Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи обучения:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Русский язык.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
г. Глазова Удмуртской Республики
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО Директор МБОУ «СОШ №13»
«31» августа 2016г. ______________ Е.Б. Биянова
Протокол №1 «31» августа 2016 г.
Приказ №
«УТВЕРЖДАЮ»
«ПРИНЯТО»
на заседании
педагогического совета
«31» августа 2016г.
Протокол №1
Рабочая программа
по русскому языку
1 Б класс
Составитель:Ворончихина Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов
20162017 учебный год 2016 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273ФЗ
2. Федеральный государственный образовательного стандарт начального общего образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373)
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования РФ.
4. «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «О введении в действие
санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.282110»
5. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №13»
6. Устав МБОУ «СОШ №13»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданского мировоззрения; формировании основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и
воспитании младших школьников.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического
образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к
дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе
знаковосимволического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
Задачи обучения:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке
Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и
синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности; • воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь.
Состав УМК
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с авторскими рабочими
программами: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Обучение
грамоте», В.П. Канакина «Русский язык»
Предметная линия учебников системы «Школа России»:
Обучение грамоте:
1. Горецкий. В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука: Учебник: 1 класс:
В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2011.
2. Горецкий. В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука: Учебник: 1 класс: В
2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2011.
3.Горецкий. В.Г., Федосова Н.А. Пропись в 4 ч. М.: Просвещение, 2011.
Русский язык:
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
5. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.
Общая характеристика предмета
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на
формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений,
обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление
грамматикоорфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения
чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом
принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение
основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и
послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его
содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому
процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости
устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача —
приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается
фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и
слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схеммоделей,
делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа,
ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе
формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках),
изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают
требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а
затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных
обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками,
обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая
особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма.
Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое
(читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогамислияниями; осваивают письмо всех
гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших
текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительнообобщающий этап. На данном этапе
обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется
умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного,
темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными
линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав
слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных
представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших
школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение
орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению
практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как
явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает
ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой
деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов
речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой
речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и
оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные
тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает
внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения
младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность
понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую
внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и
грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также
связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и
синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символикомоделирующих учебных действий с языковыми
единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой,
богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур
— формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они
наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативноречевой компетенции
учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение
речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения
школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст
повествование, текстописание, текстрассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации
общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой
выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения
и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной
речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.
На
синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения,
формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике
русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового
знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств,
эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова;
овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли,
адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный
словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетикографических представлений
о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для
формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях:
словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий
становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные
умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой
для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико
моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования
универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части
слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом,
выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой
грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа
и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и
различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно,
способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в
постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с
информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной
культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими
словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных
форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать,
оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые
информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие
сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению
учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить,
расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей,
формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск
и систематизировать нужную информацию.
Актуальность данного курса в том, что в начальном обучении предмет «Русский язык» занимает
ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят
универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом
определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми
учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой
единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и
первоначальным литературным образованием.
Построение курса русского языка в начальной школе – системноконцентрическое, что позволяет
осуществлять усвоение учебного материала крупными блоками, выделение которых из целостной системы
обязательно основывается на связях и зависимостях между компонентами. Такая структура программы
позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке,
обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение
грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
При распределении программного материала учитывается внутренняя логика учебного предмета,
возрастные и индивидуальные возможности детей, особенностей их познавательной деятельности. Основная
база знаний и умений закладывается в первом класс
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в начальной школе
выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные
недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте1 и 50 ч (10 учебных недель) —
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в
урокам русского языка.
каждом классе).
1 На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (93
ч). Класс
Количество часов в
Количество часов за год
Количество учебных
1
2
3
4
неделю
5
5
5
5
165
170
170
170
недель
33
34
34
34
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому
труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
3. Использование знаковосимволических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при
составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных
и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические
категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемы результаты изучения курса
Личностные результаты
Первоклассник научится
Первоклассник получит возможность
научиться
•
•
нести личную ответственность за свои
дела и поступки;
понимать личностный смысл учения с
позиции «Я ученик».
•
•
•
ценить и принимать следующие
базовые ценности: «добро»,
«терпение», «родина», «природа»,
«семья», «мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание
понимать друг друга», «понимать
позицию другого»;
проявлять уважение к своему
народу, к другим народам,
терпимость к обычаям и традициям
других народов;
принимать социальную роль
обучающегося; осознавать
личностный смысл учения;
проявлять желание продолжать
учебу.
Первоклассник научится
Первоклассник получит возможность
Метапредметные результаты
научиться
•
организовывать свое рабочее
место под руководством
•
в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи; •
•
•
•
самостоятельно оценивать
правильность выполнения действий;
осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве
необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы;
использовать речь для регуляции своего
действия.
учителя;
ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в
словаре);
определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя;
учиться работать по
предложенному учителем плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;
учиться совместно с учителем
давать эмоциональную
словесную оценку своей
деятельности;
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью
учителя;
добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке;
перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать предметы и их
образы;
слушать и понимать речь
других;
выразительно читать и
пересказывать текст, отвечать
на вопросы;
совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
школе и следовать им;
учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
• исполнителя, критика).
Первоклассник научится
Первоклассник получит возможность
Предметные результаты
Фонетика, орфоэпия, графика
научиться
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном
порядке;
устанавливать соотношение звукового и
буквенного состава в словах типа коньки,
утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и
буквенного состава слов при орфоэпическом
проговаривании (вода, стриж, день,
жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в
соответствии с нормами литературного
языка (круг слов определён «Орфоэпическим
словарём» в учебнике).
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и
буквами;
устанавливать последовательность
звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные
звуки, определять их в слове и
правильно произносить;
определять качественную
характеристику гласного звука в
слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и
согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие
и твёрдые, глухие и звонкие,
определять их в слове и правильно
произносить;
различать непарные твёрдые
согласные [ж], [ш], [ц], непарные
мягкие согласные [ч’], [щ’],
находить их в слове, правильно
произносить;
устанавливать соотношение
звукового и буквенного состава в
словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять
количество слогов в слове, делить
слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в
алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы,
которыми обозначаются звуки на
письме;
различать буквы, обозначающие
гласные звуки, как показатели
твёрдостимягкости согласных
звуков;
определять функцию буквы
«мягкий знак» (ь) как показателя
мягкости предшествующего
согласного звука.
различать слово и предложение,
слово и слог, слово и набор
буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак,
действие) и слово, называющее этот
предмет;
определять количество слов в
предложении, вычленять слова из
предложения;
классифицировать и объединять
некоторые слова по значению
(люди, животные, растения,
инструменты и др.);
определять группу «вежливых»
слов (словапрощания, слова
приветствия, словаизвинения,
словаблагодарения);
определять значение слова или
уточнять с помощью «Толкового
словаря» учебника.
Лексика
осознавать слово как единство звучания и
значения;
определять значение слова или уточнять с
помощью «Толкового словаря» учебника;
на практическом уровне различать
многозначные слова (простые случаи),
слова, близкие и противоположные по
значению;
подбирать слова, близкие и
противоположные по значению при решении
учебных задач;
на практическом уровне различать слова
названия предметов, названия признаков
предметов, названия действий предметов.
Морфология
различать слова, обозначающие предметы
(признаки предметов, действия
предметов);
соотносить слованазвания предметов и
вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слованазвания действий
предметов и вопрос, на который отвечают
эти слова;
соотносить слованазвания признаков
предметов и вопрос, на который отвечают
эти слова;
различать названия предметов,
отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
определять существенные признаки
предложения: законченность мысли и
интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели
высказывания и по интонации (без
терминов) с опорой на содержание (цель
высказывания), на интонацию, (мелодику,
логическое ударение), порядок слов, знаки
конца предложения.
различать текст и предложение,
предложение и слова, не
составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию
конца предложения;
определять границы предложения в
деформированном тексте (из 2—
3 предложений), выбирать знак для
конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и
предложения, соответствующие
этим схемам;
составлять предложения из слов (в
том числе из слов, данных не в
начальной форме);
составлять предложения по схеме,
рисунку, на заданную тему;
писать предложения под диктовку,
а также составлять их схемы.
Орфография и пунктуация
применять изученные правила
правописания: раздельное
написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после
шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в
положении под ударением);
определять случаи расхождения звукового и
буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным
гласным звуком в двусложных словах
(простейшие случаи, слова типа вода,
трава, зима, стрела);
отсутствие мягкого знака после
шипящих в буквосочетаниях чк, чн,
чт; перенос слов; прописная буква
в начале предложения, в именах
собственных; непроверяемые
гласные и согласные в корне слова
(перечень слов дан в учебнике);
знаки препинания конца
предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с
доски и учебника;
писать под диктовку тексты в
соответствии с изученными
правилами.
первичному умению оценивать
правильность (уместность) выбора
языковых и неязыковых средств
устного общения не уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного
возраста;
соблюдать в повседневной жизни
нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его,
отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной
сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора
предложений;
выбирать заголовок текста из ряда
данных и самостоятельно
озаглавливать текст.
писать слова с парным по глухости
звонкости согласным звуком на конце слова
(простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение
(проговаривание) при письме под диктовку и
при списывании;
пользоваться «Орфографическим
словарём» в учебнике как средством
самоконтроля.
Развитие речи
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных
друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным
порядком предложений и восстанавливать
их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание
текста;
составлять текст по рисунку и опорным
словам (после анализа содержания
рисунка);
составлять текст по его началу и по его
концу;
составлять небольшие монологические
высказывания по результатам наблюдений
за фактами и явлениями языка. Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли
текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного
решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение
умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение
устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в
тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.2
2 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в
требования, предъявляемые к учащимся. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к
этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на
основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин
художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление
числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или
несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и
мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места
ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом
обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдостимягкости согласных звуков.
Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный
звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких
текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие
осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при
списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и
свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на
пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных
букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного
списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его
прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных
картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и
безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и
непарных по твёрдостимягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков,
определение парных и непарных по звонкостиглухости согласных звуков. Определение качественной
характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый —
мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на
слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение
в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний
звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ
слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных
звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита
при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика3. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью
толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном
значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их
использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных
слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса ся),
основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и
приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова.
Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по
составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных
одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных
собственных и нарицательных.
3 Изучается во всех разделах курса. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам.
Начальная форма имени существительного. Изменение
существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён
существительных к 1, 2, 3му склонению.
Словообразование имён существительных.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Личные местоимения. Значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи
количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов,
отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее,
прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение
глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов
от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от
приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).
Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение
предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое.
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения
распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя
главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и
с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных
способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
(непроверяемые буквыорфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочекзамочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, ий,
ье, ия, ов, ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2м лице единственного числа (читаешь,
учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение
с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое
высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и
антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися
определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение
повествование, сочинениеописание, сочинениерассуждение.
1 класс
Обучение грамоте (100 ч):
Подготовительный период (24 ч)
Основной (букварный) период (76 ч)
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитикосинтетическим методом, слагается из
двух взаимосвязанных процессов: 1) обучение первоначальному чтению, 2) обучение письму и
закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук (звуковая культура), слово
(словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
Русский язык (65 ч)
Наша речь (2 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи.
Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (6 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слованазвания предметов и явлений, слованазвания признаков
предметов, слованазвания действий предметов.
Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее
представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких
и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. (8 ч)
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (46 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные
звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости
согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в слов
План учебного курса по четвертям Клас
Количество часов
Количество часов
с
1
в неделю
I четверть
II четверть
II четверть
IV четверть
Год
5
45
35
45
40
165
Виды самостоятельных работ, контрольных работ
и форма итоговой аттестации
1 чет.
2 чет.
1 . Контрольный диктант
2. Контрольное списывание
3. Словарный диктант
1 класс
3 чет.
1
4 чет.
1
1
Тематическое планирование 1 класс (165 ч. ) 5 ч. в неделю
(обучение грамоте – 100ч., русский язык – 65ч.) №
урока
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Обучение грамоте
Подготовительный период
24 ч
Тема
Пропись – первая учебная тетрадь.
Подготовка к письму. Знакомство с
разлиновкой тетради.
Письмо овалов и полуовалов.
Рисование бордюров.
Письмо наклонных линий с закруглением
вверху.
Письмо наклонных линий с закруглением
вверх и внизу.
Письмо изученных элементов букв.
Закрепление.
Письмо наклонных линий с петлей
Письмо наклонных линий с петлей
Письмо линий с закруглением влево.
Письмо коротких линий с овалом.
Письмо овалов.
Письмо полуовалов.
Письмо изученных элементов букв.
Письмо изученных элементов букв.
Письмо строчной буквы а
Письмо заглавной буквы А.
Письмо строчной и заглавной букв о, О.
Письмо строчной буквы и.
Письмо заглавной буквы И
Письмо буквы ы.
Письмо строчной и заглавной букв у, У
Форма контроля
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль 23
24
2526
2728.
2930.
3132.
3334
3536
3738
3940
4142
4344
4546
4748
4950
5152
5354
5556
5758
5960
6162
6364
6566
6768
6970
1ч
1ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
4ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
Письмо изученных букв.
Письмо изученных букв.
Письмо строчной и заглавной букв н, Н,
слов с этими буквами.
Письмо строчной и заглавной букв с, С.
Письмо строчной и заглавной букв к, К.
Закрепление написания изученных
элементов и букв.
Письмо строчной и заглавной букв т, Т.
Письмо строчной и заглавной букв л, Л.
Письмо строчной и заглавной букв р, Р.
Письмо строчной и заглавной букв в, В
Письмо слогов, слов с изученными
буквами, предложений из двух слов.
Письмо строчной и заглавной букв е, Е.
Письмо строчной и заглавной букв п, П.
Закрепление написания изученных букв.
Письмо строчной и заглавной букв з, З.
Письмо строчной и заглавной букв б, Б.
Письмо строчной и заглавной букв д, Д.
Письмо изученных букв.
Письмо строчной и заглавной букв я, Я.
Письмо строчной и заглавной букв г, Г.
Письмо строчной и заглавной букв ч, Ч.
Письмо изученных букв
Письмо буквы ь в конце и середине слов.
Мягкий знак – показатель мягкости
согласных.
Письмо строчной и заглавной букв ш, Ш,
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение, слов с этими буквами,
сочетание ши.
Письмо строчной и заглавной
букв ж, Ж, слов с этими буквами,
сочетание жи, ши.
Письмо изученных букв.
Письмо строчной и заглавной букв ё, Ё.
Письмо строчной и заглавной букв й, Й.
Письмо строчной и заглавной букв х, Х.
Письмо изученных букв.
Письмо строчной и заглавной букв ю, Ю.
Письмо строчной и заглавной букв ц, Ц.
Письмо изученных букв.
Письмо строчной и заглавной букв э, Э.
Письмо строчной и заглавной букв щ, Щ.
Сочетания ча, ща, чу, щу.
Письмо строчной и заглавной букв ф, Ф.
Письмо изученных букв.
Письмо строчных букв ь,ъ.
Обобщение. Закрепление изученного.
Алфавит.
Алфавит. Прощание с Азбукой.
Язык и речь. Что такое родной язык?
Текст и предложение.
Диалог.
Слова, слова, слова… 6ч
Что такое слово?
Что могут называть слова?
Сколько значений может быть у слова?
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
2ч
2ч
2ч
7172
7374
7576
7778
7980
8182
8384
8586
8788
8990
9192
9394
9596
9798
99
100
101 102
103104
105
106107
108109
110111 Слово и слог. Ударение 8ч
Слово и слог. Как определить, сколько в
слове слогов?
Перенос слов. Правила переноса слов.
Ударение. Что такое ударение? Ударные,
безударные слоги.
Обучающее изложение.
Звуки и буквы 46ч
Звуки и буквы.
Чем отличаются звуки от букв?
Как обозначаются звуки?
Контрольное списывание.
Русская алфавит, или Азбука.
Что такое алфавит?
Гласные звуки.
Как определить гласные звуки?
Ударные гласные.
Безударные гласные.
Проверяемое слово, проверочное слово.
Орфографический словарь.
Обучающий диктант.
Согласные звуки.
Отличие согласного звука от гласного.
Буквы Й и И.
Отличие звуков [и] и [й].
Твердые и мягкие согласные звуки.
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
изложение
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Списывание
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
диктант
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
112114
115116
117118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130 131
132
133
134
135
136
137
138139
140 141
142
143
144
145146
147
148
149150
151
152
153154
155
156157
158
159160
161
162
163
164
165
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Как обозначить на письме мягкость
согласных звуков?
Мягкий знак Ь.
Мягкий знак как показатель мягкости
согласного звука.
Обучающий диктант.
Глухие и звонкие согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки на
конце слова.
Произношение парного по глухости
звонкости согласного звука на конце
слова и его обозначение буквой на
письме.
Правило проверки парного согласного
звука по глухостизвонкости.
Шипящие согласные звуки.
Проект «Скороговорки».
Буквосочетания чк, чн, чт.
Правило правописания сочетаний чк, чн,
чт
Буквосочетания жиши, чаща, чущу.
Правило правописания сочетаний жи—
ши, ча—ща, чу—щу.
Заглавная буква в словах. Словарный
диктант.
Заглавная буква в именах, фамилиях,
отчествах, кличках животных, названиях
городов.
Контрольный диктант.
Составление рассказа по рисунку.
Правила вежливого обращения.
Проект «Сказочная страничка».
Повторение изученного.
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
диктант
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Словарный диктант
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Словарный диктант
Наблюдение,
текущий контроль
диктант
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Наблюдение,
текущий контроль
Учитель, работающий по данной программе, имеет право корректировать тематическое планирование:
изменять последовательность уроков, сроки проведения контрольных, зачетных работ для
предотвращения перегрузки учащихся в связи с уплотнением программы или появлением резерва
времени, право в выборе дополнительного объёма раскрытия вопроса, в выборе организационных форм
обучения с учётом специфики обучения данного класса, учебноматериальной базы школы. Контрольно – измерительные материалы учитель составляет самостоятельно с использованием
следующей литературы:
1. Журнал «Начальная школа». Учебно – методическое и материально техническое обеспечение
образовательного процесса
Наименование объектов и средств
материально технического обеспечения
Примечания
Книгопечатная продукция
Учебник
Рабочие тетради
Методические пособия
Горецкий. В.Г., Кирюшкин В.А.,
Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1
класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая
тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных организаций. М.:
Просвещение, 2015.
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные
разработки по обучению грамоте: чтение и
письмо. 1 класс. М.: ВАКО, 2012.
Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по
обучению грамоте. 1 класс к учебнику
Горецкого В.Г. и др. «Азбука. 1 класс». – М.:
Экзамен, 2015.
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по
русскому языку. 1 класс. М.: ВАКО, 2011.
Таблицы
Печатные пособия
Азбука
Гласные и согласные звуки
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику
электронное приложение к учебнику
(диск CDROM)
Технические средства обучения
Ноутбук
Цифровой видеопроектор
Экран к проектору
Acer Travel Mate 5360
DLP MS504
160 х160
Оборудование класса
В соответствии с санитарногигиеническими
Ученические столы двухместные с
комплектом стульев
Стол учительский
Тумба
нормами
14 шт.
1 шт. Шкафы для хранения учебников,
дидактических материалов, методических
пособий, учебных таблиц, контрольно –
измерительных материалов
Настенная магнитная доска
1 шт.
1 шт.
1 шт. Приложение 1
Контрольное списывание
1 класс 3 четверть
На дворе.
На дворе мороз,
В поле плачут волки,
Снег крыльцо занёс,
Выбелил все ёлки.
В комнате тепло,
Печь горит алмазом,
И луна в стекло
Смотрит круглым глазом.
Задание.
В выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные. Итоговый контрольный диктант
1 класс 4 четверть
Хитрый кот
По небу плывет туча. Полил дождик. У крыльца большие лужи. Кот Васька
прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитёр котик.
Грамматические задания:
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных
двумя:
1 вариант в слове Васька
2 вариант – в слове камень
2. Разделите слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
1 вариант 3 предложение
2 вариант – 6 предложение Нормы оценивания
Приложение 2
Обучающимся первых классов в течение всего учебного года отметки в баллах не
выставляются.
Уровни успешности
Не достигнут необходимый уровень.
% выполнения задания
1 49%
число ошибок превышает 4 и работа
содержит более 45 недочётов
Необходимый (базовый) уровень
50 – 84%
число ошибок не превышает 4 и работа
содержит не более 3–4 недочётов
Повышенный (программный) уровень
85 – 99%
Максимальный уровень
число орфографических ошибок не
превышает 2 и работа содержит не более 1
2 недочётов
100%
письмо без орфографических ошибок
Классификация ошибок и недочетов:
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,
перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные
слова);
отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например ученик
дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
дветри ошибки, допущенные в одном слове (например, лицо летцо) считаются за одну
ошибку;
ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки
(например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове
повозка);
два исправления считать за одну ошибку.
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует
оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по
написанию слово на доске);
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Недочётами в диктанте считаются:
отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой
буквы;
отсутствие красной строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на
одно и то же правило;
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.