Рабочая программа по предмету « Адаптивная физическая культура» Муниципальном общеобразовательном учреждении
«Средней общеобразовательной школе»
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………..2
Цель и задачи программы………………………………………………..8
Принципы программы……………………………………………………9
Формы и методы работы………………………………………………...11
Результаты………………………………………………………………..11
Критерии оценивания……………………………………………………14
Организация учебного процесса……………………………………….. 17
Содержание программы………………………………………………….19
Годовой план-график распределения учебного материала по
адаптивной физической культуре………………………………………..22
Тематическое планирование…………………………………………… 23
Список литературы………………………………………………………..43
Приложение………………………………………………………………..44
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « Адаптивная физическая культура» разработана с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся средней школы по физической культуре. В программе использованы материалы примерной программы по физической культуре учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / авторы-составители А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. – М. : Дрофа, 2006. – 76 с. С некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния здоровья школьника.
Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, роста функциональных нарушений заболеваемости и инвалидности. Одной из наиболее актуальных проблем учебных заведений России была и остается проблема физического воспитания детей отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Основное содержание занятий по физической культуре школьников отнесенных к специальной медицинской группы направленно на обеспечение общей физической подготовки, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии двигательной функции и на воспитание физических качеств. Особое значение в работе с детьми отнесенных по состоянию здоровья к специально медицинской группе, приобретает адаптивная физическая культура.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотели дети заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Материал вариативной части Рабочей программы связан с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение определено областным и местным органами образования.
Согласно положению о врачебном контроле над физическим воспитанием населения в целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы.
В соответствии с этим к основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.
К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.
К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.
Дети, включенные в подготовительную медицинскую группу, как говорилось выше. отличаются слабой физической подготовленностью. По медицинским показаниям освобождены от сдачи учебных нормативов, кроссовой подготовки, соревнований, лыжной подготовки, посещение бассейна. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах (приложение 1). Чаще всего эти дети проводят большую часть времени на скамейке.
Противопоказания к
выполнению некоторых видов упражнений
при различных заболеваниях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Детей освобожденных по медицинским показаниям от уроков физической культуры направляют в группу ЛФК. Так как специализированных групп ЛФК нет, то по разрешению мед. работника и заявлению родителей (законного представителя) дети зачисляются в группу адаптивной физической культуры.
Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.
Занятия с этими школьниками имеют некоторые методические особенности:
- физическая нагрузка должна дозироваться индивидуально для каждого ребенка подготовительной медицинской группы;
- особое внимание в занятиях с этими детьми следует уделять качеству выполнения заданий, связанных с обучением технике двигательных действий;
- при выполнении заданий на развитие двигательных способностей следует ограничивать их интенсивность (интенсивность не должна быть выше средней);
- длительная нагрузка должна быть стандартной по характеру и иметь интервалы отдыха или смену вида деятельности;
- общеподготовительные упражнения( общеразвивающие, общего воздействия, облегченные варианты техники выполнения сложнотехнических элементов), а также специальные упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса, на формирование крупных мышц верхних и нижних конечностей, специальные дыхательные упражнения, формирующие навык согласования дыхания и движений, должны составлять основу занятий с детьми подготовительной группы;
К специальной медицинской группе (СМГ) относят учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. К специальной медицинской группе относятся школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе являются:
1. Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
2. Расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
3. Повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
4. Освоение основных двигательных навыков и умений
5. Формирование навыков здорового образа жизни и интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями.
6. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
7.формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;
8.обучение рациональному дыханию;
9. воспитание морально-волевых качеств;
10. создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Для решения этих задач организуются занятия адаптивной физической культурой
Адаптивная физическая культура – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью адаптивной физической культуры, является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование двигательной активности, здорового образа жизни, профилактика заболеваний учащихся посредством адаптивной физкультуры. Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Программа ориентирована на последовательное решение основных задач физического воспитания:
- укрепления здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;
- развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- формирование навыков правильной осанки в статических движениях и в движении;
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
Образовательные:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным и спортивным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным и спортивным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Оздоровительные:
- профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата;
- развитие и коррекция телосложения, профилактика избыточного веса.
Воспитательные:
- воспитание морально-волевых качеств личности: воли, настойчивости, смелости, взаимопомощи, взаимоподдержки, дружбы;
- воспитание общей культуры
Программа направлена на принципы:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, физического развития и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки).
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Формы и методы работы
К специфическим принципам работы по программе
«Адаптивная физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
.
Ожидаемый результат:
При прохождении каждого раздела программы необходимо предусмотреть задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т. д.)
Объем каждого раздела программы рассчитан таким
образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основой
двигательных умений и навыков, и включились в производительную деятельность.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие
координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных
занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Средства, используемые при реализации программы:
1. физические упражнения;
2. корригирующие упражнения;
3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивный инвентарь;
5. наглядные средства обучения.
Способы организации детей на
занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный.
Прогнозируемые результаты
по окончании обучения и прохождения зачетных мероприятий обучающиеся
Знают:
- Правила поведения и техники безопасности на занятия
- Понятие осанки, виды, причины нарушения.
- Правила личной и общественной гигиены.
- Роль физического воспитания в процессе роста и развития человека.
-Понятие «корригирующие упражнения». Виды корригирующих упражнений
- Правила спортивных и подвижных игр.
- Названия различных упражнений и основы правильной техники.
- Как избежать болезни.
- Значение утренней гимнастики.
- Оказание первой помощи.
- Как предостеречь себя от вредных привычках.
- Как укрепить свои мышцы.
- Летние и зимние виды спорта.
- Виды лазания по гимнастической стенке.
Умеют:
- Выполнять упражнения на статистическую выносливость мышц спины,
на силовую выносливость мышц брюшного пресса.
- Выполнять упражнения на гибкость.
- Составлять и выполнять комплекс упражнений для утренней гимнастики, дыхательной, корригирующей и восстановительной гимнастики;
- Выполнять различные упражнения с гимнастическими палками, мячами,
обручами, со скакалками, мелким инвентарем.
- Выполнять упражнения с учетом имеющегося заболевания обучающегося.
- Соблюдать правила спортивных и подвижных игр.
выполнять простейшие элементы стретчинга и восстановления после нагрузки;
Планируемые результаты
- повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за учащимися в процессе занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных заданий.
Критерии оценивания
1. Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.
2. Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись двумя ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.
3.Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.
4. Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
5. Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
6. Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся происходит по 5-балльной системе.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе, аттестуются по результатам выполнения требований учебной адаптивной программы по физической культуре.
Итоговую оценку по физической культуре выставлять с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность);
∙ основной акцент в оценивании должен быть сделан на стойкую мотивацию учащихся к занятиям физическими упражнениями, динамике их физических возможностей и прилежании ;
∙ положительная оценка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной и корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 5 (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий: - имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока; - выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на спортивных площадках; - соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий; при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями; есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем; занимается самостоятельно; - постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение триместра; успешно выполняет все требуемые на уроках нормативы по физической культуре для своего возраста и с учетом ограничений; - выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказывает посильную помощь в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, владеет необходимыми навыками, теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 4(хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий: - имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока; - выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе; соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями; есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем; - постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение триместра; успешно выполняет 80% всех нормативов по физической культуре, для своего возраста и с учетом ограничений; - выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказывает посильную помощь в судействе или организации урока, владеет также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий: - имеет с собой спортивную форму не в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока; - выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на спортивных площадках; соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий; - при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры; - продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение триместра; - частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку - 2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий: - не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока; - не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры; не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем; - не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств; - не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение триместра. Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки – не менее 5 .
И т о г о в а я оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за триместр, за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Организация учебного процесса
Организационная структура уроков:
Основной формой работы по адаптивному физическому воспитанию в школе является урок.
Уроки физической культуры для учащихся подготовительной и специальной медицинской группы планируются после основных занятий из расчета два раза в неделю.
Наполняемость групп – не менее 10 человек.
Организация и проведение занятий с учащимися подготовительной и специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов (7-9), разного возраста, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.
На уроках должна быть небольшая степень утомления, это вызывает тренирующий эффект. При появлении средних признаков утомления у одного или нескольких учащихся необходимо использовать паузы для отдыха. При признаках переутомления срочно проводить к медицинскому работнику. При появлении средних признаков утомления у всего класса необходимо перестроить план занятия следует ограничить нагрузку, уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные, увеличить паузы между выполнением упражнений.
Важное значение при проведении медико-биологических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления.(Приложение 2).
Педагогический контроль за школьниками, отнесенными к подготовительной и специальной медицинской группе, осуществляется на каждом уроке.
Урок состоит из четырёх частей. В отличие от обычного школьного урока длительность подготовительной и заключительной частей увеличивается.
Вводная часть (3-5 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.
Подготовительная часть (12-20 минут). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основного задания. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обратить на глубину и равномерность дыхания. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки. Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления учащихся, следует использовать принцип «рассеивания» нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма.
Основная часть (10-15 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного материала. Решается главная задача: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока.
Заключительная часть (5-7 минут). Включает дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Основная задача привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и ЧСС. В заключительной части урока рекомендуется включать упражнения на те группы мышц, которые не были задействованы на уроке, а также упражнения на внимание и формирование правильной осанки. Необходимо подвести итоги сделанного на уроке, заострить внимание учащихся на их успехах и обязательно задать на дом упражнения соответственно медицинским рекомендациям по профилю заболевания.
Контроль и оценка стимулирует стремление учащихся к совершенствованию, повышает их активность на занятиях. При этом, оценивая достижения учащихся, следует учитывать индивидуальные особенности в развитии двигательных способностей. Контроль за физической подготовленностью учащихся следует проводить два раза в год: в сентябре-октябре и в апреле-мае. Кроме оценок за физическую подготовленность, ставится оценка за «освоение знаний и двигательных умений».
Содержание программы
Основы знаний о физической культуре.
Понятие о движении и двигательном действии, технике движения. Общие представления о правилах и способах освоения двигательных действий в процессе занятий физической культурой.
Особенности выбора физических упражнений и величины нагрузки при развитии физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации. Основные правила и способы развития физических качеств на занятиях физической подготовкой.
Понятие об утомлении и переутомлении, активный и пассивный отдых. Чередование нагрузки и отдыха как фактор оптимизации работоспособности человека.
Современные системы физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика), их оздоровительное и прикладное значение.
Способы деятельности.
Занятия индивидуальной физической подготовкой, корригирующей и оздоровительной гимнастикой по планам, составленным учителем (с учетом индивидуально технической и физической подготовленности, медицинских показаний).
Подготовка мест занятий при выполнении комплексов упражнений для развития основных физических качеств, формирования осанки и телосложения (расположение инвентаря и оборудования, места отдыха после выполнения упражнений, использование средств техники безопасности: гимнастических матов, гимнастических скамеек, специальных стеллажей для хранения инвентаря и т.п.).
Приемы страховки и самостраховки при совершенствовании двигательных действий.
Оценка эффективности занятий физическими упражнениями по внешним признакам, показателям самочувствия и частоте сердечных сокращений.
Физическое совершенствование
Общеразвивающие и коррегирующие упражнения
Упражнения с гимнастическим обручем: комплекс общеразвивающих упражнений, вращение обруча различными частями тела (руками и туловищем).
Упражнения с набивными мячами: из положения лежа на спине поднимание и опускание мяча, зажатого между коленями; броски набивного мяча от правого и левого плеча на дальность.
Упражнения на гимнастической стенке: из положения лежа на животе сгибание и разгибание туловища с упором о нижнюю рейку, из положения стоя правым (левым) боком и опираясь на рейку гимнастической стенки приседание на одной ноге с вынесением другой вперед.
Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке: из упора лежа, руки на скамейке отжимание туловища; прыжки через скамейку вдоль на двух ногах с продвижением вперед.
Совершенствование техники: ранее разученные упражнения.
Упражнения из ЛФК: комплексы упражнений, разрабатываемые в соответствии с рекомендациями врача (с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания заболеваний).
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики
Комплексы упражнений на формирование телосложения: упражнения без дополнительных отягощений; упражнения с дополнительными отягощениями (накладные манжеты на различные части тела, гантели, амортизаторы, тренажерные устройства).
Акробатические комбинации: разнообразные стилизованно оформленные передвижения ходьбой (с различным темпом, амплитудой и направлением движений, шириной шагов); разнообразные прыжковые упражнения (на месте и с продвижением вперед и в стороны, из упора присев); стилизованно оформленные общеразвивающие упражнения, выполняемые в положении стоя, сидя и лежа; упражнения в равновесии (на правой и левой ноге, на носках); танцевальные движения (элементы вальса, польки, галопа).
Упражнения в прыжках: прыжок через гимнастический «козел» в ширину, способом «ноги врозь» (девочки);
Лёгкая атлетика совершенствование индивидуальной техники в беге, прыжках в длину и высоту (на материале основной школы); метание набивного мяча
Баскетбол - Ловля и передача мяча 2 руками от груди на месте;
Ловля и передача мяча 2 руками от груди с пассивным сопротивлением защитника;
Ведение мяча в высокой и средней стойке, на месте и в движении;
Ведение мяча в высокой и средней стойке, на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника;
совершенствование технико-тактических действий с мячом и без мяча в игре по упрощенным правилам (на ограниченной спортивной площадке, с сокращением продолжительности игры, возможностью относительно частой замены игроков и т. п.);
Волейбол- Выполнение элементарных движений: приёма, подачи и передачи мяча в волейболе; совершенствование технико-тактических действий с мячом и без мяча в игре по упрощенным правилам (на ограниченной спортивной площадке, с сокращением продолжительности игры, возможностью относительно частой замены игроков и т. п.);
Годовой план-график распределения учебного материала
по адаптивной физической культуре
№ п/п |
С о д е р ж а н и е |
К л а с с ы |
7-9 |
||
I |
Теория. Основы знаний |
В течении урока |
II |
Построения, перестроения |
4 |
III |
Общеразвивающие и коррегирующие упражнения |
15 |
IV |
Лёгкая атлетика (ходьба, бег на короткие дистанции, отрезки, метание теннисного мяча с места, прыжки в длину с места, метание набивного мяча |
12 |
V |
гимнастика с основами акробатики
|
8 |
VI |
Спортивные игры Баскетбол |
13 |
VII |
Коррекционные подвижные игры, с элементами спортивных игр. Волейбол |
12 |
V III |
Тестирование |
4 |
|
Всего часов |
68 |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Вид контроля |
Д/з |
Легкая атлетика |
|||||
1 |
Техника безопасности на уроках по физической культуре |
вводный |
Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Активный и пассивный отдых. Контроль за самочувствием, ЧСС |
текущий |
Комплекс №1 |
2 |
Сочетание медленного бега с ходьбой.
|
обучение |
Комплекс общеразвивающих упражнений с(КРУ). Специальные беговые упражнения. Разновидности ходьбы с изменением скорости и направления передвижения, левым и правым боком. То же в беге. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой. |
текущий |
Комплекс №1 |
3 |
Совершенствование упражнений на координацию движения.
|
комплексный |
ОРУ с теннисным мячом комплекс. Подсчет Ч СС. Специальные беговые упражнения. Метания мяча 150 г. с 4-5 бросковых шагов на дальность в коридор шириной 10 м и заданное расстояние |
текущий |
Комплекс №1 |
4 |
Передача эстафетной палочки |
обучение |
Высокий старт ( 20 – 40м ). ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. СБУ. Передача эстафетной палочки |
текущий |
Комплекс №1 |
5 |
К.У.6- минутный бег |
учетный |
Разновидности ходьбы с изменением скорости и направления передвижения, левым и правым боком. То же в беге. ОРУ. Развитие общей выносливости. 6 –ти минутный бег (ходьба)
|
контрольный |
Комплекс №1 |
6 |
К.У.прыжок в длину с места. |
учетный |
Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно-силовых качеств. |
контрольный |
Комплекс №1 |
Спортивные игры волейбол |
|||||
1 (7) |
Инструктаж Т/Б по волейболу. |
Прохождение нового материала |
Инструктаж Т/Б по волейболу. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Стойки игрока. Приставной шаг в стойке волейболиста, правым, левым боком, вперед. |
текущий |
Комплекс №2 |
2 (8) |
Правила игры в волейбол. Подводящие подвижные игры |
совершенствования |
Стойки и передвижение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах. Прием мяча снизу двумя руками с подачи. |
текущий |
Комплекс №2 |
3 (9) |
Прием и передача мяча двумя руками сверху |
совершенствования |
Стойки и передвижение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. Передача мяча сверху двумя руками: передача над собой на месте, в движении и после перемещения и остановки; чередовать передачу в стену с передачей над собой; передача мяча в парах: встречная; над собой – партнеру; |
текущий |
Комплекс №2 |
4 (10) |
Прием мяча двумя руками снизу. |
совершенствования |
Стойки и передвижение игрока. Прием мяча двумя руками с низу после подачи. Нижняя прямая подача мяча. Игровые задания на укороченной площадке. |
текущий |
Комплекс №2 |
5 (11) |
Подача мяча одной рукой сверху, снизу. Учебная игра |
комплексный |
Стойки и передвижение игрока. Комбинации из освоенных элементов ( прием – передача – удар). Нижняя прямая подача мяча. Игра по упрощенным правилам |
текущий |
Комплекс №2 |
6 (12) |
Совершенствование передач мяча в парах. Учебная игра |
совершенствования |
Стойки и передвижение игрока. Комбинации из освоенных элементов ( прием – передача – удар). Нижняя прямая подача мяча. Игра по упрощенным правилам. |
текущий |
Комплекс №2 |
7 (13) |
Подача мяча. |
совершенствования |
ОРУ. Специальные беговые упражнения. Нижняя прямая подача мяча с 4-6м, подача мяча в стену, подача мяча в парах на точность (партнер перемещается в различные точки площадки); подача с уменьшенного расстояния; подача через сетку из – за лицевой линии. Прием и передача мяча. Учебная игра. |
текущий |
Комплекс №2 |
8 (14) |
Совершенствование Техники подачи мяча одной рукой. Учебная игра |
совершенствования |
Стойки и передвижение игрока. Подача мяча сверху двумя руками в парах. Прием мяча снизу двумя руками после подачи. Нижняя прямая подача. Игра по упрощенным правилам |
текущий |
Комплекс №2 |
9 (15) |
Развитие координационных способностей. |
комплексный |
ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Верхняя прямая и нижняя подача мяча. Игровые задания с ограниченным числом игроков (2 : 2, 3 : 2, 3 : 3) и на укороченных площадках. Учебная игра. |
текущий |
Комплекс №2 |
10 (16) |
Тактика игры |
комплексный |
ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Верхняя прямая и нижняя подача мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение с изменением позиций. |
текущий |
Комплекс №2 |
11 (17) |
К.У. Передачи мяча над собой |
учетный |
Стойки и передвижение игрока. Подача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. Прием мяча снизу двумя руками после подачи. Нижняя прямая подача. Игровые задания на укороченной площадке. |
контрольный |
Комплекс №2 |
12 (18) |
К.У. Подача мяча одной рукой |
учетный |
Стойки и передвижение игрока. Комбинации из освоенных элементов ( прием – передача – удар). Нижняя прямая подача мяча. Подача мяча одной рукой. Игра по упрощенным правилам |
контрольный |
Комплекс №2 |
Спортивные игры Баскетбол |
|||||
1 (19) |
Инструктаж Т/Б по баскетболу |
Изучение нового материала |
Инструктаж Т/Б по баскетболу. Передвижение игрока. Повороты с мячом. Передача мяча двумя руками от груди на месте. Ведение мяча на месте со средней высотой отскока. Развитие координационных способностей. Правила игры. |
текущий |
Комплекс №3 |
2 (20) |
Передвижение игрока. Повороты с мячом. |
комбинированный |
Передвижение игрока. Повороты с мячом. Сочетание приемов передвижения и остановок игрока. Передачи мяча одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча в движении с низкой высотой отскока. Бросок мяча в движении двумя руками от головы. Развитие координационных способностей. |
текущий |
Комплекс №3 |
3-4 (21-22) |
Передача мяча на месте с пассивным сопротивлением. |
комбинированный |
Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии памяти, внимания, мышления. Передвижение игрока. Повороты с мячом. Сочетание приемов передвижения и остановок игрока. Передачи мяча одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча в движении с низкой высотой отскока. Бросок мяча в движении двумя руками от головы. Развитие координационных способностей. |
текущий |
Комплекс №3 |
5 (23) |
Ведение мяча с изменением направления |
комбинированный |
Передвижение игрока. Повороты с мячом. Сочетание приемов передвижения и остановок игрока. Ведение мяча на месте со средней высотой отскока. Ведение мяча с изменением направления. |
текущий |
Комплекс №3 |
6 (24) |
Стойки и передвижения, повороты, остановки |
Совершенствование |
ОРУ с мячом. Специальные беговые упражнения .Перемещение в защитной стойке в различных направлениях. Бег с изменением направления и скорости. Повороты на месте без мяча. Повороты с мячом после остановки. Остановка с мячом а |
текущий |
Комплекс №3 |
7 (25) |
Ловля и передача мяча. |
Прохождение нового материала |
Комплекс упражнений в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте, в прыжке; в парах с продвижением вперед; в движении с пассивным сопротивлением защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). |
текущий |
Комплекс №3 |
8 (26) |
Броски мяча со средней дистанции |
Прохождение нового материала |
Сочетание приемов передвижения и остановок игрока. Передачи мяча разными способами на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками от головы с места. Броски мяча со средней дистанции. Учебная игра. Развитие координационных способностей. |
текущий |
Комплекс №3 |
9 (27) |
Штрафной бросок |
комбинированный |
Сочетание приемов передвижения и остановок игрока. Передачи мяча двумя руками от груди в парах в движении. Выполнение штрафного броска. |
текущий |
Комплекс №3 |
10 (28) |
Броски мяча с места. |
комплексный
|
ОРУ с мячом. СУ. Варианты ловли и передачи мяча. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Броски одной и двумя руками с места ; бросок в движении после ловли мяча; бросок в движении одной рукой от плеча после ведения с пассивным противодействием. Учебная игра. |
текущий |
Комплекс №3 |
11 (29) |
Передача мяча в тройках со сменой места |
комбинированный |
Сочетание приемов передвижения и остановок игрока. Передачи мяча В тройках со сменой места. Бросок мяча двумя руками от головы с места. Броски мяча со средней дистанции. Штрафной бросок |
текущий |
Комплекс №3 |
12 (30) |
К.У. Ведение мяча с изменением направления |
учетный |
Сочетание приемов передвижения и остановок игрока. Передачи мяча В тройках со сменой места. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. Штрафной бросок. Ведение мяча с изменением направления |
контрольный |
Комплекс №3 |
13 (31) |
К.У. Штрафной бросок |
учетный |
Сочетание приемов передвижения и остановок игрока. Передачи мяча В тройках со сменой места. Ловля и передача мяча 2 руками от груди с пассивным сопротивлением защитника; Ведение мяча в высокой и средней стойке, на месте и в движении; Штрафной бросок
|
контрольный |
Комплекс №3 |
Общеразвивающие и коррегирующие упражнения |
|||||
1 (32)
|
Инструктаж по технике безопасности На уроках корригирующей гимнастики |
Прохождение нового материала |
Инструктаж по технике безопасности на уроках корригирующей гимнастики. Правила пользования инвентарем. Медленный бег в сочетании с 5 -6 ускорениями, упражнения на дыхание и расслабление. Комплекс ОРУ в движении. Комплекс упражнений направленный на улучшения осанки. |
текущий |
Комплекс №4 |
2 (33) |
Упражнения на гимнастической скамейке |
комбинированный |
О.Р.У. в движении. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с ускоренной. Упражнения для мышц брюшного пресса на гимнастической скамейке. Руки на скамейке отжимание туловища; прыжки через скамейку вдоль на двух ногах с продвижением вперед.
|
текущий |
Комплекс №4 |
3 (34) |
лазания по гимнастической скамейке, подтягивание в висе.
|
Совершенствование |
ОРУ комплекс Медленный бег в сочетании с 5 -6 ускорениями, упражнения на дыхание и расслабление. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с ускоренной. Лазание и перелазание по гимнастической стенке. |
текущий |
Комплекс №4 |
4 (35) |
Упражнения на гимнастической стенке |
комбинированный |
Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с ускоренной. Комплекс О.Р.У. на гимнастической скамейке. Лазание и перелазание по гимнастической стенке. |
текущий |
Комплекс №4 |
5 (36) |
лазания по гимнастической стенке. |
Совершенствование |
ОРУ комплекс с гимнастическими палками.. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с бегом.. Лазание и перелазание по гимнастической стенке. |
текущий |
Комплекс №4 |
6 (37) |
Работа с индивидуальными карточками.
|
комбинированный |
Теоретические основы. ОРУ комплекс с гимнастическими палками. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с ускоренной. Работа с индивидуальными карточками. Комплексы упражнений, разрабатываемые в соответствии с рекомендациями врача (с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания заболеваний).
|
текущий |
Комплекс №4 |
7 (38) |
Виды ходьбы по гимнастической скамейке |
комплексный
|
Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с бегом. ОРУ комплекс с гимнастическими палками. Ходьба по гимнастической скамейке (правым, левым боком, приставным шагом, с захлестом) |
текущий |
Комплекс №4 |
8 (39) |
Работа с индивидуальными карточками.
|
Совершенствование |
Комплекс О.Р.У. на гимнастической скамейке. Работа с индивидуальными карточками. Комплексы упражнений, разрабатываемые в соответствии с рекомендациями врача (с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания заболеваний).
|
текущий |
Комплекс №4 |
9 (40) |
К.У.Сгибание рук из упора лежа |
учетный |
ОРУ. Медленный бег в сочетании с ускорениями, упражнения на дыхание и расслабление. Комбинации из ранее освоенных элементов. Упражнения на гибкость. Сгибание рук из упора лежа |
контрольный |
Комплекс №4 |
10 (41) |
прыжки через скакалку. |
комбинированный |
ОРУ комплекс Медленный бег в сочетании с 5 -6 ускорениями, упражнения на дыхание и расслабление. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с ускоренной. Прыжки через скакалку. |
текущий |
Комплекс №4 |
11 (42) |
Прыжки через скакалку разными способами |
Совершенствование |
Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с бегом. ОРУ комплекс с гимнастическими палками. Прыжки через скакалку разными способами. Пробегание и прыжки через большую скакалку. |
текущий |
Комплекс №4 |
12 (43) |
Работа с индивидуальными карточками.
|
Совершенствование |
Комплекс О.Р.У. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с бегом. Работа с индивидуальными карточками. Комплексы упражнений, разрабатываемые в соответствии с рекомендациями врача (с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания заболеваний).
|
текущий |
Комплекс №4 |
13 (44) |
К.У. Прыжки через скакалку |
учетный |
ОРУ комплекс Медленный бег в сочетании с 5 -6 ускорениями, упражнения на дыхание и расслабление. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с ускоренной. Прыжки через скакалку. |
контрольный |
Комплекс №4 |
14 (45) |
Метание набивного мяча |
комбинированный |
Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с бегом. О.Р.У.из положения лежа на спине поднимание и опускание мяча, зажатого между коленями; броски набивного мяча от правого и левого плеча на дальность.
|
текущий |
Комплекс №4 |
15 (46) |
К.У. Метание набивного мяча |
учетный |
Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с бегом. Комплекс О.Р.У Упражнения на гибкость. Метание набивного мяча на дальность. Из положения сидя из-за головы двумя руками. |
контрольный |
Комплекс №4 |
Гимнастика |
|||||
1 (47) |
Основы знаний |
комплексный |
Повторный инструктаж по ТБ, инструктаж по гимнастике. Способы формирования самостоятельности в процессе занятий физической культурой. Самостраховка при выполннии упражнений. ОРУ Специальные беговые. Строевые упражнения.
|
текущий |
Комплекс №1 |
2 (48) |
Упражнения в висе, равновесии |
комплексный |
ОРУ комплекс с гимнастическими палками, скакалками. Совершенствование упражнений в висах и упорах: передвижение в висе( высокая перекладина, |
текущий |
Комплекс №1 |
3-4 (49-50) |
Опорный прыжок через козла |
комплексный |
ОРУ, СУ. Специальные беговые Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с бегом. Опорный прыжок |
текущий |
|
5 (51) |
Акробатические упражнения |
комплексный |
ОРУ, СУ. Специальные беговые Девочки – мост, перекат, назад в полушпагат. Упражнения на гибкость. Упражнения на пресс. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная |
текущий |
Комплекс №1 |
6 (52) |
Развитие гибкости |
комплексный |
ОРУ на гимнастических ковриках. СУ. Подтягивание из виса лежа (девушки). Метание набивного мяча из – за головы (сидя, стоя), назад (через голову, между ног), от груди двумя руками или одной, сбоку одной рукой. Упражнения для мышц брюшного пресса на гимнастической скамейке и стенке. |
текущий |
Комплекс №2 |
7 (53) |
Развитие координационных способностей |
комплексный |
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Дыхательные упражнения. Упражнения на гибкость. Прыжки со скакалкой. |
текущий |
Комплекс №2 |
8 (54) |
К.У. Акробатические упражнения |
учетный |
ОРУ, СУ. Специальные беговые Девочки – мост, перекат, назад в полушпагат. Упражнения на гибкость. Упражнения на пресс. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная |
контрольный |
Комплекс №2 |
Построения и перестроения |
|||||
1 (55) |
Виды перестроений на месте. |
совершенствование |
Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с бегом. Комплекс О.Р.У Упражнения на гибкость. Виды перестроений на месте. (из одной шеренги в 2 по расчету, , по расчету на 1_2, по расчету на 9-6-3-на месте, уступом.
|
текущий |
Комплекс №4 |
2 (56) |
Виды перестроений в движении. |
совершенствование |
Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с бегом. Комплекс О.Р.У Упражнения на гибкость. Виды перестроений поворотом в движении. |
текущий |
Комплекс №4 |
3 (57) |
Работа с индивидуальными карточками |
комплексный |
Теоретические основы. ОРУ комплекс. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с ускоренной. Работа с индивидуальными карточками. Комплексы упражнений, разрабатываемые в соответствии с рекомендациями врача (с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания заболеваний).
|
текущий |
Комплекс №4 |
4 (58) |
К.У. Перестроения на месте и в движении |
учетный |
Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с бегом. Комплекс О.Р.У Упражнения на гибкость. Виды перестроений на месте и в движении. Комплекс упражнений для коррекции осанки. |
контрольный |
Комплекс №4 |
Легкая атлетика |
|||||
1 (59) |
Преодоление препятствий |
Обучение
|
Инструктаж по ТБ по л/а. Правила проведения при выполнении прыжков, метаний и беговых упражнений. Комплекс ОРУ. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег по пересеченной местности с преодолением препятствий |
текущий |
Комплекс №3 |
2 (60) |
Метание мяча на дальность. |
комплексный |
ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. СУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Метание теннисного мяча с 4 – 5 шагов разбега на дальность. |
текущий |
Комплекс №3 |
3 (61) |
Сочетание медленного бега с ходьбой.
|
комплексный |
Комплекс общеразвивающих упражнений с набивным мячом (КРУ). Специальные беговые упражнения. На всех последующих уроках подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) определяется в начале урока, после основной части и в конце урока. Разновидности ходьбы с изменением скорости и направления передвижения, левым и правым боком. То же в беге. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой. |
текущий |
Комплекс №3 |
4 (62) |
передачи эстафетной палочки.
|
совершенствование |
Высокий старт ( 20 – 40м ). ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. СБУ. Передача эстафетной палочки |
текущий |
Комплекс №3 |
5 (63) |
прыжкам в длину с места.
|
совершенствование |
ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. СУ. Развитие скоростно-силовых качеств. Метание мяча с места на дальность, с 4- 5 шагов разбега на дальность - техника исполнения + расстояние (индивидуально). Прыжок в длину с места. |
текущий |
Комплекс №1 |
6 (64) |
Бег в медленном темпе |
комплексный |
Комплекс общеразвивающих упражнений с(КРУ). Специальные беговые упражнения. Разновидности ходьбы с изменением скорости и направления передвижения, левым и правым боком. То же в беге. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой |
текущий |
Комплекс №1 |
65 |
К.У.6- минутный бег |
учетный |
Разновидности ходьбы с изменением скорости и направления передвижения, левым и правым боком. То же в беге. ОРУ. Развитие общей выносливости. 6 –ти минутный бег (ходьба)
|
контрольный |
Комплекс №1 |
66 |
К.У прыжок в длину с места. |
учетный |
Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно-силовых качеств. |
контрольный |
Комплекс №1 |
67 |
К.УС гибание и разгибание рук в упоре лежа |
учетный |
ОРУ. Медленный бег в сочетании с ускорениями, упражнения на дыхание и расслабление. Комбинации из ранее освоенных элементов. Упражнения на гибкость. Сгибание рук из упора лежа |
контрольный |
Комплекс №1 |
68 |
К.У Приседание |
учетный |
ОРУ комплекс Медленный бег в сочетании с 5 -6 ускорениями, упражнения на дыхание и расслабление. Дыхательные упражнения в ходьбе, ходьба умеренная в чередовании с ускоренной. Приседание. |
контрольный |
Комплекс №1 |
Список литературы
Креминская М.М Программа по адаптивному физическому воспитанию учащихся 1-9 классов отделения «Особый ребенок». НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, 2008 г.
Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии /Под ред. проф. Л.В. Шапковой (Коллектив авторов) — М.: «Советский спорт», 2002.
Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.- 80с
Потапова Н. А., Кротова Л. М., Гатиатулин Р. Р. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно-методический комплекс-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006 – 216с.: ил.- (Коррекционная школа).
Программа по физической культуре учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / авторы-составители А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. – М. : Дрофа, 2006. – 76 с.
Приложение 1
Школьники, имеющие заболевания сердечно-сосудистой систем, освобождаются от:
1. Упражнения в упорах;
2. Продолжительного бега в быстром темпе, заменяя его бегом в медленном темпе, переходящим в ходьбу;
3. Длительных упражнений в положении стоя, заменяя положениями сидя и лежа;
4. Упражнений, связанных с переносом тяжестей;
5. При выполнении прыжков количество их уменьшается или заменяется ходьбой на месте. Количество повторений всех упражнений тоже уменьшается в зависимости от степени приспособляемости учащихся к нагрузкам.
При заболеваниях, повреждающих сердечную мышцу (вторичные кардиопатии, инфекционно-аллергические миокардиты, ревматические меакардиты и др.) необходимо использовать средства и методы физической культуры систематически, последовательно. Постепенное увеличение нагрузки осуществляется путем изменения исходного положения, подбора упражнений для мелких, средних и крупных групп мышц, темпа амплитуды движений, степени усилий.
К специальным упражнениям относятся динамические, циклические упражнения (ходьба, бег, плавание, бег, езда на велосипеде, специально подобранные гимнастические упражнения), они воздействуют на все системы организма, стимулируют защитные силы организма. Выполнение упражнений при патологии сердечно-сосудистой, дыхательной систем имеет характерные особенности. Упражнения, должны выполняться с полной амплитудой, свободно, без напряжения, без задержки дыхания и натужевания.
Школьники, имеющие заболевания органов брюшной полости освобождаются от:
1. Прыжков и подскоков;
2. Длительных упражнений в положении стоя, заменяя их исходным положениям сидя или лежа.
3. Упражнений, связанных с переноской тяжестей;
4. Упражнений в беге, заменяя их ходьбой;
5. Упражнений в упорах, и от всех упражнений, связанных с резким напряжением брюшного пресса;
6. Элементов легкой атлетики и занятий на снарядах.
В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек, значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении занятий особое внимание уделяется, укреплению мышц передней стенки живота. Для детей и подростков с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре, ограничивается время игр и т.д.). Учитывая повышенную возбудимость детей, занятия должны проводиться в спокойном темпе, команды отдавать четким не громким голосом. Для учащихся с нарушением обмена веществ (особенно при ожирении) особое значение имеют циклические упражнения небольшой и средней интенсивности, включающие в деятельность крупные группы мышц.
При заболеваниях опорно-двигательного аппарата рекомендуется преимущественно проводить гимнастические упражнения из исходного положения, сидя и лежа. Исключить упражнения:
В приложении №3 приводятся комплексы лечебной гимнастики, которые можно использовать в занятиях специальной медицинской группы.
При обучении и воспитании детей с ослабленным здоровьем наиболее важным является игровой метод занятий, конечно наряду с лечебным. Особую роль игра выполняет как средство терапии. Именно игра дала второе дыхание принципу мобилизации, открытому великим русским ученым И.П. Павловым. Психологи и педагоги используют игры для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей. Лечение игрой – серьезная перспектива лечебной и обычной педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различного рода трудностей, возникающих у ребенка в общении с окружающими, в учении и повседневном поведении. Игра стимулирует в ребенке органы, ранее бездействовавшие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Природа как бы специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы в игре он развивал свои важные для жизни органы и функции. Терапевтическая функция игры включает в себя релаксационную: снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему.
Приложение 2
Внешние признаки
утомления
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Приложение № 3
Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания
При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.
Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов туловища, ходьбы.
Комплекс № 1
Дыхательные упражнения для учащихся 15-17 лет
1. На счёт 1-4 медленный глубокий вдох;
5-8 медленный полный выдох.
2. На счёт 1-3 медленный глубокий вдох;
4 быстрый выдох ртом.
3. На счёт 1 быстрый вдох ртом;
2-6 медленный полный выдох. Повторить 4 раза
4. На счёт 1 вдох небольшой порцией;
2 пауза на выдохе;
3 вдох небольшой порцией;
4 пауза;
5 вдох небольшой порцией;
6 пауза;
7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Начинать следует с 1-2 пауз, постепенно довести до 5-6 раз. Повторить 2 раза.
5. На счёт 1-2 полный глубокий вдох;
3 пауза;
4 выдох небольшой порцией;
5 пауза на выдохе;
6 выдох небольшой порцией;
7 пауза на выдохе;
8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
6. На счёт 1-2 полный вдох;
3-6 задержка дыхания;
7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание.Повторить 2 раза.
Комплекс № 2
Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.
1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
2. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.
3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью. Сч.1-3 - руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе. Сч. 1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом. Сч. 3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.
5. И. п. – о.с., руки на поясе. Сч. 1- подняться на носки – вдох. Сч. 2 – присед – выдох. Сч. 3 – встать – вдох. Сч. 4 - и. п. – выдох.
6. И. п. – о. с. Сч. 1 – мах левой, руки в стороны - вдох. Сч. 2 – и. п. – выдох. Сч. 3 – мах правой, руки в стороны – вдох. Сч. 4 – и. п. – выдох.
7. И. п. –о. с., руки вверх. Сч. 1 – наклон, руки назад. Сч. 2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.
8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
9. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.
Дыхание не задерживать.
Приложение № 4
Примерные комплексы упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени
При заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.
Комплекс упражнений
1. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. – выдох. Сч. 3-4 – то же.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны.
3. И. п. – то же. Повороты в стороны с отведением руки в сторону поворота.
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения тазом.
5. И. п. – то же. Пружинистые приседания.
6. И. п.–стойка ноги врозь.Сч.1-3–наклон вперёд,руками достать пола.Сч.4-и.п.
7. И. п. – сед ноги врозь. Сч. 1-3 – наклон вперёд, руками достать носков ног. Сч. 4 – и. п.
8. И. п. – лёжа на спине. Перекаты туловища вправо, влево.
9. И. п. – лёжа на спине. Сч.1–левая к груди. Сч.2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой.
10. И. п. – лёжа на спине. Приподнимание таза.
11. И. п. – лёжа на боку. Сч. 1 – левая к груди. Сч. 2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой. Помогать руками.
12. И. п. – упор стоя на коленях. Сч. 1 – мах левой назад. Сч. 2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой.
13. И. п. – упор стоя на коленях. Прогибание в грудном отделе.Повторить 5-6 р.
14. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. – выдох. Сч. 3-4 – то же.
Упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения чередуются с дыхательными и упражнениями на расслабление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.