Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)
Оценка 5

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
математика +2
Взрослым
12.03.2018
Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)
Рабочая программа по предмету "Музицирование" составлена на первые три года обучения. Предмет предназначен для общего музыкального развития учащихся инструментального отделения. Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методическую литературу, и прочие необходимые разделы образовательной программы.
Рабочая программа по музицированию++++.doc
Министерство культуры Республики Татарстан Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования детей «Муслюмовская детская школа искусств» СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора МБУ ДО «Муслюмовская  ДШИ» _____________________Р.Р. Деникаева УТВЕРЖДЕНО: Директор МБУ ДО «Муслюмовская ДШИ» __________________ А.Н.Фаттахова Приказ №__ от «___»________20__г. Принято решением Педагогического совета МБУ ДО «Муслюмовская ДШИ» Протокол № __________ От «___»__________________ 20__ г.     Рассмотрено Методическим советом     МБУ ДО «Муслюмовская ДШИ»     Протокол № __________     От «___»__________________ 20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО   ПРЕДМЕТУ «МУЗИЦИРОВАНИЕ» ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ  (срок реализации программы 4 года) 2 с. Муслюмово, 2017 год ПРЕДИСЛОВИЕ Рабочая   программа   по   предмету   “Музицирование”  для   учащихся инструментальных   отделений   МБОУ   ДОД   “Муслюмовской   детской школы искусств”  составлена   в   соответствии   с   требованиями   государственного образовательного стандарта на основе примерных программ  ДМШ и ДШИ всесоюзного   методического   кабинета   по   учебным   заведениям   искусств   и культуры.  Содержание   данной   программы   опирается   на   методику комплексного   музыкального   воспитания,   в   которой   нашли   отражения достижения прогрессивной педагогики 20 века (научные работы Б.Астафьева, Б.Яворского). Идея создания общего музыкального воспитания и образования была воплощена в музыкальных учебных системах Ж.Далькроза, К. Орфа, З. Кодая, П. Хауве. В них ребёнку предлагается меньше созерцать, а больше делать   ­   и   делать   своими   руками,   дабы   практически   реализовать   свой творческий потенциал.  СОСТАВИТЕЛЬ __________________________________ _____________ «__» ____________ 20__г. 3 Оглавление 1. Рецензия.....................................................................................................4 2. Пояснительная записка.............................................................................5 3. Содержание программы…………..……………………………………..8 4. Требования к уровню подготовки обучающихся ……………………10 5. Формы и методы контроля…………………………………………….14 5. Учебно­методические средства обучения ……………...………….....16 6. Календарно­тематический план ………...……………………….……20 4 5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящее время экономических и социальных реформ поставило перед современной   школой   ряд   задач,   среди   которых   едва   ли   не   ведущей представляется воспитание творческой личности. Направление развивающего обучения   призвано   выявить   и   развить   творческий   потенциал   учащегося, который   в   дальнейшем   реализует   его   в   различных   сферах   деятельности. Область дополнительного музыкального образования не исключение.  Отличительной особенностью сегодняшних ДМШ и ДШИ является их разнообразие.  Вариативность   становится   нормой.  Каждая   школа   стремится быть   непохожей   на   другую   и   поэтому   создает   свою   образовательную программу, свой учебный план.  Развитие   школ   осуществляется   через   освоение   педагогических инноваций. Идет активный процесс обновления содержания, форм и методов образования. Очевидна роль развивающих моделей обучений, обеспечивающих активную   деятельность   детей   в   сфере   искусства   и   способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению. Самый актуальный вопрос для педагогов ДШИ – это место музыкальных школы   в   современной   действительности.   Что   она   реально   может   дать нынешним детям? Кому и зачем она нужна, как привлечь интерес родителей и 6 детей к музыке, как сохранить контингент учащихся? И, следовательно, как воспитать не только музыкантов профессионалов, но и тех, кто будет просто любить музыку, играть и петь для себя, ходить на концерты, кто приведет учиться музыке своих будущих детей. Ключевой   задачей   музыкального   образования   является   приближение обучения игре на фортепиано к запросам учащихся и их родителей.  Родители     хотели   бы,   чтобы   ребенок   владел   инструментом,   имел репертуар   для   досуговых   мероприятий,   играл   и   пел   под   собственный аккомпанемент, подбирал по слуху мелодию, любил и понимал музыку, умел рассказать о музыке и композиторе, получал положительные эмоции. Учебный предмет   «Музицирование»   как   раз   таки   преследует   цель   систематизации процесса   воспитания   творческой   инициативы   и   активной   музыкальной деятельности учащихся.  Музицирование   –   одна   из   составляющих   комплексного   подхода   в воспитании   юного   музыканта.   Она  предполагает   чтение   с   листа, транспонирование, игру в ансамбле, подбор по слуху. Уроки музицирования   расширить позволяют   приобрести   новые   исполнительские   навыки, репертуарные   рамки,   познакомиться   с   лучшими   образцами   русской   и зарубежной   музыки.   Навыки   музицирования   могут   пригодиться   в повседневной   музыкальной   практике   (художественная   самодеятельность, домашний   досуг   и   т.д.)   как   музыканту­профессионалу,   так   и   музыканту­ любителю.                              Цели и задачи обучения Цель программы  – формирование основ самостоятельной музыкальной деятельности   учащихся   после   окончания   школы,   развитие   музыкального вкуса,   воспитание   общей   культуры   средствами   фортепианного   искусства, повышение   устойчивого   интереса   к   обучению,   овладение   навыками 7 любительского   музицирования,   привлечение   и   сохранение   контингента учащихся на отделении «Фортепиано». Образовательные задачи: ­   изучение   произведений   различных   стилей   (классические,   джазовые, эстрадные); ­ грамотный разбор пьес; ­ технический рост и приобретение исполнительских навыков; ­ подбор по слуху понравившейся мелодии; ­ чтение с листа музыкальных произведений; ­ приобретение навыков игры в ансамбле; ­ овладение основами аккомпанемента; ­ разучивание пьес для домашнего музицирования. Развивающие задачи: ­ развитие музыкальных способностей у детей (ритма, слуха, памяти); ­ развитие артистических способностей; ­ развитие  образного мышления, творческого  воображения и фантазии через музыкальные произведения. Воспитательные задачи:  ­ формирование общей культуры; ­ воспитание нравственных качеств; ­ развитие художественного вкуса. Решение   задач   основывается   на   принципах   межпредметных   связей   с дисциплинами теоретического цикла (сольфеджио, музыкальная литература). Взаимосвязь   практикуемых   на   занятиях   различных   видов   музыкально­ творческой деятельности ведет к их взаимному обогащению. Учебный   план   образовательного   учреждения   по   предмету «Музицирование» подразумевает занятия с третьего класса 1 час или 0,5 часа 8 в неделю. В учебном году – 34 рабочих недель, время проведения урока – 45 минут.                                     Методы и формы обучения Нет ничего важнее для музыкального воспитания учащихся, чем общение с   педагогом,   обладающим   высокой   культурой,   тонкой   музыкальностью   и профессионализмом.   Благоприятный   психологический   климат   и заинтересованность педагога могут дать богатый педагогический «урожай». На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиваться нужных результатов. Чаще всего это – проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Учебное занятие – это сложный этап учебного процесса, т. к. от качества занятий зависит общее качество подготовки учащихся. На уроке реализуется весь   комплекс   образовательной,   развивающей   и   воспитывающей   функции обучения в соответствии с требованиями учебной программы. Типы занятий: ­ уроки получения новых знаний; ­ уроки совершенствования знаний, умений, навыков; ­ уроки контроля знаний; ­ уроки практического применения знаний и умений; ­ комбинированные занятия. Для реализации данной программы необходимы следующие условия: –  учебный   кабинет     для   индивидуальных   занятий,   соответствующий противопожарным и санитарным нормам; –  наличие   настроенного   инструмента   «фортепиано»   и   нотной литературы. 9 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Образовательная   программа с индивидуальными   занятиями   по   инструменту   включает   в   себя   комплекс   «Музицирование»   наряду   различных   видов   музыкальной   деятельности,   что   ведет   их   к   взаимному обогащению   и   развитию,   делает   процесс   обучения   более   разнообразным, увлекательным и современным.  Ансамбль, аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа – это одни из составляющих   комплексного   подхода   в   воспитании   юного   музыканта.   Они позволяют   приобрести   новые   исполнительские   навыки,   расширить репертуарные   рамки,   познакомиться   с   лучшими   образцами   русской   и зарубежной   инструментальной   музыки,   воспитать   художественный   вкус   и чувство стиля, развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором или партнером по ансамблю. Чтение с листа  не является основным, ведущим предметом комплекса музыкальных дисциплин данной образовательной программы, однако имеет важное значение как один из факторов, стимулирующих стремление учащихся к   музицированию.     О   пользе   чтения   с   листа   в   музыкальной   педагогике известно   с   давних   пор.   Чтение   с   листа   открывает   самые   благоприятные возможности для всестороннего развития и широкого ознакомления учащихся с   музыкальной   литературой.   Чтение   с   листа   способствует   расширению общемузыкального кругозора учащихся, формированию у них представлений о разнообразии жанров, видов, форм музыкального искусства, способствует формированию исполнительской самостоятельности. Подбор по слуху. Для подбора по слуху нужно следить, чтобы диапазон пьес   соответствовал тесситуре голоса ребёнка. Очень полезно петь песни в различных тональностях и подбирать их на фортепиано. 10 Транспонирование является продолжением подбора по слуху знакомых мелодий   от   разных   звуков,   активизирует   слух   ученика   и   координацию движений   на   фортепиано.   Уже   на   первых   уроках,   начиная   с   подбора простейших мелодий, ученик приобретает первые опыты транспонирования. К пятому классу уровень задач усложняется, ученик учится транспонировать   навыки аккомпанементы   камерно­вокальных   произведений, транспонирования   необходимы   пианисту­концертмейстеру,   поскольку   в   т.к. вокальных   классах   часто   возникает   необходимость   подбора   тональности, наиболее удобной для голоса солиста. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В течение каждого учебного года преподаватель работает с учеником по освоению   комплекса   различных   видов   деятельности,   который   включает программа   «Музицирование».   Для   успешного   развития   учащегося   очень важно соблюдение принципа постепенного усложнения материала от класса к классу.   Необходимо   помнить,   что   требования   к   ученику   должны   быть доступными для него. Поэтому конкретные рекомендации по классам должны корректироваться преподавателем соответственно возможностям и интересам ученика.  Программа «Музицирование» состоит из теоретической и практической частей, взаимно­дополняющих друг друга. Теоретическая   часть   программы  с   первых   месяцев   обучения предполагает   приучать   учащегося   перед   исполнением   незнакомой   пьесы определить   её   текст,   определить   метроритм,   ладо­тональность,   характер мелодического   и   гармонического   развития,   общие   контуры   формы,   темп; постараться   себе  представить   все   эти   элементы   целостно,  в   развитии,  как 11 единый   поток   звучащей   музыки.   Следует   знакомить   учащегося   с   автором, эпохой, содержанием, формой и стилем данного произведения. Практическая   часть  занятия   строится   с   учётом   возрастных   Изучаемый   материал   должен   соответствовать особенностей   детей. технической   подготовке   и   музыкальному   развитию   ученика.   Большое значение имеет работа над качеством звучания, осмысливанием музыкальных построений, выразительностью исполнения. Для этого надо внимание ученика постоянно обращать на то, чтобы он слушал свою игру, замечал недостатки в своём исполнении. От этого зависит результат и эффективность его работы.  Первый год обучения: 1. Чтение с листа пьес, этюдов, ансамблей. За урок необходимо освоить 1­2 произведения. 2. Подбор по слуху, транспонирование. 3. Развитие первоначальных ансамблевых навыков: – введение в дисциплину «ансамбль»; – посадка четырёхручного дуэта; – солирование (когда нужно ярче выявить свою партию); –  аккомпанирование   (умение   отойти   на   второй   план   ради   единого целого); – индивидуальное разучивание каждой партии; – работа над совместным исполнением. Изучить 4­5 разнохарактерных произведений. Ожидаемые результаты: –  развитие навыков  быстрого чтения с листа, уметь читать вперёд на такт; 12 – развитие внутреннего слуха, памяти, ритма; – развитие навыков ансамблевого мышления; – правильное понимание функций своей партии; – ритмическое и темповое единство. Второй год обучения: 1. Чтение   с   листа   пьес,   этюдов,   ансамблей.   За   урок необходимо освоить 1­2 произведения. 2. Развитие навыков ансамблевой игры: – работа над текстом каждой партии отдельно, проработка штрихов, фразировки, динамики; – работа над соединением обеих фортепианных партий, ритмической согласованностью обеих партий; –  выработка   умения   слушать   друг   друга,   единство   фразировки, интонационная стройность; –  работа над формой произведения, целостностью, художественным образом, характером, единством темпа. Изучить 4­5 разнохарактерных произведений. Ожидаемые результаты: –  дальнейшее   развитие   навыков   беглого   чтения   с   листа   (быстрое чтение рельефа в мелодических линиях, чтение вертикали); – умение целостно воспринимать музыкальное произведение; –  умение   слышать   и   «выстраивать»   фактуру,   уметь   согласовывать свою партию с партией партнёра; – научиться разбираться в стилевых и жанровых особенностях музыки для фортепианного ансамбля. Третий год обучения: 13 1.   Чтение   с   листа   пьес,   этюдов,   ансамблей.   За   урок   необходимо освоить 2­3 произведения. 2. Дальнейшее развитие навыков ансамблевой игры: –  работа   над   текстом   каждой   партии   в   отдельности,   проработка штрихов, фразировки, динамики; – работа над соединением обеих фортепианных партий, ритмической согласованностью обеих партий; –  работа   над   синхронностью,   согласованностью,   динамикой   обеих партий; – работа над художественным образом; – работа над концертным исполнением репертуара. Изучить 4­5 разнохарактерных произведений разных жанров. Ожидаемые результаты: – уметь самостоятельно разбирать нотные тексты; – овладение ансамблевой техникой, а именно:   1.   особенности   посадки   и   педализации   при   четырёхручном   соразмерность   в   сочетании   нескольких   голосов, исполнении на одном фортепиано; 2. способы достижения синхронности исполнения; 3. исполняемых разными партнёрами; 4. соблюдение общности ритмического пульса; 5. понимание   жанровых   особенностей   художественных   задач исполняемого произведения. –  приобщение   учащихся   к   лучшим   образцам   классической   музыки, приобретение   навыков   музицирования,   развитие   общей   музыкальной эрудиции. Четвертый год обучения: 14 1.   Чтение   с   листа   пьес,   сложных   этюдов,   ансамблей.   За   урок необходимо освоить 3 произведения. 2. Дальнейшее развитие навыков ансамблевой игры: –  работа   над   текстом   каждой   партии   в   отдельности,   проработка штрихов, фразировки, динамики; – работа над соединением обеих фортепианных партий, ритмической согласованностью обеих партий; –  работа   над   синхронностью,   согласованностью,   динамикой   обеих партий; – работа над художественным образом; – работа над концертным исполнением репертуара. Изучить 5 разнохарактерных произведений разных жанров. Ожидаемые результаты: – грамотно разбираться в нотном тексте, т.е. читать с листа; –  уметь   подобрать   знакомую   мелодию   по   слуху,  а  также   простейший аккомпанемент к ней; –  знать виды фактурного аккомпанемента и использовать их при игре песен   с   буквенным   обозначением   функций,   использовать   теоретические знания; –  грамотно аккомпанировать несложный аккомпанемент по нотам себе или   товарищу,   придерживаясь   стиля,   формы,   собственной   интерпретации музыкального произведения; – иметь навыки игры в ансамбле; – уметь самостоятельно выбрать и освоить произведения для домашнего музицирования,   т.е.   постоянно   пополнять   репертуар   новыми   любимыми пьесами. 15 Принимать   активное   участие   в   подготовке   семейных   праздников, школьных   концертов   и   вечеров,   т.е.   стать   активным   пропагандистом музыкального искусства. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ Вся   работа   над   репертуаром   фиксируется   в   индивидуальном   плане ученика. Репертуарный план требуется составлять на каждое полугодие. В течение года изучить 4­10 произведений (ансамбль или аккомпанемент), в том числе в порядке ознакомления. Главный критерий подбора произведений – индивидуальный подход к способностям и возможностям каждого ученика на основе   дифференцированного   определения   объёма   и   сложности   учебных задач, темпа развития и методов работы. Контроль   успеваемости   учащихся   проводится   в   форме   зачётов   и контрольных уроков, на которых ученик должен исполнить 1­2 произведения, в том числе ансамбля. Проверка чтения с листа проводится на технических зачётах   один   раз   в   год,   где   главным   критерием   является   грамотное   и достаточно беглое исполнение незнакомого нотного текста учеником (уровень сложности – на 1­2 класса ниже). При   выставлении   оценки   за   выступление   учитывается   грамотное исполнение своей партии, яркость созданного музыкально­художественного образа,   качество   исполненного   произведения   в   ансамбле.   Применяется пятибалльная система оценок. Оценка 5 («отлично») Критерии оценивания выступления Технически качественное и художественно  4 («хорошо») осмысленное исполнении, отвечающее всем  требованиям на данном этапе обучения Грамотное исполнение с небольшими  недочетами (как в техническом, так и в 16 художественном плане) 3 Исполнение с большим количеством  («удовлетворительно») недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие  2 свободы игрового аппарата и т.д. Комплекс недостатков, являющихся  («неудовлетворительно») следствием  отсутствия домашних занятий, плохой посещаемости аудиторных занятий. По   окончанию   учебной   четверти   преподаватель   на   основании   учёта знаний   выставляет   итоговую   оценку   успеваемости.   Выступления   на конкурсах,   фестивалях,   концертах   и   т.   д.   зачитывается   как   сдача контрольного уроках. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Музыкальный материал для подбора по слуху и транспонированию: 1. «Сольфеджио. Одноголосие. 1 часть», Б. Калмыков, Г. Фридкин. 2. «Песни и музыка из мультфильмов», сост. А. Гоморев, изд. «Советский композитор», 1984 г. 2.   «Балалар   жырлары.   Салих   Сайдашев»,   сост.   Х.   Валиуллин,   изд. «Татарстан китап нэшрияты», 1972 г. 3. Песенник «Әлмәт җырлары”. Музыкальный материал для чтения с листа: 1.  Фортепианная тетрадь  юного музыканта, 2­4  классы, в. 4,  сост. М. Глушенко, изд. «Музыка», 1989 г. 2.   Альбом   начинающего   пианиста   «Калинка»,   сост.   А.   Бакулов,   К. Сорокин, изд. «Советский композитор», 1989 г. 3. Хрестоматия для фортепиано, 2 класс, сост. А. Бакулов, К. Сорокин, изд. «Музыка», 1990 г. 17 4. Хрестоматия по чтению с листа на материале татарской музыки, 3­4 классы, сост. В. Спиридонова, И. Ядова, 1996 г. 5. «Первый учитель и первый урок», этюды для начинающего пианиста, сост. А. Бакулов, изд. «Композитор», 1992 г. 6.   «Юному   аккомпаниатору»,   музыкальные   примеры   для   пения   с сопровождением, 1­7 классы, сост. Г. Арцышевский, Ж. Арцышевская, изд. «Советский композитор», 1990 г. 7.   Альбом   фортепианных   пьес   для   детей   «Маленькому   любителю музыки», сост. С. Ляховицкая, изд. «Музыка», 1986 г. 8. «Современная фортепианная музыка», 3 класс, сост. Н. Копчевский, изд. «Музыка», 1968 г. 9.   Хрестоматия   маленького   пианиста,   сост.   А.   Артоболевская,   изд. «Москва», 1990 г.  10. «Первые шаги в музыке», М. Андреева, Е. Конорова, изд. «Советский композитор», 1991 г.  11.   «Рустам   Зарипов.   Детские   пьесы   для   фортепиано»,   сост.   В. Спиридонова, 1992 г. 12. «Инструментальные пьеся для детских музыкальных инструментов с фортепиано», сост. Л. Архипова, изд. «Советский композитор», 1985 г 13.   «Мы   любим   музыку»   (шестой   выпуск),   сост.   Т.   Бабаджан,   изд. «Музыка», 1967 г. 14.   «Дом   с   колокольчиком»,   пьесы   для   начинающих   пианистов,   Ж. Металлиди, изд. «Композитор», 1994 г. Примерный репертуарный список. Первый год обучения. Ансамбли: 1. Татарская народная песня «Ал чэчэк»; 2. Татарская народная песня «Такмак»; 3. Татрская народная песня «Монлы кой»; 4. Татарская народная песня «Тэфтилэу»; 5. Татарская народная песня «Туган тел»; 6. Ф. Шуберт «Швейцарская песня»; 7. Л.Моцарт «Песня»; 8. В. Ребиков «Лодка по морю плывет»; 9. И. С. Бах «Песня»; 10. С. Майкапар «Первые шаги»; 11 А. Гурилев «Домик­крошечка»; 12. М. Старокадомский «Веселые путешественники»; 18 13. Л. ван Бетховен «Предостережение»; 14. М. Равель «Павана спящей красавицы»; 15. С. Прокофьев Отрывок из симфонической сказки «Петя и волк»; 16. А. Диабелли «Романс из сонатины»; 17. Р. Шуман «Венецианская песня»; 18. Г. Фрид «Чешская полька»; 19. А. Эшпай «Танец из балета «Ангара»; 20. Л. Книппер «Степная кавалерийская»; 21. П. Чайковский «Танец пастушков»; 22. И. С. Бах «Сарабанда»; 23. А. Аренский «Гавот»; 24. В. Сибирский «Веселый точильщик»; 25. В. Блок «Буковински узоры». Второй год обучения. Ансамбли: 1. И. Шамсутдинов «Кунелле балачак»; 2. А. Ключарев «Туган жирем – Татарстан»; 3. М. Мозафаров «Ике йолдыз»; 4. З.Хабибуллин «Яшьлек жыры»; 5. С. Сайдашев «Кызлар жыры»; 6. Ю. Виноградов «Шугалакта»; 7. Татарская народная песня «Каз канаты»; 8.Л. ван Бетховен «Три немецких танца; 9. А. Рубинштейн «Мелодия»; 10. Н. Римский­Корсаков «Белка». Отрывок из оперы «Сказка о царе Солтане»; 11. В. А. Моцарт «Три танца»; 12. Л. ван Бетховен «Марш из музыки к пьесе Афинкие развалины»; 13. А. Аренский «Сказка»; 14. И. Брамс «Вальс»; 15. В. А. Моцарт Ария Дон Жуана из оперы «Дон Жуан; 16. Ф. Шуберт «Серенада»; 17. М. Глинка Марш Черноморов из оперы «Руслан и Людмила»; 18. Н. Богословский «Игра с котенком»; 19. Ф. Шуберт «Три вальса»; 20. А. Хачатурян Танец девушек из балета «Гаянэ». Третий год обучения. Ансамбли: 1. С. Сайдашев «Укучылар вальсы»; 2. А. Леман «Кунелле бию»; 3. С. Сайдашев «Совет армиясе маршы»; 19 4. Ф. Шуберт «Детский марш»; 5. Ф. Шуберт «Полонез»; 6. Р. Шуман Экспромт из цикла «Восточные картины»; 7. А. Бородин «Полька»; 8. В. Гаврилин «Одинокая гармонь»;  9. Ф. Мендельсон «Две песни без слов: №1, №2»; 10.   Ж.   Бизе   Две   пьесы   из   цикла   «Детские   игры»:   Волчок,   Труба   и барабан; 11. Э. Григ Танец Анитры из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; 12. Э. Григ «Норвежский танец»; 13.   Л.   ван   Бетховен   Турецкий   марш   из   музыки   к   пьесе   «Афинские развалины»; 14. И. Брамс Две пьесы из цикла «Русский сувенир»: Ветка, Вот на пути село большое; 15. Ж. Рамо «Ария из кантаты «Аквилон и Орифия»; 16. К. Вебер «Анданте с вариациями»; 17. К. Вебер «Рондо»; 18. Ф. Шуберт «Лендлер»; 19. Р. Шуман «Восточные картины»; 20. Э. Григ «Норвежский танец»; 21. М. Глинка «Полонез»; 22. А. Бородин «Мазурка»; 23.   С.   Прокофьев   «Мертвое   поле».   Отрывок   из   кантаты   «Александр Невский; 24. Д. Шостакович «Прелюдия»; 25. В. Гаврилин «Марш»; 26. Г. Мушель «Прелюдия и фуга». Четвертый год обучения. Ансамбли: 1. Ф. Яруллин «Шурале» балетыннан. Утлы убыр һэм Шайтан биюе”; 2. Ф. Яруллин “Шурале” балетыннан вальс”; 3. Н. Жиганов “Зохрэ” балетыннан романс”; 4. А. Ключарев “Тау экияте” балетыннан кынгыраулар белэн бию”; 5. Л. ван Бетховен “Шесть вариаций!; 6. Р. Шуман Ор. 66. “Экспромт”; 7. А. Бородин “Полька”; 8. П. Чайковский Испанский танец из балета “Лебединое озеро”; 9. М. Мирзоев “Концертный марш”; 10. Д. Шостакович “Три танца из сюиты к кинофильму “Овод”; 11. Н. Жиганов “Танец девушек” из балета “Зюгра”; 12. Н. Жиганов “Танец” из балет “Зюгра”; 20 13. Н. Жиганов “Мелодия” из балета “Зюгра”; 14. Н. Жиганов “Вальс” из балета “Зюгра”; 15. Н. Жиганов “Романс” из балета “Зюгра”; 16. Н. Жиганов “Сцена” из балета “Зюгра”; 17. Н. Жиганов “Танец шута” из балета “Алтынчач”; 18. Н. Жиганов “Танцы” из балета “Алтынчач”; 19. Н. Жиганов “Наигрыш на курае” из оперы “Качкын”; 20. Н. Жиганов “Танцы” из оперы “Качкын”. Учебно­методическая литература: 1. Арцышевский, Г. Юному аккомпаниатору. Музыкальные примеры для  пения с сопровождением для учащихся 1­7 классов ДМШ: учебное  издание/ Г. Арцышевский, Ж. Арцышевксий. – Москва: Советский  композитор”, 1990. – 156 стр. 2. Глушенко, М. Фортепианная тетрадь юного музыанта. Выпуск 2. Для 2­3 года обучения: нотное издание/ М.Глушенко. – Ленинград: “Музыка”,  1989. – 158стр. 3. Кравцова, В. Крупная форма (5, 6, 7 классы музыкальной школы):  Нотная папка пианиста №5. Тетрадь №1/ В. Кравцова, М. Михайлова. –  Москва: “Дека­ВС”, 2002. – 63 стр. 4. Кравцова, В. Полифонические произведения и старинные танцы (3, 4, 5  классы музыкальной школы): Нотная папка пианиста №2. Тетрадь №2/  В. Кравцова, М. Михайлова. – Москва: «Дека­ВС», 2001. – 50 стр. 5. Кравцова, В. Полифонические произведения и старинные танцы (1, 2, 3  классы музыкальной школы): Нотная папка пианиста №1. Тетрадь №2/  В. Кравцова, М. Михайлова, Т. Школовская. – Москва: “Дека­ВС”,  2001. –31 стр. 6. Кравцова, В. Этюды (1, 2, 3 классы музыкальной школы): Нотная папка  пианиста №1. Тетрадь№1/ В. Кравцова, М. Михайлова, Т. Школовкая. – Москва: “Дека­ВС”, 2001. – 47 стр. 7. Кравцова, В. Избранные пьесы из фортепианных циклов (1, 2, 3 классы  музыкальной школы): Нотная папка пианиста №1. Тетрадь №5 / В.  Кравцова, М. Михайлова, Т. Школовская. – Москва: “Дека­ВС”, 2001. – 47 стр. 8. Кравцова, В. Произведения крупной формы: сонатины, рондо, вариации  (1, 2, 3 классы музыкальной школы): Нотная папка пианиста №1.  Тетрадь №3/ В. Кравцова, М. Михайлова, Т. Школовская. – Москва:  “Дека­ВС”, 2001. – 63 стр. 21 9. Кравцова, В. Ансамбли в 4 руки (5, 6, 7 классы музыкальной школы):  Нотная папка пианиста №5. Тетрадь №3/ В. Кравцова, М. Михайлова. –  Москва: “Дека­ВС”, 2002. – 87 стр.  10.Самарин, А. Альбом для домашнего музицирования: нотное издание/ А.  Самарин, В. Самарин, О. Путилина. – Москва: “Музыка”, 2010. – 64 с. 11. Спиридонова, В. Хрестоматия по чтению с листа на материале  татарской музыки: учебное пособие для фортепианных отделений  детских музыкальных школ и школ искусств/ В. Спиридонова. – Казань.  – 108 стр. № 1. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения: № Тема урока Содержание и виды работ 1 Чтение с листа. Чтение мелодий песенного характера на двух нотных станах (уровень сложности – 1  класс): ­ артикуляционные обозначения; ­ добавочные линейки; ­ случайные знаки альтерации; ­ басовый ключ; ­ знаки альтерации в ключе.  Скачки в мелодии; Кол­во часов 5 Дата 2 Подбор и  транспонирование. 2. 3 Работа над  произведениями  (ансамбли) 3. 4 Теоретические  понятия, слушание  аудиозаписей. 4. 6 Контрольно­зачётные мероприятия. 5. 22 5 16             4 4 ­ знаки альтерации в ключе; ­  разнообразие штрихов и  длительностей. Паузы. На каждом уроке читаем 1­2 пьесы. На дом  задается 2­4 пьесы. Подбор простейших мелодических попевок  по слуху, начинающихся с тоники (I ступень  лада) или доминанты (V ступень лада) с  поступенным движением  звуков. Определение по слуху движения  мелодии ( на месте, вниз или вверх «по  лесенке» в пределах квинты). Пение по слуху повторов одного и того же звука,  поступенных движений звуков, простейших  звуковых сочетаний, песенок, подбор их  мелодии на инструменте в тональностях без  знаков, в размере 2/4, 3/4, 4/4, в медленном  или умеренном темпе. Подбор Т ­ S ­ D ( с  басом). Работа над техникой синхронного  исполнения, техникой совместного дыхания, техникой одновременных штрихов. Игра в  четыре руки (с преподавателем)  произведений народной музыки, русской и  зарубежной классики в форме песен,  маршей, танцев. 2 ансамбля в год. В рабочей тетради ведется краткое описание  каждого выученного произведения. Ученик  ведет словарь динамических терминов.  Перед разбором нового произведение оно  прослушивается в исполнении известных  музыкантов. 1. Исполняет любимую песенку  (из самостоятельно  подобранных по слуху или  выученную по нотам); 2. Читает с листа пьесу в  однострочном изложении с  анализом движения звуков,  разбором ритмических  особенностей, определив  настроение пьесы, темп и  динамику исполнения Итого: 34 23 Второй год обучения: № Тема урока Содержание и виды работ Кол­во часов Дата № 1. 4 4 1 Чтение с листа. Примеры для чтения подбираются  индивидуально, с учетом уже освоенных  учеником навыков. Берутся пьесы песенного  характера, этюды за 1­2 класса, начиная от  простого изложения к сложному. Чтению с  листа предшествует подробный анализ  произведения, так как появляются  дополнительные линейки, знаки альтерации,  разнообразные штрихи, сложные  тональности, аппликатура. ­ строение фраз (повтор,  суммирование); ­ мелодия и остинатное  сопровождение; ­ параллельное движение  голосов в симметричном и  «зеркальном» движении; ­ изучение аппликатурных  принципов; ­ изучение упражнений по  навыку игры «вслепую»; ­ чтение с листа отдельно  партии левой руки, знакомя с  различными видами фактур  (терции, трезвучия, бас +  терция, арпеджио и т.д.). Примеры для чтения брать из сборников  этюдов, вальсов, сонат. Партию правой руки  исполняет педагог  или другой ученик. Цель  – приучить «схватывать» главные  особенности сочинения: строение фраз, темп, изменения фактуры, аппликатурные  особенности и т.д. На уроке прочитывать  одно произведение. На дом задается два­три  произведения (сложность – 1­2 класс). 2 Подбор и  транспонирование. 2. Развитие звуковысотного слуха.  Подбор мелодий песенного характера. Упражнения по определению характера 3 4 . Работа над  произведениями  (ансамбли) Повторение  разученных ранее  пьес, подготовка к  концертным  выступлениям. Теоретические  понятия, слушание  аудиозаписей. 6 Контрольно­зачётные мероприятия. движения мелодии (вверх­вниз, на месте,  скачки). Подбор песен после  предварительного разучивания по слуху со  словами и анализа движения мелодии.  Транспонирование подобранных мелодий.  Игра с педагогом в 4 руки ансамблевых пьес,  народной  музыки, русской  и  зарубежной  классики. Работа  над техникой  синхронного  исполнения.    1­2 произведения в полугодие. Освоение профессиональных речевых  оборотов и музыкальной терминологии.  Музыкально­теоретический анализ пьесы:  тональность, размер,  развитие мелодии. В рабочей тетради ведется краткое описание  каждого выученного произведения. Ученик  ведет словарь динамических терминов.  Перед разбором нового произведение оно  прослушивается в исполнении известных  музыкантов. 1. Исполняет подобранную ранее по слуху песенку. 2. Читает с листа. 3. Исполняет     нотам произведение   в   ансамбле   с педагогом. по Итого: Третий год обучения: 24 16             2 4 4 34 № Тема урока 1 Чтение с листа. Кол­во часов 4 Дата Содержание и виды работ Примеры для чтения подбираются  индивидуально, с учетом уже освоенных  учеником навыков. Берутся пьесы песенного характера, этюды за 1­2 класса, начиная от  простого изложения к сложному. Чтению с  листа предшествует подробный анализ  произведения, так как появляются  дополнительные линейки, знаки альтерации,  разнообразные штрихи, сложные  тональности, аппликатура. 3. 4. 5. 6. № 1. 25 ­ строение фраз (повтор,  суммирование); ­ мелодия и остинатное  сопровождение; ­ параллельное движение  голосов в симметричном и  «зеркальном» движении; ­ изучение аппликатурных  принципов; ­ изучение упражнений по  навыку игры «вслепую»; ­ чтение с листа отдельно  партии левой руки, знакомя с  различными видами фактур  (терции, трезвучия, бас +  терция, арпеджио и т.д.). Примеры для чтения брать из сборников  этюдов, вальсов, сонат. Партию правой руки  исполняет педагог  или другой ученик. Цель  – приучить «схватывать» главные  особенности сочинения: строение фраз,  темп, изменения фактуры, аппликатурные  особенности и т.д. На уроке прочитывать  одно произведение. На дом задается два­три  произведения (сложность – 1­2 класс). 2. 2 Транспонирование. Подбор знакомых мелодий и простейшего  аккомпанемента к ним; ­ подбор знакомых  песенных мелодий; ­ определение тональности, опорных точек для  подбора баса  аккомпанемента; ­ знакомство с фактурным  аккомпанементом. Терции, основные виды  трезвучий, построенные на  главных ступенях лада –  «снеговики­дирижеры»; ­ работа над одной песней  в тональностях C, D, E, G,  a.. Работа в  одной  тональности над песнями,  начинающимися с I, III, V  ступени лада. 4 3 Работа   над Игра   в   четыре   руки   ансамблевых   пьес   (с 12 3. 4. 5. 6. № 1. произведениями (ансамбли). педагогом или другим учеником). За год – 2 ансамбля. 26 4 5 Повторение  разученных раннее  пьес,  подготовка к  концертным  выступлениям. Теоретические  понятия, слушание  аудиозаписей. 6 Контрольно­зачётные мероприятия. Освоение профессиональных речевых  оборотов и музыкальной терминологии.  Музыкально­теоретический анализ пьесы:  тональность, размер,  развитие мелодии. В рабочей тетради ведется краткое описание каждого   выученного   произведения.   Ученик ведет   словарь   динамических   терминов. Перед   разбором   нового   произведение   оно прослушивается   в   исполнении   известных музыкантов. 1. Исполняет   подобранную   ранее по   слуху   песенку   или аккомпанемент   понравившейся песни по нотам. 2. Читает с листа. 3. Исполняет   нотам по   произведение в ансамбле. Итого: Четвертый год обучения: 6 4 4 34 № Тема урока 1 Чтение с листа. Кол­во часов 4 Дата Содержание и виды работ Сложность пьес для чтения – 2­3 классы. ­ пьесы с постепенным  увеличением количества позиционных  перемещений; ­ включение  негармонических  звуковых сочетаний; ­ со все более сложной  артикуляцией,  динамикой,  усложнением  интонационного  содержания; ­ развитие зрительной  памяти, навыка чтения  на один такт вперед; 2 Аккомпанемент. 2. ­ работа над навыком  игры «вслепую»; ­ переключение  внимания с нот, ритма,  общей нюансировки на  выразительность  исполнения. На уроке ученик читает с листа 1  произведение или отрывки из нескольких.  На дом задается 1­2 произведения для  чтения с листа. Работа над песнями из песенных сборников с буквенным          обозначением функций  аккомпанемента. ­ разучивание мелодий; ­ пение вокальной  партии. Верхний голос  аккомпанемента  дублирует вокальную  партию. Нижний – по  буквенным  обозначениям игра  аккордов; ­ выбор фактуры  аккомпанемента,  соответствующего  стилю и форме песни; ­ игра разложенного на  две руки фактурного  аккомпанемента без  мелодической  поддержки. Пение  вокальной партии. 3   Работа произведениями (ансамбли). 3. над Работа над техникой синхронного  виртуозного исполнения произведения,  техникой педализации. Игра в четыре руки  (с преподавателем) произведений народной  музыки, русской и зарубежной классики ­  пьес для фортепиано, песен с  использованием ансамблевых навыков  «солирования», «аккомпанирования». Один­ два ансамбля за год. 4 Повторение  разученных раннее  пьес,  подготовка к  4. Вовлечение учащегося в активную  концертную, просветительную деятельность  (участие в литературно­музыкальных  27 4 12 6 концертным  выступлениям. 5 Теоретические  понятия, слушание  аудиозаписей. 5. 6 Контрольно­зачётные мероприятия. 6. композициях, беседах, концертах и других  мероприятиях), анализ и оценка  выступлений, содержания музыкального и  литературного материала,        основные  этические  и  эстетические  категории  красоты,  искусства, культуры, духовной культуры,  художественной культуры. В рабочей тетради ведется краткое описание каждого   выученного   произведения.   Ученик ведет   словарь   динамических   терминов. Перед   разбором   нового   произведение   оно прослушивается   в   исполнении   известных музыкантов. 1. Исполняет   подобранную   ранее по   слуху   песенку   или аккомпанемент песни (романса) по нотам.   2. Читает с листа (сложность – 2 класс). 3. Играет в ансамбле. по 4. Исполняет       нотам переложение популярной музыки   или   самостоятельно выученную   для домашнего музицирования. пьесу   Итого: 28 4 4 34

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)

Рабочая программа по предмету "Музицирование" (инструментальное отделение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018