Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
2 кл
27.04.2018
Представлена рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для обучающихся 2-го класса. Данная программа составлена на основе рабочей программы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир».
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность.Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
attachment_1065310188.docx
Администрация городского округа г. Воронеж Воронежской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 2» города Воронежа
394005, г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 65Б
Тел/факс: (4732) 2733010; email: progimn
2@
icmail
. ru; www.progimn.narod.ru
«Рекомендована к утверждению»
решением педагогического совета
Протокол № 1 от «__» августа
2016
Секретарь педагогического совета
МБОУ Прогимназия № 2
________________ /Калинина И. В./
«Утверждаю»
Приказ № ___о от «___» августа 2016 г.
Директор МБОУ «Прогимназия № 2»
______________________/Н.Н.Булгакова/
М.П.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для 2 В класса
на 20162017 годы
Составитель:
Мерзлютина Ирина Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
руководитель ШМО учителей начальных классов
МБОУ «Прогимназия № 2»
города Воронежа
Воронежской области, 2016 г. 2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
1. Нормативная база программы.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2016 – 2017 учебный год
составлена на основе:
Федерального закона от 29.12 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 года №
373.
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочей программы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир». Предметная
линия учебников «Перспектива».14 классы, Издательство Просвещение, 2011, рекомендованной
Министерством образования РФ Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.282110.
Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Прогимназия № 2»
на 20112016 годы.
Учебного плана МБОУ «Прогимназия № 2» на 20162017 учебный год.
2. Цели и задачи программы:
Цели обучения:
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение
следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты
окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и
социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к окружающему
миру, экологической и духовнонравственной культуры, патриотических чувств; потребности
участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
Формировать в сознании ученика ценностноокрашенного образа окружающего мира
как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и
социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
3. Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом контингента
учащихся (ценностные ориентиры содержания учебного предмета и его общая
характеристика).
Ценностные ориентиры:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
Мерзлютина Ирина Александровна восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества
на основе:
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
3. Развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления
следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов
морального поведения;
формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с
мировой и отечественной художественной культурой.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества;
формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию,
контролю, оценке).
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее
самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и
умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих
возможностей.
Общая характеристика курса:
Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход
к созданию картины окружающего мира в восприятии ребенка, гармонично соединяя
естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук.
Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и
мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно
культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е.
тоже природнокультурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне
сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об
экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения
и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление
экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как
наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и
праздничную культуру народов своего края.
Мерзлютина Ирина Александровна Главные педагогические подходы в работе учителя во 2 классе остаются теми же, что и
духовно
коммуникативнодеятельностный,
культурноисторический,
в 1 классе,
ориентированный.
4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной
программой с обоснованием целесообразности внесения изменений:
А) Изменение количества часов на изучение отдельных тем.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по
окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная
направленность в соответствии с Образовательной программой МБОУ «Прогимназия №2».
Начала естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт
ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества,
тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Данная программа помогает ученику в формировании личностного восприятия,
эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает
нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место
в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты
Земля.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на
уроках чтения, русского языка, музыки и изобразительного искусства, совместно с ними приучая
детей к рациональнонаучному и эмоциональноценностному постижению окружающего мира.
Б) Структурная перестановка порядка изучения тем.
Раздел «Вселенная, время, календарь» будет изучаться после раздела «Осень», так
как по природным условиям Воронежской области наблюдения за осенними изменениями
в природе в ноябредекабре невозможны.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
№
1.
2.
3.
4.
5.
Тема
Осень.
Вселенная, время, календарь.
Зима.
Весна и лето.
Резерв
ИТОГО
Колво часов по
авторской
программе
16 часов
14 часов
13 часов
15 часов
10 часов
68
Колво часов по рабочей
программе
19 часов
15 часов
15 часов
19 часов
68
5. Срок реализации рабочей учебной программы.
На «Окружающий мир» программой предусмотрено 68 часов из расчета 2 часа в неделю,
основной образовательной программы начального общего
что соответствует требованиям
образования МБОУ «Прогимназия № 2».
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
Мерзлютина Ирина Александровна принадлежности;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
ценности многонационального российского общества,
становление
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Мерзлютина Ирина Александровна называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится
город (село) и школа, где учатся дети;
называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
определять стороны горизонта;
находить на глобусе океаны и материки;
перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять
количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
перечислять времена года в правильной последовательности;
измерять температуру;
кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного
российского календаря, представленных в учебнике;
находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни
людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой
природе;
узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду
осенью, весной;
отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
различать перелетных и зимующих птиц;
приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
перечислять правила охраны природы в разные времена года;
определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25
декабря);
находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную
звезду;
называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для
лечения;
характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего
края;
называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние
снега, ледоход, половодье, первые грозы);
находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
7. Содержание учебного предмета
Время и календарь(14ч)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник
Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и
создания календаря.
Экологический календарь.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники.
Осень (18 ч)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи
осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди,
грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Мерзлютина Ирина Александровна Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние днипогодоуказатели. Особая пора
осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения —
корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений.
Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни
травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска
листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными.
Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с
помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в
лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила
сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между
насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии
насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам.
Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение
продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — деньпогодоуказатель:
«Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их
приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды
кормушек. День птицзимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц,
зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и
озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своей местности.
Зима(15ч)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние днипогодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль
чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать
на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым
условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование
клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки)
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по
выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Мерзлютина Ирина Александровна Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и
овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние
праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью
природы своей местности.
Весна и лето(19ч)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние днипогодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья
Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега,
ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и
распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое
значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о
раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их
роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция
закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о
развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к
животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц,
зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и
огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники.
Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни
погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие
в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора.
Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над
изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в
природной среде.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и
календарных праздников, характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами и
исполнителями произведений народного музыкальнопоэтического творчества.
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного города.
Весенние изменения в природе.
Мерзлютина Ирина Александровна Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела
человека.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
Проверочных 4
Тематическое планирование
Экскурс
Колво
часов
№
Темы разделов
1.
2.
3.
4.
Раздел «Осень»
Вселенная, время, календарь
Раздел «Зима»
Раздел «Весна и лето»
Итого:
18
15
15
19
67
ии
2
1
2
2
7
Тестовые
контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
1
1
1
1
4
1
1
2
4
Материальнотехническое обеспечение учебного предмета
1. Обоснование выбора учебнометодического комплекта для реализации рабочей
учебной программы: Система учебников «Перспектива» в Федеральном перечне учебников,
рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях на 2016/2017 учебный год.
Программа обеспечена учебнометодическим комплектом, в который входят:
1.
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 частях
– М.: Просвещение, 2014.
2.
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.
2 класс. В 2 частях – М.: Просвещение, 2014.
3.
Методические пособия Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В.,
Саркисян Ю.В. «Уроки по окружающему миру» 2 класс.
2. Техническое оснащение программы.
Средства обучения:
технические: компьютер, (презентации школьной ИКТбиблиотеки, Интернетресурсы)
печатные пособия: карты – политическая и физическая карты мира, карта природных зон
России, портреты выдающихся людей России, плакаты «Круговорот воды в природе», «Животные»,
«Растения».
учебнопрактическое оборудование: термометры для измерения температуры воздуха на
открытом воздухе и в помещении, а также температуры воды, муляжи овощей, фруктов, грибов,
оборудование для демонстрации простых опытов с водой.
дополнительные учебные книги: Новицкая М.Ю. «Родная земля», Новицкая М.Ю.
«Небылицы, прибаутки, считалки, детские игры»
Мерзлютина Ирина Александровна К некоторым урокам составлены презентации, имеется уже готовый к распечатке
раздаточный и демонстрационный материал. Такое техническое и методическое сопровождение
может только способствовать организации и проведению современного урок
Календарнотематическое планирование
№
ур
ок
а
1.
2.
Название темы
Осенние месяцы.
Стр. 5457.
Осень в неживой
природе. Стр. 5861.
3. Экскурсия «Осенние
изменения в природе».
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Народные праздники
в пору осеннего
равноденствия. Стр. 62
65.
Звездное небо осенью.
Стр. 6669.
Экскурсия в лес. Трава
у нашего дома. Стр.70
73.
Старинная женская
работа. Стр. 7477.
Деревья и кустарники
осенью. Стр. 7881.
Чудесные цветники
осенью. Стр. 8285.
10.
Грибы. Стр.8689.
Характеристика
деятельности
учся
Кол
во
часов
Дата
провед
ения
I четверть(17 часов)
Раздел «Осень» (18 часов)
Работа в парах. Наблюдают за погодой, за
изменениями в окружающем мире.
Фронтальная работа: ответы на вопросы
рубрик. Рассуждают, чем отличаются осенние
дожди от летних.
Наблюдают за осенними изменениями в
природе своего края.
Работа в группе. Вспоминают, что такое
равноденствие, когда бывает осеннее
равноденствие, что происходит в природе
после этого дня. Сравнивают свои ответы с
текстом учебника.
Анализируют схемы созвездий Большая
Медведица и Лебедь, соотносят схемы
созвездий и старинные рисунки. Работают в
паре.
Беседа, обмен впечатлениями. Определяют
названия травянистых растений, называют
причины пожелтения травы. Фронтальная
работа: ответы детей на вопросы рубрики
«Проверим себя».
Отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и
«Проверим себя» Стараются определить, при
выполнении каких работ женщины могли петь
песни, рассказывать сказки, беседовать друг с
другом. Изучают лоскуты ткани на ощупь, а
также называют известные
Ткани.
Выполняют задания и отвечают на вопрос
рубрики «Подумаем!» Работа в парах.
Формулируют тему урока. Рассказывают,
какие цветы были у них в букетах на 1
сентября, находят называемые цветы в
букетах, на фотографиях.
Отвечают на вопросы рубрики «Проверим
себя». Рассказывают, какие грибы знают,
узнают, что, оказывается, грибы, как и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
02.09
07.09
09.09
14.09
16.09
21.09
23.09
28.09
30.09
05.10
Мерзлютина Ирина Александровна 11.
12.
Шестиногие и
восьминогие. Стр. 90
93.
Птичьи секреты.
Стр. 9497.
13. Как разные животные
готовятся к зиме.
Стр. 98101.
14.
Невидимые нити в
осеннем лесу. Стр. 102
105.
15. Осенний труд.
Стр. 106109.
16. Будь здоров!
Стр. 110113.
17. Охрана природы осенью.
Стр. 114117.
18. Контрольное
тестирование.
растения, имеют надземную и подземную
части.
Повторяют материал о животных, Изучают фазы
развития насекомых по рисункам. Изучают
отличие паукообразных от насекомых.
Работают с загадками и вопросом рубрики
«Подумаем!», вместе с учителем делают
вывод урока.
Работа по вопросам рубрики «Проверим
себя».
Вспоминают, что изучает наука экология.
Обсуждают на конкретных примерах, какие
связи существуют в природе.
Обсуждают, почему осенью много работы.
Называют самую привлекательную для
каждого работу.
Слушают сообщение о пользе сезонных
народных игр для здоровья, обсуждают, в
какие игры они любят играть летом и осенью.
По материалам учебника знакомятся с
правилами охраны природы осенью,
рассказывают по рисункам учебника о них.
Отвечают на вопросы.
II четверть (14часов)
Проверка знаний, умений и навыков по
данному разделу.
Раздел «Вселенная, время, календарь» (15 часов)
Знакомятся с официальным названием
страны, в которой живут, делают вывод о
многообразии культур народов Российской
Федерации. Работают с картой.
Работа в паре: выполняют задания.
Самостоятельная работа.
Решение проблемного вопроса: «Почему
Землю иногда называют нашим «космическим
кораблем»?» Знакомство с изображениями
Земли в древности. Практическая работа под
руководством учителя. Ответы на вопросы
рубрики «Проверь себя».
19. Мы — союз народов
России. Учебник, часть
I, стр. 4 – 7.
20. Мы — жители
Вселенной. Стр. 8 – 11.
21. Наш «космический
корабль» Земля.
Стороны горизонта,
компас.
Стр. 1213.
Практическая работа
с компасом.
Океаны и материки на
Земле. (Изображение
нашей страны на
глобусе). Стр. 1415.
Практическая работа
с глобусом.
22.
07.10
12.10
14.10
19.10
21.10
26.10
28.10
09.11
11.11
16.11
18.11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23.11
Мерзлютина Ирина Александровна 23.
Время. Стр. 1619.
Практическая работа.
24. Сутки и неделя.
Стр. 2023.
25.
Месяц и год. Стр. 24
27.
26. Времена года.
Стр. 2831.
Экскурсия на школьную
площадку по теме:
«Какая сейчас погода?».
Погода. Практическая
работа с
термометром. Стр.
3235.
Календарь — хранитель
времени, страж памяти.
Стр. 3639.
27.
28.
29.
30.
31.
Красные дни календаря.
Стр. 4043.
Придумывают и рисуют символы праздников,
отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и
«Проверим себя».
Народный календарь.
Стр. 4447.
Знакомятся с православным календарём.
Рассматривают рисунки и рассказывают, о
каких днях народного календаря хотел
рассказать художник.
III четверть (20 часов)
32. Экологический
Делают обобщение.
календарь. Стр. 4851.
Практическая работа.
33. Контрольное
тестирование.
34.
Зимние месяцы. Часть
Проверка знаний, умений и навыков по
разделу.
Раздел «Зима» (15часов)
Читают старинные названия зимних месяцев,
пытаются объяснить, что они значат.
Мерзлютина Ирина Александровна
Рассматривают схему в учебнике, обсуждают
ее. Практическая работа под руководством
учителя.
Рассматривают схему в учебнике.
Придумывают сказочное объяснение
изменению облика Луны. Дают научное
объяснение с помощью схемы. Учатся
определять, убывает месяц или растёт.
Определяют, какие цвета характерны для
каждого времени года. Сравнивают свои
ответы с тем, что изображено на
фотографиях учебника.
Рассматривают термометры, их устройство.
Выполняют практическую работу:
определяют температуру воздуха в классе и
на улице, а также температуру в сосудах с
нагретой водой и водой комнатной
температуры. Результаты записывают в
таблицу.
Самостоятельно делают выводы урока, а
затем зачитывают выводы в учебнике.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.11
30.11
02.12
07.12
09.12
14.12
16.12
21.12
23.12
11.01
13.01
18.01 2, стр. 47. Творческая
работа.
35.
Зима — время науки и
сказок.
Стр. 811.
36.
Зима в неживой природе.
Стр. 1215.
37.
Экскурсия в зимний
лес.
38.
Звездное небо зимой.
Стр. 1619.
39.
40.
Зима в мире растений.
Стр. 2023.
Зимние праздники. Стр.
2427.
41. Растения в домашней
аптечке. Стр. 2831.
42.
Зимняя жизнь птиц и
зверей. Стр. 3235.
43. Невидимые нити в
зимнем лесу. Стр. 36
39.
44.
В феврале зима с весной
встречается впервой.
Стр.4043.
Рассматривают картины художников в
учебнике и составляют рассказ.
Учатся узнавать погоду по старинным
народным приметам. В форме беседы с
учителем отвечают на вопросы рубрики
«Обсудим»
Наблюдают за температурой воздуха.
Работают с пословицами. Отгадывают
загадки о зимних явлениях природы и
отвечают на вопросы рубрики «Подумаем!».
Делятся своими наблюдениями.
Повторяют материал урока «Звездное небо
осенью»
по вопросам рубрики «Вспомним». Под
руководством учителя проводится
сопоставление расположения звезд Большой
Медведицы осенью и зимой.
Отвечают на вопросы о зимних изменениях в
жизни растений. Рассматривают рисунки в
учебнике и с помощью атласаопределителя
узнают растения, которые зимуют под
снегом.
Узнают историю о том, с какого времени в
России начали праздновать Новый год зимой.
Разыгрывают сценку колядования.
Самостоятельная работа: определить, какое
растение было использовано для
приготовления лекарства и указать, какая
часть растения.
Повторяют, какие птицы улетают зимой на
юг, какие птицы остаются зимовать и как они
называются, какие звери зимой впадают в
спячку, а какие бодрствуют, но делают
запасы.
Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним».
Слушают прогноз погоды в стихотворной
форме, определяют, к какому зимнему
месяцу подходит такой прогноз. Вспоминают
место февраля среди зимних месяцев,
выполняют задания.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.01
25.01
27.01
01.02
03.02
03.02
10.02
15.02
17.02
22.02
Мерзлютина Ирина Александровна 45.
46.
47.
48.
Зимний труд. Стр. 44
47.
Будь здоров! Стр. 48
51.
Охрана природы зимой.
Стр.5255.
Контрольное
тестирование по теме
«Зима».
49.
50.
Весенние месяцы. Стр.
5861.
Весна в неживой
природе. Стр. 6265.
51. Весна — утро года.
Стр. 6669.
52.
Звездное небо весной.
Стр. 7073.
Рассуждают, какие дела необходимо сделать
зимой. Узнают, что рассказывает о старинной
зимней работе. Обсуждают, какие работы
необходимы улицам города и села.
Сравнивают свои ответы с текстом учебника.
Фронтальная беседа по вопросам.
Рассказывают, как укреплять здоровье зимой.
Рассуждают о том, что значит творить, надо
ли любить и охранять своё творение. Играют
в лесников дивного леса. По рисункам ребят
отправляются в путешествие по лесу.
Повторяют правила поведения в лесу.
Читают текст на с. 52—53 учебника и
рассказывают, какие еще правила охраны
природы зимой можно предложить. Слушают
рассказ «Белый сказочный дворец» из книги
«Великан на поляне» (с. 91—92). После
прочтения предлагают, как лучше
организовать соревнования, о которых
говорится в рассказе. Рассказывают, что
знают о Красной книге, каких
представителях Красной книги России, какие
меры охраны животных для них можно
предложить и выполняют задание №4, №5
(с.29,РТ).
Раздел «Весна и лето» (19 часов)
Делают предположения. Работа в группе:
придумать весеннюю закличку.
Коротко повторяют материал предыдущего
урока. Отвечают на вопросы рубрики
«Вспомним». Изучают день весеннего
равноденствия. Проводят наблюдения за
погодой за окном класса и записывают в
таблицу состояние облачности в данный день.
Рассуждают, чем похожи утро и весна, что
происходит в природе утром, что
происходит в природе весной.
IV четверть (16часов)
Повторение материала о созвездиях,
изученных ранее.
1
1
1
1
1
1
1
1
01.03
03.03
10.03
15.03
17.03
22.03
24.03
05.04
Мерзлютина Ирина Александровна 53.
54.
55.
Весенняя прогулка
(экскурсия).
Знакомятся с раннецветущими растениями,
разгадывают загадки о деревьях, отвечают на
вопросы учителя.
Весеннее пробуждение
растений. Стр. 7477.
Чудесные цветники
весной. Стр.7881.
Осваивают технологию поиска информации:
находят в атласеопределителе сведения о
гусином луке. Закрепляется материал о
травянистых раннецветущих растениях
Работа в группе: составление проекта
56. Весна в мире насекомых.
Стр. 8285.
57.
Весна в мире птиц и
зверей. Стр. 8689.
58. Невидимые нити в
весеннем лесу. Стр. 90
93.
59. Весенний труд.
Стр.9497.
60.
Контрольное
тестирование.
61. Старинные весенние
праздники. Стр.98101.
62. Будь здоров!
Стр. 102105.
63. Охрана природы весной.
Стр. 106109
64. По страницам Красной
книги России.
Стр. 108 – 109.
65. Лето красное. Стр. 110
113.
66. Летние праздники и
труд. Стр. 114117.
Изучается внешний вид наиболее
распространенных гусениц. На примере
комаров прослеживают единую экосистему
природы.
Беседуют о зимующих и перелетных птицах.
Обсуждают вопроса об отношении людей к
птицам.
Обобщается материал всего урока
посредством ответов детей на вопросы
рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя».
Отгадывают загадки о весеннем труде.
Вспоминают, какие весенние работы
приходилось детям наблюдать или выполнять
самим.
Проверка знаний, умений и навыков по
данному разделу.
Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним».
Читают и пересказывают текст учебника.
Отвечают на вопросы.
Работа в паре. Знакомятся с правилами
татарской игры «Бой по следу».
Рассказывают о правилах охраны природы
весной по рисункам.
Знакомятся с представителями Красной
книги.
Рассматривают репродукции картин,
слушают рассказ о художнике и пробуют
определить, о ком идёт речь. Узнают, как
назывались три летних месяца у древних
римлян.
Работа в группах. Беседа по вопросам.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
07.04
12.04
14.04
19.04
21.04
26.04
28.04
03.05
05.05
10.05
12.05
17.05
19.05
24.05
Мерзлютина Ирина Александровна 67. Экскурсия в лес.
Беседа по содержанию экскурсии, обмен
впечатлениями.
Итого
26.05
1
67
Мерзлютина Ирина Александровна
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.