продолжать знакомить учащихся с творчеством датского сказочника Г.-Х. Андерсена; учить детей понимать чувства других, сострадать, сопереживать; при работе над сказкой Г.-Х. Андерсена «Русалочка» пробуждать в детях добрые чувства, учить сопереживать, сострадать, понимать других; совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать монологическую речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы; работать над развитием мышления, речи учеников
Урок 95 03.docx
Урок 95 03.05 Описание Русалочки. Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством датского сказочника Г.Х.
Андерсена; учить детей понимать чувства других, сострадать, сопереживать; при работе над сказкой Г.Х.
Андерсена «Русалочка» пробуждать в детях добрые чувства, учить сопереживать, сострадать, понимать
других; совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного,
выразительного чтения; развивать монологическую речь, ее содержательность, последовательность,
точность, выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать умение
классифицировать факты, делать обобщающие выводы; работать над развитием мышления, речи учеников
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
Познавательные: определять основную идею
произведения (эпического и лирического), выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям
произведения.
Регулятивные: составлять план работы по решению
учебной задачи урока в минигруппе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения
темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных
установок на успешную работу.
Коммуникативные: осознавать цель своего
высказывания; опираться на собственный нравственный
опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
строить диалог в паре или группе, задавать вопросы
Личностные:
осознанно
готовиться к
урокам
литературного
чтения, выполнять
задания,
формулировать
свои вопросы и
задания для
одноклассников
Предметные:
п о з н а к о м я т с я с
произведением
Г.Х. Андерсена «Русалочка»;
н а у ч а т с я : называть
специфические особенности
жанра литературной сказки,
выделять главную мысль
произведения под
руководством учителя;
характеризовать героя
произведения на основе его
намерений и поступков;
осмысливать специфику
народной и литературной
сказок
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
I. Актуализация
опорных знаний.
Проверка
домашнего
задания.
Речевая разминка,
дыхательная
гимнастика
II. Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
Содержание деятельности учителя
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Что нового узнали?
– Какие черты характера Гулливера вам открылись?
– Нравится ли он вам? Чем?
– Что можно сказать об авторе, сочинившем такую
историю?
– Прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.
– Прочитаем весело, бодро.
– Прочитаем удивленно.
– Отрабатываем силу голоса: беззвучно, шепотом, обычным голосом, громко.
– О ком идет речь в стихотворении? Что вы узнали об этом великане? А каких еще
великанов вы знаете?
– О великанах писали в своих стихотворениях Агния Барто и Самуил Маршак, всем
хорошо известен «Дядя Степа», о котором рассказал нам Сергей Михалков, а одним из
самых известных великанов по воле случая стал Лемюэль Гулливер
– Какой раздел литературы мы изучаем? Назовите писателейклассиков этого жанра.
– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? Кто главный герой
этой повести?
– Сегодня мы начнем читать сказку удивительного сказочника, который считал, что
сказки не надо сочинять, их надо только разбудить. «У меня масса материала – иногда
мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на
меня, и тебе откроется история моей жизни». Может быть, вы уже сами догадались,
какой сказочник мог услышать, что говорит обыкновенный цветок, заборный кол, Этап урока
Содержание деятельности учителя
штопальная игла?
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения
Рассказывает о творчестве Ганса Христиана Андерсена, свой рассказ
сопровождает показом его портрета.
– Ребята, кто из вас был на море? Кто из вас хотел бы там побывать? Почему вам туда
хочется? Каким вы себе представляете море? Каким вы себе представляете подводный
мир? Можно ли находясь в классе побывать на море и увидеть подводный мир? Как это
возможно?
– Действительно, художники, композиторы, писатели нам могут помочь побывать на
море, не покидая класса.
Сегодня на уроке мы сможем увидеть море благодаря великому сказочнику Гансу
Христиану Андерсену.
– «Сказки, рассказанные детям» – так назывался первый сборник сказок Г.Х.
Андерсена. Он вышел в 1835 году, когда Андерсену было 30 лет. Эти сказки
разлетелись по свету почти мгновенно, их перевели на разные языки и на русский язык
тоже (см. ресурсный материал
к уроку)
Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы
по толковому словарю.
– Что вы знаете о русалках?
– Русалка в народных поверьях и сказках существо в образе обнаженной женщины с
длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в море. А также в
поверьях гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви
человека. Сегодня же мы узнаем, как Андерсен решает судьбу своей героини. Обретет
ли его русалочка бессмертную душу?
– В 1837 году Г.Х. Андерсен пишет сказку «Русалочка». Позже в Королевском театре
ставится спектакль по произведению, а в 1913 году появляется памятник русалочке,
которая стала символом Дании. Юная русалочка, сидящая на камне, печально смотрит
в море. Кому, как не ей, знать, какое оно…
Читает сказку до слов: «И русалочка поплыла из своего садика к бурным
водоворотам, за которыми жила ведьма».
– Что хотите сказать? Какой вам показалась русалочка?
– Почему русалочка решилась поплыть к морской ведьме?
– Мы расстались с русалочкой, когда она приплыла к морской ведьме. Что же ожидало
юную русалочку дальше?
Читает отрывок из сказки от слов: «…и русалочка поплыла из своего садика к
бурным водоворотам, за которыми жила ведьма» до слов: «…и поднялась на
темноголубую поверхность моря».
– Что вас поразило? Какова русалочка в этом эпизоде?
– Было ли вам страшно за русалочку? Когда?
Продолжает чтение сказки до слов: «Наконец прибыла и она».
– Какие чувства испытывала юная русалочка?
– Как вы думаете, будет ли сопутствовать удача русалочке?
Учитель дочитывает сказку до конца.
– Ваше впечатление от прочитанной сказки?
– Почему вам жаль русалочку?
– Ребята, а заставлял ли кто ее так поступать?
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания
III. Подготовка к
восприятию
произведения.
Знакомство
с биографией
автора
IV. Работа над
содержанием
текста.
Работа с толковым
словарем.
Первичное
чтение произ
ведения
V. Повторное Этап урока
чтение и анализ
произведения
VI. Проверочная
работа
VII. Домашнее
задание
VIII. Итог урока.
Рефлексия
Содержание деятельности учителя
произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
Какое впечатление произвела на вас сказка?
– Какие эпизоды вам понравились и почему?
– Где живет русалочка? Прочитайте описание моря, подводного царства, дворца.
– Как автор передает красоту и необычность морской воды, дворца морского царя?
Прочитайте.
– Как живется русалочке на морском дне?
– Чем отличалась она от своих сестер?
– Найдите в тексте портрет героини и зачитайте его.
– Какой прием использовал автор, говоря о ее красоте?
– А по характеру какой была русалочка?
– О чем она мечтала?
– Почему ей очень хочется подняться поскорее на поверхность моря?
– Расскажите, какой оказалась первая встреча русалочки с людьми.
– Почему русалочка спасает принца?
– Какими чертами характера обладает русалочка?
– Какими словами из текста это можно подтвердить?
– Почему русалочка решила стать человеком?
– А какой вы представили ведьму?
– Как автор помогает нам понять чувства русалочки?
– Как относится принц и его свита к русалочке?
– А каково русалочке во дворце? Зачитайте и выберите главную мысль этого эпизода.
– Почему эта мысль главная?
– Как вела себя русалочка, когда принц предложил ей порадоваться его счастью?
– Почему она выдерживает и душевную и физическую боль?
– А кто пытается помочь русалочке не погибнуть?
– Почему они это делают?
Прочитайте последний эпизод сказки.
– О чем говорят действия героини?
– Каким настроением проникнуты последние строчки сказки?
– Кто виноват в гибели русалочки?
– В чем же заключается главная мысль сказки?
Проводит графический диктант.
Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если высказывание неверно, то знак
«–».
1. Впервые русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.
2. Она была в восторге от людей.
3. Русалочка рисковала жизнью, спасая принца.
4. Много ли испытаний перенесла русалочка?
5. Она все время жаловалась на боль.
6. Сестры хотели видеть русалочку живой
Перечитать еще раз часть сказки, прочитанную в классе, подготовить выразительное
чтение наиболее понравившегося вам отрывка. Выполнить рисунок к сказке
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем
заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Р е с у р с н ы й м а т е р и а л к у р о к у
О ВЕЛИКОМ СКАЗОЧНИКЕ Г.Х. АНДЕРСЕНЕ Известность и слава пришли к писателюсказочнику не сразу. Сначала были бедность, нужда и…
любовь… безграничная любовь его родителей – башмачника и прачки, в бедной каморке которых в датском
городе Оденсе 2 апреля 1805 года родился мальчик – Ганс Христиан Андерсен. Отец его был одаренной
поэтической натурой, он часто читал сыну книги, гулял с ними по лесу. Он мечтал, чтобы его семья жила в
маленьком доме с палисадником. Но мечте его не суждено было сбыться, он так хотел, чтобы его семья ни в
чем не нуждалась, и так бесконечно много работал, что от физического перенапряжения очень рано умер. Но
он успел сделать еще одно очень важное дело – привил сыну любовь к театру. Когда Г.Х. Андерсену
исполнилось 14 лет, он стал просить мать, чтобы она отпустила его в Копенгаген, который казался ему тогда
столицей мира. «Что ты собираешься там делать? – спросила мать сына. «Я прославлю тебя. Сначала,
конечно, придется многомного претерпеть, а потом и прославишься!» Не сразу, и уж, конечно, не ради
славы, отпустила мать его в Копенгаген.
Андерсену действительно пришлось много претерпеть: изза внешности его не приняли в театр.
Театральное училище, в которое его приняли изза прекрасного голоса, пришлось вскоре оставить изза
потери голоса. Он пишет стихи, рассказы, пьесы для театра, потом романы. Но не они прославили Андерсена,
прославили его сказки. Сказки, которыми зачитываются по сей день дети да и взрослые во многих странах
мира.
Сын бедного башмачника, он познал славу еще при жизни: в его родном городе Оденсе ему был сооружен
памятник, в его честь гремел салют, а сам Ганс Христиан Андерсен был признан почетным гражданином
города Оденсе. Позже, через 5 лет после смерти сказочника, в столице Дании Копенгагене в Королевском
парке был установлен памятник, на котором высечены слова благодарности великому сказочнику от датского
народа.
Описание Русалочки. Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
Описание Русалочки. Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
Описание Русалочки. Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
Описание Русалочки. Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.