Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)
Оценка 4.8

Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
02.07.2017
Урок развития  речи.  Подготовка к сочинению– описанию  по теме: «Весна» (3 класс)
По основной дидактической цели тип урока - актуализация и систематизация ранее изученных знаний. По форме проведения – сочетание различных форм занятий (фронтальная в сочетании с индивидуальной, групповая). Принцип развивающего обучения в должной мере реализован. Каждый предшествующий момент тесно и логически связан с последующим. Обучение велось деятельностным методом, с ориентацией на личность каждого ученика, с выходом на творческий уровень.
Урок развития речи Подготовка к сочинению– описанию по теме Весна.doc
Урок развития  речи Подготовка к сочинению– описанию  по теме: «Весна» Автор – Ильина Татьяна Петровна, учитель начальных классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33», г. Бийск, Алтайский край Для   данного   урока   использовалась   большая   подготовительная   работа,   книжные сведения, материал собственного опыта, собственных наблюдений. Вся работа делится на 3 этапа: Аннотация  накопление   материала:   наблюдение,   экскурсии,   рассматривание   картин,   чтение отбор   материала   в   соответствии   с   темой:   беседы,   обсуждения,   выделение 1) дополнительной литературы; 2) существенного, отдельные записи; 3) (составление самого текста), запись, проверка. составление   плана,   орфографическая   подготовка,   речевое   оформление   сочинения По основной дидактической цели тип урока ­ актуализация и систематизация ранее изученных   знаний.   По   форме   проведения   –   сочетание   различных   форм   занятий (фронтальная в сочетании с индивидуальной, групповая). Принцип развивающего обучения в должной мере реализован. Каждый предшествующий момент   тесно   и   логически   связан   с   последующим.   Обучение   велось   деятельностным методом, с ориентацией на личность каждого ученика, с выходом на творческий уровень. Цели:   1) обучающая: ­ учить логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений; ­ закрепить на практике умение использовать литературный приём «олицетворение»; 2) воспитывающая: ­ воспитывать  самостоятельность, творческую активность; интерес к родному языку (к устному народному творчеству, живописи, музыке); любовь к природе,  родному краю; эстетические и нравственные чувства; 3) развивающая: ­ развивать эмоциональную сторону творческого воображения, связную речь   учащихся (устную и письменную), развивать чувство прекрасного. Оборудование:  ­   раздаточный   материал   (отрывки   из   книги   Н.Носова   «Незнайка   и   его друзья», отрывки из стихотворений русских поэтов, текст Незнайки…) ­ эпиграф к уроку; ­ памятки анализа текста; ­ репродукции картин с изображением весенних пейзажей (по выбору учителя); ­ рисунки детей о весне; ­ стихи о весне; ­ магнитофонная запись музыки Кристиана Синдинга «Шелест весны». ­ значки­солнышки. I .Орг. момент (Вступительное слово учителя)  (Звучит музыка Кристиана Синдинга «Шелест весны») ­ Ребята, любите бывать в лесу? Представьте, вы на лесной полянке. Ярко светит весеннее солнышко.  Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы готовы  выполнить любое трудное задание? Я думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем только радость общения. Успехов вам и удач! II. Активизация познавательной деятельности. А чтобы, узнать о чём мы будем сегодня говорить, отгадайте загадку. Тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это бывает? (весной)  Докажите. III. Практическое применение знаний. а) Целеполагание. ­ Вот сегодня мы и совершим путешествие в мир звуков и красок весны. ­ А чему мы будем учиться во время путешествия?  (высказывания детей) (Сегодня мы поговорим об этом времени года. Попробуем выяснить, как изменяется природа весной? Что опасного может произойти весной?) ­ Да, ребята, мы сегодня отправимся в гости к весне. Будем слушать её песни, всматриваться в её краски.  Постараемся понять, о чём щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки… Сегодня на уроке мы будем учиться создавать текст ­ описание  весны. (открываю тему урока) ­ Попробуем это сделать так, чтобы читатель был вместе с нами рад приходу весны, чтобы ваши слова шли от самого сердца, от   души. Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной, следует избегать повторов (тавтологии). ­ Каждый, кто будет хорошо работать на уроке, получит солнышко, которого весной становится так много.  А в конце урока мы посмотрим, кто, сколько  солнышка нам принёс вместе с весной. ­ В последнее время мы много говорили о весне на различных уроках, ходили на экскурсию в парк, проводили наблюдения за весенней природой, рисовали картины о весне, сочиняли стихи. ­   Глядя   на   ваше   творчество,   на   репродукции   картин   художников­пейзажистов, вспоминаю слова русского поэта Ивана Саввича Никитина: Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. ­ Что слышите? Какие звуки? Вот сейчас и у нас в классе зажурчал ручеёк, но не  обычный, а поэтический. ­ Кто хочет прочитать свои стихи о весне, поделиться своим творчеством ( 3­4 стихотворения) ­ Ребята, а трудно было сочинять стихи? Молодцы, у вас это получилось. Таким, образом представляли весну вы. А вот так изображали весну известные русские художники­пейзажисты. Картины, каких художников вам известны? Ребята, а для чего мы с вами сейчас слушали звуки весны, читали стихи? Все эти наблюдения помогут нам проанализировать тексты, работая в группах. Готовы? б) Подготовительная работа к написанию сочинения. Сравнение и анализ текстов. ­ У вас на партах лежат распечатки с отрывками  из стихотворений. Это уже не ваши стихи, а чьи мы узнаем в процессе урока. Наступила весна, Солнце прогрело почву. Распустились цветы на лугах. Появились листья на деревьях. Ах! Весна! Глаза фиалок Из травы глядят давно. Старый клён зелёной лапкой Постучал в моё окно. ­ Прочитайте эти тексты про себя. А кто желает прочитать выразительно вслух? ­ Из какого произведения эти отрывки и кто автор? (из книги Н.Носова «Незнайка и его друзья») ­ Кому из героев принадлежат эти слова? (написали их учёный – исследователь Знайка и поэт Цветик) ­ А сейчас сравним  эти тексты, пользуясь памяткой. (на магнитной доске памятка и у каждого на группу) 1. Тема текста. 2. Идея текста. 3. Тип речи. 4. Стиль речи. ­ Ребята, давайте вспомним, а что такое тема текста? (это то, о чём или о ком говорится в тексте) ­ Что значит идея текста? (что хотел показать автор этим текстом) ­ Назовите основные типы текста? (повествование, описание, рассуждение). ­ Вспомните и назовите 2 стиля речи  (научный и художественный) ­ А сейчас поработаем в группах.  1,3 группы анализируют по памятке 1­й текст, 2,4 группы – 2­й текст. 1,3 группы: 1) Тема – весна; 2) Идея ­ перечислить точные, научные приметы весны; ­Когда используют такие тексты? (на   уроках   окружающего   мира;     во   время   феноминутки,   когда   даём     отчёт   о погоде;  когда говорим о весенних изменениях в природе) 3) Текст – описание. А по каким признакам вы догадались, что это текст­описание? (описываются конкретные признаки весны) 4) Стиль речи – научный; 2,4 группы: 1) Тема – весна. 2) ­ Какова идея 2 текста?  (красочно словами нарисовать картину весны) 3) Текст – описание (доказывают) 4) Стиль речи – художественный (т.к. используются художественные средства, в других стилях художественные средства не используются) в) Использование «олицетворения». ­ Ребята, эти тексты написали учёный – исследователь Знайка и поэт   Цветик. А кто из героев является автором 1 текста? Докажите. ­ А автором 2­го текста? ­ Как вы догадались? ­ А какой приём использовал поэт Цветик для более выразительного описания растений? (олицетворение) ­  Кто помнит, что такое олицетворение? (даю определение по справочнику школьника) Олицетворение – перенесение человеческих качеств на неодушевлённые предметы, явления, животных, наделение их мыслями, речью. ­ Ребята, из данного отрывка найдите приём олицетворения и докажите. (дети читают отрывки, находят приём олицетворения и доказывают). ­ А где же эти олицетворения мы можем использовать? ­ И для того, чтобы продолжить работу нам нужен заряд энергии, силы. Поэтому немного отдохнём. г) Физминутка: Весной в природе всё оживает, меняется и настроение человека. Каждый из вас сейчас выпустит   лучик   солнышка,   а   вместе   с   ним   и   то   настроение,   те   чувства,   которые испытываете весной. (начинает учитель) Ребята,   посмотрите,   сколько   солнечного   света,   тепла,   прекрасного   настроения   у   нас   в классе. А сейчас откройте тетради, оформите начало классной работы. д) Составление словарика (подбор слов о весне). ­Ребята, о чём сегодня мы с вами говорим? О каком времени года? ­ Для того чтобы написать красивое сочинение­описание о весне нужно иметь богатый словарный   запас.   А   помощником   при   написании   сочинения   станет   словарик,   над которым мы с вами сейчас поработаем. ­ Какие ассоциации вызывает у вас слово весна? (высказывания детей) ­   Из   этих   слов,   которые   вы   назвали,   выберите   только   имена   существительные   и запишите их в 1 столбик. (дети пишут) ­ Давайте зачитаем найденные слова, понравившиеся имена существительные можете записать к себе в 1 столбик. ­ Я тоже записала несколько имён существительных, у кого такие  же слова, проверьте правильность их  написания. солнце ,  цветы, листочки, ледоход, ручьи, воздух, капель ­ А теперь давайте вспомним, какие слова придают нашей речи точность, выразительность, делают нашу речь богатой и красивой?  (имена прилагательные) ­   Чтобы   сочинение­описание   было   красивым,   богатым,   образным,   ярким   вы   и   должны использовать как можно больше имён прилагательных. ­   Подберите   к   каждому   имени   существительному,   записанному   в   1­м   столбике, подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите их во 2­й столбик. Если трудно найти   самостоятельно   подходящее   слово,   можно   поработать   в   группе     (дети   пишут). Озвучьте свои слова. (я вывешиваю на доску свои имена прилагательные) весёлое, доброе, ласковое, робкие, первые, нежные, чудесные, молодые, прозрачный, душистая ­ А сейчас попробуйте оживить приметы весны, придать им свойства, присущие человеку, т.е. использовать приём олицетворения. В этом нам помогут, слова какой части речи? (глаголы) ­ Выберите из записанных на доске глаголов те, которые «оживят» наш текст. Доска: весна – пришла, наступила, началась; солнце – согрело, приласкало, осветило, разбудило; цветы – распустились, разбежались (по лугу), улыбнулись; листья – шумят, шепчутся, шелестят, машут (ладошками) ­ Есть ли свои идеи? (дети называют глаголы) ­ Запишите их в 3­й столбик. Вывод: Ребята, посмотрите какой богатый словарик у нас получился. Молодцы! е) Упражнение в корректировке текста. ­ Но, однако есть такая пословица: «Поспешишь ­ людей насмешишь». Так случилось и с Незнайкой. Он тоже написал текст о весне и поспешил. Прочитайте, что у него получилось. (на каждую группу напечатан текст, 1 на доску) Горячо припекает горячее солнце. Зазеленела  зелёная  зелень. Поражает наш взгляд нежная  нежность цветов. Кругом красивая  красота! ­ Что заметили? Понравился ли вам текст Незнайки? Почему?  (есть повторы) ­ Можем ли мы помочь Незнайке?   Каким образом?  (откорректировать текст, т.е. избавиться от повторов, неудачное слово заменить синонимом) (Работа в группах – дети корректируют текст, зачёркивают слова и сверху записывают нужное, красивое).  Затем идёт защита каждой группы. ­ Ребята, когда вы напишите своё сочинение на черновике, что обязательно вам необходимо сделать? (прочитать и откорректировать) Вывод:  старайтесь не допускать подобных ошибок.    Поэтому   при   написании   сочинения   помните   о   тексте   Незнайки   и ­ Многие русские поэты воспевали приход весны в своих стихах. Но в их руках ожили не краски. С помощью чего изображали поэты весну? (с помощью великого русского слова) ­ А какой вид искусства передаёт красоту мира через звуки?  (музыка) ­ А кто изображает картины природы с помощью красок? (художники­пейзажисты) Природа – самый мудрый живописец, она сильна, прекрасна. А весна – утро года. Всё в природе находится в ожидании своего полного расцвета. Это новая жизнь – в первой зелени, цветах, в ярком солнышке, несущем свет и тепло. Природа –это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека, если сохранена в её первозданной красоте. Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого радостного настроения. ­   Какой   вывод   вы   можете   сделать   из   этого   для   себя?  (природа   –   это   красота   и богатство Родины, её надо охранять и беречь) IV. Домашнее задание: ­ А сейчас я вам предлагаю ярмарку домашнего задания, на которой вы можете приобрести любое для себя задание, по уровням: 1 уровень – пользуясь составленным словариком найти и графически обозначить знакомые вам орфограммы; 2 уровень – 1­е задание обязательное для всех плюс творческое: подобрать к сочинению название и эпиграф. А кому нужна помощь, можете воспользоваться моими предложениями в конвертиках. На следующем уроке мы продолжим работу над орфографией, составим план и создадим своё произведение о весне, т.е. напишем сочинение. V. Итог урока: ­Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. ­ Получили ли вы необходимые знания для написания сочинения­описания по теме «Весна»? ­ В чём вы испытали трудность? VI. Рефлексия. ­ Сегодня мы своим трудом внесли в копилку класса много солнышка и приблизили весну. Давайте посмотрим кто, сколько солнышка нам принёс (дети прикрепляют свои солнышки на доску). ­ Кто недостаточно работал, не огорчайтесь. Я думаю, что вся работа проделанная на уроке нужная, полезная и обязательно пригодится на следующем уроке. ­ Спасибо за работу.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития  речи.  Подготовка к сочинению– описанию  по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития  речи.  Подготовка к сочинению– описанию  по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития  речи.  Подготовка к сочинению– описанию  по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития  речи.  Подготовка к сочинению– описанию  по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития  речи.  Подготовка к сочинению– описанию  по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)

Урок развития  речи.  Подготовка к сочинению– описанию  по теме: «Весна» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017