Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
6 кл
04.03.2018
Рабочая программа составлена для учащихся 6 класса на основе компонента государственного стандарта общего образования по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100».В соответствии с базисным учебным планом учебного образовательного учреждения программа рассчитана на 68 часов и проводится 2 час в неделю. В процессе учебы будут решаться следующие задачи:
Познакомить учащихся с историей России с древнейших времен до начала16 века, средневековой историей России.
Научить выделять главное, обобщать, сравнивать и группировать полученные сведения.
Выявлять причины и следствия событий, мотивы поступков.
Научить самостоятельно давать и обосновывать нравственную оценку событий, их оценку с позиций гражданина и патриота России, понимать и уважать иные мнения.Рабочая программа учителя Дьяковой Надежды Георгиевны (I категория) по истории в 6 классе
рабочая прогамма история 6 класс.doc
Рабочая программа
учителя Дьяковой Надежды Георгиевны
(I категория)
по истории в 6 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от августа 201 года
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 6 класса на основе компонента государственного стандарта
общего образования по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого
педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100».В соответствии с
базисным учебным планом учебного образовательного учреждения программа рассчитана на 68 часов и
проводится 2 час в неделю. Изучение предмета «История» в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая
исторические факты и понятия в целостную картину
Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных
процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь
на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
Гражданскопатриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков,
определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с
теми, кто сделал такой же или другой выбор.
В процессе учебы будут решаться следующие задачи:
Познакомить учащихся с историей России с древнейших времен до начала16 века, средневековой
историей России.
Научить выделять главное, обобщать, сравнивать и группировать полученные сведения.
Выявлять причины и следствия событий, мотивы поступков.
Научить самостоятельно давать и обосновывать нравственную оценку событий, их оценку с позиций
гражданина и патриота России, понимать и уважать иные мнения.
№
1
2
3
4
5
6
Учебнотематический план
Наименование темы
Введение
У истоков российской империи (С древнейших времен до
раннего Средневековья)
Эпоха Древнерусского государства (IXначало XII века)
Русские земли и княжества (XII серединаXIII века)
Эпоха монгольского нашествия (XIIIXIV века)
Эпоха создания Российского государства (XV начало XVI
века)
Рубеж древности и Средневековья
Запад христианского мира. VX века
Восток христианского мира. VXI века.
7
8
9
10 Пророки и завоеватели Востока. VIIXIII века
11 Особенности католической Европы. XXV века
12
13
Страны католической Европы. XIXV века
Судьбы средневековых цивилизаций
итого
Содержание
Количество
часов
2час
3 час
6 час
7 час
7 час
10 час
1 час
4 час
3 час
9 час
4 час
5 час
7 час
68 час
Модуль 1. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации Тема 1. У истоков российской истории. (5 ч.)
Что изучает история России? История Россия – часть всемирной истории. Заселение территории нашей
страны: древнейшие люди (500 тыс. л.н.), охотники и собиратели Ледниковой эпохи (40–35 тыс. л.н.).
Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к
оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до
середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финноугорской языковой
группы, тюркской языковой группы. Первые очаги цивилизации на территории нашей страны:
городагосударства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие. Великое переселение
народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и
их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на
территории современной России христианства, ислама, иудаизма. Восточные славяне: расселение,
соседи, занятия, общественный строй. Язычество.
Тема 2. Древнерусское государство. IX–XII века. (6 ч.)
Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских
общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев – центры древнерусской
государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика.
Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем
Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей).
Владимир I (980–1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход,
значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг
цивилизации православного мира. Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре
вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения. Расцвет
Руси при Ярославе Мудром (1019–1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие,
укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями
(1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами. Проблема начала
распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность
Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года. Вопрос о соотношении христианства и
язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и
идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных
лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София
Новгородская).
Тема 3. Русские земли и княжества XII–XIII веков. (7 ч.).
Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия. Выделение
нескольких культурнополитических центров: Южная Русь, ЮгоЗападная Русь, СевероЗападная
Русь, СевероВосточная Русь. Культурный подъем в XII – начале XIII века в разных русских землях: рост
городов, каменное зодчество, изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку
Игореве»). ВладимироСуздальское княжество и Новгородская вечевая республика: особенности
хозяйства, управления и культуры.
Модуль 2. Российская история. Судьбы народов России в XIII–XV вв.
Тема 4. Эпоха монгольского нашествия. XIII–XIV века. (7 ч.)
Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на
Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада
(причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище
1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.). Золотая Орда: укрепление государства, принятие ислама, культурный расцвет. Русь и Орда: торговое и культурное
влияние.
Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси.
Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов. Пик
раздробленности СевероВосточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные
хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель:
борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для
возвышения Москвы.
Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и
значение духовного подвига. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в
объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.
Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение
русской культуры в XIV–XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное
зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона Троица).
Тема 5. Эпоха образования Российского государства. XV– начало XVI века. (6 ч.).
Противостояние Руси и Орды: распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420х годов) и
образование самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д. Иван III (1462–1505):
черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. –
стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение
присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III. Вопрос о месте России среди
средневековых цивилизаций Востока и Запада. Становление органов власти и государственных порядков
Российского государства: Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов,
местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва – третий Рим».
Государственная символика России (герб, Московский Кремль). Формы землевладения: вотчины и
поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие).
Формирование культуры Российского государства: проблема переплетения русских и византийских,
европейских и восточных традиций.
Модуль 3. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций.
Вводная тема. Рубеж Древности и Средневековья. (1ч.)
Что такое Средние века, чем они интересны современным людям? Античная цивилизация и мир варваров
– различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV–VI века,
гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской
империи (395 г.). Европейский Запад – крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание
варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной
Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства.
Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и
времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.
Тема 1. Запад христианского мира. V–X века. (4 ч.)
Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение
большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.):
восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на
светскую (император) и духовную (Папа Римский). Рождение феодализма, феодальных отношений: 1)
между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные
повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной
Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане. Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию,
Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской
империи. Набеги викингов: причины и последствия.
Тема 2. Восток христианского мира. V–XII века. (3 ч.)
Расцвет Византийской империя как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и
культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств
в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука.
Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года,
отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и
православную цивилизации (основные отличия).
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII–XIII века (9 ч.)
Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры –
622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве).
Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской
цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура
(мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна),
торговые связи между различными цивилизациями Средневековья. Крестовые походы: причины и
последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096–1099 гг. Возникновение духовнорыцарских
орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема
взаимоотношений разных цивилизаций. Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана,
последствия для всего мира.
Модуль 4. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций
Тема 4. Особенности Католической Европы. X–XV века. (4 ч.)
Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев),
развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные
цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за
самоуправление и появление городовреспублик. Быт основных сословий. Крестьянская (соседская)
община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей. Положение
католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси:
причины популярности и борьба церкви с ними (инквизиция) (признак кризиса европейского
средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.
Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья:
простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление
экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И.Гутенберг); смена
художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор НотрДам).
Тема 5. Страны Католической Европы. XI–XV века. (5 ч.)
Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословнопредставительных
монархий («Великая хартия вольностей» – 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война
(1337–1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д'Арк, крестьянские
восстания («жакерия» и Уотта Тайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества.
Образование централизованных государств в Англии и Франции. Итальянское Возрождение: причины,
основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской
империи и гуситские войны. Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (7ч.)
Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие
позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой
индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и
ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации
(страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие.
Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова
Америка» и ее открытие в 1492 году.
Требования к уровню подготовки учащихся в 6м классе
Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России,
предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории.
• Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в
Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная
цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
• Относить разные средневековые народы и государства существовавшие на территории современной
России к различным цивилизациям Средневековья.
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху
Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия,
церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые
религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности
на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий,
Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных
общественных слоев и культур Средневековья.
Нравственное самоопределение.
• При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания,
деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические
нравственные ценности.
Культурное и гражданскопатриотическое самоопределение.
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по
защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван
III и т.д.).
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних
веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и
русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного
отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Окружающий мир, 3–4й классы: общий образ истории России и всего человечества как смены
нескольких эпох.
Обществознание, 6й класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий,
структуры общественных связей.
Литература, 6й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира
через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и
мира, сложившихся преимущественно в Средние века.
География, 6й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура
географических названий. Биология, 6й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира
человеческим обществом.
УМК
по истории 6 класс
Учебник «История России. С древнейших времен до начала XVI века» для 6 класса
основной школы. – М.: «Баласс»,2009 (Образовательная система «Школа 2100»), авторы
Д.Д. Данилов и др.
Учебник «Всеобщая история. Средние века» для 6 класса основной школы. – М.:
«Баласс»,2009 (Образовательная система «Школа 2100»), авторы Д.Д. Данилов и др.
Рабочая тетрадь к учебнику «История России. С древнейших времен до начала XVI века»
для 6 кл.,
Атлас «История России. С древнейших времен до начала XVI века» для 6 кл.
Контурные карты к атласу «История России. С древнейших времен до начала XVI века»
для 6 кл. Календарнотематическое планирование
№
урока
Наименование темы
6 класс
Введение
Количество
часов
2час
Дата проведения
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Что мы видим в зеркале нашего прошлого?
Россия – 1/8 часть суши планеты Земля.
У истоков российской империи (С
древнейших времен до раннего
Средневековья)
Древние жители Северной Евразии.
Северная Евразии в начале Средневековья.
Мир восточных славян.
Эпоха Древнерусского государства (IX
начало XII века)
Становление Древнерусского государства
Князь Владимир и крещение Руси
Жители Древнерусского государства
Расцвет Руси при Ярославе Мудром
Начало распада Древнерусского государства
Достижения культуры Древней Руси
Русские земли и княжества (XII
серединаXIII века)
Раздробленность русских земель
Владимиросуздальское государство
Господин Великий Новгород
Общий взгляд на историю нашей страны и мира
в первой половине Средневековья
Проверочная работа «Российское государство в
первой половине Средневековья»
Работа над ошибками
Проектная деятельность. Защита проектов,
сообщений
Эпоха монгольского нашествия (XIIIXIV
века)
Монгольское нашествие
Русь между Западом и Востоком
Золотая Орда
Великое княжество Литовское и Русское
1
1
3 час
1
1
1
6 час
1
1
1
1
1
1
7 час
1
1
1
1
1
1
1
7 час
1
1
1
1 23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Возвышение Москвы
Собирание Руси вокруг Москвы
Возрождение русской культуры
Эпоха создания Российского государства
(XV начало XVI века)
Распри в Московском княжестве
Судьба Золотой Орды
Создание Российского государства
Власть в Российском государстве
Жители Российского государства
Культура Российского государства
Общий взгляд на российское Средневековье
Проверочная работа по теме «Монгольское
нашествие»
Работа над ошибками
Проектная деятельность. Защита проектов,
сообщений
Введение
Рубеж древности и Средневековья
Запад христианского мира. VX века
От королевств к империи
Рождение феодальной Европы
Феодальная раздробленность
Времена викингов
1
1
1
10 час
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 час
1
4час
1
1
1
1
Восток христианского мира. VXI века.
3 час
Византийская империя
Государства славян и кочевников
Раскол христианского мира
Пророки и завоеватели Востока. VIIXIII
века
Свет ислама
Рождение исламского мира
Крестовые походы
Монгольские завоевания
Общий взгляд на рождение средневековых
цивилизаций
Проверочная работа «Запад и восток
христианского мира»
Работа над ошибками
Проектная деятельность
Защита проектов, сообщений
Особенности католической Европы. XXV
века
Города Европы
1
1
1
9 час
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 час
1 54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Феодальный мир
Сила католической церкви
Культура католического мира
Страны католической Европы. XIXV века
Раздробленность в Англии и Франции
Столетняя война
Централизация в Англии и Франции
Итальянское Возрождение
Границы Священной империи
Судьбы средневековых цивилизаций
Рубежи православия и ислама
Индийская средневековая цивилизация
Дальневосточный мир Китая и Японии
Где закончилось Средневековье?
Общий взгляд на историю Средневековья
Проверочная работа «Католическая Европа»
Итоговый урок
Итого
1
1
1
5 час
1
1
1
1
1
7 час
1
1
1
1
1
1
1
68 час
Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.