Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов, авторы-составители Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. к учебно-методическому комплекту «Русский язык», авторы Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. М, Просвещение. 2011 г.
Программа русский язык 5-9классы.doc
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 59 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне;
Федерального базисного учебного плана;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
Программы по русскому языку для 59 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского(Москва, «Просвещение», 2007 г.)
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку;
календарнотематический план; общая характеристика курса; место предмета в учебном плане, требования к результатам обучения и
освоению содержания курса (специальные и общие предметные умения, навыки); основное содержание курса, планируемые результаты
изучения курса, перечень учебнометодического обеспечения; средства контроля.
Общая характеристика курса
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование
коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Для реализации Рабочей программы используется учебнометодический комплект, включающий: учебник, методические рекомендации к
учебнику, дидактические материалы, диктанты по русскому языку.
Главная идея обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся,
помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного
восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как
основным средством общения.
Обоснованность программы. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена
понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся
осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками
самоконтроля.
Предмет «Русский язык принадлежит образовательной области «Филология».
1 Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовой ценности,
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах,
основных нормах русского литературного языка речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых
грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (57, 89 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёныхрусистах; овладение основными нормами
русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способностей к
анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально – культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного
языка в развитии и воспитании личности ребёнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Место и роль курса в обучении.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи
информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам
русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
2 Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но
и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно
связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно
практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные
цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и
структурировано на основе компетентностного подхода.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетенции учащихся. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой
системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного
языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих
познавательных задач: формирования у учащихся научнолингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке
(его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие
логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных
умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Сроки реализации программы – 5 лет (20122017 г.г.)
Структура и принципы отбора материала. Программа содержит:
3 отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и
словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни
общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;
речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных
умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, об орфографии и пунктуации;
перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между
различными разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе обучения на
предшествующей ступени. Соблюдая преемственность, предусматривается обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне
трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и
использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить
интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством
учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от
однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для развития познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка,
прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее
пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для
повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных
видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебников содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные,
разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого
развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность
действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы
над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи,
условия для его организации.
Место предмета в учебном плане.
Занятия по предмету проводятся в форме уроков. Данная рабочая программа предусматривает следующее базовое распределение часов:
4 5 класс: 204 ч. (102ч. из федерального компонента и 102 ч. из регионального компонента, 6ч. в неделю ,34 учебных недели)
6 класс: 204 часов( 102ч. из федерального компонента и 102 ч. из регионального компонента ,6 часов в неделю, 34 учебных недели)
7 класс: 136 часов из расчёта 4 часа в неделю, 34 учебных недели. (102ч. из федерального компонента + 34 часа из регионального компонента
).
8 класс: в год –102ч. в неделю – 3 часа из федерального компонента. Количество учебных недель – 34.
9 класс: 68 часов (2 часа в неделю из федерального компонента. Количество учебных недель34 )
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа
предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи
используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочиненийминиатюр и другие
творческие задания.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урокбеседа, повторительнообобщающий урок, урок исследование, уроклекция, уроксеминар, урокпрактикум,
урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический,
лексикофразеологический, речеведческий);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой(целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих
работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
письмо под диктовку;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
взаиморецензирование;
5
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический,
лексикофразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее,
ознакомительноизучающее, ознакомительнореферативное и др.;
аудирование;
информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
создание текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебнонаучной, социальнокультурной и деловой сферах общения, с
учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в
практике речевого общения;
участие в дискуссии;
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка;
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
работа с различными информационными источниками: учебнонаучными текстами, справочной литературой, средствами массовой
информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
6 Логические связи предмета с другими предметами учебного (образовательного) плана:
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество
их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях,
развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально – смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка и их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы
речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы;
определять ему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности
текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально – культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую
информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими
словарями, справочной литературой;
7 говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать номы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки,
недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека
и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способностей к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность:
Определяет структуру объекта познания, ищет и выделяет значимые функциональные связи и отношения между частями целого.
Разделяет процессы на этапы, выделяет характерные причинноследственные связи.
Определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Сравнивает, сопоставляет, классифицирует объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Различает факт, мнение, доказательство, гипотезу.
Исследует несложные практические ситуации, выдвигает предложения, понимает необходимость их проверки на практике.
8 Творчески решает учебные и практические задачи: умеет мотивированно отказаться от образца, ищет оригинальные решения,
самостоятельно выполняет различные творческие работы, участвует в проектной деятельности.
Информационнокоммуникативная деятельность:
Адекватно воспринимает устную речь и передает содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде.
Осознанно читает тексты различных стилей и жанров.
Владеет монологической и диалогической речью.
Создает письменные высказывания с заданной степенью свернутости (кратко, полно).
Составляет план. Приводит примеры, подбирает аргументы, формулирует выводы. Отражает в устной или письменной форме
результаты своей деятельности.
Перефразирует мысль.
Выбирает и использует знаковые системы (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения.
Использует для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии,
словари, Интернетресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность:
Владеет навыками контроля и оценки своей деятельности.
Ищет и устраняет причины возникших трудностей.
Оценивает свои учебные достижения, поведение. Может совместно работать: согласовывать и координировать деятельность с
другими участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.
Содержание
Учебнотематический план
5 класс:
Колво часов
Колво
контрольных
Развитие речи
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и
письменное.
Повторение изученного в начальных классах
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
Лексика. Культура речи.
3
27
35
16
11
1
2
1
1
1
4
6
3
2
9 Морфемика. Орфография. Культура речи.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Самостоятельные и служебные части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение и систематизация изученного.
ИТОГО
26
1
24
15
36
16
204
2
2
2
2
1
14
4
4
4
7
2
37
Учебнотематический план 6 класс:
Содержание
Вводный урок. Русский язык – один из развитых
языков мира.
Повторение изученного в 5 классе.
Лексика и фразеология. Культура речи.
Колво
часов
1
Колво
контрольных
Развитие
речи
19
15
1
1
2
2
10 Введение
1
Вводный урок
(урок 1)
Повторение
изученного в 56
кл. (уроки 216)
Причастие
(уроки 1756)
Повторение
Словообразование. Орфография. Культура речи.
изученного в 5
Имя существительное.
6 классах
Имя прилагательное.
Морфология
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
Морфология
40
(31+2+7)
15
(11+1+3)
Повторение и систематизация изученного в 6 классе.
Морфология
Деепричастие
(уроки 5768)
Наречие
(уроки 6996)
12
(9+1+2)
28
(22+2+4)
ИТОГО
Морфология
Морфология
Морфология
Морфология
Морфология
Учебно
класс:
Морфология
Повторение и
систематизаци
я изученного в
57 кл.
Категория
состояния
(уроки 97101)
Служебные
части речи
( Урок 102)
Предлог
(уроки 103114)
Союз
(уроки115131)
Частица (уроки
132152)
Междометие
(уроки153157)
Повторение
(уроки 158136)
5
(3+2)
1
13
(10+1+2)
17
(14+1+2)
21
(17+1+3)
5
(3+0+2)
18
(13+1+4)
4
2
6
2
5
6
29
0
3
8
2
4
2
0
1
2
4
3
1
1
1
1
1
1
1
9
0
1
30
22
28
2
18
29
33
1
15
2
204
0
0
1
1
1
0
1
тематический план 7
11
Всего уроков
Уроки 1136
175
(136+10+29)
10
29 Учебнотематический план 8 класс:
Содержание
Колво часов Количество контрольных
работ
Развитие речи
Функции русского языка в современном мире.
Повторение пройденного в VVII классах.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.
Двусоставные предложения.
Второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения.
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Уточняющие члены предложения
Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Синтаксические конструкции с чужой речью.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе
1
12
5
16
12
17
13
19
11
14
15
9
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
ИТОГО
102
11
Учебнотематический план 9 класс:
3
2
4
3
3
2
2
2
4
25
12 Содержание
Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5 8 классах
Сложное предложение. Культура речи.
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с различными видами связи
Общие сведения о языке
Систематизация изученного по фонетике, лексике,
грамматике и правописанию, культуре речи
ИТОГО
Колво
часов
1
7
2
9
33
10
10
3
10
68
Колво
контрольных
Развитие
речи
1
1
2
1
1
1
7
1
3
8
2
2
2
18
5 класс
Основное содержание курса
Язык важнейшее средство общения
Повторение пройденного в 1 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных
окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее
употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное
написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
13 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения
(повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными
союза ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.
Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с
двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а
также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из
разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и
безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные
согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные.
Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные
признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
14 Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед
гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова.
Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в
свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с
использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова.
Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в
слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях лож
лаг, рос раст. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в
географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет,
журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род
существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на ия, ий, ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
15 II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно
(например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительныесинонимы для более точного выражения мыс лей и для устранения неоправданного повтора
одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление
буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательнымисинонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений
одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на ть (ться), ти (тись), чь (чься). Правописание ться и чь (чься) в неопределенной форме
(повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов бер бир, дер дир, мер мир, nep пир, тер тир, стел
стил. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала,
поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глаголсказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным
существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголысинонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного
выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
6 класс
16 Русский язык один из развитых языков мира
Повторение пройденного в 5 классе
Деление текста на части; официальноделовой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и
стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов.
Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или
профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) приставочный, суффиксальный, приставочно
суффиксальный, бессуффиксный; осново и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и
словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в' корнях гор гар, кос кас. Правописание гласных в приставках пре и при, буквы ы и и
после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план.
Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен
существительных.
17 Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах ек, ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах ок (ек), онк, онок.
Согласные ч и щ в суффиксе чик (щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на мя, правильно употреблять в речи несклоняемые
существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например,
белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительноласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.
Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в
суффиксах ан (ян), ин, онн (енн) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов к и ск. Слитное и дефисное написание
сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения,
определять значение суффиксов в именах прилага тельных (уменьшительноласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный
пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые.
Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных.
Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в
сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут
пять, километров десять).
III. Публичное выступление призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
18 I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений.
Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3го лица после предлогов. Образование неопределенных
местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами то, либо, нибудь и после приставки кое.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно
использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами
в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы.
Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах ова(ть), ева(ть) и ыва(ть), ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица коголибо из его героев. Рассказ
по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
Сочинение на выбранную тему.
7 класс
1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и
справочной литературой.
2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.
2.1.Синтаксис и пунктуация
Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения;
строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.
Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
2.2. Лексика и фразеология.
19 Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
2.3. Фонетика и орфография.
Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и
написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
2.4. Словообразование и орфография.
Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
2.5. Морфология и орфография.
Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.
Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
2.6. Урокпрактикум
Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.
2.7. Текст. Стили литературного языка.
Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.
Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.
3. Морфология и орфография. Культура речи.
3.1. Причастие.
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль
причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий,
определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в
форме рассуждения.
3.2. Деепричастие.
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в
предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголомсказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же
лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия;
находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
20 3.3. Наречие.
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям
прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
3.4. Категория состояния.
Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в
положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и
категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять
синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в
тексте.
4. Служебные части речи.
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
5. Повторение изученного в 7 классе.
Знать определения основных изученных в 5 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных
правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
8 класс
Общие сведения о языке
Повторение пройденного в VVII классах
Синтаксис и пунктуация
I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса.
II. Умение из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст.
Словосочетание
21 I.Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды
словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по
значению словосочетания.
Простое предложение
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать
предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Двусоставные предложения
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное
глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глаголсказуемое с подлежащим,
выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).
Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по
значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенноличные, неопределенно
личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
22 II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами
(соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов
предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире
при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид
обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения
с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные
конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.
Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями,
междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи
предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
23
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Рабочая программа по русскому языку 5-7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.