Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
20.04.2019
Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса
Уровень образования – базовый Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 9 класса Т.А.Ладыженской и др. - М.: Просвещение, 2014 . Срок реализации программы – 2018-2019 учебный год Учебник: Русский язык.9 класс./ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина/- М.:Просвещение, 2014 г.
Программа по рус 9.docx
Департамент образования Администрации Пуровского района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Сывдарма Пуровского района Рассмотрено                               Принято                                                     Утверждаю       на заседании МО                                                   педагогическим советом Протокол №1 от «___» августа 2018г гуманитарного цикла Протокол № 1        от «___» августа 2018 г Руководитель МО ________Е.В.Мырзак     Приказ № _89__ от 01.09.2018г Директор МБОУ «СОШ№2» п. Сывдарма                                                             ______Ю.А. Кузьмич                                              Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса Всего  ­ 102 часа (3 ч. в неделю)                  Уровень образования – базовый Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы  основного общего образования по русскому языку  и программы по русскому языку к УМК для 9 класса Т.А.Ладыженской и др. ­ М.: Просвещение, 2014 . Срок реализации программы – 2018­2019 учебный год Учебник: Русский язык.9 класс./ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина/­ М.:Просвещение, 2014 г. О.Н. Иванова, учитель русского языка и литературы, первая  квалификационная категория п.Сывдарма  2018­2019 учебный год Рабочая учебная программа курса  «Русский язык 9 класс» разработана  на основе Примерной  программы основного общего образования по русскому языку для   9   класса   (базовый   уровень),   авторской   программы   Баранова   М.Т.,   Ладыженской   Т.   А.,   Шанского   Н.М.   Русский   язык.     5­9   классы.   Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2014 г. в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта образования по учебнику Русский язык. 9 класс./Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина/­ М.:Просвещение, 2014 г. I.Пояснительная записка   Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает  особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых­русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально­ культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка,   в   программе   усилен   аспект   культуры   речи.   Содержание   обучения   ориентировано   на   развитие   личности   ученика,   воспитание   культурного   человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.  Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно­исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные   блоки   в   учебном   процессе   неразрывно   взаимосвязаны   или   интегрированы.   Так,   например,   при   обучении   морфологии   учащиеся   не   только получают   соответствующие   знания   и   овладевают   необходимыми   умениями   и   навыками,   но   и   совершенствуют   все   виды   речевой   деятельности,   различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально­культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.  Цели обучения Курс   русского   языка   направлен   на   достижение   следующих   целей,   обеспечивающих   реализацию   личностно­ориентированного,   когнитивно­ коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком   в   разных   сферах   и   ситуациях   его   использования;   обогащение   словарного   запаса   и   грамматического   строя   речи   учащихся;   развитие   готовности   и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности  и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения  русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные   (сравнение   и   сопоставление,   соотнесение,   синтез,   обобщение,   абстрагирование,   оценивание   и   классификация),   информационные   (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).  Результаты обучения Результаты   обучения   представлены   в   Требованиях   к   уровню   подготовки   выпускников   основной   школы,   которые   содержат   следующие   компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Место предмета в базисном учебном плане В  9 классе выделяется  68 часа (2 учебных часа в неделю). Комбинированный урок, урок­беседа, повторительно­обобщающий урок, урок­ исследование, урок­лекция, урок­семинар, урок­практикум, урок развития речи. Формы обучения ­     обобщающая беседа по изученному материалу; Методы и приёмы  обучения ­ различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико­фразеологический, речеведческий);  ­ виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); ­ составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д); ­ наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; ­изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; ­письмо под диктовку; ­комментирование орфограмм и пунктограмм. ­   оценивание   устных   и   письменных   высказываний/текстов   с   точки   зрения   языкового   оформления,   уместности,   эффективности   достижения   поставленных коммуникативных задач; Виды деятельности учащихся на уроке ­взаиморецензирование; ­анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;  ­   разные   виды   разбора   (фонетический,   лексический,   словообразовательный,   морфологический,   синтаксический,   лингвистический,   лексико­фразеологический, речеведческий); ­ лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; ­ разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно­изучающее, ознакомительно­реферативное и др;  ­ аудирование;  ­ информационная переработка устного и письменного текста:  ­составление плана текста;  ­пересказ текста по плану;  ­пересказ текста с использованием цитат;  ­переложение текста;   ­продолжение текста;  ­составление тезисов;  ­редактирование;  ­создание текстов разных функционально­смысловых типов, стилей и жанров;  ­реферирование;  ­докладирование;  ­рецензирование;  ­аннотирование и т.д.   ­   создание     устных   высказываний     различных   типов   и   жанров   в   учебно­научной,     социально­культурной   и   деловой   сферах   общения,   с   учётом   основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;   ­ участие в дискуссии; ­  создание  письменных  текстов  делового,  научного  и  публицистического  стилей  с  учётом  орфографических  и  пунктуационных  норм  современного  русского литературного языка; ­ составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися. II.Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса I.Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий,  пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: ­ производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; ­ составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; ­ определять стиль и тип текста; ­ соблюдать все основные нормы литературного языка. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и  расставлять их в соответствии с изученными в 5­9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить  пунктуационный разбор предложения. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и  исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5­9 классах слова с непроверяемыми орфограммами. По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко­литературную тему по  одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно­критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения  публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять  различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой  этикет III.Содержание учебного курса (102ч) Международное значение русского языка (1 ч) Повторение пройденного в 5 ­ 8 классах (5 ч + 2 ч) Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. Сложное предложение. Культура речи Сложные предложения (1ч) Союзные сложные предложения (6 ч) Сложносочиненные предложения (3 ч+2ч) I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Сложноподчиненные предложения (19 ч + 5 ч) I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление). Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч) I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Сложные предложения с различными видами связи (5 ч + 2 ч) I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Общие сведения о языке (3ч) Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые­русисты, исследовавшие русский язык. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи  (4 ч + 2 ч) Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально­этические и историко­литературные темы. Доклад или реферат на историко­литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно­критической статьи. IV.Учебно­тематический план Раздел программы. Тема урока Международное значение языка  Повторение изученного в 5­8 кл. Сложное предложение Союзные и бессоюзные предложения Сложносочиненное предложение Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки  препинания в них. Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном  предложении Сложные предложения с различными видами связи.  Чужая речь Систематизация и обобщение изученного в 5­9 классах Кол­во  часов Контр. работы Развитие  речи 1 6 4 9 14 6 11 13 6 9 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 4 2 2 2 79 9 14 V.Календарно­тематическое планирование 9 класс – 102 часа № П/П Раздел программы. Тема урока Кол­ во  часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню  подготовки обучающихся Вид контроля,  вид сам.работы Дом.задан ие Дата Факт Пла н 1 Международное  значение языка 1 Комбинирова нный Общие сведения о языке (1) Упр. Роль языка в мировом  пространстве.  Официальные и  рабочие языки ООН.  Место рус. языка в  мире по включению  его в клуб мировых  языков. Язык­ важнейшее средство  общения. Знать, почему русский язык является мировым языком,  избираемым для широкого  международного общения и сотрудничества, понимать  общечеловеческую  значимость всей культуры,  созданной на русском  языке. Анализ текста  упр 1. Выделить  в тексте абзацы,  определить  проблематику.  Озаглавить  текст.  Сформулировать осн. мысль  текста. Повторение изученного в 5­8 классах (6+3 р.р) 3 Устная и  письменная речь.  Монолог, диалог 2 Урок  развития речи Разновидности  речевого общения, их  особенности Знать разновидности  речевого общения. Уметь  вести диалог, владеть  Упр. 7.  Подготовить  устное  § 1, § 2,  упр. 31 4 Стили языка 1 Урок  развития речи 5 1 Простое  предложение и  грамматическая  основа Повторение и  обобщение  изученного  материала сообщение на  тему:  «Сравнительная  хар­ка устной и  письменной  речи». Упр. 8 Вспоминать и  записывать  названия  известных вам  стилей речи. С  12, задание под* § 3, упр.  17, упр.18,  упр. 20,  упр.21 Зрительный  диктант.  Объяснительный  диктант.  § 4, упр.  28, упр.29,  упр. 30 основными нормами  построения устного и  письменного высказывания, выразительной интонации Знать названия стилей.  Уметь различать стили,  определять их жанры, тему, осн.мысль текста, тип,  создавать собственное  высказывание, учитывая  выразительные средства  каждого стиля речи Знать и определения  простого предложения, д/с,  о/с, о/л, н/л, б/л, н. Уметь  производить полный  синтаксический анализ  простого предложения,  давать характеристику,  строить схему  предложения. Проверяемые и  непроверяемые гласные в  корне. Корни с  чередованием. Звонкие и  глухие согласные.  Процессы озвончения,  оглушения. Правописание  омонимичных частей речи. Языковые средства  языка, характерные  для каждого стиля.  Жанры стилей. Сфера  употребления стилей Синтаксис и  пунктуация простого  предложения.  Способы выражения  главных членов  предложения; виды  предложений по  наличию главных  членов  ­ о/с, д/с. Виды односоставных  предложений;  предложения с  однородными членами  и знаки препинания в  них. 6 7 8 9. Предложения с  обособленными  членами Обращения,  вводные слова и  вставные  конструкции Контрольная  работа по теме  «Повторение  изученного в 5­8  кл.» Анализ  контрольной  работы 1 1 1 1 Повторение и  обобщение  изученного Обособленные  второстепенные члены  предложения § 5, упр. 32 Знать определения  второстепенных членов  предложения, уметь  опознавать предложения с  обособленными членами,  устанавливать смысловую и интонационную связь,  использовать в речи. Письменно  ответить на  вопрос: «Какие  члены  предложения  называются  обособленными? »  Н и НН в суффиксах  прилагательных и  причастий. Правописание  суф. –ова/­ева,­­ыва­/­ива­  глаголов. Знать определения  предложений с  обращениями, с вводными  словами и вставными  конструкциями. Уметь  интонационно выразительно читать. Правописание О­Е в корне, суффиксе,  окончании. Правописание  производных предлогов. Знать орфографические и  пунктуационные правила,  изученные в 5­8 классах и  уметь применять на  практике Повторение и  обобщение  изученного Постановка знаков  препинания в  предложениях с  обращениями,  вводными словами и  вставными  конструкциями Орфографические и  пунктуационные  правила, изученные в  5­8 классах Работа над ошибками Урок  контроля  знаний Урок  коррекции  знаний Инд. задание § 6, упр. 38 Тест Работа над  ошибками. Инд.  задание 10 11 12 13 Понятие о  сложном  предложении Союзные и  бессоюзные  предложения Разделительные и  выделительные  знаки препинания  между частями  сложного  предложения Интонация  сложного  предложения 14­ 15 Р.р. Подготовка к  написанию сжатого изложения 1 1 1 1 2 Урок  усвоения нов.  знаний Сложное предложение. Культура речи (4+2 р.р) Сложное предложение  как единица  синтаксиса.  Смысловое,  структурное и  интонационное  единство частей  сложного  предложения.  Основные средства  связи между частями  сложного  предложения Знать классификацию  сложных предложений,  уметь отличать простое  предложение от сложного,  различать ССП, СПП, БСП, определять способы и  средства связи, определять  постановку знаков,  определять интонацию  сложного предложения.  Строить схемы. Составить  таблицу § 7, упр. 44 § 8, упр. 44 § 9, упр. 55 § 10, упр.  58 Урок  развития речи Понятие о способах  сжатия текста Знать способы сжатия  текста и уметь применять  их.  Сжатое  изложение Р.р. Сжатое  изложение 16 Понятие о  сложносочиненном предложении 17 18­ 19 20­ 21 Смысловые  отношения в  сложносочиненных предложениях Р.р. Подготовка к  написанию  сочинения – рассуждения на  лингвистическую  тему Р.р. Сочинение­ рассуждение. Сложносочиненны е предложения с  соединительными  союзами 1 1 2 2 Сложносочиненное предложение (10+2 р. р.) Урок  усвоения нов.  знаний Понятие о  сложносочиненном  предложении.  Строение ССП,  средства связи ССП,  смысловые отношения  между частями речи Знать грамматические  признаки ССП, его  строение, уметь  интонационно оформлять  ССП с разными типами  смысловых отношений  между частями, выявлять  эти  отношения, правильно  ставить знаки препинания,  составлять схемы и  конструировать  предложения по схемам. Подготовить уст. Сообщение на  тему:  «Смысловые  отношения в  сложносочиненн ом  предложении» § 11, упр.  60 § 12, упр.  62 Урок  развития речи Понятие о  лексических и  грамматических  аргументах Знать понятие о  лексических и  грамматических аргументах Сочинение­ рассуждение Урок  усвоения нов.  знаний Роль соединительных,  разделительных и  противительных  союзов в  сложносочиненном  предложении, знаки  Знать основные группы  ССП по значению и союзам, уметь определять  смысловые отношения  между частями ССП и  способы их выражения Работа в группах § 13, упр.  63 22 23 24 25 1 1 1 1 Сложносочиненны е предложения с  разделительными  союзами Сложносочиненны е предложения с  противительными  союзами Разделительные  знаки препинания  между частями  сложносочиненног о предложения Синтаксический и  пунктуационный  разборы  сложносочиненног о предложения препинания в нем § 14, упр.  65 § 15, упр.  67 Урок  усвоения нов.  знаний Знаки препинания в  сложносочиненном  предложении  Повторение и  обобщение  изученного План синтаксического  разбора  сложносочиненного  предложения. План  пунктуационного  разбора ССП Уметь опознавать  сложносочиненное  предложение, производить  синтаксический разбор  предложений, объяснить  отсутствие запятой,  конструировать  предложение Знать основные положения  синтаксического и  пунктуационного разбора  ССП. Уметь производить  синтаксический и  пунктуационный разборы  ССП, конструировать ССП  разных видов, различать  ССП и простые  § 16, упр.  72, упр. 73 Разобрать  предложения  синтаксически,  построить  схемы,  объяснить Инд.задание § 17, упр.  75 26,  27 2 Контрольный  диктант по теме  «Сложносочиненно е предложение». Контроль  знаний.  Работа над  ошибками Анализ  контрольного  диктанта.   Сложносочиненное  предложение и знаки  препинания в нем.  Комплексный анализ  текста предложения с  однородными членами Уметь производить  синтаксический и  пунктуационный разборы  ССП, воспроизводить  текст, воспринимаемый на  слух под диктовку,  соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.  Уметь объяснять ошибки,  классифицировать,  исправить их, привести  примеры Сложноподчиненное предложение (22+6 р.р) Урок  усвоения нов.  знаний Понятие о  сложноподчиненном  предложении.  Строение ССП,  средства связи его  1 1 Знать структуру СПП,  средства связи его частей.  Уметь определять место  придаточного по  отношению к главному,  правильно ставить знаки  препинания, составлять  схемы, объяснять их с  помощью знаков  препинания Диктант с  грамматическим  заданием. Работа над  ошибками Инд.задани е Инд. задание § 18, упр.  § 19, упр.  88 28 29 30­ 31 Понятие о  сложноподчиненно м предложении. Место  придаточного  предложения по  отношению к  главному. Знаки  препинания в  сложносочиненном предложении Р.р. Подготовка к  написанию  сочинения­ описания по  картине И. Тихого  2 Развитие речи Как художнику  удалось передать  движение птиц? Где  мог находиться  художник, чтобы  Знать структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение. Уметь  свободно выражать  Сочинение­ описание Упр. 92 «Аисты» Р.р. Сочинение­ описание по  картине И.Тихого  «Аисты» Союзы и союзные  слова в  сложносочиненном предложении 32 33 ­  34 Р.р. Подготовка к  написанию сжатого изложения. 35 36­ 37 Р.р. Сжатое  изложение Роль указательных  слов в  сложноподчиненно м предложении Основные группы  СПП. СПП с  придаточными  определительными 1 2 1 2 увидеть такую картину и изобразить ее на  полотне? собственные мысли Урок  усвоения нов.  материала Союзы и союзные  слова в  сложноподчиненном  предложении.  Развитие речи Сжато изложить свои  размышление о том,  почему этимология  вызывает интерес. Уметь различать союзы и  союзные слова, определять  границы придаточных  предложений, грамотно  ставить знаки препинания Уметь выделять из текста  самое главное, убирать  лишнее, составлять план Инд. задание § 20, упр.  96 Сжатое  изложении Упр. 95 Урок  усвоения нов.  материала Особенности  присоединения  придаточных  предложений к  главному Урок  усвоения нов.  материала Придаточные  определительные  содержат  характеристику  предмета или явления, названного в главном  предложении, и  отвечают на вопрос  какой? Уметь опознавать  указательные слова главной части СПП, выяснять  синтаксическую функцию в  главном предложении и  роль в СПП; отличать Знать определения понятий, уметь находить  определительные  придаточные по характеру  смысловой связи между  частями, значению союзных  слов, определять  синтаксическую функцию  союзного слова Взаимодиктант Упр. 100 § 21, упр.  105 § 22, упр.  110 Составить  развернутый  план § 22,  привести  собственные  примеры 38 1 Сложноподчиненн ые предложения с  придаточными  изъяснительными Урок  усвоения нов.  материала Придаточные  изъяснительные  относятся к членам  главного предложения  со значение речи,  мысли, чувства или  состояния, требующим обязательного  распространения,  изъяснения. § 22, упр.  116 § 23, упр.  120 Знать определения  придаточных  изъяснительных. Уметь  находить придаточные  изъяснительные в тексте Комментированн ое письмо, упр.  117 39 Р.р. Стили речи.  Разговорный стиль 1 Развитие речи Особенности  40 1 Сложноподчиненн ые предложения с  придаточными  времени и места Урок  усвоения нов.  материала разговорного стиля.  Жанры. Создание диалогов,  монологов с  использованием  разговорного стиля. СПП с придаточными  времени указывает на  время протекания  действия и отвечает на вопросы когда? Как  долго, с каких пор?  До каких пор? СПП с  придаточными места  указывает на место  (пространство), где  совершается то, о чем  Конструировани е предложений  по схемам § 25, упр.  128 Знать определения  придаточных времени и  места. Уметь ставить  вопросы к придаточным  времени и места,  определять их вид,  расставлять знаки  препинания в СПП с  придаточными времени и  места Урок  усвоения нов.  материала говорится в главном  предложении, и  отвечает на вопросы  где? Куда? Откуда? СПП с придаточными  причины, условия,  уступки, цели,  следствия имеют  общее значение  обусловленности.  Стилистические  особенности союзов,  связывающих  придаточные  обстоятельственные с  главным § 26, упр.  133 Знать определения  придаточных причины,  условия, уступки, цели,  следствия, уметь правильно расставлять знаки  препинания,  конструировать  предложения, употреблять  их в речи Написать  сочинение­ миниатюру на  грамматическую  тему «Что я  знаю о СПП с  придаточными,  имеющими  общее значение  обусловленности » Урок  усвоения нов.  материала Придаточные образа  действия, меры и  степени,  сравнительное  придаточное Знать определения  придаточных, уметь  распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить  вопросы, знаки препинания Конструировани е предложений  по схемам § 27, упр.  163, упр.  162 Контроль   знаний Урок  коррекции  знаний СПП с разными  придаточными  предложениями. Знаки препинания в СПП.  Синтаксический  разбор СПП. Знать определения  придаточных, уметь  выделять их в тексте,  производить полный  синтаксический разбор  СПП Диктант с  грамматическим  заданием Упр. 166.  Написать  сочинение  по картине В.П.Фельд мана  «Родина»  3 3 2 41­ 43 Сложноподчиненн ые предложения с  придаточными  причины, условия,  уступки, цели и  следствия 44,4 5 46,  47 Сложноподчиненн ые предложения с  придаточными  образа действия,  меры, степени и  сравнительными Контрольный  диктант по теме  «Сложноподчинён ное предложение»  Анализ  контрольного  диктанта по теме  «СПП» 3 2 2 48­ 50 51,  52 Сложноподчиненн ые предложения с  несколькими  придаточными.  Знаки препинания  в них. Повторение и  обобщение  изученного по теме «СПП».  Синтаксический и  пунктуационный  разборы СПП 53,  54 Контрольная  работа по теме  «СПП» 55,  56 Анализ  контрольной  работы по теме  «СПП» Р.р. Подготовка к  написанию  сочинения­ рассуждения  «Что такое подвиг?» Р.р. Сочинение­ рассуждение «Что  такое подвиг?» Урок  контроля Строение СПП,  средства связи в СПП,  виды придаточных в  СПП, знаки  препинания в СПП 2 Развитие речи Способен ли  современный человек  на подвиг? Согласны  ли вы, что к подвигу  нужно готовиться?  Действительно ли  прошло время  подвигов? Урок  усвоения нов.  материала СПП с несколькими  придаточными, знаки  препинания в них Знать классификацию СПП  с несколькими  придаточными. Уметь  составлять схемы СПП с  несколькими придаточными Составить план  § 28 § 28,  упр.172,  упр.173,  упр.1 74 Повторительн о­ обобщающий  урок Средства связи в СПП, виды придаточных  предложений. Знаки  препинания в СПП с  разными видами  придаточных Знать определения ССП и  СПП, уметь их отличать,  уметь определять значения  придаточных,  конструировать, грамотно  расставлять знаки  препинания Работа с текстом упр. 175   Подготови ться к  контрольн ой работе  по теме  «СПП». § 29­30,  § 18­28 Работа с  текстами.  Комплексный  анализ текста  Сочинение­ рассуждение Знать определения ССП и  СПП, уметь различать  разные виды предложений,  определять значения  придаточных в СПП,  грамотно расставлять знаки препинания Понимать жанровое  своеобразие сочинения­ рассуждения. Уметь  определять для себя тему,  подбирать эпиграф,  отражающий основную  мысль сочинения,  озаглавливать сочинение 3 2 2 57­ 59 Бессоюзное  сложное  предложение.  Понятие о  бессоюзном  сложном  предложении Интонация в  бессоюзных  сложных  предложениях.  Запятая и точка с  запятой в БСП БСП со значением  причины,  пояснения,  дополнения.  Двоеточие в  бессоюзном  сложном  предложении БСП со значением  противопоставлени я, времени,  условия и  следствия. Тире в  БСП 60,  61 62,  63 Бессоюзное сложное предложение (10+3 р.р) Урок  усвоения нов.  материала Понятие о БСП.  Интонация в БСП.  Постановка запятой и  точки с запятой в БСП Знать синтаксические  особенности БСП, правила  постановки знаков  препинания в БСП, уметь  опознавать БСП в тексте,  расставлять знаки  препинания, соблюдать  интонацию при чтении § 31­33,  упр. 186,  190, 191 Составить  развернутый  план изучаемой  темы. Составить  предложения по  схемам Урок  усвоения нов.  материала Двоеточие в  бессоюзном сложном  предложении Урок  усвоения нов.  материала Тире в бессоюзном  предложении Знать условия постановки  двоеточия в БСП, уметь  конструировать  предложения со значениями причины, пояснения,  дополнения, выразительно  читать, выявляя смысловые  отношения между частями  БСП Знать условия постановки  тире в БСП. Уметь  выявлять смысловые  отношения между частями,  конструировать такие  предложения, выразительно Объяснительный  диктант Контрольный  словарный  диктант § 34, упр.  194  подготови ться к  контрольн ому  словарном у диктанту § 34, упр.  200.  Повторить  жанры  сочинений: рассказ, читать отзыв;  типы речи 1 Развитие речи Отличительные  Развитие речи особенности научного  и официально­ делового стилей.  Основные  жанры. Порядок  синтаксического и  пунктуационного  разборов БСП 1 2 Урок  усвоения и  закрепления  нов.  материала Урок  контроля  знаний Знать, соблюдать  последовательность  синтаксического и  пунктуационного разборов  БСП Взаимодиктант.  Синтаксический  и  пунктуационный  разборы БСП § 36, упр.  203, 204. 2 Развитие речи Вступительная и  заключительная часть  сочинения Знать композиционные  особенности текста­ рассуждения, уметь  приводить  Изложение с  элементами  сочинения 64 65 66,  67 68,  69 Р. р. Научный  и  официально­ деловой стили  речи. Синтаксический и  пунктуационный  разборы БСП Контрольная  работа по теме  «Бессоюзное  сложное  предложение» Анализ  контрольной  работы. Развитие речи.  Подготовка к  написанию  сочинения­ рассуждения на лингвистическую  тему 70­ 72 Сложные предложения  с различными видами  связи. Знаки  препинания СП с  различными видами  связи 73­ 74 Пунктуация в сложном  предложении 75,  76  с разными видами  связи при двух рядом  стоящих союзах. Употребление союзной  (сочинительной и  подчинительной) и  бессоюзной связи в  сложных  предложениях. Сложные предложения с разными видами связи(16+6 р. р.). 3 Урок  усвоения нов.  материала.  Закрепление  нов.  Материала.  Обобщение  раннее  изученного Многочисленные СП.  Виды связи: союзная и  бессоюзная.  Употребление  сочинительной и  подчинительной связи Знать основные правила  постановки знаков  препинания в СП с  различными видами связи.  Уметь разделять запятой  рядом стоящие союзы и  союзные слова § 37­38, упр.  216 Составление  предложений по  схемам. Работа в группах. Упр.  209 2 Урок –  комбинирован ный  практикум Совершенствование  навыков постановки  знаков препинания в  сложном  предложении. 2 Урок –  комбинирован ный  практикум Синтаксический  разбор. Правильное  построение  предложений. 77,  78 Р. р. Подробное  изложение текста с  элементами сочинения 2 Уроки  развития речи Фрагмент легенды о  Ларре из рассказа М.  Горького «Старуха  Изергиль».  Употребление СП с  различными видами  связи. Тема, основная  мысль текста,  Уметь подробно  пересказывать текст  художественного стиля,  понимать содержание  прочитанного, его тему,  идею, проблемы и  отношение автора к ним Подробное  изложение  текста упр. 218 79 Р.р. Публичная речь 1 Урок  усвоения  нового  материала 80 Р.р. Официально­ деловой стиль речи.  1 Повторение  изученного выразительные  средства языка Речь лектора в  большой аудитории,  митинговая речь на  площади, доклад на  научной конференции Особенности стилей.  Сфера использования  стилей речи Знать, что такое публичная  речь, уметь отличать  понятия «публичный» и  «публицистический», знать  особенности публичной  речи Знать основные признаки  стилей, уметь различать        стили, определять   особенности разных стилей, анализировать тексты  разных стилей речи,  создавать собственные  высказывания в указанных  стилях речи Анализ текстов.  Работа в группах Упр.222 Подготовить  доклад на  тему «Видные ученые­ русисты,  исследовавши е русский  язык» Написать              объявление о  начале  подготовительны х занятий к  экзаменам;  заявление о  поступлении в  какое­либо  учебное  заведение;  составить  характер­ку;  написать  автобиографию 81,  82 Р.р. Публицистический  и художественный  стили речи. 2 Развитие речи Отличительные  особенности  публицистического и  художественного  стилей. Жанры.  Анализ текста. Схемы сложного  предложения.  Совершенствование  83 Синтаксический и  пунктуационный разбор сложного предложения  1 Урок­ практикум с разными видами  связи. пунктуационных  навыков. 84,8 5 Контрольная работа по  теме «Сложные  предложения с разными видами связи» 2 Урок  контроля  знаний Анализ контрольной  работы 86,  87 Способы передачи  чужой речи: прямая и  косвенная речь Урок  коррекции  знаний 2 Урок  усвоения  нового  материала Конструировани е предложений  по схемам Инд.задание Знаки препинания в  предложениях с  прямой речью.  Строение  предложений с прямой речью. Замена прямой  речи косвенной Знать основные  способы  передачи чужой речи,  владеть интонацией,  используя предложения с  прямой и косвенной речью.  Уметь грамотно ставить  знаки препинания в  предложениях с прямой и  косвенной речью 88,  89 Цитаты. Способы  цитирования.  Пунктуация при  цитировании 2 Урок  усвоения  нового  материала Цитаты. Способы  цитирования. Знаки  препинания при  цитировании Знать способы  цитирования, уметь  использовать цитаты в  собственной речи, грамотно выделять цитаты на письме Работая над  предложениями,  сформулировать  и записать  правила  цитирования Подобрать  эпиграфы к  сочинениям  на темы  «Пушкин­это  наше все»,  «Татьяна­ милый идеал  Пушкина» Подготовитьс я к итоговому контролю за  весь курс  обучения Инд. задание Подготови ться к  тесту 90,  91 Контрольный диктант  по теме «Способы  передачи чужой речи» 2 Анализ контрольного  диктанта Контроль  знаний и  умений  учащихся Систематизация и обобщение изученного в 5­9 классах (14+1 р .р.))               92 Фонетика и графика 1 93 94 95,  96 97,9 8 Лексикология и  фразеология Морфемика.  Словообразование Морфология и орфография Синтаксис и  2 2 2 Систематизац ия и  обобщение  изученного Фонетика и графика,  лексикология и  фразеология,  морфемика,  словообразование,  морфология,  синтаксис,  орфография,  пунктуация Грамматическое  значение,  морфологические  признаки,  синтаксическая роль  существительного,  прилагательного,  числительного. Анализ текста. Знать основные единицы  языка, их признаки,  основные нормы русского  литературного языка,  анализировать и оценивать  собственную и чужую речь  с точки зрения соблюдения  орфоэпических норм,  проводить анализ  художественного текста,  опираться  на  морфологическую  характеристику слова при  проведении  орфографического и  пунктуационного анализа,  проводить  орфографический анализ  текста, использовать  различные синтаксические  конструкции, применять пунктуационные правила Грамматическое  значение,  морфологические  признаки,  синтаксическая роль  местоимения. Анализ  текста. Итоговый тест за год в форме ЕГЭ пунктуация 99,1 00 101 102 Итоговая  контрольная работа  по теме  «Систематизация и  обобщение  изученного в 5­9  классах» Анализ контрольной работы. 2 2 Контроль  знаний и  умений  учащихся Урок  коррекции  зананий «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: VI. Нормы оценки знаний, умений и навыков  обучающихся по русскому языку 1 2 3 4 единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; объем различных видов контрольных работ; количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1 2 3 знание полученных сведений о языке; орфографические и пунктуационные навыки; речевые умения. Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1 2 3 полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик: 1 2 3 полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1­2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1­2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1 2 3 излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный  ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Оценка диктантов Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается:  для 9 класса – 150­170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:  для 9 класса ­ 35­40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2­3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1­3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:  в 9 классе ­ 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2­3 предыдущих уроках). В диктантах должно быть  в 8­9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1 В переносе слов; 2 На правила, которые не включены в школьную программу; 3 На еще не изученные правила; 4 В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5 В передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять  негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1 В исключениях из правил; 2 В написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3 В   случаях   слитного   и   раздельного   написания   приставок   в   наречиях,   образованных   от   существительных   с   предлогами,   правописание   которых   не регулируется правилами; 4 В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5 В написании Ы и И после приставок; 6 В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.); 7 В собственных именах нерусского происхождения; 8 В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9 В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При   наличии   в   контрольном   диктанте   более  5   поправок  (исправление   неверного   написания   на   верное)   оценка   снижается   на   1   балл.   Отличная   оценка   не выставляется при наличии 3­х и более исправлений. Диктант оценивается одной отметкой. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1). Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3­х пунктуационных ошибок или 4­х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3­х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4). Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4­х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7). Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является    для оценки «4» ­ 2 орфографические ошибки, для оценки «3» ­ 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» ­ 7 орфографических ошибок. В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:  Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.  Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.  Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.  Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.  Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:  Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.  Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1­2 ошибки.  Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3­4 ошибки.  Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». Оценка сочинений и изложений Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 4­8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:  в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы. Экзаменационное сочинение – 3­5 листов, медальная работа – 4­5 листов. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1 2 3 умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:  Соответствие работы ученика теме и основной мысли;  Полнота раскрытия темы;  Правильность фактического материала;  Последовательность изложения.  При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:   Стилевое единство и выразительность речи;  Число речевых недочетов. Разнообразие словаря и грамматического строя речи; Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Оценка «5» 1 Содержание работы полностью соответствует теме. 2 Фактические ошибки отсутствуют. 3 Содержание излагается последовательно. 4 5 Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. Оценка «4» 1 Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2 Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3 Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4 Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5 Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. Оценка «3» Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 1 В работе допущены существенные отклонения от темы. 2 3 Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4 Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5 Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. Оценка «2» Работа не соответствует теме. 1 2 Допущено много фактических неточностей. 3 Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4 Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5 Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. Примечания. 1 При   оценке   сочинения   необходимо   учитывать   самостоятельность,   оригинальность   замысла   ученического   сочинения,   уровень   его   композиционного   и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. 2 Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. 3 Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4 На  оценку  сочинения  и  изложения   распространяются  положения  об однотипных  и негрубых  ошибках,  а также  о  сделанных  учеником  исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов». Оценка обучающих работ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающихся работ учитывается: 1 2 3 4 степень самостоятельности учащегося; этап обучения; объем работы; четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. VII.График контрольных и творческих работ Раздел программы. Тема урока Кол­во  часов Дата План Факт Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5­8 кл.» Р.р. Подготовка к написанию сжатого изложения Р.р. Сжатое изложение Р.р. Подготовка к написанию сочинения –рассуждения на  лингвистическую тему Р.р. Сочинение­рассуждение. Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение». Р.р. Подготовка к написанию сочинения­описания по картине И. Тихого  «Аисты» Р.р. Сочинение­описание по картине И.Тихого «Аисты» Р.р. Подготовка к написанию сжатого изложения. Р.р. Сжатое изложение Р.р. Стили речи. Разговорный стиль Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»  Контрольная работа по теме «СПП» Р.р. Подготовка к написанию сочинения­рассуждения  «Что такое  подвиг?» Р.р. Сочинение­рассуждение «Что такое подвиг?» 1 2 2 2 1 2 1 2 2 2 Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» Р. р. Подробное изложение текста с элементами сочинения Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами  связи» Контрольный диктант по теме «Способы передачи чужой речи» Итоговая контрольная работа по теме «Систематизация и обобщение  изученного в 5­9 классах» 2 2 2 2 1 Комплект учебников и учебно­методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе VIII.Перечень учебно­методического обеспечения Учебники Учебные пособия Методические пособия Л.А.Тростенцова,   Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.   ­   М.:     Просвещение, 2014   Рабочая   тетрадь   на   печатной   основе. Комплексный   анализ   текста   9   класс. А.Б.Малюшкин.М., 2016 Н.В.Егорова.   Универсальные поурочные   разработки   по русскому   языку.   Методика подготовки   к   выпускному изложению.  9 класс. М.,2016 IX.Список литературы Основная литература 1 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5­9  классы. – М., 2014 2 Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс.­ М.: Вако, 2015. 3 Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.  и др. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. ­ М.:  Просвещение, 2014.

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык» для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной (русский) язык»  для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2019