Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»
Оценка 4.7

Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русская литература
4 кл
14.09.2018
Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»
выступление1.docx
Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Бороться   с   этим   непониманием   можно   и   нужно.   Многие   учителя   добились прекрасных результатов, просто эмоционально пересказывая эпизоды из интересных детских книг. Стоит выделить несколько минут на уроке и посвятить их рассказу о том, как вы любите такого­то героя из такой­то книги. Или «припомнить» в связи с каким­нибудь событием интересный эпизод. Формирование   мотивации   к   чтению   –   главная   задача   учителя   начальных классов,   которую   профессионально   решает   только   он.   Мотивированное   чтение   – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения.             Конечно же, все дети любят читать и слушать чтение. Но уроки чтения не являются   для   школьников   любимыми.   Ведь   любимые   для   многих   —   трудная математика,   русский   язык   с   его   упражнениями,   для   других   —   физкультура, рисование.   Причина:   дети   любят   труд   настоящий,   работу.   Они   еще   не   вполне осознают   потребность   в   плодотворном   труде,   но   выполненная   работа   приносит школьнику   удовлетворение,   крепит   чувство   собственного   достоинства, самоуважение. Сегодня, современные дети в условиях преобладания телевидения и Интернета не читают, потеряли интерес к чтению книг. Я задумалась, почему пропадает «вкус» к чтению. Ведь, когда читает мама в детстве, все с удовольствием слушают. Эту проблему   я   обсудила   со   своими   учениками,   с   родителями   на   родительских собраниях.   Мы выяснили, что причины снижения читательского интереса связаны с тем, что  многим детям чтение хорошей книги заменило « сидение перед компьютером».  Научить   читать   детей,   конечно   же,   трудно.   Но   еще   труднее   научить   их полюбить   чтение.   Поначалу   детям   нравится   сам   процесс   овладения   чтением.   Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до регулярного чтения, у многих детей пропадает желание сидеть за книгой. Литературное   чтение   обязывает   учителя   заняться   и   проблемой   мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности.   Я   задумалась,   что   надо   сделать   для   того,   чтобы   вызвать   интерес, любовь к чтению? Нужна, конечно же, мотивация. (Слайд 2) Профессор П. И. Третьяков выделяет следующие методы мотивации:  (слайд 3) А теперь остановимся на проблемах мотивации учебной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта. Этот вопрос имеет исключительно важное значение для практики   в   школе.   В   силу   общего   психического   развития,   ограниченности потребностей   и   интересов   эти   школьники   нуждаются   в   специальной   организации учебной работы с ними. Нашим детям характерна короткая мотивация деятельности. Поэтому   для   достижения   хороших   результатов   в   обучении   и   воспитании   у/о учащихся   необходима   такая   организация   педагогического   процесса,   которая побуждала   бы   их   руководствоваться   в   своих   действиях   не   только   мотивами, связанными   с   необходимостью   выполнять   требования   учителя,   но   и   мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Мотивация учебной деятельности должна проводиться под девизом, который я использую в своей работе:  «Всё, что делается на уроке ­   ребёнку должно быть интересно»,   т.   е.   учитель   должен   воспитывать   интерес   к   познавательной деятельности, к получению, добыванию знаний.  Поэтому   важной   задачей   на   уроке   является   профилактика   снижения мотивации. Решению этой задачи происходит благодаря созданию «ситуации успеха» на   уроке,   опоре   на   сохранные   функции   ребенка,   а   также   снижение   эффекта «выученной беспомощности», когда учащиеся отказываются от выполнения заданий на уроке по причине того, что они могут не справиться. За счет чего получается добиться   положительного   результата?   Это   общий   позитивный   эмоциональный настрой,   нестандартный   взгляд   на   ребенка   и   урок,   это   саморазвитие   педагога   и глубокое понимание структуры психологических нарушений вследствие основного дефекта учащегося. Для того чтобы работа по развитию мотивационных факторов деятельности учеников на уроке была более эффективной, необходимо, на мой взгляд, обеспечить для каждого ребенка условия, благоприятные для актуализации их потребностей, для установления   эмоционального   контакта   с   учителем,   условия,   в   которых   каждый обучающийся мог бы оказаться в ситуации успеха. (слайд   4)  Использование   данных   методов   педагогического   взаимодействия способствует   лучшему   проявлению   индивидуальных   особенностей   мотивационных факторов деятельности учащихся, учитывая которые, педагогу будет легче понять потребности каждого ребенка, помочь ему в преодолении возникающих в процессе деятельности   препятствий,   способствуя   тем   самым   построению   школьниками мотива.   Однако   на   каждом   отдельном   этапе   урока  для   развития   того   или   иного мотивационного   фактора   деятельности   необходимо   использовать   определенные педагогические приемы.  Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели,  я   считаю,   что   учитель   сам   должен   испытывать   искренний   интерес   к   своей деятельности   и   объективно   относиться   к   успехам   и   неудачам   учеников.   Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В начале урока создаю «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный   настрой,   поэтому   в   начале   урока   я   использую   подобранный занимательный материал, соответствующий тематике урока. Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя.  В педагогической практике школы­интерната в работе с детьми, имеющими нарушения   развития   интеллекта   любая   технология   с   коррекционной направленностью   становится   одной   из   ведущих,   но   успешность   усвоения   детьми программного материла будет выше, если будет создана положительная мотивация. Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над всеми её компонентами, в том числе и над мотивацией к обучению. раздатка  Методы формирования мотивации на уроке «Мотивационное сопровождение отдельных этапов урока» Например, чтобы добиться хороших результатов по технике чтения я использую: «Письмо   сказочного   персонажа».   Идеально   для   учеников   начальной   школы. Ребенку   кто­то   пишет,   но   взрослые   не   могут   прочесть:   очевидно,   письмо заколдовано…  Ну,  и   так   далее.   Можно   проводить   то   же   самое   в   форме   квеста: ребенок получает инструкции, позволяющие именно ему найти спрятанный приз. «Письмо в бутылке». Все помнят завязку сюжета романа «Дети капитана Гранта»? Море   принесло   письмо   с   важной   информацией,   однако   оно   более   или   менее повреждено водой. Необходимо восстановить текст. «Шифровка».   Абсолютно   любые   шифровки,   лишь   бы   ребенок   их   знал   или   мог разгадать. Главное здесь — азарт исследователя. «Поиск информации». В тексте «спрятано» слово — скажем, название цветка. Кто первый его найдет? «Составь слово» («…фразу»). Из выданных карточек с сочетаниями букв составить слово (младшим надо дать образец, а старшим можно даже не говорить, какое это слово — пусть сами догадываются). Кстати, прекрасно помогает запомнить трудные термины и словарные слова. Для составления фраз у учеников начальных классов используются   карточки   со   словами,   у   более   старших   ребят   —   тоже   слоги   или кусочки слов. Повышая мотивацию на уроках чтения, использую познавательные игры, например,  1. «Угадай слово». Угадайте слово по его толкованию. ­ Здание, помещение для хранения и выдачи читателям книг. (Библиотека.) ­     Сшитые   листы   бумаги   в   обложке,   на   которых   ребята   выполняют   задания. (Тетрадь.) ­ Сумка с застежкой и ручкой для ношения книг, тетрадей. (Портфель.) (слайд 5) Большой   интерес   у   ребят   вызывает   инсценирование   сказок,   чтение   по   ролям, отгадывание названий сказок по группам слов (например, мышата, петушок, нашел, обмолотил, намолол, замесил, испек  ­ сказка «Колосок»). Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой   стороны,   разнообразить   работу   учителя.   Задания   носят   непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого чтения. (слайд 6) 1.   Чтение   строчек   наоборот   по   словам:   написанное   прочитывается   таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. 2.   Чтение   строчек   наоборот   по   буквам:   написанное   прочитывается   справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. (слайд 6) Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста. (слайд 7) Многократность чтения.  авторами этого упражнения являются И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко. В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие,   благодаря   чему   у   ребенка   формируется   положительное   эмоциональное отношение   к   нему.     Вся   эта   система   работы   позволяет   сформировать   у   детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения. Значительное   влияние   на   развитие   мотивации   учения   могут   оказывать родители. Поэтому при работе с родителями даю им следующие рекомендации:  • интересоваться делами, учебой ребенка;  •   помогать   при   выполнении   домашних   заданий   в   форме   совета,   не   подавлять самостоятельность и инициативность;  • объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что­то не доучил, что­то не доработал);  • чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.  Различные задания также помогают взаимодействовать родителю­ребенку­учителю, например:   читательский   дневник,   сообщение   об   авторе,   изготовление   поделки   к сказке,  рисунок  к стихотворению, создаем небольшие книжечки  на определенную тему или автора и т.д.  Таким образом, исходя  из  всего  вышеизложенного,  можно  сделать  вывод  о  том,  что мотивация ­ это одна из самых сложных проблем, с которой приходится  работать, но и самая интересная. Положительное   отношение   к   чтению,   начинается   с   той   минуты,   когда   ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и  когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации? Разнообразные   приёмы   работы   развивают   познавательные   способности   каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Выполнение подобных заданий создаёт   творческую   атмосферу,   делает   урок   незабываемым,   вызывает   больший интерес   к   изучаемому   предмету,   способствует   проявлению   инициативности   и творческой самостоятельности школьников.              Раздатка Как привить любовь к чтению малышам и ученикам младших классов Чередуя приемы и игры в чтении, можно привить ребенку настоящую любовь к книге. Рекомендации:  использовать   на   уроках   различную   гимнастику   глаз:  таблицы Шульте, Швайко (расширять глазомер),  таблицы А. Т. Степанищева (улучшение техники чтения), таблицы скорочтения

Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»

Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»

Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»

Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»

Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»

Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»

Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»

Презентация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2018