Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»
Оценка 5

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
19.01.2017
Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики русского языка школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Курс “Удивительный мир русского языка” призван пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Рабочая программа по предмету.docx
Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка» Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными государственными  стандартами общего образования, утвержденными  приказом Министерства образования и  науки РФ от 6.10.2009 г. с изменением, внесенными приказом Министерства образования и  науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 и обеспечена  УМК для 1–4 классов  (авторы: М.С. Соловейчик,  Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина), рекомендованных  МО РФ.  Общая характеристика предмета.            В курсе «Удивительный мир русского языка» особое внимание уделено работе над  языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.  «Удивительный мир русского языка» ­ внеурочный курс для младших школьников, в  содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое  многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается  языковая интуиция и художественно­образное мышление младших школьников. Изучение  данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к  языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.  Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области  «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера,  введения элементов этимологии и культурологии.  Главной целью курса  является на занимательном грамматическом материале расширить,  углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать  учащимся глубину и увлекательность мира слов русского языка на разных ступенях  обучения. Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой  задач:  способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;      пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием  родного языка; совершенствование общего языкового развития учащихся; способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов,  культуры мышления; способствовать развитию смекалки и сообразительности. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,  разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение  для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной  1 деятельности. В процессе изучения грамматики русского языка  школьники могут увидеть  “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.  Курс “Удивительный мир русского языка” призван пробуждать у учащихся стремление  расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных  предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная  деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса “Удивительный мир русского  языка” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи  учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского  языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по  воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Содержание и методы обучения “Удивительный мир русского языка” содействуют  приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на  уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на  следующих принципах:  занимательность;  научность;  сознательность и активность;  наглядность;  доступность;  связь теории с практикой;  индивидуальный подход к учащимся. Основные методы и технологии технология  разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология  обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.     Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и  индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и  личностных  качеств школьника. Место предмета “Удивительный мир русского языка”в учебном плане Для развития орфографических умений, усиления надпредметной функции  русского языка из вариативной части учебного плана ОУ 1 час отведён на  курс  2 “Удивительный мир русского языка”. Программа рассчитана на 3 года. Общее количество  часов  на предмет “Удивительный мир русского языка”  – 105 часов:  занятия проводятся 1  раз в неделю по 45 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 2–4­х  классов. Сокращение рабочей программы объясняется совпадением с праздничными  днями. Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета “Удивительный мир русского языка” Важными ориентирами содержания данного курса являются:  развитие языковой интуиции и   ориентирования в пространстве языка и речи;  формирование представлений о языке как   универсальной ценности;  изучение исторических фактов, отражающих   отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;  развитие представлений о различных   методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);  формирование   элементарных   умений,  лингвистического исследования;  развитие устойчивого познавательного   интереса к русскому языку;  включение    учащихся   в   практическую   деятельность   по   изучению   и   сохранению чистоты русского языка.    связанных   с   выполнением   учебного Содержание учебного предмета 2кл.  «Путешествия по Стране Слов»  3кл.  « Занимательное словообразование»   4кл.  «Занимательная лингвистика» Учебно­тематический план 2­й класс Путешествия по Стране Слов № Тема занятия Количество  часов 1 2 3 4 5 6­7 8 В мире безмолвия и неведомых звуков. Как возникла наша письменность? В гости к Алфавиту. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи­ши, ча­ща, чу­ щу, чк ­чн)” «Опасные» при письме места Ударение над гласной может сделать букву ясной Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная  гласная в корне слова)  1 1 1 1 1 2 1 3 9 10 11­12 Конкурс знатоков русского языка. Звонкие и глухие “двойняшки”. Опасные согласные. Мастерская “Учусь грамотно  писать” 13­14 Правила о непроизносимых согласных 15 16 17 Проект «Играем в загадки». Конкурс знатоков русского языка. В Королевстве ошибок. 18­19 Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. 20 21 Слова – «родственники». Легкие головоломки. Мастерская составления  головоломок. 22­23 Где же хранятся слова? Мастерская “Учусь работать со  словарями” 24 25 26 27­28 29­30 31 32 33 Крылатые слова и выражения. Что нам стоит слово построить? Олимпиада по русскому языку. Фабрика речи «Не лезьте за словом в карман!» Ваши старые знакомые Чудеса в Стране Слов. Конкурс знатоков русского языка. 34­35 Для чего нужно изучать русский язык. Мастерская  “Учусь составлять кроссворд”                                                                                      Итого 35 часов 3 класс     «Занимательное словообразование»   № 1 2­3  Тема занятия Сказочное царство слов.    Путешествие в страну Слов. 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 2 Количество  часов 1 2 4 4 ­ 5 6 ­7 8­ 9 10 11­ 12 13 14­ 15 16 17 18 19­ 20 21­22 23­24 25 26­ 27 28­ 29 30­ 31 32­33 34 35 Чудесные превращения слов. В гостях у слов­ родственников. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова­ антонимы. Слова­ омонимы. Крылатые слова. В королевстве ошибок. В стране Сочинителей. Искусство красноречия. Праздник творчества и игры. Трудные слова. Анаграммы и  метаграммы. Шарады и логогрифы. Откуда пришли наши имена. Занимательное слообразование. КВН по русскому языку. 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 4 класс  «Занимательная лингвистика» № Тема занятия Количество часов Итого 35 часов Фонетика и орфоэпия      (7 часов) 1 2 3 4 5 6 7 Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. Кис­ кис! Мяу!, или Кое­ что о  звукоподражаниях. Имена вещей. Лексикология    (27 часов) 8 9 10 11 12 13 О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые  рассказывают об истории слов. 14 15 16 17 Об одном и том же ­ разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. «Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 28 Какой словарь поможет избежать ошибок? 29 30 31 32 33 34 35 Словарь­ грамотей. Научная этимология. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй? Конкурс знатоков русского языка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Результаты освоения предмета  Итого 35 часов   Планируемые результаты изучения курса          В процессе изучения курса «Удивительный мир русского языка» ученики получают знания   об   истории   русского   языка,   рассматривают   памятники   древней   письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов,   потребности   обучения   различным   способам   познания   языковых   единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.   Деятельностный   подход,   используемый   в   курсе,   не   только   развивает познавательный   интерес,   но   и   формирует   мотивацию   для   углубленно   изучения   курса русского языка.         Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность   учащимся   находить   пути   решения   исследовательских   и   творческих   задач. Поиск   информации   о   происхождении   слов,   работа   со   словарями,   уточнение   и корректирование   речевых   ошибок   позволяют   решать   проблемы   самопроверки   и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.          Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно­следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам   в   курсе   имеются   задания,   активизирующие   интеллектуальную   деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи,   обобщить   материал   при   работе   с   категорией   числа   имени   существительного,   с членами предложения и др.         Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с 6 помощью   родителей   и   учителя);   аргументировано   представлять   собственный   материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.  Занятия   курса   направлены   на   то,   чтобы   повторять,   уточнять,   расширять   начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать   с   языковыми   единицами   учащиеся   используют   для   выбора   способа   решения познавательных   ,   практических   и   коммуникативных   задач.   Ряд   тем,   содержащих лексический   материал   помогает   представить   «единство   и   многообразие   языкового   и культурного пространства   России»,   в   результате   чего   формируется   бережное   и   внимательное отношение   к   правильной   устной   и   письменной   речи,   что   в   свою   очередь,   является показателем общей культуры ученика.  2­й класс Личностные результаты:     осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других  людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или  многоточие, точка или восклицательный знак).  Метапредметные результаты Регулятивные УУД:    определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать  небольшие тексты.  Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или  небольшого текста);  7     слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать  тему (заголовок), ключевые слова;  выразительно читать и пересказывать текст;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и  общения оценки и самооценки и следовать им;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3­4­й классы Личностные результаты         эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать  другим людям, сопереживать;  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к совершенствованию собственной речи;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;  интерес к изучению языка;  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД:     самостоятельно формулировать тему и цели урока;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою  деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень  успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.  Познавательные УУД:  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую  (составлять план, таблицу, схему);  8     пользоваться словарями, справочниками;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения;  Коммуникативные УУД:      адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым  корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.  Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу   2 ­ го класса Обучающиеся должны знать: Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки согласных и гласных звуков.                                                                             Состав слова.                                                                                                                          Признаки родственных слов.                                                                                                   Обучающиеся должны уметь: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –  слитно. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,  непроизносимых согласных в корне слова. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.                                                                                     Пересказать текст. Основные требования к знаниям и умениям  учащихся к концу  3­го класса Обучающиеся должны знать: Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения,  глагола). 9 Главные члены предложения. Состав слова. Обучающиеся должны уметь: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –  слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,  непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке. Основные требования к знаниям и умениям  учащихся к концу 4­го класса учащиеся должны знать: ­отличительные признаки основных языковых единиц; ­ основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,  морфологией, орфографией; ­слова, словосочетания, предложения, текста; ­основные орфографические  и пунктуационные правила; ­о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; учащиеся должны уметь: ­четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; ­ подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; ­ различать слова­ паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; ­ пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим,  этимологическими словарями Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы.  Средства, необходимые для реализации программы:     лингвистические словари; демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала;  тесты для работы на занятиях. Пособия  для учащихся 10 Тетради с печатной основой для учащихся    (Изд.: Смоленск,  Ассоциация ХХI век)  Корешкова   Т.В. Потренируйся!  Тетрадь  с печатной  основой для  2, 3, 4  классов. В 2 Корешкова   Т.В. Тестовые задания. Тетрадь с печатной основой для 2, 3, 4 классов. В 2  частях. 2013    частях. 2013    Пособия  для учителя (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век) Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка  «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 класса. – 2011 и послед. Список литературы Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. Жиренко   О.   Е.,   Гайдина   Л.   И.,   Кочергина   А.   В.   Учим   русский   с   увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1­4 классы. – М.: 5 за знания, 2005  Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1­4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964  Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа по русскому языку 1­4 классы Соловейчик   М.С.,   Кузьменко   Н.С.   Методические   рекомендации   к   учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 (2, 3, 4 ) класса. – 2011 и послед. 11

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир русского языка»

Рабочая программа по предмету  «Удивительный мир русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017