создать условия для знакомства с содержанием библейских сказаний; научить анализировать текст с целью выяснения характеров героев и мотивов их поступков; развивать у учащихся умение делать логические выводы из прочитанного, обогащать их словарный запас; формировать понятие об основных нравственных категориях; воспитывать стремление жить в добре, милосердии, любви
Урок 98 10.docx
У р о к 9 8 1 0 . 0 5 СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЁФ «СВЯТАЯ НОЧЬ»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с содержанием библейских сказаний; научить
анализировать текст с целью выяснения характеров героев и мотивов их поступков; развивать у учащихся
умение делать логические выводы из прочитанного, обогащать их словарный запас; формировать понятие об
основных нравственных категориях; воспитывать стремление жить в добре, милосердии, любви
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Предметные:
п о з н а к о м я т с я с произведением
Сельмы Лагерлёф «В Назарете»;
н а у ч а т с я : анализировать текст с
целью выяснения характеров героев и
мотивов их поступков, делать
логические выводы из прочитанного,
читать вслух бегло, осознанно, без
искажений, выразительно, передавая
свое отношение к прочитанному,
выделяя при чтении важные по
смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
проявлять доброе, внимательное,
неравнодушное отношение к
окружающему миру
Метапредметные:
Познавательные: предлагать вариант решения
нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей.
Регулятивные: формулировать учебную
задачу урока, принимать ее, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя
свои учебные действия с заданной задачей;
выбирать вместе с группой (в паре) форму
оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии
оценивания результатов.
Коммуникативные: строить диалог в паре или
группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы
Личностные:
осознавать
эстетическую ценность
произведения,
проявляющуюся в
оригинальности и
индивидуальности
авторского
мировоззрения;
осознавать, что
благодаря
использованию
изобразительно
выразительных средств
автор проявляет
собственные чувства и
отношение к героям
своих произведений
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : презентация «Знакомство с Библией», аудиомагнитофон, кассета с
музыкальным сопровождением фильма «Профессионал», портрет Сельмы Лагерлёф, иллюстрация с
изображением зеленщика, Иисуса и Иуды, характеристическая таблица, таблицы для словарной работы (гора
Фавора, нимб, Иисус, Мария, Иуда…), цветная фотокопия иконы Владимирской Божьей Матери, цитаты к
уроку, заповеди из Евангелия, Библия, Евангелие, текст легенды
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Содержание деятельности учителя
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Почему вы нарисовали именно этот рисунок?
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Сегодня мы с вами отправимся по самому благородному пути вместе со шведской писательницей
Сельмой Лагерлёф с одной очень важной целью. Наша цель – рассуждая о поступках и характерах
Этап
урока
I.
Актуализ
ация
опорных
знаний.
Проверка
домашнег
о задания
II.
Сообщен
ие темы Этап
урока
урока.
Определе
ние целей
урока
III.
Работа
над
содержан
ием
текста.
Работа с
толковым
словарем.
Первичное
чтение
произведе
ния
IV.
Повторно
е чтение и
анализ
произведе
ния
Содержание деятельности учителя
героев, попытаться отыскать правду, истину.
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому
словарю.
Читает произведение.
– Что особенно взволновало вас в библейском сказании «В Назарете»?
– Чему учит нас это библейское сказание? Почему вы так решили?
– Как вы считаете, в чем главная мысль этого сказания?
– Вы прочитали легенду. Кто ее герои?
– Сведения об Иисусе и его учении донесли до нас исторические документы. Это Евангелие и
Библия.
– Но сюжета нашей легенды нет в Библии, хотя он очень похож на библейский. Действие
происходит в Назарете, городе, где родился Иисус
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Какую работу выполняют мальчики Иисус и Иуда?
– Где взял глину Иисус?
– Разве Иисус просил горшечника об этом?
– Где взял глину Иуда?
– Что можно сказать об Иисусе, какой он?
– Почему Иуда не попросил глины у горшечника? Прочитайте, как он это делал.
– Что можно сказать об Иуде, какой он?
– Оба мальчика делают одно и то же – лепят из глины птичек. Значит, и птички у них должны
получаться одинаковые?
– Прочитайте, какие птички получились у Иуды?
– А у Иисуса?
– Почему такими разными получились птички у Иисуса и Иуды?
– С кем поделился радостью Иисус?
– Он с такой добротой и любовью отозвался на просьбу зеленщика рассказать о своих птичках, что
мы можем понять еще одну черту характера Иисуса. Какой Он?
– А как ведет себя Иуда? Прочитайте.
– Какое чувство вызывает он у зеленщика?
– А куда исчезло чувство радости?
– Давайте подумаем, почему зеленщик обратился с рассказом о своих птичках к Иисусу, а не к
Иуде?
– Как изображено то, что Иисус необычный мальчик?
– Обратите внимание на жесты Иисуса и Иуды. Кроме того, Иисус как бы светится изнутри, а Иуда
хмур и неприветлив.
– Итак, наступает вечер. В какой цвет окрашивают солнечные лучи все вокруг?
– Красный цвет – символ красоты, жизни. Как думаете, почему Иисус решил окрасить своих птичек Этап
урока
Содержание деятельности учителя
в этот цвет?
– А вас не удивило то, чем Он окрашивает своих
птичек?
– Разве это обычный луч? Как догадались?
– Почему луч помогает Иисусу и ускользает от Иуды?
– Как думаете, о чем догадался вскрикнувший от удивления Иуда, увидев, что Иисус красит своих
птичек
лучом?
– Какое чувство испытал Иуда, увидев теперь птичек Иисуса?
– Какой, повашему, Иуда?
– Что предложил Иуде Иисус, увидев его бедных
птичек?
– Верно, Иисус обратил внимание не только на своих, но и на птичек Иуды.
– Как, повашему, какой он?
– Прочитайте ответ Иуды на предложение Иисуса о помощи.
– А теперь прочитайте, что делает Иуда со своими птичками, которых считает хорошими?
– Действительно ли он считает своих птичек хорошими или кривит душой?
– Но он ведь давит и почти всех птичек Иисуса. Прочитайте о том, как он вел себя при этом?
– Каким видится вам Иуда теперь? Какой он?
– Что же делать Иисусу? Гибнут его прелестные
птички.
– Но вспомним, как называют Иисуса?
– Верно. И он спасает оставшихся птичек, оживляя их. Он совершает чудо.
– Прочитайте, как ведет себя Иуда, увидев это.
– А в чем его горе? Его страх?
– Прочитайте, о чем просит он Иисуса.
– Может ли Иисус так поступить? Как можно назвать человека, у которого, такое доброе, милое
сердце?
– Мы добрались до самого сложного момента
в легенде.
– Прочитайте, как относится Иуда к Иисусу.
– Какие противоречивые чувства он испытывает?
– За что любил? За что поклонялся, то есть относился как к божеству?
– За что ненавидел?
– Ребята, кто пришел и объяснил Иуде, что так, как он, поступать нельзя?
– Послушайте, как она это делает.
– Как Мария отнеслась к Иуде?
– Как называют Марию люди?
– Верно, она заступается и за всех нас, когда мы просим ее о помощи.
– А просим мы ее, обращаясь к иконам. Перед вами икона Владимирской Богоматери. Ребенок
нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках. На иконе Богоматерь с Христом. Мы
узнаем об этом по золотым сияниям, нимбам. Одежды Христа светлые – это знак божественного. Этап
урока
Содержание деятельности учителя
V.
Домашне
е задание
VI. Итог
урока.
Рефлекси
я
Богоматерь изображена в темновишневом покрывале (мафории), украшенном тремя золотыми
звездами и золотой каймой с кистями. Это говорит о царственном достоинстве. А всмотритесь в лик
Богоматери, тоже особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на
обычных людей, которых мы встречаем в жизни. Это человек святой, то есть уподобившийся Богу.
В 165 году из Византии в Киев привезли драгоценный дар – икону Богоматери. По преданию,
написал ее евангелист Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со своей Матерью.
Юрий Долгорукий (князь Киевский) поссорился со своим сыном Андреем Боголюбским, который
выкрал икону и привез ее во Владимир.
В честь нее он построил Успенский Собор на реке Клязьма. И засияла в том храме икона и стала
она называться Владимирской. Люди видели в ней свою защитницу, заступницу от врагов, считали ,
что благодаря иконе были побеждены булгары, выиграна Куликовская битва, побежден Тамерлан,
Наполеон и Гитлер.
– Она заступается и за всех нас
Объясняет домашнее задание.
Подготовить пересказ произведения. Написать сочинение на тему «Дорога, которую я выбираю»
Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий,
в том числе и чтения.
Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Как думаете, удалось ли нам
вместе
с С. Лагерлёф отыскать истину? В чем она? Попробуйте начать свой ответ со слова «нельзя».
– А теперь со слова «нужно».
– А вот истина, которую оставил людям Иисус. Прочитайте з а п о в е д и на доске:
1. Все у вас да будет с любовью.
2. Будьте в мире со всеми людьми.
3. Будьте почтительны.
4. Побеждайте зло добром.
– Помните, что перед каждым из нас две дороги: дорога Добра и дорога Зла. Человек свободен в
выборе своего пути, своей дороги. Конечно, всегда идти дорогой добра и жить по совести трудно и
очень трудно, но надо постараться.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЁФ «СВЯТАЯ НОЧЬ»
СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЁФ «СВЯТАЯ НОЧЬ»
СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЁФ «СВЯТАЯ НОЧЬ»
СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЁФ «СВЯТАЯ НОЧЬ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.