Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Оценка 5
Образовательные программы +1
docx
администрации
1 кл
30.12.2018
Данная рабочая программа предназначена для учителя чувашского языка и литературного чтения в первом классе для русско-язычных школ по учебникам " Чувашский язык," Г.В. Абрамова , рекомендованный Министерством образования , на изучение чувашского языка в начальной школе выделяется :
1 класс- 1 часа в неделю, всего 33 часа;
родн. 1 кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СтароТахталинская основной общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ
«СтароТахталинска ООШ"
по учебной работе
_____/ Паукова Н. Н
./ ___/ Паукова Н. Н./ ______/Ферапонтова И.А./
Протокол № от Приказ № 45 от
« 8 » августа 2017г. «10»августа 2017г. « 12» августа 2017г.
Рабочая программа
по родному языку и литературе
для 1 класса
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «12» августа 2017г. 2017 – 2018 учебный год.
Настоящая рабочая программа по родной язык и литература составлена на основе
- Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
- Примерной программы начального общего образования.
- Учебного плана МБОУ « Старо – Тахталинской ООШ» Алькеевского МР Республики Татарстан» на 2017 – 2018 учебный год
- Образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС начального общего образования МБОУ « Старо –
Тахталинская ООШ »Алькеевского МР РТ,
- Положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин МБОУ Старо– Тахталинская ООШ Алькеевского МР РТ
-
- Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного
Годового календарного графика на 20172018 учебный год;
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189.
- Учебнометодического комплекса : «Чувашский язык, Г.В.Абрамова .рекомендованных Министерством образования Республики Чувашии к
использованию в образовательных школах на 2017/2018учебный год.Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий:
«Чувашский язык: 1 класс 2015г., автор Г.В.Абрамова .рекомендуемых научнометодическим советом Министерства образования и молодежной
политики Чувашской Республики к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования на 20172018 учебный год (протокол от 27.05.2016 научнометодического
совета при МО и МП ЧР).
Согласно базисному (образовательному) плану на изучение чувашского языка в начальной школе выделяется :
1 класс 1 часа в неделю, всего 33 часа;
Промежуточная аттестация – контрольный диктант .
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Чувашский язык»
В области личностных универсальных учебных действий выпускник научится:
– осознавать себя гражданином многонационального Российского государства;
– проявлять интерес к культуре чувашского народа и других народов;
– положительно относиться к урокам чувашского языка;
– осознавать свою этническую принадлежность; – уважительно относиться к нормам чувашского этикета и традициям чувашского народа;
– соблюдать моральные нормы поведения в обществе;
– анализировать собственные и поступки одноклассников;
– проявлять интерес к учебному материалу;
Выпускник получит возможность научиться:
– понимать значение чувашского языка в жизни Чувашской Республики, чувашского народа и в своей жизни;
– проявлять устойчивый интерес к культуре чувашского народа и других народов;
– устойчиво следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанно понимать чувства других людей и сопереживать им;
– проявлять учебновоспитательный интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– адекватно понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
В области познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:
– осуществлять поиск нужной информации в учебнике (находить нужный текст, нужные упражнения и задания);
– понимать знаки, символы, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– работать с таблицами, правилами, схемами, иллюстрациями для решения учебных задач;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
– строить небольшие сообщения в устной форме;
– ориентироваться в двуязычном словаре (находить слово в словаре по алфавиту, определить значение слова);
– находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– выделять существенные и несущественные признаки изучаемого объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознанно строить сообщения в устной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– сравнивать и классифицировать самостоятельно изученные объекты по выделенным критериям;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
В области коммуникативных универсальных учебных действий ученик научится:
– принимать участие в парной и групповой форме работы;
– использовать в общении правила вежливости;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – учитывать другое мнение и позицию;
– контролировать действия партнера;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами чувашского языка;
Выпускник получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения различных коммуникативных задач.
В области регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками;
– находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Предметные результаты
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности
Говорение
Выпускник научится:
– вести элементарный этикетный диалог, диалограсспрос (вопрос – ответ) и диалогпобуждению к действию, соблюдая нормы речевого
этикета;
– составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой (рассказывать о себе, семье, друге, школе, и т.д.);
– составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
– описывать человека, животное, предмет, картинку;
Ученик получит возможность научиться:
– участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
– составлять краткую характеристику персонажа; – кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Выпускник научится:
–понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении, вербально и невербально реагировать на услышанное;
– воспринимать на слух аудиотекст и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных на изученном
языковом материале;
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
–соотносить графический образ чувашского слова с его звуковым;
– читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
– читать про себя и понимать содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, содержащих некоторые новые
слова;
– читать про себя и находить в тексте нужную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
– догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
– не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
Письменная речь
Выпускник научится:
– владеть техникой письма;
– выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;
Выпускник получит возможность научиться:
– в письменной форме отвечать на вопросы к тексту;
– составлять текст в письменной форме по плану/ ключевым словам;
Языковая компетенция
Графика, каллиграфия
Выпускник научится:
– воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы чувашского алфавита;
– знать последовательность букв в алфавите, пользоваться чувашским алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
– различать понятиябуква и звук; – отличать буквы от знаков транскрипции;
– списывать текст;
– применять основные правила чтения, читать и писать изученные слова чувашского языка;
Выпускник получит возможность научиться:
– группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
– уточнять написание слова по словарю;
– осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов по предложенному в учебнике алгоритму;
– оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слов;
– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах разделительными ь
и ъ;
– использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами.
Орфография
Выпускник научится:
– применять правила правописания (в объеме содержания курса);
– определять написание слов по словарю учебника или орфографическому словарю;
– безошибочно списывать небольшие тексты;
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– подбирать примеры с определенной орфограммой;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в
последующих письменных работах.
Пунктуация
Выпускник научится:
– применять изученные правила пунктуации;
– находить и исправлять пунктуационные ошибки в собственном и предложенном тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения пунктуационной ошибки;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в
последующих письменных работах.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Выпускник научится:
– выделятьв словах корень и аффикс; – сравнивать слова, связанные отношениями производности;
– объяснять, какое слово от какого образовано;
– находить словообразовательный аффикс;
– различать грамматические формы одного и того же слова.
Выпускник получит возможность научиться:
– разбирать по составу слова;
– оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
– различать на слух и адекватно произносить все звуки чувашского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
– характеризовать звуки чувашского языка (гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие; согласные звонкие и глухие);
– находить в тексте слова с заданным звуком;
– устанавливатьколичество и последовательность звуков в слове;
– различать на слух ударные и безударные гласные;
– сравнивать звуки чувашского и русского языков;
– соблюдать правильное ударение в изолированном слове;
– членить слова на слоги, определятьв слове количество слогов;
– различать коммуникативные типы предложений по эмоциональной окраске и интонации;
– правильно интонировать повествовательные, побудительные, восклицательные предложения;
Выпускник получит возможность научиться:
– определять место ударения в слове;
– находить ударный и безударные слоги;
– соблюдать правильное ударение во фразе;
– членить предложения на смысловые группы;
– проводить звукобуквенный разбор слова самостоятельно;
– соблюдать интонацию перечисления;
– находить при сомнении в правильности постановки ударения самостоятельно по словарю учебника, либо обращаться за помощью к
учителю;
– правильно интонировать вопросительные предложения, предложения с частицами, междометиями, вводными словами, прямой
речью, сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами (в простейших случаях);
– выразительно читать поэтические и прозаические тексты.
Лексическая сторона речи Выпускник научится:
– узнавать в письменном и устном тексте изученные слова и словосочетания;
– употреблятьв речи слова с учетом их лексической сочетаемости;
– использовать в речи этикетное клише;
– классифицировать слова по тематическому принципу;
– определять значение слова по словарю;
– находить в тексте синонимы и антонимы;
– оперировать в процессе общения активной лексикой;
– использовать двуязычные словари для определения значений слов;
– переводить изученные слова с русского на чувашский язык.
Выпускник получит возможность научиться:
– оценивать уместность использования слов тексте;
– определятьзначение слова по тексту;
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
– опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Выпускник научится:
– распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные в единственном и во множественном числе;
глаголы в настоящем и прошедшем времени; личные, указательные, вопросительные местоимения; прилагательные в положительной,
сравнительной и превосходной степени; количественные и порядковые (до 100) числительные; наиболее употребительные наречия времени и
степени, послелоги, союзы, частицы, междометия;
– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кам? камсем? мĕн? мĕнсем?;
– употреблятьприлагательные при описании людей, животных, предметов.
Выпускник получит возможность научиться:
– определять вопросы существительных;
– определять число, время, лицо, вопросы глаголов;
– определять вопрос прилагательных;
– изменять существительные и глаголы по вопросам;
– выражать принадлежность с помощью аффиксов у(ӱ), ӗ(и); – оперировать в речи личновозвратными местоимениями;
– образовывать прилагательные в сравнительной и превосходной степени и употреблять их в речи;
– распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы,
послелоги, союзы).
Синтаксис
Выпускник научится:
– различать слово, словосочетание, предложение;
– распознавать и употреблять в речи предложения по цели высказывания и интонации: повествовательные, вопросительные, побудительные,
восклицательные;
– находить главные члены предложения (подлежащего и сказуемого) по вопросам;
– находить в тексте предложения с однородными членами;
Выпускник получит возможность научиться:
– устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
– узнавать сложносочиненные предложения (без использования терминологии) с союзами та, те, тата, анчах, çапах;
– самостоятельно составлять предложения с однородными членами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения чувашского языка в начальной школе являются:
общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание себя гражданином своей республики, страны;
осознание языка, в том числе чувашского, как основного средства общения между людьми; знакомство с историей и культурой
чувашского народа (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
-
-
-
Метапредметными результатами изучения чувашского языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и
возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного
решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению чувашского
языка;
-
-
-
- -
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, рабочей
тетрадью и т. д.).
Предметными результатами изучения чувашского языка в начальной школе являются:
1. В коммуникативной сфере (т. е. во владении чувашским языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности
говорении:
вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалограсспрос (вопросответ) и
диалог побуждение к действию;
уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге; описывать предмет, картинку; кратко характеризовать
персонаж;
понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание прослушанных небольших доступных текстов,
построенных на изученном языковом материале;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное
содержание; находить в тексте нужную информацию;
аудировании:
чтении:
письменной речи:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
владеть техникой письма;
писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
адекватное произношение и различение на слух всех звуков чувашского языка; соблюдение правильного ударения в словах и
фразах;
соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной
лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомлённость -
знание чувашских названий городов, поселков, рек республики, сюжетов некоторых чувашских сказок, небольших произведений
детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых у чувашей.
2. В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного (русского) и чувашского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов,
словосочетаний, простых предложений;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики
начальной школы;
совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного (русского) языка
(прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
3. В ценностноориентационной сфере:
представление об изучаемом языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям чувашского народа через произведения детского фольклора и некоторых детских писателей.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
4. В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на чувашском языке;
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
5. В трудовой сфере:
умение следовать намеченному плану в своём учебном т
Основные содержательные линии
В курсе чувашского языка можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые средства и навыки пользования ими;
социокультурная осведомленность;
общеучебные и специальные учебные умения. Основной содержательной линией из четырёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой
результат овладения чувашским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение
языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые
навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенций также
неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью младших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной
взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Чувашский язык» в русской школе.
Обучение перечисленным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Однако наблюдается некоторое устное опережение,
вызванное объективными причинами: овладение письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью
формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения разными видами речевой
деятельности уравниваются только к концу обучения в начальной школе.
Раздел 6. Содержание учебного предмета
1. Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и
возрастным особенностям учащихся 1 – 4 классов и включает следующее:
Знакомство. Приветствие, знакомство, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Знакомство с собой: имя, фамилия, отчество, возраст, внешность, черты характера, успехи в учебе, спорте, других сферах
деятельности, хобби, друзья, любимый предмет, учитель, праздник, еда. Распорядок дня.
Моя школа. Описание школы, классной комнаты. Школьные принадлежности. Учебные предметы, школьные учителя. Организация
учебного процесса.
Книга – источник знаний.
Организация школьных праздников: Дня знаний, Дня Учителя, Нового года. Дня защитников Отечества, Международного женского
дня, Дня Победы.
Моя семья. Моя родословная. Мама – самый дорогой человек. Знакомство с членами семьи: их имена, возраст, внешность, черты
характера, род занятий, успехи, увлечения. Забота о младших, помощь старшим.
Одежда. Основные продукты питания. Посуда. Семейные традиции. Семейные праздники: день рождения, Новый год, День защитников
Отечества, Международный женский день. Подарки.
Мои друзья. Имя, возраст, внешность, рост, телосложение, характер друга. Успехи в учебе, спорте, других сферах деятельности.
Совместные занятия. Письмо другу, поздравительное письмо.
Наши друзья – домашние животные: кличка, описание, особенности поведения, любимая еда, чем привлекают. игры.
В свободное время. Любимое занятие (хобби). Посещение кружков и секций, получение дополнительного образования. Спортивные
Проведение каникул, выходного дня. В библиотеке. Любимые книги, газеты и журналы.
В театре и кино. Любимые артисты и актеры. Любимые музыка, фильм, спектакль, передача.
На вокзале. В магазине и на рынке.
На экскурсии и в походе.
Труд украшает человека. Повседневные дела детей. Помощь взрослым: хозяйственнобытовой, сельскохозяйственный труд. Как
получается хлеб?
Ознакомление с различными профессиями и мастерами прикладного искусства. Профессии родителей. Профессия и специальности.
Уроки нравственности. Рассказы, стихотворения и сказки на тему толерантности, дружбы, порядочности, скромности, правдивости,
трудолюбия и т.п.
Формы вежливого обращения в речи. Особенности телефонного разговора.
Особенности написания разных видов писем (делового, поздравительного, благодарственного, пригласительного, электронного, СМС
письма, письма другу).
Человек и природа. Человек – дитя природы. Живая и неживая природа. Природноклиматические условия Чувашской Республики.
Вопросы экологии: забота о чистоте окружающей природы, экономия и охрана природных богатств.
Погодные изменения. Наблюдения за погодой.
Забота о здоровье и его укрепление.
Окружающий мир. Описание окружающего мира. Реки и озера, возвышенности и луга, поля и леса Чувашской Республики.
Растительный мир Чувашской Республики: деревья и травы, овощи, фрукты и ягоды, зерновые культуры, грибы.
Животный мир республики: дикие и домашние животные, птицы, рыбы, насекомые.
Животные и растения, занесенные в Красную Книгу.
Стороны горизонта.
Города и села Чувашской Республики, транспорт. Соблюдение безопасности дорожного движения.
Описание городского дома. Квартира: названия комнат, мебель, посуда. Моя комната.
Приусадебное хозяйство, названия дворовых построек, домашней утвари. Сельская жизнь. Чувашская деревня.
Время. Времена года. Деление года на сезоны, месяцы. Деление месяца на недели и дни. Части суток. Определение времени по часам.
Описание сезонных изменений в природе, в жизни растений и животных. Перелетные и зимующие птицы.
Сезонный труд людей. Детские забавы и игры в разные времена года.
Описание любимого времени года. Чувашская Республика – моя малая родина. Структура и государственная символика Чувашской Республики. Административное
деление республики: города и районы, поселки, села и деревни. Чебоксары – столица Чувашской Республики.
Население Чувашской Республики. Соседи Чувашской Республики.
Чувашская литература, искусство. Известные люди чувашской земли: деятели науки и искусства, литературы, военные, космонавты,
спортсмены.
Устное народное творчество, обычаи и традиции чувашского народа.
Чувашские народные песни, сказки, легенды. Пословицы чувашского народа.
Детский фольклор: игры, считалки, скороговорки, загадки.
2. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Развитие и совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении.
Уметь вести:
этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебнотрудового и социокультурного общения;
диалограсспрос (запрос информации и ответ на него);
диалог – побуждение к действию;
диалог – обмен мнениями;
комбинированные диалоги.
Объем диалога – до3 – 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:
описание;
повествование;
рассуждение (с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный
текст либо заданную коммуникативную ситуацию).
Объем монологического высказывания – до 5 – 7 предложений.
Аудирование
Рзвитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио и видеотекстов с разной глубиной проникновения в
их содержание. Воспринимать на слух и понимать:
речь учителя, одноклассников при непосредственном общении и вербально/ невербально реагировать на услышанное;
полностью содержание несложных аудио и видеотекстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале (время
звучания таких текстов для аудирования – до 1 мин);
основное содержание аудио и видеотекстов, содержащих наряду с изученным материалом незначительный незнакомый языковой
материал (время звучания таких текстов для аудирования – до 2 мин);
выборочно интересующую информацию в зависимости от коммуникативной задачи. (Выборочное понимание интересующей
информации предполагает умение выделять значимую информацию в одном или нескольких коротких текстах, опуская избыточную. Время
звучания таких текстов для аудирования – до 1,5 мин.)
Содержание текстов для аудирования должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь
образовательную и воспитательную ценность.
Чтение
Умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение,
сравнение и элементарный анализ языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений.
Умение читать вслух с соблюдением орфоэпических норм учебные, несложные художественные тексты, читать про себя и понимать их
содержание.
читать с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
читать с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
читать с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (поисковое/просмотровое чтение).
Умение читать тексты в зависимости от вида чтения:
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного лексического словаря. Содержание текстов должно соответствовать
возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную
сферу школьников.
Письменная речь
Развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе письма; наблюдение,
сравнение и элементарный анализ языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений;
списывать текст с выполнением какоголибо грамматического задания;
письменно переводить небольшие тексты с русского языка на чувашский язык;
писать диктанты на основе изученных грамматических тем;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
писать небольшие изложения;
писать поздравления с праздниками, выражать пожелания;
писать личное письмо с опорой и без опоры на образец;
создавать письменные тексты на заданную тему (сочинения).
3. Языковые средства и навыки пользования ими
Фонетическая сторона речи. Различение на слух и адекватное произношение всех звуков чувашского языка. Соблюдение норм
произношения: твердость и мягкость, долгота согласных звуков, озвончение глухих согласных между двумя гласными и между согласными в,
й, л, м, н, р и гласным. Сингармонизм. Корневой и аффиксальный сингармонизм. Несингармонические аффиксы. Аффиксы при
несингармонических основах.
Словесное, фразовое ударение. Правила ударения. Членение предложений на смысловые группы (синтагмы). Ритмикоинтонационные
особенности повествовательного, побудительного, вопросительного, восклицательного предложений.
Лексическая сторона речи. Овладение лексическими единицами, обслуживающими ситуации общения в пределах тематики
начальной школы, в объеме 2500 – 3000 слов. Слова однозначные и многозначные. Синонимы, антонимы, омонимы. Исконно чувашские и
заимствованные слова. Фразеологизмы и подобные им устойчивые сочетания слов.
Состав слова. Непроизводные и производные слова. Способы словообразования: морфологический (с помощью аффиксов), лексико
синтаксический (сложение основ), конверсия (переход из одной части речи в другую).
Словообразующие и словоизменяющие аффиксы. Продуктивные словообразующие аффиксы разных частей речи. Парные и
повторяющиеся слова.
Грамматическая сторона речи.
Синтаксис.
Словосочетания и предложения – единицы речи. Именные и глагольные словосочетания. Средства связи слов в словосочетаниях и
предложениях. Глагольные словосочетания, соотносительные с русскими самостоятельными лексемами (тухса ÿк – выпасть, чирлесе ÿк –
заболеть, хăраса ÿк – испугаться, вĕçсе ан – слететь, вĕçсе хăпар – взлететь.)
Порядок слов в словосочетании и предложении. Смысловая и грамматическая структура предложения. Сказуемое как грамматический
стержень предложения.
Утвердительные и отрицательные предложения. Средства выражения отрицания.
Вопросительные и невопросительные предложения. Средства выражения вопроса: вопросительные частицы и вопросительные слова.
Однородные члены предложения. Обращения. Вводномодальные слова и частицы.
Двусоставные и односоставные предложения. Простые и сложные предложения, их структура.
Морфология. Имя существительное. Категория человек – не человек (проявляющаяся в вопросах кам? и мĕн?). Единственное и множественное
число существительных. Склонение имен существительных. Притяжательная форма (форма принадлежности) существительных.
Имя прилагательное. Отсутствие рода прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Самостоятельная форма
прилагательных (илемлĕ – илемли, чипер чиперри). Место прилагательного в словосочетании и предложении, его синтаксические функции.
(Илемлĕ чечек, илемлĕ юрлать. Манăн анне илемлĕ.)
Имя числительное. Разряды числительных: краткая и полная форма количественных числительных (пĕрре, вуннă; пĕр кĕнеке, вунă
кăранташ), порядковые (пĕрремĕш, вуннăмĕш), разделительные (пĕрер, вуншар), собирательные (пĕччен, вуннăн).
Местоимение. Разряды местоимений: личные (эпĕ, эсĕ, вăл, эпир, эсир, вĕсем), личновозвратные (хам, ху, хăй, хамăр, хăвăр, хăйсем),
указательные (ку, çак, кашни, леш, акă, авă), вопросительные (кам, мĕн, мĕнле, хăш, миçе, мĕн чухлĕ), отрицательные (никам, нимĕн, нимле,
нихăш, нимĕн чухлĕ), неопределенные (такам, темĕн, темле, тахăш, темĕн чухлĕ), определительные (пĕтĕм, пур). Склонение личных и
возвратных местоимений.
Глагол. Глаголы изъявительного наклонения: настоящего, прошедшего однократного и мнгогократного, будущего времени, их
спряжение.
Начальная форма глагола. Глаголы повелительного и сослагательного наклонения.
Безличные формы глагола: причастие, деепричастие, инфинитив.
Наречие. Непроизводные (хăвăрт, ялан, паян, ыран, майĕпен) и производные (ирĕнкаçăн, кунĕнçĕрĕн, ăшшăн, кăнтăрла, çĕрле)
наречия.
Подражательные слова. Роль и место подражательных слов в предложении. (Шăнкăршăнкăр шыв юхать. Шалт тĕлĕнтĕм.)
Образование глаголов от подражательных слов. (Кĕрле, шăнкăртат, такка, шакка.)
Служебные части речи. Изменяемые и неизменяемые послелоги. Употребительные в речи частицы. Сочинительные и
подчинительные союзы.
4. Социокультурные знания и умения
В процессе обучения чувашскому языку в 1 – 4 классах учащиеся овладевают умением осуществлять межличностное и межкультурное
общение, используя знания о национальнокультурных особенностях региона. Это предполагает овладение:
– знаниями о значении родного и других языков в современном мире;
– сведениями о социокультурном портрете республики, ее символике, культурном наследии, традициях чувашского народа;
– представлением о сходстве и различиях в традициях чувашского и русского народов; об особенностях их образа жизни, быта,
культуры; о некоторых произведениях чувашской художественной литературы;
– умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные
нормы речевого этикета (репликиклише, наиболее распространенную оценочную лексику);
– умениями представлять родной край и его культуру гостям республики и за ее пределами. 5. Компенсаторные умения
Совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе общения: переспрашивать,
просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые
понятия, словари; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; использовать
синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
6. Общеучебные умения и универсальные учебные действия
Формируются и совершенствуются умения:
работать с наглядностью, схемами;
– работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание текста по аналогии, заполнение
таблиц;
– работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной, запрашиваемой или нужной, полной и точной информации;
– работать с разными источниками: справочными материалами, словарями, электронными и интернетресурсами, литературой;
– планировать и осуществлять учебноисследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с
исследовательскими методами, анализ и обработка полученных данных, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация, ответы
на вопросы по проекту; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
– самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома, применяя самонаблюдение, самоконтроль,
самооценку.
7. Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
– находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
– пользоваться языковой догадкой для понимания слов;
– осуществлять словообразовательный анализ;
– выборочно использовать перевод;
– пользоваться чувашскорусским, русскочувашским, также орфографическим словарями;
– читать и понимать несложные художественные и газетножурнальные тексты;
– участвовать в проектной деятельности межпредметного характер
Содержание
Тематика общения:
1 класс (33 часоа)
социально – бытовая сфера общения (Я и моя семья. Дом. Квартира, комната. Одежда и обувь. Питание человека. В магазине. Овощи и
фрукты. Мои любимые игрушки. Цвета. Счет. Любимая еда. Мой друг.)
учеба и труд (Школа. Учебные принадлежности. Увлечение чтением, музыкой.)
природа (Времена года. Погода. Растения. Домашние животные и птицы. Дикие животные и птицы. Лес. Его дары.)
культурная жизнь (песни, стихи, рифмовки, игры: языковые и речевые.)
Языковой материал: фонетика, графика и правописание, лексика, грамматика.
Виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
1 класс
Описание материальнотехническое обеспечения образовательного процесса
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
1 класс
^ Г. В. Абрамова. Чăваш чěлхи. 1 класс. Учебник – Чебоксары: Книжное издательство. 2015
Г. В. Абрамова. Чăваш чěлхи. 1 класс. Рабочие тетради. №1, №2. – Чебоксары: Книжное издательство.
Колво
часов
1
№
1
Тема
зовут?
Как тебя
Давайте познакомимся.
Диалогзнакомство с
соседом по парте
Рассказ о сказочном
герое по образцу Ани
Учебные
Календарнотематическое планирование
по чувашскому языку в 1 классе
Виды деятельности
План
Факт
Воспроизводят учителем образец интонационного
8.09
выделения звука в слове.
Группируют слова по первому (последнему) звуку,
по наличию близких в артикуляционном отношении
звуков. Подбирают слова с заданным звуком.
Различают звуки родной речи.
Контролируют этапы своей работы, оценивают принадлежности и цвета.
процесс и результат выполнения задания.
2
Названия цветов
Составление
предложений по образцу
Тишки
Составление вопросов и
ответов по образцу
Мурзика и Яши
Животные.
животных
Названия
3
Составление рассказа о
какомнибудь животном
по образцу Сергея
Классифицируют слова по количеству слогов и
месту ударения.
Анализируют, делят слова на слоги, определяют
количество слогов в слове. Подбирают слова с заданным
количеством слогов. Подбирают слова с заданным
ударным звуком.
Знать: что слово может иметь несколько значений,
может употребляться в прямом и переносном значениях
признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие
и звонкие, твердые и мягкие; пары согласных по
глухостизвонкости и твердостимягкости;
Слушают звучащее слово; наблюдают за лексическим
значением слова; анализируют состав слов; производят
звуковой и звуко буквенный анализ слова; правильно
называют звуки в слове, делят слова на слоги, ставят
ударение, различают ударный и безударные слоги;
находят «опасные места»
Определяют признаки предложения.
Определяют границы предложений.
Различают предложения по цели высказывания и
интонации (повествовательные, вопросительные,
побудительные, восклицательные, невосклицательные).
Определяют в предложениях цель высказывания.
Характеризуют предложения по цели высказывания и
интонации. Выбирают знак в конце предложения.
Воспроизводят заданный учителем образец
интонационного выделения звука в слове.
Группируют слова по первому (последнему) звуку,
по наличию близких в артикуляционном отношении
звуков. Подбирают слова с заданным звуком.
Различают звуки родной речи.
1
1
15.09
22.09 Находят и исправляют ошибки, допущенные при
делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Соотносят звук и соответствующую ему букву.
При опосредственном общении (на основе
аудиотекста)
воспринимают на слух и понимают основную
информацию, содержащуюся в тексте (о ком или о чем
идет речь, где это происходит, какие действия
выполняют персонажи). Удерживают в памяти основное
содержание услышанной информации. Фиксируют
важные для понимания текста ключевые слова и
словосочетания. Отвечают на вопросы по основному
содержанию.
Воспринимают на слух, точно и полно понимают
Воспроизводят заданный учителем образец
интонационного выделения звука в слове.
Группируют слова по первому (последнему) звуку,
по наличию близких в артикуляционном отношении
звуков. Подбирают слова с заданным звуком.
Различают звуки родной речи.
Контролируют этапы своей работы, оценивают
процесс и результат выполнения задания.
Классифицируют слова по количеству слогов и
месту ударения.
Делят слова на слоги, определяют количество
слогов в слове. Подбирают слова с заданным
количеством слогов. Находят и исправляют ошибки,
допущенные при делении слов на слоги, в определении
ударного звука.
Соотносят звук и соответствующую ему букву
29.09
6.10
13.10
20.10
. 27.10
10.11
1
1
1
1
1
1
1
4
5
6
7
8
9
Песенка Яши о его
друзьях
Числа от 1 до 5
Числа от 5 до 10
Игрушки .буква а.
Асины игрушки
Игрушки
Милы. Буква у. Звук у
белочки
Составление
предложений
об
игрушках Таи. Буква и.
Звук и. Звук о. буква о.
Птицы. Буква ы. Звук
ы. Рассказ об игрушках
бельчонка Бимбо.
Звук у.
Буква у.
Составление рассказа о
любой птице по образцу
Таи
Звук э.
Буква э.
Составление рассказа по
образцу белочки Милы
Звук Е.
Буква Е.
Рассказ о ласточке и
филине по образцу Милы
и Мурзика Повторение
пройденного материала
Буква Н.
Сколько тебе лет?
Разыгривание сценки
знакомства
между
детьми. Расскажи про
Алису
Фрукты, овощи
Звук н.
Песенка Таи об овощах
Игра «Что круглое, что
овальное?».
Песенка
Милы об овощах
Буква р. Звук р.
Любимая еда. Буква
л.Звук л.
Названия продуктов
питания
Буква й. Звук й. Рассказ
о миле по образцу
учителя
Буква в. Звук в. Рассказ
о Велле по образцу Яши
На
Произношение
уроке.
и
10
11
12
13
14
15
16
17
1
1
1
1
1
1
1
1
Воспроизводят заданный учителем образец
17.11
интонационного выделения звука в слове.
Группируют слова по первому (последнему) звуку,
по наличию близких в артикуляционном отношении
звуков. Подбирают слова с заданным звуком.
Различают звуки родной речи.
Контролируют этапы своей работы, оценивают
процесс и результат выполнения задания.
Классифицируют слова по количеству слогов и
месту ударения.
Делят слова на слоги, определяют количество
слогов в слове. Подбирают слова с заданным
количеством слогов. Находят и исправляют ошибки,
допущенные при делении слов на слоги, в определении
ударного звука.
Соотносят звук и соответствующую ему букву
Группируют слова по первому (последнему) звуку,
по наличию близких в артикуляционном отношении
звуков. Подбирают слова с заданным звуком.
Различают звуки родной речи.
Контролируют этапы своей работы, оценивають
процесс и результат выполнения задания.
24.11
1.12
8.12
15.12
Соотносят графический образ чувашского слова с
22.12
его звуковым образом.
Зрительно воспринимают текст, узнают знакомые
слова, грамматические явления и понимают основное
содержание.
Предполагают содержание текста по заглавию,
иллюстрации и ключевым словам.
12.01
19.01 18
19
20
21
22
23
написание слов с буквой
я
Произношение
написание слов с буквой
ю. Рассказ о Юле по
образцу Милы
Буква е, звук е в начале
слова и перед гласной
Буква е. Произношение
и написание слов с
буквой е.
Профессия.
и
Произношение
написание слов с буквой
к.
Произношение
и
написание слов с буквой
г.
Рассказ об утке
Матильде
и
Произношение
написание слов с буквой
п. текст «Повар»
Произношение
и
написание слов с буквой
б. составление рассказа о
медведе.
Комната.
Произношение
и
написание слов с букой т.
Буква
между
гласными
т
1
1
1
1
1
1
Определяют тему и основную мысль текста.
Выделяют главные факты текста, опуская
второстепенные.
Озаглавливают текст.
Отвечают на вопросы по основному содержанию
текста полными ответами.
Составляют простой план прочитанного текста в
виде вопросов.
Выполняют лексикограмматические задания к
тексту.
26.01
2.02
9.02
16.02
2.03
Соотносят графический образ слова с его звуковым
9.03
образом.
Отличают буквы от транскрипционных значков.
Сравнивают и анализируют буквосочетания и их
транскрипцию. Вставляют пропущенные буквы.
Используют транскрипционные значки для создания 24
25
26
с
Друзья. Произношение
и написание слов с
буквой с
Буква
между
гласными. Игра «Назови
лишнее слово»
Произношение
и
написание слов с буквой
ш. Составление рассказа
о Роне и Муне
Буква
гласными.
«Хорошие друзья»
ш между
Текст
Отдых. Произношение и
написание слов с буквой
ч.
Произношение
и
написание слов с буквой
х. чтение текста, заменяя
рисунки словами
1
1
устных образов слов в графической форме.
Владеют основными правилами чтения и орфографии,
написанием знакомых и незнакомых слов, содержащих
известные учащимся орфограммы Понимают, что
чувашский алфавит создан на основе русского алфавита.
Задают вопросы о чёмлибо; отвечают на вопросы
собеседника.Расспрашивают о чёмлибо.
Начинают, поддерживают и завершают разговор.
Описывают чтолибо.Сообщают чтолибо.
Рассказывают, выражая своё отношение.
Характеризуют, называя качества лица/предмета.
Проявляют уважение к своей семье, к бабушке, к
дедушке, ценят взаимопомощь и взаимоподдержку
членов семьи и друзей. Пользуются чувашским
алфавитом, в частности в работе со словарями.
Правильно называют буквы в алфавите. Используют
последовательность букв в чувашском алфавите для
расположения заданных слов в алфавитном порядке.
Сравнивают чувашский и русский алфавиты. Понимают,
что чувашский алфавит создан на основе русского
алфавита. Воспроизводят графически и каллиграфически
корректно все буквы чувашского алфавита.
16.03
23.03
1
Задают вопросы о чёмлибо; отвечают на вопросы
6.04
собеседника. Расспрашивают о чёмлибо.
Начинают, поддерживают и завершают разговор.
Описывают чтолибо. Сообщают чтолибо.
Рассказывают, выражая своё отношение.
Проявляют уважение к своей семье, к бабушке, к
дедушке, ценят взаимопомощь и взаимоподдержку
членов семьи и друзей.
Различают понятия буква и звук. Определяют,
какие звуки обозначают указанные буквы. 27
Свободное
время.
Буква х между гласными.
Рассказ Хевелби.
Буква
гласными.
Озаглавливание текста,
составление вопросов к
тексту
между
с
1
Воспроизводят заданный учителем образец
13.04
интонационного выделения звука в слове.
Группируют слова по первому (последнему) звуку,
по наличию близких в артикуляционном отношении
звуков. Подбирают слова с заданным звуком.
Различают звуки родной речи.
Классифицируют слова по количеству слогов и
1
1
1
1
28
29
30
31
Буквы б, д, з. Текст « В
свободное время»
Буквы ж, г. Рассказ о
Жене по картине
Буквы ф, ц. Текст «В
цирке»
Дом. Буква щ
Буква ъ. Работа по
тексту «Новый дом»
Магазины. Озвончение
согласных звуков
Работа по картине
«Овощной магазин»
Работа по картине
«Магазин «Одежда»
Семья.
Работа по
тексту «Наша семья»,
«Моя сестренка». Части
тела.
Промежуточная
месту ударения.
Находят и исправляют ошибки, допущенные при
делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Соотносять звук и соответствующую ему букву.
Воспроизводят заданный учителем образец
интонационного выделения звука в слове.
Группируют слова по первому (последнему) звуку,
по наличию близких в артикуляционном отношении
звуков. Подбирают слова с заданным звуком.
Различают звуки родной речи.
Контролируют этапы своей работы, оценивают
процесс и результат выполнения задания.
Воспроизводят заданный учителем образец
интонационного выделения звука в слове.
Группируют слова по первому (последнему) звуку,
по наличию близких в артикуляционном отношении
звуков. Подбирают слова с заданным звуком.
Различают звуки родной речи.
Контролируют этапы своей работы, оценивают
процесс и результат выполнения задания.
Классифицируют слова по количеству слогов и
месту ударения.
Делят слова на слоги, определяют количество
слогов в слове. Подбирают слова с заданным
количеством слогов. Подбирают слова с заданным
20.04
27.04
4.05
11.05 аттестациядиктант.
ударным звуком.
32
33
В школе. Кристина и
Андрей школьники
Работа по тексту
«Друзья»
Времена года. Текст
«На празднике»
Работа по тексту «На
озере»
На летних каникулах
Игры белочки Мани
Игры Хевелпи
1
Различают на слух и адекватно произносить все
18.05
звуки чувашского языка, соблюдая нормы произношения
звуков.
Различают в слове гласные и согласные, мягкие и
твердые, звонкие и глухие согласные звуки и правильно
произносить их. Объясняют особенности гласных и
согласных звуков. Кратко характеризуют звуки в устной
форме. Определяют звук по его характеристике.
Находят в тексте слова с заданным звуком. Группируют
звуки по заданным критериям.
Определяют роль гласных[э], [ӗ], [и], [ӱ] в словах.
Произносят мягко согласные звуки, стоящие перед
гласными [э], [ӗ], [и], [ӱ] и после них.
Наблюдают за расхождением произношения и
обозначения звуков.
1
25.05
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Рабочая программа по родному языку и литературному чтению в первом классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.