Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия
Оценка 4.9

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Оценка 4.9
Документация
doc
астрономия
Взрослым
18.07.2018
Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия
Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия составлена для реализации ФГОС среднего общего образования в учреждениях СПО. Данная программа - для студентов, обучающихся по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Программа содержит все необходимые структурные элементы. В содержании приведены темы аудиторных занятий, практических работ и самостоятельной внеаудиторной работы
ОУД.18 Астрономия КП в НО.doc
Министерство общего и профессионального образования  Свердловской области ГБПОУ СО «Каменск­Уральский педагогический колледж» Согласовано: Заведующий информационно­методическим  центром ____________О.Л. Артемова « 31 » августа 2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.18  Астрономия для специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Преподаватель Вислобокова М.В., высшая к.к. г. Каменск­Уральский 2018 2 Рабочая   программа   учебной   дисциплины   ОУД.18   Астрономия   разработана Вислобоковой М.В., преподавателем высшей КК на основе: ­ Федерального  закона  РФ № 273­ФЗ  от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; 1) ФГОС   среднего   общего   образования,   утвержденного     приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017); 2) рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования   на   базе   основного   общего   образования   с   учетом   требований ФГОС   и   получаемой   профессии   или   специальности   СПО   (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и   ДПО   Минобрнауки   России   от   17.03.2015     №   06­259)   (с   уточнениями, одобренными   НМС   Центра   профессионального   образования   и   систем квалификаций ФРАУ «ФИРО» Протокол №3 от 25.05.2017г); 3) Примерной   основной   образовательной   программы   среднего   общего образования,   одобренной   решением   федерального   учебно­ методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16­з) 4)  Письма Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № ТС­194/08   "Об   организации   изучения   учебного   предмета "Астрономия"; 5) Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в   пределах   освоения   образовательных   программ   среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности   среднего профессионального образования; 6)   Программы:   Астрономия.   Базовый   уровень.   11   класс:   учебно­ методическое пособие/ Е.К. Страут. — М.: Дрофа, 2015. — 47 с.; 7) ФГОС   СПО   по   специальности   44.02.05   Коррекционная   педагогика   в начальном   образовании,   утвержденный     приказом   Минобрнауки   России   от 13.03.2018 № 183. 3 Рассмотрена  на   заседании   НМС   ГБПОУ   СО   «Каменск­Уральский педагогический колледж» (Протокол №  9 от 31.08.2017г) и рекомендована к утверждению. Утверждена  приказом по  ГБПОУ СО «Каменск­Уральский педагогический колледж» (N  82­од от  31.08.2017 ).   4 Содержание 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 2. Структура и содержание учебной дисциплины 3. Условия реализации учебной дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 5 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины  ОУД.18 Астрономия 1.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Астрономия»  Учебная   дисциплина   «Астрономия»   является   обязательным   учебным предметом ФГОС среднего общего образования. Учебная дисциплина «Астрономия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ). При освоении специальности СПО гуманитарного профиля  профессионального образования астрономия изучается на базовом уровне  ФГОС среднего общего образования.  Общие цели математики реализуются в четырех направлениях: 1) общее представление об идеях и методах математики; 2) интеллектуальное развитие; 3) овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями; 4) воспитательное воздействие. Для гуманитарного профиля профессионального образования характерным  является усиление общекультурной составляющей учебной дисциплины с  ориентацией на визуально­образный и логический стили учебной работы.          Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:  осознание   принципиальной   роли   астрономии   в   познании фундаментальных   законов   природы   и   формировании   современной естественнонаучной картины мира;   приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной,   наиболее   важных   астрономических   открытиях,   определивших развитие науки и техники;   овладение   умениями   объяснять   видимое   положение   и   движение небесных   тел   принципами   определения   местоположения   и   времени   по астрономическим   объектам,   навыками   практического   использования компьютерных   приложений   для   определения   вида   звездного   неба   в конкретном пункте для заданного времени; 6  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей   в   процессе   приобретения   знаний   по   астрономии   с использованием   различных   источников   информации   и   современных информационных технологий;   использование   приобретенных   знаний   и   умений   для   решения практических задач повседневной жизни;   формирование научного мировоззрения;   формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико­математических   знаний   для   объективного   анализа   устройства окружающего   мира   на   примере   достижений   современной   астрофизики, астрономии и космонавтики. Содержание   программы   «Астрономия»   направлена   на   достижение студентами следующих результатов:       Личностных: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданскую   позицию   как   активного   и   ответственного   члена российского   общества,   осознающего   свои   конституционные   права   и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного   достоинства,   осознанно   принимающего   традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность   мировоззрения,   соответствующего   современному уровню   развития   науки   и   общественной   практики,   основанного   на диалоге   культур,   а   также   различных   форм   общественного   сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность   основ   саморазвития   и   самовоспитания   в соответствии   с   общечеловеческими   ценностями   и   идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, 7           творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; навыки   сотрудничества   со   сверстниками,   детьми   младшего   возраста, взрослыми   в   образовательной,   общественно   полезной,   учебно­ исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное   сознание   и   поведение   на   основе   усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на   протяжении   всей   жизни;   сознательное   отношение   к   непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое   отношение   к   миру,  включая   эстетику   быта,   научного   и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие   и   реализацию   ценностей   здорового   и   безопасного   образа жизни,   потребности   в   физическом   самосовершенствовании,   занятиях спортивно­оздоровительной   деятельностью,   неприятие   вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому   здоровью,   как   собственному,   так   и   других   людей, умение оказывать первую помощь; осознанный   выбор   будущей   профессии   и   возможностей   реализации собственных   жизненных   планов;   отношение   к   профессиональной деятельности   как   возможности   участия   в   решении   личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность   экологического   мышления,   понимания   влияния социально­экономических   процессов   на   состояние   природной   и социальной   среды;   приобретение   опыта   эколого­направленной деятельности; ответственное   отношение   к   созданию   семьи   на   основе   осознанного принятия ценностей семейной жизни. 8 • Метапредметных:  умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения   поставленных   целей   и   реализации   планов   деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;  умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;  владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;  готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   владение   навыками   получения необходимой   информации   из   словарей   разных   типов,   умение ориентироваться   в   различных   источниках   информации,   критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ­ ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;  умение   определять   назначение   и   функции   различных   социальных институтов;  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;  владение   языковыми   средствами   ­   умение   ясно,   логично   и   точно излагать   свою   точку   зрения,   использовать   адекватные   языковые средства;  владение   навыками   познавательной   рефлексии   как   осознания 9 совершаемых   действий   и   мыслительных   процессов,   их   результатов   и оснований,   границ   своего   знания   и   незнания,   новых   познавательных задач и средств их достижения.       Предметные: сформированность   представлений   о   строении   Солнечной   системы, эволюции   звезд   и   Вселенной,   пространственно­временных   масштабах Вселенной; понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; сформированность   представлений   о   значении   астрономии   в практической деятельности человека и дальнейшем научно­техническом развитии; осознание   роли   отечественной   науки   в   освоении   и   использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.  Предметные результаты изучения   представлены по темам: Астрономия, ее значение и связь с другими науками  воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;  использовать   полученные   ранее   знания   для   объяснения   устройства   и принципа работы телескопа. Практические основы астрономии  воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация   звезд   и   Солнца,   эклиптика,   местное,   поясное,   летнее   и зимнее время); объяснять   необходимость   введения   високосных   лет   и   нового календарного стиля;  10   объяснять   наблюдаемые   невооруженным   глазом   движения   звезд   и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Строение Солнечной системы  воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы  формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты- гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды,        11        кометы, метеоры, метеороиды, планеты-карлики, болиды, метеориты); описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; описывать характерные особенности природы планет- гигантов, их спутников и колец; характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, Солнце и звезды  определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм Солнцегрануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; возникновения на      12        называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек новых и сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезд; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Строение и эволюция Вселенной  Большой взрыв, объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, реликтовое излучение); характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать эллиптические, неправильные); сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; (спиральные, типы галактик        13     оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна. Жизнь и разум во Вселенной  систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Астрономия   занимает   особое   место   в   системе   естественнонаучных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия  между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала   в   ногу   с   философией   и   религией,   информацией,   почерпнутой   из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия   занимала   ведущее   место.   Так   как   астрономия   не   затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека,   и   поэтому,   она   была   доступна   пониманию   узкого   круга образованных людей.  Всё   современное   естествознание:   физика,   математика,   география   и другие   науки   —   питалось   и   развивалось   благодаря   развитию   астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные   идеи   и   теории:   общая   теория   относительности,   физика 14 элементарных частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология. Индивидуальный проект обучающегося по учебной дисциплине «Астрономия» Индивидуальная проектная деятельность является обязательной частью образовательной   деятельности   обучающегося,   осваивающего  основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, предусматривающей получение среднего общего образования и специальности.  Индивидуальный   проект   представляет   собой   особую   форму организации образовательной деятельности студента (учебное исследование или   учебный   проект)   в   рамках   освоения   основной   профессиональной образовательной программы  среднего профессионального образования.  Цели организации работы над индивидуальным  проектом ― создание   условий   для   формирования   учебно­профессиональной самостоятельности обучающегося – будущего специалиста; ― развитие   творческого   потенциала   обучающегося,   активизация   его личностной   позиции   в   образовательном   процессе   на   основе   приобретения субъективно   новых   знаний   (т.е.   самостоятельно   получаемых   знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося);   коммуникативных ― развитие   регулятивных,   познавательных, универсальных учебных действий обучающегося; ― предоставление   возможности   обучающемуся   продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области. Задачами выполнения индивидуального проекта являются: ― формирование   умения   осуществлять   поэтапное   планирование деятельности  (обучающийся   должен  уметь  чётко   определить   цель,  описать шаги   по   её   достижению,   концентрироваться   на   достижении   цели   на протяжении всей работы); ― сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (умений выбрать подходящую информацию, правильно её использовать); ― развить   умения   обобщать,   анализировать,   систематизировать, оформлять, презентовать информацию; ― сформировать   позитивное   отношение   у   обучающегося   к деятельности   (проявлять   инициативу,   выполнять   работу   в   срок   в соответствии в установленным планом). 15 Результаты   выполнения   индивидуального   проекта   должны отражать: ― сформированность   навыков   коммуникативной,   учебно­ исследовательской деятельности, критического мышления; ― способность   к   инновационной,   аналитической,   творческой, интеллектуальной деятельности; ― сформированность   навыков   проектной   деятельности,   а   также самостоятельного   применения   приобретённых   знаний   и   способов   действий при   решении   различных   задач,   используя   знания   одного   или   нескольких учебных предметов или предметных областей; ― способность   постановки   цели   и   формулирования   гипотезы исследования,  планирования  работы,  отбора   и  интерпретации   необходимой информации,  структурирования   аргументации   результатов   исследования   на основе собранных данных, презентации результатов. Требования к подготовке индивидуального проекта ― индивидуальный   проект   по   учебной   дисциплине   «География» выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической,   художественно­ творческой, иной).   учебно­исследовательской,   социальной, ― индивидуальный проект выполняется обучающимся в течении всего курса   изучения   учебной   дисциплины   в   рамках   внеаудиторной самостоятельной  работы,  и должен  быть  представлен   в виде  завершённого продукта­результата:   социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.   информационного,   творческого, 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной  дисциплины Для профессий среднего профессионального образования технического профиля максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 59 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов; самостоятельной работы обучающегося 20 часов. 16 2. Структура и содержание учебной дисциплины 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 17 Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка  (всего)  в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы курсовая работа (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося  (всего) в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой  (если предусмотрено) Промежуточная аттестация в форме  комплексного  дифференцированного зачета  59 39 0 19 0  0 20 0 18 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУД. 18  Астрономия   Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения                     1                                                                                       2 Тема 1. Астрономия, её значение и связь с другими науками. Тема 2.  Практические основы астрономии. 1. Что изучает астрономия. Практическое занятие №1:  Наблюдения – основа астрономии. Самостоятельная работа:  Представить графически (в виде схемы, интеллект­карты) взаимосвязь   астрономии   с   другими   науками,   подчеркивая   самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета. 1. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. 2. Видимое движение звезд на различных географических широтах. 3. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы луны. Затмения  Солнца и Луны. Практическое занятие №2:  «Практические основы астрономии» Самостоятельная работа: «Время и календарь» (Ответить на вопросы). Самостоятельная работа:    Выписать названия  ярких  созвездий,  по  которым  проходит Млечный Путь. Тема 3.  Строение Солнечной системы. 1. Развитие представлений  о строении мира. 2. Конфигурации планет. Синодический период. 3. Законы движения планет Солнечной системы. 4. Определение расстояний  и размеров тел в Солнечной системе. 19 3 0,5 1,5 2 1 0,5 0,5 3 2 2 1 1 1 1 4 1 2 2 2 2 2 2 2 Тема 4.  Природа тел Солнечной системы. Тема 5. Солнце и звезды Тема 6. Строение и эволюция Вселенной 5. Движение искусственных спутников и космических аппаратов  в Солнечной  системе. Практическое занятие №3: «План Солнечной системы». Самостоятельная работа: «Открытие и применение закона всемирного тяготения»  (составить конспект по предложенному тексту). 1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. 2. Система Земля ­ Луна  3. Общие характеристики планет. 4. Планеты земной группы. 5. Планеты­ гиганты, их спутники и кольца. 6. Малые тела Солнечной системы Практическое занятие №4: «Природа тел Солнечной системы». Самостоятельная работа: Природа малых тел Солнечной системы (устное сообщение). 1. Солнце­ ближайшая звезда. 2. Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд 3. Массы и размеры  звезд. 4. Переменные и нестационарные звезды. Практическое занятие №5: «Солнце и звезды». Самостоятельная работа Пояснить принципиальное отличие физических переменных  звезд от стационарных.  1. Наша Галактика. 2. Другие звездные системы – галактики. 3.   Основы современной космологии. Самостоятельная работа: Сравнение прошлых представлений о строении Вселенной в  геоцентрической и гелиоцентрической системах мира с современными. Самостоятельная работа: подготовка к уроку­конференции 0,5 3,5 2 1 1 1 1 1 3 3 1 1 1 1 4 2 1 1 1 4 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной Практическое занятие №6:  урок конференция  «Одиноки ли мы во Вселенной?» Комплексный дифференцированный зачет Всего по дисциплине Аудиторных Самостоятельная работа студентов Практические занятия Всего по дисциплине 2 2 59 39 20 19 59 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения 21 Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Содержание  обучения  Астрономия, её  значение и связь с  другими науками. Практические основы астрономии.     применение Характеристика   основных   видов   деятельности студентов (на уровне учебных действий) Воспроизведение   сведений   по   истории   развития астрономии,   о   ее   связях   с   физикой   и   математикой; Использование   полученных   ранее   знаний   для объяснения   устройства   и   принципа   работы   телескопа. Всеволновая   астрономия:   электромагнитное   излучение как   источник   информации   о   небесных   телах.  Методы астрономических   исследований;   спектральный   анализ. Практическое астрономических исследований. Воспроизведение   определений   терминов   и   понятий (созвездие,   высота   и   кульминация   звезд   и   Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); Объяснение необходимости введения високосных лет и нового   календарного   стиля;   Объяснение   наблюдаемых невооруженным   глазом   движения   звезд   и   Солнца   на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;  Использование   методов   исследований   в   астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения   информации   об   объектах   Вселенной, получение   астрономической   информации   с   помощью космических   аппаратов   и   спектрального   анализа. Изучение   эффекта   Доплера.   Применение   эффекта Доплера.   Применение   принципа   Доплера   для объяснения   «красного   смещения».   Принцип   действия оптического телескопа. Законы Стефана­ Больцмана и Строение Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы Вина. Эффект Доплера.   кометы,   метеороиды, Вычисление расстояние до планет по горизонтальному параллаксу,   а   их   размеры   —   по   угловым   размерам   и расстоянию;   Формулирование   законов   Кеплера, определение   массы   планет   на   основе   третьего (уточненного) закона Кеплера Формулирование и обосновывание основных положений современной   гипотезы   о   формировании   всех   тел Солнечной   системы   из   единого   газопылевого   облака; Определение и различение понятий (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты­ гиганты,   кольца   планет,   малые   тела,   астероиды, планеты­карлики,   метеоры, болиды,   метеориты);   Описание   природы   Луны   и объяснение причины ее отличия от Земли; Перечисление существенных различий природы двух групп планет и объяснение   причины   их   возникновения;   Сравнение Меркурия,   Венеры   и   Марса   с   Землей   по   рельефу поверхности   и   составу   атмосфер,   указание   следов эволюционных   изменений   природы   этих   планет; Объяснение   механизма   парникового   эффекта   и   его значение  для  формирования  и  сохранения уникальной природы   Земли;   Описание   характерных   особенностей природы   планет­гигантов,   их   спутников   и   колец; Характеристика природы малых тел Солнечной системы и   объяснение   причины   их   значительных   различий; Описание   явлений   метеора   и   болида,   объяснение процессов,   которые   происходят   при   движении   тел, влетающих   в   атмосферу   планеты   с   космической скоростью; Объяснение сущности астероидно­кометной 23 Солнце и звезды Строение и эволюция  Вселенной опасности, возможности и способы ее предотвращения. Определение и различие понятий (звезда, модель звезды, светимость,   парсек,   световой   год);   Характеристика физического   состояния   вещества   Солнца   и   звезд   и источников их энергии; Описание внутреннего строения Солнца   и   способы   передачи   энергии   из   центра   к поверхности; Объяснение механизма возникновения на Солнце   грануляции   и   пятен;   Описание   наблюдаемых проявлений   солнечной   активности   и   их   влияние   на Землю; Вычисление расстояние до звезд по годичному параллаксу;   Называние   основных   отличительных особенностей звезд различных последовательностей  на диаграмме «спектр — светимость»; Сравнение модели различных типов звезд с моделью Солнца; Объяснение причин   изменения   светимости   переменных   звезд; Описание   механизма   вспышек   новых   и   сверхновых; Оценивание времени существования звезд в зависимости от   их   массы;   Описание   этапов   формирования   и эволюции   звезды;   Характеристика   физических особенностей   объектов,   возникающих   на   конечной стадии   эволюции   звезд:   белых   карликов,   нейтронных звезд и черных дыр. Характеристика   основных   параметров   Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); Нахождение расстояния   до   звездных   скоплений   и   галактик   по цефеидам   на   основе   зависимости   «период   — светимость». 24 Большой   взрыв, Объяснение   смысла   понятий   (космология,   Вселенная, модель   Вселенной,   реликтовое излучение);   Сравнение   выводов   А.Эйнштейна   и   А. А.Фридмана   относительно   модели   Вселенной; Обоснование   справедливости   модели   Фридмана результатами   наблюдений   «красного   смещения»   в спектрах   галактик;   Формулирование   закона   Хаббла; Определение расстояние до галактик на основе закона Хаббла;   по   светимости   сверхновых;   Оценивание возраста   Вселенной   на   основе   постоянной   Хаббла; Интерпретация обнаружения реликтового излучения как свидетельство   в   пользу   гипотезы   горячей   Вселенной; Классификация   основных   периодов   эволюции Вселенной   с   момента   начала   ее   расширения   — Большого взрыва; Интерпретация современных данных об   ускорении   расширения   Вселенной   как   результата действия   антитяготения   «темной   энергии»   —   вида материи, природа которой еще неизвестна. 25 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.   Требования   к   минимальному   материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Астрономия».  Оборудование учебного кабинета: • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых­географов и др.); • информационно­коммуникативные средства; • экранно­звуковые пособия; •  комплект   технической   документации,   в   том   числе   паспорта   на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. Технические средства обучения: ­   компьютер   с   лицензионным   программным   обеспечением, мультимедийное оборудование. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Воронцов­Вельяминов   Б.А.,   Страут   Е.К.   Астрономия   11   класс  ­   М.: Просвещение, 2018.   Дополнительные источники:  1. Вселенная школьника XXI века. ­ М.: 5 за знания, 2007. 2. Физика Вселенной. 1­е изд., 1976, Наука, 2­е изд., 2004. 3. Климишин И.А. Астрономия наших дней.­ М.: 1986. 4. Климишин И.А. Открытие Вселенной.­ М.: 1987 5. Мухин Л.М. Мир астрономии, 1987. 6. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной.­ М.: Недра, 1990. 7. Паркер   Б.   Мечта   Эйнштейна.   В   поисках   единой   теории   строения Вселенной.­ М.: Наука, 1991. 26 8. Федеральный   закон   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации». 9. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего (полного) общего образования». 10.Приказ   Минобрнауки   России   от   29.12.2014   №   1645   «О   внесении изменений   в   Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации   от   17.05.2012   №   413   «Об   утверждении   федерального государственного   образовательного   стандарта   среднего   (полного) общего образования»». 11.Приказ   Минобрнауки   России   от   29.06.2017   №   1645   «О   внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего  общего  образования,  утвержденный  приказом  Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413. 12.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в   пределах   освоения   образовательных   программ   среднего профессионального образования на базе основного общего образования с   учетом   требований   федеральных   государственных   образовательных стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности   среднего профессионального образования». Интернет­ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов).  2. wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).  3. www. booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека). 4. www.   globalteka.   ru   (Глобалтека.   Глобальная   библиотека   научных ресурсов). 5. www.window.edu.   ru   (Единое   окно   доступа   к   образовательным ресурсам). 6. www.st­books. ru (Лучшая учебная литература). 27 7. www. school. edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность). 8. www.ru/book (Электронная библиотечная система).  9. www.school­collection.edu.ru   (Единая   коллекция   цифровых образовательных ресурсов). 10.www.yos.ru/natural­sciences/html   (естественно­научный   журнал   для молодежи «Путь в науку»). 28 Примерные темы исследовательских проектов: Звездные каталоги: от древности до наших дней. Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных  Атомный эталон времени. Солнечные календари в Европе. Система мира Аристотеля. Изучение формы Земли. Первые пилотируемые полеты – животные в космосе. Современные космические спутники связи и спутниковые системы. 1.          История происхождения названий ярчайших объектов неба. 2. 3. произведениях. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Научные поиски органической жизни на Марсе.  Атмосферное давление на планетах земной группы. 11.  История открытия Цереры. 12.  Открытие Плутона К. Томбо. 13.  Гипотеза Оорта об источнике образования комет. 14. 15.       Результаты первых наблюдений Солнца Галилеем. 29 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ         Контроль  и   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины   осуществляется   преподавателем   в   процессе   проведения   практических занятий   и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения    Устный (индивидуальный, фронтальный). контроль рефератов,   Подготовка презентаций. Тестовые задания. Выполнение   разноуровневых заданий. Наблюдение   и   оценка выполнения   практических действий. Предметные результаты обучения астрофизика,   атмосфера,     фазы   Луны,  смысл   понятий:   активность,   астероид,   астрология, астрономия,   болид, возмущения,   восход   светила,   вращение   небесных   тел, Вселенная,   вспышка,   Галактика,   горизонт,   гранулы, затмение,   виды   звезд,   зодиак,   календарь,   космогония, космология,   космонавтика,   космос,   кольца   планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости   небесной   сферы,   магнитная   буря, Метагалактика,   метеор,   метеорит,   метеорные   тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная   механика,   видимое   и   реальное   движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние,  протуберанец, скопление,  созвездия и их   классификация,   солнечная   корона,   солнцестояние, состав   Солнечной   системы,   телескоп,   терминатор, туманность,   фотосферные   факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;  определение физических величин: астрономическая единица,  афелий,  блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс,   парсек,   период,   перигелий,   физические характеристики   планет   и   звезд,   их   химический   состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния,   светимость,   световой   год,   сжатие   планет, синодический   и   сидерический   период,   солнечная активность,   солнечная   постоянная,   спектр   светящихся тел Солнечной системы;  смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея,   Галилея,   Коперника,   Бруно,   Ломоносова, Гершеля,   Браге,   Кеплера,   Ньютона,   Адамса,   Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга­Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;  координат светила; использовать карту звездного неба для нахождения 30 выражение   результаты   измерений   и   расчетов   в решение   задачи   на   применение   изученных приведение примеров практического использования  единицах Международной системы;  астрономических знаний о небесных телах и их системах;  астрономических законов. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения    беседа, устный опрос, отчет  о выполнении практических  работ, заполнение таблиц,  тестирование, сообщения  отчет о выполнении  практических работ,  заполнение таблиц,  тестирование   индивидуальный опрос, оценка при проверке  практических работ,  проверка конспектов  лекций, самостоятельных  работ; Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: использовать карту звездного неба для нахождения  координат светила; выражать результаты измерений и расчетов в единицах  Международной системы; приводить примеры практического использования  астрономических знаний о небесных телах и их системах; решать задачи на применение изученных астрономических  законов; осуществлять самостоятельный поиск информации  естественнонаучного содержания с использованием  различных источников, ее обработку и представление в  разных формах. Знать/понимать смысл понятий: активность, астероид, астрономия, астрология,  астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход  светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка,  галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак,  календарь, космогония, космология, космонавтика, космос,  кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные  точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря,  Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь,  поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная  механика, видимое и реальное движение небесных тел и их  систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние,  протуберанец, скопление, созвездия и их классификация,  31 солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной  системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны,  фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро   ­ определения физических величин: астрономическая  единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела,  параллакс, парсек, период, перигелий, физические  характеристики планет и звезд, их химический состав,  звездная величина, радиант, радиус светила, космические  расстояния, светимость, световой год, сжатие планет,  синодический и сидерический период, солнечная  активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел  Солнечной системы; ­ смысл работ и формулировку законов: Аристотеля,  Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова,  Гершеля, Браге. Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса,  Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга­ Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера,  Фридмана, Эйнштейна; оценка при выполнении  практических работ,  проверка конспектов  лекций, самостоятельных  работ. отчет о выполнении  практических работ,  заполнение таблиц,  тестирование индивидуальный опрос,  оценка рефератов и  докладов 32

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия

Рабочая программа по ОУД.18 Астрономия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2018