РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
3 кл
30.09.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2011, авторской программы А.А.Плешакова, М.: Просвещение, 2014, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. УМК «Школа России». Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и элементы основ безопасности жизнедеятельности. Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников знаний правил дорожного движения.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Окружающий мир.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ­  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА СПУТНИК  МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Рассмотрено»                                                                        «Согласовано»                                                                        «Утверждаю» на заседании  ШМО                                                          Зам.  директора по УВР                                                           Директор школы учителей начальных классов Протокол № 1  от                                                           __________ Ермакова З.И.                                              __________ Еременко В.С.      « 29» августа 2018 г.                                                         «30» августа 2018 г.                                                               «31» августа 2018г. Руководитель   ___________ Мельникова М. В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3 «А»  классе ( базовый уровень ) на 2018­2019 учебный год Составитель:    Качурина Ю. С. учитель начальных классов 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая  программа  по  окружающему  миру  разработана  на основе  Федерального государственного образовательного  стандарта  начального общего образования, Планируемых результатов начального общего образования,  Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2011, авторской программы А.А.Плешакова, М.: Просвещение, 2014, утвержденной МО РФ в соответствии с   требованиями   Федерального   компонента   государственного   стандарта   начального   образования.   УМК   «Школа   России».   Учебный   предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и элементы основ безопасности жизнедеятельности. Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников знаний правил дорожного движения. На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2ч в неделю(34  учебные недели) в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 68 часов.  Место учебного предмета  в учебном плане Используемые учебники:  Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 /А. А.  Плешаков.– М.: Просвещение, 2013.   Окружающий мир. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 /А. А.  Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.  В программу изменения не внесены. 2 Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: – – овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её  природу и культуру; проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко­культурным наследием городов Золотого кольца  России; – формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко­культурным наследием и  современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы; – – целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на  Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; – формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной  и социальной среде; – внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно­ познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и  социуме; 3 – – – – – осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к  объектам природы и культуры; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями,  памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм  экологической этики; способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства,  пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим,  бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах  поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в  повседневной жизни; – мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения  знаний из области экономики. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); – – – – – выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока; 4 – фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных  совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; – – – – оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.  Познавательные Обучающийся научится: – – – – – – – – – – – понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи  информации; выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно­познавательной); использовать знаково­символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий,  таблиц; анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по различным признакам; осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.; устанавливать причинно­следственные связи между явлениями, объектами; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений,  иллюстрировании рассказов и т. д.; – моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).   Коммуникативные Обучающийся научится: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; – – формулировать ответы на вопросы; 5 – – – – – – – – – – – – слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его  обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников. Предметные результаты Обучающийся научится: находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; находить на карте страны — соседи России и их столицы; определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; – – – – – – – – проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; – исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; – классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны,  предвидеть скрытую опасность и избегать её; соблюдать правила безопасного поведения в природе; – – понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; – – – находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; находить на карте страны — соседи России и их столицы; 6 определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; – – – – – проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; – исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; – классифицировать объекты живой природы – пользоваться атласом­определителем для распознавания природных объектов; – обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для  объяснения необходимости бережного отношения к природе; – приводить примеры растений и животных из Красной книги России; – использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; вырабатывать правильную осанку; выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; – – использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; – – – – понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; – правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; – – понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; – – понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; – – соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; раскрывать роль экономики в нашей жизни; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным  богатствам; различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; соблюдать правила безопасного поведения в природе; – – понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; – – понимать, как ведётся хозяйство семьи; – обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; 7 – рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и  иллюстрации учебника); – приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и  народами; – использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.       8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Наименование разделов и тем Как устроен мир Всего часов 6 часов Экскурсии № 1 2 Эта удивительная природа 3 Мы и наше здоровье Наша безопасность 4 5 Чему учит экономика. 6 Путешествие по городам и странам. ИТОГО: 18 часов 10 часов 7 часов 12 часов 15 часов 68 часов 0 Проекты Проект «Богатства,  отданные людям»  Проект «Разнообразие  природы родного края» Проект «Школа кулинаров» Проект «Кто нас защищает» Проект «Экономика  родного края» Проект «Музей  путешествий» 6 Как устроен мир (6ч) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между живой и неживой  природой, растениями и животными). Роль природы в жизни человека. Человек­ есть часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки  познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек­ часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их  средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по  охране природы. Эта удивительная природа (18ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.  Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода  и ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых существ. Источники загрязнения воды.  Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли  организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности 9 людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений.  Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительную  жизнь. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные и их разнообразие. Группы животных ( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). Растительноядные, насекомоядны, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и  развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на природный мир. Животные Красной книги России. Охрана  животных.  Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на  жизнь грибов. Грибы в Красной книги России. Охрана грибов. Представление и круговороте жизни и его звеньях ( организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители).  Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды.  Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.  Мы и наше здоровье (10ч) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувства (зрение, слух, обоняние,  вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.  Опорно­двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда  и физкультуры для развития скелета и  укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.  Дыхательная и кровеносная система, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные заболевания и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни.  Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.  Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Наша безопасность (7ч) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте.  Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие,  предписывающие, информационно­указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь,  проходной двор, парк, лес. Лед на улице, водоеме – источники опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление  природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения  и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при  обращении с кошкой и собакой. 10 Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнения воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его  устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды. Чему учит экономика (12ч) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.. Природные богатства­ основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный  труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли – электроэнергетика,  металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран ( рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью  как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из  важнейших  задач общества. Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана  Путешествие по городам и странам (15ч) памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные  достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж­Махал в Индии,  пирамиды в Египте). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг общества и каждого человека. 11 Календарно ­ тематическое планирование  (2 ч. в неделю, всего 68 часов) № п/п 1 Дата по плану 2 Дата по факту 3 1 04.09 Тема урока. 4 Природа. ПДД   «Безопасный  маршрут от дома до  школы и обратно» 2 07.09 Человек.  Характеристика деятельности учащихся Как устроен мир (6 часов) 5 ­Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,  ­ доказывать,   пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, ­ анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание   к рисунку учебника и оценивать ответы   одноклассников,   классифицировать   объекты   живой   природы,     осуществлять самопроверку, ­ работать в паре, ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, ­находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, ­   различать   внешность   человека   и   его   внутренний   мир,   анализировать   проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, ­   работать   в   паре:   наблюдать   и   описывать   проявления   внутреннего   мира   человека, обсуждать,  как возникает  богатство внутреннего мира человека,  ­моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. 12 3 11.09 Проект «Богатства,  отданные людям».  4 14.09 Общество. 5 18.09 Что такое экология.  6 21.09 Природа в опасности! В ходе выполнения дети учатся:  ­ определять цель проекта, ­ распределять обязанности по проекту в группах, ­ собирать материал в дополнительной литературе, Интернете, ­   подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,   слайды),   изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), ­оформлять стенд, презентовать проект, ­оценивать результаты работы понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, ­определять место человека в мире,  ­характеризовать семью, народ, государство как части общества, ­ обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,  ­ сопоставлять формы правления  в государствах мира, ­ работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы,   осуществлять   самопроверку,   рассуждать   о   многообразии   и   единстве   стран   и народов в современном мире,    ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить ­ анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о  взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на  схемы, ­ работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи,  моделировать связи организмов, ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и  оценивать достижения на уроке. понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, ­   устанавливать   причинно   –   следственные   связи   между   поведением   людей,   их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, 13 7 25.09 Тела, вещества, частицы. ­ сравнивать   заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; ­работать в группе: сопоставлять(по фотографиям в учебнике) примеры отрицательно и положительного   воздействия   человека   на   природу;   рассуждать   о   том,   почему   люди   не могут   полностью   прекратить   использование   природных   богатств;   объяснять,   какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; ­моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; ­обсуждать, как каждый может помочь природе; ­работать   со   взрослыми:   готовить   сообщение   о   заповедниках   и   национальных   парках   в своём   регионе,   о   природоохранных   мероприятиях   в   своём   городе;   участвовать   в природоохранительной деятельности; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. Эта удивительная природа (18 часов) ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, ­характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», ­классифицировать тела и вещества, ­ приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ ­ наблюдать опыт с растворением вещества ­высказывать предположения  объясняющие результат опыта ­доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, ­   работать   в   группе,   проверять   с   помощью   учебника   правильность   приведённых утверждений;   различать   тела   и   вещества,   осуществлять   самопроверку;   моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. 8 28.09 Разнообразие веществ. ПДД «Перекрестки и их  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,  ­наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; 14 виды» 9 02.10 Воздух и его охрана. 10 05.10 Вода. ­ практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания,  использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, ­работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану: использовать  информацию в тексте учебника для объяснения содержания рисунков; ­работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и  оценивать достижения на уроке. понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ анализировать схему(диаграмму) с целью определения состава  воздуха; ­ исследовать с помощью опытов свойств воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, ­работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; ­работать   со   взрослыми:   интервьюировать   взрослых   о  мерах   охраны   чистоты   воздуха   в родном городе;  ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; ­ практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника (определять и называть   цель   каждого   опыта,   устно   описывать   его   ход,   формулировать   выводы     и фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, ­работать   в   паре:   находить   главные   мысли   учебного   текста,   раскрывать   их,   используя информацию в тексте; анализировать схемы учебника   и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой опыт с  ответами одноклассников, обобщать информацию. ­ работать со взрослыми:  проводить мини­исследование об использовании питьевой воды в семье ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. 15 11 09.10 Превращение и  круговорот воды. 12 12.10 Берегите воду! ПДД «Дорожная  разметка» 13 16.10 Что такое почва. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, ­высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;  ­наблюдать в ходе учебного  эксперимента образование капель при охлаждении пара; ­формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; ­работать   в   паре:   анализировать   рисунок­схему,   объяснять   с   его   помощью   особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку, ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, ­высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить  цифровые данные из учебника; ­работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать   схему   в   учебнике,   сопоставлять   полученные   сведения   с   информацией   из текста;   рассматривать   фотодокументы   и   высказывать   соответствующие   суждения; моделировать  в  виде  динамической   схемы   источники  загрязнения  воды,  рассказывать  о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономии использования воды; ­работать со взрослыми: интервьюирование взрослых о мерах по охране воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; ­высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их; ­практическая   работа:   исследователь   состав   почвы   в   ходе   учебного   эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; ­анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; ­обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; ­характеризовать процессы образования и разрушения  почвы; меры по охране почвы от 16 14 19.10 Разнообразие растений. 15 23.10 Солнце, растения и мы с  вами. ПДД «Сигналы для регулирования  дорожного движения» 16 26.10 Размножение и развитие  растений. разрушений (на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева) ­обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете» ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; ­знакомиться с группами растений по материалам учебника; ­работать   в   группе:   классифицировать   растения   из   предложенного   списка,   предлагать подобные   задания   одноклассникам,   проверить   и   оценивать   их   ответы;   знакомиться   по учебнику   с   понятием   «виды   растений»;   использовать   предложенную   информацию   при характеристике  групп растений; определять растения  с помощью атласа­  определителя, осуществлять взаимопроверку; ­приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа – определителя; ­используя   книгу   «Зелёные   страницы»,   подготавливать   сообщение   об   одном   из   видов растений любой группы; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­выявлять с помощью схемы сходства и различия процессов питания и дыхания растений; ­ моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; ­выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; ­доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;   распространения; ­наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;  ­ выявлять роль животных в размножении  развитии растений; ­ характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени; ­ работать с терминологическим словариком; ­   характеризовать   условия,   необходимые   для   размножения   растений   и     их 17 17 06.11 Охрана растений.  ПДД «Дорожные знаки и их группы» 18 09.11 Разнообразие животных.  19 13.11 Кто что ест?  ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ актуализировать сведения. полученные в 1­2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; ­характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; ­обсуждать   материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; ­оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­актуализировать знания о животном мире, полученные в 1­2 классах; ­классифицировать животных  из списка, предложенного одноклассниками; приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа – определителя «О земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и соотносить их к определённой группе; ­ обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги « Великан на поляне» ­ работать с электронным приложением к учебнику; ­работать с терминологическим словарём; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­характеризовать животных по типу питания,  ­ приводить примеры животных по типу питания; ­ анализировать схемы цепей питания; ­характеризовать защитные приспособления растений и животных; ­ обсуждать материал книги « Зелёные страницы» о божьих коровках; ­обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. 18 20 16.11 Проект «Разнообразие  природы родного края». 21 20.11 Размножение и развитие  животных.  22 23.11 Охрана животных 23 27.11 В царстве грибов. ПДД «Правила перехода  В ходе выполнения проекта дети учатся: ­определять цель и этапы работы; ­распределять обязанности; ­совместно со взрослыми определять с помощью атласа – определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; ­находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; ­составлять и презентовать «Книгу природы родного края» ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­характеризовать животных разных групп  по способу размножения.  ­ моделировать стадии размножения животных разных групп; ­рассказывать как заботятся домашние животные о своём потомстве; ­обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; работать с терминологическим словариком; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­актуализировать   знания   о   редких   и   исчезающих   животных,   Красной   книге   России, полученные в 1­2 классах; ­характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; ­с   помощью   атласа   –   определителя   м   электронного   приложения   определять   животных. занесённых в Красную книгу; ­обсуждать меры по охране животных; ­ обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; ­формулировать с помощью экологических знаков правил поведения в природе; ­ с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­характеризовать понятия строение шляпочных грибов; 19 улиц и дорог» 24 30.11 Великий круговорот  жизни на Земле.  25 04.12 Организм человека. 26 07.12 Органы чувств.   съедобные, ­с   помощью   иллюстраций   учебника   и   атласа   определителя   различать   несъедобные, ядовитые грибы; ­ обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; ­ моделировать различия грибов­двойников; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, ­характеризовать понятия организмы­производители, потребители, разрушители; ­обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена   цепи круговорота веществ в природе; ­ моделировать круговорот веществ в природе; ­рассказывать о круговороте веществ на земле; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. Мы и наше здоровье (10 часов) понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; ­характеризовать  системы органов тела( их части и назначения); ­обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены; ­анализировать   схемы   расположения   органов   тела   человека,   уметь   показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; ­ практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; ­работать с терминологическим словариком; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­работать   в   группе:   самостоятельно   изучать   материал   темы   и   готовить   рассказы   по предложенному плану; ­распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; ­формулировать правила гигиены органов чувств, ­ работать с терминологическим словариком; 20 27 11.12 Надежная защита  организма.  28 14.12 Опора тела и движение. ПДД  «Тормозной путь  транспортных средств» 29 18.12 Наше питание. Проект  «Школа кулинаров». ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­практическая работа: изучить свойства кожи; ­характеризовать средства гигиены и уход за кожей; ­характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; ­работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи ­подготовить рассказ об уходе за кожей; ­ работать с терминологическим словариком; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, ­характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма ­раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека; ­следить за правильной осанкой на уроке и вне его; ­выполнять физкультминутки; ­работать с терминологическим словарём; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; ­характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения; ­ моделировать строение пищеварительной системы; ­ обсуждать правила рационального питания; ­составлять меню здорового питания; ­работать с терминологическим словариком; ­формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке; ­готовится к выполнению проекта «Школа кулинаров» 30 21.12 Дыхание и  ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; 21 кровообращение. 31 25.12 Умей предупреждать  болезни. ПДД «Виды  транспортных средств» 32 28.12 Здоровый образ жизни.  33 15.01 Презентация проектов  «Богатства, отданные  людям», «Разнообразие  природы родного края» ­актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; ­характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме; ­моделировать строение дыхательной системы; ­характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;  ­обсуждать взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; ­практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и просчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; ­работать с терминологическим словарём; ­ работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­характеризовать факторы закаливания;  ­ формировать  правила закаливания;  ­составлять памятку по закаливанию; ­оставлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; ­работать с терминологическим словарём; ­регулярно проводить закаливание своего организма; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; ­ обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться их соблюдать; ­работать с терминологическим словарём; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать  их наглядными материалами, ­обсуждать выступления учащихся,  ­ оценивать свои достижения и достижения других учащихся. 22 34 35 18.01 22.01 Презентация проекта  «Школа кулинаров». Раздел «Наша безопасность» (7 часов) ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­актуализировать знания об опасности в быту, полученные в 1­2 классах; ­характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа,  ­моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и  ролевой игры; ­ называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; ­ работать с терминологическим словарём; ­анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;  ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1­2 классах; ­ работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте готовить сообщения; ­обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;  ­выполнять тесты с выбором варианта ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; ­моделировать свои действия в ходе ролевой игры; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­актуализировать знание дорожных знаков, полученные в 1­2 классах; ­анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; ­выполнять тесты с выбором ответа, требующего знания дорожных знаков; ­моделировать в виде схемы безопасный путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; ­работать с терминологическим словарём; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах 23 Огонь, вода и газ.  ПДД   «Обязанности  водителей, пешеходов и  пассажиров» 36 25.01 Чтобы путь был  счастливым. 37 29.01 Дорожные знаки.  38 01.02 Проект «Кто нас  защищает». 39 05.02 Опасные места. ПДД   «Железная дорога. Железнодорожный  транспорт» 40 08.02 Природа и наша  безопасность. 41 12.02 Экологическая   безопасность.  ПДД «Организация  движения, технические  средства регулирования  движения» России, деятельности полиции, службы пожарной охраны. МЧС; ­интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, МЧС, сотрудников полиции. пожарной охраны;. ­оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.  ­презентовать и оценивать результаты проектной деятельности ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; ­обсуждать потенциально опасные места в доме и вне его; ­работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестности с указанием опасных мест; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­характеризовать опасности природного характера; ­находить в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и грибах; ­обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги « Зелёные страницы»; ­характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; ­отличать гадюку от ужа; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­анализировать по схеме цепь загрязнения; ­приводить примеры цепей загрязнения; ­моделировать пути поступления загрязнения веществ в  организм; ­обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; ­практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; ­работать с терминологическим словарём; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) 24 42 15.02 Для чего нужна  экономика. 43 19.02 Природные богатства и  труд людей – основа  экономики. 44 22.02 Полезные ископаемые.  ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; ­различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг; ­характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; ­работать с терминологическим словарём; ­работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; ­приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; ­прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; ­раскрывать роль науки в экономическом развитии; ­работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; ­работать с терминологическим словарём; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1­2 классах; ­определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя « От земли до неба»; ­выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; ­характеризовать особенности добычи некоторых полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки) ­с   помощью   атласа   –   определителя   готовить   сообщение,   о   каком­либо     полезном ископаемом; ­работать с терминологическим словарём; ­работать   со   взрослыми   в   краеведческом   музее,   выяснять,   какие   полезные   ископаемые добываются в регионе; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. 25 45 26.02 Растениеводство. 46 01.03 Животноводство. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­актуализировать   знания   о   дикорастущих   и   культурных   растениях,   полученные   в   1­2 классах; ­практическая   работа   в   паре:   исследовать   выданное   учителем   сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; ­обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; ­различать и классифицировать культурные растения; ­характеризовать   роль   выращивания   культурных   растений   в   экономике   и   труде растениеводов; ­выявлять связь растениеводства и промышленности; ­работать с терминологическим словарём; ­исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; ­работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1­2 классах; ­классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; ­характеризовать   роль   разведения   сельскохозяйственных   животных   в   экономике   и   труд животноводства; ­выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; ­работать с терминологическим словарём; ­исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. 47 05.03 Какая бывает  промышленность.  ПДД  «Светофорное  регулирование  дорожного движения» ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; ­соотносить продукцию и отрасли промышленности; ­выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; ­характеризовать труд работников отрасли промышленности; ­работать с терминологическим словарём; 26 48 12.03 Проект «Экономика  родного края».  49 15.03 Что такое деньги. ПДД «Дорожные знаки –  наши верные друзья» 50 19.03 Государственный  бюджет. 51 02.04 Семейный бюджет. ­работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: ­ собирать информацию об экономике своего города; ­оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д; ­коллективно составлять книгу – справочник «Экономика родного края»; ­ презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­характеризовать   виды   обмена   товарами   (бартер   и   купля   –   продажа);   моделировать ситуации бартера и купли­ продажи; ­раскрывать роль денег в экономике; ­различать денежные единицы разных стран; ­ практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; ­работать с терминологическим словарём; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; ­определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; ­выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; ­моделировать доходы и расходы государства в идее математических задач; ­работать с терминологическим словарём; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; ­выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; ­определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; 27 52 53  05.04 Экономика и экология. ПДД «Скрытые  опасности на дороге» ­обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными; ­моделировать семейный бюджет; ­работать с терминологическим словарём; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­актуализировать   знания   о   влиянии   человека   на   окружающую   среду,   полученные   в   1­2 классах; ­характеризовать   вредное   воздействие   различных   отраслей   экономики   на   окружающую среду; ­обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экономическая экспертиза; ­приводить примеры изменения экономических проектов под  влиянием экологов; ­моделировать экологические прогнозы; ­работать с терминологическим словарём; ­работать   со   взрослыми:   выяснять,   какие   меры   экологической   безопасности предпринимаются в регионе; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов) 54 55 56 09.04 12.04 16.04 Золотое кольцо России. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; ­рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; ­узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; ­составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; ­моделировать маршрут золотого кольца, используя фотографии, достопримечательности, сувениры и т.д. ­выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­­с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. 57 19.04 Проект «Музей  В ходе проекта дети учатся: 28 путешествий». 58 23.04 Наши ближайшие соседи. 59  26.04 На севере Европы. ПДД  «Мы  ­  велосипедисты» ­ собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); ­оформлять экспозицию музея; ­ готовить сообщения (экскурсия по музею); ­презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; ­обсуждать, почему с государствами соседями нужно иметь добрососедские отношения; ­выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­работать с терминологическим словарём; ­с   помощью   дополнительной   литературы   готовить   сообщения   о   странах,   граничащих   с Россией; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой   группе   по   одной   стране),   подготовить   сообщения   с   показом   местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; ­соотносить государства и их флаги; ­узнавать   по   фотографиям   достопримечательности   изучаемых   стран;   их   замечательных людей; ­составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; ­работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. 60 30.04 Что такое Бенилюкс. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе 29 по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на   политической   карте   Европы;   выступать   одному   из   представителей   группы   или распределять материал на несколько сообщений; ­составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; ­описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; ­выполнять задания электронного приложения к учебнику; ­используя   дополнительную   литературу,   находить   интересных   фактов   по   изучаемым странам; ­работать   со   взрослыми:   в   магазинах   выяснять,   какие   товары   поступают   из   Бельгии, Голландии, Люксембурга; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах в центе Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; ­выступать  одному  из   представителей  группы   или   распределять  материал   на  несколько сообщений; ­узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; ­моделировать достопримечательности из пластилина; ­выполнять задания по электронному приложению к учебнику; ­работать   со   взрослыми:   в   магазинах   выяснять,   какие   товары   поступают   из   Германии, Австрии, Швейцарии;  ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­работать   в   группе:   самостоятельно   изучить   материал   о   Франции   и   Великобритании, подготовить   сообщение  с  показом  местоположения  стран  и   её  столиц   на  политической карте Европы; ­выступать  одному  из   представителей  группы   или   распределять  материал   на  несколько сообщений; 30 61 07.05 В центре Европы. ПДД Игра – эстафета   «Школа светофорных  наук» 62 63 14.05 17.05  Франция и  Великобритания 64 21.05 На Юге Европы. ПДД Экскурсия по  поселку «Безопасные  игровые места» 65 24.05 По знаменитым местам  мира.  описывать достопримечательности по фотографиям; ­составлять вопросы для викторины о Франции и Великобритании; ­выполнять задания по электронному приложению к учебнику; ­в   дополнительной   литературе   и   Интернете   находить   интересные   факты   о   Франции   и Великобритании; ­работать   со   взрослыми:   в   магазинах   выяснять,   какие   товары   поступают   из   Франции   и Великобритании; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о Греции и Италии (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; ­описывать достопримечательности  Греции и Италии по фотографиям;  ­составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; ­выполнять задания электронного приложения к учебнику; ­используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах; ­работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. ­понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; ­определять цели международного туризма; ­работать с картой; ­описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения; ­   формулировать   выводы   из   изученного   материала,   отвечать   на   итоговые   вопросы   и оценивать достижения на уроке. 31 66 28.05 67 68 31.05 Презентация проектов  «Кто нас защищает»,  «Экономика родного  края» Презентация проекта   «Музей путешествий». Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом; ­обсуждать выступление учащихся; ­оценивать свои достижения и достижения других учащихся. 32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету    «Окружающий мир» в 3  классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2018