Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
02.07.2017
По основной дидактической цели тип урока - актуализация и систематизация ранее изученных знаний. По форме проведения – сочетание различных форм занятий (фронтальная в сочетании с индивидуальной, групповая).
Принцип развивающего обучения в должной мере реализован. Каждый предшествующий момент тесно и логически связан с последующим. Обучение велось деятельностным методом, с ориентацией на личность каждого ученика, с выходом на творческий уровень.
Урок развития речи Подготовка к сочинению– описанию по теме Весна.doc
Урок развития речи
Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна»
Автор – Ильина Татьяна Петровна,
учитель начальных классов,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33»,
г. Бийск, Алтайский край
Для данного урока использовалась большая подготовительная работа, книжные
сведения, материал собственного опыта, собственных наблюдений.
Вся работа делится на 3 этапа:
Аннотация
накопление материала: наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, чтение
отбор материала в соответствии с темой: беседы, обсуждения, выделение
1)
дополнительной литературы;
2)
существенного, отдельные записи;
3)
(составление самого текста), запись, проверка.
составление плана, орфографическая подготовка, речевое оформление сочинения
По основной дидактической цели тип урока актуализация и систематизация ранее
изученных знаний. По форме проведения – сочетание различных форм занятий
(фронтальная в сочетании с индивидуальной, групповая).
Принцип развивающего обучения в должной мере реализован. Каждый предшествующий
момент тесно и логически связан с последующим. Обучение велось деятельностным
методом, с ориентацией на личность каждого ученика, с выходом на творческий уровень.
Цели: 1) обучающая:
учить логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных
наблюдений;
закрепить на практике умение использовать литературный приём «олицетворение»;
2) воспитывающая:
воспитывать самостоятельность, творческую активность; интерес к родному языку (к
устному народному творчеству, живописи, музыке); любовь к природе, родному краю;
эстетические и нравственные чувства;
3) развивающая:
развивать эмоциональную сторону творческого воображения, связную речь учащихся
(устную и письменную), развивать чувство прекрасного.
Оборудование: раздаточный материал (отрывки из книги Н.Носова «Незнайка и его
друзья», отрывки из стихотворений русских поэтов, текст Незнайки…)
эпиграф к уроку;
памятки анализа текста;
репродукции картин с изображением весенних пейзажей (по выбору учителя);
рисунки детей о весне;
стихи о весне;
магнитофонная запись музыки Кристиана Синдинга «Шелест весны».
значкисолнышки. I .Орг. момент
(Вступительное слово учителя)
(Звучит музыка Кристиана Синдинга «Шелест весны»)
Ребята, любите бывать в лесу?
Представьте, вы на лесной полянке.
Ярко светит весеннее солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши
волосы. У вас прекрасное настроение. Вы готовы выполнить любое трудное задание?
Я думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем только радость общения.
Успехов вам и удач!
II. Активизация познавательной деятельности.
А чтобы, узнать о чём мы будем сегодня говорить, отгадайте загадку.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает? (весной) Докажите.
III. Практическое применение знаний.
а) Целеполагание.
Вот сегодня мы и совершим путешествие в мир звуков и красок весны.
А чему мы будем учиться во время путешествия? (высказывания детей)
(Сегодня мы поговорим об этом времени года.
Попробуем выяснить, как изменяется природа весной?
Что опасного может произойти весной?)
Да, ребята, мы сегодня отправимся в гости к весне.
Будем слушать её песни, всматриваться в её краски. Постараемся понять, о чём щебечут
птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки…
Сегодня на уроке мы будем учиться создавать текст описание весны.
(открываю тему урока)
Попробуем это сделать так, чтобы читатель был вместе с нами рад приходу весны,
чтобы ваши слова шли от самого сердца, от души. Наша речь должна быть богата по
содержанию, правильной по форме, образной, следует избегать повторов (тавтологии).
Каждый, кто будет хорошо работать на уроке, получит солнышко, которого весной
становится так много. А в конце урока мы посмотрим, кто, сколько солнышка нам принёс
вместе с весной.
В последнее время мы много говорили о весне на различных уроках, ходили на
экскурсию в парк, проводили наблюдения за весенней природой, рисовали картины о весне,
сочиняли стихи.
Глядя на ваше творчество, на репродукции картин художниковпейзажистов,
вспоминаю слова русского поэта Ивана Саввича Никитина:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Что слышите? Какие звуки?
Вот сейчас и у нас в классе зажурчал ручеёк, но не обычный, а поэтический. Кто хочет прочитать свои стихи о весне, поделиться своим творчеством
( 34 стихотворения)
Ребята, а трудно было сочинять стихи?
Молодцы, у вас это получилось. Таким, образом представляли весну вы.
А вот так изображали весну известные русские художникипейзажисты.
Картины, каких художников вам известны?
Ребята, а для чего мы с вами сейчас слушали звуки весны, читали стихи?
Все эти наблюдения помогут нам проанализировать тексты, работая в группах. Готовы?
б) Подготовительная работа к написанию сочинения. Сравнение и анализ текстов.
У вас на партах лежат распечатки с отрывками из стихотворений. Это уже не ваши стихи,
а чьи мы узнаем в процессе урока.
Наступила весна,
Солнце прогрело почву.
Распустились цветы на лугах.
Появились листья на деревьях.
Ах! Весна!
Глаза фиалок
Из травы глядят давно.
Старый клён зелёной лапкой
Постучал в моё окно.
Прочитайте эти тексты про себя. А кто желает прочитать выразительно вслух?
Из какого произведения эти отрывки и кто автор?
(из книги Н.Носова «Незнайка и его друзья»)
Кому из героев принадлежат эти слова?
(написали их учёный – исследователь Знайка и поэт Цветик)
А сейчас сравним эти тексты, пользуясь памяткой.
(на магнитной доске памятка и у каждого на группу)
1. Тема текста.
2. Идея текста.
3. Тип речи.
4. Стиль речи.
Ребята, давайте вспомним, а что такое тема текста?
(это то, о чём или о ком говорится в тексте)
Что значит идея текста? (что хотел показать автор этим текстом)
Назовите основные типы текста? (повествование, описание, рассуждение).
Вспомните и назовите 2 стиля речи (научный и художественный)
А сейчас поработаем в группах. 1,3 группы анализируют по памятке 1й текст,
2,4 группы – 2й текст.
1,3 группы:
1) Тема – весна;
2) Идея перечислить точные, научные приметы весны;
Когда используют такие тексты?
(на уроках окружающего мира; во время феноминутки, когда даём отчёт о
погоде; когда говорим о весенних изменениях в природе)
3) Текст – описание. А по каким признакам вы догадались, что это текстописание? (описываются конкретные признаки весны)
4) Стиль речи – научный;
2,4 группы:
1) Тема – весна.
2) Какова идея 2 текста? (красочно словами нарисовать картину весны)
3) Текст – описание (доказывают)
4) Стиль речи – художественный (т.к. используются художественные средства,
в других стилях художественные средства не используются)
в) Использование «олицетворения».
Ребята, эти тексты написали учёный – исследователь Знайка и поэт Цветик. А кто из
героев является автором 1 текста? Докажите.
А автором 2го текста? Как вы догадались?
А какой приём использовал поэт Цветик для более выразительного описания растений?
(олицетворение)
Кто помнит, что такое олицетворение?
(даю определение по справочнику школьника)
Олицетворение – перенесение человеческих качеств на неодушевлённые предметы,
явления, животных, наделение их мыслями, речью.
Ребята, из данного отрывка найдите приём олицетворения и докажите.
(дети читают отрывки, находят приём олицетворения и доказывают).
А где же эти олицетворения мы можем использовать?
И для того, чтобы продолжить работу нам нужен заряд энергии, силы. Поэтому немного
отдохнём.
г) Физминутка:
Весной в природе всё оживает, меняется и настроение человека. Каждый из вас сейчас
выпустит лучик солнышка, а вместе с ним и то настроение, те чувства, которые
испытываете весной.
(начинает учитель)
Ребята, посмотрите, сколько солнечного света, тепла, прекрасного настроения у нас в
классе. А сейчас откройте тетради, оформите начало классной работы.
д) Составление словарика (подбор слов о весне).
Ребята, о чём сегодня мы с вами говорим? О каком времени года?
Для того чтобы написать красивое сочинениеописание о весне нужно иметь богатый
словарный запас. А помощником при написании сочинения станет словарик, над
которым мы с вами сейчас поработаем.
Какие ассоциации вызывает у вас слово весна? (высказывания детей)
Из этих слов, которые вы назвали, выберите только имена существительные и
запишите их в 1 столбик. (дети пишут)
Давайте зачитаем найденные слова, понравившиеся имена существительные можете
записать к себе в 1 столбик.
Я тоже записала несколько имён существительных, у кого такие же слова, проверьте
правильность их написания.
солнце , цветы, листочки, ледоход, ручьи, воздух, капель А теперь давайте вспомним, какие слова придают нашей речи точность, выразительность,
делают нашу речь богатой и красивой? (имена прилагательные)
Чтобы сочинениеописание было красивым, богатым, образным, ярким вы и должны
использовать как можно больше имён прилагательных.
Подберите к каждому имени существительному, записанному в 1м столбике,
подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите их во 2й столбик. Если трудно
найти самостоятельно подходящее слово, можно поработать в группе (дети пишут).
Озвучьте свои слова.
(я вывешиваю на доску свои имена прилагательные)
весёлое, доброе, ласковое, робкие, первые, нежные, чудесные, молодые, прозрачный,
душистая
А сейчас попробуйте оживить приметы весны, придать им свойства, присущие человеку,
т.е. использовать приём олицетворения.
В этом нам помогут, слова какой части речи? (глаголы)
Выберите из записанных на доске глаголов те, которые «оживят» наш текст.
Доска:
весна – пришла, наступила, началась;
солнце – согрело, приласкало, осветило, разбудило;
цветы – распустились, разбежались (по лугу), улыбнулись;
листья – шумят, шепчутся, шелестят, машут (ладошками)
Есть ли свои идеи? (дети называют глаголы)
Запишите их в 3й столбик.
Вывод: Ребята, посмотрите какой богатый словарик у нас получился. Молодцы!
е) Упражнение в корректировке текста.
Но, однако есть такая пословица: «Поспешишь людей насмешишь».
Так случилось и с Незнайкой. Он тоже написал текст о весне и поспешил.
Прочитайте, что у него получилось.
(на каждую группу напечатан текст, 1 на доску)
Горячо припекает горячее солнце.
Зазеленела зелёная зелень.
Поражает наш взгляд нежная нежность цветов.
Кругом красивая красота!
Что заметили? Понравился ли вам текст Незнайки? Почему? (есть повторы)
Можем ли мы помочь Незнайке? Каким образом? (откорректировать текст, т.е.
избавиться от повторов, неудачное слово заменить синонимом)
(Работа в группах – дети корректируют текст, зачёркивают слова и сверху записывают
нужное, красивое). Затем идёт защита каждой группы.
Ребята, когда вы напишите своё сочинение на черновике, что обязательно вам необходимо
сделать? (прочитать и откорректировать)
Вывод:
старайтесь не допускать подобных ошибок.
Поэтому при написании сочинения помните о тексте Незнайки и Многие русские поэты воспевали приход весны в своих стихах. Но в их руках ожили не
краски. С помощью чего изображали поэты весну? (с помощью великого русского слова)
А какой вид искусства передаёт красоту мира через звуки? (музыка)
А кто изображает картины природы с помощью красок? (художникипейзажисты)
Природа – самый мудрый живописец, она сильна, прекрасна. А весна – утро года.
Всё в природе находится в ожидании своего полного расцвета. Это новая жизнь – в первой
зелени, цветах, в ярком солнышке, несущем свет и тепло.
Природа –это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека, если сохранена в её
первозданной красоте.
Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого
радостного настроения.
Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (природа – это красота и
богатство Родины, её надо охранять и беречь)
IV. Домашнее задание:
А сейчас я вам предлагаю ярмарку домашнего задания, на которой вы можете
приобрести любое для себя задание, по уровням:
1 уровень – пользуясь составленным словариком найти и графически обозначить
знакомые вам орфограммы;
2 уровень – 1е задание обязательное для всех плюс творческое: подобрать к
сочинению название и эпиграф.
А кому нужна помощь, можете воспользоваться моими предложениями в конвертиках.
На следующем уроке мы продолжим работу над орфографией, составим план и создадим
своё произведение о весне, т.е. напишем сочинение.
V. Итог урока:
Наш урок подошёл к концу. Подведём итог.
Получили ли вы необходимые знания для написания сочиненияописания
по теме «Весна»?
В чём вы испытали трудность?
VI. Рефлексия.
Сегодня мы своим трудом внесли в копилку класса много солнышка и приблизили
весну. Давайте посмотрим кто, сколько солнышка нам принёс (дети прикрепляют свои
солнышки на доску).
Кто недостаточно работал, не огорчайтесь. Я думаю, что вся работа проделанная на уроке
нужная, полезная и обязательно пригодится на следующем уроке.
Спасибо за работу.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)
Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)
Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)
Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)
Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)
Урок развития речи. Подготовка к сочинению– описанию по теме: «Весна» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.