Рабочая программа по родной русской литературе в 4 классе
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература
4 кл
05.12.2018
2. Содержание учебного предмета
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России.
Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки)
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, пословицы, поговорки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Развитие устной и письменной речи. (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли-тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Устное народное творчество
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.
Сказки. Русские народные сказки
Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера.
. Русские народные песни.
Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.
Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений
Былины.
Поэтический текст былины. "Ильины три поездочки". Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.
Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова "Богатыри".
Родина
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И. С. Никитин "Русь". Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Д. Дрожжин "Родине". Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.
Проект: "Они защищали Родину". Оценка планируемых достижений
рабочая программа по родной литературе.docx
Рабочая программа по
предмету «Литературное
чтение на родном языке
(русском) » для 4 класса 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат; бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активное использование речевых средств и средств информационных
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
6)
использование знаковосимволических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения учебного предмета
1) понимание родной литературы как одной из основных национально культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной
и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
формирование представлений о мире, национальной истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как
средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения
вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
умение
самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2. Содержание учебного предмета Круг детского чтения
Знакомство с культурноисторическим наследием России.
Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, русские
народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки)
Книги разных видов:
приключенческая,
фантастическая, научнопопулярная, справочноэнциклопедическая литература, детские
периодические издания.
художественная,
историческая,
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий),
тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог
героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, пословицы, поговорки): узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Развитие устной и письменной речи.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование.
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование
их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение
с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение
людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои
тексты с художественными текстамиописаниями, находить литературные произведения,
созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Устное народное творчество
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное
народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества.
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц
русского народа.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.
Выразительное чтение русских песен.
Сказки. Русские народные сказки Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и
тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гусилебеди». Соотнесение смысла
пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе
представленных качеств характера.
. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные
песни. Шуточные народные песни.
Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и
живописного текстов.
Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений
Поэтический текст былины. "Ильины три поездочки". Сказочный характер былины.
Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и
прозаического текстов.
Былины.
Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова
"Богатыри". Сергий Радонежский — святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию
Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.
Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных
картин.
Родина
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И. С.
Никитин "Русь". Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Д.
Дрожжин "Родине". Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин "О,
Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к
изображаемому. Поэтический вечер.
Проект: "Они защищали Родину". Оценка планируемых достижений
3. Тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема
Количе примерная фактическая
Устное народное творчество7 часов
Малые и большие жанры устного народного
творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы
русского народа.
В. Даль — собиратель пословиц русского народа.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских
народных песнях. Рифма. Выразительное чтение
русских песен.
Сказки. Русские народные сказки. Использование
приёма звукописи при создании кумулятивной
сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша
из топора». «Гусилебеди».
Герои сказок. Характеристика героев сказки на
основе представленных качеств характера.
Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина.
Сравнение художественного и живописного текстов.
Проект: «Мой любимый сказочный персонаж из
русской народной сказки», «Сочиняем волшебную
сказку»
Былины5 часов
Поэтический текст былины. "Ильины три
поездочки". Сказочный характер былины.
Прозаический текст былины в пересказе Н.
Карнауховой. Сравнение поэтического и
прозаического текстов.
Герой былины — защитник государства Российского.
Картина В. Васнецова "Богатыри".
Сергий Радонежский — святой земли русской. В.
Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие
Сергия Радонежского.
Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.
Рассказ о битве на Куликовом поле на основе
опорных слов и репродукций известных картин.
Родина 5 часов
И. С. Никитин "Русь". Образ Родины в поэтическом
тексте. Ритм стихотворения.
С. Д. Дрожжин "Родине". Авторское отношение к
изображаемому.
А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..." Тема
стихотворения. Авторское отношение к
изображаемому
Проект: "Они защищали Родину". Поэтический
вечер
ство
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Итого
17 часов
Рабочая программа по родной русской литературе в 4 классе
Рабочая программа по родной русской литературе в 4 классе
Рабочая программа по родной русской литературе в 4 классе
Рабочая программа по родной русской литературе в 4 классе
Рабочая программа по родной русской литературе в 4 классе
Рабочая программа по родной русской литературе в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.