Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса

  • Образовательные программы
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена для учащихся 6 класса на основе компонента государственного стандарта общего образования по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100».В соответствии с базисным учебным планом учебного образовательного учреждения программа рассчитана на 68 часов и проводится 2 час в неделю. В процессе учебы будут решаться следующие задачи: Познакомить учащихся с историей России с древнейших времен до начала16 века, средневековой историей России. Научить выделять главное, обобщать, сравнивать и группировать полученные сведения. Выявлять причины и следствия событий, мотивы поступков. Научить самостоятельно давать и обосновывать нравственную оценку событий, их оценку с позиций гражданина и патриота России, понимать и уважать иные мнения.Рабочая программа учителя Дьяковой Надежды Георгиевны (I категория) по истории в 6 классе
Иконка файла материала рабочая прогамма история 6 класс.doc
Рабочая программа учителя Дьяковой Надежды Георгиевны (I категория) по истории в 6 классе                                                                                             Рассмотрено  на заседании                                                                                                                              педагогического совета                                                                                                             Протокол № 1                                                                                                             от         августа 201  года                                                          Пояснительная записка Рабочая программа составлена для учащихся 6 класса на основе  компонента государственного стандарта  общего образования  по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого­ педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100».В соответствии с  базисным учебным планом учебного образовательного учреждения программа рассчитана на 68 часов и  проводится 2 час в неделю.Изучение предмета «История» в 6 классе направлено на достижение следующих целей:  Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая  исторические факты и понятия в целостную картину  Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных  процессов (определять причины и прогнозировать следствия).  Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь  на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.  Гражданско­патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков,  определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с  теми, кто сделал такой же или другой выбор. В процессе учебы будут решаться следующие задачи:  Познакомить учащихся с историей России с древнейших времен до начала16 века, средневековой  историей России. Научить выделять главное, обобщать, сравнивать и группировать полученные сведения. Выявлять причины и следствия событий, мотивы поступков. Научить самостоятельно давать и обосновывать нравственную оценку событий, их оценку с позиций  гражданина и патриота России, понимать и уважать иные мнения. № 1 2 3 4 5 6 Учебно­тематический план Наименование темы Введение У истоков российской империи (С древнейших времен до  раннего Средневековья) Эпоха Древнерусского государства (IX­начало XII века) Русские земли и княжества (XII­ серединаXIII века) Эпоха монгольского нашествия (XIII­XIV века) Эпоха создания Российского государства (XV­ начало XVI  века) Рубеж древности и Средневековья Запад христианского мира. V­X века Восток христианского мира. V­XI века. 7 8 9 10 Пророки и завоеватели Востока. VII­XIII века 11 Особенности католической Европы. X­XV века 12 13 Страны католической Европы. XI­XV века Судьбы средневековых цивилизаций итого Содержание  Количество часов 2час 3 час 6 час 7 час 7 час 10 час 1 час 4 час 3 час 9 час 4 час 5 час 7 час 68 час Модуль 1. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизацииТема 1. У истоков российской истории. (5 ч.)  Что изучает история России? История Россия – часть всемирной истории. Заселение территории нашей  страны: древнейшие люди (500 тыс. л.н.), охотники и собиратели Ледниковой эпохи (40–35 тыс. л.н.).  Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к  оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до  середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно­угорской языковой  группы, тюркской языковой группы. Первые очаги цивилизации на территории нашей страны:  города­государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие. Великое переселение  народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на  территории современной России христианства, ислама, иудаизма. Восточные славяне: расселение,  соседи, занятия, общественный строй. Язычество.  Тема 2. Древнерусское государство. IX–XII века. (6 ч.)  Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских  общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев – центры древнерусской  государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика.  Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем  Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей).  Владимир I (980–1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход,  значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг  цивилизации православного мира. Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре­ вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения. Расцвет  Руси при Ярославе Мудром (1019–1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие,  укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями  (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами. Проблема начала  распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность  Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года. Вопрос о соотношении христианства и  язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и  идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных  лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София  Новгородская).  Тема 3. Русские земли и княжества XII–XIII веков. (7 ч.).  Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия. Выделение  нескольких культурно­политических центров: Южная Русь, Юго­Западная Русь, Северо­Западная  Русь, Северо­Восточная Русь. Культурный подъем в XII – начале XIII века в разных русских землях: рост городов, каменное зодчество, изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку  Игореве»). Владимиро­Суздальское княжество и Новгородская вечевая республика: особенности  хозяйства, управления и культуры. Модуль 2. Российская история. Судьбы народов России в XIII–XV вв.  Тема 4. Эпоха монгольского нашествия. XIII–XIV века. (7 ч.)  Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на  Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада  (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище  1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.). Золотая Орда:укрепление государства, принятие ислама, культурный расцвет. Русь и Орда: торговое и культурное  влияние.  Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси.  Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов. Пик  раздробленности Северо­Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные  хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель:  борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для  возвышения Москвы.  Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и  значение духовного подвига. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в  объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.  Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение  русской культуры в XIV–XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное  зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона Троица).  Тема 5. Эпоха образования Российского государства. XV– начало XVI века. (6 ч.).  Противостояние Руси и Орды: распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420­х годов) и образование самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д. Иван III (1462–1505):  черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. –  стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение  присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III. Вопрос о месте России среди  средневековых цивилизаций Востока и Запада. Становление органов власти и государственных порядков  Российского государства: Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов,  местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва – третий Рим».  Государственная символика России (герб, Московский Кремль). Формы землевладения: вотчины и  поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие).  Формирование культуры Российского государства: проблема переплетения русских и византийских,  европейских и восточных традиций.  Модуль 3. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций.  Вводная тема. Рубеж Древности и Средневековья. (1ч.)  Что такое Средние века, чем они интересны современным людям? Античная цивилизация и мир варваров  – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV–VI века,  гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской  империи (395 г.). Европейский Запад – крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание  варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной  Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства.  Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.  Тема 1. Запад христианского мира. V–X века. (4 ч.)  Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение  большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.):  восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на  светскую (император) и духовную (Папа Римский). Рождение феодализма, феодальных отношений: 1)  между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные  повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной  Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьянеи горожане. Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию,  Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской  империи. Набеги викингов: причины и последствия.  Тема 2. Восток христианского мира. V–XII века. (3 ч.)  Расцвет Византийской империя как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и  культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука.  Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года,  отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).  Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII–XIII века (9 ч.)  Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры –  622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве).  Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской  цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура  (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна),  торговые связи между различными цивилизациями Средневековья. Крестовые походы: причины и  последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096–1099 гг. Возникновение духовно­рыцарских  орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема  взаимоотношений разных цивилизаций. Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана,  последствия для всего мира.  Модуль 4. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций  Тема 4. Особенности Католической Европы. X–XV века. (4 ч.)  Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев),  развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные  цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за  самоуправление и появление городов­республик. Быт основных сословий. Крестьянская (соседская)  община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей. Положение  католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси:  причины популярности и борьба церкви с ними (инквизиция) (признак кризиса европейского  средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.  Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья:  простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление  экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И.Гутенберг); смена  художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр­Дам).  Тема 5. Страны Католической Европы. XI–XV века. (5 ч.)  Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословно­представительных  монархий («Великая хартия вольностей» – 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война  (1337–1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д'Арк, крестьянские  восстания («жакерия» и Уотта Тайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества.  Образование централизованных государств в Англии и Франции. Итальянское Возрождение: причины,  основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской  империи и гуситские войны.Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (7ч.)  Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие  позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой  индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации  (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие.  Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова  Америка» и ее открытие в 1492 году.                        Требования к уровню подготовки учащихся в 6­м классе  Умение объяснять разнообразие современного мира. • Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России,  предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории. • Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в  Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная  цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.  • Относить разные средневековые народы и государства существовавшие на территории современной  России к различным цивилизациям Средневековья.  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху  Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия,  церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые  религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.  Умение рассматривать общественные процессы в развитии. • Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности  на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий,  Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных  общественных слоев и культур Средневековья.  Нравственное самоопределение.  • При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания,  деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические  нравственные ценности. Культурное и гражданско­патриотическое самоопределение.  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.). • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних  веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного  отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности. Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100» Окружающий мир, 3–4­й классы: общий образ истории России и всего человечества как смены  нескольких эпох. Обществознание, 6­й класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий,  структуры общественных связей.  Литература, 6­й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира  через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и  мира, сложившихся преимущественно в Средние века.  География, 6­й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура  географических названий.Биология, 6­й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира  человеческим обществом.  УМК по истории 6 класс Учебник «История России. С древнейших времен до начала XVI века»  для 6 класса  основной школы. – М.:  «Баласс»,2009 (Образовательная система «Школа 2100»), авторы  Д.Д. Данилов и др. Учебник «Всеобщая история. Средние века»  для 6 класса основной школы. – М.:   «Баласс»,2009 (Образовательная система «Школа 2100»), авторы Д.Д. Данилов и др. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. С древнейших времен до начала XVI века»   для 6 кл., Атлас «История России. С древнейших времен до начала XVI века»  для 6 кл. Контурные карты к атласу «История России. С древнейших времен до начала XVI века»   для 6 кл.Календарно­тематическое планирование № урока Наименование темы 6 класс Введение Количество часов 2час Дата проведения урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Что мы видим в зеркале нашего прошлого? Россия – 1/8 часть суши планеты Земля. У истоков российской империи (С древнейших времен до раннего Средневековья) Древние жители Северной Евразии. Северная Евразии в начале Средневековья. Мир восточных славян. Эпоха Древнерусского государства (IX­ начало XII века) Становление Древнерусского государства Князь Владимир и крещение Руси Жители Древнерусского государства Расцвет Руси при Ярославе Мудром Начало распада Древнерусского государства Достижения культуры Древней Руси Русские земли и княжества (XII­ серединаXIII века) Раздробленность русских земель Владимиро­суздальское государство Господин Великий Новгород Общий взгляд на историю нашей страны и мира  в первой половине Средневековья Проверочная работа «Российское государство в первой половине Средневековья» Работа над ошибками Проектная деятельность.  Защита проектов,  сообщений Эпоха монгольского нашествия (XIII­XIV века) Монгольское нашествие Русь между Западом и Востоком Золотая Орда Великое княжество Литовское и Русское 1 1 3 час 1 1 1 6 час 1 1 1 1 1 1 7 час 1 1 1 1 1 1 1 7 час 1 1 1 123 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 Возвышение Москвы Собирание Руси вокруг Москвы Возрождение русской культуры Эпоха создания Российского государства (XV­ начало XVI века) Распри в Московском княжестве Судьба Золотой Орды Создание Российского государства Власть в Российском государстве Жители Российского государства Культура Российского государства Общий взгляд на российское Средневековье Проверочная работа по теме  «Монгольское  нашествие» Работа над ошибками Проектная деятельность. Защита проектов,  сообщений Введение Рубеж древности и Средневековья Запад христианского мира. V­X века От королевств к империи Рождение феодальной Европы Феодальная раздробленность Времена викингов 1 1 1 10 час 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 час 1 4час 1 1 1 1 Восток христианского мира. V­XI века. 3 час Византийская империя Государства славян и кочевников Раскол христианского мира Пророки и завоеватели Востока. VII­XIII века Свет ислама Рождение исламского мира Крестовые походы Монгольские завоевания Общий взгляд на рождение средневековых  цивилизаций Проверочная работа «Запад и восток  христианского мира» Работа над ошибками Проектная деятельность Защита проектов, сообщений Особенности католической Европы. X­XV века Города Европы 1 1 1 9 час 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 час 154 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Феодальный мир Сила католической церкви Культура католического мира Страны католической Европы. XI­XV века Раздробленность в Англии и Франции Столетняя война Централизация в Англии и Франции Итальянское Возрождение Границы Священной империи Судьбы средневековых цивилизаций Рубежи православия и ислама Индийская средневековая цивилизация Дальневосточный мир Китая и Японии Где закончилось Средневековье? Общий взгляд на историю Средневековья Проверочная работа «Католическая Европа» Итоговый урок                                                         Итого 1 1 1 5 час 1 1 1 1 1 7 час 1 1 1 1 1 1 1 68 час