РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Окружающий мир» 3 класс
Данная программа составлена на основе следующих нормативноправовых
документов:
Федерального
государственного образовательного стандарта
начального общего образования, М.: «Просвещение», 2010 г.
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России (авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А.
Тишков), М.: «Просвещение», 2010 г.
Планируемых результатов начального общего образования
Основной образовательной программы НОО МАОУ «Школа №58»
Камышловского городского округа
Примерной программы по окружающему миру и авторской
программы А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой (УМК «Перспектива»).
Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем
человека на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально
ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и
природой;
духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основной задачей реализации содержания предмета является
формирование у ребенка:1) уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к
региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре,
истории;
2) понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
понимания своего места в нем;
3) модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание учебного предмета
Содержание курса отражает сущность современного образования и
определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а
умением использовать, добывать знания, применять различные способы
деятельности для изучения окружающего мира:
Содержание курса
Характеристика деятельности учащихся
Радость познания 11 часов
Россия на глобусе и карте.
Первое представление о Российской
Знать название субъекта Российской
Федерации, в котором находится город
федерации. Народы Российской
Федерации, их обычаи, характерные
(село) и школа, где учатся дети;
находить и показывать субъект на
особенности
быта. Уважительное отношение не
политической карте России;
называть некоторые его природные и
только к своему народу, но и
другим, их культуре и быту.
историко
достопримечательности;
культурные
или
Вселенная,
космические тела. Солнце – самая
небесные
определять привлекательное в культуре
народа, к которому принадлежит каждый из
близкая к Земле звезда, Луна –
учащихся класса.спутник земли.
Настоящее, прошлое и будущее.
Единицы измерения времени. Часы,
для измерения времени. Старинные
и современные часы. Сутки и
неделя. Месяц и год. Погода.
погоды:
Составляющие
температура воздуха, облачность,
осадки, ветер. Термометр – прибор
для измерения температуры
воздуха. Научные и народные
способы прогнозирования погоды.
Календарь – хранитель времени,
страж памяти. Календарь, как
явление культуры. Красные дни
календаря. Праздники в жизни
общества, как средство укрепления
международной солидарности и
упрочения духовно нравственных
связей между соотечественниками и
соседями по планете
Мир как дом – 21 часов
месяцы.
Народные
Осенние
названия
осенних месяцев.
народные
Старинные
Уметь объяснять причину смены времен
года с
помощью схемы;
называть важнейшие осенние явления
осенние праздники на Руси. Осень в
неживой природе.Звёздное небо
природы как признаки того или иного
времени года;
осенью.
перечислять осенние месяца года вТрава у нашего дома. Травянистые
растения нашего края осенью.
правильной
последовательности;
Живая природа осенью. Грибы.
Грибы –особая группа живых
наблюдать и определять реальную
длительность
существ.
Животные, насекомые, птицы, рыбы
сезонов своего края;
выявлять среди них специфические
–осенью. Труд людей осенью.
Охрана и укрепление здоровья
сезонные явления;
соблюдать правила безопасного дорожного
осенью.
Правила и безопасность дорожного
движения
движения. Пешеходы и пассажиры
транспортных средств.
Дом как мир – 24 часов
Народные названия зимних месяцев.
Различать признаки зимних явлений
Народные зимние приметы.
Зима – время науки и сказок.
природы в старинных названиях зимних
месяцев;
Зима в живой и неживой природе.
Звёздное небо зимой.
описывать красоту зимней природы и
произведений искусства, посвященных этой
Зимние праздники. Праздники в
жизни
теме, используя выразительные средства
родного языка;
общества, как средство укрепления
международной солидарности и
называть те черты в судьбе и произведениях
художников,
вызвали
которые
упрочения
духовно нравственных связей
эмоциональное переживание у каждого из
учащихся;
между соотечественниками и
соседями по планете.
уметь находить признаки зимних явлений
природы в названиях зимних месяцев;
Зимний труд людей.
Правила и безопасность дорожного
уметь находить на звездном небе зимой
«ковши» Большой и Малой Медведицы,
движения.
Полярную звезду;Пешеходы
транспортных средств
и
пассажиры
знать правила ориентирования по Полярной
звезде.
Определять породы деревьев зимой по
силуэтам
и плодам, формировать представление о
жизни растений в зимнее время;
соблюдать правила безопасного дорожного
движения.
В поисках Всемирного наследия – 12 часов
Весенние и летние месяцы.
Знать правила здорового образа жизни в
Старинные и
современные названия месяцев.
весенний и летний период;
знать и уметь объяснить товарищу с
Весенние и летние праздники по
старинным календарям народов
помощью схемы правила двух трех
народных игр, подходящих для весны и лета
своего края.
Весна и лето в живой и неживой
(из учебника и из репертуара игровой
культуры народов своего края);
природе.
Звёздное небо весной и летом.
знать, что природа — это источник
красоты, здоровья, хорошего настроения;
Старинные весенние и летние
праздники.
понять необходимость охраны природы и
своего активного участия в этой работе;
Весенний и летний труд людей
Самоконтроль во время прогулки в парке,
сквере, лесу (не оставлять после себя мусор
и т. д.);
уметь находить признаки летних явлений
природы и особенностей жизни людей летом
в старинных названиях летних месяцев;
уметь описывать красоту летней природы и
произведений искусства, посвященных этой
теме,используя выразительные средства родного
языка;
знать летние дары природы своего края
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения
над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически
грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края. Экскурсии в краеведческий музей
для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников,
характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами и
исполнителями произведений народного музыкальнопоэтического творчества.
Методы и формы обучения
В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и
формы обучения: наблюдения явлений природы и общественной жизни с
помощью учителя, родителей; выполнение практических работ и простейших
опытов. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность
дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром
диапозитивов и видеофрагментов. В зоне внимания находится также анализ
научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ
текстов. Развитие умений детей организовывать свою деятельность по
изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при
проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным
результатом и т. п.
Предусмотрены и возможности для организации учебного
сотрудничества (групповое выполнение практических работ, творческих
заданий, работа в парах и др.), что способствует реализации важных задач
обязательного минимума — умений учебного общения (взаимодействовать,
давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).
Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»:Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— овладение основами гражданской идентичности личности в форме
осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её
природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через
—
знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
представление о ценностях многонационального общества на основе
—
сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
— доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных
этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей,
представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
— целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических
образов: Мир как дом; Дом как мир;
— представление о необходимости бережного, уважительного отношения к
культуре разных народов России и народов мира, выступающей в
разнообразных культурных формах семейных традиций;
—
представление о навыках адаптации в мире через осознание
преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
— внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца
прилежного ученика;
— мотивы учебной деятельности (учебнопознавательные, социальные);
— интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
— готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой
природе, окружающим людям;
— личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов
природы, необходимых для будущего России;эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в
—
символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным
наследием, Всемирными духовными сокровищами;
— понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства
с основами семейной жизни;
—
представление об этических нормах через формулирование правил
экологической и семейной этики;
—
представление об этических нормах через формулирование правил
нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным
природным и культурным наследием;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
—
ситуациях;
— соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
—
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил
оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе
использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов
своего края;
положительное отношение к хранителям порядка, стремление стать
хранителем порядка.
Обучаемый получит возможность для формирования:
∙внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
∙выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;∙положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
∙устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим
∙адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
способам решения задач;
деятельности;
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
поступках и деятельности;
решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
∙компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
∙морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
∙установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном
моральным нормам и этическим требованиям;
поведении и поступках;
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
∙эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
∙осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и
—
уточнённую учителем;
— сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в
ходе выполнения работы на различных этапах урока);
— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
—
предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
— планировать свои действия в течение урока;
— фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с
учителем); объективно относиться к своим успехам / неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии,
—
заданные учителем;
— соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
— контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных
правил;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучаемый получит возможность научиться:
∙в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
∙преобразовывать практическую задачу в познавательную;
∙проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
∙самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
∙осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
произвольного внимания;
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
∙самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в
—
учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи
информации;
—
выделять существенную информацию из литературы разных типов
(справочной и научнопознавательной);
— использовать знаковосимволические средства, в том числе элементарные
модели и схемы для решения учебных задач;
—
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
— анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы,
рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
— сравнивать объекты по различным признакам;
— осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и
пр.;
—
устанавливать причинноследственные связи между явлениями,
объектами;
— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами;
—
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов, сочинении загадок;
— моделировать различные ситуации и явления природы.
Обучаемый получит возможность научиться:
ресурсов библиотек и Интернета;
∙осуществлять расширенный поиск информации с использованием∙записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
∙создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
∙осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
∙осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
∙осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
форме;
зависимости от конкретных условий;
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
следственных связей;
∙произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
∙строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
∙осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
Коммуникативные
Обучающийся научится:
—
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и
сверстниками проблем и вопросов;
— формулировать ответы на вопросы;
— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
—
деятельности;
— высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на
—
позицию партнёра в общении;
— признавать свои ошибки, озвучивать их;— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
— готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
— составлять рассказ на заданную тему;
—
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его
участников.
∙учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
∙учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
Выпускник получит возможность научиться:
отличные от собственной;
позицию;
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
∙понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
∙аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
∙продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта
деятельности;
интересов и позиций всех участников;
полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
∙с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и∙задавать вопросы, необходимые для организации собственной
∙осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
деятельности и сотрудничества с партнёром;
необходимую взаимопомощь;
деятельности;
разнообразных коммуникативных задач.
∙адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
∙адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
Предметные результаты
Обучающийся научится:
— характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение
природных объектов, измерение, моделирование);
— определять тип справочной и научнопознавательной литературы;
— работать с планом местности и его видами, с масштабом;
— ориентироваться относительно сторон света;
— показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и
части света по силуэтам;
— перечислять отличительные особенности политической карты мира по
сравнению с физической картой;
— перечислять правила ответственного туризма;
— перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
— определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции,
пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно
—
описывать знакомые вещества;
— характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
— характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в
атмосфере;— показывать на карте водные объекты;
— характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
— характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение
для человека;
— характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых
организмов в образовании почвы, находить в атласеопределителе животных,
живущих в почве;
—
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи,
папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
—
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие,
ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и
их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения
животных разных групп, роль животных в жизни человека;
— различать группы животных по особенностям питания (растительноядные,
насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты
животных;
— характеризовать природные сообщества на примере леса;
— характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого
и неживого;
— характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как
природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых
растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и
зверей;
— определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
— перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с
соседями, земляками, незнакомыми людьми;
— определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского
углов, красного угла в старинном доме (с учётом разных культурных
традиций);перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в
—
соответствующих ситуациях;
— определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
— определять значение своего имени;
— характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого
из органов;
— характеризовать основные правила гигиены;
— характеризовать функции органов чувств как источников информации об
окружающем мире;
— оказывать себе и другим людям первую помощь;
перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни,
—
народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности
распределения обязанностей в семье;
— определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять
приблизительную смету расходов на эти потребности;
— толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
— узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского
дворца;
— определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте
России;
— определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном
из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их
столицы;
—
характеризовать природные особенности и культурные
достопримечательности перечисленных зарубежных городов и
узнавать их на фотографиях;
стран,
— составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих
ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и
конфессий.∙использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ
Обучаемый получит возможность научиться:
(фото и видеокамеру, микрофон
презентации по результатам наблюдений и опытов;
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
∙моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
конструктора;
за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в
∙осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность
∙пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и
природной среде;
сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены;
среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и
∙планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
∙выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной
∙осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
∙ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и
условиями её реализации.
социальными группами;
фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,
приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
∙наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мираобразовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации,
страны;
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
∙проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять
∙определять общую цель в совместной деятельности и пути её
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.