Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Оценка 4.9
Документация
docx
дефектология
7 кл
08.05.2018
Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. На изучение предмета отводится 68 часов; 2 часа в неделю . 1 четверть- 16 часов 2 четверть- 14 часов 3 четверть- 22 часов 4 четверть- 16 часов Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса требования к уровню подготовки учащихся. Характеристика учебного предмета. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество. Недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность обучающихся коррекционной школы VIII вида. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
7 класс психпрактикум.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. На изучение предмета отводится 68 часов; 2 часа в неделю . 1 четверть­ 16  часов 2 четверть­  14 часов 3 четверть­  22 часов 4 четверть­ 16 часов   Структура документа Рабочая программа включает три раздела:  пояснительную записку,  раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;  основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса   требования к уровню подготовки учащихся. Характеристика учебного предмета. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит   вопрос   о   социально­психологической   адаптации   и   интеграции   детей   с   ограниченными возможностями в современное общество.  Недоразвитие   познавательных   процессов   –   наиболее   ярко   выраженная   особенность обучающихся   коррекционной   школы  VIII  вида.   Недоразвитие   мыслительной   деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм   поведения.   Вследствие   этого,   умственно   отсталые   школьники   лишены   возможности усваивать   новые   знания   и   навыки   наравне   со   своими   сверстниками.   Дефект   затрудняет   их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. Исследования ученых (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Лебединская К.С., Певзнер М.С.) дают основания считать умственную отсталость не просто «малым количеством ума», а качественным изменением   всей   психики,   всей   личности   в   целом,   явившимся   результатом   перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Занков Л.В., Петрова В.Г., Пинский Б.И., Рубинштейн С.Я., Шиф Ж.И. и др.). Как показывают данные исследований, у проблемных детей на всех этапах познания имеют место элементы недоразвития, а   в   некоторых   случаях   атипичное   развитие   психических   функций.   В   результате,   эти   дети получают неполное, а порой и искаженное представление об окружающем мире. Дефективной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. На это указывают исследования психологов: Вересотской К.А., Петровой В.Г., Шиф Ж.И. Главным недостатком является   нарушение   обобщенности   восприятия,   узость   его   объема,   замедленный   темп.   Все отмеченные недостатки протекают на фоне слабой активности этого процесса. Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. Основной недостаток мышления этих детей – слабость обобщений, т.е. конкретность мышления.   Кроме   того,   оно   отличается   непоследовательностью,   которая   возникает   из­за чрезмерной   тугоподвижности,   вязкости   интеллектуальных   процессов.   Еще   один   недостаток   – слабость регулирующей функции мышления – тесно связан с так называемой некритичностью мышления, т.е. с неумением сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности. Особенности   восприятия   и   мышления   неразрывно   связаны   с   особенностями   памяти. Основные   процессы   памяти   –   запоминание,   сохранение   и   воспроизведение   –   у   детей   с интеллектуальными нарушениями имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Ими труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых детей сильно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности   распределения,   замедленная   переключаемость.   Преимущественно   недоразвито произвольное внимание (Баксакова И.Л.). Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности обучающихся школы VIII вида. Психологи (Виноградова   А.Д.,   Коломенский   Н.Л.   и   др.)   указывают,   что   в   отличие   от   сверстников   с нормальным   интеллектом   умственно   отсталых   детей   характеризует   ограниченность представлений   об   окружающем   мире,   примитивность   интересов,   потребностей   и   мотивов. Недоразвитие   познавательных   интересов   (Морозова   Н.Г.),   которое   выражается   в   том,   что умственно отсталые школьники меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в   познании.   Это   значительно     затрудняет   развитие   их   познавательных   процессов,   ведет   к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.  Курс   психологического   практикума     призван   дать   обучающимся   7   –   9­х   классов представление   о   закономерностях   психических   процессов,   вооружить   подростка   знаниями   о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает и т.д. Каждый участник   занятий   сможет   определить   свои   недостатки   и   выбрать   пути   их   исправления.   Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности обучающихся. Успешность учебно­воспитательного   процесса   напрямую   зависит   от   уровня   развития   познавательных способностей   и   познавательной   активности   школьников,   на   что   и   направлена   коррекционно­ развивающая работа с умственно отсталыми детьми. Основные  содержательные линии. Введение Как мы познаём мир  Познай себя Я среди людей Цель программы Учить   школьников преодолевать  трудности в обучении, общении,  социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие психических процессов. Задачи программы 1. Обучение продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности. 2.   Повышение   уровня   мотивации   учебной   деятельности,   развитие   устойчивых   познавательных потребностей и интересов. 3. Формирование навыков самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.  4. Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.  5. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей. Методы 1. Беседа, рассказ, объяснение. 2. Обучающая игра. 3. Арт­терапия. 4. Практическая работа. 5. Метод самодиагностики. 6. Метод опроса и анкетирования. Основным  является   игровой.   Используются  различные  виды   игры.  Ведущими  являются коррекционно­развивающие игры. Они могут быть индивидуальными, парными и командными.  Основные требования к знаниям, умениям обучающихся. Обучающиеся должны иметь следующие представления: ­   об   основных   познавательных   процессах   –   восприятии,   памяти,   мышлении;   их   значении   для успешного обучения в школе; ­ о внимании как необходимом компоненте любого психического процесса; ­   о   речи   как   средстве   передачи   информации,   управления   познавательными   процессами   и поведением, а также способе выражения мыслей и чувств; ­ о методах и методиках диагностики и самодиагностики; ­ сущность понятий  «память»; ­ особенности памяти; ­ способы запоминания слов, информации, текста; ­ зачем нужно иметь хорошую память; ­ сущность понятий « внимание»; ­ как тренировать своё внимание; ­ сущность понятия « мышление». Обучающиеся должны уметь ­ использовать разные способы и приёмы  запоминания информации, текста, стихотворения; ­ использовать приёмы запоминания  в учебной  и внеурочной деятельности. ­ произвольно управлять своим вниманием; ­ обобщать предметы и понятия  по разным  признакам, параметрам; ­ исключать  предметы, понятия по разным признакам (форма, цвет, размер, расположение в  пространстве); ­ классифицировать предметы, понятия  по признакам; ­ устанавливать связи по аналогии; ­ выделять главное и второстепенное; ­ находить существенные признаки  предмета; Организация занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю в 7а,7б классах             Каждый   обучающийся   заводит   тетрадь   для   занятий,   в   которой   выполняет самодиагностику, различные упражнения, составляет план работы и зарисовывает пиктограммы настроения.  Занятия проводятся в учебном  кабинете, в спортзале или на свежем воздухе. Продолжительность занятий 25 ­ 40 минут. Формы организации деятельности обучающихся: ­ групповая; ­ подгрупповая; ­ индивидуальная. Критерии оценивания  Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. Календарно­тематическое планирование по психологическому практикуму предмет Классы  7а,  Учитель  Ищерякова Валентина Васильевна Количество часов  Всего  68 часов; в неделю 2 час. Планирование составлено на основе  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида МО РФ,под редакцией В.В. Воронковой, авторы авторы В.И.Романина, Н.П. Павлова.М., , 2012 г. Учебные пособия: ­Коррекционно­развивающая   программа   по   развитию   рефлексивного   сознания   младших школьников., Н. Новикова, ж­л «Школьный психолог»,1998,№4. ­Практическая психология в начальной школе, Р.В.Овчарова, М.,ТЦ «Сфера»,1996. ­Программа «Учись­учиться», Е. Ивановой, сайт Е. Ивановой , Интернет­ресурс. ­Развитие мыслительных способностей при использовании   заданий с элементами кодирования, Л.И.Горбунова, Санкт­Петербург, Интернет­ресурс. ­Психокоррекционная работа со старшеклассниками. Тренинги, Автор­составитель О.Н.Рудякова Волгоград. Издательство «Учитель», 2008 г. ­Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. \ Под редакцией М.Р.Битяновой. Питер. 2008 г. ­Психология.   Разработки   занятий   с   детьми.   9,10,11   класс,\   Составитель   Р.М.Мухаметова, Издательско­торговый дом «Корифей», Волгоград,2006 г.  ­ Психология. Разработки занятий с детьми, 9класс, часть 1,2. \Составитель Миронова М.М., Издательско­торговый дом «Корифей»,Волгоград,2005 г. ­Журнал «Школьный психолог», 2011­2014гг. ­Учим детей общению. Авторы­ составители: Клюева Н.В.,Касаткина Ю.В., Ярославль. «Академия развития», 1997г. ­Психологическая   поддержка   младших   школьников.   Программы,   конспекты   занятий.\Автор­ составитель Рудякова О.Н., Волгоград. Издательство «Учитель»,2007 г. ­Развитие   познавательных   способностей   детей.\Составитель: Ярославль .«Академия развития»,1996г. ­ Развитие интеллектуальных способностей школьника.\ Составитель: Тихомирова Л.Ф. Ярославль «Академия развития»,2006г. ­25   развивающих   занятий   с   второклассниками,   третьеклассниками.\   Составитель:   Мищенкова Л.В., Ярославль «Академия развития»,2006г. ­Графические диктанты. \Составитель: Никифорова В.В.,Москва «Вако»,2013г. ­Интернет­ресурс   Тихомирова   Л.Ф., I четверть (16ч.)  Вид деятель ности 7 а класс Дата   по плану факти ческая  Познакомить учащихся на опытах  с  основными  органами чувств человека, показать наглядно, как  человек воспринимает окружающее. Работа с пиктограммами. Прослушивание рассказов по  данной теме, обсуждение их. Видеофрагменты. Выполнение упражнений на коррекцию познавательных  процессов. Знакомство с разными  чувствами и эмоциями. Учить изображать и определять эмоции. Создание в группе эмоционального настроя и принятие  друг друга. Знакомство с правилами поведения в группе. Создание настроя сочувствия и сопереживания,  симпатии   друг к другу.   № урок а Тема                                          Введение Восприятие мира. Наши органы чувств. Твои чувства и эмоции. Радость. Удивление. Интерес. Печаль. Обида. Вина. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Гнев. 11. Твоё настроение. От чего зависит настроение? 12. 13. Твои друзья. 14. Твой класс. Что ты знаешь о себе? 15. Как научиться разговаривать с  людьми? 16. Завести таблицу в тетради. Выполнение упражнений на  коррекцию наблюдательности. Игра «Шифровка» Раскрыть понятие «настроение»,  выяснить причины плохого настроения, проследить в  таблице, как меняется оно в течении недели. Зарисовать  круги общения. Игра «Алфавит» Записать правила дружбы, обсудить и выяснить, кто  может быть настоящим другом, укрепить дружеские  отношения между детьми. Игра «Постройся  по..» «Действуем вместе..» «Слепой и поводырь» Задание на проверку работоспособности, тестирование. В игровой форме выяснить свои качества характера,  проведение игры «Горячий стул», учиться  взаимодействовать с одноклассниками. 2 четверть (14 ч.) 17. 18. 19. Е. Шварц. Сказка «Два брата» Чтение и обсуждение сказки, через ответы на вопросы  выяснить роль семьи в жизни человека. Как научиться преодолевать  трудности вместе? Игра «Поймай мяч», «Просьба», «Подарок»,  тестирование. Создание ситуации общения в разных ситуациях. Для чего нужна улыбка? Просмотр мультфильма, выполнение упражнений на  развитие познавательной сферы. Выяснить роль позитивного настроя  в общении с  людьми, просмотр и обсуждение мультфильма. 20. 21 22 23 24 25 26 Умеешь ли ты дружить? Как научиться жить дружно? Учусь владеть собой) Учусь владеть собой. Тест на  самоконтроль. Чтение отрывка из рассказа Л.Пантелеева «Честное  слово», обсуждение правил дружбы, тестирование,  Определение и знакомство с 10 правилами дружбы,  составление пословиц о дружбе, выяснить причины  возникновения ссор. Ситуации, упражнения на развитие познавательных  процессов. Выяснить разницу между чувствами и эмоциями, в  ситуациях  найти правильный выход, правильно  оценивать свои поступки. Тест, задания, отрывок из повести Ф.Искандера  «Стоянка человека» Выяснить способность учащихся контролировать свои  чувства. Как научиться понимать друг  друга? Задания. Трактовка пословиц. Найти причины , которые мешают полноценному  общению людей. Секреты сотрудничества. Правила совместной работы. Тест «Организаторские способности», задания на  выработку внутреннего плана действий. Выяснить правила коллективной работы. способности  каждого из участников совместной деятельности. Чтение отрывка из повести Дж.­К. Джерома  «Трое в  лодке , не считая собаки», отрывка Дж. Роллинга «Гарри  Поттер и тайная комната», тест «Коммуникативные  навыки»  «Найди пару квадратов» Записать правила совместной работы; выработка  межнациональных отношений; проявление толерантности по отношению к другим людям. Как избежать конфликтов? Конфликтность. Кто жить умеет по часам. Работоспособность. Режим дня. Кто умеет жить по часам? Внимание. Что это? Характеристики внимания. Внимание. Что это? Характеристики внимания. 27 28 29 30 31 32 33 34 Упр. «Озорные буквы в пословицах», разыгрывание  конфликтных ситуаций. Раскрыть понятие «конфликт», разобрать конфликтные  ситуации. Раскрыть понятие «конфликт», разобрать конфликтные  ситуации Тест «Конфликтность», трактовка пословиц, чтение  отрывка из рассказа Ю.Сотника «На тебя вся надежда» Учить  ценить время, дать ощущение времени в понятии  «секунда, минута», учить планировать своё время. Решение логической задачи, тест на работоспособность,  отрывки из повести Н.Носова « Витя Малеев в школе и  дома» 3 четверть (20 ч.) Составление порядка занятий в течении дня, упр.  «Муха» Учить  приёмам релаксации, проверять свою  работоспособность в течении дня. Задания на устойчивость, переключение и объём  внимания. Характеристика свойств внимания, выполнение заданий  на проверку своей внимательности. Определение  времени по часам. Чтение отрывка из романа М.Твена «Приключение  Гекльберри Финна», упр. на тренировку внимания. Характеристика свойств внимания, выполнение заданий  на проверку своей внимательности. Проверь своё внимание. Секреты нашей памяти. (индивид.занятия) Игры и задания на развитие  памяти. Характеристики памяти. Мнемотехники. Человек разумный. Какой ты человек. 35 36 37 38 39 40 41 42 Человек и его поступки. Задание «Найди причину и следствие», трактовка  пословицы. Выяснить причины по которым человек может быть  невнимательным, обсудить причины пьянства,  невнимательность водителя и пешехода. Задание «Письмо инопланетянина», упр. для разминки;  исследования типа запоминания.(слух., зрит., мот., слух,  комбинир.) по анализаторам, которые участвуют в  восприятии материала для запоминания. Формировать у учащихся понятие о памяти как  психическом процессе, который можно тренировать  волевым усилием.  Задание «Письмо инопланетянина», запись в тетради,  тестирование­проверка памяти. Виды памяти по виду и форме информации: смысловая и механическая, продуктивность(долговр. кратк.  операт.),механизмы памяти. Познакомить с основными техниками запоминания и  сохранения информации. Решение логических задач разного уровня, танграм,  проверка творческих способностей­ конкурс Формировать у учащихся желание учиться, ясно и чётко  мыслить, выражать вербально свои суждения. Расстановка качеств по рангу, описание своего  увлечения, чтение отрывка из повести А.Погорельского  «Чёрная курица…» Учить  правильно оценивать свои возможности и  способности. Трактовка пословиц, чтение отрывка из произведения  Д.Дефо Жизнь и удивит. прикл.», М.Твена «Прикл. Тома Что я знаю о себе? О вреде курения. Развитие речи (синонимы,  антонимы, омонимы) Развитие речи (синонимы,  антонимы, омонимы) Правовой тренинг. Игры и упражнения. Правовой тренинг. Игры и упражнения. Сойера» Обсуждение человека в разных сложных ситуациях на  примере художественных произведений. Заполнение сводной таблицы по результатам выполнения заданий. Презентация. Трактовка пословиц. Рассказать о вреде курения , его влиянии на  познавательные процессы. Задания «Вставь недостающие слова», «Собери слова»,  «Словесный лабиринт», «Подбери слова». Развитие умения оперировать словесными символами. Проведение тренинга. Игры «Путешествие по сказкам»,  «Пантомима», «Собери пословицу». Развитие умения отвечать за свои поступки.  Формирование начальной правовой грамотности,  профилактика правонарушений среди подростков. Упражнения на развитие  мыслитель ной  деятельности с  элементами кодирования. Решение логических задач. Упражнения «Кодирование слов», «Анаграммы»,  «Составь новые слова Развитие познавательных процессов ,активности ребёнка  способствующих предупреждению и коррекции  нарушений письма, чтения, счёта. Логические упражнения со  словами. Загадки­шутки, загадки с пословицей, «Допиши  недостающие буквы», ребусы. Формирование у детей важности владения языком,  познания окружающего мира, накопление знаний,  освоение языка. 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Коррекция и развитие  смешанного логического  мышления. 52 Тренинг интеллектуального развития. Задания «Поиск  общего», « Что лишнее?», «Поиск предметов по  заданным признакам», «Построение сообщения по  алгоритму» Формирование умения решать логические задачи, играть  в интеллектуальные игры с целью развития  универсальных мыслительных операций. 4 четверть (16 ч.) Анаграммы. Развитие речи  (грамматические конструкции) Развитие интеллектуальных возможностей, умения  владеть речью. 54 Анаграммы. Развитие речи  (грамматические конструкции Развитие интеллектуальных возможностей, умения  владеть речью. Упражнения на развитие  концентрации и устойчивости  внимания. Упражнения на развитие  переключаемости и  распределения внимания. Упражнения на развитие  операций анализа и синтеза. 55 56 57 58 Слоговой синтез. Тренинг внимания . Задания «Числа», «Знаем ли мы пословицы», «Ищем ошибки в  тексте». Развитие положительных свойств внимания: устойчивости, сосредоточенности, орга­ низованности, уверенности в речи. Тренинг внимания.  Задания «Отгадай загадку», Таблицы Шульте, «Расставь фигуры правильно», «Найди  все буквы и цифры». Развитие навыков мыслительной деятельности: операций  анализа и синтеза, возможности применять навыки в  учении. Тренинг интеллектуального развития. Задания: «Слова  наоборот», «Анализ пословиц». Задания на соотношение  предметов. Тренинг развития речи. Задания: «Абракадабра» «Морской бой», «Собери  слово», «Примеры». Развитие умения оперировать словами, слогами, выполнение заданий на перестановку слогов. Танграм. Игры и задания на  развитие пространственных  отношений. Игры и упражнения. Задания с игрой­ танграм. Развитие умения ориентироваться в пространстве;  соотносить величину и форму предметов, возможности  представить предмет на плоскости. Игры и упражнения. Упражнения и задания на  развитие словарного запаса и  общей осведомлённости. Упражнения и задания на  развитие словарного запаса и  общей осведомлённости. Упражнения и задания на  развитие познавательных  процессов Сказкотерапия. Сказка «Общее  счастье». Обсуждение. Сказкотерапия.  Сказка  «Мальчик­звезда» Загадки­шутки, загадки с пословицей, «Допиши  недостающие буквы», ребусы. Формирование у детей важности владения языком,  познания окружающего мира, накопление знаний,  освоение языка. Задания «Вставь недостающие слова», «Собери слова»,  «Словесный лабиринт», «Подбери слова» Формирование  умения решать логические задачи, играть в  интеллектуальные игры с целью развития универсальных  мыслительных операций. Чтение сказки, беседа. Обсудить понятие «счастье»  для каждого человека,  чтение сказки, выполнение  заданий. Чтение и обсуждение сказки, выделение главных героев,  установление последовательности событий, причинно­ следственных связей. Рисунки на тему сказки. 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Путешествие в мир профессий. 68 Развитие и коррекция словарного запаса учащихся,  побуждение к пересказу. Упражнения «Имя и профессия», «Самая­самая», игра  «С выдумкой идём по жизни», «Профессия и образ»,  игры «Нужные люди» Формирование осознанного отношения к своему  будущему.

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)

Рабочая программа по Психологическому практикуму (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018