создать условия для формирования умения работать с книгой, содержанием; читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения, воспитывать бережное отношение к природе и всему живому
У р о к 96 04.05 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: СКАЗКИ Г.Х. АНДЕРСЕНА
Тип урока: постановка и решение учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для формирования умения работать с книгой, содержанием; читать
осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы
русского языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения
Предметные:
н а у ч а т с я : называть
специфические
особенности жанра
литературной сказки,
выделять главную мысль
произведения под
руководством учителя,
характеризовать героя
произведения на основе его
намерений и поступков
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
Познавательные: определять основную идею произведения
(эпического и лирического), выявлять отношение автора к
описываемым событиям и героям произведения.
Регулятивные: составлять план работы по решению
учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать
совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на
успешную работу.
Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе
доказательства и в оценивании событий; строить диалог в
паре или группе, задавать вопросы
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Личностные:
оценивать под
руководством
учителя поступки
героев произведения
и свои собственные с
точки зрения
моральных ценностей
Этап урока
I. Актуализация
опорных знаний.
Проверка
домашнего
задания
II. Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
Содержание деятельности учителя
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Сколько принцесс дочек было у морского царя?
– Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
– Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря?
– Кто спас принца во время бури на море?
– Что взяла ведьма за помощь у русалочки?
– Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос?
– Почему русалочка превратилась в морскую пену?
– Сколько лет живут русалочки?
– Любил ли принц русалочку, как она его?
– Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать?
– Какое решение приняла русалочка?
– На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее?
– Во что превратилась русалочка после смерти?
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Разгадайте анаграммы и угадайте героев сказок.
ТУКОНЁ
АССЕЦНИРП
БОЙРАЗНИЦА
САПОНИВС
– Кто является автором этих литературных героев?
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
– Любите ли вы сказки? А любите вы играть? Сегодня мы поиграем и вспомним сказки Г.Х.
Андерсена, а заодно проверим, как хорошо вы их знаете
III. Работа
в группах
Организует работу в группах.
– Восстановите последовательность плана сказки.Этап урока
Содержание деятельности учителя
• Жизнь во дворце.
• Тоска русалочки.
• Принц встречает принцессу.
• Разговор с ведьмой.
• Какая она – человеческая жизнь?
• Последняя ночь.
• Принц спасен.
• Дорога к ведьме.
• Отношения с принцем.
• Морская семья.
• Наблюдение за принцем.
• Русалочка узнает о решении принца.
• Прекрасный принц.
• Русалочка превратилась в человека.
• Встреча с сестрами.
• Гибель русалочки.
• Морской бал во дворце.
• Она стала прекрасной девушкой.
• Страшная буря.
• Принятое решение
IV. Викторина
по творчеству
Г.Х. Андерсена
Проводит литературную викторину.
– Сколько сказок написал Г.Х. Андерсен?
– Назовите известные вам сказки Андерсена.
– Какая сказка была всех дороже для Андерсена и почему?
– Как в Дании хранят все, что связано с именем Андерсена?
– Отгадайте, из каких сказок приведены цитаты.
К а р т о ч к а 1.
Хорошо было за городом. Стояло лето. Золотилась рожь, зеленел овес, сено было сметано в
стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал поегипетски: этому языку
он выучился у матери. За полями и лугами тянулись леса, а в лесах были глубокие озера. Да,
хорошо было за городом… В чаще лопуха было глухо и дико, как в самом густом лесу, и вот
тамто сидела на яйцах утка.
К а р т о ч к а 2.
Так прилетели они в теплые края, солнце здесь сияло намного ярче, небо казалось вдвое
выше, а вдоль канав и изгородей рос зеленый и черный виноград. В рощах зрели лимоны и
апельсины, пахло душистой мятой, а по дорогам бегали прелестные ребятишки и играли с
бабочками…
Но ласточка летела все дальше, и чем дальше, тем прекраснее становилась земля.
К а р т о ч к а 3.
Стоит уже солдат на лестнице, и вотвот накинут ему петлю на шею, и тогда сказал он, что
ведь всегда, когда казнят преступника, исполняют какоенибудь его невинное желание. А
ему так хочется выкурить трубочку.
К а р т о ч к а 4.
Теперь обманщики стали требовать еще больше денег, шелку и золота; но они только
набивали себе карманы, а на работу не пошло ни одной нитки. Как и прежде, они сидели у
пустых станков и делали вид, что ткут.
К а р т о ч к а 5.
Народ валом повалил за город посмотреть, как будут жечь ведьму. Жалкая кляча везла
телегу, в которой
сидела Элиза; на нее накинули плащ из грубой мешковины; ее чудные длинные волосы были
распущены по плечам, в лице не было ни кровинки, губы тихо шевелились, шепча молитвы, аЭтап урока
Содержание деятельности учителя
пальцы плели зеленую пряжу.
К а р т о ч к а 6.
Император велел принести ларцы прямо в большую залу, где принцесса играла со своими
фрейлинами в гости; других занятий у нее не было. Увидав большие ларцы с подарками,
принцесса захлопала от радости в ладоши.
– Ах, если бы тут была маленькая киска!– сказала она.
Но появилась прелестная роза.
– Ах, как это мило сделано!– сказали все фрейлины.
– Больше чем мило! – сказал император. – Это прямо недурно.
Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.
– Фи, папа!– сказала она.– Она не искусственная, а настоящая.
К а р т о ч к а 7.
Жилбыл принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно
принцессу, да не какуюнибудь, а самую настоящую….
К а р т о ч к а 8.
Жила на свете одна женщина. У нее не было детей. А ей очень хотелось ребеночка. Вот
пошла она к старой колдунье.
– Узнайте сказку по ключевым словам.
К а р т о ч к а 1. Королева, санки, Кай, метель.
К а р т о ч к а 2. Утка, яйцо, мечта, лебедь.
К а р т о ч к а 3. Коробка, кораблик, танцовщица.
К а р т о ч к а 4. Сад, птица, император.
К а р т о ч к а 5. Зонтик.
К а р т о ч к а 6. Горошина, перина.
К а р т о ч к а 7. Скорлупа грецкого ореха, зерна.
К а р т о ч к а 8. Крапива, братья.
– Решите кроссворд.
П о г о р и з о н т а л и :
4. Какие по жанру литературные произведения особенно любил сочинять Г.Х. Андерсен?
6. Птичка, которая своим чудесным пением спасла китайского императора от смерти.
8. Имя девочки, которая родилась в бутоне цветка.
10. Сказка о глупой принцессе, которую наказал бедный, но умный принц.
11. Волшебный предмет ОлеЛукойе.
П о в е р т и к а л и :
1. Птичка – верная подруга Дюймовочки.
2. Сказка о необыкновенном серебряном цветке
с золотым сердечком и жаворонке, которые погибли в неволе.
3. Красивая птица, в которую превратился гадкий
утенок.
5. Мальчик, сердце которого от злого волшебства превратилось в кусочек льда.
7. Волшебный предмет, который смастерил для принцессы свинопас.
9. Героиня сказки «Дикие лебеди».
– Прочитайте полученное слово в выделенных
клетках
Объясняет домашнее задание.
Нарисовать рисунки к произведению
– Что нового узнали на уроке? С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его
автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет
задуматься?
V. Домашнее
задание
VI. Итог урока.
РефлексияЭтап урока
Содержание деятельности учителя
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя