Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 классов разработана на основе авторской программы А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, 2014г., М.: «Просвещение». Включает в себя 3 раздела. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах. 2.Содержание учебного предмета. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.Программа по ОРКС для 4 класса.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской
этики» для 4 классов разработана на основе авторской программы А.Н. Сахарова,
К.А. Кочегарова, 2014г., М.: «Просвещение»
1. Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» 4 классах
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в
культуре истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций
народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Обучающийся научится:
1) понимать основы православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур;
2) понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
3) развивать представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной
жизни личности, семьи и общества;4) формировать первоначальные представления об отечественной религиозной
традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального
народа России;
5) понимать основы православной, мусульманской, буддийской,иудейской культур;
6) общаться в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) познакомиться с основами православной, мусульманской ,буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2) формировать уважительное отношение к разным духовным и светским традициям;
3) готовиться к нравственному самосовершенству, духовному саморазвитию;
4) иметь представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российского государственности.
5) продолжить знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие и их понимание как основы традиционной культуры
многонационального народа России.
Планируемые результаты учебного модуля «Основы мировых религиозных
культур»
Обучающийся научится:
– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур
(религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи
и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к
другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия,
ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей,
семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
совершенствовать морально
нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных
ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных духовнонравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
развивать нравственную рефлексию,
2.Содержание учебного предмета.Православие Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и
Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха.
Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять
заповедей.
Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа.
Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему – основа христианского учения. Апостолы
– ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие
Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа.
Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались
первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение
христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император
Константин. Складывание церковной организации. Монастыри и монашество. Римские
папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную.
Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его
значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви.
Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий
Радонежский и победа на Куликовском поле. Ликвидация патриаршества при Петре
Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Почитание святых в христианстве.
Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим
Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его
место в жизни христианства. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика.
Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона
Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме.Понимать причины
возникновения религиозных верований. Знать основные события земной жизни Иисуса
Христа, устройство церкви. Характеризовать основные события, связанные с жизнью и
деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь понятия о сути
святости и святых. Знать православные праздники и таинство. Понимать важность
христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.
Знать основные события христианства Московской Руси.
Протестантизм . Понятия протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные
положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами.
Рапространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор.
Течения протестантизма.Знать ,кто такой Мартин Лютер и его роль в возникновении
протеста. Понимать чем протестантизм отличается от других направлений христианства.
Католичество. Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле.
Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава
Католической церкви. Кардиналы. Понятие «чистилище». Франциск Ассизский. Мать
Тереза. Уния и униатская церковь. Знать, кто является главой католической церкви,
устройство церкви.
Ислам Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное
Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджира – уход Мухаммада из Мекки в Медину.
Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского
государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада. Знать основные понятия исламской
культуры, обряды, традиции. Иметь понятия об основных элементах и устройства мечети.
Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра изла. Понимать значение Корана в жизни мусульман. Характеризовать основные
особенности мусульманского календаря.
Иудаизм. Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского
народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака.
Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими
фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта.
Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа
в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Возвращение евреев в
Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа
римлянами. Расселение евреев по разным странам. Иметь представления о воззрениях
иудеев на устройство мира. Знать о египетском плени евреев,об испытаниях и свободе.
Понимать значение свободы выбора в иудейской культуры. Иметь представления о
священных книгах (Талмуд и Танах)
Буддизм. Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма.
Четыре встречи царевича Сиддхартха и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи.
Понятие медитации. Просветление
Сиддхартха. Нирвана. Будда. Распространение
Буддизма. Иметь представление о Будде; знать основные этапы Понимать суть и
нравственное значение основных норм буддиского вероучения. Четыре благородные
истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения.
Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога.
Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей
Будды.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
№ Название темы
1.
2
Введение. Россия –наша Родина.
Христианская религия
Древние предания христиан
Возникновение христианства
Христианская церковь
Христианство на Руси и в России.
Христианские святые.
Православный храм
Христианские праздники и таинства.
Католичество
Протестантизм
Колво часов
1час
14 часов
2
2
2
2
2
2
1
1
3 Мусульманская религия
5 часовПророк Мухаммад и возникновение ислама.
Во что верят мусульмане.
Мусульманские обряды
4
Иудаизм
Иудаизм – древняя религия иудеев.
Во что верят иудеи.
Обычаи и обряды иудеев
5. Буддизм.
Кто такой Будда
Во что верят
буддисты
Направления
и обряды
буддизма
5
Подведение итогов.
Творческий отчет
1
2
2
6часов
2
2
2
6 часов
2
2
2
2 часа
Итого 34 часа