РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
3 кл
30.09.2018
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2011, авторской программы А.А.Плешакова, М.: Просвещение, 2014, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. УМК «Школа России». Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и элементы основ безопасности жизнедеятельности. Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников знаний правил дорожного движения.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
в 3 классе
Окружающий мир.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА СПУТНИК
МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
учителей начальных классов
Протокол № 1 от __________ Ермакова З.И. __________ Еременко В.С.
« 29» августа 2018 г. «30» августа 2018 г. «31» августа 2018г.
Руководитель
___________ Мельникова М. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
в 3 «А» классе
( базовый уровень )
на 20182019 учебный год
Составитель: Качурина Ю. С.
учитель начальных классов
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная
школа. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2011, авторской программы А.А.Плешакова, М.: Просвещение, 2014, утвержденной МО РФ в соответствии
с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. УМК «Школа России». Учебный предмет
«Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и элементы основ безопасности
жизнедеятельности. Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников знаний правил дорожного движения.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2ч в неделю(34 учебные недели) в соответствии с базисным учебным планом.
Общее количество часов – 68 часов.
Место учебного предмета в учебном плане
Используемые учебники:
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 /А. А.
Плешаков.– М.: Просвещение, 2013.
Окружающий мир. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 /А. А.
Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.
В программу изменения не внесены.
2 Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
–
–
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её
природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историкокультурным наследием городов Золотого кольца
России;
– формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историкокультурным наследием и
современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
–
–
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире,
в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на
Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
– формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной
и социальной среде;
–
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно
познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и
социуме;
3 –
–
–
–
–
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к
объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями,
памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм
экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства,
пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах
поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в
повседневной жизни;
– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения
знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
–
–
–
–
–
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
4 – фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных
совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
–
–
–
–
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи
информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научнопознавательной);
использовать знаковосимволические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий,
таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинноследственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений,
иллюстрировании рассказов и т. д.;
– моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
–
– формулировать ответы на вопросы;
5 –
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его
обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
–
–
–
–
–
–
–
– проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
– исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
– классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны,
предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
–
– понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
–
–
–
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
6 определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
–
–
–
–
– проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
– исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
– классифицировать объекты живой природы
– пользоваться атласомопределителем для распознавания природных объектов;
–
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
– использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки
собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
–
– использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
–
–
–
– понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
– правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
–
– понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
–
– понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
–
–
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным
богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
–
– понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
–
– понимать, как ведётся хозяйство семьи;
–
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
7 –
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и
иллюстрации учебника);
– приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и
народами;
– использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов и тем
Как устроен мир
Всего часов
6 часов
Экскурсии
№
1
2
Эта удивительная природа
3 Мы и наше здоровье
Наша безопасность
4
5
Чему учит экономика.
6
Путешествие по городам и странам.
ИТОГО:
18 часов
10 часов
7 часов
12 часов
15 часов
68 часов
0
Проекты
Проект «Богатства,
отданные людям»
Проект «Разнообразие
природы родного края»
Проект «Школа кулинаров»
Проект «Кто нас защищает»
Проект «Экономика
родного края»
Проект «Музей
путешествий»
6
Как устроен мир (6ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между живой и неживой
природой, растениями и животными). Роль природы в жизни человека.
Человек есть часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки
познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их
средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по
охране природы.
Эта удивительная природа (18ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода и ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых существ. Источники загрязнения воды.
Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли
организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности
9 людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений.
Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительную
жизнь. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные и их разнообразие. Группы животных ( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).
Растительноядные, насекомоядны, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и
развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на природный мир. Животные Красной книги России. Охрана
животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на
жизнь грибов. Грибы в Красной книги России. Охрана грибов.
Представление и круговороте жизни и его звеньях ( организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители).
Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды.
Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувства (зрение, слух, обоняние,
вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорнодвигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и
укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная система, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные заболевания и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни.
Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте.
Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь,
проходной двор, парк, лес. Лед на улице, водоеме – источники опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление
природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при
обращении с кошкой и собакой.
10 Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнения воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его
устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги..
Природные богатства основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный
труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли – электроэнергетика,
металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран ( рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью
как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из
важнейших задач общества.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана
Путешествие по городам и странам (15ч)
памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные
достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, ТаджМахал в Индии,
пирамиды в Египте).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг общества и каждого человека.
11 Календарно тематическое планирование
(2 ч. в неделю, всего 68 часов)
№
п/п
1
Дата
по
плану
2
Дата
по
факту
3
1
04.09
Тема урока.
4
Природа.
ПДД «Безопасный
маршрут от дома до
школы и обратно»
2
07.09
Человек.
Характеристика деятельности учащихся
Как устроен мир (6 часов)
5
Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3
класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна,
раскрывать ценность природы для людей,
анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать
объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать
ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы,
осуществлять
самопроверку,
работать в паре,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,
различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления
внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к
природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,
работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека,
обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека,
моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
12 3
11.09
Проект «Богатства,
отданные людям».
4
14.09
Общество.
5
18.09
Что такое экология.
6
21.09
Природа в опасности!
В ходе выполнения дети учатся:
определять цель проекта,
распределять обязанности по проекту в группах,
собирать материал в дополнительной литературе, Интернете,
подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать
недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки),
оформлять стенд, презентовать проект,
оценивать результаты работы
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
определять место человека в мире,
характеризовать семью, народ, государство как части общества,
обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,
сопоставлять формы правления в государствах мира,
работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации.
Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и
народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и
народов в современном мире,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о
взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на
схемы,
работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи,
моделировать связи организмов,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их
деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное
влияние человека на природу,
13 7
25.09
Тела, вещества, частицы.
сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных
территорий;
работать в группе: сопоставлять(по фотографиям в учебнике) примеры отрицательно и
положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не
могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое
отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения
из современной жизни;
моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;
обсуждать, как каждый может помочь природе;
работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в
своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе; участвовать в
природоохранительной деятельности;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
Эта удивительная природа (18 часов)
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
классифицировать тела и вещества,
приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных
веществ
наблюдать опыт с растворением вещества
высказывать предположения объясняющие результат опыта
доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц,
работать в группе, проверять с помощью учебника правильность приведённых
утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать
процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
8
28.09
Разнообразие веществ.
ПДД «Перекрестки и их
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
14 виды»
9
02.10
Воздух и его охрана.
10
05.10
Вода.
практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания,
использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей
тетради,
работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану: использовать
информацию в тексте учебника для объяснения содержания рисунков;
работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
анализировать схему(диаграмму) с целью определения состава воздуха;
исследовать с помощью опытов свойств воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод;
фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,
работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять
самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;
работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в
родном городе;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника (определять и
называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и
фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,
работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя
информацию в тексте; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения
свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать
свой опыт с ответами одноклассников, обобщать информацию.
работать со взрослыми: проводить миниисследование об использовании питьевой воды в
семье
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
15 11
09.10
Превращение и
круговорот воды.
12
12.10
Берегите воду!
ПДД «Дорожная
разметка»
13
16.10
Что такое почва.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;
наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара;
формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении
дождя;
работать в паре: анализировать рисуноксхему, объяснять с его помощью особенности
образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его,
осуществлять само и взаимопроверку,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные
из учебника;
работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;
анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из
текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения;
моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о
загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономии использования воды;
работать со взрослыми: интервьюирование взрослых о мерах по охране воды с помощью
модели; обсуждать способы экономного использования воды;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;
высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
практическая работа: исследователь состав почвы в ходе учебного эксперимента,
использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы
и растений;
обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
характеризовать процессы образования и разрушения почвы; меры по охране почвы от
16 14
19.10
Разнообразие растений.
15
23.10
Солнце, растения и мы с
вами. ПДД «Сигналы для
регулирования
дорожного движения»
16
26.10
Размножение и развитие
растений.
разрушений (на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева)
обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;
знакомиться с группами растений по материалам учебника;
работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать
подобные задания одноклассникам, проверить и оценивать их ответы; знакомиться по
учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при
характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа определителя,
осуществлять взаимопроверку;
приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа – определителя;
используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов
растений любой группы;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
выявлять с помощью схемы сходства и различия процессов питания и дыхания растений;
моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с
помощью выполненной схемы;
выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
распространения;
наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;
выявлять роль животных в размножении развитии растений;
характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени;
работать с терминологическим словариком;
характеризовать условия, необходимые для размножения растений и
их
17 17
06.11
Охрана растений.
ПДД «Дорожные знаки и
их группы»
18
09.11
Разнообразие животных.
19
13.11
Кто что ест?
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать сведения. полученные в 12 классах, об исчезающих и редких растениях,
Красной книге, правилах поведения в природе;
характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;
обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения
человека в природе;
оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знания о животном мире, полученные в 12 классах;
классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;
приводить примеры животных разных групп;
с помощью атласа – определителя «О земли до неба» определять животных, изображённых
на рисунках, и соотносить их к определённой группе;
обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги « Великан на поляне»
работать с электронным приложением к учебнику;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
характеризовать животных по типу питания,
приводить примеры животных по типу питания;
анализировать схемы цепей питания;
характеризовать защитные приспособления растений и животных;
обсуждать материал книги « Зелёные страницы» о божьих коровках;
обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
18 20
16.11
Проект «Разнообразие
природы родного края».
21
20.11
Размножение и развитие
животных.
22
23.11
Охрана животных
23
27.11
В царстве грибов.
ПДД «Правила перехода
В ходе выполнения проекта дети учатся:
определять цель и этапы работы;
распределять обязанности;
совместно со взрослыми определять с помощью атласа – определителя растения, птиц,
другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;
находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;
составлять и презентовать «Книгу природы родного края»
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
характеризовать животных разных групп по способу размножения.
моделировать стадии размножения животных разных групп;
рассказывать как заботятся домашние животные о своём потомстве;
обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении
животных;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России,
полученные в 12 классах;
характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
с помощью атласа – определителя м электронного приложения определять животных.
занесённых в Красную книгу;
обсуждать меры по охране животных;
обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;
формулировать с помощью экологических знаков правил поведения в природе;
с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в
Красную книгу, которые не изучались ранее;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
характеризовать понятия строение шляпочных грибов;
19 улиц и дорог»
24
30.11
Великий круговорот
жизни на Земле.
25
04.12
Организм человека.
26
07.12
Органы чувств.
съедобные,
с помощью иллюстраций учебника и атласа определителя различать
несъедобные, ядовитые грибы;
обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;
моделировать различия грибовдвойников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать понятия организмыпроизводители, потребители, разрушители;
обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ в
природе;
моделировать круговорот веществ в природе;
рассказывать о круговороте веществ на земле;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
Мы и наше здоровье (10 часов)
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные
во 2 классе;
характеризовать системы органов тела( их части и назначения);
обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены;
анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать
расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;
практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по
предложенному плану;
распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
формулировать правила гигиены органов чувств,
работать с терминологическим словариком;
20 27
11.12
Надежная защита
организма.
28
14.12
Опора тела и движение.
ПДД «Тормозной путь
транспортных средств»
29
18.12
Наше питание. Проект
«Школа кулинаров».
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
практическая работа: изучить свойства кожи;
характеризовать средства гигиены и уход за кожей;
характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;
работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи
подготовить рассказ об уходе за кожей;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма
раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека;
следить за правильной осанкой на уроке и вне его;
выполнять физкультминутки;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;
характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения;
моделировать строение пищеварительной системы;
обсуждать правила рационального питания;
составлять меню здорового питания;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке;
готовится к выполнению проекта «Школа кулинаров»
30
21.12
Дыхание и
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
21 кровообращение.
31
25.12
Умей предупреждать
болезни. ПДД «Виды
транспортных средств»
32
28.12
Здоровый образ жизни.
33
15.01
Презентация проектов
«Богатства, отданные
людям», «Разнообразие
природы родного края»
актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;
характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме;
моделировать строение дыхательной системы;
характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в
организме;
обсуждать взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем;
практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и просчитывать количество его
ударов в минуту при разной нагрузке;
работать с терминологическим словарём;
работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
характеризовать факторы закаливания;
формировать правила закаливания;
составлять памятку по закаливанию;
оставлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;
работать с терминологическим словарём;
регулярно проводить закаливание своего организма;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;
обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться их соблюдать;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,
обсуждать выступления учащихся,
оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
22 34
35
18.01
22.01
Презентация проекта
«Школа кулинаров».
Раздел «Наша безопасность» (7 часов)
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знания об опасности в быту, полученные в 12 классах;
характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа,
моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;
работать с терминологическим словарём;
анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 12 классах;
работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в
транспорте готовить сообщения;
обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
выполнять тесты с выбором варианта ответа о правильном/неправильном поведении на
улице и в транспорте;
моделировать свои действия в ходе ролевой игры;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знание дорожных знаков, полученные в 12 классах;
анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;
выполнять тесты с выбором ответа, требующего знания дорожных знаков;
моделировать в виде схемы безопасный путь от дома до школы с обозначением имеющихся
дорожных знаков;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах
23
Огонь, вода и газ.
ПДД «Обязанности
водителей, пешеходов и
пассажиров»
36
25.01
Чтобы путь был
счастливым.
37
29.01
Дорожные знаки.
38
01.02
Проект «Кто нас
защищает». 39
05.02
Опасные места.
ПДД «Железная дорога.
Железнодорожный
транспорт»
40
08.02
Природа и наша
безопасность.
41
12.02
Экологическая
безопасность.
ПДД «Организация
движения, технические
средства регулирования
движения»
России, деятельности полиции, службы пожарной охраны. МЧС;
интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, МЧС, сотрудников полиции. пожарной
охраны;.
оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.
презентовать и оценивать результаты проектной деятельности
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
обсуждать потенциально опасные места в доме и вне его;
работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестности с указанием опасных
мест;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
характеризовать опасности природного характера;
находить в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и
грибах;
обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги « Зелёные страницы»;
характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;
отличать гадюку от ужа;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
анализировать по схеме цепь загрязнения;
приводить примеры цепей загрязнения;
моделировать пути поступления загрязнения веществ в организм;
обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;
практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки
воды;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)
24 42
15.02
Для чего нужна
экономика.
43
19.02
Природные богатства и
труд людей – основа
экономики.
44
22.02
Полезные ископаемые.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг;
характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
работать с терминологическим словарём;
работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение
дня;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства
товаров;
прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;
раскрывать роль науки в экономическом развитии;
работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 12 классах;
определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя « От земли до неба»;
выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;
характеризовать особенности добычи некоторых полезных ископаемых (шахты, карьеры,
нефтяные вышки)
с помощью атласа – определителя готовить сообщение, о какомлибо полезном
ископаемом;
работать с терминологическим словарём;
работать со взрослыми в краеведческом музее, выяснять, какие полезные ископаемые
добываются в регионе;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
25 45
26.02
Растениеводство.
46
01.03
Животноводство.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 12
классах;
практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное
растение и описывать его по плану;
обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;
различать и классифицировать культурные растения;
характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труде
растениеводов;
выявлять связь растениеводства и промышленности;
работать с терминологическим словарём;
исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;
работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 12 классах;
классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд
животноводства;
выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
работать с терминологическим словарём;
исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;
работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
47
05.03
Какая бывает
промышленность.
ПДД «Светофорное
регулирование
дорожного движения»
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
соотносить продукцию и отрасли промышленности;
выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
характеризовать труд работников отрасли промышленности;
работать с терминологическим словарём;
26 48
12.03
Проект «Экономика
родного края».
49
15.03
Что такое деньги.
ПДД «Дорожные знаки –
наши верные друзья»
50
19.03
Государственный
бюджет.
51
02.04
Семейный бюджет.
работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов
семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
собирать информацию об экономике своего города;
оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д;
коллективно составлять книгу – справочник «Экономика родного края»;
презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать
ситуации бартера и купли продажи;
раскрывать роль денег в экономике;
различать денежные единицы разных стран;
практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему
виду, устно описывать их;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;
моделировать доходы и расходы государства в идее математических задач;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;
определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;
27 52
53
05.04
Экономика и экология.
ПДД «Скрытые
опасности на дороге»
обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными;
моделировать семейный бюджет;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 12
классах;
характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую
среду;
обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время
осуществляется экономическая экспертиза;
приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;
моделировать экологические прогнозы;
работать с терминологическим словарём;
работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности
предпринимаются в регионе;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов)
54
55
56
09.04
12.04
16.04
Золотое кольцо России.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
моделировать маршрут золотого кольца, используя фотографии, достопримечательности,
сувениры и т.д.
выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
57
19.04
Проект «Музей
В ходе проекта дети учатся:
28 путешествий».
58
23.04
Наши ближайшие соседи.
59
26.04
На севере Европы.
ПДД «Мы
велосипедисты»
собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки
(кем, когда и где собран материал);
оформлять экспозицию музея;
готовить сообщения (экскурсия по музею);
презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том
числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией
только морские границы;
обсуждать, почему с государствами соседями нужно иметь добрососедские отношения;
выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
работать с терминологическим словарём;
с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с
Россией;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы
(каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения
страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей
группы или распределять материал на несколько сообщений;
соотносить государства и их флаги;
узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; их замечательных
людей;
составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из стран севера
Европы;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
60
30.04
Что такое Бенилюкс.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе
29 по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы
на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или
распределять материал на несколько сообщений;
составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;
описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;
выполнять задания электронного приложения к учебнику;
используя дополнительную литературу, находить интересных фактов по изучаемым
странам;
работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии,
Голландии, Люксембурга;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах в центе Европы (каждой
группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её
столицы на политической карте Европы;
выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько
сообщений;
узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;
моделировать достопримечательности из пластилина;
выполнять задания по электронному приложению к учебнику;
работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии,
Австрии, Швейцарии;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании,
подготовить сообщение с показом местоположения стран и её столиц на политической
карте Европы;
выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько
сообщений;
30
61
07.05
В центре Европы.
ПДД Игра – эстафета
«Школа светофорных
наук»
62
63
14.05
17.05
Франция и
Великобритания 64
21.05
На Юге Европы.
ПДД Экскурсия по
поселку «Безопасные
игровые места»
65
24.05
По знаменитым местам
мира.
описывать достопримечательности по фотографиям;
составлять вопросы для викторины о Франции и Великобритании;
выполнять задания по электронному приложению к учебнику;
в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции и
Великобритании;
работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции и
Великобритании;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о Греции и Италии (каждой
группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её
столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или
распределять материал на несколько сообщений;
описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;
составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
выполнять задания электронного приложения к учебнику;
используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах;
работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;
определять цели международного туризма;
работать с картой;
описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;
находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях
разных стран, готовить сообщения;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
31 66
28.05
67
68
31.05
Презентация проектов
«Кто нас защищает»,
«Экономика родного
края»
Презентация проекта
«Музей путешествий».
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом;
обсуждать выступление учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
32
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.