Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
3 кл
01.06.2017
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 класс, программа по УМК Гармония. Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе: - авторской программы «Русский язык» (1-4), издательство «Ассоциация ХХI век» 2012 г., авторов: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко; - следующих нормативно-правовых документов: 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785. 2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №30. 3. Учебный план МБОУ СОШ № 30 на 2013 / 2014 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку.doc
Рабочая программа по русскому языку Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе:  ­ авторской программы «Русский язык» (1­4), издательство «Ассоциация ХХI век» 2012 г., авторов: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко;  ­ следующих нормативно­правовых документов:          1. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года  № 373, зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785.         2. Основной образовательной программы начального общего   образования МБОУ СОШ №30.         3. Учебный план  МБОУ СОШ № 30  на 2013 / 2014 учебный год. Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому  назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования. Цели начального курса русского языка: – создать условия для   осознания ребёнком себя   как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка,   для появления  сознательного отношения к  своей речи;  –  заложить основы лингвистических знаний  как  элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации; – сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся; –  средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться; –   обеспечить   становление   у   младших   школьников   всех   видов   речевой   деятельности   в   устной   и   письменной   форме,     становление   их коммуникативной компетенции. Для   достижения   курсом   русского   языка   поставленных   целей   необходима   особая     организация   работы   по   освоению   его   предметного содержания – необходима  реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников. Общая характеристика учебного предмета               Предлагаемый курс русского языка, реализованный  в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка»,   построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования  учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам:   от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению  контролировать  выполняемые действия  и их результаты.  Именно через реализацию деятельностного подхода  к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.  При этом  под обучением  русскому языку понимается формирование на основе лингвистических  знаний осознанных, а потому  контролируемых, языковых и речевых  умений;  под развитием учащихся, во­первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет   наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во­вторых – совершенствование у детей чувства слова,  языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление  в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации,  различными словарями  как средством решения возникающих  языковых  вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.   Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.  Для   построения   курса   на   деятельностной   основе   принципиально   важно   учесть   тот   факт,   что   на   практическом   уровне   языком,   подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению –   и   снова   к   практике,   теперь   уже   на   новом   уровне.   Именно   такой   путь   изучения   русского   языка   и   предусмотрен   данной   программой,   чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка». В основу обучения языку, речи и правописанию  положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет  ребенку:   а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;  б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно­целесообразно  формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также  полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.  Важнейшей особенностью курса, представленного в данной  программе, является его  коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему   рассмотрение большей части разделов и тем  курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов,  становление умения проверять написанное проходят на фоне  обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов : «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...».   Изучение   состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме  выбора  более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п.  Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности –  не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.  Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений  в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование   мотивационной основы   обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1­го  класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии. Во   втором   классе   вся   начатая   работа     углубляется   и   расширяется.   Так,   в   связи   с   повторением   основных   проблем   русской  графики рассматриваются вопросы: а) обозначение  мягкости согласных звуков, стоящих перед  другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука  [й’].    функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года – после изучения состава слова.  Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются  сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну Работа над словом как  морфологической единицей  продолжается на том же уровне, что и в 1­м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении   классификации слов вводится понятие  «предмет»,  за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента  понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие  ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно­следственных связей, регулятивных учебных действий).  Особенностью   работы   над  предложением    является   отказ   от   знакомства   на   данном   этапе   с   главными   и   второстепенными   членами предложения   –   этот   компонент   формальной   грамматики   перенесён   в   3­й   класс.   Здесь   же   учащиеся   овладевают   понятием   «предложение», знакомятся с  видами предложений по цели и интонации, учатся их  построению.  Введение понятия «текст»  предусматривает  появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат базой для  формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного)  и после записи совершенствовать. Центральным  направлением работы во 2­м классе является обучение орфографии.        1. Орфографические темы сгруппированы   в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?»  – изучается сразу после повторения в 1­й четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» – охватывает всю 3­ю четверть. Сущность их различий  отражена в названии разделов.    2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием  «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (последние термины не вводятся). Для лучшего осмысления сущности понятия («орфограмма» есть там, где есть  выбор  написания при одном и том же произношении) широко используется приём моделирования.       Для  объединения  орфограмм безударных гласных и парных по глухости­звонкости согласных  в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма».   «Главными» они признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух­трёх текстах.    3. На том же этапе вводится особый вид письма –  с «окошками»,  при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают1.  Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а  потом переходят на пропуск только тех, на месте которых  затрудняются в выборе буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».  Применение приёма одновременно обеспечивает: становление у младших школьников, во­первых, орфографической   зоркости,   во­вторых,   рефлексии,   самоконтроля   как   личностного   качества,   при   этом   самого   трудного   его   вида   –   по   ходу осуществления   действия;   в­третьих,   постепенное   появление   у   ребёнка   сознательного,   ответственного   отношения   к   качеству   своей   речи;     в­ четвёртых,     психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки; в­пятых, формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на  разных этапах различные умственные операции.  1 Приём предложен П.С.Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В.Репкиным; в данном курсе он взят на вооружение, методически интерпретирован и детально проработан. 4. Этап изучения правил и обучения решению главных  орфографических задач сознательно отсрочен – отведено время на практическое освоение письма   «с   окошками»,   на   становление   орфографической   зоркости   учащихся   и   формирование   основ   орфографического   самоконтроля,   на возникновение  у них потребности  узнать правила, чтобы  освоить «взрослое» письмо. 5. Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя особенностями. 1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости­звонкости согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как  в  их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»). Так формируется общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее – и в других частях слова. Реализуемый подход помогает становлению у учащихся различных познавательных УУД. 2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос: к ак искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы  изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом  особо выделяется один: объяснение значения слова          ( сИлач – это тот, кто сИльный   и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность  той и другой и в целом способствует повышению осознанности письма.   Освоение   различных   способов   подбора   проверочных   слов     происходит   на   основе   их   модельной   фиксации,   наблюдения,   сравнения, обобщения. При построении рассуждений, связанных с выбором буквы, учащиеся осваивают способы   формулирования причинно­следственных связей,  умозаключений, выводов. Накопление опыта подбора проверочных слов разными способами, в том числе путём различных изменений слов, обеспечивает детям как предметную предварительную подготовку к изучению морфологии, так и развитие их лингвистического мышления.       Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: «корень слова»,  «однокоренные (родственные) слова», «изменения слов», «окончание». Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах».  Другие понятия морфемики («приставка» и «суффикс»)   вводятся в 4­й четверти, когда на рассмотрение выносится   раздел  «Состав слова». После знакомства с приставками  завершается  работа над темой «Разделительные ь и ъ».  Учащиеся оказываются в состоянии объяснить, почему в начале года они не могли вывести соответствующее правило, каких знаний им недоставало – так происходит становление способности к рефлексии.  Таким образом, во 2­м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».  В третьем классе центральным языковым разделом  является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся  к разным частям речи,  учащиеся  переходят к их детальному  изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания  – единство функции, значения и формальных   признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане  представляется имя числительное  и, несколько  подробнее, личные местоимения.  Среди  «слов­помощников»  выделяются  предлоги,  союзы  и частицы (на примере  частицы не).  Изучение морфологии в данном курсе обеспечивает интеллектуальное развитие школьников,   формирование их абстрактного мышления и всего  комплекса УУД.  Структура и содержание раздела имеют следующие особенности. 1. Последовательность рассмотрения морфологических тем   подчинена  принципу: от общего знакомства со всеми частями речи  и их  грамматическими категориями – к последующему детальному изучению каждой. Такое методическое решение продиктовано, во­первых,  коммуникативной направленностью курса, в том числе и изучения морфологии (необходимостью осознанного отношения к использованию в  процессе общения всех частей речи), а во­вторых, стремлением повысить (за счёт неоднократного предъявления и сопоставления) эффективность  освоения материала, трудного для младших школьников  в силу его абстрактности. Единая логика представления основных частей речи  позволяет  сравнивать их  и даже  рассматривать, например, имена существительные и имена  прилагательные в рамках одного раздела. 2. Дети учатся опознанию каждой части речи, подведению под понятие не только по вопросу,  на который  отвечает слово, но и по комплексу  грамматических признаков, в частности, по особенностям изменения. При этом умение определять части речи формируется поэтапно: сначала  применительно к словам, в которых категориальное значение не противоречит лексическому (называющим конкретные  предметы, признаки,  действия), а лишь затем переносится на слова типа бег, стук, зелень, доброта, болеет, чувствует и др. 3. Проявление пристального внимания к  значению слов потребовало разведения понятий:  «лексическое» и «грамматическое» значение (для  учащихся – «значение основы» и «значение окончания»). Для лучшего осмысления изучаемых  грамматических категорий  числа, падежа, времени,  лица включены наблюдения за значением, передаваемым той или иной формой. 4. В  разных  учебниках русского языка для основной школы  по­разному трактуется   ­ть  и  ­ти  на конце инфинитива:  как суффикс  и как  окончание, что отражает  различие взглядов   лингвистов. (Об этом сообщается учащимся непосредственно на страницах учебника «К тайнам  нашего языка».) В такой ситуации  не представляется правильным  в начальных классах   закреплять  одну из точек зрения, поэтому  в курсе вопрос  оставляется открытым.  О неопределенной форме говорится, что она  оканчивается на  ­ть или  ­ти.  Для разбора  по составу слова  глаголы в  неопределенной форме не предлагаются, но при необходимости ­ть и    ­ти  просто подчеркиваются.  В результате принятого методического решения учащиеся знакомятся с  объективно существующей лингвистической проблемой, что важно для  понимания школьниками возможности существования  различных точек зрения и, как следствие, –   для развития гибкости их мышления.  5. Предусмотрено целенаправленное обучение младших школьников преодолению грамматических трудностей русского языка с помощью  специального справочника: «Какого рода и числа слово? Словарь трудностей». Такой словарь создан и помещён в учебник. Обращение к нему   позволяет не только совершенствовать культуру речи учащихся, но и формировать познавательные УУД – осознанный поиск информации и её  использование. В 3­м классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение».    Основное её назначение – познакомить школьников с главными и  второстепенными (пока без деления на виды) членами предложения, научить выделять их. Предусмотрен отличный от традиционного способ  выявления главных членов,  подлежащего и сказуемого: одновременно по комплексу вопросов, на которые они отвечают. При знакомстве с  второстепенными членами дети узнают о возможности постановки от слова к слову двух типов вопросов – по смыслу и по форме,   начинают  учиться задавать их, самостоятельно выбирая при этом, какой тип вопроса им необходим для решения стоящей задачи.   Продолжается обучение младших школьников  созданию текстов: осваивается построение повествования и  описания предмета, предложений со  значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о том, как что­то делать).   С точки зрения  орфографии в центре внимания находится не только изучение нескольких орфографических правил, связанных с написанием слов  изучаемых частей речи, но и последовательное совершенствование орфографической зоркости учащихся, а также  основанного на ней действия  орфографического самоконтроля, чему способствует широкое применение приёма письма «с окошками».            Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане                                                                                                                На изучение курса «Русский язык» в 3 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на  170 ч  (34 учебных недели). Планируемые результаты обучения и система оценивания  В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы  предметные  (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные,  коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты освоения предмета «Русский язык» У выпускника будут сформированы:  представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно­ познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка; понимание  того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного  отношения к своей речи, контроля за ней.  Выпускник получит возможность для формирования:  понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно­познавательного мотивов его освоения;  выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи. Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык» Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу;  – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;  – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.  – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;  –  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления. Выпускник получит возможность научиться:  – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:  –  осознавать познавательную задачу,  целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; – находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; – самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно­ познавательных задач; – находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;  – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; – применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;  – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;  – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы, формулировать их; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.  Выпускник получит возможность научиться:   – осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно­познавательных книгах и  др.); –  находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; – делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; – осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;  – анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; – проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться  понять его точку зрения и т.д.); – задавать вопросы, отвечать на вопросы других; – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить  что­то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого­то или научить чему­то; в устной или письменной  форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь  о ясности, точности выражения мысли; – осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам  зрения;  – вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять  взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;    – строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие  языковые средства.  : Выпускник получит возможность научиться   – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; – оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; – инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; – создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить  их и использовать в них  разнообразные средства языка;  – применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.  Требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся второго класса должны знать: — пары согласных по глухости­звонкости; —названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных); —изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости­ звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков; — виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске). уметь: 1) речевые умения: ­слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»;  ­строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований; ­выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи;                  ­соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?»; ­самостоятельно   (по   конкретным   установкам)   «добывать»   информацию   из   текстов   и   справочных   материалов   учебника,   воспроизводить   ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач; ­замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника; ­создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?); ­среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; ­­строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией; ­отличать текст от группы предложений, объяснять различие; ­определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? — в ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках; ­наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии; ­использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их; ­подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45—55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку); ­создавать   речевые   произведения   определенных   жанров:  записку,   письмо,   поздравление,   кулинарный   рецепт,   загадку,   словесную   зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку). 2) языковые (фонетико­графические и грамматические) умения: ­проводить фонетико­графический (звуко­буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если оно есть, различие в количестве звуков и букв. ­проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения; ­различать слова по их функции (слова­названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам­названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т.п. ­подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова; ­осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки); ­замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить   —значение   начала   действия,  вбежать,  влететь  —   движение   внутрь   чего'то;  хвостик,  ушки,   серенький   —  уменьшительно­ ласкательное и т.п.); ­правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста; ­замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи; ­выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца); ­давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи. 3) орфографические умения: ­обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными;                             ­использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й] (сначала без их выбора, записывая как «дробь» , а потом осуществляя выбор); ­обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны; ­замечать   буквы,   на   месте   которых   сочетаются   две   орфограммы   (например,   буква   безударного   гласного   звука   в   начале   предложения   или собственного имени (Олег,  Анюта), в безударном слоге  жи  или  ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если  он парный по глухости­звонкости (лезть, кость); ­указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости­звонкости согласных; ­применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости­звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ); ­грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по­, под­, на­, за­, до­, об­, от­, с­, в­;  ­еньк­, ­оньк­, ­ник­, ­тель­; ­пользоваться орфографическим словарем учебника; ­использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен; ­списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов, соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение. ­писать   слова   с   непроверяемыми   орфограммами:  апельсин,   арбуз,   берёза,   билет,   вагон,   ванна,   деревня,   диван,   дорога,   желать,   жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.                   1. Содержание учебного предмета «Русский язык»                                                         3 класс (170 часов) Повторение ( 20 ч)   Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен его смысл; значение основы (лексическое) и окончания  (грамматическое) ­термины  факультативны. Сочетания ­оро, ра, оло, ла, ере, ре как полногласные и неполногласные (термины факультативны).  Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы цы и ци в корнях слов и в окончаниях. Суффиксы ­ек, ­ик, их значение и правописание.  (Вопросы орфографии на уровне знакомства.)                                                                Части речи. Орфография  Слово как часть речи ( 26 ч)  Основные группы слов, их особенности и названия: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя  числительное. Личные местоимения как слова­указатели, своеобразие их использования в речи. * Как и ранее, называются только новые вопросы, рассматриваемые в связи с повторением изученного. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова­помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание  служебных Слово.Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи. Глагол (32 ч)  Глагол как часть речи, его основная роль и возможные значения. Использование глаголов в текстах о действиях людей и  животных.Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение  форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временных форм в речи. Изменение глагола в прошедшем времени по родам; правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (послала, начала  и т.  п.). Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значения форм лица, их соотношение с личными местоимениями. Образование  некоторых личных глагольных форм с чередованием согласных (бегут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвонишь,  включишь и др. Правописание ь в окончаниях глаголов 2­го л. ед.ч. (общее знакомство). Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Способ решения орфографической  задачи: ться или тся? Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, верИть, видЕть,  слышАть, обидЕть и т. п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.  Имя существительное и имя прилагательное (36ч) Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена  существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко). Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода  и числа слово?». Правописание ь на конце имен существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имен  существительных и имен прилагательных в начальной форме. Падежи имен существительных (общее знакомство), употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость  имени прилагательного от имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам. Личные местоимения как замена имени существительного в тексте, возможная неясность мысли при неудачном использовании  местоимений. Значения местоимений 1, 2, 3­го лица; образование и написание личных местоимений с предлогами. Неоправданное повторение слов в речи, использование местоимений и синонимов для устранения недочета. Имя числительное как часть речи, назначение и особенности изменения (общее знакомство), основные требования культуры речи. Обобщение (17 ч)Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов.  Характеристика имен существительных, имен прилагательных и глаголов как частей речи.                                                                                     Предложение. Текст (33 ч) Предложение Главные и второстепенные члены предложения, главные члены предложения как его основа. Предложения распространенные  и нераспространенные. Связь слов в предложении; вопросы от слова к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в  главной паре членов предложения. Текст Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием.  Организация делового текста типа инструкции (как что­то делать). Предложения со значением оценки; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной  мысли.Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его  частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.    Подводим итоги (6 ч)    3. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного процесса Для реализации данной программы используется следующее учебно­методическое обеспечение: Учебно­методическое обеспечение Учебники: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. В  2 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 Пособия для учащихся:   1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради­задачники  к учебнику «К тайнам нашего языка» для 3  класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013 2. Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 Пособие для учителей:  Соловейчик  М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. – Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 Материально­техническое обеспечение Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые  как спецификой  обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Русский язык» в частности. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:  1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты­заместители);  2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы); 3) АРМ учителя, интерактивная доска, документ­камера, принтер. Согласовано:                                                                                                                                 Согласовано: Протокол заседания МО                                                                                                             зам. директора по УВР учителей начальных                                                                                                                    ___________  /Т.В.Ступак/ классов от  27 .08.13г. №1 Рук. МО: ____________  /Л.В.Сушко /

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017