)= 5 + 3Р 10 Q(D)= 40 – 2Р Q(S)= 5 + 2Р 18 Q(D)= 95 – 3Р Q(S)= 6 + 3Р 12 16 20 10 14 24 15 20 25 13 18 30 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 " Эластичность спроса и предложения". АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Изучить предложенный теоретический материал и материал из дополнительных  источников. 2. Решить задачу. 3. Ответить на контрольные вопросы. 4. Оформить отчет: а. б. в. г. д. выписать основные понятия и определения; записать ответы на контрольные вопросы; записать решение задачи. построить графики эластичности различного вида; дать необходимые пояснения ответам. Задания Построить график рыночного равновесия по исходным данным, рассчитав величину спроса Q(D)  и предложения  Q(S). Определить тип эластичности спроса и предложения при заданной величине изменения ( ) первоначальной рыночной цены. Рассчитайте изменение общей выручки продавца. 1 Р – цена Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения 2 Р – цена 3 Р – цена Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения 4 Р – цена 5 Р – цена Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения 6 Р – цена Q(D) – объѐм спроса Q(S) – объѐм предложения 3 4 5 1 2 6 6 8 9 Q(D) = 45 – 2Р Q(S)= 8 + 3Р 12 Q(D)= 75 – 3Р Q(S)= 4 + 1,5Р 10 15 4 6 Q(D)= 95 – 4Р Q(S)= 4 + 2Р 7 Q(D)= 50 – 2Р Q(S)= 5 + 2Р 10 Q(D)= 50 – 3Р Q(S)= 5 + 1,5Р 12 18 Q(D)= 85 – 1,5Р Q(S)= 5 + 3Р 12 16 20 10 14 24 15 20 25 13 18 30 ­10% +10% ­5% +7% ­8% +9% Контрольные вопросы 1*. Изобразите (в координатах P,Q) схематически графики эластичного спроса, неэластичного  спроса и спроса единичной эластичности. 2*. Назовите товары с эластичным и неэластичным спросом по цене. 3*. Укажите факторы влияющие на эластичность спроса. 4*. Изобразите (в координатах P,Q) схематически графики эластичного предложения,  неэластичного предложения и предложения единичной эластичности. 5*. Укажите факторы влияющие на эластичность предложения. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6 " Общественно­необходимые затраты труда". АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Изучить предложенный теоретический материал и материал из дополнительных  источников. 2. Решить задачу, используя методические указания и приведенный пример решения. 3. Ответить на контрольные вопросы 4. Оформить отчет: а б в г выписать основные понятия и определения; записать решение задачи; записать ответы на контрольные вопросы; дать необходимые пояснения ответам. 5. Полученные результаты расчетов оформить в таблице вида: Расчѐт величины прибыли/убытков каждого предприятия производства Цена   продажи каждого единицы товара (+/­) от Прибыль/убыток Выручка реализации товара Цена для товара предприятия Цена Кол­ во за ед. Цена произв. I II III Контрольные вопросы 1. Объясните различие между потребительской и меновой стоимостью товара. 2. Объясните почему цена товара не всегда совпадает с его стоимостью. 3. Назовите экономические блага, которые точно попадают под действие первого закона Госсена. 4*. Попадают под действия первого закона Госсена такие экономические блага, как обувь,  одежда, автомобиль? Ответ поясните1. 5*.   В   своей   книге   «Исследование   о   природе   и   причинах   богатства   народов»   Адам   Смит сформулировал так называемый парадокс ценности, согласно которому польза от воды огромна, но ценность ­ ничтожна, и в то же время бриллиант, который не имеет никакой практической ценности, имеет высокую цену. Опираясь на первый закон Госсена дайте объяснение "парадоксу ценности". Задания Рассчитать общественно необходимые затраты труда на производство единицы продукции и  величины прибыли/убытков для каждого из трѐх предприятий. № вар. 1 предприятие Количество   произведенного Цена (предприятия)единицы товара, у.е. товара, ед. I II III I II III I II 2 3 250 150 50 125 85 45 500 300 4 6 9 4 5 9 8 10 III 100 12 1* ­ вопрос повышенной сложности ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 "Взаимосвязь безработицы и инфляции" АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Изучить предложенный теоретический материал и материал из дополнительных  источников. 2. Выполнить задание. 3. Ответить на контрольные вопросы. 4. Оформить отчет: а. б. в. выписать основные понятия и определения; записать ответы на контрольные вопросы; построить график, прокомментировать его. Задания По приведенным данным динамики безработицы и индекса цен начертить график,  характеризующий кривую Филлипса, прокомментируйте его. № п/п 3­ий г. 1­ый г. 2­ой г. 4­ый г. 5­ый г. 6­ой г. 1 2 3 4 5 6 (уровень) Норма безработицы, % Индекс цен, % Норма безработицы, % Индекс цен, % Норма безработицы, % Индекс цен, % Норма безработицы, % Индекс цен, % Норма безработицы, % Индекс цен, % Норма безработицы, % Индекс цен, % (уровень) (уровень) (уровень) (уровень) (уровень) 5 1,2 7 1,5 13 1,5 17 1,5 17 1 8 1 4,5 1,3 5 1,6 11 1,6 14 1,6 14 1,1 7 1,1 2,7 1,7 3 2 8 2 11 1,8 11 1,3 4 1,3 1,2 2,9 1,5 3,1 5 3 7 2,5 7 2 3 2 0,6 5,2 0,8 5,4 2 5,4 4 5,4 4 4,5 1,8 4,5 0,4 6,6 0,5 7 1 6,5 3 6,5 3 6,5 1 6 Контрольные вопросы 1*.Какие причины инфляции, кроме избыточности бумажных денег, выделяет  современная экономическая теория? 2*. Назовите деструктивные последствия инфляции. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Выполненные   работы   должны   соответствовать   требованиям   к   таким   работам   по содержанию,   оформлению,   правильности   решения   предложенных   задач   и   корректности предлагаемых выводов и пояснений; 2. Выполнение практических заданий является формой текущего контроля, а так же формой   подготовки   обучающихся   к   промежуточной   аттестации   по   дисциплине   ­ дифференцированному зачету. ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ № практич. занятия Перечень ПК и ОК, отработанны х на занятии Дата выполнения Результат выполнения работы Подпись преподавателя Примечание Итоговая оценка за выполнение практических – занятий по ОП.06

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики

Рабочая программа по основам экономики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2019