Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
ОБЖ
10 кл—11 кл
22.04.2017
Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной разработана на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11 классы, под общей редакцией А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова, М.А. Маслова издательство «Просвещение», 2010 год, которая соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану.I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ у учащихся будут сформированы: • Формирование целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности: национальной обороне, государственной и общественной безопасности. • Определение направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей. • Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. • Осознание терроризма и экстремизма как социального явления, представляющего серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России. • Формирование нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской деятельности. • Формирование потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни, выработке устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. • Осознание значения семьи в жизни современного общества, принятие ценности семейной жизни для обеспечения личного здоровья и благоприятной демографической ситуации в стране. • Формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях. • Формирование потребности в морально-психологической и физической подготовленности к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях. • Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её вооруженным силам. • Воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан. • Уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области Гражданской обороны
РП-10-11 класс- наломники .docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВВЕДЕНИЕ Рабочая программа по   предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10­11 классов   средней общеобразовательной   разработана   на   основе       комплексной   программы   общеобразовательных   учреждений   «Основы безопасности жизнедеятельности»   10­11    классы, под общей редакцией А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова, М.А.  Маслова издательство «Просвещение»,  2010 год, которая  соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта (основного)  общего  образования  в соответствии    с объёмом  времени,  отводимого  на  изучение  данного  предмета  по базисному учебному плану.   Данная программа реализуется по УМК: 1.  А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов), / под общ, ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение,  2011; 2. Смирнов  А.Т. , Мишин  Б.И., Васнев  В.А.  Основы безопасности  жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, ­М., Просвещение, 2008; 3. Смирнов  А.Т. , Мишин  Б.И., Васнев  В.А.  Основы безопасности  жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, ­М., Просвещение, 2008; 4. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10­11 классов общеобразовательных учреждений, ­М., Просвещение, 2008; 5. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., ­М., Просвещение, 2004; 6. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., ­М., Просвещение, 2004; 7. Тупикин   Е.И.,   Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   Тестовый   контроль   качества   знаний старшеклассников: 10­11 класс: Пособие для преподавателей, ­ М., Дрофа, 2007; 8. Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, ­ М., Дрофа, 2004. Количество часов, отведенные на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»:      Программа рассчитана на 1 час. В год 34 часа, для 10­11 классов (для надомного обучения 9ч. очно и 25ч. зачно) I.  Планируемые результаты освоения учебного предмета       ЛИЧНОСТНЫЕ        у учащихся будут сформированы: • Формирование целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской   Федерации   и   основных   приоритетах   национальной   безопасности:   национальной   обороне, государственной и общественной безопасности.  Определение направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере • профессиональной   деятельности   и   в   повседневной   жизни   с   учётом   индивидуальных   возможностей   и потребностей. • Формирование   современного   уровня   культуры   безопасности   жизнедеятельности,  способствующей   снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. • Осознание терроризма и экстремизма как социального явления, представляющего серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России. • Формирование нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской деятельности. • Формирование потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни, выработке устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. • Осознание значения семьи в жизни современного общества, принятие ценности семейной жизни для обеспечения личного здоровья и благоприятной демографической ситуации в стране. • Формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях. • Формирование   потребности   в   морально­психологической   и   физической   подготовленности   к   успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях. • Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её вооруженным силам. • Воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан. • Уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций  мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области  Гражданской обороны       у учащихся будут сформированы:  положительное отношение и интерес к изучению предмета Основы безопасности жизнедеятельности     мотивация в области безопасности   жизнедеятельности, приобретении знаний и умений, востребованных в повседневной жизни,    знания, умения  предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации, в случае их наступления правильности действий,  осознанный выбор своей будущей профессии,     нужные качества личности, необходимые для профессиональной деятельности.  Метапредметные у учащихся будут сформированы: • Умение   обоснованно   объяснять   особенности   современных   процессов   мирового   развития   в   условиях глобализации,   которые   формируют   новые   угрозы   и   риски   для   безопасности   жизнедеятельности   личности, общества, государства и национальной безопасности России. • Умение   характеризовать   основные   направления   перехода   Российской   Федерации   к   новой   государственной политике в области национальной обороны. • Поиск   в   различных   информационных   источниках   и   самостоятельный   отбор   информации   о   наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее   время   в  стране.  Анализ   причин   их   возникновения   и   последствий;   систематизация   рекомендаций населению по правилам безопасного поведения и минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций. • Умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России. • Умение логически обоснованно доказать: • любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания; • бесцельность террористической деятельности; • неизбежность наступления наказания за любую террористическую деятельность. • Умение обосновать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия. • Умение   подобрать   из   различных   информационных   источников   убедительные   примеры   пагубного   влияния курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека и отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников. • Уметь характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе, и логично обосновать влияние благополучных   семейных   отношений   на   здоровье   личности,   общества   и   демографическую   безопасность   в государстве. • Уметь логично обосновать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях. • Умение   осмыслить   и   понять   основные   стратегические   цели   совершенствования   национальной   обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. • Уметь характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны. • Уметь доступно изложить содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службы граждан РФ. • Уметь обосновать необходимость обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.  Учащиеся должны знать:  основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также  правила личной безопасности при угрозе террористического акта;  организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера и организационные основы борьбы с терроризмом;  основные принципы здорового образа жизни;  правила оказания первой медицинской помощи;  основы обороны государства и военной службы;  боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.       Предметные       у учащихся будут сформированы: •  Сформированность   представлений   об   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях   природного,   техногенного   и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях. • Знание законодательства Российской Федерации и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций, о профилактике чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. • Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий. • Сформированность   общих  понятий  о  терроризме  и  экстремизме  как  социальном  явлении,  представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государств и национальной безопасности России. • Уяснение   основных   положений   законодательства   Российской   Федерации   о   противодействии   терроризму   и экстремизму. • Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. • Сформированность   гражданской   нравственной   позиции   негативного   отношения   к   террористической   и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера. • Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта. • Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности   и   экологической   культуры   для   повышения   защищённости   жизненно   важных   интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора. • Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве. • Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности Российской Федерации путём развития и совершенствования военной организации государства. • Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах войск Вооруженных Сил РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ. • Знание   гражданской   обороны   как   составной   части   обороноспособности   страны,   её   функций   и   задач   по обеспечению • Сформированность морально­психологических и физических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.     у учащихся будут сформированы:  итоговый, пошаговый контроль результатов в области формирования культуры безопасности   знания предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным  признакам,    умение  принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;   навыки действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;   знания оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;  основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское  приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);   умение пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом  индивидуальных качеств.  использование  знаний, умений в практической деятельности, в повседневной жизни,  для обеспечения личной  безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;   практические навыки и  умение прогнозирования угрозы  террористического акта или при захвата в заложники;   убеждения и потребность в соблюдении норм здорового образа жизни;    знания, умения и навыками в области гражданской обороны;   психологическая и физическая готовности к прохождению военной службы по призыву.            II.   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основы безопасности личности, общества и государства (21 час) Tема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (8 часов) 1.1. Обеспечение личной безопасности на дорогах (1 час очно) Основные причины дорожно­транспортного травматизма.  Роль «человеческого фактора»в возникновении ДТП. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах. Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка     ­   устройство   для движения   велосипедистов.   Правила перевозки пассажиров на велосипеде.  Сигналы регулирования дорожным движением для мопедов и скутеров. С какого возраста можно выезжать на  проезжую часть велосипедистам, водителям мопедов и скутеров.   Остановочный путь   для мотоцикла. С какого возраста можно ездить на мотоцикле.  « Уголовная ответственность  за угон транспорта». Знать: ­   правила   оказания   первой   помощи,   правила   ПДД,   устройство   велосипеда,   мопеда,   скутера,   правила   перевозки пассажиров на велосипеде.  Уметь: ­ определять значения сигналов регулировщика, определять виды правонарушений на дороге. 1.2. Пожарная безопасность и правила личной безопасности при пожаре (1 час очно) Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых   и   общественных   зданиях.   Влияние   «человеческого   фактора»   на   причины   возникновения   пожаров.   Права   и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. Знать:  условия   возникновения  горения;   классификацию   пожаров;   права   и   обязанности   граждан   в   области   пожарной безопасности. Уметь:      применить   знания     соблюдение   мер     пожарной   безопасности   в   быту,  использовать  полученные   знания   в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности,  1.3. Обеспечение личной безопасности на водоемах (1 час очно) Особенности   состояния   водоемов   в   различное   время   года.   Соблюдение   правил   безопасности   при   купании   в оборудованных и не оборудованных местах. Безопасный отдых у воды. Знать: правила поведения  на открытых водоемах в различное время года, правила безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах ,как обеспечить безопасный отдых на воде. Уметь:  определить   санитарное     состояние   водоемов   летом   и   прочность   льда   зимой,   применить     полученные   знания   в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности,  1.4. Безопасность в быту (1 час очно) Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер. Знать:   причины  опасных   и   аварийных   ситуаций,   которые   могут   возникнуть   в   жилище   в   повседневной   жизни,     правила безопасного обращения с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии, инструкции соблюдения мер безопасности при работе с инструментами и компьютером, профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом. Уметь:  безопасно  эксплуатировать   различные   бытовые   приборы   и   системы   жизнеобеспечения   жилища,  обращаться  с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии,  работать   с инструментами и компьютером, заниматься физической культурой и спортом. 1.5. Экология и безопасность (1 час очно) Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Знать:  о   влиянии   состояния   окружающей   среды   на   здоровье   человека,   понятия   о   предельно   допустимых   концентрациях загрязняющих веществ, права граждан  по защите здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой Уметь:   оценить  экологическую   обстановку   в   России,   регионе   и   месте   проживания;   предельно   допустимую   концентрацию загрязняющих веществ, использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности,  1.6. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях (1 час очно) Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью. Знать:  правила поведения в криминогенных   ситуациях и при угрозе террористического акта, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте, при угрозе террористического акта Уметь:  применить правила безопасного поведения при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в подъезде дома, в лифте, правила безопасного поведения при угрозе террористического акта 1.7. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта (1 час очно) Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке. Знать:  о структуре террористических  организаций в  мире, методах и способах  осуществления террористических актов   наиболее   опасные   террористические   акты,   правила   поведения   при   возможной   опасности   взрыва,   правила   личной безопасности в случае захвата в заложники, безопасное поведение  при перестрелке. Уметь:  распознать наиболее характерные признаки их подготовки террористических актов, использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности,  1.8. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности (1 час очно) Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий,   создающих   опасность   гибели   людей).   Уголовная   ответственность   за   захват   заложников;   заведомо   ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Знать:  Законы   и   другие   нормативно­правовые   акты   РФ   по   обеспечению   безопасности   деятельности, уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Уметь:     за   участие   в   террористической на   практике   применять     дифференцированный   подход   к   определению   возраста,   с   которого   начинается   уголовная ответственность,  использовать  права несовершеннолетних на  юридическую помощь, реализацию  своих процессуальных прав. Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций (6 часов) 2.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного  характера. (2 часа,1 ч. очно,1ч заочно) Чрезвычайные ситуации природного и техногенного  характера, причины возникновения и последствия. Знать:  о потенциальных опасностях природного происхождения, характерных для региона проживания, техногенного  характера. Уметь:   применить правила  безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера 2.2.  Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Знать:  о потенциальных опасностях природного происхождения, характерных для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций Уметь:   применить правила  безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. 2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (1 час зачно) Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Знать:  о потенциальных опасностях техногенного происхождения, характерных для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций Уметь:  приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 2.4.  Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах (1 час зачно) Знать:   какие опасности могут угрожать   населению, в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах. Уметь: использовать   рекомендации   МЧС по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах. 2.5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на территории Тамбовской области (1 час зачно) Характеристика ЧС в Тамбовской области. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Знать: потенциальные     ЧС   природного   и   техногенного   характера   на   территории   Тамбовской   области,   их   характеристику, степень опасности, защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций Уметь: Пользоваться  средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно­марлевой повязкой) использовать  полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера (5 часов) 3.1. Военные угрозы национальной безопасности России (1 час зачно) Военные   угрозы   национальной   безопасности   России.   Национальные   интересы   России   в   военной   сфере,   защита   ее независимости,   суверенитета,   территориальной   целостности,   обеспечение   условий   для   мирного,   демократического развития государства. Знать:   военные, национальные интересы России в современном мире и их содержание, степень влияния каждого человека на национальную безопасность России Уметь: учиться оценивать степень влияния каждого человека на национальную безопасность России, защитить её независимость и,   суверенитет,   территориальную   целостность,   обеспечение   условий   для   мирного,   демократического   развития государства 3.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война (1 час зачно) Знать:  характер современных войн и вооруженных конфликтов, локальных войн, региональных войн, крупномасштабных войн Уметь:     оценить   основные   черты   современной   войны,   влияние   на   все   сферы   жизнедеятельности   человечества;   широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения; 3. 3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России (1 час зачно) Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление. Знать:    основные   проявления   и   опасности   международного   терроризма   и   наркотизма,   общие   понятия   и   определения, характеристика   современной   террористической   деятельности   в   России,   международный   терроризм   как   социальное явление. 3.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления (1 час зачно) Основные   виды   терроризма   по   средствам,   используемым   при   осуществлении   террористических   актов,   а   также   в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм. Уметь: владеть знаниями о системе защиты населения от терроризма, используемые при осуществлении террористических актов, а   также   в   зависимости   от   того,   против   кого   направлен   террор   и   какие   перед   ним   поставлены   цели,     применить приобретенные знания в повседневной жизни 3.5. Наркотизм и национальная безопасность России (1 час зачно) Наркотизм   как   преступное   социальное   явление   по   незаконному   распространению   наркотиков   среди   населения   ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма. Знать:  основные   составляющие   наркотизма,     ключевые   слова   ­     наркотики      угроза   национальной     безопасности   России, наркомания   и   токсикомания,   общие   понятия   и   определения,   социальные   последствия   пристрастия   к   наркотикам, социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли Уметь:     определить   степень   ответственности     за   распространение   наркотиков     среди   населения   ради   получения   прибыли, формулировать   правила   соблюдения   норм   законодательной   и   нормативно­правовой   базы   по   организации   борьбы   с терроризмом. Тема 4. Нормативно­правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства(2 часа) 4.1. Законы и другие нормативно­правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности (1 час зачно) Положения   Конституции   Российской   Федерации,   основные   законы   Российской   Федерации,   положения   которых направлены   на   обеспечение   безопасности   граждан   (Федеральные   законы   «О   защите   населения   и   территорий   от чрезвычайных   ситуаций   природного   и   техногенного   характера»,   «О   безопасности»,   «О   пожарной   безопасности»,   «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан. Знать:  Законы   и   другие   нормативно­правовые   акты   Российской   Федерации   по   обеспечению   безопасности,  положения Конституции   Российской   Федерации,   основные   законы   Российской   Федерации,   положения   которых   направлены   на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» Уметь: применить основные положения законов, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности, а приобретенные знания  использовать в повседневной жизни 4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (1 час зачно) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи. Знать:    как   расшифровать      РСЧС,  какая   роль  отведена  Единой   государственной     системе  предупреждения   и  ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначение, структура и основные задачи. Тема 5. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации (4 часа) 5.1. Нормативно­правовая база борьбы с терроризмом (1 час зачно Правовая   основа   противодействия   терроризму   в   современных   условиях:   Конституция   Российской   Федерации, общепризнанные   принципы   и   нормы   международного   права,   международные   договоры   Российской   Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35­ФЗ); Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., № 116). Знать: Нормативно­правовую   базу   борьбы   с   терроризмом,  Конституция   Российской   Федерации,   Федеральный   закон   «О противодействии терроризму», Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» Уметь: пользоваться  нормативно­правовой   базой   борьбы   с   терроризмом,  правовой   основой   противодействия   терроризму   в современных условиях 5.2. Контртеррористическая операция (1 час зачно) Контртеррористическая   операция,   ее   предназначение   и   условия   проведения,   состав   группировки   сил   и   средств, включаемых   в   контртеррористическую   операцию.   Правовой   режим   контртер­рористической   операции.   Окончание контртеррористической операции. Знать: определение   контртеррористической   операции, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию, правовой режим контртеррористической операции Уметь:   определить ключевое слово «Контртеррористическая   операция»,   состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию, правовой режим контртеррористической операции, использовать полученные знания в повседневной жизни для безопасности жизнедеятельности  5.3. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач) (1 час зачно) Правила   поведения   в   случае   захвата   вас   в   заложники.   Правила   поведения,   если   подвергались   нападению   с   целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону. Знать: правила поведения при угрозе террористического акта,  правила поведения в случае захвата вас в заложники, правила поведения,   если   подвергались   нападению   с   целью   похищения,   обеспечение   безопасности   при   захвате   самолета террористами. Уметь: применить правила поведения при угрозе террористического акта, правила поведения в случае захвата вас в заложники, правила поведения, если подвергались нападению с целью похищения, обеспечение безопасности при захвате самолета террористами 5.4. Государственная политика противодействия наркотизму. (1 час зачно)  Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказания за незаконные действия, связанные наркотическими и психотропными веществами. Знать: Государственная   политика   противодействия   наркотизму,   Концепция   государственной   политики   по   контролю   за наркотиками в Российской Федерации, Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказания за незаконные действия, связанные наркотическими и психотропными веществами Уметь: полученную информацию о Государственной политике противодействия наркотизму, а так же   Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации,   Статьи   Уголовного   кодекса   Российской   Федерации   применить   в   повседневной   жизни,   для   сохранения жизнедеятельности  человека Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел Основы здорового образа жизни  Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие (5 часа) 6.1. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека. (1 час зачно) Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности.   Основные   элементы   жизнедеятельности   человека   (умственная   и   физическая   нагрузка,   активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. Знать: общие   понятия   о   режиме   жизнедеятельности,   и   его   значение   для   здоровья   человека,   о   факторах,   способствующих укреплению   здоровья,   основные   элементы   жизнедеятельности   человека,   рациональное   сочетание   элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни, правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. Уметь: определить   свой     режим   жизнедеятельности,   и   его   значение   для   здоровья   человека,   обеспечить     высокий   уровень работоспособности, чередование умственной и физической нагрузки, активный отдых, сон, питание, значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. 6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека (1 час зачно) Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности. Знать: что такое биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека, основные понятия о биологических ритмах человека, влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Уметь: биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека, определить, как биологические ритмы влияют   на работоспособность человека 6.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека (1 час зачно) Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Знать: значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека, необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия Уметь: двигательную   активность   и   физическую   культуру   направить     на  выработку   привычек   к   систематическим   занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия 6.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек (1 час зачно) Вредные   привычки   и   их   социальные   последствия.   Курение   и   употребление   алкоголя   ­   разновидность   наркомании. Наркомания   —   это   заболевание,   возникающее   в   результате   употребления   наркотиков   и   психотропных   веществ. Профилактика   наркомании.   Курение   и   употребление   алкоголя   ­   разновидность   наркомании.   Наркомания   —   это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ Знать:   понятие   о   вредных   привычках,  их   влияние   на   здоровье,   профилактика   вредных   привычек,  вредные   привычки   и  их социальные последствия, заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ Уметь:   определить,  что   такое  вредные   привычки  (курение,  употребление  алкоголя,  наркотиков)  их   влияние   на  здоровье   и социальные   последствия,   какие   заболевание,   возникающее   в   результате   употребления   наркотиков   и   психотропных веществ, 6.5. Правила личной гигиены и здоровье (1 час зачно)  Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. Знать: правила личной гигиены и здоровье, общие понятия и определения, уход за кожей, зубами и волосами, гигиена одежды, некоторые понятия об очищении организма. Уметь: применить навыки личной гигиены, для сохранения здоровья и жизни человека, уход за кожей, зубами и волосами, гигиена одежды, некоторые понятия об очищении организма. Тема 7. Нравственность и здоровье (4 часа) 7.1. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов (1 час зачно) Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. Знать: понятия о нравственности и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов, семья и ее значение в жизни человека, факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни, качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. Уметь: связывать   два   понятия     нравственность   и   здоровье,   формировать     правильное   взаимоотношение   полов,   создать психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор для создания прочной семьи, 7.2. Инфекции, передаваемые половым путем (1 час зачно) Инфекции,   передаваемые   половым   путем   (ИППП),   формы   передачи,   причины,   способствующие   заражению.   Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. Знать: инфекции,   передаваемые   половым   путем   (ИППП),   формы   передачи,   причины,   способствующие   заражению,   меры профилактики, уголовная ответственность за заражение венерической болезнью Уметь: формировать  морально­этические представления о факторах разрушающих репродуктивное здоровье человека, избегать случайные половые связи, ответственно подойти к проблеме   и оценить степень опасности инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) 7.3. Понятия о ВИЧ­инфекции и СПИДе (1 час зачно) ВИЧ­инфекция   и   СПИД,   краткая   характеристика   и   основные   пути   заражения.   Профилактика   ВИЧ­инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ­инфекцией. Знать: Понятия о ВИЧ­инфекции и СПИДе, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ­инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ­инфекцией, оценить степень опасности инфекций, меры профилактики, уголовная ответственность за заражение   болезнью Уметь: выбирать   друзей   иметь   постоянного   полового   партнера,   пользоваться     контрацептивами,  оценить   степень   опасности инфекций 7.4. Семья в современном обществе (1 час зачно) Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей. Знать: роль семьи в современном обществе, Законодательство и семья, брак и семья, основные понятия и определения, условия и порядок заключения брака, личные права и обязанности супругов, права и обязанность родителей. Уметь: строить отношения с  противоположным полом, использовать личные права и обязанности супругов в семье,  выполнять права и обязанность родителей Тема 8. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 часа) 8.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности (1 час зачно) Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное  подготовки молодежи к военной   службе   и   трудовой   деятельности.  Здоровье   духовное   и   физическое.   Основные   критерии   здоровья.   Влияние окружающей  среды  на здоровье  человека  в  процессе   жизнедеятельности.  подготовки  молодежи  к  военной  службе  и трудовой деятельности Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества. Знать: способы  сохранение   и   укрепление   здоровья   ­     составляющая   подготовки   молодежи   к   военной   службе   и   трудовой деятельности, понятие   здоровье духовное и физическое, основные критерии здоровья, влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Уметь: сохранять   и   укреплять  духовное   и   физическое  здоровье,   формировать   правильное   отношение   к  военной   службе   и трудовой деятельности 8.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика (1 час зачно) Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний. Знать: основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика, причины их возникновения, механизм передачи инфекций,   характерные   инфекционные   заболевания,   механизм   передачи   инфекции,   профилактика   наиболее   часто встречающихся инфекционных заболеваний Уметь: определить  инфекционные   заболевания,   их   классификация   и   профилактика,  причины   их   возникновения,   механизм передачи, применить способы профилактики наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний (воздержание от случайных   половых   контактов   и   интимных   соприкосновений   гениталий;   взаимную   верность   неинфицированных партнеров, правильное и постоянное использование презервативов) Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (9 часов) 9.1. Основные правила оказания первой медицинской помощи (1 час зачно) Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской помощи. Знать: общие понятия и определения ПМП, доврачебной помощи, первой врачебной помощи, общий порядок действий при оказании ПМП, когда необходимо вызывать скорую помощь. Уметь: оказать доврачебную помощь, общий порядок действий при оказании ПМП, 9.2. Первая медицинская помощь при ранениях (1 час зачно) Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике. Знать: понятие о ране, разновидности ран, последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении, понятие об асептике и антисептике,  способы первой медицинская помощь при ранениях Уметь: Остановить   кровотечение(   наложить   жгут,   закрутку),обработать   рану,   наложить   повязку,   пострадавшего в медицинское учреждение 9.3. Правила остановки артериального кровотечения (1 час зачно) Признаки   артериального   кровотечения,   методы   временной   остановки   кровотечения.   Правила   наложения   давящей повязки, правила наложения жгута. Знать: признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения, правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута. Уметь: определить  артериальное  кровотечение,  наложить жгут чуть выше раны на мягкую ткань и фрагмент одежды, так чтобы кровь не фонтанировала, ( написать записочку время установки жгута) обработать рану, наложить стерильную повязку. 9.4. Первая медицинская помощь при травмах опорно­двигательного аппарата (1 час зачно)   транспортировать Основные   виды   травм   опорно­двигательного   аппарата   и   причины   их   возникновения.   Профилактика   травм   опорно­ двигательного аппарата. Основные правила в оказании первой медицинской помощи при травмах опорно­двигательного аппарата. Знать: правила   оказания   первой  медицинская   помощь   при   травмах   опорно­двигательного   аппарата,  основные   виды   травм опорно­двигательного аппарата и причины их возникновения, основные правила в оказании первой медицинской помощи при травмах опорно­двигательного аппарата. Уметь: необходимо   исключить   дополнительную   травму   и   возможность   повреждения   спинного   мозга   при   переноске, транспортировке, перекладывании, исследовании (пострадавшего нельзя сажать, ставить на ноги, поворачивать голову), при извлечении пострадавшего из транспорта необходимо использовать прием Раутека 2,после извлечения или на этапе транспортировки   пострадавший   должен   находиться   на   ровной,   жесткой,   горизонтальной   поверхности,   перемещение пострадавшего  следует осуществлять   с фиксацией всех  отделов  тела, при  отсутствии  дыхания  или кровообращения необходимо   приступить   к   сердечно­легочной   реанимации   в   объеме   компрессий   грудной   клетки   и   искусственной вентиляции легких. 9.5. Первая медицинская помощь при черепно­мозговой травме, травме груди, травме живота (1 час зачно) Черепно­мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь. Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Знать: черепно­мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия, первая медицинская помощь, травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия Уметь: обеспечить   неподвижность   (произвести   иммобилизацию)   поврежденной   части   тела;   помочь   пострадавшему   принять удобное   положение   (по   возможности   приподнять   поврежденную   часть   тела)   и   обеспечить   ему   покой;   приложить   к травмированному месту холод (пузырь или пакет со льдом) перемещать пострадавшего можно только в том случае, если его жизни здоровью 9.6. Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины (1 час зачно) Травмы   тазовой   области,   причины   их   возникновения,   возможные   последствия,   первая   медицинская   помощь.   Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи. Знать: травмы   тазовой   области,   причины   их   возникновения,   возможные   последствия,   первая   медицинская   помощь,   травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия, правила оказания первой медицинской помощи Уметь: необходимо   правильно   зафиксировать   травмированный   участок,   кроме   того,   больного   надо   положить   на   твердую поверхность и с помощью специального воротника зафиксировать шею, свести к минимуму движения пострадавшего, чтобы облегчить состояние больного, обязательно ввести обезболивающее средство, контролировать дыхание и пульс травмированного 9.7. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего (1 час зачно) Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего. Знать: способы   иммобилизации   и   переноска   пострадавшего,  цель   иммобилизации,  возможные   средства   для   иммобилизации, способы переноски пострадавшего. Уметь: при   всех   повреждениях,   сопровождающихся   переломами   костей,   обширными   ранениями   и   ожогами,   рекомендуется иммобилизация, в одних случаях необходимо правильно уложить пострадавшего, а в других применить специальные обездвиживающие приспособления – шины, обеспечить по возможности полный покой повреждённой части тела, что исключает дополнительную травматизацию уменьшает боль. 9.8. Первая медицинская помощь при остановке сердца (1 час зачно) Реанимация. Правила проведения сердечно­легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Знать: понятие   реанимация,   правила   проведения   сердечно­легочной   реанимации,   непрямой   массаж   сердца,   искусственная вентиляция легких Уметь: провести  сердечно­легочной реанимацию, непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос», сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. 9.9. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (1 час зачно) Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой медицинской помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте. Знать: признаки  сердечной недостаточности и причины ее возникновения, первая медицинская помощь при инсульте Уметь: оказать первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте  Модуль II. Обеспечение военной безопасности государства. Раздел  Основы обороны государства Тема 10. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны (7 часов) 10.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи (1 час зачно) Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих   при   ведении   боевых   действий   или   вследствие   этих   действий.   Организация   управления   гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной. Знать: структуру гражданской обороны, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий, структура управления и органы управления гражданской обороной. Уметь:  выполнять указания штаба ГО по сигналу «Внимание всем», услышав его, дождитесь разъяснения его причины, если вы не полностью прослушали речевую информацию, то не спешите выключить радио или телевизор, информация будет повторена еще раз, по окончании звукового сигнала сирен прослушайте информацию о случившемся и рекомендации по дальнейшим действиям. 10.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы (1 час зачно) Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения. Знать: современные средства поражения, их поражающие факторы,  ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва, химическое   оружие,   бактериологическое   (биологическое)   оружие,   современные   средства   поражения,   поражающие факторы. Уметь: определить виды современные средства поражения, их поражающие факторы, применить  «СИЗ», аптечку «2 10.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени (1 час зачно) Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайных  ситуациях военного и мирного времени,  система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Знать:  понятия об  оповещении и информировании населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени, система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, порядок подачи сигнала «Внимание всем!» Уметь: выслушать информацию  о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени сигнал «Внимание всем!», действовать по рекомендации штаба ГО 10.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (1 час зачно) Защитные  сооружения гражданской  обороны.  Основное предназначение  защитных сооружений гражданской  обороны. Виды   защитных   сооружений.   Правила   поведения   в   защитных   сооружениях   (занятие   целесообразно   проводить   в имеющихся защитных сооружениях). Знать: что такое инженерная защита населения, защитные сооружения гражданской обороны, основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны, виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях Уметь:   выбрать   защитное   сооружение   гражданской   обороны,   соблюдать   правила   безопасного   поведения,   для   сохранения здоровья и жизни  10.5. Средства индивидуальной защиты (1 час зачно) Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Знать: средства индивидуальной защиты,  основные средства защиты органов дыхания и правила их использования, средства защиты кожи, медицинские средства защиты Уметь: подобрать   средства   защиты   органов   дыхания,(ПГ­5,ИПП­10,респиратор,ватно­марлевая   повязка)   для   сохранения здоровья и  жизни человека 10.6. Организация проведения аварийно­спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций (1 час зачно) Предназначение   аварийно­спасательных   и   других   неотложных   работ,   проводимых   в   зонах   чрезвычайных   ситуаций. Организация   и   основное   содержание   аварийно­спасательных   работ,   организация   санитарной   обработки   людей   после пребывания их в зонах заражения. Знать: что   такое   аварийно­спасательных   и   других   неотложных   работ   в   зоне   чрезвычайных   ситуаций,   виды  аварийно­ спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения  Уметь: определить способы аварийно­спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций, обеспечить себе безопасное укрытие, для сохранения здоровья и жизни 10.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении (1 час зачно) Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности учащихся. Знать: структуру и  организацию гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, организация гражданской обороны в общеобразовательном   учреждении,   ее   предназначение,   план   гражданской   обороны   образовательного   учреждения, обязанности учащихся. Уметь: систематизировать знания и навыки  в области безопасности жизнедеятельности  согласно   плана гражданской обороны образовательного учреждения Тема 11. Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества (3 часа) 11.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации (1 час зачно) Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Знать: история создания Вооруженных Сил Российской Федерации, организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв., военные реформы в России во второй половине XIX, Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Уметь: представление об истории  создания Вооруженных Сил Российской Федерации, военные реформы в России во второй половине XIX, Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение 11.2. Память поколений — дни воинской славы России (1 час зачно) Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Знать: памятные   даты   РФ   «.  Память   поколений   —   дни   воинской   славы   России»,  основные   формы   увековечения   памяти российских воинов Уметь: Рассказать о каждой памятной дате (15 Славных дат России), дни славных побед, основные формы увековечения памяти российских воинов 11.3.  Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации (1 час зачно) Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации. Знать: состав Вооруженных Сил Российской Федерации, виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа и флоты. руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации. Уметь различать  виды и рода войск, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты, руководство и управление ВСРФ. Тема 12. Вооруженные Силы Российской Федерации ­ основа обороны государства (3 часа) 12.1. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России (1 час зачно) Основные   функции:   пресечение   вооруженного   насилия,   обеспечение   свободы   деятельности   в   Мировом   океане   и космическом   пространстве,   выполнение   союзнических   обязательств.   Основные   задачи:   по   обеспечению   военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах. Знать: Основные   функции:   пресечение   вооруженного   насилия,   обеспечение   свободы   деятельности   в   Мировом   океане   и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств. Уметь различать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, 12.2. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом (1 час зачно) Нормативная   база   привлечения   ВС   Российской   Федерации   к   борьбе   с   терроризмом.   Участие   в   проведении контртеррористической операции, пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации. Знать: роль Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, участие в проведении  контртеррористической операции, пресечение международной террористической деятельности Уметь: разбираться   в структуре  Вооруженных Сил Российской Федерации,   участие в проведении   контртеррористической операции, пресечение международной террористической деятельности 12.3. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации (1 час зачно) Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России. Нормативно­правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС Российской Федерации. Знать: значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России, история создания международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени Уметь: находить   информацию  создания   международной   системы   гуманитарного   реагирования   при   чрезвычайных   ситуациях мирного и военного времени, роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России Тема 13. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск (1 час заочно) 13.1. Сухопутные войска. Военно­воздушные Силы. Военно­морской флот. Ракетные войска стратегического назначения. Воздушно­десантные войска. Космические войска. Другие войска Сухопутные войска,  их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск. Знать: структуру   Сухопутных   войск,  Военно­воздушные   Силы,   Военно­морской   флот,   Ракетные   войска   стратегического назначения,  Воздушно­десантные   войска,   Космические   войска,   Другие   войска  их   состав   и   предназначение,   виды вооружения и военная техника. Уметь: анализировать   структуру   Сухопутных   войск,  Военно­воздушные   Силы,   Военно­морской   флот,   Ракетные   войска стратегического   назначения,  Воздушно­десантные   войска,   Космические   войска,   Другие   войска  их   состав   и предназначение, виды вооружения и военная техника. Тема 14. Боевые традиции Вооруженных Сил России (1 час заочно) 14.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество. Патриотизм — духовно­нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность  своему  Отечеству, любовь  к  Родине, стремление  служить  ее интересам,  защищать   от  врагов — основное  содержание патриотизма. Воинский  долг  —  обязанность   Отечеству  по  его  вооруженной защите. Основные составляющие   личности   военнослужащего   —  защитника   Отечества,  способного   с  честью   и   достоинством   выполнить воинский долг. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота Знать: качества защитника Отечества,  патриотизм — духовно­нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества,  источник  духовных  сил  воина,  преданность   своему   Отечеству,  любовь  к   Родине,  стремление   служить   ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Уметь: анализировать качества защитника Отечества,   защищать от врагов — основное содержание патриотизма, воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите, основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг, значение войскового товарищества в боевых условиях   и   повседневной   жизни   частей   и   подразделений,     понятие   войсковое   товарищество   —   боевая   традиция Российской армии и флота. Тема 15. Символы воинской чести (2 часа заочно)  Боевое Знамя воинской части.  Ордена. Военная форма одежды.  Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.  Ордена — почетные награды за воинские отличия   и   заслуги   в   бою   и   военной   службе.  История   государственных   наград   России   за   военные   заслуги   перед Отечеством. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение. Знать: символы   воинской   чести,   доблести   и   славы,   боевое   Знамя   воинской   части   —   особо   почетный   знак,   отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части,   государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.  Уметь: анализировать   символ   воинской   чести,   доблести   и   славы,   боевое   Знамя   воинской   части   —   особо   почетный   знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части,  ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, история государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством. Тема 16. Воинская обязанность (1час заочно)  Основные понятия о воинской обязанности  Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные   сборы   и   прохождение   военных   сборов   в   период   пребывания   в   запасе.  Обязательная   подготовка   граждан   к военной службе. Знать: основные понятия о воинской обязанности, воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания, воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Уметь: анализировать основные понятия о воинской обязанности, воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания,   воинский   учет,   обязательная   подготовка   к   военной   службе,   призыв   на   военную   службу,   прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Тема 17. Особенности военной службы (1 час заочно) Правовые основы военной службы.  Положения   Конституции   Российской   Федерации   и   федеральных   законов   Российской   Федерации   «Об   обороне»,   «О статусе   военнослужащих»,   «О   воинской   обязанности   и   военной   службе»,   определяющие   правовые   основы   военной службы. Статус военнослужащего. Знать: правовые   основы   военной   службы,  положения   Конституции,  Статус   военнослужащего  Российской   Федерации   и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы, Уметь: правовые основы военной службы,  положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы, статус военнослужащего. Тема 18. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации (1 час заочно)   Основные   виды   воинской   деятельности.  Основное   предназначение   и   обусловленность   воинской   деятельности военнослужащего.   Учебно­боевая   подготовка,   служебно­боевая   деятельность,   реальные   боевые   действия.  Ритуал приведения военнослужащих к Военной присяге. Военная присяга и ее роль и значение для каждого военнослужащего. Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги. Знать: основные   виды   воинской   деятельности, военнослужащего,  учебно­боевая подготовка, служебно­боевая деятельность, реальные боевые действия. Уметь: анализировать  основные   виды   воинской   деятельности, деятельности военнослужащего,  учебно­боевая подготовка, служебно­боевая деятельность, реальные боевые действия.  основное   предназначение   и   обусловленность   воинской   деятельности  основное   предназначение   и   обусловленность   воинской Тема 19. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации(1 час заочно) Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Ритуал приведения военнослужащих к Военной присяге.  Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части. . Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. . Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Предназначение ритуала и порядок его проведения. Знать: ритуал вручения боевого Знамени воинской части,  порядок вручения боевого Знамени воинской части, когда, кем, от имени кого вручается боевое Знамя воинской части. Уметь: анализировать  ритуал вручения боевого Знамени воинской части,  порядок вручения боевого Знамени воинской части, когда, кем, от имени кого вручается боевое Знамя воинской части Тема 20. Прохождение военной службы по призыву  (1час заочно)  Призыв на военную службу  Порядок прохождения военной службы по призыву. Размещение и быт военнослужащих. Знать:   порядок   призыв   на   военную   службу,  порядок   прохождения   военной   службы   по   призыву,   размещение   и   быт военнослужащих Уметь: анализировать порядок призыв на военную службу, порядок прохождения военной службы по призыву, размещение и быт военнослужащих Тема 21. Прохождение военной службы по контракту (1 час заочно)  Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Условия альтернативной службы. Знать: особенности   военной   службы   по   контракту,  требования,  предъявляемые   к   гражданину   при   поступлении   на   военную службу   по   контракту,   материальное   обеспечение   военнослужащих,   проходящих   военную   службу   по   контракту   и альтернативную службу. Уметь: особенности   военной   службы   по   контракту,  требования,  предъявляемые   к   гражданину   при   поступлении   на   военную службу   по   контракту.   материальное   обеспечение   военнослужащих,   проходящих   военную   службу   по   контракту, альтернативной службы. Тема 22. Размещение и быт военнослужащих (1 час заочно) Размещение   военнослужащих,   распределение   времени   и   повседневный   порядок.   Содержание   помещений; противопожарная защита; охрана окружающей среды. Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний   осмотр   и   вечерняя   поверка,   завтрак,   обед   и   ужин,   учебное   занятие.   Увольнение   из   расположения   части. Посещение военнослужащих. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих. Знать:   порядок   размещения   военнослужащих,   распределение   времени   и   повседневный   порядок,   содержание   помещений; противопожарная защита, охрана окружающей среды, распределение времени в воинской части, распорядок дня, подъем, утренний   осмотр   и   вечерняя   поверка,   завтрак,   обед   и   ужин,   учебное   занятие,     увольнение   из   расположения   части, посещение военнослужащих,  сохранение и укрепление здоровья военнослужащих. Уметь: анализировать   порядок   размещения   военнослужащих,   распределение   времени   и   повседневный   порядок,   содержание помещений; противопожарная защита, охрана окружающей среды, распределение времени в воинской части, распорядок дня, подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебное занятие,  увольнение из расположения части, посещение военнослужащих, сохранение и укрепление здоровья военнослужащих. Тема 23. Суточный наряд (1час заочно) Общие обязанности лиц суточного наряда. Суточный наряд. Общие положения. Дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте. Дежурный по роте. Основные обязанности дежурного по роте. Знать: общие обязанности лиц суточного наряда, суточный наряд, общие положения,  дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте. дежурный по роте, основные обязанности дежурного по роте. Уметь: анализировать общие обязанности лиц суточного наряда, суточный наряд, общие положения,  дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте. дежурный по роте, основные обязанности дежурного по роте. Тема 24. Организация караульной службы (1 час заочно) Организация   караульной   службы,   общие   положения.   Часовой,   неприкосновенность   часового,   основные   обязанности часового. Знать: порядок   организации   караульной   службы,   общие   положения,   часовой,   неприкосновенность   часового,   основные обязанности часового. Уметь: анализировать   порядок   организации   караульной   службы,   общие   положения,   часовой,   неприкосновенность   часового, основные обязанности часового. Тема 25. Строевая подготовка (1 час заочно) Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка, повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения. Развернутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Знать: строевые приемы и движение без оружия, строевая стойка, повороты на месте и в движении, выполнение воинского приветствия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, строи отделения, развернутый строй, походный строй, выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении Уметь: анализировать строевые приемы и движение без оружия, строевая стойка, повороты на месте и в движении, выполнение воинского приветствия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, строи отделения, развернутый строй, походный строй, выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении Тема 26. Огневая подготовка (1 час заочно) Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности при стрельбе. Знать: автомат Калашникова, работу частей и механизмов автомата, его чистка,   смазка и хранение, подготовка автомата к стрельбе, меры безопасности при стрельбе. Уметь: автомат Калашникова, работу частей и механизмов автомата, его чистка,   смазка и хранение, подготовка автомата к стрельбе, меры безопасности при стрельбе. Тема 27. Тактическая подготовка (1 час заочно) Основные   виды   боя.   Действия   солдата   в   бою,   обязанности   солдата   в   бою,   передвижения   солдата   в   бою.   Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки. Знать: основные виды боя,   действия солдата в бою, обязанности  солдата в бою, передвижения  солдата в бою,   команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения, выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки. Уметь: анализировать  основные виды боя,   действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою, команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения, выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки. III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  10­11 КЛАССЫ Разделы, темы Количество часов 10 класс 11 класс Виды и формы контроля № п/п М­ I 1 2 М­ II 3 Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности Раздел 2. Защита населения Российской  Федерации от чрезвычайных ситуаций Основы медицинских знаний и здорового  образа жизни Раздел 3. Основы здорового образа жизни Раздел 4. Основы медицинских знаний и  оказания первой медицинской помощи Обеспечение военной безопасности  государства Раздел 5. Основы обороны государства Раздел 6. Основы военной службы 4 М­ III 5 6 Учебные военно­полевые сборы Всего  21 17 4 6 3 3 7 4 3 35 69 8 5 3 8 4 4 17 7 11 ­ 33 тестовое задание устный опрос проверочные работы проверочные работы зачет тестовое задание зачет

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017