Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Оценка 5

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
2 кл
27.04.2018
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Представлена рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для обучающихся 2-го класса. Данная программа составлена на основе рабочей программы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир». Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность.Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
attachment_1065310188.docx
Администрация городского округа г. Воронеж Воронежской области Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 2» города Воронежа 394005, г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 65­Б Тел/факс: (4732) 273­30­10; e­mail: progimn  2@   icmail      .  ru; www.progimn.narod.ru        «Рекомендована к  утверждению»         решением педагогического совета Протокол № 1 от «__» августа  2016           Секретарь педагогического совета         МБОУ Прогимназия № 2         ________________ /Калинина И. В./ «Утверждаю» Приказ № ___­о от «___» августа 2016 г. Директор МБОУ  «Прогимназия № 2» ______________________/Н.Н.Булгакова/ М.П.               Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 2­ В класса на 2016­2017 годы Составитель:  Мерзлютина Ирина Александровна учитель начальных классов высшей квалификационной категории  руководитель ШМО учителей начальных классов МБОУ «Прогимназия № 2» города Воронежа Воронежской области, 2016 г. 2016/2017 учебный год Пояснительная записка        1. Нормативная база программы.       Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе:  Федерального закона от 29.12 № 273­ФЗ      «Об образовании в Российской Федерации».   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования,  утверждённого приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 года № 373.  Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Рабочей программы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир». Предметная линия учебников «Перспектива».1­4 классы, Издательство Просвещение, 2011,  рекомендованной Министерством образования РФ Закона «Об образовании в Российской Федерации».    Санитарно­эпидемиологических   требований   к   условиям   и   организации   обучения   в  общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821­10.   Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Прогимназия № 2» на 2011­2016 годы.  Учебного плана МБОУ «Прогимназия № 2» на 2016­2017 учебный год. 2. Цели и задачи программы: Цели обучения:  Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей: развитие  умений   наблюдать,   характеризовать,   анализировать,   обобщать   объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;    освоение  знаний   об   окружающем   мире,   единстве   и   различиях   природного   и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание  позитивного   эмоционально­ценностного   отношения   к   окружающему миру,   экологической   и   духовно­нравственной   культуры,   патриотических   чувств;   потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье. Задачи курса:  Формировать в сознании ученика ценностно­окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и   социальной среде. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.  3. Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом контингента учащихся   (ценностные   ориентиры   содержания   учебного   предмета   и   его   общая характеристика).  Ценностные ориентиры: 1. Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:  ­   чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,   народ   и   историю,   осознания ответственности человека за благосостояние общества;  Мерзлютина Ирина Александровна ­ восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа.  2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:  ­ доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;  ­   уважения   к   окружающим   —   умения   слушать   и   слышать   партнера,   признавать   право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников. 3. Развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:  ­   принятия   и   уважения   ценностей   семьи   и   общества,   школы,   коллектива   и   стремления следовать им;  ­   ориентации   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных   поступков,   так   и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;  ­   формирования   чувства   прекрасного   и   эстетических   чувств,   благодаря   знакомству   с мировой и отечественной художественной культурой.  4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:  ­ развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;  ­  формирование  способности  к организации  своей  учебной  деятельности  (планированию, контролю, оценке).  5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:  ­   формирование   самоуважения   и   эмоционально­положительного   отношения   к   себе, готовности   открыто   выражать   и   отстаивать   свою   позицию,   критичности   к   своим   поступкам   и умения адекватно их оценивать;  ­ развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;  ­ формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;  ­   формирование   нетерпимости   и   умения   противостоять   действиям   и   влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.  Общая характеристика курса: Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию   картины   окружающего   мира   в восприятии   ребенка,   гармонично   соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно­ культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно­культурное ЦЕЛОЕ. Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и   сохранения   здоровья   детей   в   течение   года.   Программа   нацеливает   на   осуществление экологического   воспитания   младших   школьников,   на   развитие   у   них   таких   качеств,   как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края. Мерзлютина Ирина Александровна Главные педагогические подходы в работе учителя во 2 классе остаются теми же, что и   духовно­  коммуникативно­деятельностный,   культурно­исторический, в 1 классе,   ориентированный. ­   4.   Отличительные   особенности   рабочей   программы   по   сравнению   с   примерной программой с обоснованием целесообразности внесения изменений: А) Изменение количества часов на изучение отдельных тем. Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.  Особенностью   данной   рабочей   программы   по   сравнению   с   примерной   программой  по окружающему   миру  авторов  А.   А.   Плешакова,   М.   Ю.   Новицкой   является   гуманитарная направленность в соответствии с Образовательной программой МБОУ «Прогимназия №2». Начала естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,   знакомыми   и   предсказуемыми,   найти   своё   место   в   ближайшем   окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Данная   программа   помогает   ученику   в   формировании   личностного   восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, музыки и изобразительного искусства, совместно с ними приучая детей к рационально­научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Б) Структурная перестановка порядка изучения тем. Раздел «Вселенная, время, календарь» будет изучаться после раздела «Осень», так как по природным условиям Воронежской области наблюдения за осенними изменениями в природе в ноябре­декабре невозможны. В   авторскую   программу   внесены   следующие  изменения: № 1. 2. 3. 4. 5. Тема Осень.   Вселенная, время, календарь.   Зима.  Весна и лето.  Резерв ИТОГО Кол­во часов по авторской программе 16 часов  14 часов 13 часов 15 часов 10 часов 68 Кол­во часов по рабочей программе 19 часов  15 часов 15 часов 19 часов  68 5. Срок реализации рабочей учебной программы. На  «Окружающий мир»  программой предусмотрено 68 часов из расчета 2  часа в неделю,   основной   образовательной   программы   начального   общего что   соответствует   требованиям   образования МБОУ «Прогимназия № 2».  6. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Результатами   освоения   программы   «Окружающий   мир»   являются   личностные, метапредметные и предметные результаты.  Личностные результаты 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной Мерзлютина Ирина Александровна принадлежности; гуманистических и демократических ценностных ориентаций.    ценности   многонационального   российского   общества,   становление 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.  5.   Принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах,   социальной справедливости и свободе.  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.  8.   Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к   материальным   и   духовным ценностям.  Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  3.   Формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации,   определять   наиболее эффективные способы достижения результата.  4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.  5. Активное использование речевых средств и средств информационных  и   коммуникационных   технологий   (далее   —   ИКТ)   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач.  6.   Овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.  7.   Овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.  9.   Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.  10.   Умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования   (в   том   числе   с   учебными   моделями)   в   соответствии   с   содержанием   конкретного учебного предмета.  Предметные результаты Обучающийся научится: Мерзлютина Ирина Александровна  называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;  называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;  определять стороны горизонта;  находить на глобусе океаны и материки;   перечислять   единицы   измерения   времени   в   порядке   их   увеличения,   определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;   перечислять времена года в правильной последовательности;   измерять температуру;  кратко   характеризовать   содержание   общегражданских   праздников   современного российского календаря, представленных в учебнике;   находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;   называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;   узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;   перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;  отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;   определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;   различать перелетных и зимующих птиц;   приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;   соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;   перечислять правила охраны природы в разные времена года;   определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);   находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;   называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;  характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;   называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);   находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. 7. Содержание учебного предмета Время и календарь(14ч) Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена   времен   года.   Наблюдение   за   небесными   телами   —   основа   измерения   времени   и создания календаря. Экологический календарь. Способы измерения времени; старинные и современные часы. Календарь.   Названия   месяцев   и   дней   недели.   Народный   календарь.   Наши   праздники. Осень (18 ч) Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета. Неживая   природа   летом   и   осенью   (высота   солнца   над   горизонтом,   температура,   дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе. Мерзлютина Ирина Александровна Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни­погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре. 26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях. Травянистые   растения   ближайшего   природного   окружения.   Осенние   изменения   в   жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья. Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность   плодов   и   семян   растений   к   распространению   с   помощью   животных   и   с помощью ветра. «Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах. Насекомые   и   пауки,   их   жизнь   летом   и   осенью.   Важнейшее   внешнее   различие   между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых;   личинка   и   взрослое   насекомое.   Необходимость   бережного   отношения   к   паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды. Птицы,   их   жизнь   летом   и   осенью.   Перелетные   и   зимующие   птицы.   Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день­погодоуказатель: «Арина   —   журавлиный   лёт».   Запасание   корма   зимующими   птицами   —   одна   из   черт   их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц­зимников по народному календарю. Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц. Правила   поведения   в   природе,   направленные   на   сбережение   растений,   насекомых,   птиц, зверей, грибов. Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры. Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени. Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своей местности. Зима(15ч)  Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни­погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок. Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде. Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни. Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных). Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки) Подкормка птиц зимой. Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных. Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса). Культура поведения в природе зимой. Мерзлютина Ирина Александровна Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Труд   людей   зимой   (снегозадержание;   ремонтные   работы;   труд   в   зернохранилищах   и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы. Блок   внеклассной,   внешкольной   работы:  зимние   экскурсии   для   наблюдения   за   жизнью природы своей местности. Весна и лето(19ч) Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние   приметы   и   присловья.   Весенние   дни­погодоуказатели.   1   (14)   марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие. Неживая   природа   весной   (высота   солнца   над   горизонтом,   температура,   таяние   снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода. Деревья   и   кустарники   весной:   начало   сокодвижения,   цветение,   набухание   почек   и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение.   Необходимость   бережного   отношения   к   раннецветущим   растениям.   Загадки   о раннецветущих растениях. Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним. Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц. Весенние   изменения   в   жизни   зверей,   лягушек   и   жаб,   ящериц   и   змей.   Представление   о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве. Правила   поведения   в   природе,   направленные   на   сбережение   растений,   насекомых,   птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей. Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.). Укрепление   и   охрана   здоровья   весной.   Весенние   игры.   Народные   весенние   праздники. Проводы весны. Народные   названия   летних   месяцев.   Летние   приметы   и   присловья.   Летние   дни­ погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России. Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека». Блок   внеклассной,   внешкольной   работы:  весенние   экскурсии   для   наблюдения   над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде. Экскурсии  в   краеведческий   музей   для   знакомства   с   культурой   сезонного   труда   и календарных праздников, характерных для народов своего края.  Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально­поэтического творчества. Экскурсии: Что нас окружает? Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе. Мерзлютина Ирина Александровна Практические работы: Знакомство   с   устройством   термометра,   измерение   температуры   воздуха,   воды,   тела человека. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. Проверочных 4 Тематическое планирование Экскурс Кол­во часов № Темы разделов 1. 2. 3. 4. Раздел «Осень» Вселенная, время, календарь Раздел «Зима» Раздел «Весна и лето» Итого: 18   15  15  19    67 ии 2 1 2 2 7 Тестовые контрольн ые работы Практическ ие работы 1 1 1 1 4 1 1 ­ 2 4 Материально­техническое обеспечение учебного предмета 1.     Обоснование   выбора   учебно­методического   комплекта   для   реализации   рабочей учебной   программы:  Система   учебников   «Перспектива»   в   Федеральном   перечне   учебников, рекомендованных  Минобрнауки   России  к   использованию   в   образовательном   процессе   в общеобразовательных учреждениях на 2016/2017 учебный год. Программа обеспечена учебно­методическим комплектом, в который входят:   1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 частях  – М.: Просвещение, 2014. 2. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.  2 класс. В 2 частях – М.: Просвещение, 2014. 3. Методические пособия Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В.,  Саркисян Ю.В. «Уроки по окружающему миру» 2 класс.    2.  Техническое оснащение программы.    Средства обучения: ­ технические: компьютер, (презентации школьной ИКТ­библиотеки, Интернет­ресурсы) ­ печатные пособия: карты – политическая и физическая карты мира, карта природных зон России, портреты выдающихся людей России, плакаты «Круговорот воды в природе», «Животные», «Растения».  ­ учебно­практическое оборудование: термометры для измерения температуры воздуха на открытом воздухе и в помещении, а также температуры воды, муляжи овощей, фруктов, грибов, оборудование для демонстрации простых опытов с водой. ­ дополнительные   учебные   книги:   Новицкая   М.Ю.   «Родная   земля»,   Новицкая   М.Ю. «Небылицы, прибаутки, считалки, детские игры» Мерзлютина Ирина Александровна К   некоторым   урокам   составлены   презентации,   имеется   уже   готовый   к   распечатке раздаточный и демонстрационный материал. Такое техническое и методическое сопровождение может только способствовать организации и проведению современного урок Календарно­тематическое планирование № ур ок а 1. 2. Название темы  Осенние месяцы.  Стр. 54­57.  Осень в неживой  природе. Стр. 58­61. 3. Экскурсия «Осенние  изменения в природе». 4. 5. 6. 7. 8. 9.  Народные праздники  в пору осеннего  равноденствия. Стр. 62­ 65.  Звездное небо осенью.  Стр. 66­69.   Экскурсия в лес. Трава  у нашего дома. Стр.70­ 73.  Старинная женская  работа. Стр. 74­77.  Деревья и кустарники  осенью. Стр. 78­81.  Чудесные цветники  осенью. Стр. 82­85. 10.  Грибы.  Стр.86­89.  Характеристика  деятельности  уч­ся Кол­ во часов Дата провед ения I четверть(17 часов) Раздел «Осень» (18 часов) Работа в парах.  Наблюдают за погодой, за  изменениями в окружающем мире. Фронтальная работа: ответы на вопросы  рубрик. Рассуждают, чем отличаются осенние дожди от летних. Наблюдают   за   осенними   изменениями   в природе своего края. Работа в группе. Вспоминают, что такое  равноденствие, когда бывает осеннее  равноденствие, что происходит в природе  после этого дня. Сравнивают свои ответы с  текстом учебника. Анализируют схемы созвездий Большая  Медведица и Лебедь, соотносят схемы  созвездий и старинные рисунки. Работают в  паре. Беседа, обмен впечатлениями. Определяют  названия травянистых растений, называют  причины пожелтения травы. Фронтальная  работа: ответы детей на вопросы рубрики  «Проверим себя». Отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и  «Проверим себя» Стараются определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучают лоскуты ткани  на ощупь, а  также называют известные Ткани. Выполняют задания и отвечают на вопрос  рубрики «Подумаем!» Работа в парах. Формулируют тему урока. Рассказывают,  какие цветы были у них в букетах на 1  сентября, находят называемые цветы в  букетах, на фотографиях. Отвечают на вопросы рубрики  «Проверим  себя». Рассказывают, какие грибы знают,  узнают, что, оказывается, грибы, как и  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 02.09 07.09 09.09 14.09 16.09 21.09 23.09 28.09 30.09 05.10 Мерзлютина Ирина Александровна 11. 12.  Шестиногие и  восьминогие. Стр. 90­ 93.  Птичьи секреты.  Стр. 94­97. 13. Как разные животные  готовятся к зиме.  Стр. 98­101. 14. Невидимые нити в  осеннем лесу. Стр. 102­ 105.  15. Осенний труд.  Стр. 106­109. 16. Будь здоров!  Стр. 110­113.  17. Охрана природы осенью. Стр. 114­117. 18. Контрольное  тестирование. растения, имеют надземную и подземную  части. Повторяют  материал о животных, Изучают фазы  развития насекомых по рисункам.  Изучают  отличие  паукообразных  от насекомых. Работают с загадками и вопросом рубрики  «Подумаем!»,  вместе с учителем делают  вывод урока. Работа по вопросам рубрики «Проверим  себя». Вспоминают, что изучает наука экология.  Обсуждают на конкретных примерах, какие  связи существуют в природе.  Обсуждают, почему осенью много работы.  Называют самую привлекательную для  каждого работу.   Слушают сообщение о пользе сезонных  народных игр для здоровья, обсуждают, в  какие игры они любят играть летом и осенью. По материалам учебника знакомятся с  правилами охраны природы осенью,  рассказывают по рисункам учебника о них.  Отвечают на вопросы. II четверть (14часов) Проверка знаний, умений и навыков по  данному разделу. Раздел «Вселенная, время, календарь» (15 часов) Знакомятся с официальным названием  страны, в которой живут, делают вывод о  многообразии культур народов Российской  Федерации. Работают с картой. Работа в паре: выполняют задания.  Самостоятельная работа. Решение проблемного вопроса: «Почему  Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?» Знакомство с изображениями  Земли в древности. Практическая работа под  руководством учителя. Ответы на вопросы  рубрики «Проверь себя». 19. Мы — союз народов  России. Учебник, часть  I, стр. 4 – 7. 20. Мы — жители  Вселенной. Стр. 8 – 11. 21. Наш «космический  корабль» ­ Земля.  Стороны горизонта,  компас.  Стр. 12­13.  Практическая работа  с компасом.    Океаны и материки на  Земле. (Изображение  нашей страны на  глобусе). Стр. 14­15.  Практическая работа  с глобусом. 22. 07.10 12.10 14.10 19.10 21.10 26.10 28.10 09.11 11.11 16.11 18.11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23.11 Мерзлютина Ирина Александровна 23. Время. Стр. 16­19.  Практическая работа. 24. Сутки и неделя.  Стр. 20­23. 25. Месяц и год. Стр. 24­ 27. 26. Времена года.  Стр. 28­31.  Экскурсия на школьную  площадку по теме:  «Какая сейчас погода?».  Погода. Практическая работа с  термометром. Стр.  32­35.  Календарь — хранитель времени, страж памяти.  Стр. 36­39. 27. 28. 29. 30. 31.  Красные дни календаря. Стр. 40­43.  Придумывают и рисуют символы праздников, отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и  «Проверим себя».  Народный календарь.  Стр. 44­47. Знакомятся с православным календарём.  Рассматривают рисунки  и рассказывают, о  каких днях народного календаря хотел  рассказать художник. III четверть (20 часов) 32. Экологический  Делают обобщение. календарь.  Стр. 48­51.  Практическая работа. 33. Контрольное  тестирование. 34. Зимние месяцы. Часть  Проверка знаний, умений и навыков по  разделу. Раздел «Зима» (15часов) Читают старинные названия зимних месяцев,  пытаются объяснить, что они значат.  Мерзлютина Ирина Александровна Рассматривают схему в учебнике, обсуждают  ее.  Практическая работа под руководством  учителя.  Рассматривают схему в учебнике.  Придумывают сказочное объяснение  изменению облика Луны. Дают научное  объяснение с помощью схемы. Учатся  определять, убывает месяц или растёт. Определяют, какие цвета характерны для  каждого времени года. Сравнивают свои   ответы с тем, что изображено на  фотографиях учебника. Рассматривают термометры, их устройство.  Выполняют практическую работу:   определяют температуру воздуха в классе и  на улице, а также температуру в сосудах с  нагретой водой и водой комнатной  температуры. Результаты записывают в  таблицу. Самостоятельно делают выводы урока, а  затем зачитывают выводы в учебнике. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25.11 30.11 02.12 07.12 09.12 14.12 16.12 21.12 23.12 11.01 13.01 18.01 2, стр. 4­7. Творческая  работа. 35. Зима — время науки и  сказок.  Стр. 8­11. 36. Зима в неживой природе. Стр. 12­15. 37. Экскурсия в зимний  лес. 38. Звездное небо зимой.  Стр. 16­19. 39. 40. Зима в мире растений.  Стр. 20­23. Зимние праздники. Стр. 24­27. 41. Растения в домашней  аптечке. Стр. 28­31. 42. Зимняя жизнь птиц и  зверей. Стр. 32­35. 43. Невидимые нити в  зимнем лесу. Стр. 36­ 39. 44. В феврале зима с весной  встречается впервой.  Стр.40­43. Рассматривают картины художников в  учебнике и составляют рассказ.  Учатся узнавать погоду по старинным  народным приметам.  В форме беседы с  учителем отвечают на вопросы рубрики  «Обсудим» Наблюдают за  температурой воздуха.  Работают с пословицами. Отгадывают  загадки о зимних явлениях природы и  отвечают  на вопросы рубрики «Подумаем!». Делятся своими наблюдениями. Повторяют материал урока «Звездное небо  осенью» по вопросам рубрики «Вспомним». Под  руководством учителя проводится  сопоставление расположения звезд Большой  Медведицы осенью и зимой. Отвечают на вопросы о зимних изменениях в  жизни растений. Рассматривают рисунки в  учебнике и с помощью атласа­определителя  узнают растения, которые зимуют под  снегом. Узнают историю о том, с какого времени в  России начали праздновать Новый год зимой.  Разыгрывают сценку колядования. Самостоятельная работа: определить, какое  растение было использовано для  приготовления лекарства и указать, какая  часть растения. Повторяют, какие птицы улетают зимой на  юг, какие птицы остаются зимовать и как они  называются, какие звери зимой впадают в  спячку, а какие бодрствуют, но делают  запасы. Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним». Слушают прогноз погоды в стихотворной  форме, определяют, к какому зимнему  месяцу подходит такой прогноз. Вспоминают  место февраля среди зимних месяцев,  выполняют задания. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20.01 25.01 27.01 01.02 03.02 03.02 10.02 15.02 17.02 22.02 Мерзлютина Ирина Александровна 45. 46. 47. 48. Зимний труд. Стр. 44­ 47. Будь здоров! Стр. 48­ 51. Охрана природы зимой.  Стр.52­55. Контрольное  тестирование по теме «Зима». 49. 50. Весенние месяцы. Стр.  58­61. Весна в неживой  природе. Стр. 62­65. 51. Весна — утро года.  Стр. 66­69. 52. Звездное небо весной.  Стр. 70­73. Рассуждают, какие дела необходимо сделать  зимой. Узнают, что рассказывает о старинной зимней работе. Обсуждают, какие работы  необходимы улицам города и села.  Сравнивают свои ответы  с текстом учебника. Фронтальная беседа по вопросам. Рассказывают, как укреплять здоровье зимой. Рассуждают о том, что значит творить, надо  ли любить и охранять своё творение. Играют  в лесников дивного леса. По рисункам ребят  отправляются в путешествие по лесу.  Повторяют правила поведения в лесу.  Читают текст на с. 52—53 учебника и  рассказывают, какие еще правила охраны  природы зимой можно предложить. Слушают  рассказ «Белый сказочный дворец» из книги  «Великан на поляне» (с. 91—92). После  прочтения предлагают, как лучше  организовать соревнования, о которых  говорится в рассказе. Рассказывают, что  знают о Красной книге, каких  представителях Красной книги России, какие меры охраны животных для них можно  предложить и выполняют задание №4, №5  (с.29,РТ). Раздел «Весна и лето» (19 часов) Делают предположения. Работа в группе:  придумать весеннюю закличку. Коротко повторяют материал предыдущего  урока. Отвечают на вопросы рубрики  «Вспомним». Изучают день весеннего  равноденствия. Проводят наблюдения за  погодой за окном класса и записывают в  таблицу состояние облачности в данный день. Рассуждают, чем похожи утро и весна, что  происходит в природе утром,  что  происходит в природе весной. IV четверть (16часов) Повторение материала о созвездиях,  изученных ранее. 1 1 1 1 1 1 1 1 01.03 03.03 10.03 15.03 17.03 22.03 24.03 05.04 Мерзлютина Ирина Александровна 53. 54. 55. Весенняя прогулка  (экскурсия). Знакомятся с раннецветущими растениями,  разгадывают загадки о деревьях, отвечают на  вопросы учителя. Весеннее пробуждение  растений. Стр. 74­77. Чудесные цветники  весной. Стр.78­81. Осваивают технологию поиска информации:  находят в атласе­определителе сведения о  гусином луке. Закрепляется материал о  травянистых раннецветущих растениях  Работа в группе: составление проекта 56. Весна в мире насекомых. Стр. 82­85. 57. Весна в мире птиц и  зверей. Стр. 86­89. 58. Невидимые нити в  весеннем лесу. Стр. 90­ 93. 59. Весенний труд.  Стр.94­97. 60. Контрольное  тестирование. 61. Старинные весенние  праздники. Стр.98­101. 62. Будь здоров!  Стр. 102­105. 63. Охрана природы весной.  Стр. 106­109 64. По страницам Красной  книги России.  Стр. 108 – 109. 65. Лето красное. Стр. 110­ 113. 66. Летние праздники и  труд. Стр. 114­117. Изучается внешний вид наиболее  распространенных гусениц. На примере  комаров прослеживают единую экосистему  природы. Беседуют о зимующих и перелетных птицах.  Обсуждают вопроса об отношении людей к  птицам. Обобщается материал всего урока  посредством ответов детей на вопросы  рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя». Отгадывают загадки о весеннем труде.  Вспоминают, какие весенние работы  приходилось детям наблюдать или выполнять самим. Проверка знаний, умений и навыков по  данному разделу. Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним».  Читают и  пересказывают текст учебника.  Отвечают на вопросы. Работа в паре. Знакомятся с правилами  татарской игры «Бой по следу». Рассказывают о правилах охраны природы  весной по рисункам. Знакомятся с представителями Красной  книги. Рассматривают репродукции картин,  слушают рассказ о художнике и пробуют  определить, о ком идёт речь. Узнают, как  назывались три летних месяца у древних  римлян.  Работа в группах. Беседа по вопросам. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 07.04 12.04 14.04 19.04 21.04 26.04 28.04 03.05 05.05 10.05 12.05 17.05 19.05 24.05 Мерзлютина Ирина Александровна 67. Экскурсия в лес. Беседа по содержанию экскурсии, обмен  впечатлениями. Итого 26.05 1 67 Мерзлютина Ирина Александровна

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2018