Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (3 кл. "Перспектива")

  • Образовательные программы
  • doc
  • 24.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа по окруж. миру.doc
РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА предмета «Окружающий мир» 3 класс Данная  программа составлена на основе следующих нормативно­правовых документов:  Федерального     государственного   образовательного   стандарта начального общего образования, М.: «Просвещение», 2010 г.  Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России   (авторы:   А.   Я.   Данилюк,   А.   М.   Кондаков,   В.   А. Тишков), М.: «Просвещение», 2010 г.  Планируемых результатов начального общего образования  Основной   образовательной   программы   НОО   МАОУ   «Школа   №58» Камышловского городского округа         Примерной   программы   по   окружающему   миру   и   авторской программы А.А. Плешакова  и М.Ю. Новицкой  (УМК «Перспектива»). Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:  формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нем человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ ценностного   осмысления   ребенком   личного   опыта   общения   с   людьми   и природой;  духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина России   в   условиях   культурного   и   конфессионального   многообразия российского общества.                Основной  задачей  реализации   содержания   предмета   является формирование у ребенка:1) уважительного   отношения   к   семье,   городу   или   деревне,   а   также   к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории; 2) понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем; 3) модели   безопасного   поведения   в   условиях   повседневной   жизни   и   в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Содержание учебного предмета  Содержание   курса   отражает   сущность   современного   образования     и определяется   не   накоплением   у   учащихся   определенной   суммы   знаний,   а умением   использовать,   добывать   знания,   применять   различные   способы деятельности для изучения окружающего мира:  Содержание курса Характеристика деятельности учащихся Радость познания­ 11 часов Россия на глобусе и карте.  Первое представление о Российской Знать   название   субъекта   Российской Федерации,   в   котором   находится   город федерации.   Народы   Российской Федерации, их обычаи, характерные (село) и школа, где учатся дети;  находить   и   показывать   субъект   на особенности  быта.   Уважительное   отношение   не политической карте России;  называть   некоторые   его   природные   и только   к   своему   народу,   но   и другим, их культуре и быту. историко достопримечательности; ­     культурные или Вселенная, космические тела. Солнце – самая небесные     определять   привлекательное   в   культуре народа, к которому принадлежит каждый из близкая   к   Земле   звезда,   Луна   – учащихся класса.спутник земли. Настоящее,   прошлое   и   будущее. Единицы измерения времени. Часы, для измерения времени. Старинные и   современные   часы.   Сутки   и неделя.   Месяц   и   год.   Погода. погоды: Составляющие температура   воздуха,   облачность,   осадки, ветер. Термометр – прибор для   измерения   температуры воздуха.   Научные   и   народные способы прогнозирования погоды. Календарь   –   хранитель   времени, страж   памяти.   Календарь,   как явление   культуры.   Красные   дни календаря.   Праздники   в   жизни общества, как средство укрепления международной   солидарности   и упрочения   духовно   нравственных связей между соотечественниками и соседями по планете Мир как дом – 21 часов   месяцы.   Народные Осенние названия  осенних   месяцев. народные    Старинные Уметь   объяснять   причину   смены   времен года с  помощью схемы;  называть   важнейшие   осенние   явления осенние праздники на Руси. Осень в неживой   природе.Звёздное   небо природы   как   признаки   того   или   иного времени года; осенью.  перечислять   осенние   месяца   года   вТрава у нашего дома. Травянистые растения   нашего   края   осенью. правильной  последовательности;  Живая   природа   осенью.   Грибы. Грибы   –особая   группа   живых наблюдать   и   определять   реальную длительность  существ. Животные, насекомые, птицы, рыбы сезонов своего края; выявлять   среди   них   специфические –осенью. Труд людей осенью. Охрана   и   укрепление   здоровья сезонные явления; соблюдать   правила   безопасного   дорожного осенью. Правила и безопасность дорожного движения движения. Пешеходы и пассажиры  транспортных средств. Дом как мир – 24 часов Народные названия зимних месяцев. Различать   признаки   зимних   явлений Народные зимние приметы. Зима – время науки и сказок. природы   в   старинных   названиях   зимних месяцев; Зима в живой и неживой природе. Звёздное небо зимой. описывать   красоту   зимней   природы   и произведений искусства, посвященных этой Зимние   праздники.   Праздники   в жизни  теме,   используя   выразительные   средства родного языка; общества, как средство укрепления международной   солидарности   и называть те черты в судьбе и произведениях  художников, вызвали которые     упрочения  духовно   нравственных   связей эмоциональное   переживание   у   каждого   из учащихся; между   соотечественниками   и соседями по планете. уметь   находить   признаки   зимних   явлений природы в названиях зимних месяцев;  Зимний труд людей. Правила и безопасность дорожного уметь   находить   на   звездном   небе   зимой «ковши»   Большой   и   Малой   Медведицы, движения.  Полярную звезду;Пешеходы транспортных средств и   пассажиры знать правила ориентирования по Полярной звезде. Определять   породы   деревьев   зимой   по силуэтам  и   плодам,   формировать   представление   о жизни растений в зимнее время; соблюдать   правила   безопасного   дорожного движения. В поисках  Всемирного наследия – 12 часов Весенние   и   летние   месяцы. Знать   правила   здорового   образа   жизни   в Старинные и  современные   названия   месяцев. весенний и летний период;  знать   и   уметь   объяснить   товарищу   с Весенние   и   летние   праздники   по старинным   календарям   народов помощью   схемы   правила   двух   ­   трех народных игр, подходящих для весны и лета своего края. Весна   и   лето   в   живой   и   неживой (из   учебника   и   из   репертуара   игровой культуры народов своего края); природе. Звёздное небо весной и летом.   знать,   что   природа   —   это   источник красоты, здоровья, хорошего настроения;  Старинные   весенние   и   летние праздники. понять   необходимость   охраны   природы   и своего активного участия в этой работе; Весенний и летний труд людей Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.); уметь   находить   признаки   летних   явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; уметь описывать красоту летней природы и  произведений искусства, посвященных этой теме,используя выразительные средства родного языка; знать летние дары природы своего края Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного   поведения   в   природной   среде;   подготовка   и   проведение   весенних праздников по традициям народов своего края. Экскурсии в краеведческий музей для   знакомства   с   культурой   сезонного   труда   и   календарных   праздников, характерных   для   народов   своего   края.   Встречи   с   народными   мастерами   и исполнителями произведений народного музыкально­поэтического творчества. Методы и формы обучения В   курсе   «Окружающий   мир»   используются   разнообразные   методы   и формы   обучения:   наблюдения   явлений   природы   и   общественной   жизни   с помощью учителя, родителей; выполнение практических работ и простейших опытов. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется   раскрашиванием,   рисованием,   конструированием,   просмотром диапозитивов и видеофрагментов. В зоне внимания находится также анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов.   Развитие   умений   детей   организовывать   свою   деятельность   по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п. Предусмотрены   и   возможности   для   организации   учебного сотрудничества   (групповое   выполнение   практических   работ,   творческих заданий, работа в парах и др.), что способствует реализации важных задач обязательного минимума  —  умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.). Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»:Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: —    овладение     основами     гражданской     идентичности   личности   в   форме осознания  «Я»   как     гражданина    России,    знающего    и любящего её природу и культуру;  проявление   чувства   гордости   за   свою   Родину,   в   том   числе   через —   знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;  представление   о   ценностях   многонационального   общества   на   основе —   сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома; —    доброжелательное   отношение   друг   к   другу   как   к   носителям   разных этнических,   конфессиональных   и   общероссийских   культурных   ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ; —   целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное   рассмотрение   двух   взаимно   связанных   метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир; —   представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре   разных   народов   России   и   народов   мира,   выступающей   в разнообразных культурных формах семейных традиций; —    представление   о   навыках   адаптации   в   мире   через   осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье); —   внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика; —  мотивы учебной деятельности (учебно­познавательные, социальные); —  интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.; —  готовность к бережному и уважительному отношению к  живой и неживой природе, окружающим людям; —    личностная   ответственность   за   свои   поступки,   сохранность   объектов природы, необходимых для будущего России;эстетические   чувства,   впечатления   через   восприятие   природы   в —   символических   образах   народного   творчества,   знакомство   с   Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами; —  понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни; —    представление   об   этических   нормах   через   формулирование   правил экологической и семейной этики; —    представление   об   этических   нормах   через   формулирование   правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;  потребность   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных —   ситуациях; —    соблюдение   правил   работы   в   группе,   доброжелательное   отношение   к сверстникам,   бесконфликтное   поведение,   стремление   прислушиваться   к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности; —    установка   на   здоровый   образ   жизни   через   формулирование   правил оказания   первой   помощи,   соблюдение   личной   гигиены,   в   том   числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края; ­     положительное   отношение   к   хранителям   порядка,   стремление   стать хранителем порядка. Обучаемый получит возможность для формирования: ∙внутренней   позиции   обучающегося   на   уровне   положительного  отношения   к   образовательному   учреждению,   понимания   необходимости учения,   выраженного   в   преобладании   учебно­познавательных   мотивов   и предпочтении социального способа оценки знаний;  ∙выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;∙положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе ∙устойчивого   учебно­познавательного   интереса   к   новым   общим ∙адекватного   понимания   причин   успешности/неуспешности   учебной  способам решения задач;  деятельности;  критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;  поступках и деятельности;  решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации   на   их   мотивы   и   чувства,   устойчивое   следование   в   поведении ∙компетентности   в   реализации   основ   гражданской   идентичности   в ∙морального   сознания   на   конвенциональном   уровне,   способности   к ∙установки   на   здоровый   образ   жизни   и   реализации   её   в   реальном моральным нормам и этическим требованиям;  поведении и поступках;  искусство как значимую сферу человеческой жизни;  сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и ∙эмпатии   как   осознанного   понимания   чувств   других   людей   и ∙осознанных  устойчивых  эстетических   предпочтений  и  ориентации  на обеспечение благополучия. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:  понимать   учебную   задачу,   сформулированную   самостоятельно   и —   уточнённую учителем; —   сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить  её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); —  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;планировать   своё   высказывание   (выстраивать   последовательность —   предложений для раскрытия темы, приводить примеры); —  планировать свои действия в течение урока;  —    фиксировать   в   конце   урока   удовлетворённость/     неудовлетворённость своей   работой   на   уроке   (с   помощью   средств,   разработанных   совместно   с учителем); объективно относиться к своим успехам / неуспехам;  оценивать   правильность   выполнения   заданий,   используя   критерии, —   заданные учителем; —  соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; —  контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; —  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Обучаемый получит возможность научиться:  ∙в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;   ∙преобразовывать практическую задачу в познавательную; ∙проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ∙самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в  новом учебном материале;  результату   и   по   способу   действия,   актуальный   контроль   на   уровне ∙осуществлять   констатирующий   и   предвосхищающий   контроль   по произвольного внимания;  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его ∙самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения реализации, так и в конце действия. Познавательные Обучающийся научится:понимать   и   толковать   условные   знаки   и   символы,   используемые   в —   учебнике   и   рабочих   тетрадях   и   других   компонентах   УМК   для   передачи информации; —    выделять   существенную   информацию   из   литературы   разных   типов (справочной и научно­познавательной); —  использовать знаково­символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; —    понимать   содержание   текста,   интерпретировать   смысл,   фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; —   анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков; —  классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; —  сравнивать объекты по различным признакам; —   осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.; —    устанавливать   причинно­следственные   связи   между   явлениями, объектами; —   строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; —    проявлять   индивидуальные   творческие   способности   при   выполнении рисунков,   условных   знаков,   подготовке   сообщений,   иллюстрировании рассказов, сочинении загадок; —  моделировать различные ситуации и явления природы. Обучаемый  получит возможность научиться:  ресурсов библиотек и Интернета; ∙осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием∙записывать,   фиксировать   информацию   об   окружающем   мире   с  помощью инструментов ИКТ;  ∙создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ∙осознанно и произвольно  строить сообщения в  устной  и  письменной ∙осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в ∙осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно  форме;  зависимости от конкретных условий;  достраивая и восполняя недостающие компоненты;  выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  следственных связей;  ∙произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. ∙строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ ∙осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно Коммуникативные Обучающийся научится: —    включаться   в   диалог   и   коллективное   обсуждение   с   учителем   и сверстниками проблем и вопросов; —  формулировать ответы на вопросы; —  слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;  договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной —   деятельности; —  высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;  проявлять   стремление   ладить   с   собеседниками,   ориентироваться   на —   позицию партнёра в общении; —  признавать свои ошибки, озвучивать их;—   употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; —  понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; —   строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); —  готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; —  составлять рассказ на заданную тему; —    осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую взаимопомощь; —   продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников. ∙учитывать   разные   мнения   и   интересы   и   обосновывать   собственную ∙учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, Выпускник получит возможность научиться:  отличные от собственной;  позицию;   партнёров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в  совместной ∙понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ∙аргументировать   свою   позицию   и   координировать   её   с   позициями ∙продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта деятельности;  интересов и позиций всех участников;  полно   передавать   партнёру   необходимую   информацию   как   ориентир   для построения действия; ∙с  учётом  целей  коммуникации   достаточно  точно, последовательно  и∙задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной ∙осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве  деятельности и сотрудничества с партнёром;  необходимую взаимопомощь;  деятельности;  разнообразных коммуникативных задач. ∙адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей ∙адекватно использовать речевые средства для эффективного решения Предметные результаты Обучающийся научится: —   характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); —  определять тип справочной и научно­познавательной литературы; —  работать с планом местности и его видами, с масштабом; —  ориентироваться относительно сторон света; —   показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам; —    перечислять   отличительные   особенности   политической   карты   мира   по сравнению с физической картой; —  перечислять правила ответственного туризма; —  перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; —   определять  номера  телефонов для вызова  «скорой  помощи»,  полиции, пожарной части;  приводить   примеры   веществ,   узнавать   вещества   по   описанию,   устно —   описывать знакомые вещества; —  характеризовать строение Солнечной системы и названия планет; —    характеризовать   свойства   воздуха,   понимать   природу   его   движения   в атмосфере;—  показывать на карте водные объекты; —  характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе; —  характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека; —    характеризовать   состав   почвы,   роль   почвы   в   природе   и   роль   живых организмов в образовании почвы, находить в атласе­определителе животных, живущих в почве; —    приводить   примеры   растений   каждой   группы:   водоросли,   мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения; —    перечислять   группы   животных:   черви,   моллюски,   иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их   виды,   условия,   необходимые   для   их   жизни,   способы   размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека; —  различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные,   хищные,   всеядные),   цепям   питания,   способам   защиты животных; —  характеризовать природные сообщества на примере леса; —  характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого; —   характеризовать   водоём   как   единство   живой   и  неживой   природы,  как природное   сообщество,   природное   сообщество   водорослей,   береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей; —  определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; —    перечислять   правила   совместной   жизни   в   общем   доме,   в   общении   с соседями, земляками, незнакомыми людьми; —  определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов,   красного   угла   в   старинном   доме   (с   учётом   разных   культурных традиций);перечислять   традиции   гостеприимства   и   стремиться   соблюдать   их   в —   соответствующих ситуациях; —  определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; —  определять значение своего имени; —  характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; —  характеризовать основные правила гигиены; —  характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; —  оказывать себе и другим людям первую помощь;  перечислять   народные   правила   и   традиции   здорового   образа   жизни, —   народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; —   определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности; —  толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; —    узнавать   на   фотографии   строения   ансамбля   Большого   Кремлёвского дворца; —    определять   местонахождение   озера   Байкал,   показывать   его   на   карте России; —  определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы; —    характеризовать   природные   особенности   и   культурные достопримечательности   перечисленных   зарубежных   городов   и   узнавать их на фотографиях;   стран, —  составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей,   свободно   разделяемых   людьми   разных   национальностей   и конфессий.∙использовать  при проведении практических работ инструменты ИКТ Обучаемый  получит возможность научиться:  (фото­ и видеокамеру, микрофон  презентации по результатам наблюдений и опытов;  использованием   виртуальных   лабораторий   и   механизмов,   собранных   из и   др.)   для   записи   и   обработки   информации,   готовить   небольшие ∙моделировать   объекты   и   отдельные   процессы   реального   мира   с конструктора;  за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в ∙осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность ∙пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   самочувствия   для быту   (раздельный   сбор   мусора,   экономия   воды   и   электроэнергии)   и природной среде;  сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;  среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;  познания   окружающего   мира   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и ∙планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе ∙выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной ∙осознавать  свою неразрывную  связь с  разнообразными   окружающими ∙ориентироваться   в   важнейших   для   страны   и   личности   событиях   и условиями её реализации.  социальными группами;  фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;  человека   в   его   созидательной   деятельности   на   благо   семьи,   в   интересах ∙наблюдать   и   описывать   проявления   богатства   внутреннего   мираобразовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;  договорённости   и   правила,   в   том   числе   правила   общения   со   взрослыми   и сверстниками   в   официальной   обстановке,   участвовать   в   коллективной ∙проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;  достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять ∙определять   общую   цель   в   совместной   деятельности   и   пути   её взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих.